Научная статья на тему '«Siberian archaeological field schools»: innovative scientific and educational project university and scientific Institute'

«Siberian archaeological field schools»: innovative scientific and educational project university and scientific Institute Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СО РАН / ОТДЕЛЕНИЕ АРХЕОЛОГИИ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY / INSTITUTE OF ARCHEOLOGY AND ETHNOGRAPHY OF SB RAS / DEPARTMENT OF ARCHEOLOGY / NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лбова Людмила Валентиновна

Задачи подготовки квалифицированных кадров археологов в настоящее время являются актуальными в свете интенсификации археологических исследований в России в связи с развитием охранно-спасательных работ, научной интеграции и развитием новых технологий. Деятельность отделения археологии гуманитарного факультета НГУ во многом отвечает требованиям времени в ходе реализации инновационного научно-педагогического проекта «Сибирская археологическая полевая школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лбова Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Siberian archaeological field schools»: innovative scientific and educational project university and scientific Institute»

СООБЩЕНИЯ И РЕЦЕНЗИИ

УДК 902/903

Л. В. Лбова

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: lbova@archaeology.nsc.ru

«СИБИРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕВАЯ ШКОЛА»: ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ВУЗА И АКАДЕМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА *

Задачи подготовки квалифицированных кадров археологов в настоящее время являются актуальными в свете интенсификации археологических исследований в России в связи с развитием охранно-спасательных работ, научной интеграции и развитием новых технологий. Деятельность отделения археологии гуманитарного факультета НГУ во многом отвечает требованиям времени в ходе реализации инновационного научно-педагогического проекта «Сибирская археологическая полевая школа».

Ключевые слова: Новосибирский государственный университет, Институт археологии и этнографии СО РАН, Отделение археологии, новые образовательные технологии.

Современные факторы развития в нашей стране археологической науки - усложнение исследовательских задач, существенное увеличение объемов и расширение географии археологических раскопок, требуют усиленного внимания к совершенствованию методических приемов полевых работ, повышению исследовательской квалификации археологов-полевиков. Поэтому задачи подготовки квалифицированных кадров археологов в настоящее время являются очень актуальными. Деятельность отделения археологии гуманитарного факультета НГУ во многом отвечает требованиям времени. Она не ограничивается только рамками учебных программ и производственных практик в формате подготовки специалистов по направлению «Археология». С 2006 г. Институтом археологии и этнографии СО РАН и отделением археологии гуманитарного факультета НГУ успешно реализуется инновационный научно-педагогический проект «Сибирская археологическая полевая школа».

Проект организации и проведения первой такой школы в Сибири направлен на поиск новых форм интеграции гуманитар-

ной академической науки и высшего образования, повышение уровня квалификации студентов старших курсов и аспирантов вузов Сибири и Дальнего Востока, ряда иных регионов, развитие коммуникационных связей в молодежном научном сообществе. Полевая школа является логическим продолжением традиций РАЭСК (Региональных археолого-этнографических студенческих конференций - ежегодных в течение последних 50 лет). Она ориентирована, главным образом, на обучение молодых исследователей новейшим технологиям и практическим навыкам полевых, экспериментальных и камеральных археологических исследований, с одной стороны, а с другой - полевая школа - это полигон для педагогических экспериментов, развития системы мастер-классов по различным направлениям науки и педагогики. Таким образом, целью проекта определяется стратегия изменения качества гуманитарной подготовки специалистов через инновационные технологии и интеграцию академической науки и высшего образования.

Основные задачи полевой школы заключаются в следующем: закрепление теорети-

* Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК 02.741.12.2014).

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Том 8, выпуск 5: Археология и этнография © Л. В. Лбова, 2009

ческих знаний и практических навыков, полученных в региональных вузах; формирование активного инновационного мышления научной молодежи; стимулирование индивидуального научного поиска; развитие учебно-методического базиса в области полевой, камеральной и экспериментальной археологии Сибири и сопредельных территорий; освоение новейших методик полевых археологических исследований; приобретение навыков тщательного и всестороннего исследования археологических объектов, подвергающихся разрушению в процессе строительных и иных хозяйственных работ.

За прошедшие 4 сезона работы школы ее участниками стали преимущественно аспиранты и студенты, молодые сотрудники вузов и научных учреждений Сибири и Дальнего Востока (Владивостока, Благовещенска, Читы, Улан-Удэ, Красноярска, Кемерово, Барнаула, Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга), а также стран СНГ (Белоруссия и Киргизия). В составе контингента учащихся преобладают молодые исследователи из Западно-Сибирского региона, что изначально определено квотой для студентов отделения археологии гуманитарного факультета НГУ в размере 50 %. В равных долях представлены восточные регионы - Восточная Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, небольшую часть составляют молодые исследователи из Европейской части страны (рис. 1).

В качестве преподавателей школы выступали ведущие научные сотрудники ИАЭТ СО РАН и других научно-исследовательских учреждений РАН и СО РАН, преподаватели и сотрудники Новосибирского, Московского, Иркутского, Хакасского

государственных университетов, Красноярского государственного педагогического университета. В результате неформального общения в рамках школы обеспечивались непосредственные контакты научной молодежи и ведущих ученых из научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Иркутска. В качестве «учителей» школы можно назвать известных ученых - академиков РАН А. П. Деревянко и В. И. Молодина, докторов наук - специалистов в области археологии, антропологии, наук о земле - А. К. Агаджаняна, М. В. Анико-вича, С. В. Васильева, П. В. Волкова, М. И. Дергачеву, Н. И. Дроздова, Г. И. Медведева, В. П. Чеха, М. В. Шунькова и др. Стало возможным и привлечение зарубежных специалистов из США, Канады, Германии, Бельгии, а также стран СНГ - Украины, Узбекистана, Киргизии.

В рамках программы проведения археологической школы были реализованы теоретические (лекционные) и практические курсы, мастер-классы, экскурсионные туры, экспериментальные работы с различными материалами (камнем, костью, глиной) по пяти основным направлениям (подпрограммам). Они обеспечены серией изданий учебно-методического характера (26 учебно-методических пособий), касающихся современных методов и методики полевой археологии, классификации и типологии артефактов, применения методов естественных наук в археологических исследованиях, экспериментальной археологии, геоархеологии, реконструкции палеогеографических условий, охраны историко-культурного наследия. Судя по результатам анкетирования участников, проведенного в 2009 г., выбран-

□ Западная Сибирь 60%

□ Восточная Сибирь 21%

□ Забайкалье и Дальний Восток 15%

□ Европейская часть России 3%

Рис. 1. Соотношение участников проекта по географическому принципу

324

Сообщения и рецензии

ные тематические приоритеты удовлетворяют основным потребностям слушателей. Однако были высказаны пожелания усилить методический аспект исследований археологических объектов с учетом специфики их типологии, показать особенности региональной практики раскопок и фиксации хода и результатов работ.

Наблюдается определенный интерес к деятельности археологической школы по принципу вторичного и последующих участий (рис. 2), хотя довольно велика доля (66 %) участия в проекте лишь однажды.

Необходимо отметить, что научные интересы участников проекта тематически представлены довольно пропорционально. В области археологии каменного века специализируется более одной трети участ-

ников, по 20-25 % специализируются в области археологии палеометалла и средневековья, а также проблем теоретического характера и историографии (рис. 3). С учетом специализированных интересов в течение всего времени разрабатывались и предлагались различные экскурсионные программы.

Во время экскурсионных поездок участники школы знакомились с различными по хронологии и типологии объектами (стоянками, местонахождениями в стратифицированном и экспонированном состоянии, могильниками различных типов, петроглифами, каменоломнями, памятниками истории новейшего времени). Палеолитические комплексы были представлены объектами Куртакского археологического района (Кур-

□ Каменный век 35%

□ Бронза и ранний железный век 25%

□ Средневековье 20%

□ Теория 25%

Рис. 2. Характеристика устойчивости интереса участников проекта

Рис. 3. Характеристика областей научных интересов участников проекта

так, Разлог, Каменный Лог, Каштанка, Ба-режеково и др.), Приангарья (Мальта, Гера-симово, Горелый Лес, Мальтинка, Георгиевское, Сосновый Бор), палеолитическими объектами Алтая (Карама, Денисова пещера, Усть-Канская пещера), финальнопалео-литическими памятниками в районе Майн-ской ГЭС на Енисее (стоянки Майнская, Сизая, Голубая, Уй) и Барабинской степи. Памятники неолита и бронзового века были представлены комплексами петроглифов в Шалаболино, афанасьевскими, окуневскими и курасукскими могильными комплексами на горе Георгиевской у с. Тесь на правобережье Енисея; многослойными стоянками побережий оз. Байкал (Улан-Хада, Берлога, Итэрхэй, Сахюртэ); неолитическим комплексом Автодром в Барабе, алтайскими памятниками, такими как могильник Кара-кол, петроглифы Мыюта и Бичигту-Бом; памятники переходного периода к железному веку - могильник Тартас, Сопка в Бара-бинской лесостепи. Железный век проиллюстрирован курганами тагарской культуры у залива Сарагаш, в местностях Барсучий лог и Салбык в Хакасии с посещением раскопанных и нераскопанных курганов; таштык-скими могильниками в районе Шалаболино; царскими курганами Башадар, Туекта, Манжерок и др. Большой интерес вызвали экскурсия и материалы из раскопок Саянского острога (XVIII в.), осмотр средневекового укрепления Шибэтэ на Байкале. Некоторые элементы этнографии русского и аборигенного населения Сибири были представлены музейными материалами в г. Абакане и с. Шушенское, Музее-заповеднике Тальцы, этнографическими экспозициями краеведческих музеев и музеев ИАЭТ СО РАН. Материалы и коллекции Хакасского и Минусинского, Иркутского, Красноярского краеведческих музеев, музеев ИАЭТ СО РАН, архитектурного заповедника Тальцы, Байкальского музея, отражающие этапы ис-

торико-культурного развития Сибири, дополнили полевые впечатления. В целом, на материалах экскурсий участники проекта усваивали не только конкретные знания об археологических эпохах и памятниках, но и приобретали навыки организации научного туризма, а также адекватной оценки ситуации в области охраны памятников истории и культуры федерального значения.

В течение последних трех лет слушатели археологической школы по отдельным программам смогли также принять участие в раскопках уникальных палеолитических комплексов в с. Костенки (2007 и 2009 г.). Кроме того, в рамках совместных научно-образовательных программ по проблемам палеолитоведения, культурной и физической антропологии были проведены стажировки студентов и аспирантов нашего университета по тематикам специализации в Университете Бордо-1 (Франция) и Университете Вайоминг (США).

Показатели эффективности проекта могут быть представлены через дальнейшую специализацию и научный рост молодых исследователей. Так, за время реализации проекта более одной трети участников защитили дипломные работы и успешно закончили обучение в вузе; 5 % поступили в магистратуру, 20 - в аспирантуру; 6 % защитили кандидатские диссертации.

Участники и организаторы школы выражают свою глубокую признательность руководству ИАЭТ СО РАН, ректорату Новосибирского и Иркутского государственных университетов, Красноярского государственного педагогического университета им. Астафьева за возможность развития творческих контактов, раскрытия потенциала молодых исследователей в благоприятных материальных и организационных условиях.

Материал поступил в редколлегию 20.09.2009

L. V. Lbova

«SIBERIAN ARCHAEOLOGICAL FIELD SCHOOLS»: INNOVATIVE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT UNIVERSITY AND SCIENTIFIC INSTITUTE

Task of preparing qualified archaeologists are now very relevant on point of view of the intensification of archaeological research in Russia. This is connecting with the development of security and rescue, scientific integration and development of new technologies. Activities of Department of archeology in Humanity faculty of Novosibirsk state university largely meet these challenges in the format successfully implemented an innovative scientific-educational project «Siberian archaeological field school».

Keywords: Novosibirsk state university, Institute of archeology and ethnography of SB RAS, Department of archeology, new educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.