Научная статья на тему 'Новые книги на немецком языке'

Новые книги на немецком языке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
225
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые книги на немецком языке»

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, T. II, № 2

вые книги

на немецком языке

А. Ю. АНТОНОВСКИ/

У

х X

2 3 m О

В этой рубрике мы продолжим знакомить читателей с новейшей эпистемологической лите ратурой, и на этот раз обратимся к книгам, вышедшим на немецком языке. Заметна скудост выходящих публикаций по сравнению с англоязычной литературой, так что уже как о тенденци можно говорить, с одной стороны, об ослаблении интереса к эпистемологической проблематике а с другой - о перенесении на немецкую почву эпистемологических тематик, развиваемых англосаксонской теории познания (аналитическая проблематика, натуралистическая и биолог ческая интерпретации эпистемологии, конструктивизм), которые многие авторы пытаются синте зировать с традиционно-континентальными, феноменологически окрашенными концепциями.

В следующем номере журнала мы планируем представить последние новинки франке язычной литературы.

Schmidinger Н. Der Mensch - ein 'animal rationale'? Vernunft - Kognition - Intelligenz. Wissenschaftliche Buchgc-sellschaft, 2003.

Рассматривая классическую философскую проблему о сущности человеческой природы, обращаясь к эпистемологии, к результатам естественных и гуманитарных наук, Хайнрих Шмидингер создает своеобразную концепцию «топологии человеческого». Шеститомная серия, в которую входит данный том, призвана самым подробнейшим образом выявить вклады («топосы») едва ли не каждой научной дисциплины в исследование феномена «человеческого». Действительно ли человек - «разумное животное»? И действительно, если придерживаться этого классического определения, вполне естественным выглядит обращение автора к биологии, позволяющей прояснить его «родовое» определение как «животного». Данные нейрофизиологии, в свою очередь, проливают свет на его «видовую» характеристику «разумности». Теории «искусственного интеллекта», результаты современной психологии, теория знания, экономическая теория рассматриваются автором для прояснения традиционных философских вопросов о способности познания, рациональности и разуме человека. Хайнрих Шмидингер - профессор христианской философии университета г. Зальцбурга (Австрия).

Gabriel G. Grundprobleme der Ei kenntnistheorie. I TU, Stuttgart, 2004.

Работа Готфрида Габриеля «Ochoe ные проблемы теории познания» пре; ставляет интересный опыт реконструкци истории эпистемологии, выявлени «красных нитей», последовательносте проблем, начиная с эпохи Нового врем( ни, «Медитаций» Декарта и вплоть д современных аналитических исследов; ний («О достоверности» Витгенштейна т. д.). Заслуживает внимания и попытк сопоставления и выявления латентног сродства традиции философии сознанг (Локк, Лейбниц, Юм, Беркли, Кант) современной аналитической философи] Эти теоретико-познавательные трат формации рассматриваются в контекст современной теории науки как своег рода научные (или эпистемологически! революции.

Wingert L. Mit realistischem Sin Suhrkamp, 2003.

Лутца Вингерта занимает пробле\ разрыва континуума между миром и н шими мнениями. Если такого континууи не существует, встает вопрос о стату! ошибки, заблуждения, неистинного зн ния. Ведь если такой разрыв действ тельно имеет место, феномен заблу; дения был бы столь же бессмысленны как и утверждение об истинностном зн нии о мире. Насколько допустим тог.

НОВЫЕ КНИГИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

ставший уже общим местом тезис, что нет ни абсолютного разрыва между мыслью и реальностью (абсолютный скепсис), ни «гарантированной лжи»? Ведь и знание о «гарантированной лжи» было бы достоверным знанием. В этом контексте автор и пытается сформулировать понятие «реальности» или точнее выявить «смысл реалистического» (отсюда и название книги) в идеализме Канта, натурализме Дсвыо и Рорти, прагматизме Патнема, Хабермаса и Брэндома, пытавшихся преодолеть этот внутренний раскол между сознанием и миром. Этот раскол, по мнению автора, оказывается «внугренним напряжением элементарной духовной установки». Рассматривая это напряженное отношение, автор и сам прилагает усилия по преодолению этого разрыва, по «оправданию суждений о мире», причем это оправдание он ищет не на умозрительном и интеллектуалист-ском, а на «практическом» пути.

Stengel К. Das Subjekt als Grenze. Gruyter, 2003.

В работе Катрин Штенгель «Субъект как граница» рассматриваются концепции Витгенштейна и Мерло-Понти -ведущих представителей противоположных философских школ: аналитической философии и феноменологии. Методическое рассмотрение этой дискуссии Штенгель начинает с установления топологической локализации субъекта в интерсубъективном пространстве. Такая постановка проблемы требует ответа на вопрос о том, чем же заполнено это интерсубъективное вместилище. И если оно «заполняется» данными восприятия и словами языка, то именно в их потоке и «локализуется» субъект. Отсюда и вытекает его определение в качестве границы, дифференцирующей и маркирующей интерсубъективное пространство. В противопоставлении философии Витгенштейна и теории восприятия Мерло-Понти Катрин Штенгель раскрывает поразительные взаимопересечения их концепций и конгениальность подходов, казавшихся абсолютно дивергентными. Исследование такого сродства выливается у Штенгель в оригинальную синтетическую теорию «интеллектуального зрения».

Frietsch U. Die Abwesenheit des Weiblichen. Campus Verlag, 2003.

Несмотря на столь показательное название книгу Уте Фрич «Отсутствие женского» лишь с большим трудом можно причислить к столь популярным в западной науке тендерным исследованиям. Не

относится она и к не менее популярной «феминистской эпистемологии». Речь идет о подлинно эпистемологической проблематике, о теоретико-познавательной реконструкции истории одного понятия, его традиции и научно-обусловленных факторах его «вытеснения». Руководствуясь осуществленным Фуко научно-критическим анализом Фокса Келлера, Утэ Фрич показывает, как в XVIII ст. возникает научная антропология, тогда как нынешние биологические науки и информационные технологии, напротив, приводят к затуханию и исчезновению антропологических «естественных идей». Одной из них и является представление о женском. Юта Фрич подробно раскрывает процесс постепенной элиминации «представления о женском» как в указанных науках, так в метатеоретических представлениях.

Grundmann Th. Erkenntnistheorie. Mentis-Verlag, 2003.

Этот сборник работ посвящен развитию комплекса идей, получившего в Германии название «теоретико-познавательного ренессанса». Представленные позиции охватывают обширную сферу концепций: от радикального интернализ-ма с его утверждениями об исключительно субъектном «оправдании суждений» до экстернализма с его столь несовременной верой в возможность их объективного обоснования. Наиболее интересным представляется последняя часть, в которой дана критика эпистемологических теорий, объединенных натуралистическим видением. При этом сама критика выставляет критерии своего критицизма, которые автор называет «реалистическими».

В сборник входят статьи об актуальной аналитической теории познания, о проблемах контекстуальное™ нашего знания, о возможностях современного скептицизма, о дихотомии интернализм/ экстернализм, натурализации теории познания и о социальной теории познания. Свою задачу автор, кроме прочего, видит и в том, чтобы привнести на немецкую почву теоретико-познавательную тематику, развиваемую преимущественно в англосаксонских странах.

Vogel М. Wissen zwischen Entdeckung und Konstruktion. Suhrkamp, 2003.

Доктор Матиас Фогель из института философии Г'ете-Университата Франк-фурта-на-Майне и профессор Лугц Вин-гент из университета Дортмунда исследуют классические эпистемологические

! I'!1'

.'Г'.

ji >•>; И N

И

X

х X

£

ш О

А. Ю. АНТОНОВСКИЙ

!Й Iii

ss

M t.

X X X

Ф &

ta О

проблемы научного творчества и логики открытия, пытаясь найти срединный путь в рамках дихотомии между открытием и конструкцией.

Ernst G. Das Problem des Wissens. Mentis-Verlag, 2003.

Кажется, нет ничего нового в постановке двух извечных вопросов: «Что такое знание?» и «Можем ли мы хоть что-нибудь познавать?». Но, отвечая на них, Герхард Ернст в работе «Проблема знания» развивает (или считает, что развивает) весьма нетривиальный проект новой «теории знания». Предварительно, правда, читателю придется проштудировать историко-философское «Введение в теорию знания», буквально напичканную занимательными и наглядными примерами («злого демона», «аргумент-сновидения», аргумент «Brain-in-a-vat» и др.). Свою основную задачу Герхард Ернст, теоретик познания из Мюнхена, видит в инновативном преодолении «скептических атак» на знание. Книга будет весьма интересна и как дидактический феномен занимательного изложения сложнейших концептов и идей.

Maturana H. R. Vom Sein zum Tun. Carl-Auer-Systeme, 2002.

Тот, кто уже читал «Древо познания» Умберто Матураны и Франсиско Варелы, с большим подозрением отнесется к этой книге и будет неправ, ожидая тяжеловесных и беспрестанно повторяющихся предложений. Известный чилийский биолог, ученик Хайнца фон Ферсте-ра, автор конструктивистской концепции «аутопойезиса жизни» и «живых систем» разъясняет введенные им ранее термины и суть своей биологии познания в непринужденной беседе с Бернардом Перксе-ном. Ответы на весьма прозаические вопросы («Что воспринимают летящие голуби?», «Как люди наблюдают друг друга?», «Почему мы не видим себя со стороны?», «Чем истина отличается от иллюзии?») дают исследователю возможность популяризации своих представлений. И вслед за своим учителем - кибернетиком и физиком фон Ферстером (автором киберн-этических идей) - Матурана, в свою очередь, формулирует биоэтические выводы из теории биологической эпистемологии. Если решающими факторами в восприятии должны быть признаны внутренние структуры, го уже невозможно спрятаться за «внешние», объективные оправдания. Некоторые критики утверждают, что эта книга пока входит в тройку самых выдающихся философских

книг последних лет наряду с «Обществом общества» Н. Лумана (кстати, тоже конструктивиста) и «Солнце и смерть» Сло-тердайка.

Schnädelbach Н. Erkenntnistheorie zur Einführung. Junius Verlag, 2002.

Эта работа - методологически выверенное «Введение в теорию познания», где последняя понимается как фундамент всей философии и представляет собой учение о формах знания: восприятии, памяти, опыте, науке. Причем понятие каждой этой формы проясняется в соответствии с теорией семейных сходств -через исследования многообразных способов его употребления. Свое «Введение» Герберт Шнедельбах интерпретирует как своего рода «грамматику эпистемических выражений». Особое внимание уделяется проблемам значимости и действительности познания.

Walde В. Metaphysik des Bewußtseins. Mentis-Verlag, 2002.

В книге «Метафизика сознания» Бе-тина Вальде, научный сотрудник Института Макса Планка в Мюнхене, дает обзор возможных объяснений сознания (des Geistes), обращаясь к методу «мысленных экспериментов» и модальной логики. Рефлексия этих методов как предпосылок теории сознания подводит Вальде к выводу, что лишь с их помощью могут быть преодолены материалистические подходы к пониманию сознания. В своей попытке сформулировать альтернативную, гак называемую модально-логическую интерпретацию теории духа, исследовательница обращается к идеям известного логика Крипке и отвергает их как некий вариант «метафизического фундаментализма». Семантика «возможных миров» призвана, по ее мнению, освободить теорию познания от догматического представления о необходимой понятийной зависимости между понятиями о феноменах и теориями. Гак, понятие воды вовсе не обязательно во всех возможных мирах должно представать в теоретическом облачении формулы ¡ЬО.

Baumann Р. Erkenntnistheorie. Metzler, 2002.

Книга преподавателя университета Гетгингена Петера Баумана «Теория познания» во многом отличается от представленного выше философско-аналити-чсски окрашенного «Введения в теорию познания» Шнедельбаха. Теория познания здесь лишь «одна из» центральных

НОВЫЕ КНИГИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

философских дисциплин. И знание здесь проясняется не перебором способов употребления его понятия, а обращением к его источникам, генезису, функции, структуре и элементам, типам его обоснований. Особое место занимает исследование истины, веры и убеждений. Некоторое разнообразие в такой классически-систематический стиль изложения вносит обращение к смежным дисциплинам: психологии и когнитивным наукам.

Esterl Е. F. Denksysteme und Ges-taltungsmodelle (Nebst Anhang 'Das Grundprinzip der Wirkungskomp-lementarität'). BoD GmbH, Norderstedt, 2002.

Эта книга заканчивает четырехтомный цикл сочинений Энгельберта Фридриха Эстерла, формирующих, по мнению автора, новое видение теории познания. Ей предшествовали книги «Продуктивная логика» (2001), «Продуктивно-логические конкретизации» (2001), «Основные вопросы, рассматриваемые в новом свете» (2002). Этот цикл представляет собой систематическое изложение так называемой продуктивной логики. Последнюю автор без лишней скромности называет «теорией относительности в области логики», где относительность заключена в зависимости логики от лежащей в ее основе системы: «вербальной математики».

Bertram G. W. Holismus in der Philosophie. Velbrüek, 2002.

Под холизмом, как известно, понимается зависимость элементов (знаков, органов, людей) от единого целого (знаковой системы, организма, социальной структуры). В своей книге «Холизм в философии» Георг Бертрам, научный сотрудник центра философии и теории науки университета Гиссена, представляет немецкой публике дискуссии на эту тему, ведущиеся в англосаксонских странах. Холизм рассматривается автором как основание для разрешения частных философских вопросов в различных областях философии. От теории науки холизм требует верификации отдельных научных положений только в контексте всей теории (Куайн). Семантический холизм

предполагает, что значение языкового выражения или его перевод является функцией его положения в рамках некоторого языкового целого (предложения у Фреге, теоретического вокабулярия у Куайна, языка у Дэвидсона или сети убеждений у Селлара и Брэндома). Лишь после рассмотрения частных случаев применения такого метода можно сформулировать и общую идею теоретико-познавательного холизма, которая, по мнению автора, требует отказаться от представления, будто знание означает «корректную репрезентацию» какого-либо положения дел. Бертрам обнаруживает в холизме и средство восстановления единства между аналитической и континентальной традициями. Холистские подходы Бертран ищет как в структуралистской и постструктуралистской философии от Соссюра до Деррида, так и герменевтической традиции Хайдеггера и Гадамера. В труде исследуются конкретные детали холисгского метода и конкретные структуры холистского способа объяснения, различаются типы холизма.

Kassavine I. Soziale Erkenntnistheorie. Migrationsmetaphern, Wissenstypen, Textepochen. N'ichtklassisehe Ansätze: Hildesheim, Georg Olms Verlag, 2003.

В книге «Социальная теория познания» И. Касавиным разрабатывается неклассический теоретико-познавательный подход. В его рамках первичное значение получают социально-культурные и личностные изменения познающего субъекта, требующие последовательного применения междисциплинарных методов исследования, комплексного анализа типов знания. Примером такого расширения поля исследований и радикальной переинтерпретации традиционных понятий и проблем служат понятия «оседлого и миграционного опыта», «гетерогенной и гомогенной онтологии», «экологической структуры пространства и времени». Описание и категоризация «миграционной метафоры», «текстовых эпох», «паттернов творчества» оказываются полезными инструментами «очищения» и совершенствования генетически-эволюци-онного, социально-культурного и герменевтического методов современной эпистемологии.

,1 ■■>!

г

1

ч!

I ш

X

X

X ф

А Ш

О

н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.