Научная статья на тему 'Образовательный проект «Сибирская археологическая полевая школа - 2014»'

Образовательный проект «Сибирская археологическая полевая школа - 2014» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕВАЯ ШКОЛА / SIBERIAN ARCHAEOLOGICAL FIELD SCHOOL / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АРХЕОЛОГИЯ / ARCHAEOLOGY / ВЕБИНАР / WEBINAR / КРУГЛЫЙ СТОЛ / РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ / REPUBLIC OF KHAKASSIA / HIGH SCHOOL / FORMATION / "ROUND TABLE" / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лбова Людмила Валентиновна, Зоткина Лидия Викторовна, Бочарова Екатерина Николаевна

Проект «Сибирская археологическая полевая школа» с 2006 по 2010 г. ежегодно осуществлялся на базе Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН в рамках целевых программ, направленных на интеграцию академической науки и высшего образования, в том числе ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры современной России 2009-2013гг.». В течение последних трех лет в рамках проекта развивалась программа академической мобильности молодых исследователей в виде индивидуальных и групповых стажировок. В 2014 г., благодаря финансовой поддержке Программы «5-100», направленной на развитие конкурентоспособности НГУ, вновь была организована полевая школа для молодых исследователей (студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов и сотрудников научных и образовательных центров Сибири) в традиционном для САПШ формате. Статья знакомит читателей с новыми эффективными образовательными технологиями, успешно примененными при проведении Сибирской археологической полевой школы-2014, а также формами подачи учебного лекционного материала, актуальными для краткосрочных проектов дополнительного образования способами организации дискуссий молодых исследователей в рамках тематических круглых столов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лбова Людмила Валентиновна, Зоткина Лидия Викторовна, Бочарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE EDUCATIONAL PROJECT «SIBERIAN ARCHAEOLOGICAL FIELD SCHOOL - 2014»

Purpose : The summer field school is one of the popular form of supplementary education in Russia. This form includes a short intensive course of lectures and workshops, seminars, «round tables» and excursions on archaeological sites. In the first place it is aimed on the development and consolidation of theoretical and practical skills of young researchers in their archaeological research, as well as on the completion of their knowledge. The format of the summer field school allow to attract the latest achievements of natural sciences and information technologies. «The Siberian Archaeological Field School» was one of the first projects in Siberia, which adapted the form of summer field school. SAFS was held for five years (2006-2010). Similar schools, as SAFS were held in the territory of Siberia, for example, еhe May field school, conducted by A. L. Zaika (Krasnoyarsk); International Summer Field Archaeological School, conducted by L. V. Tataurova (Omsk); scientific and practical field seminars for students, conducted by A. A. Tkachev (Tyumen). In 2014 «The Siberian Archaeological Field School» was restarted. Summing up of outcome of field school 2014 is the main purpose of the article. The school was attended by over 60 participants from 10 cities of Russia and Europe. More than 20 lecturers from leading scientific centers in Russia (Novosibirsk, Irkutsk, St.-Petersburg) and in the world (USA, France, Japan) were invited for these educational project. As one of the most fundamental parts of the school frame were the online lectures (webinars) with archaeologists from Tokyo Metropolitan University, Central Washington University, University of Bordeaux, Institute of History of Material Culture and Novosibirsk State University. Results : «Siberian archaeological field school» in 2014 consisted of two parts. The first one involved the lectures, roundtables and practice, held on the base of NSU, IAE SB of RAS in Novosibirsk. The second part took place in Republic of Khakassia and included field seminars and workshops, excursions on the archaeological sites and in the museums. System of roundtables is an innovation in SAFS-2014. The participants were given the opportunity to share their own knowledge and skills in the form of excursions on the archaeological sites (for example excursion on the Upper Paleolithic site Malaya Syya) and workshops (for example on stone knapping). Conclusion : This form of scientific discussion and the form of the educational process as a whole proposed here can be adopted as one of the effective tools in the formation of professional archaeologists. Practice of webinar conducting established itself on the positive side and suggests further development of the webinar system and online-conferences with the participation of leading scientists in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Образовательный проект «Сибирская археологическая полевая школа - 2014»»

ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ В ВУЗАХ

УДК 378 + 37.02/902.3

Л. В. Лбова, Л. В. Зоткина, Е. Н. Бочарова

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

lidiazotkina@gmail.com

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СИБИРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕВАЯ ШКОЛА - 2014» *

Проект «Сибирская археологическая полевая школа» с 2006 по 2010 г. ежегодно осуществлялся на базе Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН в рамках целевых программ, направленных на интеграцию академической науки и высшего образования, в том числе ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры современной России 2009-2013гг.». В течение последних трех лет в рамках проекта развивалась программа академической мобильности молодых исследователей в виде индивидуальных и групповых стажировок. В 2014 г., благодаря финансовой поддержке Программы «5-100», направленной на развитие конкурентоспособности НГУ, вновь была организована полевая школа для молодых исследователей (студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов и сотрудников научных и образовательных центров Сибири) в традиционном для САПШ формате. Статья знакомит читателей с новыми эффективными образовательными технологиями, успешно примененными при проведении Сибирской археологической полевой школы-2014, а также формами подачи учебного лекционного материала, актуальными для краткосрочных проектов дополнительного образования способами организации дискуссий молодых исследователей в рамках тематических круглых столов.

Ключевые слова: Сибирская археологическая полевая школа, высшее образование, дополнительное образование, археология, вебинар, круглый стол, Республика Хакасия.

В последние годы высшее образование в нашей стране претерпевает значительные изменения - практически завершен переход на систему «бакалавриат-магистратура». Помимо основных образовательных программ, реализуемых в вузах России, весьма актуальны различные виды дополнительного обучения, программы повышения квалификации молодых исследователей, аспирантов и студентов.

Сравнительно недавно формат летних полевых школ стал одной из распространенных форм дополнительного образования в области археологии в России и странах СНГ. Проекты предполагают достаточно интенсивный, как правило, краткосрочный ком-

плекс лекционных и практических занятий, выездных семинаров и экскурсий на археологические местонахождения, участие студентов в раскопках на базах стационарных экспедиций академических учреждений и университетов. Такой формат направлен на освоение и закрепление теоретических основ и практических навыков археологических изысканий у молодых исследователей. Кроме того, участники школ посещают разновременные объекты историко-культурного наследия, что способствует расширению их научного кругозора. Спецификой такой разновидности полевых школ является широкий круг освещаемых направлений, как в

* Исследование проведено при поддержке РГНФ (проект № 13-04-00070).

Лбова Л. В., Зоткина Л. В., Бочарова Е. Н. Образовательный проект «Сибирская археологическая полевая школа - 2014» // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 7: Археология и этнография. С. 9-16.

ISSN 1818-7919

Вестник ИГУ. Серия: История, филология. 2014. Том 13, выпуск 7: Археология и этнография © Л. В. Лбова, Л. В. Зоткина, Е. И. Бочарова, 2014

рамках археологической науки и естественно-научного знания, так и информационных технологий. Именно такой способ подачи материала позволяет на практике продемонстрировать обучающимся актуальность комплексных, междисциплинарных исследований.

За последние пять лет подобные школы стали проходить на базе нескольких университетов Сибири. Так, в 2010 г. прошла Майская археологическая полевая школа на базе КГПУ им. В. П. Астафьева под руководством А. Л. Заики. С 2012 г. на базе ОмГУ регулярно проходит Международная летняя полевая археологическая школа под руководством Л. В. Татауровой. С 1999 г. на базе Института проблем освоения Севера СО РАН (г. Тюмень) под руководством А. А. Ткачева проводятся научно-практические выездные семинары с участием студентов.

В числе первых университетов в России, адаптировавших формат полевых школ, находится Новосибирский государственный университет. В 2006-2010 гг. школа проходила на территории Республики Хакасии, Иркутской, Новосибирской, Томской областей, Республики Алтай и Алтайского края. Инновационный учебно-методический центр «Сибирская археологическая полевая школа (САПТТТ)» в содружестве с рядом университетов Сибири (КГПУ - в 2006 г., ИГУ -2007 г., ТГУ - в 2010 г.) смог организовать интересные образовательные проекты, в которых приняли участие ведущие отечественные и зарубежные ученые в области археологии, палеогенетики, геоморфологии и стратиграфии, палеоботаники, палеопочво-ведения, антропологии и т. д. Профессорско-преподавательский состав САПТ в разные годы объединил ведущих специалистов Российской академии наук, научных центров Европы, США и Канады. Целью проектов стало создание и развитие инновационной структуры в высшей школе для обеспечения эффективного освоения молодыми исследователями новейших научных и методических разработок в области археологических, этнологических и антропологических изысканий через механизм инновационных образовательных технологий. Работа школы была направлена не только на повышение общей квалификации участников, но и на выработку навыков самостоятельного научного поиска и творческого мышления у

молодых исследователей. Участники знакомились с последними достижениями мировой археологической науки и результатами инновационных, в том числе, мультидисцип-линарных исследований, а также получали практические навыки применения современных методов археологических изысканий.

В широком смысле САПТТТ представляет собой уникальную систему дополнительного образования, которая состоит из трех ступеней:

• региональная полевая школа с интенсивной программой выездных семинаров, лекций, мастер-классов и практикумов, а также мини-конференций или «круглых столов»;

• специализированные стационарные школы для малых групп, ориентированные на определенную тематику, предполагающие участие студентов в полевых работах, а также лекционные и практические занятия (Оби-Рахмат в Узбекистане, Костенки в Воронежской области);

• стажировки участников первых двух ступеней в российских и мировых научно -образовательных центрах (в рамках проекта в течение нескольких лет была реализована программа академической мобильности молодых ученых в ведущие научные центры России, стран ближнего зарубежья, Франции, Германии, Италии, США, Японии, Китая).

В качестве итога пятилетней работы в 2011 г. была издана серия учебно-методических пособий по ряду направлений: современные методы полевой археологии, классификация и типология артефактов, методы естественных наук в археологических исследованиях, экспериментальная археология, реконструкция палеогеографических условий, охрана историко-культурного наследия.

Настоящая статья посвящена подведению итогов работы одного из этапов данного образовательного проекта, а именно первой ступени - региональной школы, задачи которой были успешно реализованы 16-26 мая 2014 г. Мероприятие проходило на базе НГУ и ИАЭТ СО РАН (материально-технической и научно-образовательной базы ЦКП «Геохронология кайнозоя», Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока). В работе САПШ приняли участие более шестидесяти молодых ученых, среди которых студенты старших курсов, магистранты и аспиранты из НГУ и ИАЭТ СО РАН (г. Новосибирск), иных ву-

зов и научных отечественных и зарубежных центров - ЗабГУ (г. Чита), ТюмГУ (г. Тюмень), СФУ (г. Красноярск), ИГУ, ИЛАП ИАЭТ СО РАН (г. Иркутск), СПбГУ (г. Санкт-Петербург), ДВФУ (г. Владивосток), НПЦ ОИПИК (г. Улан-Удэ), университет Лейстера (Великобритания). В качестве преподавателей школы выступили с лекциями академики А. П. Деревянко, В. И. Молодин, доктора ист. наук Л. В. Лбова, А. И. Криво-шапкин, В. П. Мыльников, д-р геол-минерал. наук И. Д. Зольников, кандидаты ист. наук Е. Ю. Гиря, Т. И. Нохрина, О. А. Митько, В. М. Новосельцева, С. Г. Скобелев, И. Ю. Слю-саренко, кандидаты биол. наук А. С. Пилипен-ко, Н. А. Рудая, ст. преподаватель Е. А. Мик-лашевич, а также преподаватели из-за рубежа -профессор, PhD Массами Изухо (университет Токио Метрополитен, г. Токио, Япония), PhD Хьюг Плиссон (Университет Бордо, г. Пессак, Франция), директор программы пост-бакалаврского образования Рональда Э. МакНейра, PhD Йан Бувит, PhD Кариса Терри (оба Центральный Вашингтонский университет, Эл-ленсбург, США).

Проект 2014 г. состоял из двух частей. Первая предполагала проведение лекций, в том числе и в online-формате, «круглых столов» на базе НГУ с привлечением ведущих исследователей СО РАН и других научно-образовательных центров, включая зарубежные. Вторая часть мероприятия проходила в полевых условиях и включала выездные семинары и практикумы, экскурсии на археологические объекты (Орджоникидзевский, Боградский, Ширинский, Усть-Абаканский районы Республики Хакасия), а также посещение музеев (Хакасский национальный краеведческий музей, заповедник Оглахты, музей под открытым небом «Большой Сал-быкский курган» и др.) (рис. 1-4).

Формат школы в 2014 г. существенно отличался от предыдущих лет. Важным нововведением стала система вебинаров, являющихся современной, инновационной формой организации лекций, семинаров, круглых столов. Online-семинар (вебинар, англ. webinar) - это разновидность веб-конференции, проведение online-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каж-

дого участника, или через веб-приложение 1. Вебинар требует использования нескольких технических средств. К ним относятся программное обеспечение для проведения веби-наров (или приложение - в зависимости от использованного ресурса), а также наушники и микрофон, веб-камера.

В рамках САПШ-2014 в качестве программного обеспечения использовался ресурс GoToWebinar (gotowebinar.com). Он был выбран из целого ряда популярных российских и зарубежных сервисов, предоставляющих услуги проведения вебинаров. В результате участники мероприятия, как очные, так и заочные, имели доступ к слайдовым презентациям, которые сопровождались видеотрансляцией лекции преподавателя, вне зависимости от географического положения каждого из участников вебинара. Кроме того, каждый заочный слушатель мог задать вопрос лектору через текстовый чат в режиме реального времени. К дополнительным вспомогательным средствам используемого ресурса относятся также аудиозапись трансляции вебина-ров, которая накладывается на слайдовые презентации, возможность использования экрана лектора как электронной доски.

В вебинарах могут принимать участие слушатели из любой точки мира. Так, в рамках САПШ-2014 слушателями были молодые археологи, аспиранты и студенты из Санкт-Петербурга, Иркутска, Улан-Удэ, Владивостока, а также из университета Лейстера. Вебинары проведены с трансляцией из Новосибирска, НГУ, а также из Санкт-Петербурга, Франции, Японии и США.

Преподаватели из Новосибирска провели три online-лекции.

Первая из них - «Современные проблемы археологии каменного века Северной и Центральной Азии», прочитана заведующим кафедрой археологии и этнографии НГУ д-ром ист. наук А. И. Кривошапкиным. В лекции были раскрыты основные тенденции в развитии представлений об эволюции рода Homo и обозначены современные подходы к пониманию процессов антропологического становления человека современного физического типа с учетом последних сенсационных находок на территории Сибири (в Денисовой Пещере на Алтае и на р. Ишим в Омской области).

1 Frequently asked questions, GoToWebinar. URL: http://www.gotomeeting.com/online/webinar/webinar-support (дата обращения 26.06.2014).

Рис. 1 (фото С. Г. Скобелева). Рабочий момент практикума канд. ист. наук В. М. Новосельцевой по работе с тахеометром (палеолитическая стоянка Малая Сыя, Ширинский район, Республика Хакасия)

Рис. 2 (фото С. Г. Скобелева). Рабочий момент практикума м. н. с. Л. В. Зоткиной по бесконтактной съемке петроглифов (Малая Боярская писаница, Боградский район, Республика Хакасия)

Рис. 3 (фото С. Г. Скобелева). После мастер-класса Ю. А. Филипповича по реконструкции средневекового вооружения (стационар Новосибирского государственного университета «Шира»,

Ширинский район, Республика Хакасия)

Рис. 4 (фото авторов). Коллектив участников и организаторов Сибирской археологической полевой школы на кургане тагарской культуры у крепости позднекарасукского времени Сульфат (Орджоникидзевский район, Республика Хакасия)

Следующий вебинар - «Новейшие археологические исследования Сибири» акад. В. И. Молодина привлек наибольшее внимание среди заочных слушателей. В лекции были представлены последние результаты междисциплинарных археологических исследований в Западной Сибири и Монголии, в том числе данные, полученные в ходе палеогенетических, дендрохронологических, петрографических, палинологических, па-леомагнитных, геофизических исследований на таких местонахождениях, как Карама, Денисова Пещера, Венгерово II, Тартас I, Чича, Олон-Курин Гол Х, Двадцатый Ноин-Улинский курган.

В рамках online-лекции «Методика подготовки квалификационной работы» Т. И. Нох-риной были освещены основные принципы организации научного исследования (от постановки цели и задач до правильного построения выводов), а также подробно изложены как базовые положения, так и нюансы оформления квалификационных работ различных уровней.

«Входящие» трансляции были организованы так, что основная аудитория слушателей находилась в специализированном компьютерном классе НГУ, а заочные участники вебинаров из городов России и зарубежья подключались к трансляции через специальный online-ресурс. При этом преподаватели из других городов и стран читали лекции, не покидая своих рабочих мест. Таким образом было организовано четыре вебинара.

Первая «входящая» online-лекция «Технологическая и поведенческая адаптация человека к изменениям окружающей среды на протяжении последнего ледникового максимума в Японии, о. Хоккайдо» была проведена на английском языке профессором из Японии Массами Изухо. На основе интеграции археологических данных и результатов реконструкции палеоклимата он сделал выводы об изменчивости археологических комплексов последнего ледникового максимума на территории о. Хоккайдо. Эти данные имеют важное значение для понимания адаптационных стратегий охотников-собирателей на Хоккайдо, а также путей заселения Японского архипелага, Северной и Южной Америки.

Второй «входящий» вебинар преподавателей из США Йана Бувита и Карисы Терри продолжил тему адаптационных стратегий

древнего человека. Лекция «Сумерки палеолита Сибири: взаимодействие людей и окружающей среды в конце ледникового периода» на английском языке была посвящена рассмотрению взаимосвязи влияния окружающей среды на жизнь древнего человека на примере территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Следующие два вебинара также составляли отдельный тематический блок - экспе-риментально-трасологичские исследования в археологии.

В лекции «Следы как археологический источник» Е. Ю. Гиря (г. Санкт-Петербург) детально рассмотрел основные принципы комплексного подхода к изучению следов как самостоятельного источника информации о людях прошлого, их оставивших. Были раскрыты методологические принципы, лежащие в основе экспериментально-трасо-логического подхода в археологии.

И наконец, в заключительном вебинаре «Основные принципы трасологического анализа» на английском языке Хьюга Плис-сона (Франция) были освещены основные методические принципы и приемы трасо-логического анализа, а также приведены многочисленные примеры применения тра-сологических данных в комплексе с этнографическими и археологическими сведениями. Кроме того, лекция сопровождалась богатейшим иллюстративным материалом и весьма информативной классификацией типов следов на орудиях, позволяющих делать выводы о функциональном назначении артефактов (озвучены основные принципы функционального анализа).

Организация и проведение в рамках САПШ online-лекций в формате вебинаров с участием ведущих российских и зарубежных исследователей - первый подобный опыт в сфере высшего образования в области археологии в России. После подготовки вебинаров организаторам поступило несколько предложений от известных ученых провести лекции в режиме online. Были также получены положительные отзывы как от преподавателей, так и от слушателей проведенных вебинаров. Таким образом, нельзя не отметить перспективность этого направления в развитии образовательных технологий не только на территории Сибири, но и за ее пределами. В настоящее время в разработке находятся проект регулярных online-лекций на базе НГУ с привлечением веду-

щих ученых России и зарубежья, а также проект опПпе-конференции молодых ученых.

Вторым новшеством по сравнению с мероприятиями прошлых лет стала трансформация традиционной конференции участников в тематические «круглые столы». Кроме того, следует отметить, что основная часть «круглых столов» прошла в период проведения полевого выезда. Участникам САПШ предоставлялась возможность поделиться собственными знаниями и навыками в формате мастер-классов и в ходе экскурсий на археологические местонахождения. Выступления каждого участника были рассчитаны на полчаса, после чего следовали обсуждение доклада и дискуссия по проблематике «круглого стола». Такой подход к идее «круглых столов» позволил не только сориентировать участников на более ответственное отношение к подаче своих материалов, но и мотивировать их на активный исследовательский поиск по собственной научной проблематике. Кроме того, важную роль в создании необходимой атмосферы, позволившей «школьникам» свободно высказывать свою точку зрения, сыграло минималь-

ное участие старших коллег в процессе дискуссий при проведении «круглых столов». Следует отметить, что такой формат проведения студенческих конференций представляется весьма эффективным, поскольку он направлен на формирование культуры и опыта ведения дискуссии у обучающихся, а также выявление скрытого потенциала молодых ученых. Возможно, сочетание «круглых столов» в формате, апробированном на САПШ-2014 и традиционных студенческих конференциях, таких как МНСК и РАЭСК, повысит эффективность дополнительного образования в области археологии.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что появление новых технологий позволяет ставить и реализовывать ряд актуальных задач в рамках образовательного проекта «Сибирская археологическая полевая школа». Опыт проведения САПШ-2014 может быть использован при организации и реализации других проектов дополнительного образования.

Материал поступил в редколлегию 03.07.2014

L. V. Lbova, L. V. Zotkina, E. N. Bocharova

Novosibirsk State University 2 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

lidiazotkina@gmail.com

THE RESULTS OF THE EDUCATIONAL PROJECT «SIBERIAN ARCHAEOLOGICAL FIELD SCHOOL - 2014»

Purpose: The summer field school is one of the popular form of supplementary education in Russia. This form includes a short intensive course of lectures and workshops, seminars, «round tables» and excursions on archaeological sites. In the first place it is aimed on the development and consolidation of theoretical and practical skills of young researchers in their archaeological research, as well as on the completion of their knowledge. The format of the summer field school allow to attract the latest achievements of natural sciences and information technologies. «The Siberian Archaeological Field School» was one of the first projects in Siberia, which adapted the form of summer field school. SAFS was held for five years (2006-2010). Similar schools, as SAFS were held in the territory of Siberia, for example, ehe May field school, conducted by A. L. Zaika (Krasnoyarsk); International Summer Field Archaeological School, conducted by L. V. Tataurova (Omsk); scientific and practical field seminars for students, conducted by A. A. Tkachev (Tyumen). In 2014 «The Siberian Archaeological Field School» was restarted. Summing up of outcome of field school -2014 is the main purpose of the article. The school was attended by over 60 participants from 10 cities of Russia and Europe. More than 20 lecturers from leading scientific centers in Russia (Novosibirsk, Irkutsk, St.-Petersburg) and in the world (USA, France, Japan) were invited for these educational project. As one of the most fundamental parts of the school frame were the online lectures

(webinars) with archaeologists from Tokyo Metropolitan University, Central Washington University, University of Bordeaux, Institute of History of Material Culture and Novosibirsk State University.

Results: «Siberian archaeological field school» in 2014 consisted of two parts. The first one involved the lectures, roundtables and practice, held on the base of NSU, IAE SB of RAS in Novosibirsk. The second part took place in Republic of Khakassia and included field seminars and workshops, excursions on the archaeological sites and in the museums. System of roundtables is an innovation in SAFS-2014. The participants were given the opportunity to share their own knowledge and skills in the form of excursions on the archaeological sites (for example excursion on the Upper Paleolithic site Malaya Syya) and workshops (for example on stone knapping).

Conclusion: This form of scientific discussion and the form of the educational process as a whole proposed here can be adopted as one of the effective tools in the formation of professional archaeologists. Practice of webinar conducting established itself on the positive side and suggests further development of the webinar system and online-conferences with the participation of leading scientists in Russia and abroad.

Keywords: Siberian Archaeological Field School, high school, formation, archaeology, webinar, «round table», Siberia, Republic of Khakassia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.