Хуан Цзюньхэ
Магистр, факультет мастерства сценических постановок. Российский государственный институт сценических искусств.
Новые формы выразительности в китайском драматическом театре*
Аннотация. Драматургия появилась в Китае благодаря культурному диалогу с Западом. с начала 20-го века раннее драматическое искусство Китая имеет некоторые характерные общности с оперой. C ходом времени подобный иностранный вид искусства укоренился в культурной почве китайской нации и прошел процесс обкатки и адаптации. В первые дни своего существования драматическое искусство столкнулось с исключением местной культуры из своего репертуара, но в процессе адаптации полноценно интегрировалась в китайскую историческую культуру, приобретя свой индивидуальный стиль современной китайской драмы.
Ключевые слова: драматическое искусство, Китай, театр, опера, историческое наследие.
Huan Gjunhe
Faculty of stage performances. Russian State Institute of Performing Arts.
New forms of expression in Chinese drama theater
Abstract. Dramaturgy appeared in China through cultural dialogue with the West. Since the beginning of the 20th century, China's early dramatic art has had some characteristic similarities with opera. Only with the passage of time did such a foreign art form take root in the cultural soil of the Chinese nation and go through a process of testing and adaptation. In the early days of its existence, the dramatic art faced the exclusion of local culture from its repertoire, but in the process of adaptation it fully integrated into Chinese historical culture, acquiring its own individual style of modern Chinese drama.
Key words: dramatic art, China, theater, opera, historical heritage.
В 1919 году в Китае произошла культурная трансформация и появилось новое культурное движение, направленное на так называемую «перезагрузки культурных ценностей». Подобная политика продвигала знамя народной письменности и науки, выступая про-
тив старой морали, предлагая новые ценности. В этот период произошел подъем театрального искусства, появлению новой драматической литературы и театральных пьес.
Западная драматургия, после интеграции драматического театрального
* © Хуан Цзюньхэ, 2023.
Новые формы выразительности в китайском драматическом театре
искусства в Китай и активизации нового культурного движения (движение четвертого мая), окончательно закрепилась на китайской земле. Ее признаками являются: появление новой драматической литературы, появление коллективов, занимающихся драматургией, появление специального драматического образования, подъем любительской драматической системы, популяризация деятельности любительских театральных трупп, первоначальное становление системы китайской национальной драматической режиссуры.
Первым, кто предложил запуск проката драматических представлений, был Ван Юю. Он считал, что вмешательство торговых сил делает драму акцентированной исключительно на прибыли, тем самым нанося вред искусству. Поэтому он хотел организовать некоммерческий театральный коллектив по образцу западной «любительской» и восточной «любительской драмы». Эта идея была реализована в 1920 году - по его инициативе было создано Шанхайское народное театральное общество, которое стало первым драматическим коллективом после «Движения четвертого мая» [1].
С тех пор Пекинский университет, Университет Цинхуа, Университет йенчин, Университет Нанькай и некоторые средние школы также запустили движение «Драма красоты», а театральные труппы кампуса возникли одна за другой, образуя пейзаж драмы «Движения четвертого мая».
После упадка народного драматического общества в Шанхае появилась еще одна драматическая группа - «Drama Association». В 20-е годы она не только организовала множество спектаклей, поставила ряд известных пьес, но и произвела сенсацию в Шанхае спектаклем «Веер юной бабушки»,
сделавшим драму знаменитой. Кроме того, «Drama Association» была первым, кто установил современную режиссерскую систему в китайской драматической индустрии и культивировал многие театральные таланты. Причина его успеха связана с тем, что знаменитый драматург Хун Шэньчжи возглавил эту группу [2].
Все же стоит обратить отдельное внимание на тот факт, что новая китайская драма обязана методу трансформации Пэнфана (1898 г.) и Синьхайской революцией (1911 г.). Неизбирательное использование новых пьес зарубежных авторов можно проследить до появления студенческих пьес в Шанхае в конце девятнадцатого века, заложивших основу современно китайской драматической культуры. например, в 1899 году китайские студенты колледжа святого Иоанна в Шанхае исполнили в рождественскую ночь «новую пьесу текущих дел» — «Уродливый чиновник». Сюжет этой пьесы основан на старой драме «Подарок подарка» и куньминской опере «Жэнь Зверь Пасс» в «Исполняющем обязанности чиновника», там было продемонстрировано исполнение, показывающее новый облик драматического искусства Китая.
Вдохновленные европейским театром, студенты были склонны использовать язык прозы и не стилизованное движение в качестве основного средства выражения сюжета пьесы. Однако с точки зрения структуры и исполнительского метода драмы она явно представляла собой «улучшенную Пекинскую оперу», которая была распространена в то время, поэтому она не походила через оперные рамки пения и находилась в переходном состоянии между разыми стилями исполнения.
В конце 1906 года китайские студенты, обучающиеся за границей, основали
в Токио общество Чуньлю, целью которого было «изучение старой и новой оперы. В начале июня 1907 года Общество Чуньлю поставило масштабную пьесу «Black Slave Calls for Heavenly Records», адаптированную по одноименному роману в переводе Линь Шу и Вэй И. Это первая драма, созданная и исполненная китайцами, знаменующая официальное начало нового периода в драматическом искусстве Китая. Эта пьеса применяет оперу и танец в качестве основных форм выражения сюжетной линии и полностью принимает метод написания сплит-акта современной драмы [3].
однако драматическая деятельность общества Чуньянаги находится под непосредственным влиянием японской драмы «Новой школы», которая, как улучшенное кабуки, не смогла избавиться от старых следов, таких как сопровождающая музыка, программы исполнения, типы персонажей и «цветочные композиции». Поэтому драмы общества Чуньлю и новые драмы «Школы Чуньлю» до сих пор наследуют художественные нормы традиционной оперы в своих основах [4].
В то же время новые драматические представления школы Чуньлю уделяют больше внимания формальности и строгости в драматических техниках, а сценические движения и диалоги менее драматичны и, как правило, являются реалистическими сценическими драмами, которые заложили самую раннюю основу формирования современной китайской драмы.
В разгар нового периода драматического искусства Китая наиболее влиятельным перформанс-коллективом была эволюционная труппа, основанная и возглавляемая Жэнь Тяньчжи. Созданная в ноябре 1910 года, труппа «Эволюция» является первой профес-
сиональной драматической труппой в истории современного китайского театра. новые драматические спектакли труппы «Эволюция» были более популярными и влиятельными, чем «Школа весенней ивы» в то время.
Важнейшей причиной этом, помимо того, что его репертуар полон философии и реалистичности, он заключается в том, что он больше впитывает в себя характеристики оперного искусства и имеет отчетливый национальный китайский колорит, поэтому он нравится широкой публике.
Важно подчеркнуть, что на зарождающейся стадии современной драмы ее основной художественной ориентацией являлось реформирование традиционной оперы и изучение художественной формы и художественного мастерства западной драматургии. Принимая и ассимилируя западные театральные формы, китайский драматический театр трансформировался и ассимилировал западный опыт и стили в соответствии с реальностью и национальными обычаями Китая.
Поэтому формирование современной китайской драматургии отнюдь не является «импортированной вещью» с Запада, а находился под столкновением китайской и западной культур, принимая давнюю традицию оперного искусства Китая в качестве онтологии, перенимая определенное художественное содержание, художественные формы и художественные приемы западной драмы и реконструируя ее в «новую драму» в китайском стиле [6, 7].
Традиционные старые оперы были источником феодальной идеологии, подверглись жесткой критике и Китай полностью отказались от них. с марта 1917 по март 1919 года журнал «новая молодежь» начал всестороннюю критику традиционной китайской оперы.
Критиковался «реюнионизм» старых пьес, высказывались аргументы против того, чтобы в прессах «делать людей хорошими и удивительными, плохими и странными», а демонстрировать больше моральных уроков («фу Синянь»). Исходя из этого, предлагалось создание драм, критикующих общество, подчеркивая реалистический дух театрального творчества [5].
Что еще более важно, традиционная китайская опера ассоциировалась с концепцией современной западной реалистической драмы, почти полностью отрицая эстетические стили традиционной оперы, такие как выразительность и символизм, и отстаивая исключительные западные театральные концепции.
Таким образом, сосредоточив внимание на Европе, в конце девятнадцатого века драматические произведения различных стран мира вышли на китайскую драматическую сцену. В частности, замена старых драм на «новые пьесы» в стиле ибсена стала ведущим направлением теории драмы в Китае, а «европеизация» драмы стала главной движущей силой формирования современной китайской драматургии.
References
[1] Korostovets I. The Chinese and their civilization.
St. Petersburg: "Meridian". - 2019. 350 p.
[2] Kunitsyn A.N. On Stage Speech // Leningrad State
Institute of Theatre, Music and Cinematography: Sat. articles SPb.: "Synthesis". 2018. Р. 135-144.
[3] Lepkovskaya E.K. At the Shanghai Theater Institute (From the experience of working with young Chinese artists) // Notes on the theater. M.: Pro-gess. 2020. Р. 217-240.
[4] Stage speech: A textbook for students of theater schools / Ed. I.P. Kozlyaninova and I.Yu. Promp-tova. 3rd ed. M.: "Yurait". 2002. 640 p.
[5] Vereshchagin G.P. Problems of modern drama. -
M.: "Pero". - 2021. 710 p.
[6] Egorova Yu.R. On the Nature of the Word in Art
and Philosophy // Eurasian Law Journal. 2021. № 4 (155). pp. 482-484
[7] Vinogradova N.V., Bondarenko A.V. Sensual im-
age: essence and its role in the process of intuitive cognition // Bulletin of the Kostroma State University. ON THE. Nekrasov. 2009. V. 15. № 3. Р. 254-257.
Список литературы
[1] Коростовец И. Китайцы и их цивилизация. СПб.: «Меридиан». - 2019. 350 с.
[2] Куницын А.Н. О сценической речи // Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии: Сб. статей СПб.: «Синтез». 2018. С. 135-144.
[3] Лепковская Е.К. В Шанхайском театральном институте (Из опыта работы с молодыми китайскими артистами) // Записки о театре. М.: «Прогесс». 2020. С. 217-240.
[4] Сценическая речь: Учебник для студентов театральных учебных заведений / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: «Юрайт». 2002. 640 с.
[5] Верещагин Г.П. Проблемы современной драмы. - М.: «Перо». - 2021. 710 с.
[6] Егорова Ю.Р. О природе слова в искусстве и философии // Евразийский юридический журнал. 2021. № 4 (155). С. 482-484
[7] Виноградова Н.В., Бондаренко А.В. Чувствен-
ный образ: сущность и его роль в процессе интуитивного познания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 3. С. 254-257.