Научная статья на тему 'Хронологизация и районирование эпиграфических памятников Казанского ханства: проблемы и предварительные результаты'

Хронологизация и районирование эпиграфических памятников Казанского ханства: проблемы и предварительные результаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / ЭПИГРАФИКА / ПАМЯТНИКИ / ХРОНОЛОГИЗАЦИЯ / РАЙОНЫ / KAZAN KHANATE / EPIGRAPHY / MONUMENTS / CHRONOLOGIZATION / DISTRICTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гариф Нурулла Гиматдинович

Статья посвящена проблемам хронологизации и районирования эпиграфических памятников периода Казанского ханства как известно, источников по истории Казанского ханства крайне мало. По последним данным, в центральной части Казанского ханства к сегодняшнему дню известно 290 надгробных камня (всего 296). Эти памятники расположены на территории 93 деревень и занимают территорию 16 района, расположенных вокруг города Казани. Эпиграфические памятники периода Казанского ханства сохранились и в дали от центральных земель. Это прежде всего Кировская область и Чувашия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRONOLOGY AND REGIONALIZATION OF THE EPIGRAPHIC MONUMENTS OF KAZAN KHANATE: ISSUES AND PRELIMINARY RESULTS

The article is dedicated to the issues of chronology and zoning of epigraphic monuments dating back to the Kazan Khanate period. As is known, the sources on the history of the Kazan Khanate are very scarce. According to the most recent information, a total of 290 gravestones (out of 296) aer located in the central part of Kazan Khanate. The monuments are located in 93 villages and occupy the territory of the 16th district encircling the town of Kazan. Epigraphic monuments of the Kazan Khanate period have also preserved in regions away from the central lands. These are primarily the Kirov region and Chuvashia.

Текст научной работы на тему «Хронологизация и районирование эпиграфических памятников Казанского ханства: проблемы и предварительные результаты»

УДК 930.2

ХРОНОЛОГИЗАЦИЯ И РАЙОНИРОВАНИЕ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Н.Г. Гариф

CHRONOLOGY AND REGIONALIZATION OF THE EPIGRAPHIC MONUMENTS OF KAZAN KHANATE: ISSUES AND PRELIMINARY RESULTS

Статья посвящена проблемам хронологизации и районирования эпиграфических памятников периода Казанского ханства как известно, источников по истории Казанского ханства крайне мало. По последним данным, в центральной части Казанского ханства к сегодняшнему дню известно 290 надгробных камня (всего 296). Эти памятники расположены на территории 93 деревень и занимают территорию 16 района, расположенных вокруг города Казани. Эпиграфические памятники периода Казанского ханства сохранились и в дали от центральных земель. Это прежде всего Кировская область и Чувашия.

Ключевые слова: Казанское ханство, эпиграфика, памятники, хронологизация, районы.

The article is dedicated to the issues of chronology and zoning of epigraphic monuments dating back to the Kazan Khanate period. As is known, the sources on the history of the Kazan Khanate are very scarce. According to the most recent information, a total of 290 gravestones (out of 296) aer located in the central part of Kazan Khanate. The monuments are located in 93 villages and occupy the territory of the 16th district encircling the town of Kazan. Epigraphic monuments of the Kazan Khanate period have also preserved in regions away from the central lands. These are primarily the Kirov region and Chuvashia.

Keywords: Kazan Khanate, epigraphy, monuments, chronologization, districts.

Документальных источников по истории Казанского ханства мало. Этот пробел частично восполняется эпиграфическими памятниками.

Изучение эпиграфических памятников отнясящихся ханскому времени началось в середине XIX в. Этому способствовало образование в 1878 г. Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, активными членами которого были И.А.Износков, С.М. Шпилевский, К.И. Невоструев, Н.А. Толмачев и др. Ими было начато изучение и учет эпиграфических памятников. В изучении булгаро-татарских древностей активно участвовали и первые представители зарождающейся национальной исторической науки Ш.Марджани, Г. Ахмеров, К. Насыйри, Р. Фахретдин.

В советское время исследованиями истории с изучением эпиграфических памятников Казанского ханства занимались такие известные историки, как Н.И. Воробьев, Н.Ф. Калинин, Х.Г. Гимади, Г.М. Рахим, Ш.Ф. Мухамедьяров, Г.В. Юсупов, А.Х. Халиков, Ф.С. Хакимзянов, Р.Г. Фахрутдинов.

В последние годы изучению эпиграфических памятников посвящены работы М.И. Ах-метзянова, Д.Г. Мухаметшина, Н.И. Наккаша, Р.Ф. Марданова, И.Г. Хадиева и др.

В центральной части Казанского ханства, где в основном проживала татарская часть населения, к сегодняшнему дню известно 292 надгробных камня (всего 299). Эти памятники расположены на территории 94 деревень (Высокогорский район, в 21 деревнях - 77 памятника; Арский, 16-60; Атнинский, 8-52; Зеленодольский, 13-25; Пестречинский, 8-17; Сабинский, 7-10; Рыбно-Слободский, 4-8; Тюлячинский, 4-9; Кайбицкий, 2-6; Балтасинский, 2-3; Верхнеуслон-ский, 2-3; Тетюшский, 2-2; Лаишевский, 1-1; Мамадышский, 2-3; Апастовский, 1-1. В городе Казане - 12. Эпиграфические памятники занимают территорию 16 района, расположенные вокруг города Казани.

Два надгробных камня, времени ханского периода, находятся на расстоянии 120 км к северу от Казани (дер. Смаиль, Балтасинского района). Расстояние от Казани до самого восточного памятника 115-120 км (Мамадышский район, дер. Берсут-Сукачы и Верхний Сунь), до самого юго-западного - 110 км (Кайбицкий район, дер. Старые Тябердино), до самого южного 50 км (Лаишевский район, бывшая деревня Япанчы - зона Куйбышевского затопления). До самого западного памятника времени Казанского ханства - 160 км, расположенный на территории села Чебаково, Ядринского района, Республики Чувашии.

Рис. 1. Удаленность эпиграфических памятников от Казани и их количественное соотношение.

А - Казань; Б - Шигалиево; С - Алат; Д - Ставка ханской регулярной гвардии; Е - Арск;

F - «Мешинский городок»- Утернясьское городище (Изминское); G - Чаллынское городище;

H - Северная граница центральной части Казанского ханства

По писцовым книгам, в центральной части Казанского ханства, известно 700 селений (здесь не учтены селения, которые были уничтожены и чьи остатки сохранились в виде археологических памятников и «пустошей» в писцовых книгах). Основная часть деревень удаленных от Казани на расстоянии 25-30 км, в основном соответствуют расположению современных татарских деревень. Примечательно то, что каменные надгробия в основом сохранились только в ареале проживания татарской части населения. Например во времена ханства на территории современного Лаишевского района по подчетам было 93 татарских селений (к 1992 году 70 селений из которых только 8 татарских) [3. с. 63-82]. На данный момент в Лаишевском районе известно лишь один памятник ханской времени (бывш. дер. Япанчы). Известно что, после завоевания Казани татарское население практически было изгнано с территории города и от его подступов на 30, а от больших рек на 15-20 км. Этот процесс отложил свой отпечаток и в сохранности эпиграфических памятников на данных территориях. Например, в Высокогорском районе ближайшее местонахождение надгробных памятников сохранились на расстоянии 15-25, Зеленодольском районе 30, в Пестречинском районе - 45 км от города Казани. В самом городе Казани, до масштабных археологических исследовании в кремле и на прилежающей к ней территории было известно лишь один надгробный камень ханского периода, найденный в 1814 г. при строительстве торговых рядов («Казанском гостином ряду» - совр. ул. Кремлевская) [1. №12]. Этот памятник ханского времени датированный 1530 г., сохранился в хорошем состоянии благодаря тому что, татары установили его в стене мечети Марджани.

Как видно из графика (рис. 1) изгнание татарского населения от города и близ лежащих селений, в результате колониальной политики Москвы, отразилось в количестве и сохранности исторических памятников прошлого. Пришлое население и церковно-монастырское землевладение, внедрявшееся вокруг города Казани, пренебрежительно относился памятником татарского населения. По преданиям надмогильные камни использовались при строительстве церквей, каменных

/V А

НУМИЗМАТИКА И ЭПИГРАФИКА

187

зданий и на другие хозяйственные цели (Последний пример: 1996 году найдена мусульманская надмогильная плита в стене Благовещенского собора) [6. с. 14].

При хронологическом анализе работ исследователей прошлого века, видно что, исчезновение и разрушение эпиграфических памятников происходили и в XX в. Памятники с каждым годом подвергаются разрушению не только от природных атмосферных причин, но также и человеческими руками. Почитание и страх, в силу религиозности татарского населения служили в течение столетий надежной охраной памятников. Развитие антирелигиозной пропаганды, насильственная коллективизация сыграли отрицательную роль в сохранности памятников.

Эпиграфические памятники Казанского ханства частично сохранились и в дали от центральных земель. Один из таких островков, расположенный на северных границах ханства, является современное село Нукрат (Карино-Кариле) Слободского района Кировской области. Расстояние от села до Казани 330 км.

Эпиграфические памятники времен Казанского ханства имеются и на территории современной Чувашии. Кладбища, на которых были установлены надгробные камни с эпитафиями, выполнены обычно арабским шрифтом, редко - руническими знаками: в Чебоксарском районе - Яушский, в Моргаушском - Ирхкасинский, в Цивильском - Тойсинский могильники. Основная масса могильников с каменными надгробиями и эпитафиями сохранилась в восточных и южных районах Чувашии (в Козловском, Урмарском, Янтиковском, Яльчикском, Батыревском районах) [2. с. 38-39]. В нашем случает эти памятники остаются вне зоны наших исследовании.

Из 283 камней, около 80 надгробий имеет информацию (80-100%) о дате установления камня, имена и титулы умерших (погибших). Примечательно то что, из 16 случаях (свыше 20%), упоминается что похороненные «погибли от рук неверных» или «погибли при приходе московского воинства». По количественным и качественным отношениям, сохранившихся надгробных памятников, хорошо прослеживается экономическое развитие государства в мирные вермена и его упадок в периоды войны (рис. 2).

145 Р 1460 1Ч?р И80 /*Зо 1500 1510 15Ю ЧЗо 15ГО '550

Рис. 2. Количество устанановленных памятников по годам.

А-В - Иван III организовал семь походов на Казань: в 1467, 1469, 1478, 1482, 1484, 1485 и 1487, годах; В-С — Мирная жизнь между 1508-1523 годами; С-Д — Походы на Казань в 1523-1530 годы; Д-Е — Мирная жизнь между 1530—1547 годами; Е-Е — С конца 1540-х годов начались общеизвестные в истории «казанские

походы Ивана Грозного».

В терминологии эпиграфических памятников отражается социальный слой феодалов и места расположения их вотчин [4. с. 12-28]. Это иерархическая структура феодального образования, в некоторых случаях, прослеживается и в названиях деревен, и в местах их расположения.

Казанское ханство в административном отношении делилось на даруги (территория, с которой собирался ясак для жизнеобеспечения государственной системы) и улусы (вотчины беков, мирз и т.д.). Система управления в этих административных территориях имела свои особенности. Право управления в улусах (вотчинных землях) принадлежало его владельцам [5, с. 115-117].

Города Казанского ханства являлись и центрами улусных образований. Некоторые укрепленные поселения играли роль военных укреплений и феодальных замков. Это тенденция прослеживается и по расположению, и по количеству установленных эпиграфических памятников. Судя по сохранившимся надписям, среди них были беки и мирзы, духовные деятели и военные. На основе изучения и анализа эпиграфических памятников появляется возможность освещения узловых вопросов феодально-вассальных взаимоотношений между центром и регионами (улусами).

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив КФАН СССР. Ф. 8, оп. 1, ед.хр. 62-64.

2. Воробьев Н.И., Львова А.Н. Романова Н.П., Симонова А.Р. Чуваши. Ч. 1. Чебоксары, 1956. С. 38-39.

3. Галлямов Р.Ф. Селения Лаишевской стороны в XVI — в начале XVII вв. // История Лаишевского края, 1997. С. 63—82.

4. Гариф Н.Г. Казан ханлыгы чоры ташъязмалары. Казань, ТФА, Тарих Институты басмаханэсе, 2010. 128 б.

5. Гариф Н.Г. Казан ханлыгы. (Оешу тарихы, идарэ системасы, админстратив бYленеше Ьэм феодал вассаллык менэсэбэтлэре.). Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2006. 175 б.

6. Нэщип НЖКАШ-ИСМЭГЫЙЛ. Христиан чиркэвендэ меселман ядкэрлэре. «Мэдэни ^омга», 1997. №18. 14 б.

Информация об авторе:

Гариф Нурулла Гиматдинович, кандидат исторических наук, краевед (Казань, Российская Федерация); [email protected]

About the Author:

Garif Nurulla G., Candidate of Historical Sciences, Local Historian (Kazan, Russian Federation); [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.