Научная статья на тему 'Новые формы сопровождения студента бакалавриата в процессе реализации образовательных программ прикладной направленности'

Новые формы сопровождения студента бакалавриата в процессе реализации образовательных программ прикладной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация педагогического образования / прикладной бакалавриат / сопровождение студента / «Органайзер образовательно-профессиональной деятельности» («Студенческий Интерактивный Адаптированный Планировщик») / modernization of pedagogical education / applied bachelor / student’s support / "Organizer of educational and professional activities" ("Student Interactive Adaptive Scheduler")

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогоберидзе Александра Гививна, Киртянов Петр Игоревич

В статье раскрывается структура и содержание «Органайзера образовательно-профессиональной деятельности» («Студенческого Интерактивного Адаптированного Планировщика») как особой формы сопровождения студента. Статья отражает результаты разработки и апробации новой модели подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования, которая была разработана в рамках Проекта модернизации педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогоберидзе Александра Гививна, Киртянов Петр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF SUPPORT OF UNDERGRADUATE STUDENT IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF APPLIED CHARACTER

The article reveals the structure and the content of the "Organizer of educational and professional activities" ("Student Interactive Adaptive Scheduler") as a special form that accompanies the student. The article reflects the results of development and testing of a new model of training the applied bachelorsfor working in the field of preschool education which was developed in the Project of modernization of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Новые формы сопровождения студента бакалавриата в процессе реализации образовательных программ прикладной направленности»

УДК 378.147

НОВЫЕ ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТА БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

А.Г. Гогоберидзе, П.И. Киртянов

Аннотация. В статье раскрывается структура и содержание «Органайзера образовательно-профессиональной деятельности» («Студенческого Интерактивного Адаптированного Планировщика») как особой формы сопровождения студента. Статья отражает результаты разработки и апробации новой модели подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования, которая была разработана в рамках Проекта модернизации педагогического образования.

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, прикладной бакалавриат, сопровождение студента, «Органайзер образовательно-профессиональной деятельности» («Студенческий Интерактивный Адаптированный Планировщик»).

NEW FORMS OF SUPPORT OF UNDERGRADUATE STUDENT

IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS

OF APPLIED CHARACTER

A. Gogoberidze, P. Kirtyanov

Abstract.The article reveals the structure and the content of the "Organizer of educational and professional activities" ("Student Interactive Adaptive Scheduler") as a special form that accompanies the student. The article reflects the results of development and testing of a new model of training the applied bachelorsfor working in the field of preschool education which was developed in the Project of modernization of pedagogical education.

Keywords: modernization of pedagogical education, applied bachelor, student’s support, "Organizer of educational and professional activities" ("Student Interactive Adaptive Scheduler").

В 2014 году в России начата реализация Проекта модернизации педагогического образования. Тринадцать российских вузов начали реализацию 23 проектов, связанных с разработкой новых моделей и модулей прикладных и академических образовательных программ бакалавриата и магистратуры в разных типах сетевого взаимодействия [1].

Одним из проектов, реализуемых в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, является Проект Ф-131.054 «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках

укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое

образование» (Воспитатель) на основе

организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования».

В рамках проекта разработаны и апробированы новая модель и модули

образовательной программы подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования.

Актуальность разработки новой модели подготовки прикладных бакалавров связана с изменениями:

- ценностно-целевых ориентиров

подготовки, которые должны быть связаны с формированием образовательных результатов, позволяющих выпускнику выполнять основные функции профессиональной деятельности, обеспечивать реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования [4];

- содержательных и технологических

ориентиров подготовки педагогов, способных сопровождать процессы развития детей в разных видах деятельности, которые должны быть связаны с переносом акцентов подготовки на ее практикоориентированность, формирование практических (инструментальных)

образовательных результатов, реализацию процесса подготовки и организацию практик студентов в условиях высококачественной профессиональной среды [2].

Новая модель подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования базируется на идее о процессе подготовки как процессе психологопедагогической поддержки студента в

самостоятельном решении актуальных

задачобразовательно-профессиональной

деятельности.

Деятельность студента бакалавриата в образовательном процессе (образовательнопрофессиональная деятельность) представляет собой процесс решения системы чередующихся и возникающих в реальном образовательном процессе задач, который направлен на осмысление феноменов образования и профессииво всем многообразии их сторон; на обретение личностно-ценностного отношения к образованию и профессии; на проектирование и реализацию разнообразных способов решения образовательных задач.

Своеобразие образовательно-

профессиональной деятельности студента определяется ее предметами, в качестве которых выступают феномены настоящего образования и будущей профессии.

Деятельность студента в образовательном процессе связана с решением задач:

- определения места феномена образования и профессии в иерархии личностных, жизненных и профессиональных ценностей;

- вычленения значений и смыслов образования и профессии для удовлетворения личностных потребностей, мотивов и целей;

- освоения содержания, средств и способов действий и операций по достижению образовательных результатов;

- организации общения, взаимодействия с другими субъектами образовательной и профессиональной деятельности;

- принятия и использования условий образовательного и профессионального пространства.

Рассмотрение характеристик деятельности студента в образовательном процессе позволяет смоделировать образовательный процесс его подготовки, черты которого выражаются:

- в особой дифференцируемой организации образовательно-профессиональной деятельности студента, построенной на личном отношении и включении в процесс достижения образовательных результатов;

- в проектировании специальных условий, обеспечивающих целевую, содержательную и организационную ориентацию на развитие образовательно-профессиональной деятельности студента;

- в рассмотрении в модели подготовки образовательного процесса как пространства профессиональной деятельности будущего педагога;

- в установлении межличностного диалогового взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Таким образом, идея разработки модели подготовки позволяет организовать

образовательный процесс как процесс решения студентом учебно-профессиональных задач, совокупность которых соответствует основным типам профессиональных задач современного педагога.

В аспекте реализации данная идея требует организации процесса особого надпредметного сопровождения студента. Психологопедагогическая поддержка студента в

самостоятельном решении актуальных задачобразовательно-профессиональной деятельности может быть обеспечена за счет особой формы представления студенту содержания и перспектив его образовательнопрофессиональной деятельности. Для этого в модели предусмотрены способы работы с такой формой информационного сопровождения

студента как «Органайзер образовательнопрофессиональной деятельности»

(«Студенческий Интерактивный

Адаптированный Планировщик»), в котором содержится возможность интерактивного использования информации:

- о перспективах образования,

образовательных результатах, о возможных перспективах профессиональной и дальнейшей образовательной деятельности;

- об образовательных условиях: о

возможностях образовательной среды университета и колледжа, его структурных подразделений, факультета, кафедр;

- о существующих стратегических вариантах организации образования;

- о содержательной насыщенности

учебного процесса, об учебных модулях; о перспективах и важнейших задачах обучения; об особенностях организации самостоятельной научно-исследовательской работы; о содержании практики; о субъектах образовательного взаимодействия

(преподавателях и других студентах).

«Органайзер» позволяет студенту активно включиться в процесс проектирования и реализации собственного образовательного маршрута, фиксируя характер получаемых результатов.

«Органайзер» спроектирован таким образом, что студент имеет возможность индивидуальной работы непосредственно в нем.

Функции органайзера заключаются в инициации самостоятельных проявлений студента:

- в выборе интересующих его образовательных задач, складывающихся в индивидуальный образовательный маршрут;

- в выборе возможных вариантов решения задач;

- в поиске необходимой для решения значимых образовательных задач информации;

- в оценке собственных личностных, образовательных и профессиональных достижений, в анализе проектирования и реализации этапов образовательного маршрута и его рефлексии;

- в установлении межличностных и деловых контактов, во взаимодействии с преподавателями и другими студентами.

Последовательность представленных задач, систематизированных по сериям, являет собой, по сути, обобщенный образовательный маршрут студента. Очерчивание круга значимых для студента задач представляет наглядную модель, узловые «точки» этого маршрута, позволяющую постепенно продвигаться к образовательным результатам.

Разворачивающийся как определенная стратегия достижения целей образования, образовательный маршрут модельно

представляет собой цепочку образовательных задач, имеющих различную степень стратегической значимости. Это задачи, связанные с проектированием контура будущих результатов образования - перспективные задачи; стратегические задачи, позволяющие выбрать стратегию достижения перспективных целей; тактические и оперативные задачи, позволяющие реализовать выбранную стратегию образования.

Модель обобщенного образовательного маршрута представлена в содержании задачника объединенными в определенной

последовательности пятью сериями групп образовательных задач, сформулированных от лица студента как проблемные вопросы:

- Я и мой образовательный маршрут.

- Я и мой образовательный процесс.

- Я и учебные предметы.

- Я и другие участники образовательного процесса.

- Я и мои образовательные возможности.

Содержание 1 серии «Я и мой

образовательный маршрут» включает задачи, перспективной и стратегической

направленности. Их решение связано:

- с обретением студентом общих субъектных смысловых ориентиров в предлагаемом образовательном поле, которые возникают как результат самопознания своих образовательных потребностей, мотивов

получения образования; рефлексии выбора образовательного учреждения, факультета; обретения информации о возможностях образовательного учреждения, образовательной программы; прогнозирования желаемых образовательных результатов и

профессиональных запросов.

- с осуществлением выбора стратегии

реализации образовательного маршрута в предлагаемых образовательных условиях, основанного на получении и анализе информации о специфике осваиваемой программы, потенциале будущей

образовательной степени и профессиональной квалификации, перспективах и возможностях работы по профессии и дальнейшего образования.

Необходимость объединения задач в одну группу связана с предоставлением, таким образом, студенту возможности осуществить осознанный, основанный на личностных потребностях и смыслах выбор типа образовательного маршрута. Предлагаемая последовательность задач задает направленность их решения: от вопросов общего смысла

образования и общей ориентации в нем - к конкретизации на этой основецелей и путей реализации образовательного маршрута.

В содержании 2 серии «Я и мой образовательный процесс» представлены задачи, конкретизирующие возникающие на

образовательном пути студента проблемные ситуации. В основе их выделения лежит актуальная для студента временная логика организации образовательного процесса в вузе. Решение данной группы задач позволяет студенту:

- выбрать определенную тактику

субъектной реализации стратегии

индивидуального образовательного маршрута;

- организовать различные виды учебной, учебно-профессиональной и учебноисследовательской деятельности;

- планировать и организовывать собственный образовательный процесс, оценивать его результативность.

Органайзер обеспечивает подготовку

студента к возникновению в образовательном процессе проблемных ситуаций и их разрешению. Выбор задач представляет собой попытку сочетания в образовательном маршруте разных маршрутных ориентиров. Таким образом, образовательный процесс

разворачивается перед студентом не только в привычной конструкции (семестр - сессия -каникулы), но и обозначает:

- важнейшие этапы образовательных выборов(элективного курса, проблемы научной работы, варианта образовательного маршрута);

- важнейшие периоды непосредственного профессионального становления (практикумы и практики);

- новообразования и отличия каждого года обучения и возможные образовательные достижения.

Содержание 3 серии «Я и учебные предметы» ориентировано нарешение студентом образовательных задач, связанных с организацией собственной образовательной деятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Результат решения данной группы задач обеспечивает возможность включения изучаемого предметного содержания в процесс личностно-профессионального становления, определение смысла и отношения к изучаемому предмету и выбором в соответствии с ним способов его изучения.

Постановка задач данной группы позволяет студенту самому оценить как собственные учебные достижения, так и выделить роль и место учебной дисциплины в общем процессе своего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательные задачи 4 серии «Я и другие участники образовательного процесса» ориентированы на разрешение ситуаций общения и взаимодействия, возникающих в образовательной деятельности студента. Их решения помогает студенту организовать как взаимодействие в студенческой среде в учебной и внеучебной деятельности, так и процесс субъект-субъектного взаимодействия с преподавателями.

Выделение данной группы задач имеет особое значение в образовательной подготовке будущего педагога в силу особой роли взаимодействия как одного из ведущих факторов, определяющих успешность образовательного процесса.

Заключительная серия задачника «Я и мой личностно-образовательный потенциал»

позволяет студенту оценить динамику развития личностных и профессиональных качеств в период образования. В качестве инструментария решения поставленных вопросов предлагаются как психологические, так и педагогические диагностические методики изучения личности.

Решая данный тип задач, студент приобретает возможность получить достоверные данные диагностики и на их основе определять эффективность собственного развития и влияния на это развитие условий образования.

Учитывая особенности информационной среды жизнедеятельности современного

студента «бумажный» вариант «Органайзера» в ходе апробации разработанной модели подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования был преобразован в электронный планировщик для использования на мобильных устройствах.

При создании электронного планировщика учитывалась возможность его адаптированного вида: содержание текста, таблиц и

мультимедийного материала на экранах мобильных устройствах и планшетах. Современные устройства данного типа удобны для постоянного ношения с собой, они есть в наличии у большинства студентов. Достаточно лишь иметь выход в сеть Интернет и любой современный интернет-браузер для работы с созданным Студенческим Интерактивным Адаптированным Планировщиком (далее -СИАП). Следует отметить, что в случае потери или поломки оборудования вся информация студента, использующего СИАП, сохраняется в облачном сервисе и восстанавливается через авторизацию по индивидуальному имени пользователя и паролю [3].

Созданный планировщик состоит из восьми основных разделов:

- Инструкция к планировщику.

- Обо Мне.

- Мои Перспективы.

- Мои Стратегии.

- Мои Тактики.

- Мои оперативные взаимодействия.

- Мой образовательно-профессиональный потенциал.

- Нужная и дополнительная информация.

Если у студента есть желание дополнить

СИАП своим собственным разделом, то он может это сделать путем добавления нового раздела с присвоением ему названия и для удобства выбрать свою цветовую палитру с фоном.

Каждый раздел для удобства окрашен в индивидуальный цвет, но в программном меню есть возможность смены заднего фона и цвета самих разделов самостоятельно, то есть под фон и цвет, который будет удобен самому студенту.

В каждом разделе есть задачи, которые позволяют находить способы решения актуальных проблем современного образования в процессе всего обучения студента в ВУЗе. При решении задач студенту предлагаются информационные рубрики с пиктограммой:

- Информация к размышлению.

- Ориентация в поле выборов.

- Информация для себя.

- Обладаю информацией, анализирую, советуюсь, принимаю решение.

- Резюме по задаче.

Использование информационных рубрик с пиктограммой (схематичным рисунком) позволяет сгруппировать объёмную текстовую и мультимедийную информацию в рамках решаемой образовательной задачи. Под мультимедийной информацией понимаются мультимедиа объекты, которые могут быть использованы студентом в рамках решаемой образовательной задачи. Таковыми могут быть: схемы, таблицы, фото и видео, сделанные с помощью мобильного телефона или планшета, голосовые и звуковые записи, сохраненные интернет страницы, вложенные документы различных форматов (pdf, .doc, .xls), рукописные фрагменты записей.

Для удобства использования и поиска информации в СИАП можно использовать различные типы выделения: цветом, линиями или особыми тэгами (ключевыми словами). Использование таких тэгов, как «обсудить с руководителем», «отметить для статьи», «источник статьи» «идея», «посетить веб-сайт» и др. может быть особенно полезным при структурировании своего образовательного маршрута.

Если студент переживает за безопасность своего заполненного материала, то для каждого раздела он может задать индивидуальный пароль известный только ему.

Созданный студенческий интерактивный адаптированный планировщик может стать современным мобильным приложением при освоении образовательного маршрута студентом, поскольку СИАП позволяет:

- Рационально расходовать время, оптимизируя решение повседневных учебных задач.

- Повысить мотивацию студента к составлению индивидуального маршрута.

- Организовать телекоммуникационное

взаимодействие между различными типами устройств, не ограничиваясь в выборе, а напротив, способствуя объединению

информации и мультимедиа объектов в конечный готовый продукт.

- Использовать большое количество мультимедийных объектов различного типа и формата.

- Систематизировать накопленный

материал в процессе обучения в ВУЗе, с целью дальнейшего использования этого материала в профессиональной деятельности.

- Не беспокоиться за сохранность и безопасность заполненной информации в планировщике, при поломке или потере электронного устройства.

Работа с СИАП может повысить уровень развития умений телекоммуникационного взаимодействия между различными типами устройств у самих студентов и тех, кто использует планировщик в своей деятельности.

Таким образом, «Органайзер

образовательно-профессиональной деятельности» («Студенческий Интерактивный Адаптированный Планировщик») как особая форма сопровождения может способствовать развитию:

- личностных смыслов и отношений

студента к самому образованию, образовательной деятельности и

образовательному процессу;

- компетентности будущего педагога;

- умений решать актуальные

образовательные задачи.

Литература:

1. Аналитическая справка о ходе реализации

проекта модернизации педагогического

образования (Май, 2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://педагогическо

еобразование.рф/

2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28 мая 2014 г. N 3241п-П8) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70616270

3. Тоффлер Э. Третья волна. - Санкт-Петербург, АСТ, 2010. - 784 с.

4. Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

5. Шайхутдинова Г.А., Мухаметзянова Ф.Ш. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения / Г.А. Шайхутдинова, Ф.Ш. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 1.- С. 25-35.

Сведения об авторах:

Гогоберидзе Александра Гививна (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, e-mail: alexandra@rshu.ru

Киртянов Петр Игоревич (г. Санкт-Петербург, Россия), аспирант кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Data about the authors:

A. Gogoberidze (St. Petersburg, Russia), doctor of education, professor, headof Department of Preschool Education, Russian State Pedagogical University named after A. Herzen, e-mail: alexandra@rshu.ru

P. Kirtanov (St. Petersburg, Russia), postgraduate student at Department of Preschool Education, Russian State Pedagogical University named after A. Herzen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.