ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 41-52
Values and Meanings. 2023. No.2 (84). P. 41-52 (In Rus)
УДК 792(510) «20/21»
https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-2-41-52
Традиционный театр Китая в XX- начале XXI вв.: проблемы и перспективы развития
Дементьева Виктория Викторовна
Кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Восточно-Сибирского государственного института культуры, г. Улан-Удэ, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-7368-9652
Аннотация. Статья посвящена традиционному театру Китая, который носит общее название «сицюй» (музыкальная драма). Основными особенностями сицюй являются: высокая степень условности и символизации, комплексность, то есть синтез нескольких видов искусств: пение, декламация, пантомима, акробатика, боевые искусства. С течением времени в каждой провинции Китая складываются свои виды и жанры сицюй.
Автор показывает, что развитие сицюй в XX — нач. XXI вв. происходило в условиях социально-политических, экономических, культурных изменений в жизни китайского общества и было связано, с одной стороны, с реформированием традиционного театра, поиском новых средств выразительности, а с другой — сохранением его как национального достояния.
В статье раскрываются приоритетные направления культурной политики Китая по популяризации и сохранению сицюй. К ним можно отнести: проведение научных (конференции, семинары) и культурно-просветительских (фестивали, конкурсы, смотры) мероприятий; подготовку профессиональных кадров; использование элементов сицюй в популярной музыке, мюзикле, анимационном кино; трансляцию телевизионных передач, посвященных традиционному театру; создание музеев театра сицюй; гастрольную деятельность трупп традиционного театра и международные театральные проекты; присвоение статуса нематериального культурного наследия ЮНЕСКО некоторым видам театра сицюй (Куньшаньская опера, Кантонская опера, Пекинская
В. В. Дементьева
© Дементьева В.В., 2023
41
опера). Особое место в популяризации сицюй принадлежит информационно-коммуникационным технологиям и интернет-пространству. Перспективы развития традиционного театра связаны с продолжением работы в области сохранения и популяризации сицюй, с использованием разнообразных средств и форм массовой культуры, а также поиском новых тем и сюжетов.
Ключевые слова: культура Китая, театр, традиционный театр сицюй, музыкальная драма.
Для цитирования: Дементьева В. В. Традиционный театр Китая в XX- нач. XXI вв.: проблемы и перспективы развития // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С 41-52.
TRADITIONAL THEATER OF CHINA IN THE XX-BEGINNING XXI CENTURIES: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Viktoriya V. Dementeva
PhD (Culturology), Docent of Chair of Culturolodgy and Study of Art, East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, Russia
E-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-7368-9652
Abstract. The article is devoted to the traditional theater of China, which bears the common name "xiqu" (musical drama). The main features of xiqu are: a high degree of conventionality and symbolization, complexity, i.e. synthesis of several types of arts: singing, recitation, pantomime, acrobatics, martial arts. Over time, each province of China develops its own types and genres of xiqu.
The author shows that the development of xiqu in the XX — early. 21st century took place in the context of socio-political, economic, cultural changes in the life of Chinese society and was associated, on the one hand, with the reform of the traditional theater, the search for new means of expression, and on the other, with the preservation of it as a national treasure.
The article reveals the priority directions of China's cultural policy to popularize and preserve xiqu. These include: holding scientific (conferences, seminars) and cultural and educational (festivals, competitions, reviews) events; training of professional personnel; the use of xiqu elements in popular music, musicals, animated films; broadcasting of television programs dedicated to traditional theatre; creation of theater museums xiqu; touring activities of traditional theater troupes and international theater projects; assignment of the UNESCO intangible cultural heritage status to some types of xiqu theater (Kunshan Opera, Canton Opera, Peking Opera). A special place in the popularization of xiqu belongs to information and communication technologies and the Internet space. Prospects for the development of traditional theater are associated with the continuation of work in the field of preserving and popularizing xiqu, using various means and forms of mass culture, as well as the search for new themes and plots.
Keywords: Chinese culture, theater, traditional xiqu theater, musical drama.
For citation: Dementeva V. V. Traditional theater of China in the XX-beginning XXI centuries: problems and development prospects // Values and Meanings. 2023. No.2 (84). P.41-52 (In Rus).
Введение
Традиционный театр Китая представляет уникальное, самобытное явление, его зарождение связывают с расцветом городской культуры в эпоху поздних империй. С течением времени происходит все более тщательная стилизация представлений, складывается определенный канон с набором обязательных сценических приемов и амплуа актеров. Как отмечает В. В. Малявин: «Театр в Китае — это искусство не отражения, а правильного обозначения явлений жизни...» [8, с. 505], отсюда высокая степень условности и символизации, свойственная образу того или иного персонажа, раскрывающегося в игре актера, костюме, гриме, музыкальных мотивах и т.д.
Нельзя не сказать и о такой особенности китайского традиционного театра, как комплексность, которая раскрывается в синтезе нескольких видов искусств: пение, декламация, пантомима, акробатика, боевые искусства. Такая синтетичность связана с тем, что на протяжении длительного времени в Китае существовал обычай сочетать различные виды сценического искусства для демонстрации представлений [6].
Перечисленные особенности составляют квинтэссенцию эстетических идей китайской традиционной культуры и отражают специфику традиционного театра Китая, получившего общее название «сицюй» (музыкальная драма) [4]. В настоящее время насчитывается около 300 видов театра сицюй, представленных различными жанрами. Самыми значимыми из которых являются: пекинский, куньшаньский, хэбэй-ский, гуандонский, хубэйский, шаосинский, хэнаньский, циньцянский, хуанмэйский.
Результаты исследования
Переломным периодом в истории традиционного театра считается начало XX столетия. В это время происходят значительные изменения в культуре страны, связанные, в первую очередь, с падением императорского правления, сменой правящего режима, обострением социально-политической ситуации, возникновением реформаторского движения, а также проникновением зарубежных капиталистических держав на территорию Китая.
В сложившей ситуации театр рассматривался, прежде всего, как средство распространения и популяризации новых идей. Для той части интеллигенции, которая ориентировалась на европейскую культуру, традиционный театр с его самобытными чертами необходимо было
модернизировать, полностью отказавшись от наследия прошлого. Менее радикально настроенные представители творческих кругов предлагали сочетать достижения мировой театральной культуры с национальной художественной традицией. Попытки придания актуального звучания театру сицюй с помощью новых пьес, современных костюмов, не имели успеха [7].
В последующие десятилетия XX века неоднократно поднимался вопрос о реформировании традиционного театра сицюй, высказывались мнения о синтезе театра сицюй и разговорной драмы хуацзюй. В годы культурной революции произошел кризис театральной культуры, классические пьесы заменялись революционными, так называемыми «образцовыми», спектакли давались только в праздничные кампании.
Значимым событием для театрального искусства Китая в 1970-е годы стало возобновление деятельности многих театральных коллективов, в том числе, театра сицюй. На проходивших в этот период съездах деятелей культуры и искусства особое внимание уделялось перспективам развития традиционного театра как объекту искусства и неотъемлемой части духовной культуры Китая. В результате пересмотра репертуарной политики появляются спектакли на современные темы, такие как: «Будущее зовет», «Вестники весны» и ряд других, что вызвало у зрителей большой интерес.
Однако уже в начале 1980-х гг. актуализируется проблема дальнейшего существования театра сицюй, в связи со снижением его популярности и востребованности у публики, что стало предметом обсуждения на совещаниях различного уровня. По мнению специалистов, основными причинами сложившейся ситуации были следующие: предвзятое отношение правящей партии к традиционному репертуару в период «культурной революции» (многие произведения признавались идеологически несостоятельными); снижение уровня исполнительского мастерства актеров, а также неподготовленность зрителя к восприятию сценического искусства [13, с. 32]. Решение проблемы виделось в разработке концепции обновления театра через изменение художественного облика и обращение к современным темам. Концепция предполагала проведение целого ряда мероприятий по популяризации данного вида искусства, повышение его историко-культурной значимости в обществе. Перечислим некоторые важные, с нашей точки зрения, шаги, предпринятые в этом направлении: проведение научно-исследовательской ра-
боты по изучению творческого наследия традиционного театра сицюй; подготовка и трансляция передач, фильмов-спектаклей театра; введение в школьную программу специальных курсов по изучению истории и законам сценического искусства театра сицюй; учреждение творческих конкурсов по выявлению талантливой молодежи; учреждение ежегодной премии для лучших актеров; поиск современных тем, в том числе и пьес зарубежных драматургов для постановки спектаклей средствами театра сицюй и другие.
Развитие традиционного театра в 1990-е годы происходило в условиях экономических реформ, социальных, политических и идеологических изменений. Многие театральные коллективы были сокращены; переходили на систему контрактов и дотаций. Пересматривался репертуар театров; в драматургии приветствовалась ориентация на идейность, высокую художественность и многообразие.
Полемичным являлся вопрос о перспективах развития традиционного театра в контексте коммерциализации сферы искусства и высокой конкуренции. Решение проблемы виделось в создании новой формы, но с учетом национальных сценических традиций. В результате работы над репертуаром, поиска современных сюжетов появляются экспериментальные постановки, получившие высокую оценку театральных критиков и зрителей: «Сун Цинлин в Шанхае», «Китайская принцесса Турандот», «Рябь на стоячей воде» и др. [13].
Однако эти мероприятия не принесли радикальных изменений в деятельности традиционного театра, и творческие дискуссии на эту тему вновь актуализировались в XXI веке, когда достаточно остро встал вопрос о постоянном реформировании театра в соответствии с запросами рынка либо его сохранения в традиционной форме как культурного наследия.
Если речь идет об инновациях, которые необходимы театру, чтобы быть востребованным зрителями, то, по мнению Е. К. Шулуновой, следует обратить внимание на создание новой концепции театра, которая предполагает не только внедрение современных средств выразительности, но и высокий уровень исполнительской игры актеров, что связано с качеством подготовки профессиональных кадров.
Следует отметить, что в этом направлении правительство Китая проводит определенную работу: профессиональную подготовку актеров традиционной драмы осуществляют как отдельные факультеты при крупных университетах и институтах, так и средне-специальные
образовательные учреждения [1, 3]. Здесь необходимо учитывать те изменения, которые произошли за многовековую историю существования традиционного театра в системе подготовки актеров, начиная от психофизических трансформаций, заканчивая традициями и педагогическими методиками определенной школы.
Что касается использования современных средств выразительности, то здесь нет однозначного ответа специалистов, поскольку, с одной стороны, возможно традиционный театр станет более привлекательным и популярным для зрителей, а с другой — есть вероятность того, что потеряется уникальность этого явления, его аксиологическая составляющая. Например, в настоящее время при оформлении представления применяются технические средства, которые искажают восприятие произведения, что, безусловно, сказывается на общем впечатлении о китайской музыкальной драме, особенно среди ценителей данного вида искусства [1].
Традиционный театр на протяжении многих веков выступал культурным институтом сценического и музыкального искусства, поэзии; выполнял социально-воспитательные, просветительские функции; аккумулировал и транслировал традиционные ценности китайского общества. В условиях глобализационных процессов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека, особо остро встает вопрос сохранения театра сицюй, популяризации его среди молодого поколения. Это является одним из приоритетных направлений культурной политики современного Китая.
Если несколько десятилетий назад многим были знакомы сюжет и музыка традиционных театральных представлений, например, таких как «Речные заводи» «Троецарствие», «Дворец бессмертия», «Путешествие на Запад», «Сон в красном тереме» и другие, то сейчас поклонниками искусства сицюй являются в большинстве своем представители старшего поколения.
Как считают исследователи, это вполне закономерный процесс, когда явления традиционной культуры, функционирующие в современном мире, становятся малопривлекательными для молодых людей, ориентированных на продукты массовой западной культуры. С развитием информационных технологий, динамичным образом жизни, появлением разнообразных форм проведения досуга, традиционный театр сицюй, изобилующий сложными монологами, философскими изречениями
на устаревшем литературном языке, воспринимается как архаичное художественное наследие.
Происходит постепенное вытеснение некоторых видов и жанров сицюй современными формами развлекательного искусства, а затем и исчезновение их из повседневной жизни китайского общества. В связи с этим продолжается работа по сохранению, популяризации и развитию традиционного театра. Можно обозначить некоторые направления, по которым ведется данная работа. Во-первых, проводятся конференции, семинары, дискуссии, посвященные проблемам теоретического осмысления феномена традиционного театра сицюй и актуализация его звучания в структуре современной художественной культуры. Например, конференция «Развитие театра сицюй и курс на поступательное движение прогрессивной культуры Китая» (2001 г.), дискуссия «Дни наследия культуры», состоявшаяся в Академии искусств Китая (2006 г.), на которой обсуждались вопросы сохранения и развития сицюй как одного из видов театрального искусства. Во-вторых, организуются конкурсы, смотры, фестивали, направленные на презентацию лучших образцов музыкальной драмы: конкурс «15 лучших спектаклей», который специализируется на творчестве коллективов пекинской оперы и девяти местных жанров театра сицюй; 13-й фестиваль «Новые спектакли», 9-й смотр «Репертуар лучших спектаклей провинции Хубей», 7-й международный театральный смотр «Театральное искусство Морского Шелкового пути», Фестиваль спектаклей малой формы локальных театров сицюй, Всекитайский смотр юных талантов театра сицюй и др. [3, 14].
Начиная с 2000-х годов, доля молодых актеров, желающих посвятить себя традиционному театру, заметно снизилась, и такая тенденция может в дальнейшем привести к исчезновению не только театральных коллективов, но и многих видов сицюй. Поэтому одним из приоритетных направлений, которому уделяется большое внимание со стороны государства, является подготовка профессиональных кадров вплоть до уровня аспирантуры. Открываются факультеты, кафедры в творческих вузах страны, действует средняя школа высшей ступени при Национальной академии сицюй. Также реализуются проекты с целью выявления талантливой молодежи для последующего обучения в специальных образовательных учреждениях.
Следующее направление ориентировано на популяризацию традиционного театра посредством современных форм массовой культуры.
По мотивам традиционных пьес снимаются художественные фильмы («Прощай, моя наложница», «Легенда о белой змейке»), некоторые элементы сицюй успешно применяются в популярной музыке («Моя родина Пекин») и постановке мюзиклов («Старик из Хуэйджоу», «Девушка Бай Лянь»), а образы и костюмы музыкальной драмы представляют богатый материал для анимационного кино («Сунь Укун: Переполох в Небесных чертогах») [2, 11]. Например, китайский мюзикл сочетает как западные приемы, так и традиционные (сценические костюмы, особенная пластика, народные легенды и мелодии, компоненты у-шу и акробатики). Такое органичное вплетение составляющих музыкальной драмы в сферу популярной культуры способствует привлечению внимания молодой аудитории к национальному наследию.
Также большую работу по освещению деятельности сицюй проводят телевизионные и радиокомпании. На протяжении нескольких лет на китайском телевидении действует специальный государственный канал ССТУ-11, транслирующий передачи о традиционном театре.
Использование интернет-пространства и информационно-коммуникационных технологий открывает широкие перспективы для популяризации и развития сицюй. Применение новых медиа-платформ может не только обогатить форму и содержание театрального искусства, но и предоставить публике возможность приблизиться к ее уникальным образцам. Например, создание всеобъемлющего аудио-портала о театральной культуре Китая, интеллектуального прикладного программного обеспечения, цифровой платформы [10].
Опыт работы китайских театров в онлайн формате стал актуальным в период пандемии 2020 года. Безусловно, аудиоспектакли не могут заменить обычные постановки, однако благодаря прямым трансляциям и облачным представлениям поддерживалось общение между зрителями и актерами. Как утверждают исследователи, такой формат спектаклей, в том числе музыкальной драмы, имеет определенную ценность для реализации в будущем новых театральных проектов [15].
Необходимо отметить и такое направление работы по сохранению и популяризации традиционного театра сицюй, как создание музеев разного уровня, многие из которых являются муниципальными и созданы на базе образовательных учреждений: Пекинский музей театра сицюй (1997 г.), Музей сычуаньской оперы (2001 г.), Шанхайский театральный музей (2008 г.) и другие. Например, Пекинский музей театра сицюй
посвящен изучению развития пекинской оперы. Здесь демонстрируются предметы антиквариата, фотографии, записи, редкие документы. Эволюция и художественные достижения сычуаньской оперы представлены в одноименном музее, в котором имеется богатая коллекция различных экспонатов: реквизиты, костюмы, маски. В одном из разделов музея собрана информация о поддержке правительством сычуаньского оперного искусства [9].
Не менее важным направлением, на наш взгляд, является развитие международных контактов, в том числе и в сфере культуры. Придерживаясь концепции «мягкой силы», Китай с начала 2000-х годов ведет активную деятельность по продвижению программ международного обмена, популяризации китайского языка и искусства в разных странах мира [5]. Особое внимание уделяется музыке, хореографии, опере, балету, а также традиционному театру сицюй. В последнее десятилетие гастроли трупп сицюй с успехом проходили во многих государствах, были созданы совместные творческие проекты по взаимному обмену актерским мастерством. Некоторые элементы костюма, сценографии и актерской игры сицюй были заимствованы европейскими труппами при работе над своими спектаклями. Наиболее популярными у западного зрителя стали постановки пекинской оперы, куньшаньской оперы, пинцзюй, юэцзюй.
Наряду с расширением культурных контактов Китая, популяризацией уникальных аутентичных образцов традиционной культуры происходит и процесс их постепенного исчезновения. Проблема сохранения культурного наследия приобретает международный характер и регулируется рядом документов, в том числе Конвенцией ЮНЕСКО «О нематериальном культурном наследии» (2003 г.), к которой присоединилась Китайская Народная Республика и взяла на себя обязательства следовать изложенным в ней принципам [12]. Статус нематериального культурного наследия ЮНЕСКО получили некоторые виды традиционного театра сицюй, например, Куньшаньская опера (2001 г.), Кантонская опера (2009 г.), Пекинская опера (2010 г.), что придает им особую значимость в национальной и мировой культурах.
Заключение
Таким образом, развитие традиционного театра Китая в XX-нач. XXI вв. происходило в условиях социально-политических, экономических, культурных изменений в жизни китайского общества. На протяжении
всего рассматриваемого периода традиционный театр являлся предметом дискуссий, связанных с его реформированием, «осовремениванием» в соответствии с требованиями времени. Модернизация театра предполагала пересмотр репертуарной политики, повышение уровня исполнительского мастерства актеров, популяризацию данного вида искусства среди всех возрастных групп, особенно молодежи.
Перспективы развития традиционного театра сицюй, на наш взгляд, связаны с сохранением и популяризацией данного вида искусства средствами массовой культуры, не изменяя его ценностной составляющей как национального достояния; поддержкой государства; поиском новых форм; использованием интернет-пространства и информационно-коммуникационных технологий для транслирования уникального культурного наследия Китая.
Литература
1. Будаева Т. Б. Современные реалии китайского традиционного театра сицюй // Вестник музыкальной науки. 2016. № 1 (11). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-realii-kitayskogo-traditsionnogo-teatra-sitsyuy (дата обращения: 19.01.2023).
2. Ван Пэйи. Генезис и современное состояние региональных видов традиционного китайского театра сицюй: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. Минск, 2016. 24 с.
3. Демидо Н. Ю., Шулунова Е. К. Театр // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. М.: Наука, 2016. С. 784-810.
4. Жэнь Шуай. Китайская «образцовая революционная опера»: жанрово-стиле-вые особенности: автореферат дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2019. 25 с.
5. Зиневич О. В., Селезнева Н. В. Новая стратегия «мягкой силы» Китая // Вестник МГИМО-Университета. 2022. № 15(6). С. 36-54. [Электронный ресурс]. URL: https://doi. org/10.24833/2071-8160-2022-6-87-36-54 (дата обращения: 19.01/2023).
6. Китайский традиционный театр // Большая китайская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://shansbooks.ru/spravochnik-kitaista/kitayskiy-traditsionnyy-teatr-/ (дата обращения: 19.01.2023).
7. Малышева К. А. Модернизация китайского театра в 1911-1966 гг. / Китай: история и современность: материалы XI международной научно-практической конференции Екатеринбург, 18-20 октября 2017 г. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. С. 100-112.
8. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2000. 632 с.
9. Музей оперного искусства Чэнду Сычуань. [Электронный ресурс]. URL: https://mp.weixin.qq.com/s?src=3×tamp=1675826387&ver=1&signature=l2 (дата обращения: 19.01.2023).
10. Сиэ Вэй. Современные проблемы Китайского театрального искусства // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2020. № .1 С. 184-186. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44218444(дата обращения: 26.11.2022).
11. Ся Цзыхань. Мюзикл как феномен музыкальной культуры XX-XXI веков: автореферат дис. . кандидата искусствоведения. М., 2022. 28 с.
12. Цзи Юешэн. Охрана нематериального культурного наследия как приоритет го-
сударственной политики КНР // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 2 (741). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ohrana-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-kak-prioritet-gosudarstvennoy-politiki-knr (дата обращения: 31.01.2023).
13. Шулунова Е. К. История современного китайского театра. М.: ИПЦ «МАСКА», 2018. 62 с.
14. Шулунова Е. К. Театр Китая // Китайская народная республика: политика, экономика, культура. 2017-2018. С. 370-374. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=36483585 (дата обращения 06.09.2022).
15. Шулунова Е. К. Китайский театр в новых условиях 2020 года // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2020. № 23. С. 69-73.
References
• Budaeva T. B. Sovremennye realii kitajskogo tradicionnogo teatra sicyuj // Vestnik muzykal'noj nauki. 2016. № 1 (11). [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-realii-kitayskogo-traditsionnogo-teatra-sitsyuy (data obrashcheniya: 19.01.2023). [In Rus].
• Van Peji. Genezis i sovremennoe sostoyanie regional'nyh vidov tradicionnogo kitajskogo teatra sicyuj: avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniya. Minsk, 2016. 24 s. [In Rus].
• Demido N. Yu., Shulunova E. K. Teatr // Istoriya Kitaya s drevnejshih vremen do nachala XXI veka. M.: Nauka, 2016. S. 784-810. [In Rus].
• Zhen' Shuaj. Kitajskaya «obrazcovaya revolyucionnaya opera»: zhanrovo-stilevye osobennosti: avtoreferat dis. ... kand. iskusstvovedeniya. SPb., 2019. 25 s. [In Rus].
• Zinevich O. V., Selezneva N. V. Novaya strategiya «myagkoj sily» Kitaya // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2022. № 15(6). S. 36-54. [Elektronnyj resurs]. URL: https://doi. org/10.24833/2071-8160-2022-6-87-36-54 (data obrashcheniya: 19.01/2023). [In Rus].
• Kitajskij tradicionnyj teatr // Bol'shaya kitajskaya enciklopediya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://shansbooks.ru/spravochnik-kitaista/kitayskiy-traditsionnyy-teatr-/ (data obrashcheniya: 19.01.2023). [In Rus].
• Malysheva K. A. Modernizaciya kitajskogo teatra v 1911-1966 gg. / Kitaj: isto-riya i sovremennost': materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Ekaterinburg, 18-20 oktyabrya 2017 g. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2018. S. 100-112. [In Rus].
• Malyavin V. V. Kitajskaya civilizaciya. M.: Astrel', 2000. 632 c. [In Rus].
• Muzej opernogo iskusstva Chendu Sychuan'. [Elektronnyj resurs]. URL: https://mp.weixin.qq.com/s?src=3×tamp=1675826387&ver=1&signature=l2 (data obrashcheniya: 19.01.2023). [In Rus].
• Sie Vej. Sovremennye problemy Kitajskogo teatral'nogo iskusstva // Nauka i pros-veshchenie: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii. 2020. № .1 S.184-186. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44218444(data obrashcheniya: 26.11.2022).
• Sya Czyhan'. Myuzikl kak fenomen muzykal'noj kul'tury XX-XXI vekov: avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniya. M., 2022. 28 s. [In Rus].
• Czi Yueshen. Ohrana nematerial'nogo kul'turnogo naslediya kak prioritet gosudarst-vennoj politiki KNR // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo univer-siteta. Gumanitarnye nauki. 2016. № 2 (741). [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ohrana-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-kak-prioritet-gosudarstvennoy-politiki-knr (data obrashcheniya: 31.01.2023). [In Rus].
• Shulunova E. K. Istoriya sovremennogo kitajskogo teatra. M.: IPC «MASKA», 2018.
62 s. [In Rus].
• Shulunova E. K. Teatr Kitaya // Kitajskaya narodnaya respublika: politika, eko-nomika, kul'tura. 2017-2018. S. 370-374. [Elektronnyj resurs]. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=36483585 (data obrashcheniya 06.09.2022). [In Rus].
• Shulunova E. K. Kitajskij teatr v novyh usloviyah 2020 goda // Rossiya i Kitaj: prob-lemy strategicheskogo vzaimodejstviya: sbornik Vostochnogo centra. 2020. № 23. S. 69-73. [In Rus].
Статья поступила в редакцию 15.02.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023; принята к публикации 15.03.2023.
The article was submitted 15.02.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 15.03.2023.