Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении темы "социальная мобильность" в курсе обществознания'

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении темы "социальная мобильность" в курсе обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / SOCIAL STUDIES / ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ЕГЭ / UNIFORM STATE EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянкова Елена Ивановна

Статья посвящена проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания. Автор рассматривает данную проблему в контексте перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и подготовки к ЕГЭ. В статье приводятся примеры познавательных заданий по теме обществоведческого курса «Социальная мобильность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белянкова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении темы "социальная мобильность" в курсе обществознания»

3. European Schooling Helsinki. [Электронный ресурс]. URL: http://www.esh.fi. Сайт Европейской школы в Хельсинки (дата обращения: 15.07.2016).

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Социальная мобильность» в курсе обществознания Белянкова Е. И.

Белянкова Елена Ивановна /Belyankova Yelena Ivanovna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра правовых дисциплин, факультет истории и права, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула

Аннотация: статья посвящена проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания. Автор рассматривает данную проблему в контексте перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и подготовки к ЕГЭ. В статье приводятся примеры познавательных заданий по теме обществоведческого курса «Социальная мобильность». Abstract: the article deals with the problem of activation of cognitive activity of pupils at lessons of social science. The author examines this issue in the context of the transition to the Federal state educational standards and prepare for the Uniform State Exam. The article presents examples of cognitive tasks relating to social science course "Social mobility ".

Ключевые слова: методика обучения, активизация познавательной деятельности, обществознание, ФГОС, ЕГЭ.

Keywords: teaching methods, activation of cognitive activity, Social studies, federal state educational standard, Uniform State Exam.

УДК 372.83

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке не является новой в педагогической науке. Однако в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, этот вопрос вновь становится актуальным. Важнейшей составляющей образовательного процесса является достижение требуемых результатов обучения: метапредметных, предметных и личностных. Реализация этой задачи невозможна без активной деятельности учащихся на уроке. Стандарты делают акцент на том, что ученик становится субъектом образовательного процесса, поэтому знаниями и умениями он должен овладевать через деятельность.

Одним из путей активизации познавательной деятельности на уроке является выполнение заданий проблемного характера, использование разнообразных познавательных ситуаций-задач. В контексте данной статьи остановимся на примерах подобных заданий по теме обществоведческого курса «Социальная мобильность», которая изучается в 10 классе.

В процессе работы над темой учитель должен акцентировать внимание на таких вопросах, как понятие и виды социальной мобильности, социальные лифты, социальное неравенство, маргинальные группы, люмпены. Раскрывая основные социологические понятия, целесообразно использовать не только обществоведческие знания, но и материалы других предметов (истории, литературы), а также прибегать к личному социальному опыту учащихся. Такой подход поможет не только реализовать

задачи, которые ставит перед учителем федеральный государственный образовательный стандарт, но и будет способствовать успешному выполнению заданий единого государственного экзамена по обществознанию.

Изучение темы традиционно начинается с раскрытия основных понятий. В связи с этим учащимся можно предложить следующее задание:

«В социологической науке существует множество определений понятия «социальная мобильность». Чем отличаются предложенные ниже определения? Какие признаки понятия «социальная мобильность» вы можете выделить?

«Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую» (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302-373) [5].

«Термин социальная мобильность обозначает перемещение отдельных людей или групп по социально-экономическим позициям» (Гидденс Э. Социология. М., 2005) [2].

Говоря о видах социальной мобильности, следует упомянуть, что в современной науке существует несколько классификаций социальной мобильности:

- горизонтальная и вертикальная;

- индивидуальная и групповая;

- межпоколенная и внутрипоколенная и др.

В связи с этим учащимся можно предложить ответить на вопрос: «Какие критерии (основания) предложенных классификаций вы можете выделить?» Данное задание будет развивать умение анализировать, систематизировать информацию.

Изучение любого теоретического вопроса обществоведческого курса следует сопровождать примерами, в противном случае учащиеся не смогут перенести теоретические знания в практическую плоскость, а, следовательно, их качество будет низким. Кроме того, многие задания второй части единого государственного экзамена по обществознанию ориентированы на проверку следующих умений: применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук [3]. Например, в мини-сочинении от ученика требуется с помощью примеров пояснить свою мысль, что позволяет продемонстрировать умение связывать теоретические проблемы с практическим пониманием, реальной жизнью [1, с. 60]. В связи с этим можно предложить учащимся два следующих задания:

1. Перед вами краткое описание биографии Чичикова, главного героя произведения Н. В. Гоголя « Мертвые души». Приведите примеры из жизни героя, иллюстрирующие его социальную мобильность. Какими социальными лифтами он воспользовался?

Чичиков родился в семье бедного дворянина, в детстве он жил в простой крестьянской избе. Потом он поступил в училище в городе, где показал себя как прилежный ученик. После смерти отца герой продал отцовский дом и землю. Получив образование, Чичиков начал службу в простой казенной палате, затем получил более выгодное место, где заработал неплохой капитал на взятках. Далее герой вынужден был переехать в другой город, где сначала служил на низких должностях, а через некоторое время получил место на таможне, где, в конце концов, стал начальником. Однако все складывалось для него не так благополучно. Он вступил в сговор с преступным сообществом и потерял все, поэтому ему пришлось начинать карьеру с нуля. Некоторое время он работал поверенным (юристом - самоучкой), и тут ему пришла в голову мысль скупать мертвые души, чтобы разбогатеть...

2. На примере своей семьи приведите примеры, иллюстрирующие различные виды социальной мобильности.

Для формирования необходимых умений и навыков, достижения метапредметных результатов обучения можно использовать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории. В связи с этим уместным будет обсудить вопрос: «Как менялась социальная мобильность в нашем государстве в разные исторические эпохи?» или

18

«Опираясь на знания, полученные из курса истории, объясните взаимосвязь социальной стратификации и социальной мобильности». При ответе следует обратить внимание на исторические типы социальной стратификации (кастовую, сословную, классовую).

Изучение вопросов, связанных с социальной мобильностью, тесно переплетается с понятием «социальные лифты». В связи с этим можно предложить учащимся выполнить следующее задание, которое тоже тесно переплетается со знаниями, полученными в курсе истории: «Опишите, используя категории социальной мобильности, явления, отраженные на следующих иллюстрациях». Для выполнения задания необходимо обратить внимание не только на тип социальной мобильности, но и на социальные лифты, а также объяснить, с какими историческими событиями и явлениями связаны предложенные иллюстрации (Рис. 1-4).

Рис. 1. В. Пукирев. Неравный брак

Рис. 2. В. Суриков. Меньшиков в Березове

Рис. 3. В. Маковский. Свидание

Рис. 4. Плакат советского времени (авт. Т. Шубина)

Примеры, иллюстрирующие социальную мобильность и социальные лифты, можно найти и в сказках. Поэтому можно предложить школьникам привести примеры из них. Яркой иллюстрацией здесь будут являться сказки «Золушка», «Дюймовочка» (в ней показаны разные виды мобильности, в том числе миграция), «Сказка о золотая

рыбке», «Свинопас» и др. Ученики должны назвать и охарактеризовать первоначальный статус героя, вид мобильности, указать социальный лифт, которым воспользовался персонаж, и личные качества, способствующие изменению статуса.

Важной составляющей темы является проблема социального неравенства. В качестве познавательного задания здесь можно предложить работу с источником. Ученикам предлагается проанализировать выдержки из монографии Рыбакова Р. П. «Бедность как социальный феномен» [4] и ответить на вопросы: «Какая из предложенных позиций ближе всего вам? Почему? Можно ли ликвидировать бедность и расслоение общества? Если да, то при каких условиях?» Данное задание ориентировано на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных (формирует ценностно-смысловые установки, социальные компетенции и др.).

«Согласно материалистическому пониманию истории, бедность является продуктом эксплуататорского общества, с его отчуждением человека от собственности, произведённого им продукта, условий самореализации и всестороннего развития, от власти. К. Маркс в «Капитале» писал как о законе «о накоплении капитала на одном полюсе и обнищании пролетариата на другом».

Представители социал-дарвинизма видят в бедности неизбежное следствие индустриального развития и роста численности населения. Бедность рассматривается как закономерное явление. Так, Т. Мальтус в работе «Опыт о законе народонаселения» попытался объяснить явление бедности естественными законами природы: «...если рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, то рост жизненных средств, необходимых для их существования, растёт только в арифметической. Все это приводит к появлению избыточного населения и недостатку питания, а, следовательно, к бедности. Государство, помогая бедным, поощряет их размножение».

Г. Спенсер связывает возникновение бедности с ростом общественного производства, и, так как остановить производство невозможно, невозможно ликвидировать бедность. По Спенсеру бедность — это социальное явление, вытекающее из некого индивидуального выбора человека. Одни люди просто несовершенны, другие приспособились к превратностям социальной жизни, а третьим подобное не удалось. Обращаясь к рассмотрению критерия бедности, Спенсер не верит в возможность определить ее четкие пределы, к тому же он отводит бедности положительную роль, считая ее движущей силой развития самой личности.

Еще одним заданием в контексте рассматриваемой темы, направленной на формирование аналитических умений, связанным также с использованием ИКТ-технологий, может являться следующее: «Проанализируйте официальную статистику, представленную на сайте Территориального органа государственной статистики Тульской области, отражающую уровень жизни населения (http://tulastat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/tulastat/ru/statistics/standards_of_life/). Какие основные показатели в ней выделены? Какие выводы можно сделать, опираясь на предложенные данные? Как изменился уровень жизни туляков за последние 10 лет?»

Таким образом, новые ФГОС требуют от учителя нового подхода к организации учебно-воспитательного процесса, основанного на активной познавательной деятельности обучающихся. Предложенная система заданий в контексте изучения одной из тем обществоведческого курса иллюстрирует некоторые возможности для реализации этой задачи.

Литература

1. Белянкова Е. И. Обществоведческое эссе: типичные ошибки и пути их преодоления // Преподавание истории в школе, 2015. № 9. С. 57-61.

2. Гидденс Э. Социология. М., 2005. 620 с.

3. Обществознание 2016. Демоверсии, спецификации, кодификаторы. Федеральный

20

институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory. (дата обращения: 16.07.2016).

4. Рыбаков Р. П. Бедность как социальный феномен: монография / Р. П. Рыбаков, А. И. Рыбакова. М.: РУСАЙНС, 2015. 138 с.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302-373.

Как и для чего развивать литературные способности детей?

Балдина М. И.

Балдина Марина Ивановна /Baldina Marina Ivanovna - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза П. И. Чиркина, г. Калининск, Саратовская область

Аннотация: в статье автор анализирует источники развития литературных способностей детей, показывает на конкретных примерах тематику литературного творчества детей разного возраста.

Abstract: in the article the author analyzes the sources of literary abilities of children, shows specific examples of the literary themes of creativity of children of different ages.

Ключевые слова: литературные способности, источники развития, тематика творчества.

Keywords: literary skills, resources development, creativity, theme.

Литературные способности развиваются в течение всей жизни человека и сочетают в себе компоненты, в основе которых лежат психические свойства (восприятие, память, воображение и т. д.). В основу своей работы я взяла исследования психолога В. П. Ягунковой, которая в течение нескольких лет изучала школьников, занимающихся литературным творчеством. Наблюдения позволили ей выявить основные компоненты литературных способностей: поэтическое восприятие действительности, эмоциональная впечатлительность, художественная наблюдательность, хорошая образная и эмоциональная память, образное мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов [3].

Эти компоненты способностей мы наблюдаем у многих школьников, которые занимаются литературным творчеством. Но мы знаем, что задатки могут заглохнуть, если для их роста не окажется благоприятных условий. И, наоборот, их можно развить, способствуя проявлению таланта.

Остановлюсь более подробно на некоторых слагаемых успешного развития литературной одаренности в условиях школьного воспитания.

Основным источником развития литературных способностей детей является чтение. Именно книги развивают воображение, дают детям уроки поэтического языка, способствует воспитанию чувства ритма. Беседы о прочитанном, обращение внимания на художественные достоинства произведений, объяснение значений новых слов положат начало формированию поэтических представлений детей.

Важно также помнить, что творческое воображение неразрывно связано с поэтическим восприятием окружающего мира. Школьники, владеющие языком художественных образов, рисуют в своих стихах необычные поэтические картины: Тихая заря в вечернем небе Светит яркой краскою багрянца. Обнимая засыпающую землю,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.