УДК 008 Хуан Цзюньхэ
магистр, факультет мастерства сценических постановок, Российский государственный институт сценических искусств [email protected] Huan Gjunhe
Faculty of stage performances, Russian State Institute of Performing Arts
Традиции театрального искусства Китая Chinese Theater Traditions
Аннотация. Театральное искусство Китая в основном включает в себя оперу и драму, После длительного периода развития и эволюции, постепенно сформировались основные китайские оперные драматические жанры, существующие и по сей день. Классическая китайская опера является важной частью китайской культуры, которую можно назвать национальным достоянием, а ее художественная и уникальная исполнительская форма, была и остается любимой всеми поколениями. Китайская опера занимает особое положение в мировом театре и известна как одна из трех основные древние драмы мировой культуры вместе с древнегреческой трагикомедией и индийской санскритской драмой.
Ключевые слова: театр, искусство, опера, драма, Китай.
Annotation. The theatrical art of China mainly includes opera and drama. After a long period of development and evolution, the main Chinese opera drama genres gradually formed, which still exist today. Classical Chinese opera is an important part of Chinese culture, which can be called a national treasure, and its artistic and unique performance form has been and remains loved by all generations. Chinese opera occupies a special position in the world theater and is known as one of the three major ancient dramas of world culture along with ancient Greek tragicomedy and Indian Sanskrit drama.
Key words: theater, art, opera, drama, China.
Становление китайской оперы можно проследить с начала династий Цинь и Хань. Однако процесс формирования был довольно длительным, и только в период династиях Сун и Юань она полноценно сформировалась. Можно подчеркнуть, что современная опера произошла из с мета-разнородной оперы, пройдя непрерывное развитие со времен династий Мин и Цин и войдя в современную эпоху которой уже более 360 лет. В длительном процессе своего развития последовательно появились четыре основные формы классической китайской оперы, в числе которых опера Сун-Юань, опера династии Юань, опера
династии Мин и Цин, опера династии Цин и современная опера [1]. Рассмотрим их поподробнее:
1. Опера Сун Юань.
Опера Сун и Юань была поставлена в конце династии СевернойСун и ранней династии ЮжнойСун, Вэньчжоу в Чжэцзяне и Цюаньчжоу, и Фучжоу в Фуцзяни, что было важнейшим периодом становления оперы. Опера Сун Юань является более ранней и зрелой формой оперы в Китае. Она объединяет пение и танцы, для полноты визуализации драматической истории. Из-за перипетий сюжетной линии сценарий оперы излишне длинный, в несколько раз больше, чем в драме «Beiqu Miscellaneous». В ней используются южные мелодии, и нет строгих правил для рифмы и музыки. Ее стиль пения богат разнообразием, включая сольное пение, дуэтное пение, ротационное пение, а также хор. Музыкальным инструментом в основном является барабанная доска. Важным фактом является то, что введение в оперную литературу ЦяньНаньяна содержит 238 видов оперных текстов Сун и Юань, большинство из которых являются произведениями династии Юань. Среди этих опер единственными, которые сохранились до наших дней, являются «Чжан Се Чжуанъюань» (обычно считается произведением династии Южная Сун), «Дети секты евнухов, стоящие неправильно», «Сяосунь Ту», «ПипаЦзи», «Запись белого кролика», «Цзин ЧжаньЦзи», «Павильон поклонения Луне», «Убийство собаки» и так далее.
2. Опера династии Юань.
Опера династии Юань также называется оперой «Бэйцюй». Данная опера была впервые поставлена в районе Чжэньдин в Хэбэе и Пинъян в Шаньси в конце династии Цзинь. Опера Юань была первым золотым веком китайской оперы. Она достигла очень высокого литературного уровня. Ван Говэй сказал по этому поводу, - «Стихи Тан, слова Сун и песни Юаня — все это так называемая литература поколения. Разнообразная опера Юань достигла высокого статуса наравне с поэзией Тан и поэзией Сун, и ее выдающиеся достижения в основном проявляются в ее глубоком идейном содержании и высоких художественных достижен иях» [1].
3. Опера династий Мин и Цин.
Опера династий Мин и Цин - это оперные формы, разработанные из Оперы Сун и Юань. Она была создан в конце династии Юань, формировалась в начале династии Мин, процветала в период Мин Цзяцзинв Ваньли и окончательно популяризировалась в культуре Китаяв период поздей династию Мин и ранней династии Цин, и многие работы были известны как «Гора и море слов».Из-за общей любви к опере среди всех социальных слоев населения Китая династии Мин, куньшаньский и иянский диалекты были популярны в стране. Королевский двор, резиденции чиновников и ученых, а также храмовые дворы и травяные террасы выполняли роль театральных сцен. Что касается музыки то, разные вокальные камеры имеют разные характеристики. Например, куньшаньский диалект является кульминацией северных и южных песен. Сопоставление различных официальных мелодий и аранжировка выступлений была
стандартизированной, но и в то же время широко использовала усовершенствованный набор музыкальных элементов для большей выразительности. Певческое мастерство актеров в этот период становится все более изысканным, требуя от них «петь всевозможные песни с глубоким смысловым и философским содержанием», достигая высоты персонализации и драматизма. Это опыт, обобщенный драматургами и артистами в практике оперного пения Куньцюй в течение длительного времени, стал важным наследием китайской национальной вокальной музыки. Конфигурация инструментов аккомпанемента куньшаньского акцента и организация сцен оркестра также была богаче и полнее, так что исполнение можно осуществлять в заданном стиле и ритме, применяя оркестровое сопровождение более поздних оперных вокальных камер и драматических жанров. Опера династий Мин и Цин оказала глубокое влияние на музыку более поздних драм.
4. Опера династии Цин.
Опера династии Цин имеет нечто общее с современной оперой. В конце династии Канси, опера династии Цин процветала в Хуабу, и конкурировала с оперой Куньцюй под названием Ябэ. Эти 150 лет являются эпохой оперы династии Цин. Она имела сильный и пронзительный стиль, сформировавший музыкальную систему, в которой доминировали вариации новой формы драматической литературы. Подобная структурная форма драматического текста лучше воспринималась аудиторией, однако имела недостаток в виде сложного языка изложения сюжета.
5. Современная опера.
Опера 1840 и 1919 годов называется современной оперой, и включает в себя Пекинскую оперу, сформированную в периоды Тунчжи и Гуансюй, а также в период появления китайского оперного реформаторского движения, возникшего в начале 20-го века. Во время Движения новой культуры «четвертого мая» традиционная опера подверглась яростной критике, и с тех пор китайская традиционная опера вступила в эпоху современной оперы. Становление Пекинской оперы является результатом развития оперы династии Цин, а после того, как Пекинская опера стала национальной представительной драмой, она нисколько не подавила развитие местной оперы. От местной оперы династии Цин до Пекинской оперы, это была эпоха крайнего процветания китайской оперы.
В начале 20 века, с тенденцией изменений в области китайской культуры, процветало и театральное реформаторское движение. Однако новые драмы того времени не имели режиссёрской постановки [2].
В 1921 году драматург ХунШэнь вернулся с учебы из США, и в спектакле Шанхайской драматической ассоциации он и его коллеги создали официальную режиссерскую репетиционную систему, а также сформулировали относительно полную режиссерскую систему театрального искусства. После этого, уже в 30-х годах, искусство театральной режиссуры началось активно развиваться.
Так, режиссер Чжоу СиньфанЦзюнь поставил две новаторские пьесы, объединив воедино культуру и боевые искусства Китая. Однако полноценное
появление режиссерской системы в Пекинской опере произошло после создания Китайской Народной Республики, а реальным внедрением режиссерской системы в область оперы, стали 40-е годы. Потому, что 30-е годы были временем великой скорби в истории Китая. Этнические противоречия усилились, и в 1931 году, с одной стороны произошло вторжение японской армии в северо-восточный регион Китая, а, с другой стороны, обострились классовые противоречия, нарастала борьба рабочих и крестьян против капиталистов и помещиков [3].
В течение этого периода времени, китайская драма продолжала ставится и заимствовать репертуар из западной драмы, но она перешла от эклектичного сочетания жанров к ориентации на реализм, и театральный эксперимент модернизма постепенно исчез.
Культурные базисы того времени вычеркнули из китайской драмы романтические и сентиментальные основы прошлого и взяли на себя важную задачу «пробуждения народа и спасения страны». Однако там, где начинается политика - нет места искусству. Поэтому основными характеристиками китайской драмы того времени являются тесная интеграция драмы с потребностями китайского общества и народа того непростого времени, а западная драматургия была трансформирована в форму искусства с традиционным китайским художественным духом, делая ее разновидностью драмы, которая нужна политической системе Китая[4], [5]. Однако это дало и положительные результаты: появилась группа выдающихся драматургов таких как ЦаоЮй и СяЯнь, а также стали появляться профессиональные театральные труппы, а искусство актерского мастерства вышло на мировой уровень [3].
Таким образом, опера всегда пользовалась популярностью у народа и имеет глубокие корни в китайскую традиционную культуру. Согласно статистике, в различных этнических регионах Китая насчитывается около 360 видов местной оперы и десятки тысяч традиционных опер, среди которых Пекинская опера, Опера Юэ, Опера Хуанмэй, Опера Пинцзюй и Опера Юй известные как пять основных оперных жанров Китая. Каждая региональная драма имеет свою аудиторию. После основания Китайской Народной Республики и адаптации традиционных пьес, исторические драмы в новом исполнении и современные драмы, выражающие реализм и тему современной жизни, были тепло встречены широкой аудиторией.
Литература:
1. Шулунова Е.К. История современного китайского театра — М.: ИПЦ «МАСКА», - 2020. — 62 с.
2. Белозеров Н.Н. Современные китайские исследователи о проблемах китайского традиционного театра // Теоретические проблемы изучения литератур. - 2019. - с. 420.
3. Петруханов В.А. Жанры в китайской опере. - М.: «МИР». - 2021. - с.
1400.
4. Егорова Ю.Р. О природе слова в искусстве и философии // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 4(155). - С. 482-484
5. Виноградова Н.В., Бондаренко А.В. Чувственный образ: сущность и его роль в процессе интуитивного познания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15, № 3. - С. 254-257.
Literature:
1. Shulunova E.K. History of modern Chinese theater - M.: IPC "MASK", - 2020.
- 62 p.
2. Belozerov N.N. Modern Chinese Researchers on the Problems of Chinese Traditional Theater // Theoretical Problems of Studying Literature. - 2019. - p. 420.
3. Petrukhanov V.A. Genres in Chinese opera. - M.: "MIR". - 2021. - p. 1400.
4. EgorovaYu.R. On the nature of the word in art and philosophy // Eurasian Legal Journal. - 2021. - № 4 (155). - Pp. 482-484.
5. Vinogradova N.V., Bondarenko A.V. Sensual image: the essence and its role in the process of intuitive cognition // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. - 2009. - Vol. 15, No. 3. - pp. 254-257.