Научная статья на тему 'Международная полевая археологическая школа «Shimaki-2013»'

Международная полевая археологическая школа «Shimaki-2013» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / JAPAN / ХОККАЙДО / HOKKAIDO / ПАЛЕОЛИТ / PALEOLITHIC / МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ШИМАКИ / SHIMAKI SITE / РАСКОПКИ / EXCAVATION / ПОЛЕВАЯ ШКОЛА / FIELD SCHOOL / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ОБМЕН ОПЫТОМ / EXCHANGE OF EXPERIENCE / МЕТОДЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / METHODS OF FIELD RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочарова Екатерина Николаевна

Международная полевая школа «Shimaki-2013» проходила в августе-сентябре 2013 г. на базе палеолитического местонахождения Шимаки (г. Камишихоро, о. Хоккайдо, Япония). Она была организована Университетом Токио Метрополитен и Вашингтонским Центральным университетом. В школе принимали участие студенты и аспиранты, а также специалисты в области археологии из университетов Японии, США, России, Великобритании, Австралии и Франции. Программа школы включала в себя раскопки, лекции, практикумы по тахеометрической съемке, методике камеральной обработки артефактов из обсидиана. Работа школы была направлена на изучение методики раскопок стоянок открытого типа верхнепалеолитического времени, обучение методологии раскопок палеолитических стоянок, приобретение навыков тщательного и всестороннего исследования археологических памятников. Основными задачами проведения раскопок на местонахождении Шимаки стали получение новой информации о геоморфологической обстановке во время использования местонахождения, характеристика модели использования памятника и палеоландшафта, а также изучение особенностей в смене типов каменной индустрии. Работа школы была сосредоточена на активном вовлечении молодых ученых и аспирантов из разных стран в научную работу, совершенствовании методов полевых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHIMAKI INTERNATIONAL ARCHAEOLOGICAL FIELD SCHOOL - 2013

Purpose: Archaeological field schools are an effective tool for improving the skills of young scientists. Exchange of experience and expansion of international relations is a primary concern of participating in field schools such as Shimaki. Results: Participating in field schools opens up many possibilities. The program of Siberian Archaeological Field School included webinars and online lectures of organizers of the school Shimaki. It became possibilities as a result of cooperation of Novosibirsk State University with Tokyo Metropolitan University and the Central Washington University. The practice of Field Schools is widely spread in the whole world. From 21 August to 8 September 2013 in the small city Kamishihoro in the center of Hokkaido (Japan) there was organized an archaeological field school «Shimaki-2013». The school was attended by world-renowned scientists, young scientists, PhD-students and undergraduates student from Tokyo Metropolitan University, Meiji University, Keio University, Shizuoka University, the University of Tokyo, Hokkaido University, Central Washington University, University of Leicester, University Paris-1-Pantheon-Sorbonne University, The Australian National University, University of California and Novosibirsk State University. Shimaki is located in the city Kamishihoro, on the Otofuke River. The main purpose of Shimaki excavation is the characterization of the geomorphic setting during its occupation, analyzing foraging land-use patterns and the use of the site, and exploring relationships between the predominately flake reduction technology and presence of blades. All participants were divided into groups including novices and postgraduates. Each group worked on fields divided into Grids. We excavated the living surface under the plow zone in levels of 3 cm deep. The excavator dig quads measured 50  50 cm. Also all the soil was being screened so as not to miss any artifact. Workshops were held on the use of the clinometer (K. Hayashi) and the basics tacheometry (K. Hori). Everyone could also take part in master classes on the description of the stratigraphic section (I. Buvit), the description of archaeological material (K. Terry), and in a sample collection session for thermoluminescent analysis. In addition to excavations the school program included lectures and master classes by leading specialists (M. Izuho, I. Buvit etc.), as well as excursions. The lectures given were devoted to research on the Paleolithic of Hokkaido (M. Izuho) and the Stone Age of Siberia (I. Buvit). There was an interesting sightseeing tour organized along the rivers and bridges in the suburb of Kamishihoro. It allowed the participants to get acquainted with abundance of stone materials. Another excursion was organized to a workshop store processing items from obsidian. All the events made the school highly successful. All the goals and objectives were achieved. As a result, the participants got new contacts and obtained theoretical knowledge as well as practical skills. There has been some agreement achieved on further cooperation (e.g., preparing scientific papers, taking part in the excavations in Russia and Japan). Conclusion: Organization of field schools focused on active integration of young scientists and graduate students promotes fixing theoretical knowledge and practical skills, inspires scientific research and development of new methods the field archaeological research, contributes to acquisition of skills during a thorough and comprehensive study of archaeological sites.

Текст научной работы на тему «Международная полевая археологическая школа «Shimaki-2013»»

ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ В ВУЗАХ

УДК 902'2

Е. Н. Бочарова

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

[email protected]

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛЕВАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

«8Н1МАК1-2013» *

Международная полевая школа «8Ытакь2013» проходила в августе-сентябре 2013 г. на базе палеолитического местонахождения Шимаки (г. Камишихоро, о. Хоккайдо, Япония). Она была организована Университетом Токио Метрополитен и Вашингтонским Центральным университетом. В школе принимали участие студенты и аспиранты, а также специалисты в области археологии из университетов Японии, США, России, Великобритании, Австралии и Франции. Программа школы включала в себя раскопки, лекции, практикумы по тахеометрической съемке, методике камеральной обработки артефактов из обсидиана. Работа школы была направлена на изучение методики раскопок стоянок открытого типа верхнепалеолитического времени, обучение методологии раскопок палеолитических стоянок, приобретение навыков тщательного и всестороннего исследования археологических памятников. Основными задачами проведения раскопок на местонахождении Шимаки стали получение новой информации о геоморфологической обстановке во время использования местонахождения, характеристика модели использования памятника и палеоландшафта, а также изучение особенностей в смене типов каменной индустрии. Работа школы была сосредоточена на активном вовлечении молодых ученых и аспирантов из разных стран в научную работу, совершенствовании методов полевых исследований.

Ключевые слова: Япония, Хоккайдо, палеолит, местонахождение Шимаки, раскопки, полевая школа, обучение, обмен опытом, методы полевых исследований.

Практика организации и проведения полевых школ широко распространена во всем мире. Их деятельность направлена на активное вовлечение в научную работу молодых ученых, студентов и аспирантов, закрепление ими теоретических знаний и практических навыков, стимулирование научного поиска, освоение новейших методик полевых археологических исследований, а также приобретение навыков тщательного и всестороннего исследования археологических объектов в ходе их непосредственного рас-копочного изучения. Учебный процесс в рамках полевой школы обычно предполагает

теоретические и практические курсы, проводимые ведущими специалистами в различных областях археологии. Например, Сибирская археологическая полевая школа (САПШ), проводимая на базе кафедры археологии и этнографии НГУ, включает в себя трехступенчатую систему подготовки специалистов: региональная школа, специализированные школы и стажировки [Лбова и др., 2011. С. 18]. Первая ступень - это лекции ведущих отечественных и зарубежных ученых, а также практикумы, мастер-классы и полевые экскурсии. Вторая ступень включает в себя специализированные

* Работа выполнена при поддержке фонда «Japan Foundation».

Бочарова Е. Н. Международная полевая археологическая школа «8Ытакь2013» // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 5: Археология и этнография. С. 9-16.

ISSN 1818-7919

Вестник ИГУ. Серия: История, филология. 2014. Том 13, выпуск 5: Археология и этнография © Е. И. Бочарова, 2014

полевые школы на стационарах Института археологии и этнографии СО РАН, Красноярского государственного педагогического университета, Института археологии Узбекистана, а также Новосибирского государственного университета. Третья ступень -кратковременные стажировки участников САПТТТ в исследовательских и научных центрах стран СНГ, Европы, Азии, Америки. Таким образом, развитие международного сотрудничества, коммуникационных связей в молодежном научном сообществе - одна из основных задач САПШ. В связи с этим в 2012 г. студенты и аспиранты гуманитарного факультета НГУ приняли участие в полевой школе на палеолитическом местонахождении Шимаки (о. Хоккайдо, Япония). В рамках школы, организованной университетом Токио Метрополитен (Япония), нашим учащимся удалось расширить знания об археологии Японского архипелага и истории заселения о. Хоккайдо, получить навыки ведения раскопочных работ на палеолитических объектах. Благодаря активному участию представителей НГУ в работе полевой школы в 2012 г. и поддержке фонда «Japan Foundation», сотрудничество НГУ и университета Токио Метрополитен было продолжено в 2013 г.

Международная полевая школа проходила с 21 августа по 8 сентября 2013 г. на базе того же палеолитического местонахождения. Организаторами школы выступили Университет Токио Метрополитен и Центральный Вашингтонский университет. В ее работе в качестве преподавателей и приглашенных лекторов участвовали такие известные ученые, как проф. М. Изухо (Университет Токио Метрополитен, Токио, Япония), PhD Й. Бувит и PhD К. Терри (Центральный Вашингтонский университет). Благодаря участию в школе Shimaki-2013 в 2014 г. удалось привлечь этих преподавателей к участию в САПШ-2014 посредством организации вебинаров и онлайн-лекций. В школе приняли участие студенты младших курсов, аспиранты (PhD-student) и специалисты в области археологии и геоархеологии из университетов Токио Метрополитен, Мейд-зи, Кейо, Шизуоко, Токийского университета, университета Хоккайдо (Япония), Центрального Вашингтонского университета, Калифорнийского университета (США), университета Лестера (Великобритания), Парижского университета-1 (Франция), Авст-

ралийского Национального университета (Австралия), Новосибирского государственного университета (Россия).

В программу школы входили непосредственно раскопочные работы на памятнике Шимаки, экскурсии, лекции, практическая работа по тахеометрической съемке, камеральной обработке артефактов из обсидиана. Основная тематика - верхний палеолит о. Хоккайдо. Важной задачей школы являлись раскопки самого палеолитического местонахождения, обучение методикам раскопок памятников открытого типа верхнепалеолитического времени. Выбор местонахождения Шимаки обусловлен тем, что стоянка является объектом, на материалах которого возможно изучение процессов зарождения и развития микропластинчатой техники на Японском архипелаге.

Стоянка Шимаки находится на левом берегу р. Отофуке в юго-восточной части о. Хоккайдо, за северной окраиной г. Ками-шихоро (префектура Хоккайдо). Памятник расположен на краю второй надпойменной террасы реки. Он был обнаружен и исследован профессорами А. Цудзи и С. Като в 1967 г. Дальнейшие работы по изучению стоянки проводились с разной периодичностью вплоть до настоящего времени. В 20102013 гг. раскопки были организованы археологами университета Токио Метрополитен под руководством проф. М. Изухо. Общая вскрытая площадь за 2010-2012 гг. составила 22,5 кв. м. Серия абсолютных дат, полученных в разные годы для культурных отложений стоянки, лежит в интервале между 25 и 17 тыс. л. н. Индустрия Шимаки базируется на использовании обсидиана в качестве основного сырья, реже орудия изготавливали из андезита, окремненного сланца и агата. В коллекции распространены нуклеусы различных типов для получения отщепов и пластин, концевые скребки и отщепы с ретушью, боковые скребки, сверла, проколки, отбойники и другие орудия. На памятнике была обнаружена серия специфических нуклеусов для получения микропластин, называемых условно «нуклеусы типа Шимаки» [^иИо й а1., 2012]. Дальнейшее исследование местонахождения призвано расширить знания об адаптационных стратегиях древнего населения в условиях последнего гляциального максимума (ЬОМ; 20-17 тыс. л. н.), а также дать оценки соотношения пластин и отщепов, возможной

зависимости преобладания последних в виде адаптационной стратегии к новым природным условиям. Предполагается, что это место служило в качестве относительно краткосрочной стоянки [Виук е! а1., 2011].

В сезоне 2013 г. были продолжены раскопки на участке площадью 42,5 кв. м, а также заложена геологическая траншея 16 х 1 м. Раскопы закрывались от солнца и дождя тентами и пластиковыми полотнищами (рис. 1). В связи с тем что стоянка находится на действующем фермерском поле (рис. 1, 1), ежегодно производилась точная привязка границ всех раскопов, шурфов, траншей к единому реперу. Отдельно велась разборка пахотного слоя мощностью до 0,4 м. Разборка культуросодержащего слоя производилась условными горизонтами мощностью 3 см в пределах квадратов по 0,5 х 0,5 м. Все находки фиксировались на плане с определением координат по осям х, у и г, определялись также горизонтальная и вертикальная ориентация артефактов. Фиксация производилась при помощи тахеометра. Слои, вмещающие палеолитические артефакты, представляют собой субаэраль-ные толщи от 0,6 до 1 м от современной дневной поверхности. Стратиграфический профиль Шимаки включает в себя два слоя тефры: 81р£а-1 (19 тыс. л. н.) и Sipfa-2 (43 тыс. л. н.). Отложения представлены типичной для данной местности аллювиальной террасой.

Полевая часть работы школы направлялась на получение навыков археологического исследования стоянок открытого типа верхнепалеолитического времени, обучение методики раскопок палеолитических стоянок. Все участники школы были поделены на группы. В каждую входили как студенты, не имеющие опыта полевых исследований, так и аспиранты. Через несколько дней проходила ротация. Две группы работали в двух пикетах, еще одна группа делилась на две части - работа в геологической траншее и скрининг (просеивание). Перед началом работ был проведен подробный инструктаж об особенностях методики раскопок (разметка раскопа, пикетная и квадратная сетка раскопа, разборка культуросодержащего слоя, скрининг), а также занятия, посвященные фиксации археологического материала. В своей основе все это аналогично методикам, применяемым в нашей стране.

В работу школы были включены лекции и мастер-классы ведущих специалистов (М. Изухо, Й. Бувит и др.), экскурсии. Лекции посвящались исследованиям палеолита на о. Хоккайдо (М. Изухо) (рис. 2, 1) и археологии каменного века Сибири (Й. Бувит). Они имели формат общего обзора изученности и современного состояния заявленной проблематики. Лекции вызвали большой интерес среди участников школы: задавались вопросы, которые переросли в научную дискуссию между участниками проекта. Мастер-классы были направлены на получение первоначальных навыков работы с тахеометром (К. Хори) и клинометром (К. Хаяши). Эти приборы использовались при фиксации археологического материала, что значительно сокращало время работы как в поле, так и при камеральной обработке. Кроме того, применение клинометра расширяет функционал планов - при помощи этого прибора можно определить, насколько материал смещен в слое. Мастер-класс по камеральной обработке археологических коллекций (К. Терри) включал в себя два направления - чистку материала и его описание. В связи с тем что подавляющее количество находок по сырью это обсидиан, для чистки использовалась специальная ультразвуковая машина (рис. 2, 2). Очистка при помощи ультразвука нужна для того, чтобы на артефактах не появлялось новых следов, царапин и т. д., так как в дальнейшем практически все артефакты просматривает трасолог. Описание материала включало в себя замеры, морфоописание и типологизацию. Интересными были экскурсионные поездки по рекам и мостам пригорода Камишихоро, что позволило непосредственно ознакомиться с местами естественного залегания каменного сырья. Очень важным событием стало посещение мастерской по обработке обсидиана (рис. 3). В ходе экскурсий было рассказано о месторождениях обсидиана вблизи Камишихоро, других месторождениях на о. Хоккайдо, видах обсидиана и месторождениях в мире; описаны также некоторые приемы обработки этого сырья.

Сравнивая полевую часть работы школы с российским опытом организации раскопок, трудно выделить различия в методике и уровне технической оснащенности. Единственным существенным отличием, возможно, является практика японских коллег арендовать жилье (дома, гостиницы, мобильные

Рис. 1 (фото). Полевые работы в рамках археологической школы «8Ытакь2013»: 1 - общий вид на раскопы; 2 -участники полевой школы; 3 - вид на раскоп, закрытый от дождя

Рис. 2 (фото). Лекции и мастер-классы в рамках археологической школы <^Ытакь2013»: 1 - лекция профессора М. Изухо (Университет Токио Метрополитен, Токио, Япония); 2 - чистка артефактов при помощи ультразвуковой машины

Рис. 4 (фото). Палаточный лагерь археологической школы «8Ытакь2013»

дома) при проведении раскопок, что связано в большей степени с невозможностью обустроить палаточный лагерь. В данном случае была совмещена аренда дома (для организации питания и камеральной работы) и палаточного лагеря (для проживания участников экспедиции) (рис. 4). По словам организаторов, это единственный палаточный археологический лагерь во всей Японии и опыт проживания в палатках, заимствованный из российских экспедиций.

В целом школа прошла успешно - поставленные организаторами задачи, в первую очередь образовательного характера, были выполнены. Наше участие в ее работе позволило значительно расширить знания о палеолите о. Хоккайдо, методиках полевых работ, а также получить опыт по организации полевых школ-практик, проводимых непосредственно на археологическом объекте, включая проведение раскопок. По нашему мнению, интеграция двух видов школ, таких как САПТТТ с его мощной теоретической и целевой экскурсионной составляющей и <^Ытак>2013» с проведением непосредственных раскопок, во многом будет способствовать развитию археологических школ на базе других вузов мира, повыше-

нию уровня квалификации молодых специалистов и ученых, а также углублению международных связей через приглашение иностранных специалистов и студентов к участию в подобных школах.

Список литературы

Лбова Л. В. Зоткина Л. В. Плиссон Х. Опыт Новосибирского государственного университета в реализации программ дополнительного образования в области археологии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 5: Археология и этнография. С. 16-22.

Izuho M., Akai F., Nakazawa Y., Iwase A. The Upper Paleolithic of Hokkaido: Current Evidence and Its Geochronological Framework // Environmental Changes and Human Occupation in East Asia during OIS3 and OIS2. Oxford, 2012. P.109-128.

Buvit I., Terry K., Izuho M., Hamaguchi K. Recent Excavations at the Shimaki Paleolithic Site, Hokkaido, Japan // Current Research in the Pleistocene. 2011. Vol. 28. P. 1-3.

Материал поступил в редколлегию 18.06.2014

E. N. Bocharova

Novosibirsk State University 2 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

[email protected]

SHIMAKI INTERNATIONAL ARCHAEOLOGICAL FIELD SCHOOL - 2013

Purpose: Archaeological field schools are an effective tool for improving the skills of young scientists. Exchange of experience and expansion of international relations is a primary concern of participating in field schools such as Shimaki.

Results: Participating in field schools opens up many possibilities. The program of Siberian Archaeological Field School included webinars and online lectures of organizers of the school Shimaki. It became possibilities as a result of cooperation of Novosibirsk State University with Tokyo Metropolitan University and the Central Washington University. The practice of Field Schools is widely spread in the whole world. From 21 August to 8 September 2013 in the small city Kamishihoro in the center of Hokkaido (Japan) there was organized an archaeological field school «Shimaki-2013». The school was attended by world-renowned scientists, young scientists, PhD-students and undergraduates student from Tokyo Metropolitan University, Meiji University, Keio University, Shizuoka University, the University of Tokyo, Hokkaido University, Central Washington University, University of Leicester, University Paris-1-Pantheon-Sorbonne University, The Australian National University, University of California and Novosibirsk State University. Shimaki is located in the city Kamishihoro, on the Otofuke River. The main purpose of Shimaki excavation

is the characterization of the geomorphic setting during its occupation, analyzing foraging land-use patterns and the use of the site, and exploring relationships between the predominately flake reduction technology and presence of blades. All participants were divided into groups including novices and postgraduates. Each group worked on fields divided into Grids. We excavated the living surface under the plow zone in levels of 3 cm deep. The excavator dig quads measured 50 x 50 cm. Also all the soil was being screened so as not to miss any artifact. Workshops were held on the use of the clinometer (K. Hayashi) and the basics tacheometry (K. Hori). Everyone could also take part in master classes on the description of the stratigraphic section (I. Buvit), the description of archaeological material (K. Terry), and in a sample collection session for thermoluminescent analysis. In addition to excavations the school program included lectures and master classes by leading specialists (M. Izuho, I. Buvit etc.), as well as excursions. The lectures given were devoted to research on the Paleolithic of Hokkaido (M. Izuho) and the Stone Age of Siberia (I. Buvit). There was an interesting sightseeing tour organized along the rivers and bridges in the suburb of Kamishihoro. It allowed the participants to get acquainted with abundance of stone materials. Another excursion was organized to a workshop store processing items from obsidian. All the events made the school highly successful. All the goals and objectives were achieved. As a result, the participants got new contacts and obtained theoretical knowledge as well as practical skills. There has been some agreement achieved on further cooperation (e.g., preparing scientific papers, taking part in the excavations in Russia and Japan).

Conclusion: Organization of field schools focused on active integration of young scientists and graduate students promotes fixing theoretical knowledge and practical skills, inspires scientific research and development of new methods the field archaeological research, contributes to acquisition of skills during a thorough and comprehensive study of archaeological sites.

Keywords: Japan, Hokkaido, Shimaki site, Paleolithic, excavation, field school, education, exchange of experience, methods of field research.

References

Lbova L. V., Zotkina L. V., Plisson H. Opyt Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta v realizatsii programm dopolnitel'nogo obrazovaniya v oblasti arkheologii [Experience of Novosibirsk State University in Programm of Supplementary Education in Archaeology]. Vestnik of Novosibirsk State University. Series: History, Philology. 2011, vol. 10, iss. 5: Archaeology and Ethnography, p. 16-22. (in Russ.)

Izuho M., Akai F., Nakazawa Y., Iwase A. The Upper Paleolithic of Hokkaido: Current Evidence and Its Geochronological Framework. Environmental Changes and Human Occupation in East Asia during OIS3 and OIS2, Oxford, 2012, p. 109-128.

Buvit I., Terry K., Izuho M., Hamaguchi K. Recent Excavations at the Shimaki Paleolithic Site, Hokkaido, Japan. Current Research in the Pleistocene, 2011, vol. 28, p. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.