Научная статья на тему 'Новые методы преподавания химии'

Новые методы преподавания химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1183
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ХИМИЯ / CHEMISTRY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машукова Бэла Султановна, Алакаева Зоя Таловна

В статье рассматриваются новые творческие подходы к изучению и преподаванию химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые методы преподавания химии»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

Новые методы преподавания химии Машукова Б. С.1, Алакаева З. Т.2

1Машукова Бэла Султановна /Mashukova Bjela Sultanovna - кандидат химических наук,

доцент,

кафедра высокомолекулярных соединений и органической химии;

2Алакаева Зоя Таловна /Alakaeva Zoja Talovna - кандидат химических наук, доцент, кафедра химической экологии,

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в статье рассматриваются новые творческие подходы к изучению и преподаванию химии.

Abstract: in article new creative approaches to study and teaching chemistry are considered.

Ключевые слова: образование, химия, инновации. Keywords: education, chemistry, innovations.

Постижение человечеством материальной сущности мира основано, в частности, на наших знаниях в области химии. Химическое образование и распространение знаний о химии имеют чрезвычайно важное значение для решения таких проблем, как глобальное изменение климата, для обеспечения надежных источников чистой воды, продовольствия и энергии и для поддержания здорового состояния окружающей среды в интересах благополучия всех людей. Благодаря фундаментальным и прикладным направлениям химической науки производятся лекарственные препараты, топливо, металлы и практически все другие виды промышленных товаров.

Очевидно, что сегодняшние методики преподавания гораздо совершеннее тех, что были полвека назад, но при этом большинство людей признаются в том, что они ничего не понимают в науке. Поэтому можно предположить - все же существуют проблемы на уровне преподавания. И если вернуться к идеям Мари Кюри, то стоит задуматься над ее мыслью о том, что, в конце концов, «науку изучают не по книгам, ее познают на практике».

Элен Ланжевен Жоли (физик — ядерщик и внучка Пьера и Мари Кюри) утверждает: «Наука на теоретическом уровне открывает новые явления, вырабатывает новые идеи, но не указывает, чему они могут служить. Необходимо, чтобы граждане могли принимать участие в решении, как применять новые знания. Если этого не происходит, и решение принимаются без участия граждан, можно сказать, что гуманизм и наука могут оказаться по разные стороны баррикад». «Люди зачастую испытывают страх перед химией, но нужно понимать, что химия повсюду. И нет принципиальной разницы между природным продуктом и искусственным. Иначе говоря, важно выработать реальный взгляд на химию вместо различных домыслов».

Химия - наука, которая больше других интригует и удивляет. Преподаватели разных стран стараются освоить новые творческие подходы к изучению этой сложной области научных знаний. И Международный год химии в 2011 году дал толчок для развития данного направления [1].

Рассмотрим несколько примеров новых методов преподавания в мировой практике.

Благодаря предпринятым инициативам, в Хельсинки, столице Финляндии, удалось пробудить у учащихся интерес к химии. К примеру, Европейское химическое агентство (ECHA) в игровой форме учит узнавать символы химически опасных веществ [2, 3].

Система образования в Финляндии занимает сегодня в мировом рейтинге высшие позиции. Агентство ECHA было открыто в 2007 году.

В рамках агентства ребята самых разных национальностей вместе изучают новые символы химической опасности, разработанные Комиссией ЕС по классификации, маркировке и правилам упаковки. Здесь в игровой форме учащиеся изучают символы химических веществ, представляющих угрозу. Преподавание проходит на трех языках: английском, французском и финском. На уроках можно убедиться, насколько опасны некоторые химические вещества, к примеру, как натрий взаимодействует с водой, увидеть, как натрий влияет на цвет, как он горит, и как в процессе горения меняется его цвет. Ведь это наука, в основе которой лежат опыты и практические занятия.

Эксперимент - кратчайший путь к знанию. Но и видеопрограммы помогают запомнить символы опасных химических веществ. Видео игра придумана и разработана агентством ECHA. Новые предупреждающие символы введены комиссией ЕС по классификации, маркировке и правилам упаковки.

Гонконгский университет организовывает семинары и экскурсии, чтобы продемонстрировать, насколько химия прочно вошла в нашу жизнь [3].

Благодаря лабораторным исследованиям было обнаружено, что уникальные структуры камней и их химический состав определяют форму, цвет и полезность этих материалов. В зависимости от их характеристик они используются либо в строительстве, либо для создания ювелирных украшений. Визит в геологический музей включает и знакомство с горными породами, минералами и драгоценными камнями. Среди этих богатств учащиеся лицом к лицу сталкиваются с природной красотой химии.

Химический факультет университета организовал факультатив по исследованию места преступления со студентами университета, чтобы познакомить их с опытом судебной экспертизы. Студенты тщательно исследуют «место преступления», чтобы проанализировать все найденные доказательства и с помощью судебной медицины предсказать, кто является убийцей. Но это непросто. Расследование преступления является длительным процессом, который включает в себя целенаправленное изучение места происшествия и сбор физических доказательств, чтобы сделать правильные выводы и найти преступника.

Благодаря химии мы сможем не только ловить преступников, но и находить ответы на самые важные загадки мироздания. Студенты учатся собирать доказательства, проводить эксперименты, чтобы научиться делать логические выводы и найти решение. Это очень важно при научных исследованиях и научных экспериментах. Каждая улика и ее последующие лабораторные анализы могут дать ключ к разгадке: кто является исполнителем преступления. Такая методика обучения увеличивает интерес учащихся к химии в целом.

Благодаря химии мы можем не только ловить преступников, но и находить ответы на самые важные загадки мироздания.

Литература

1. International year of chemistry. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chemistry2011.org/. Сайт, посвященный Международному году химии (дата обращения: 15.07.2016).

2. ECHA (European Chemicals Agency). [Электронный ресурс]. URL: http://echa.europa.eu/. Сайт Европейского химического агентства (дата обращения: 15.07.2016).

3. European Schooling Helsinki. [Электронный ресурс]. URL: http://www.esh.fi. Сайт Европейской школы в Хельсинки (дата обращения: 15.07.2016).

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Социальная мобильность» в курсе обществознания Белянкова Е. И.

Белянкова Елена Ивановна /Belyankova Yelena Ivanovna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра правовых дисциплин, факультет истории и права, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула

Аннотация: статья посвящена проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания. Автор рассматривает данную проблему в контексте перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и подготовки к ЕГЭ. В статье приводятся примеры познавательных заданий по теме обществоведческого курса «Социальная мобильность». Abstract: the article deals with the problem of activation of cognitive activity of pupils at lessons of social science. The author examines this issue in the context of the transition to the Federal state educational standards and prepare for the Uniform State Exam. The article presents examples of cognitive tasks relating to social science course "Social mobility ".

Ключевые слова: методика обучения, активизация познавательной деятельности, обществознание, ФГОС, ЕГЭ.

Keywords: teaching methods, activation of cognitive activity, Social studies, federal state educational standard, Uniform State Exam.

УДК 372.83

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке не является новой в педагогической науке. Однако в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, этот вопрос вновь становится актуальным. Важнейшей составляющей образовательного процесса является достижение требуемых результатов обучения: метапредметных, предметных и личностных. Реализация этой задачи невозможна без активной деятельности учащихся на уроке. Стандарты делают акцент на том, что ученик становится субъектом образовательного процесса, поэтому знаниями и умениями он должен овладевать через деятельность.

Одним из путей активизации познавательной деятельности на уроке является выполнение заданий проблемного характера, использование разнообразных познавательных ситуаций-задач. В контексте данной статьи остановимся на примерах подобных заданий по теме обществоведческого курса «Социальная мобильность», которая изучается в 10 классе.

В процессе работы над темой учитель должен акцентировать внимание на таких вопросах, как понятие и виды социальной мобильности, социальные лифты, социальное неравенство, маргинальные группы, люмпены. Раскрывая основные социологические понятия, целесообразно использовать не только обществоведческие знания, но и материалы других предметов (истории, литературы), а также прибегать к личному социальному опыту учащихся. Такой подход поможет не только реализовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.