Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пекинская опера / вокальное искусство / музыкальный театр / речитатив / актерское мастерство. / beijing opera / vocal art / musical theater / recitative / acting.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжу Сян Хун

пекинская музыкальная драма (пекинская опера) – цзинси является визитной карточкой национальной культуры. В этом синтетическом жанре, объединившем в себе вокальное искусство, акробатику, актерское мастерство и боевое искусство, отражается история и культура Китая. Поэтому пекинская опера один из самых популярных и востребованных жанров на современном этапе. Самобытность пекинской оперы проявляется на уровне драматургии, вокальных техник, специфики актерского мастерства, построения оперных форм, широком спектре речитативных техник. Особое внимание заслуживает изучение оркестровой партии, состава и структуры оркестра, явно отличающегося от привычного европейского образца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE BEIJING OPERA

beijing Musical Drama (Beijing Opera) – Jingxi is the hallmark of national culture. This synthetic genre, which combines vocal art, acrobatics, acting and martial art, reflects the history and culture of China. Therefore, Peking opera is one of the most popular and sought-after genres at the present stage. The originality of the Beijing opera is manifested at the level of dramaturgy, vocal techniques, the specifics of acting, the construction of opera forms, a wide range of recitative techniques. Special attention should be paid to the study of the orchestral part and the composition and structure of the orchestra, which is clearly different from the usual European model.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ

1 2 Мирхайдарова З.М. , Чжу Сян Хун

1Мирхайдарова Закия Мирхамидовна - доцент, кафедра истории музыки и критики; 2 Чжу Сян Хун - магистрант, кафедра академического вокала и оперной подготовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: пекинская музыкальная драма (пекинская опера) - цзинси является визитной карточкой национальной культуры. В этом синтетическом жанре, объединившем в себе вокальное искусство, акробатику, актерское мастерство и боевое искусство, отражается история и культура Китая. Поэтому пекинская опера - один из самых популярных и востребованных жанров на современном этапе. Самобытность пекинской оперы проявляется на уровне драматургии, вокальных техник, специфики актерского мастерства, построения оперных форм, широком спектре речитативных техник. Особое внимание заслуживает изучение оркестровой партии, состава и структуры оркестра, явно отличающегося от привычного европейского образца.

Ключевые слова: пекинская опера, вокальное искусство, музыкальный театр, речитатив, актерское мастерство.

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE BEIJING OPERA Мirkhaidarova Z-М.1, Zhu Xiang Hong2

1Mirkhaidarova Zakiya Mirhamidovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC HISTORY AND CRITICISM; 2Zhu Xiang Hong - Master's Student, DEPARTMENT OF ACADEMIC VOCAL AND OPERA TRAINING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: beijing Musical Drama (Beijing Opera) - Jingxi is the hallmark of national culture. This synthetic genre, which combines vocal art, acrobatics, acting and martial art, reflects the history and culture of China. Therefore, Peking opera is one of the most popular and sought-after genres at the present stage.

The originality of the Beijing opera is manifested at the level of dramaturgy, vocal techniques, the specifics of acting, the construction of opera forms, a wide range of recitative techniques.

Special attention should be paid to the study of the orchestral part and the composition and structure of the orchestra, which is clearly different from the usual European model. Keywords: beijing opera, vocal art, musical theater, recitative, acting.

УДК 078

Зародившись в Древней Греции, театральное искусство представлено в различных национальных школах, начиная со своих первых шагов сразу было разделено на жанровые составляющие. В Китае самым распространённым и ведущим жанром театрального искусства является пекинская музыкальная драма (пекинская опера) - цзинси. Сформировавшись в XVIII веке, пекинская опера объединила в себе элементы пения, акробатики и боевого искусства. Большое количество батальных сцен задает ритмическую основу в напряжённом развитии сюжета. Будучи национальным достоянием китайского народа, она отражает культуру, является источником знаний об истории и традициях. Это отчасти объясняет популярность масштабных, длинных спектаклей, идущих несколько дней подряд.

Как в любой опере драматургия строится на чередовании различных оперных форм, она структурируется из арий, дуэтов, речитативов, массовых сцен и инструментальных эпизодов.

В пекинской опере существует четыре категории персонажей: шэн - герой; дань - героиня; цин -мужской персонаж с раскрашенным лицом; чоу - комический персонаж. В зависимости от характера роли актёр придерживается определенной манеры исполнения, он может петь естественным голосом или фальцетом. Поскольку женские роли исполняли мужчины, эти партии поются фальцетом, так же, как и партии молодых мужчин.

Костюмы и декорации, манера поведения актеров повторяют в несколько гиперболизированной форме уклад жизни и манеру одеваться китайской знати времён Танской, Сунской, Цинской и, особенно Минской династий.

Оркестровая основа пекинской оперы отличается обилием ударных инструментов, которые определяют ритмический рисунок и динамику сюжетного развития. Примечательно, что функцию концертмейстера и дирижера оркестра выполняет барабанщик, который бамбуковыми палочками издаёт самые различные

звуки - громкие, возбуждённые, тихие, мягкие, сентиментальные, он же и выражает чувства героев в точном соответствии с актёрской игрой.

В отличие от европейского оркестра здесь ведущее значение приобретают гонги и барабаны различных размеров и видов, также используются трещотки, сделанные из твёрдой древесины или бамбука.

Струнную группу возглавляет - цзинху (пекинская скрипка), ей вторит эрху (вторая скрипка). Группа щипковых инструментов состоит из юэцинь (мандолина в форме луны), пипа (четырёхструнная лютня) и сяньцзы (трёхструнная лютня). Духовые инструменты - сона (труба) и китайская флейта.

Вокальные партии пекинской оперы построены на сочетании речитации и пения. Здесь можно встретить следующие типы речитативов: юньбай (речитатив), цзин-бай (пекинскую разговорную речь) и речитатив, используемый значимыми персонажами, а также разговорная речь молодых героинь и комиков.

Собственно пение имеет две основные манеры вокального исполнения - эрхуан (заимствованный из народных мелодий провинций Аньхой и Хубэй) и сипи (из мелодий провинции Шэньси).

Мелодическая основа пекинской оперы опирается на традиции южной оперы куньцюй и некоторые песни северных народов Китая.

Традиционный репертуар пекинской оперы включает более тысячи сюжетов, из которых двести и в наше время представляются на сцене. На сегодняшний день, самыми популярными являются:

Опера «Хитрость с пустой крепостью», где изображается мудрый стратег Чжугэ Лян, ловко побеждающий своего противника Сыма.

В опере «Собрание героев» повествуется, как царства У и Шу разбивают армию царства Вэй у Красной скалы на реке Янцзы.

Герой оперы «Месть рыбака» Сяо Энь убивает продажного чиновника.

В «Тройной развилке» молодой офицер и хозяин постоялого двора в темноте, не узнав друг друга, стали драться, стремясь защитить генерала-патриота Цзяо Цза-ня;

Сюжет оперы «Дебош в небесном дворце» основан на предании о том, как Царь обезьян съедает персики бессмертия Нефритового владыки и побеждает небесное воинство.

История развития пекинской оперы будет неполной если не упомянуть о талантливых актёрах, создавших отточенную технику пения и жестов, совершенствуя традиционное мастерство и продолжая достижения своих наставников. Выдающимся исполнителем женских ролей в театре пекинской музыкальной драмы был Мэй Ланьфан (1894-1961), который сумел создать новые комплексы актёрских движений и мимики, в частности, выразительных взглядов, движений кистей рук. Основываясь на традиционных законах вокала, создал свою исполнительскую школу, имеющую многих последователей.

Пекинскую оперу прославили такие актёры, как Чэнь Яньцю, Чжоу Синьфан, Ма Ляньлян, Тань Фуин, Гай Цзяо-тянь, Сяо Чанхуа, Чжан Цзюньцю и Юань Шихай.

Пекинская опера, не утрачивая своих традиций, обогащается за счет заимствования некоторых приёмов локальных традиционных музыкальных театров, использует локальные диалекты, что даёт зрителям ощущение живости и новизны.

Список литературы /References

1. Друскин М.С. О китайском музыкальном театре // Друскин М. История и современность. Статьи о

музыке. Л.: Сов. композитор, 1960. С. 93-100.

2. Дубровская М.Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале Но и Кабуки): Автореф. дис. .

канд. иск. / Всесоюзный НИИ искусствознания. М., 1985. 19 с.

3. История зарубежной музыки. XX век. Хрестоматия. М.: Московская консерватория, 2010. 260 с.

4. КравцоваМ.Е. История культуры Китая: Учебное пособие. СПб.: Лань, 1999. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.