Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ'

НОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

197
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / ХІХ ВЕК / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УРБАНИЗАЦИЯ / СУЭЦКИЙ КАНАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕМОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Умиткалиев У., Лбова Л., Хабдулина М.

Предлагаемая статья посвящена анализу опыта реализации международного проекта ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан) и НГУ (Россия) 2019 г. Международный научно-образовательный проект «Древности Великой степи в потоке тысячелетий: инновации в методологии археологических и этнологический исследований» проходил в формате летней полевой школы. Местом проведения был выбран стационарный археологический лагерь ЕНУ им. Л.Н. Гумилева - местность Қырықүнгір в Восточно-Казахстанской области. В научном плане проект направлен на развитие и совершенствование методов полевых исследований в области археологии, этнологии, антропологии. В образовательном аспекте проект преследовал цель - расширение профессионального опыта и повышение квалификации студентов, магистрантов, аспирантов и молодых специалистов, развитие коммуникативных связей в молодежном сообществе. Программа школы охватила широкий спектр видов обучения: лекции, практикумы, участие в археологических раскопках разновременных объектов, полевые археологические и этнографические тематические экскурсии. Столь же значительным был спектр тематических направлений, актуальных для современной археологии и этнологии. Организация и проведение совместных научных проектов способствуют повышению уровня квалификации молодых специалистов, соответствуют целям интеграции академической науки и высшего образования. Метод летних полевых школ формирует «центр качества», соответствующий интеллектуальной среде и инфраструктуре в сфере гуманитарного образования в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Умиткалиев У., Лбова Л., Хабдулина М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHODS AND TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF ARCHEOLOGY AND ETHNOLOGY

The article is devoted to the analysis of experience in implementing the international project of L.N. Gumilyov ENU (Republic of Kazakhstan) and NSU (Russia) in 2019. The international scientific and educational project “Antiquities of the Great Steppe in the Millennium Stream: Innovations in the Methodology of Archaeological and Ethnological Research” was held in the format of a summer field school. Stationary archeological camp of ENU in the East Kazakhstan region Kyrykungir site was the venue of project. In scientific terms, the project aims to develop and improve innovation methods in archeology and ethnography field research. In the educational aspect, the project pursued the expansion of professional experience and advanced training of students, Masters and PhD students, and young professionals. Next task the development of communication in the youth community took place. The school program covered a wide range of types of training: lectures, workshops, participation in archeological excavations of different archeology epochs objects, field archeological and ethnographic thematic excursions, own scientific presentation. Equally significant was the range of thematic areas relevant to modern archeology and ethnology. The organization and conduct of joint scientific projects contribute to the improvement of the qualifications of young specialists and are consistent with the goals of integrating academic science and higher education. The method of summer field schools forms as a "center of quality" corresponding to the intellectual environment and infrastructure in the field of humanitarian education in the modern world.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ»

МРНТИ 03.41.91, 14.01.85

У.У. Умиткалиев1, Л.В. Лбова2, М.К. Хабдулина3

1 3Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан 2 Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия (E-mail:1uumitkaliev@bk.ru, 2lbovapnr5@gmail.com, 3mk_khabdulina@mail.ru)

Новые методы и технологии в профессиональной подготовке специалистов в сфере археологии и этнологии

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена анализу опыта реализации международного проекта ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан) и НГУ (Россия) 2019 г. Международный научно-образовательный проект «Древности Великой степи в потоке тысячелетий: инновации в методологии археологических и этнологический исследований» проходил в формате летней полевой школы. Местом проведения был выбран стационарный археологический лагерь ЕНУ им. Л.Н. Гумилева - местность K,ыръщYнгiр в Восточно-Казахстанской области.

В научном плане проект направлен на развитие и совершенствование методов полевых исследований в области археологии, этнологии, антропологии. В образовательном аспекте проект преследовал цель - расширение профессионального опыта и повышение квалификации студентов, магистрантов, аспирантов и молодых специалистов, развитие коммуникативных связей в молодежном сообществе. Программа школы охватила широкий спектр видов обучения: лекции, практикумы, участие в археологических раскопках разновременных объектов, полевые археологические и этнографические тематические экскурсии. Столь же значительным был спектр тематических направлений, актуальных для современной археологии и этнологии. Организация и проведение совместных научных проектов способствуют повышению уровня квалификации молодых специалистов, соответствуют целям интеграции академической науки и высшего образования. Метод летних полевых школ формирует «центр качества», соответствующий интеллектуальной среде и инфраструктуре в сфере гуманитарного образования в современном мире.

Ключевые слова: полевая школа, Кырыкунгир, интеграция науки и образования, археология и этнология, инновационные методы исследований, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, НГУ.

DOI: 10.32523/2616-7255-2020-131-2-85-94

Введение. Современная археология не ограничивается традиционными, гуманитарными методами исследования. Все шире привлекаются геоинформационные технологии и многообразные методы естественных наук. Важными требованиями в изучении древностей являются точные датировки, извлечение сведений методами дораскопочных исследований, создание виртуальных реконструкций. На первый план выдвигаются методы абсолютного

датирования: дендрохронология, радиоуглеродный анализ, методы визуального анализа с использованием компьютерных программ, приборов дистанционного зондирования. Виртуальные реконструкции особенно важны для изучения и сохранения историко-культурного наследия, для перевода их в цифровой формат. В настоящее время казахстанская археология испытывает недостаток в специалистах междисциплинарного направления. И

наша задача как образовательного центра заключается в подготовке научных кадров этого профиля. Поэтому международная полевая школа 2019 г., организованная ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и Новосибирским государственным университетом (НГУ), стала эффективной площадкой обучения гуманитариев ГГ- технологиям, знакомства и освоения 3D-инструментарий. Обучение проводилось специалистами лаборатории мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии Гуманитарного института Новосибирского государственного университета (ЛМИПИЕ) и Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) при участии преподавателей кафедры археологии и этнологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (г. Нур-Султан).

Цель статьи - показать новые направления образовательной стратегии в профессиональной подготовке археологов, этнологов в рамках общей образовательной политики вузов России и Казахстана. Представленная статья посвящена анализу опыта реализации нового проекта ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и НГУ, получившего название «Древности Великой степи в потоке тысячелетий: инновации в методологии археологических и этнографических исследований».

Проект полевой школы направлен на развитие системы дополнительного образования, на повышение квалификации молодых ученых-археологов через систему целевых конференций, серий мастер-классов и полевых школ в различном формате. Для реализации поставленных задач были привлечены специалисты-исследователи высшей квалификации в области археологии, этнографии, антропологии, естественных наук и цифровых технологий, что обеспечивает междисциплинарный и комплексный характер проекта.

Организация и проведение полевой археологической школы направлены на интеграцию академической науки и высшего образования, повышение квалификации студентов, аспирантов и молодых специалистов из вузов Сибири,

развитие коммуникационных связей в молодежном сообществе, узнаваемости ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и НГУ как ведущих исследовательских и учебно-методических центров в России и за рубежом. Полевая школа ориентирована на дополнительное обучение студентов, магистрантов,

докторантов и аспирантов новейшим технологиям полевых экспедиционных работ и методов сохранения историко-культурного наследия народов двух стран. В современных условиях особый аспект составляют практика работы со студентами в рамках индивидуальных траекторий и командной работы, развитие критического мышления, формирование навыков практической работы со сложным электронным оборудованием в экспедиционных условиях. Обучающий эффект основан на синтезе методов и методик наук о Земле, информационных технологий и гуманитарных исследований, что предполагает участие ведущих специалистов из ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Института археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК, Новосибирского государственного университета, Новосибирского научного центра СО РАН.

История международного сотрудничества кафедры археологии и этнологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева с зарубежными коллегами началась в 2010 г. с проведения казахстанско-российского научного семинара по археологии и этнографии. В работе семинара приняли участие ученые из ряда российских вузов (НГУ, Омский госуниверситет, Челябинский госуниверситет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова) и Казахстана [1]. В 2011 г. в ЕНУ им. Л.Н.Гумилева была проведена международная Зимняя археолого-этнографическая школа, в рамках которой обсуждались проблемы методологии и методики полевых этнографических работ в изучении религии, проблемы междисциплинарности и комплексности современного исследования, аспекты изучения древнего и современного искусства, визуальная антропология и т.д. В процессе проведения занятий проходили и Третьи археолого-этнографические чтения (2012

г.) с актуализацией проблем изучения археологии номадизма, археологии и этнографии народов Евразии, анализом конфессиональных и этнических процессов, их теоретической основы, знаковости и имидж-конструирования [2]. В 2013 г. была организована международная Весенняя археолого-этнографическая школа, ключевым сюжетом которой были разные аспекты праздничной культуры от архаических ритуалов инициаций до современных проблем праздничной культуры народов мира

[3]. Интерес к этим мероприятиям проявили исследователи из Турции, Швейцарии, США, России и Казахстана. Оба проекта имели большой резонанс и определили направления подготовки студентов в рамкахдвухдипломной магистратуры ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и НГУ по специальности «Археология и этнология» (три профиля: «Археология», «Этнология и социальная антропология», «История искусства»). Соглашение между двумя вузами было подписано в 2012 г. За 2013-2018 гг. двухдипломное образование получили 14 магистрантов кафедры археологии и этнологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.

Особо следует отметить реализацию проекта Международной полевой школы, которая была организована в 2016 г. с участием специалистов из Казахстана, России, Польши, США. Участники (студенты, магистранты, докторанты) приобретали навыки полевых археологических раскопок, определения культурного слоя, были организованы лекции по хронологии и основным разделам археологии Казахстана. Этнологи собрали обширный материал по топонимике Восточной Сарыарки, реконструкции шежире и истории местных племен. Полученные материалы стали источниками дипломных проектов и магистерских диссертаций кафедры археологии и этнологии.

Сибирская археологическая полевая школа (САПШ) НГУ -инновационный учебно-методический центр, начало которого было положено в 2006 г. отделением археологии и кафедрой археологии и этнографии гуманитарного факультета НГУ

[4]. В интеграции с Институтом археологии

и антропологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН), Красноярским педагогическим университетом, Иркутским, Томским, Алтайским, Санкт-Петербургским государственными университетами проводились полевые школы в Хакасии, на Алтае, на Байкале, в Новосибирском Приобье и в Крыму. Отдельные группы в рамках САПШ направлялись поузким тематикам в Германию, Францию, Италию, Китай для продолжения исследований и более углубленной стажировки в области археологии. В проектах принимали участие студенты, аспиранты, молодые специалисты (более 500 человек из университетов Сибири, Дальнего Востока, Урала, а также ряда зарубежных стран) и ведущие ученые России. Эффект от такой формы работы - около 20 защит молодыми специалистами кандидатских диссертаций в короткие сроки, которые в настоящее время в активной форме продолжают заниматься наукой, более 30 учебных и учебно-методических изданий, часть из которых была рекомендована УМО по историческим наукам (МГУ) в качестве учебных пособий, высокий авторитет и хорошие рейтинговые показатели НГУ на период 2016 г. в рейтинге QS по направлению «Археология» [5].

Результаты и обсуждение. Новый международный формат в виде летней полевой школы был реализован с 20 июня по 2 июля 2019 г. в Восточно-Казахстанской области, в Абаевском районе около села Токтамыс-батыр. В фокусе внимания научно-образовательного проекта тема «Древности Великой Степи в потоке тысячелетий: инновации в методологии археологических и этнографических исследований». Проект 2019 г. был организован студентами и преподавателями кафедры археологии и этнологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Казахстан), кафедры археологии и этнографии Гуманитарного института Новосибирского государственного университета, с участием Научно-образовательного центра «Новая археология» НГУ и учебно-методического центра «Сибирская археологическая полевая

школа». Развитие научных и образовательных проектов по договору 2010 г. между НГУ и ЕНУ им. Л.Н. Гумилева получили новый импульс благодаря возрастающей взаимной заинтересованности университетов как партнеров.

В проекте было задействовано около 100 человек, из них 20 человек - студенты из России. Студенты и магистранты из Новосибирского государственного университета, Северного федерального университета (г. Магадан) и Иркутского государственного университета представляли Россию. Со стороны Казахстана 40 студентов, магистрантов, докторантов ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, а также школьники средней школы-лицея №40 им. А. Х. Маргулана (г. Нур-Султан). В качестве преподавателей выступали ведущие исследователи и молодые исследователи в области археологии, антропологии и этнографии ИАЭТ СО РАН (к.и.н. В.В. Николаев, к.и.н. И.Ю. Слюсаренко, М.С. Кишкурно), НГУ (д.и.н. П.В. Волков, д.и.н. Л.В. Лбова, В.С. Ковалев), ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (к.и.н. М.К.Хабдулина, к.и.н У. У. Умиткалиев, к.и.н. С.З.Раздыков., к.и.н. Г.Т.Каженова), Института археологии им. А.Х. Маргулана (к.и.н. А.З.Бейсенов). Таким образом, в задачи проекта входили не только проблемы современных археологических и этнографических исследований, но и задачи профессиональной ориентации для школьников и студентов.

Особое внимание в программе полевой школы было уделено инновационным методам, используемым в российской археологии, этнографии и этнологии, современной антропологии и

дендрохронологии. Значительный интерес у обучающихся вызвали экспериментальные исследования, создание трехмерных моделей объектов историко-культурного наследия, использование цифровых методов фиксации археологических материалов, обсуждение этнодемографических проблем.

Выбор площадки для реализации проекта полностью соответствует его названию. Могильник К,ырыкунпр - это мегакомплекс, который формировался в течение нескольких тысячелетий. Он содержит разновременные

и структурно различные погребальные сооружения от бронзового века до позднего средневековья. Удивительным образом площадка археологического памятника оказалась включенной в пространство двух казахских некрополей, расположенных на северной и южной окраинах территории древнего могильника. Сакральность этого рукотворного культурного ландшафта ясно осознается современными казахскими родами, выбравшими под некрополи место рядом с древними могилами.

В окрестностях могильника расположены поселения эпохи бронзы, раннего железного века, многочисленные казахские зимовки -к,ыстау и уникальные по красоте природные святилища, использующиеся в лечебных целях в народной медицине. Внимание привлекает и само село Ток,тамыс-батыр, название которого связано с легендарной исторической личностью периода джунгаро-казахских войн. Все это вместе составляет неистощимый родник для археолого-этнографических исследований, разработки актуальных культурологических, этнических проблем древней и новой истории. К этому необходимо прибавить красоту природного окружения. Такое сочетание разновременных памятников делает этот археологический микрорайон уникальным в списке объектов культурного наследия Восточного Казахстана.

Характеристика археологического объекта. Могильник К,ырыкунпр

расположен в месте соприкосновения древних культур Алтая, Тарбагатая, Прииртышья с культурами великих металлургов Сарыарки. Кроме того, сам регион Шынгыстау с древних времен является мощным центром развития скотоводства, разработки рудных месторождений и крупным очагом формирования археологических культур [6].

Памятник находится в двух километрах севернее села Ток,тамыс Абайского района Восточно-Казахстанской области. Занимает береговую террасу левого берега реки Шаган - левого притока реки Иртыш. Мегакомплекс расположен на возвышенном плато длиной 1200 м, шириной 200 м. Цепочки надмогильных сооружений тянутся по линии

север-юг. С запада плато ограничивается грядой мелких сопок. Отметки высот - 620

- 630 м. Поверхность плато почти ровная, изборождена поперечными мелкими ложбинами, образованными стоками весенних вод, стекающими с сопок в сторону речки Шаган. На протяжении 1,2 км зафиксировано около ста надмогильных конструкций от бронзового века до позднего средневековья. Внимание привлекают высокие царские курганы диаметром 30-45 м, высотой 3-4 м. Сакральное пространство памятника с севера и юга ограничено двумя современными казахскими некрополями.

Такая концентрация древних погребальных сооружений связана с благоприятными природно-географическими условиями. Река Шаган протекает в пределах Казахского мелкосопочника и имеет горное происхождение (длина реки - 295 км; площадь бассейна - 25,4 тыс. км2). Её правый берег составляют древние горы палеозоя. Поверхность гор, обращенная в сторону могильника, имеет живописный вид, склоны отвесные, голые, ничем не заросшие. От ветровой эрозии возникли причудливые изломы, пещеры. Самая высокая точка этой панорамы гор имеет вид человеческой головы

- округлая вершина и три пещеры на высоте 50 метров. Этот живописный кряж и речка, вне сомнения, привлекали внимание древнего населения, выбравшего долину левого берега реки Шаган под могильник.

Формирование могильника началось с надпойменной террасы. Здесь расположены круглые каменные оградки бронзового века. Здесь же, в нижней части плато, возведены курганы раннего железного века и надмогильные сооружения средневековой эпохи в виде сырцовых построек прямоугольной формы с высотой стен -0,5 м. Рядом с ними сконцентрированы могилы позднего средневековья. Они имеют вид каменных набросов овальной формы, ориентированы широтно.

Высокие точки плато занимают крупные царские курганы раннего железного века. Насыпи окружены каменными кольцами и рвами. Вокруг курганов видны сооружения

ритуального характера. Наиболее яркими объектами археологического комплекса являются каменные сооружения квадратной формы. Они расположены на верхних уровнях коренной террасы. Всего их насчитывается восемь, они тянутся по линии север-юг. Как выяснилось в процессе раскопок, это объекты поздней бронзы, и они представляют собой один из вариантов надмогильных конструкций бегазы-дандыбаевской культуры [7].

Главной целью комплексных археолого-этнографических исследований в данном регионе является изучение древней истории и обоснование специфики археологических культур, развивавшихся здесь, а также сбор сведений по этногенезу и этнической истории местного населения. Важной частью программы стали полевые экскурсии в окрестностях с. Токтамыс-батыр, с посещением комплексного разновременного могильника и поселения бронзового-раннего железного века, а также двух мусульманских кладбищ.

Одним из важных направлений этнологических исследований явилось изучение социального положения и особенностей хозяйства местного населения, топонимики, памятников культурно-исторического значения для формирования основ развития туристического кластера в регионе.

В рамках программы САПШ-2019 были организованы тематические блоки «Полевая археология: современные методы фиксации археологических объектов», «Экспериментальная археология: от практики к анализу», «Методы естественных наук в археологических исследованиях», «Этнография, этнология, этнодемография: новые горизонты», «Основы научно-исследовательской работы в современном университете» (http://novosibpano.ru/KZ/).

Блок занятий «Полевая археология: современные методы фиксации

археологических объектов» предполагал проведение лекций и практикумов по использованию методов фиксации археологических объектов с использованием современного технологичного оборудования.

Практикум по тахеометрии (магистрант НГУ Р.С. Давыдов) направлен на формирование первичных навыков работы с тахеометром, изучение его устройства и возможностей, настройки прибора, а также съемку археологических объектов в местности К,ырыкунг1р. Практикум предполагает знакомство студентов с основными техническими характеристиками и принципами работы прибора, интерфейсом, демонстрацию основных геодезических программ и их возможностей (построение 3D-моделей, карт рельефа местности). В ходе практикума участники прошли обучение навыкам установки геодезического прибора и съемки рельефа археологических объектов. Отработка практических навыков производилась на погребальных памятниках кочевников раннего железного века Казахстана (так называемые курганы с «усами»).

Основные принципы построения трехмерных реконструкций в археологических исследованиях представил В.С. Ковалев - инженер ЛМИПИЕ ГИ НГУ, сотрудник ИАЭТ СО РАН. Были даны характеристика необходимого оборудования и требования к специальным навыкам, показаны плюсы и минусы использования различных методов - фотограмметрии и трехмерного сканирования с учетом специфики археологических объектов. Впоследствии студенты сами организовали практикумы по трехмерному моделированию под наблюдением магистрантов НГУ, которые проявили себя как уверенные пользователи, получившие первичные навыки во время обучения в магистратуре Гуманитарного института по программе «Археология и этнография Северной и Центральной Азии».

Известным казахстанским археологом, зав. отделом Института археологии им. А.Х. Маргулана (г. Алматы) А.З. Бейсеновым были представлены результаты работ Шингизтауской экспедиции за последние годы. Были обозначены проблемы поиска поселений кочевников, в том числе кочевников раннего железного века и позднего средневековья, типы и виды хозяйствования,

особенности архитектуры усыпальниц (мазаров).

Второй тематический блок «Методы естественных наук в археологических исследованиях» включал две основные темы. В рамках модуля М.С. Кишкурно (ИАЭТ СО РАН) были прочитаны лекции и проведены практические занятия по основам физической антропологии. Лекция была посвящена обзору основных разделов физической антропологии (антропогенез, расоведение, морфология), методов, используемых для изучения костных останков людей, методов определения пола и возраста, а также правилам сбора и первичной обработки антропологических материалов. Впоследствии студенты, работавшие на погребальном памятнике андроновского времени Кырыкунгыр, смогли самостоятельно определить пол и примерный возраст погребенных в могильнике.

Был проведен ряд мастер-классов, целью которых стало изучение анатомического строения опорно-двигательного аппарата человека. Все участники вполне успешно справились с задачей сбора скелета, научились определять изолированные кости, локализовать их по правой и левой сторонам. Следует отметить, что и российские, и казахские студенты проявляли особый интерес к палеоантропологии, задавая достаточно много важных вопросов, вступая в прения и дискуссии друг с другом. Исходя из этого, становится очевидным, что полевая школа значительно расширила кругозор всех участников, а также дала им множество полезных практических навыков.

Особый интерес вызвали лекции и практикумы по дендрохронологии, проводимые к.и.н. И.Ю. Слюсаренко (ИАЭТ СО РАН). Были продемонстрированы как возможности и перспективы дендрохронологических исследований, так и ограничения метода. Практические занятия предполагали знакомство участников с методической частью полевых работ - отбор образцов для анализа, инструментарий, требования к чистоте эксперимента.

Блок «Экспериментальная археология: от практики к анализу». В рамках программы

работы Школы, студенты и аспиранты вузов, совместно со школьниками старших классов, приняли участиев полевых экспериментально-археологических исследованиях костровых конструкций и организации приочажных пространств обитания, организованных д.и.н. Волковым П.В. (НГУ). Разделение участников эксперимента на группы позволило отметить и выявить ряд закономерностей в локации участников эксперимента вокруг костров, их предпочтениях в выборе типов очаговых конструкций, их эффективности и специфике. По окончании серии экспериментов совместно с участниками Школы был проведен анализ следов горения, позволивший выделить ряд планиграфических закономерностей, характерных для групп, различных по возрастному, гендерному и этническому признакам.

Участники Школы прослушали лекцию по методике планиграфических исследований пространства обитания человека на территориях близ различных очаговых отопительных конструкций, археологических данных о рабочих площадках по расщеплению камня по технологиям палеолита. Особое внимание было уделено выявлению планиграфических признаков работы операторов с различным опытом работы.

Тематический блок «Этнография, этнология, этнодемография: новые горизонты» включал лекции и практикумы, представленные как российской, так и казахской сторонами. О диаспоральных особенностях, вопросах национальной идентичности народов Казахстана рассказал доцент кафедры археологии и этнологии ЕНУ Раздыков С.З. Он организовал интересный практикум для слушателей, чем вызвал неподдельный интерес молодежи, в том числе к собственной оценке ситуации как в своих семьях, так и на уровне государственных принципов обеих стран. Немало общего в исторической судьбе народов Казахстана и России отметила в своей лекции и доцент кафедры Каженова Г.Т.

С российской стороны эта тема прозвучала в лекциях и практикумах преподавателя кафедры археологии и этнографии ГИ НГУ,

сотрудника ИАЭТ СО РАН В.В. Николаева. В лекции были изложены подходы к этнодемографическим исследованиям

с позиций факторного анализа, особое внимание уделено демографическим переходам и формам их проявления на примере казахстанского народа, предложены варианты объяснений выявленных ситуаций. Большой интерес вызвали практикумы по этнодемографии, где ребята с интересом обсуждали современные проблемы этнодемографического развития России и Казахстана в сравнении, в том числе привлекая знания по этнографии. Блок «Этнодемографический портрет города и деревни» способствовал формированию навыков выявления причинно-следственных связей на примере демографических процессов в XIX и в XX вв.

В заключение для преподавателей ЕНУ, аспирантов, магистрантов Л.В. Лбовой - профессором кафедры археологии и этнографии ГИ НГУ - были проведены занятия по формированию навыков академического письма, подготовки полевых отчетов и научных статей как завершающего этапа научного исследования. Во время занятий обсуждались проблемы организации и специфика научно-исследовательской работы в современных университетах, отмечались специфика быстро меняющихся условий и требований к результатам научного поиска.

В заключение программы школы прошел научно-практический семинар с презентациями результатов научных проектов молодых участников. Выступавшие представляли Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск, Россия), Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск, Россия), Евразийский национальный университет (г. Нур-Султан, Казахстан). На семинаре обсуждался широкий хронологический и территориальный спектр проблем археологии России и Казахстана, начиная с эпохи палеолита до Нового времени. Рассмотрены следующие проблемы: зооморфная скульптура палеолита на примере Мальтинской коллекции, применение электронной микроскопии

в изучении пигментов эпохи палеолита, погребения с лошадью могильников эпохи бронзы Казахстана, культурно-историческая интерпретация астрагалов из погребальных комплексов эпохи бронзы Казахстана, курганы ранних кочевников Шынгыстау, кузнечно-ювелирное ремесло средневековых кочевников Южной Сибири, баллистические эксперименты с использованием средневековых наконечников стрел, изучение традиционного лука, комплексное изучение острогов Приобья, якутские погребения XVII-XVIII вв., современная религия Якутии.

В качестве внедренческой разработки можно рассматривать построение трехмерных моделей местности (https://sketchfab.com/3d-models/toktamis-1e15bfb76c8c479380e4e8c58a ^7023) и трехмерных моделей артефактов, полученных в результате раскопок (https://3d. nsu.ru/ru/category/15).

Заключение. Таким образом, организация и проведение совместных научных проектов способствуют существенному повышению уровня квалификации молодых специалистов, расширению их научного кругозора и полностью соответствуют цели интеграции академической науки и высшего образования. Метод летних полевых школ, предусматривающий широкое включение в научные исследования студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, а также школьников, формирование «центра качества», соответствующей интеллектуальной среды и инфраструктуры предполагают дальнейшее тиражирование этого опыта для последующего распространения в сфере гуманитарного образования в современной России и Казахстане, в том числе в виде

аналитического и методического материала при разработке основных образовательных и специализированных программ дополнительного образования. Проведение таких ежегодных школ характеризует расширение географии участников, что показывает существенный интерес молодежи к данному направлению гуманитарного знания и перспективность его развития в международной практике.

Благодарности. Авторы выражают благодарность руководству ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и НГУ, коллективам преподавателей профильных кафедр ЕНУ и НГУ, руководству школы №40 им А.Х. Маргулана в г. Нур-Султан, студентам и магистрантам, принявшим участие в проекте. Особая благодарность С. Борисенко за информационную и рекламную поддержку проекта (НОЦ НГУ «Новая археология»).

Сокращения

ГИНГУ - Гуманитарный институт НГУ ЕНУ - Евразийский национальный университет

ИАЭТ СО РАН - Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

ЛМИПИЕ - лаборатория мультидисци-плинарных исследований первобытного искусства Евразии Гуманитарного института НГУ

МОН РК - Министерство образования и науки Республики Казахстан

НГУ - Новосибирский государственный университет

САПШ - Сибирская археологическая полевая школа

Список литературы

1. Народы Евразии. Традиции и современность. Материалы казахстанско-российского научного семинара /отв.ред. З.Е. Кабульдинов, И.В. Октябрьская. - Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2010. -127 с.

2. Третьи археолого-этнографические чтения: сборник материалов/под ред. З.К. Сурагановой и К.К. Сарсембиной. - Астана: ЕНУ, 2012.-197с.

3. Четвертые археолого-этнографические чтения: сборник материалов/сост.: З.К. Сураганова, К.К. Сарсембина, С.Р. Курманова. - Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2013. -253 с.

4. Лбова Л.В. Сибирская археологическая полевая школа: инновационный научно-педагогический проект вуза и академического института // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. -2009. -Т. 8. -Вып. 5: Археология и этнография. -С. 322-325

5. Лбова Л.В., Зоткина Л.В., Плиссон Х. Опыт Новосибирского государственного университета в реализации программ дополнительного образования в области археологии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. Т.10, вып. 5 Археология и этнография. 2011.- С. 16-22

6. Yмiткалиев ¥., Айтбаев А., ЭбдiFали Н., Педрацки М. Шыцгыстаудагы К,ырьщуцпр кешещд ескертюшг - Астана: Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университет^ 2018. - 200 б.

7. Бейсенов А.З., Варфоломеев В.В., Касеналин А.Е. Памятники Бегазы-Дандыбаевской культуры Центрального Казахстана. - Алматы: Ин-т археологии им. А.Х. Маргулана, 2014. - 192 с.

References

1. Narody Evrazii. Tradicii i sovremennost'[The peoples of Eurasia. Traditions and Modernity]. Materialy kazahstansko-rossijskogo nauchnogo seminara /exec.editor. Z.E. Kabul'dinov, I.V. Oktjabr'skaja. (L.N. Gumilyov ENU, Astana, 2010, 187 p.).

2. Tret'i arheologo-jetnograficheskie chtenija: sbornik materialov [Third archaeological and ethnographic readings: a collection of materials]/edit. by Z.K. Suraganovoj i K.K. Sarsembinoj (L.N. Gumilyov ENU, Astana, 2012, 197 p.).

3. Chetvertye arheologo-jetnograficheskie chtenija: sbornik materialov [Forth archaeological and ethnographic readings: a collection of materials]/comp.: Z.K. Suraganova, K.K. Sarsembina, S.R. Kurmanova. (L.N. Gumilyov ENU, Astana, 2013, 253 p.).

4. Lbova L. V. Sibirskaja arheologicheskaja polevaja shkola: innovacionnyj nauchno-pedagogicheskij proekt vuza i akademicheskogo instituta [Siberian Archaeological Field School «: an innovative scientific and pedagogical project of a university and an academic institute], Vestn. Novosib. gos. un-ta. Serija: Istorija, filologija. Vol. 8. P. 5: Arheologija i jetnografija, 322-325(2009).

5. Lbova L.V., Zotkina L.V., Plisson H. Opyt Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta v realizacii programm dopolnitel'nogo obrazovanija v oblasti arheologii [Experience of Novosibirsk State University in the implementation of continuing education programs in the field of archeology], Vestn. Novosib. gos. un-ta. Serija: Istorija, filologija, Vol.10. P. 5 Arheologija i jetnografija, 16-22(2011).

6. Umitkaliev U., Ajtbaev A., Abdigali N., Pedracki M. Shyngystaudagy Kyrykungir keshendi eskertkishi [Shyngystaudaiy Kyrykungir is the key to success.] (L.N. Gumilyov ENU, Astana, 2018, 200 p.).

7. Bejsenov A.Z., Varfolomeev V.V., Kasenalin A.E. Pamjatniki Begazy-Dandybaevskoj kul'tury Central'nogo Kazahstana [Aarchaeological sites of Dandybaev Culture of Central Kazakhstan] (In-t arheologii im. A.H. Margulana, Almaty, 2014, 192 p.).

¥.¥. Умгщалиев1, Л.В. Лбова2, М.К. Хабдулина3

1,3Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттъщ университетi, Нур-Султан, К^азацстан, 2 Новосiбiр мемлекеттК университетi, Новосiбiр, Ресей

Болашак археолог, этнограф мамандарын кэаби дайындаудаFы жаца эдктер мен технологиялар

Авдатпа. Бул макала Л.Н. Гумилев атындагы Е¥У4 (Казакстан) мен НМУ-нщ (Ресей) 2019 жылгы халыкаралык жобасын жузеге асыру тэжiрибесiн талдауга арналган. «Мыцжылдыктар тогысындагы ¥лы Даланыц ежелп тарихы: археологиялык жэне этнологиялык зерттеулер эдкнамасындагы инноваци-ялар» атты халыкаралык гылыми-бШм беру жобасы жазгы далалык мектеп форматында eттi. Эткiзу орны болып Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ стационарлык археологиялык ла-герi - Шыгыс Казакстан облысындагы Кырыкунпр корымы тацдалды.

Гылыми тургыдан алганда, жоба археология жэне этнография саласындагы далалык зерттеу эдь стерш дамытуга жэне жетiлдiруге багытталган. БШм беру багытында жоба студенттердщ, магистрант-

ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. № 2(131)/2020 93

Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение

тардыц, аспиранттардьщ жэне жас мамандардьщ кэаби тэжiрибесiн кецейту, жэне бiлiктiлiгiн арттыру, жастар ^огамдастыгында ^арым-^атынасты дамытуды кeздедi. Мектеп багдарламасы окытудыц кепте-ген TYрлерiн ^амтыды: дэрiстер, семинарлар, эртYрлi кезецдеп археологиялыщ ^азба жумыстарына ^а-тысу, далалыщ археологиялыщ жэне этнографиялыщ та^ырыптыщ экскурсиялар. Klазiргi археология мен этнология Yшiн eзектi такырыптыщ багыттардыц спектрi де сондай мацызды болды. Бiрлескен гылыми жобаларды уйымдастыру жэне eткiзу жас мамандардыц бiлiктiлiгiн арттыруга ы^пал етедi жэне ака-демиялыщ гылым мен жогары бШмнщ интеграциясы ма^саттарына сэйкес келедг Жазгы дала мектеп-тершщ эдiсi ^азiргi Ресей мен Каза^стандагы гуманитарлыщ бiлiм саласына сэйкес зияткерлш орта мен инфракурылымныц «сапа орталыгын» курайды.

ТYЙiн сездер: далалыщ мектеп, Кырыкунпр, рылым мен бШмнщ интеграциясы, археология жэне этнология, гылыми зерттеулердщ инновациялыщ эдiстерi, Л.Н. Гумилев атындагы Е¥У, НМУ.

U.U. Umitkaliyev1, L.V. Lbova2, M.K. Khabdulina3

1L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Kazakhstan 2Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

New Methods and Technologies in the Professional Training of Specialists in the Sphere of Archeology and Ethnology

Abstract. The article is devoted to the analysis of experience in implementing the international project of L.N. Gumilyov ENU (Republic of Kazakhstan) and NSU (Russia) in 2019. The international scientific and educational project "Antiquities of the Great Steppe in the Millennium Stream: Innovations in the Methodology of Archaeological and Ethnological Research" was held in the format of a summer field school. Stationary archeological camp of ENU in the East Kazakhstan region Kyrykungir site was the venue of project.

In scientific terms, the project aims to develop and improve innovation methods in archeology and ethnography field research. In the educational aspect, the project pursued the expansion of professional experience and advanced training of students, Masters and PhD students, and young professionals. Next task the development of communication in the youth community took place. The school program covered a wide range of types of training: lectures, workshops, participation in archeological excavations of different archeology epochs objects, field archeological and ethnographic thematic excursions, own scientific presentation. Equally significant was the range of thematic areas relevant to modern archeology and ethnology. The organization and conduct of joint scientific projects contribute to the improvement of the qualifications of young specialists and are consistent with the goals of integrating academic science and higher education. The method of summer field schools forms as a «center of quality» corresponding to the intellectual environment and infrastructure in the field of humanitarian education in the modern world.

Keywords: field school, Kyrykungir, integration of science and education, archeology and ethnology, innovative research methods, L.N. Gumilyov ENU, NSU

Сведения об авторах:

Умиткалиев У.У. - основной автор, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой археологии и этнологии исторического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан.

Лбова Л.В. - доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры археологии и этнографии Гуманитарного института Новосибирского государственного университета, Новосибирск, Россия.

Хабдулина М.К. - кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и этнологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан.

Umitkaliev U.U. - main author, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Archeology and Ethnology, Historical faculty of L.N. Gumilyov ENU, Nur-Sultan, Kazakhstan.

Lbova L.V. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Archeology and Ethnography, Humanitarian Institute, Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia.

Khabdulina M.K. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Archeology and Ethnology, L.N. Gumilyov ENU, Nur-Sultan, Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.