Научная статья на тему 'Новые медиа'

Новые медиа Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация»

8659
925
Поделиться

Текст научной работы на тему «Новые медиа»

© О. Стинс, Д. Ван Фухт, 2008 © Перевод на русский язык. Н. Бергер, 2008

НОВЫЕ МЕДИА

О. Стинс, Д. Ван Фухт (Пер. с англ. Н. Бергер)

Значение весьма популярного термина «новые медиа» изменчиво. В настоящее время под ним обычно подразумевают цифровые, такие как Интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильная телефония и виртуальный мир. Новые медиа занимают свое место среди других вещей, порожденных новыми технологиями и изменениями в человеческом поведении. Экспериментирование с «пространствами» и возможностями новых медиа - это одно из их главных свойств, ведущее к разнообразному их использованию. Производители и потребители точно не знают, как обращаться с новыми медиа и поэтому начинают интенсивно экспериментировать. При этом и производители, и потребители в основном используют свои знания и навыки относительно старых медиа. Это вполне логично, поскольку люди в принципе склонны использовать то, что им знакомо, и поступать так, как они привыкли. Этот процесс не нов, он даже имеет известное определение - «remediation», что можно перевести как «перепосредниче-ство», более удачно на русском языке будет определить этот процесс как преемственность .

Между новыми и старыми медиа есть много различий, ниже мы приводим наиболее важные из них:

-новые медиа быстрее, чем старые;

- новые медиа открытые, старые - закрытые;

- новые медиа имеют пользователей, старые - публику;

- новые медиа кратки, старые - многословны;

- новые медиа доставляют «картинку», старые - текст;

- новые медиа активны, старые - пассивны;

- новые медиа обеспечивают пользователю возможность генерировать содержа-

ние, старые медиа дают эту возможность производителю.

Объединяет старые и новые медиа главное - коммуникативная задача - доставить послание, сообщение; различаются только способы и формы этой доставки.

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ МЕДИА

Чтобы понимать, как различия в формах медиа влияют на особенности работы с ними, необходимо обратиться к главным категориям и уточнить их значения.

Средства массовой информации

Такие традиционные медиа, как печать, телевидение и радио являются средствами массовой информации. Они играют очень важную роль в человеческом обществе. Средства массовой информации позволяют доставлять существенные политические и социальные сообщения местной, национальной и глобальной публике. Можно выделить три главных функции СМИ:

- функция ежедневного информирования: масс-медиа гарантируют привлечение внимания к определенным темам (например, об изменениях в законодательстве); когда тема становится общеизвестной, люди могут обдумать свое отношение к проблеме, обсудить ее;

- функция общественного контроля и надзора (watchdog function): масс-медиа отслеживают те или иные темы, они контролируют общественную, корпоративную и политическую жизнь; журналисты комментируют, исследуют и анализируют события, отмечают тенденции; словом, СМИ держат заинте-

ресованных читателей в курсе последних изменений в отслеживаемой теме и стимулируют ее общественное обсуждение;

- функция социализации: масс-медиа не просто сообщают факты, данные интерпретируются, при этом журналисты оперируют понятиями вечных общественных и культурных ценностей.

Популярные медиа

Телевидение, фильмы и книги - популярные медиа, которые предоставляют платформу для поп-культуры. В любом обществе популярная культура состоит из широко распространенных в нем элементов. Сюда относятся повседневные заботы и потребности, а также культурные «моменты» - все, что отражает господствующие тенденции бегущего дня. Эти элементы могут касаться самых разных сфер: кулинарии, одежды, потребления, средств массовой информации, самых различных форм развлечения, включая спортивные состязания и литературу. Популярная культура часто контрастирует с более эксклюзивной, даже элитарной «высокой культурой», то есть культурой правящих социальных групп. Элементы популярной культуры поддерживаются через народный язык общества и господствующие диалекты.

Визуальные медиа

Основным элементом визуальных медиа типа кино, фотографии, компьютерных игр, живописи и скульптуры, театра и Интернета является изображение. Разумеется, большинство медиа имеют визуальные элементы. Таким образом, к визуальным медиа следует относить все средства, при помощи которых люди пытаются восстановить видимый окружающий нас мир для реализации информационных, творческих и развлекательных целей.

Цифровые медиа

Цифровые медиа, в противоположность аналоговым, - это электронные сред-

ства, которые работают при помощи цифровых кодов. В настоящее время компьютерная обработка данных базируется на двоичной цифровой системе. Компьютеры - это механизмы, которые преобразуют двоичные цифровые данные в информацию и таким образом представляют собой преобладающий класс цифровых машин для обработки информации. Цифровые медиа -цифровая звукозапись, цифровое видео и т. д. - могут быть созданы и распределены через цифровые механизмы обработки информации. Популярные примеры -компьютерные игры, Интернет, е-книги, карманный РС, диалоговое телевидение, электронная почта, интернетовские форумы и смартфоны.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Вернемся к различиям между старыми и новыми медиа. В прошлом люди полагали, что новые медиа обязательно вытеснят и заменят старые. В процессе развития старых медиа происходило расширение их возможностей, что приводило к созданию новых; границы между старым и новым подчас стирались, к людям приходило понимание того, что старые и новые медиа могут сосуществовать и даже взаимодействовать друг с другом. Новые медиа создают предпосылки к тому, чтобы информация могла быть распространена по разнообразным каналам и достигнуть различных целевых групп, таким образом внимание потребителя направляется в соответствии с сообщением.

Поскольку содержание старых медиа, за небольшими изменениями, было «переведено» в цифровой формат, производители старых медиа стали делать содержание, адресованное аудитории новых медиа. В некотором смысле даже самые старые медиа никогда не умирали, мы по-прежнему используем инструменты, которые они имели. Примеры такого синкретизма, когда элементы старых медиа объединены в новых, нередки: кино состоит из текстов, которые можно сравнить с театром, а компьютерная игра использует сюжеты из кинофильмов. Специаль-

ные характеристики различных медиа лежат не в содержании, но в способе, которым оно репрезентируется. Содержание всегда было то же самое.

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ НОВЫХ МЕДИА

Хотя содержание и не изменилось, форма его репрезентации претерпела изменения. Помимо уже рассмотренных примеров новых медиа в прошедшие десятилетия возникло много других. Эти новые формы медиа базируются, тем не менее, на тех традиционных средах распространения информации, которые доминируют в данное время. Например, появление веблога не могло бы быть замечено без уже существовавшей ранее среды Интернета. При этом веблог сам по себе - новое медиа, которое обеспечивает обнародование комментариев и новостей по поводу того или иного предмета; некоторые веблоги используются как более личные диалоговые дневники. Типичный веблог представляет собой комбинацию текста и изображения, он взаимодействует с другими веблогами, вебсайтами и другими медиа, связанными по тематике. Предоставляемая читателям возможность оставить комментарии в диалоговом формате -важная характеристика многих веблогов.

Другой пример - podcasting. Это относительно новая среда, которая стала популярной благодаря iPod. В нескольких словах podcasting - это распространение цифровых аудио- и видеофайлов с помощью Интернета на персональные компьютеры и портативные медиапроигрыватели.

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ САМИ СОЗДАЮТ СОДЕРЖАНИЕ

Это невероятно: пользователи создают содержание! Успех диалога в режиме онлайн зависит теперь от количества пользователей, создающих контент. Эта тенденция характеризует различные виды содержания, производимые пользователями. В старые времена производители традиционных медиа - профессиональные писатели, журналисты, веща-

тельные компании и издательства - создавали содержание и предлагали ее публике. Новое явление, когда содержание производят сами пользователи, отражает расширение медиапроизводства через новые технологии, которые становятся доступными широкой публике. Сегодня в ее арсенале цифровое видео, блоггинг, podcasting, мобильная телефония, фотография и wikis. В дополнение к этим технологиям производимое пользователями содержание может также присоединять к себе комбинации из открытых источников, бесплатного программного обеспечения и др., что позволяет устранить барьеры к сотрудничеству, совершенствованию навыков и новым открытиям.

Таким образом, потребитель стал производителем. По мнению многих исследователей, высокая скорость и возможность генерировать свое содержание - одни из наиболее существенных характеристик, делающих Интернет столь привлекательным для «среднестатистических» пользователей. Общеизвестными примерами «пользовательского» содержания являются вебсайты:

- Wikipedia;

- Facebook;

- MySpace;

- YouTube;

- Flickr.

КРОСС-МЕДИА

«Кросс-медиа» - термин новый. Отправитель сообщения не ограничен спецификой только одного медиа. Нет, послание может быть передано через мультимедийные каналы, ретранслирующие одно и то же содержание в различных формах. Кроссмедиа приглашают пользователя (читателя, зрителя и т. п.) обратиться от одного медиа к другому. Хороший пример - голландская газета DAG: вы читаете нечто в газете, а для получения более подробной информации посылаете сообщения, в ответ на которые получаете требуемые данные на свой мобильный телефон; либо вы посещаете вебсайты газеты и знакомитесь с дополнительной, например, видео-информацией. Телеви-

зионные шоу типа европейских Pop Idol, Big Brother, российских «Дом-2», «Фабрика звезд» и др. - это тоже примеры кросс-медиапродукции, где необходимая интерактивность обеспечивается посредством текстовых сообщений, а также видео- и текстового содержания вебсайтов.

Гражданская журналистика тоже хороший пример. Это значит, что каждый гражданин способен «делать новости» с помощью цифровых видеороликов или фотографий, сопровождаемых текстовым комментарием. В Нидерландах есть веб-сайт Skoeps, который создал площадку, где публикуется такое «гражданское» содержание. Это есть «реальные новости», другие - более авторитетные - информационные агентства подхватят эти сообщения и передадут их по другим медиаканалам.

Хорошо отлаженное кросс-медиавзаимодействие повышает ценность коммуникации: уровень и глубина вовлечения пользователя в проблематику сообщения будут более персонифицированными и, следовательно, более релевантными и действенными.

ОТКРЫТЫЕ РЕСУРСЫ

Прелесть понятия «новые медиа» состоит в том, что дефиниция никогда не будет окончательной, точно так же, как не остановится развитие открытых ресурсов. Открытые ресурсы некоторыми рассматриваются с философских позиций, другими - с методологических. Базовая предпосылка этих источников в том, что окончательного продукта не существует. Наиболее часто это относится к источникам программного обеспечения, которое доступно широкой публике. Собственно говоря, этот ресурс может быть изменен любым, кто имеет соответствующие знания и опыт. Коммуникация возникает в процессе практики, и люди могут вместе менять программы (коды). Код всегда обращен к результату: веб-сайты, программное обеспечение, аппаратные средства ЭВМ, журналистика, интернет-форумы, веблоги, IP-телевидение и даже кола, пиво и автомобили. Вместе люди создают конечный продукт, который теоретически ни-

когда не приобретает единственной окончательной формы.

В последние несколько лет вокруг проектов и инициатив различных открытых ресурсов сформировалась целая культура. Открытые ресурсы охватывают даже физический мир. Органы местной власти, аэропорты, коммерческие корпорации используют знания об открытых ресурсах и все больше применяют их в своих организациях.

Открытые ресурсы являются некоммерческими, тем самым представляют потенциальную опасность коммерческим компаниям (программное обеспечение и оборудование), которые предлагают такую же продукцию, но без открытого доступа. Будет очень любопытно наблюдать, как открытые ресурсы будут справляться с противоположными тенденциями в будущем. В данный момент многие ученые верят, что открытым ресурсам суждено играть ведущую роль в будущем всех медиа - и старых, и новых.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОММУНИКАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ МЕДИА

Новые медиа почти всегда принадлежат к средствам и формам коммуникации, базирующимся на новых технологиях. Обычно термин «новые медиа» становится понятным при включении в него Интернета и всемирной паутины, видеоигр, интерактивных медиа и других форм мультимедиа, ставших популярными в 1990-х годах.

Современные журналисты хорошо понимают разницу между печатными и цифровыми каналами коммуникации. Тексты для газеты, вебсайта и для мобильных телефонов создаются по-разному. Для сообщения новостей репортер в одной ситуации может написать длинное сообщение, в другой - по тому же информационному поводу в том же самом издании появится лишь крохотная заметка, больше похожая на объявление.

Новые медиа, такие как цифровые журналы, «содержательные платформы», блоги, wikis и podcasts, тоже имеют свои особенности. Некоторые из этих новых медиа пре-

красно приспособлены для решения одних задач, другие удобны для выполнения иных. Кроме того, тон, стиль изложения и коммуникационные стратегии отличают одни медиа от других. Чтобы лучше понимать сильные и слабые стороны наиболее популярных на сегодня каналов коммуникации, мы намерены рассмотреть их уникальные характеристики и попытаться показать их практическое значение для журналистики.

БЛОГИ

Веблог, обычно называемый просто «блог», - это вебсайт, стилизованный под

дневник, использующий обратную хронологию для размещения нового материала. Здесь часто есть возможность автономного получения новой почты через RSS (см. табл. 1).

WIKIS

Wikis - это сфокусированные на информации веб-сайты, которые используют специальное программное обеспечение для создания интерфейса и обновления содержания. Термин «wiki» пришел из гавайского языка, в котором это слово означает «быстрый», «скорый», хотя некоторые утверждают, что «wiki» может быть акрони-

Таблица 1

Коммуникационные характеристики и значение блогов

Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение

• Создать новый сайт очень просто, в том числе заложить большое количество любых опций. • Легко обновляется. • С помощью RSS можно осуществлять автоматическую одностороннюю рассылку сообщений всем заинтересованным адресатам. • Изменение стандартных шаблонов часто требует от пользователя HTML-навыков. • Как правило, блог ретранслирует голос из толпы - это продукт, создаваемый «обычным» человеком. • Блог сфокусирован на новостях или новых темах, опыте или мнении. • Быстрое распространение информации через почтовые ссылки на другие блоги. • Доступ к большому количеству хороших поисковых инструментов. • В то время как содержание большинства блогов не отличается особой глубиной, многие демонстрируют глубину мнений. • Могут быть поражены спамблогами (spblogs), которые наносят серьезный ущерб репутации сайта, его рейтингу. • Может быть подвергнут комментарию. • Скрытность и анонимность сайтов осуждается блог-сообществом, поскольку сокрытие информации относительно источников субсидирования является неэтичным • Проблематично использовать организациям для установления внешних связей (некоторые примеры существуют, но они немногочисленны). • Потенциально это лучше для налаживания внутренних коммуникационных связей (например, блоги руководителей компаний), но по-прежнему может нуждаться в работниках, непосредственно пишущих тексты, или вовлечении в коммуникацию. • Компании должны быть нацелены на то, чтобы дать направляющую информацию всем сотрудникам, посещающим блог. • Администрирование блога предполагает тщательный мониторинг имиджа компании, организацию работы с покупателями, а также кооперацию с департаментом общественных связей

мом от «What I Know Is», тем самым термин описывает, как индивидуальный вклад пользователя позволяет развивать содержание. Самый наглядный пример - онлайновая энциклопедия Wikipedia.org (см. табл. 2).

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛИНЗА (INFORMATION LENS)

Структурированные информационные страницы («Lenses») созданы для того, чтобы суммировать наиболее актуальную

информацию и разместить ее в самом удобном для онлайн-пользователей виде. В то же время возможность глубокого погружения в тему повышает рейтинг ресурса и обеспечивает доходы от рекламы. «Линзы» комбинируют простоту использования и индивидуальность блогов со структурой, предлагаемой wikis. Отличным примером такого нового медиа является Squidoo.com. Подробное описание этих ресурсов содержится в электронной книге «Everyone is an Expert» (автор - Seth Godin) (см. табл. 3).

Таблица 2

Коммуникационные характеристики и значение wikis

Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение

• Коллективное «строительство» содержания. • Динамичное и постоянное обновление. • Макроконтекст выстраивается из разнообразных актуальных статей. • Большое количество гиперссылок, как внутренних, так и внешних. • Доступный открытый источник • Дружеские отношения wiki по-прежнему устанавливает только со своими пользователями. • Анонимные корреспонденты могут размещать ложную информацию. • Может нуждаться в контроле или наблюдении со стороны администратора. • Успех проекта в большей степени зависит от критической массы активных участников, чем от маркетинга. • Подвижность содержания ресурса обеспечивается большим количеством пользователей, размещающих свои материалы. • Эффективный инструмент для получения и обмена знаниями. • Обязанности по развитию ресурса распределены. • Хорошие возможности использования в качестве инструмента для выстраивания содержания локальных сетей

Таблица 3

Коммуникационные характеристики и значение «линз»

Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение

• Очень просты в разработке и доступны всем. • Возможности визуального оформления ограничены заданной структурой ресурса. • Легкость и простота доступа делает потенциальную аудиторию максимально широкой. • Хорошо подходят для небольших и некоммерческих организаций для решения тактических информационных задач.

Окончание таблицы 3

Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение

• Выход на информационные модули осуществляется по ссылкам на RSS 1 feeds, Amazon listings 2, Flickr 3, Google Maps 4. • «Линзы» ограничены одной страницей, но могут содержать перекрестные ссылки на другие «линзы», блоги и веб-страницы. • В настоящий момент единственный заметный «линза»-ресурс - Squidoo.com • Объявления Google AdSense, появляющиеся на страницах-«линзах», могут предназначаться как для конкурирующих, так и для не связанных между собой фирм. • Даже с помощью стандартной техники веб-мониторинга можно отследить развитие проблемы и через RSS выйти на соответствующую новейшим изменениям в интересующем предмете «линзу». • Совсем необязательно, что «линза» - исключительно общественное медиа, но может связывать популярные общественные сайты и инструментальные программные средства. • Мотивация у пользователей может быть такой же, как и у блоггеров, хотя есть и потенциальная возможность заработать в качестве «линзмастера». • Преимущества поисковой машины, обещаемые «линзами», пока только намечены, они должны быть доказаны практикой

1 RSS - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. д. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами (Википедия).

2 Amazon.com - американский веб-сайт, который продает книги, музыку, игрушки и др.

3 Flickr - сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем своих цифровых фотографий. Зарегистрировавшийся пользователь системы может помещать на удаленный сервер свои фотографии. Бесплатный сервис предполагает возможность загрузить 100 мегабайт фотографий ежемесячно. К каждой фотографии ее хозяин может добавить название, краткое описание и ключевые слова (тэги) для дальнейшего поиска. Можно делать заметки и на самих фотографиях (Википедия).

4 Google Maps - картографический сервис Google.

PODCASTS цию слов iPod и broadcasting (вещание), не

совсем корректен, так как можно обойтись и

Podcasts - это звуковые файлы, доступ- без iPod, чтобы наслаждаться подкастингом.

ные для прослушивания на вашем компьюте- Файлы могут быть автоматически загружены

ре или портативном устройстве. Термин pod-приемником (например, через iTunes) так

podcasting, представляющий собой комбина- же, как блоги используют RSS (см. табл. 4).

Таблица 4

Коммуникационные характеристики и значение подкастинга

Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение

• Сильные и слабые стороны этого медиа проистекают из преимущественного использования звуковых форматов в ущерб письменным. • Улучшение подкастинга может включать создание альбома и распределение по разделам. • Несмотря на растущую популярность iPod, рядовые потребители имеют слабое представление о том, что такое подкастинг. • Дешевизна и легкость доступа к ресурсу дает возможность любому стать получателем эксклюзивной рассылки.

Окончание таблицы 4

Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение

• Пользователи могут сами выбирать индивидуальные программы или прослушивание на условиях подписки. • Благодаря портативным МРЗ-плеерам стал популярным time-shifting («временное перемещение», когда файлы записываются на носитель временно, затем стираются, на их место помещаются другие и т. д.). • Подкастинг достаточно прост и недорог. • Это метод односторонней коммуникации. • При таком асинхронном методе коммуникации обратная связь (звуковая или письменная) возможна при последующих контактах пользователя с ресурсом • Мобильность, а именно возможность перемещения файлов на портативные носители, делает подкастинг удобным для пользователей. • Формат имеет хорошие возможности для использования в паблик рилейшнз, маркетинге, рекламе и коммерческих целях. • Аудио-форматы люди обычно используют иначе, чем другие электронные и компьютерные медиа. • Пользователь должен сначала найти интересующий его podcast-ресурс и либо загрузить данные, либо подписаться на нужную рассылку; при этом для продвижения сообщения требуются другие медиа

E-MAIL - ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

Передача сообщений по электронной почте является старейшим, наиболее популярным и самым успешным примером использования Интернета. Общение может быть один на один или обращено к большому количеству

людей; внешнее оформление может быть очень простым и ограничиваться текстом, а может включать изображение, гиперссылки и звук. Также возможно прикреплять к e-mail компьютерные файлы, давая тем самым еще больший простор в выборе средств передачи сообщения (см. табл. 5).

Таблица 5

Коммуникационные характеристики и значение e-mail

Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение

• Охватывает практически всех пользователей Интернета. • Из всех новых медиа, не считая IP-телефонию, e-mail является единственным средством, имеющим двустороннее сообщение. • Асинхронный метод связи • Очень популярный ресурс как для ведения бизнеса, так и для персональных сегментов. • E-mail-среда очень засорена нежелательными сообщениями или спамами \ • Потенциальную опасность для компьютеров представляют прикрепленные данные, которые могут оказаться вирусными программами. • Доступность бесплатных почтовых служб. • Полный цикл двусторонней коммуникации инициируется другими новыми медиаканалами. • Требует от коммуникаторов применения все более изощренных способов защиты информации • Использование электронной почты для обмена информационными письмами в «телеграфном стиле» по-прежнему имеет перспективы, но требует от коммуникаторов понимания сложностей технического и организационного порядка. • Современные почтовые серверы должны быть очень привлекательными для клиента с точки зрения успешного ведения переговоров, заключения договоров в бизнесе или организации конструктивного диалога

1 Спам - информация, обычно реклама, принудительно рассылаемая большому числу абонентов электронной почты. Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 7. 2008 105

Окончание таблицы 5

Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение

• Анонимность в определенной степени. • Ограниченные возможности в передаче эмоционального тона в сообщении (в определенной степени этот недостаток компенсируется большим количеством эмотиконов 2, насчитывающих уже более двух сотен). • Большое количество сообщений может вызвать сбой в работе компьютера, перегрузку сервера. • Обычно прием и отправка электронных писем происходят через ПК; тем не менее уже сейчас почтовые операции можно осуществлять с помощью мобильных телефонов, PSP и других портативных устройств, этот сервис становится все более популярным. • Использование электронной почты как инструмента коммуникации становится все более регламентированным

2 Emoticon = emotion + icon (смайлик); призван отражать самые разные эмоции и их оттенки. Первый эмотикон появился 19 сентября 1982 года, его создатель, профессор университета Карнеги Скотт Фалман, в электронном письме к коллегам использовал символ :-).