УДК/ UDC 339.138
DOI: 10.24412/2071-3762-2024-3321-21-26
новые инструменты influence-маркетинга и их применение в деятельности бизнеса
New Influence-Marketing Tools and their Application in Business Activities
Жигулев Петр Алексеевич,
Product Lead, ООО «Иви.Ру»; Москва, Россия, ул. Большая Новодмитровская, д. 23 стр. 5, эт 4, каб. 408 Zhigulev Pyotr Alekseevich,
Product Lead, LLC «Ivi.Ru»; 23 Bolshaya Novodmitrovskaya St., bldg. 5, floor 4, office 408, Moscow, Russia [email protected]
https://ordd.org/0009-0001-1780-8642
Статья посвящена исследованию новых инструментов influence-маркетинга и вопросов их применения в деятельности бизнеса. Подчеркивается, что маркетинг влияния представляет собой способ продвижения посредством лидеров мнений (инфлюенсеров) и их аудитории. Определяется значимость influence-маркетинга как инструмента укрепления бренда, привлечения аудитории и увеличения продаж посредством формирования доверительных отношений с целевой аудиторией. Освещаются ключевые тренды развития маркетинга влияния, и проводится SWOT-анализ его применения в контексте бизнес-активности. Выделяются новые форматы маркетинга влияния, в числе которых короткие видеоролики, прямые трансляции, текстовый и визуальный контент, эксклюзивные материалы, которые наряду с современными инструментами аналитики обеспечивают рост качества взаимодействия с аудиторией, стимулируют продажи. В результате исследования подчеркивается прикладное значение маркетинга влияния для бизнеса с учетом его результирующего характера в продвижении.
Ключевые слова: маркетинг влияния; influence-маркетинг; цифровизация бизнеса; электронная коммерция; короткие видеоролики; прямые трансляции; текстовый контент; визуальный контент; эксклюзивные материалы; социальные сети.
The article is devoted to the research of new influence marketing tools and issues of their application in business activity. It is emphasized that influence-marketing is a way of promotion through opinion leaders (influencers) and their audience. The importance of influence-marketing as a tool for strengthening the brand, attracting the audience and increasing sales through the formation of trusting relationships with the target audience is defined. Key trends in the development of influence-marketing are highlighted, and SWOT-analysis of its application in the context of business activity is carried out. The paper highlights new formats of influencer marketing including short videos, live broadcasts, text and visual content, exclusive materials, which along with modern analytical tools provide an increase in the quality of interaction with the audience and stimulate sales. The study emphasizes the applied meaning of influencer marketing for business, taking into account its resulting nature in promotion.
Keywords: influence-marketing; business digitalization; e-commerce; short videos; live broadcasts; text content; visual content; exclusive materials; social networks.
Введение (Introduction)
Бурный рост числа потребителей на рынке электронной коммерции, а также длительная массовая цифровизация бизнеса, переход в онлайн-сегмент и расширение форматов деятельности в комплексе определяют интерес к новым инструментам influence-маркетинга для решения прикладных маркетинговых задач бизнеса. /nf/uence-маркетинг или маркетинг влияния становится все более востребованным среди бизнес-субъектов, что связано с его результирующим влиянием на рыночную деятельность и высокой окупаемостью вложений. Так, со-
гласно данным Forbes Club, высокая окупаемость маркетинга влияния определяет растущий интерес бизнес-субъектов к его применению; окупаемость вложений на influence-маркетинг в несколько раз превышает первоначальные затраты — на 1 долл. США вложений приходится примерно 5 долл. США доходов для бизнеса. Дополнительным фактором, стимулирующим интерес к influence-маркетингу, является низкий уровень доверия пользователей прямой рекламе, что требует организации нативных рекламных инте-граций, демонстрирующих куда большую эффективность и мень-
шее отторжение среди потребителей*.
Редакция портала АОРАЭЭ пишет о том,что в 2023 году объемы рынка маркетинга влияния превысили 21 млрд долл. США, что практически на 30% выше объемов рынка по итогам 2022 года. Исследование, представленное на портале, не только указывает на рост рынка маркетинга влияния, но и подчеркивает существование различных моделей организации /л//иелсе-маркетинга, от прямого использования «лидеров мнений» и платы за рекламу, до работы на принципах взаимовыгодного партнерства, предложения доли
* Главные тренды современного маркетинга: ИИ, виртуальная реальность и большие данные. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://club.forbes.ru/practicum/glavnye-trendy-sovremennogo-marketinga-ii-virtualnaya-realnost-i-bolshie-dannye (дата обращения: 04.02.2024).
с продажи или с переходов по ре-феральным ссылкам, что позитивно сказывается на маркетинговых бюджетах**.
Согласно данным портала Аб'юбех, сегодня наиболее жизнеспособными и перспективными каналами маркетинга влияния становятся блоги в различных социальных сетях — видеоблоги, текстовые новостные сообщества в мессенджерах, а также площадки тематического контента. В указанной среде маркетинга влияния наблюдается высокое доверие бло-герам, а также рядовым пользователям, публикующим уникальный контент. Блоги на таких площадках обладают значимой перспективой с точки зрения охвата нескольких групп целевых потребителей, демонстрирующих высокую лояльность к размещаемому контенту, который попадает под предпочтения целевой аудитории3*.
Учитывая обозначенное, ¡пАи-епсе-маркетинг становится все более перспективным для бизнеса. Актуальность темы исследования /nf7uence-маркетинга определяется не только обширными перспективами и ростом рынка, но и необходимостью уточнения актуальных изменений и сдвигов в поле маркетинга влияния, обусловленных возникновением новых инструментов маркетинга влияния и необходимостью их разностороннего рассмотрения, с выделением сценариев применения для достижения поставленных маркетинговых целей бизнеса. Перспективным видится разрешение противоречия между стремлением бизнеса интегрироваться в пространство /п/7иепсе-марке-тинга и отсутствием исследований,
посвященных новым инструментам influence-маркетинга. Обозначенное противоречие определяет проблему исследования, связанную с неэффективностью или отсутствием прогнозируемой результативности вложений маркетинга влияния в бизнесе, ввиду применения устаревших или не походящих под современные тренды рынка инструментов /nf/uence-маркетинга.
Целью исследования является формирование комплексной характеристики и обзор современных инструментов influence-мар-кетинга с фокусом на их результирующее применение в бизнесе. Определяются следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические основы маркетинга влияния в бизнесе.
2. Выделить современные тренды и особенности influence-марке-тинга, провести SWOT-анализ маркетинга влияния с точки зрения рисков и перспектив его применения в бизнесе.
3. Определить и описать новые инструменты influence-марке-тинга и их применение в деятельности бизнеса.
Методы (Materials and Methods)
Материалами исследования выступили открытые статистические данные и результаты маркетинговых исследований, опубликованные в СМИ. Немаловажную роль среди материалов исследования заняли научные статьи, посвященные различным аспектам inf/uence-марке-тинга, его теоретическим основам, преимуществам, актуальным тенденциям и т. д. В работе применялись методы библиографическо-
го описания, сравнения, обобщения, сопоставления, абстракции, SWCT-анализа.
Результаты (Results)
Общие сдвиги в потребительских предпочтениях и поведении становятся драйвером, актуализирующим необходимость управления изменениями и перехода к более эффективным инструментам ведения бизнеса. С точки зрения маркетинга отслеживание подобных изменений приобретает результирующий характер, о чем пишут В. В. Никишкин и соавторы. По их мнению, развитие среды электронной коммерции становится фундаментальным основанием, определяющим переход к новым инструментам, методам, сегментам и стратегиям организации маркетинговой деятельности бизнеса [1].
В контексте реализации функций продвижения, направленных на позиционирование товара и стимулирование за счет воздействия на целевых потребителей, примечательным видится исследование О. Ю. Труниной, которая подчеркивает существование типовых конфигураций маркетинговых стратегий, распределяющихся взависимости от конечной цели и типа маркетинга в бизнесе. Автор выделяет по меньшей мере четыре типа маркетинговых стратегий, указывая на то, что стратегии при-движения требуют позиционирования товара на рынке и применения инструментов воздействия на потребителей [2].
Соглашаясь с обозначенным тезисом, подчеркнем все более возрастающую роль маркетинга влияния в бизнесе с учетом отраслевых особенностей продвижения и их
** От наноинфлюенсеров до нейроблогеров: тренды маркетинга влияния на 2023 год по версии Influencer Marketing Hub. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adpass.ru/ot-nanoinflyuenserov-do-nejroblogerov-trendy-marketinga-vliyaniya-na-2023-god-po-versii-influencer-marketing-hub/ (дата обращения: 04.02.2024).
3* Как изменился influence-маркетинг в 2023 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adindex.ru/publication/opinion/ marketing/2023/12/8/317824.phtml (дата обращения: 04.02.2024).
влияния на комплекс применяемых методов и средств маркетинга [3], необходимостью учета культурных особенностей маркетинга и их воздействия на интерес целевой аудитории [4], а также применение современных инструментов интернет-маркетинга для достижения повышенных результатов [5]. В дополнение к вышесказанному, заметим, что все большую роль приобретают дополнительные, применяющиеся для повышения эффективности маркетинга, инструменты, не относимые к традиционному инструментарию продвижения, среди которых, как пишет О. В. Иванченко, инструменты искусственного интеллекта, больших данных, программное обеспечение для реализации аналитических функций и многие другие. Автор подчеркивает, что применение обозначенных инструментов аналитики предоставляет возможность реализовывать более персонально-ориентированный и адаптивный маркетинг, выстроенный с фокусом на прогнозирование предпочтений и реакции пользователей на тот или иной маркетинговый материал [6].
Возвращаясь к вопросам определения теоретических основ маркетинга влияния, выделим исследование В. Н. Татаренко, который раскрыл связь между маркетингом воздействия и маркетингом влияния. Автор пишет, что в корне маркетинга влияния лежит непосредственно концепция влияния в экономике, которая раскрывается на уровне совокупности воздействий, которые бизнес способен оказывать на конечного потребителя. Среди таких воздействий выделяется информация, знания, реальные действия, общие ценности, сила, харизма, страх, авторитет, энергия, власть и многие другие составляющие,
в комплексе образующие побуждающие к определенным действиям элементы влияния. Вместе с тем, автор считает, что выстраивание обозначенных компонентов напрямую определяет характер и результативность маркетинга, подчеркивая эффективность смысловой связки с выделением информации, энергии и реального действия, направленных на человека — конечного потребителя. Подобная связка позволяет организовать эффективный маркетинг влияния, в основе которого лежит прогностическая функция, возможность предоставить целевому потребителю информацию и заложить в него необходимое видение, посыл. Так, под маркетингом влияния понимается совокупность методов, средств и инструментов организации маркетинга, стратегических направлений в маркетинге, предполагающих выстраивание отношений сотрудничества между компанией и инфлюенсе-рами (популярными людьми, обладающих почитателями, поклонниками, концентрирующими вокруг себя аудиторию по интересам). Концепция маркетинга влияния строится на том, что бизнес посредством «лидера мнений» способен оказывать влияние на конечных потребителей, эмоционально продвигая продукт, демонстрируя его преимущества, применяя нативные интеграции и др. способы воздействия, эффективные в контексте рассматриваемой аудитории [7]. Маркетинг влияния базируется на ряде фундаментальных принципов, среди которых выделяются [8]: ♦ выстраивание доверительных отношений при полноценных представлениях о целевой аудитории инфлюенсера, включенность и демонстрация достоверных характеристик товара (услуги);
♦ продвижение посредством контента, который должен быть креативным, интересным и ценным в контексте конкретной целевой аудитории, входить в рамки «формата» и особенностей блога инфлюенсера;
♦ успешность с точки зрения ключевых показателей эффективности, рентабельность инвестиций и оптимизационное влияние на будущие маркетинговые кампании с привлечением целевой аудитории.
В целом, обозначенные в исследовании авторов принципы в общих чертах свойственны практически любому маркетингу — однако важной отличительной чертой маркетинга влияния является фокус на органичном формировании отношений, посредством опосредованной трансляции репутации на потребителя. Примечательной в этом контексте считаем позицию Е. В. Писаревой, которая указывает на перспективы выстраивания коммуникаций между бизнесом и потребителями посредством применения инструментария ппЛиепее-маркетинга. Автор подчеркивает, что эффективность ¡пЛиепее-мар-кетинга базируется на вовлечении целевой аудитории в историю бренда, посредством включения лидеров мнения и различных он-лайн-платформ для работы с потребительскими сегментами [9].
В таком случае эффективность реализации функций продвижения фактически определяется построением эмоциональных связей, о чем достаточно подробно пишут Н. Н. Молчанова и М. М. Кормиль-цева. Авторы считают, что ценность маркетинга влияния для бизнеса определяется как целевой аудиторией и площадкой, на которой реализуется маркетинг влияния, так и степенью доверия инф-люенсеру и бренду, продвижение
которого осуществляется. По итогам исследования и сравнения различных инструментов продвижения авторы приходят к выводам о том, что наиболее привлекательным для бизнеса инструментом становится именно маркетинг влияния, поскольку рекламные интеграции инфлюенсеров представляются по принципам креативности, привлекательности, эстетичности, включают элементы геймифика-ции и предоставляют возможность выразить собственное мнение, выстроив тем самым многостороннюю обратную связь [10]. Учитывая высокую популярность видеоблогов и инструментов маркетинга посредством публикации видео, на что указывают Н. Н. Ще-пилова и Т. Р. Меджидов, креативный подход в блогосфере становится одним из наиболее эффективных и результирующих, поскольку позволяет освещать различную тематику контента и органично встраивать рекламные интеграции в публикуемый контент юмористического, обзорного, развлекательно-познавательного и иного характера [11]. Выделим в этом контексте исследование А. П. Брагина, который комплексно и точно описал применение коротких видеороликов в современных социальных сетях как глобальный тренд интернет-маркетинга. Автор выделяет различные типы видеоконтента и его влияние на реализацию функций продвижения, разделяя применение на два направления — в рамках корпоративных аккаунтов и продвижение посредством сторонних аккаунтов, что относится к маркетингу влия-
ния. Автор раскрывает короткие видеоролики в контексте функций маркетинга, достоинств и недостатков применения, показывая, перспективность и эффективность коротких видеороликов [12]. Последние в целом также становятся все более популярными в контексте и /л/7иелсе-маркетин-га, поскольку позволяют емко охватить объект рекламы и презентовать продукт/услугу в более выгодном представлении.
Так, современные тренды маркетинга влияния сводятся к нескольким значимым направлениям.
Во-первых, растущие инвестиции в инфлюенсеров-сотрудников как амбассадоров бренда, которых бизнес использует для продвижения продуктов и услуг4*. Наряду с этим, применение аффи-лиатного маркетинга, построенного на долгосрочном партнерстве между брендом и инфлюенсе-ром5*.
Во-вторых, превалирование коротких видео и расширение функционала платформ с фокусом на короткие видеоролики, публикация уникального контента, в том числе эксклюзивного, для привлечения аудитории6*.
В-третьих, постепенная популяризация прямых трансляций как канала взаимодействия с аудиторией при растущем интересе к покупкам во время прямых трансляций7*.
Учитывая проведенный литературный обзор, общее описание и обоснование перспективности маркетинга влияния,сгруппируем результаты в виде Э^/ОТ-анализа (табл.)
Таблица подчеркивает перспективность маркетинга влияния в контексте организации результирующего продвижения. При этом выделим позицию М. С. Со-колюк, которая пишет о том, что эффективными инструментами маркетинга влияния (на примере внутренних инструментов на мар-кетплейсах) становятся: комиссионные программы для блогеров (инфлюенсеров), специальные подборки материала, тематические рубрики в социальных сетях и персональные страницы с отзывами [13].
Обсуждение (Discussion)
Проведенный обзор и SWOT-анализ,исследование тенденций и особенностей маркетинга влияния в реализации маркетинговых целей бизнеса позволяют выделить систему наиболее востребованных для бизнеса инструментов influence-маркетинга.
1. Короткие видеоролики. Эффективны на платформах со встроенным функционалом и отдельной вкладкой с короткими видеороликами, применяются для демонстрации продуктов, проведения мини-обзоров, показа «за кулисами» бизнеса и т. д. Применение коротких видеороликов осуществляется с целью повышения узнаваемости бренда, привлечения общего внимания к продуктам, расширения аудитории. Основополагающие преимущества такого типа контента в маркетинге влияния сводятся к включенности пользователей, перспективам обширного распространения, а также общей эффективности. Однако
4* 15 Influencer Marketing Trends to Watch in 2024 (+ Free Webinar). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://later.com/blog/ influencer-marketing-trends/ (дата обращения: 10.02.2024).
5* Global Affiliate Marketing Platform market: By Product Type, By Application, By Industry, Estimation & Forecast, 2017-2030). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchandmarkets.com/report/affiliate-marketing (дата обращения: 13.02.2024).
6* 16 Influencer Marketing Trends That Will Shape 2024. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://influencermarketinghub.com/ influencer-marketing-trends/ (дата обращения: 15.02.2024).
7* The live video shopping statistics brands can't ignore in 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://emplifi.io/resources/blog/ live-shopping-statistics (дата обращения: 10.02.2024).
Таблица
SWOT-анализ маркетинга влияния в контексте целей продвижения в бизнесе Table. SWOT analysis of influencer marketing in the context of business promotion goals
Сильные стороны Слабые стороны
* выстраивание доверительных отношений * наличие представлений о целевой аудитории инфлюенсера * повышение узнаваемости бренда и лояльности потребителей к нему * использование доверия к блогеру для коммерческих целей * органическое встраивание в поисковую выдачу по каналам коммуникации с потребителями, «живой» контент с органическим трафиком * высокая степень доступности * зависимость от инфлюенсера и его добросовестности * не всегда удается полноценно прогнозировать охват публикации и спрос аудитории * возможны низкие охваты * сложно устанавливать метрики для отслеживания эффективности * проблемы, связанные с новыми правилами регулирования рынка интернет-рекламы в России
Возможности Угрозы
* быстрое влияние и возможность концентрироваться на специфической аудитории * применение различных схем оплаты результатов, что позволяет сократить влияние слабых сторон и угроз * прямое привлечение потребителей и рост интереса к продуктам или услугам * общая оптимизация маркетинга за счет оптимизации и самостоятельного отслеживания реакций * наличие обратной связи в форме комментариев * при изменении репутации инфлюенсера (негативном) сокращается доверие к бизнесу или его продуктам * возможны перестройки принципов работы социальных сетей или введение дополнительных правил, ограничивающих рекламный контент * штрафы за отсутствие маркировки рекламы в России, согласно новым правилам регулирования интернет-рекламы * изменение отношения потребителей к рекламе отдельных продуктов (слишком интенсивный маркетинг влияния при перенасыщении пользователей способен привести к негативному восприятию)
короткие видеоролики по тем же причинам часто игнорируются пользователями, способны вызывать негативные реакции.
2. Прямые трансляции. Подходят для детального представления продукта, вопрос-ответ сессий с аудиторией, проведения интерактивных мероприятий(напри-мер, мастер-классов), событий в реальном времени или эксклюзивных продаж с покупками во время трансляции (например, с приятной скидкой). Посредством прямых трансляций достигается цель тесного взаимодействия с аудиторией, что также способствует приросту лояльности и быстрому повышению продаж. Прямые трансляции обеспечивают погружение пользователей и в целом эффективны для продаж, однако требуют предварительной подготовки и в целом сложны для организации (необходимо привлечь базовую аудиторию, устроить «прогрев», иначе потребители не будут привлечены/осведомлены).
3. Текстовый и визуальный контент. Представляет собой совокупность блогов, статей, инфо-
графики, постов в социальных сетях и т.п., предназначенных для реализации образовательных функций, общения с аудиторией, предоставления полезной информации, демонстрации экспертно-сти и др. Подобный маркетинг, помимо преимуществ продвижения через инфлюенсеров, позволяет привлекать трафик через поисковую выдачу. Цель также сводится к повышению узнаваемости, росту охватов и привлечению целевой аудитории. Преимущества инструмента — простота, доступность, вариативность выбора контента, дополнительное поисковое продвижение; недостатки — сложность вовлечения аудитории в подобный контент.
4. Публикация эксклюзивных материалов. Сводится к проведению «ограниченного» в доступе контента, например, закрытых вебинаров, подписных рассылок, специальных предложений, платных подписок и т. д., концентрируется на ограниченном круге аудитории, отличающейся высокой степенью доверия и интереса. За счет подобного «клубного»
контента в маркетинге влияния достигаются цели эксклюзивности, привилегированности, что положительно сказывается на лояльности, позволяет привлекать дополнительные отчисления. Преимущества подобного продвижения — крайне высокая степень монетизации и лояльность, при единственном недостатке, связанном с ограниченностью продвижения мероприятия/контента.
Подчеркнем, что каждый из вы-шеобозначенных инструментов маркетинга влияния обладает набором характерных уникальных преимуществ, применяется в различных стратегиях для достижения целей маркетинга — от привлечения внимания и повышения узнаваемости до взаимодействия с конкретной аудиторией или отдельными её сегментами, удержания клиентов, обеспечения роста продаж в текущем периоде. Оптимальный выбор инструмента зависит от специфических и отраслевых особенностей бизнеса, целевой аудитории (адресата, на которого направлены материалы — контент, статьи, инструменты),
маркетинговых задач и целей бизнеса. У бизнеса при этом сохраняется возможность комбинировать инструменты, создавать многоуровневую маркетинговую стратегию, которая будет комплексно влиять на потребителя.
Заключение (Conclusion)
Результаты проведенного исследования позволяют подчеркнуть растущую прикладную значимость инструментов маркетинга влияния в интернет-маркетинге современного бизнеса. Выделенные новые инструменты infiuence-маркетинга — короткие видеоролики, прямые трансляции,текстовый и визуальный контент, эксклюзивные материалы становятся важными элементами в маркетин-
говых стратегиях, направлены на привлечение внимания потребителей, рост узнаваемости бренда, стимулирование продаж. В целом обобщая научную литературу по тематике исследования, подчеркнем, что /л/7иелсе-маркетинг рассматривается как маркетинг, демонстрирующий высокую окупаемость, рентабельность и эффективность, относительно прямой рекламы. Современные тренды маркетинга влияния отражают рост интереса к развертыванию штата инфлюенсеров-сотрудни-ков, применения аффилиатного маркетинга, растущую популярность прямых трансляций для эффективного взаимодействия с аудиторией и стимулирования продаж.
Научная новизна исследования связана с выделением востребованных «новых» инструментов маркетинга влияния, оценки их цели, достоинств, недостатков и общих направлений применения в реализации маркетинговых целей бизнеса. Практическая значимость исследования определяется рекомендательным характером полученных результатов, основываясь на которых компании способны разрабатывать собственные рекламные кампании, включающие в себя инструментарий маркетинга влияния. Дальнейшие перспективы исследования связаны с разработкой общих стратегий и контент-плана в контексте маркетинга влияния, что найдет отражение в будущих работах автора настоящей статьи.
ИСТОЧНИКИ (References)
1. Никишкин, В. В. Актуальные маркетинговые аспекты развития интернет-торговли / В. В. Никишкин, А. Н. Бекетов, Н. А. Широкова // Экономика строительства. - 2022. - № 8. - С. 4-19. - EDN TCAICJ.
2. Трунина, О. Ю. Типовые маркетинговые стратегии предприятий: рекомендации по совершенствованию / О. Ю. Тру-нина // Наука Красноярья. - 2023. - Т. 12, № 1-1. - С. 138-149. - DOI 10.12731/2070-7568-2023-12-1-138-149. -EDN CMSJKS.
3. Журавлева, О. В. Главные маркетинговые тренды на рынке российского кино в современных реалиях / О. В. Журавлева, А. С. Лобачева // Вестник университета. - 2022. - № 9. - С. 90-95. - DOI 10.26425/1816-4277-2022-990-95. - EDN PYRWOE.
4. Ажлуни, А. М. Влияние кросскультурных аспектов маркетинга на практику современного российского бизнеса / А. М. Ажлуни, Д. В. Митин // Вестник аграрной науки. - 2019. - № 2(77). - С. 90-95. - DOI 10.15217/issn2587-666X.2019.2.90. - EDN ZMBCDQ.
5. Сошенко, И. В. Направления использования современного инструментария интернет-маркетинга в контексте индикации результатов воздействия вирусного маркетинга / И. В. Сошенко, К. А. Антошина // Экономика строительства. - 2023. - № 8. - С. 10-14. - EDN DMAPTI.
6. Иванченко, О. В. Интеллектуальный анализ данных и бизнес-аналитика в управлении бизнесом и маркетинге / О. В. Иванченко // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2022. - № 4(80). -С. 125-130. - DOI 10.54220/v.rsue.1991-0533.2023.80.4.018. - EDN AUTHYX.
7. Chopra A., Avhad V., Jaju S. Influencer Marketing: An Exploratory Study to Identify Antecedents of Consumer Behavior of Millennial. Business Perspectives and Research. 2020. No. 9(1). pp. 1-15.D0I:10.1 177/2278533720923486.
8. Behare N, Mahakan R.D., Singh M., /yer V. The Power of Influence: Unleashing the Potential of Influencer Marketing. Using Influencer Marketing as a Digital Business Strategy. 2023. pp. 1-36. D0I:10.4018/979-8-3693-0551-5.ch001.
9. Писарева, Е. В. Инфлюенс-маркетинг как инструмент эффективной коммуникации в цифровой среде / Е. В. Писарева // Beneficium. - 2023. - № 4(49). - С. 85-91. - DOI 10.34680/BENEFICIUM.2023.4(49).85-91. - EDN BYBJVA.
10. Молчанов, Н. Н. Digital-технологии при продвижении услуг компаний из сферы онлайн-образования: оценка эмоциональной эффективности инструментов / Н. Н. Молчанов, М. М. Кормильцева // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2022. - Т. 32, № 2. - С. 251-260. - DOI 10.35634/2412-9593-2022-32-2-251-260. -EDN RQRPEW.
11. Щепилова, Г. Г. Создание и размещение видеорекламы в блогосфере: креативный подход / Г. Г. Щепилова, Т. Р. Мед-жидов // Меди@льманах. - 2022. - № 5(112). - С. 44-53. - DOI 10.30547/mediaalmanah.5.2022.4453. - EDN NGGRVM.
12. Брагин, А. П. Тренд современного интернет-маркетинга в социальных сетях: короткие видеоролики / А. П. Брагин // Практический маркетинг. - 2023. - № 10(316). - С. 36-41. - DOI 10.24412/2071-3762-2023-10316-36-41. -EDN QQPBSU.
13. Соколюк, М. С. Инструменты Influence Маркетинга внутри маркетплейсов: зарубежный опыт / М. С. Соколюк // Практический маркетинг. - 2022. - № 8(305). - С. 12-17. - DOI 10.24412/2071-3762-2022-8305-12-17. - EDN ACTKSD.3762-2022-8305-12-17. - EDN ACTKSD.