УДК: 070 ББК: 070.4
Баранова Е.А
НОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОНТЕНТА НА САЙТАХ РОССИЙСКИХ ГАЗЕТ
Baranova E.A.
NEW TIPES OF CONTENT ON RUSSIAN NEWSPAPERS WEBSITES
Ключевые слова: формы контента, текстовая онлайн-трансляция, лонгрид, shareable content, жанры интернет-журналистики, газетные жанры.
Keywords: forms of content, text online broadcast, longread, shareable content, online journalism genres, newspaper genres.
Аннотация: летом-осенью 2015 г. автор провел глубинные интервью с редакторами интернет-версий и топ-менеджерами пяти российских изданий («Аргументы и факты», «ВечерняяМосква», «Комсомольская правда», «Новая газета», «Russia Beyond The Headlines» (интернет-проект «Российской газеты»).
Целью исследования было выяснить, какие новые формы предоставления контента набирают популярность на интернет-проектах российских газет.
Abstract: in summer-autumn 2015 the author conducted in-depth interviews with web-editors and top managers of the five Russian newspapers («Argumenty i Fakty», « Vechernya Moskva», «Komsomolskaya Pravda», «Novaya Gazeta», «Russia Beyond The Headlines» (multilingual news and information resource of «Rossiyskaya Gazeta»)).
The aim of the study was to find out what new types of content are gaining popularity on the Internet projects of Russian newspapers.
Основные виды СМИ развивались как самостоятельные и самодостаточные единицы: со своим жанровым своеобразием и особенностями в создании и распространении контента. Однако в условиях процесса медиаконвергенции произошло стирание границ между ранее различными СМИ, возникли новые жанры интернет -журналистики, появились совершенно новые формы предоставления контента. Как отмечает О.Н. Копытов, «первичные жанры сегодня дополняются, видоизменяются, преображаются, скрещиваются, креализуются, искажаются (порой до неузнаваемости)»1. А.А. Тертычный писал в 2000 году о 35 публицистических жанрах2, а в 2010-м отечественные теоретики выделяли только 4000 газетных жанров3. Мы решили сконцентрироваться не на поиске новых жанров (хотя лонгрид, о котором, в частности, идет речь
Копытов О.Н. Проблема медиажанров: взгляд со стороны «первичных» жанров и формата // Средства массовой коммуникации в много полярным мире: проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно -практической конференции. - М., 2015. - С. 95.
2 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000. - 310 с.
3 Солганик Г.Я. Формат и жанр как термины // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2010. - J№6. - С. 22-24.
в статье, некоторые ученые и называют таковым), а на выявлении того, какие новые формы предоставления контента набирают популярность на интернет-проектах российских газет.
Автор беседовал с редакторами интернет -версий и топ-менеджерами пяти российских изданий («Аргументы и факты», «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда», «Новая газета», «Russia Beyond The Headlines» (интернет-проект «Российской газеты»). Газетные сайты были и остаются первопроходцами в развитии интернет-версий, поиске новых форм предоставления контента, а выбранные нами издания одними из первых среди российских СМИ освоили идеи конвергенции, превратили сайты в самостоятельные мультимедийные ресурсы с большой долей оригинального непечатного контента. Именно поэтому их опыт кажется нам интересным.
Контент, которым хорошо поделиться в соцсетях
На появление новых форм предоставления контента большое влияние оказывает развитие социальных сетей. Как отмечают эксперты Центра исследований группы РИА Новости, «нынешние СМИ уже имеют дело не с традиционным потребителем информации, а с поколе-
нием "цифры" и медийного "фастфуда"»1. Так называемое поколение «цифры» - это люди с клиповым мышлением, привыкшие потреблять разнообразный мультимедийный контент на разных медиаплатформах. И, что важно, люди с клиповым мышлением уже приучены к тому, что прочитанным, увиденным или услышанным надо поделиться в соцсетях. Именно поэтому в журналистских кругах сегодня часто говорят о том, что современному потребителю информации нужен контент, которым хорошо поделиться в соцсетях (shareable content)2. Как отмечает Владимир Шушкин, шеф-редактор сайта aif.ru, «высокий "шаринговый" потенциал - это не главная, но, безусловно, очень важная составляющая материала. Роль соцсетей в распространении контента с каждым годом все больше. Для современного потребителя информации соцсети - некий фильтр в потоке информации. На статью, "расшаренную" друзьями, он перейдет гораздо охотнее, чем на что-то, просто увиденное в потоке RSS. Поэтому, если СМИ делает материал, который не будет распространяться в соцсетях, это значит, что оно не пользуется отличным инструментом продвижения контента»3.
Именно возрастание так называемого «шарингового» потенциала материала стало причиной того, что во многих зарубежных и отечественных редакциях несколько лет назад появились редакторы по соцесетям. Их основная задача правильно «упаковать» контент под конкретную аудиторию социальных сетей4. Например, в редакции проекта Russia Beyond the Headlines есть новый сотрудник (social media manager), который «думает над тем, как упаковать контент таким образом, чтобы им хотелось поделится, он, в частности, думает над анонсом статей на серьезные темы в соцсетях»5.
В ряде редакций (например, в интернет-редакции «Комсомольской правды») обязанности редакторов по соцсетям выполняют выпускающие редакторы интернет-подразделений, а
1 Тенденции развития новостного сегмента медиаотрасли России // Центр исследований группы РИА Новости. М., 2013. - С. 9.
2 Audience engagement at BuzzFeed: taking sharing seriously. - URL: http://www.wan-ifra.org/articles/2013/04/23/audience-engagement-at-buzzfeed-taking-sharing-seriously -
3 Интервью автора с Владимиром Шушкиным, шеф-редактором сайта aif.ru. 2015. Июнь. 29.
4 Баранова Е А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. М., 2014. - С. 48.
5 Интервью автора с Алексеем Лоссаном, замес-
тителем главного редактора Дирекции международных
проектов «Российской газеты». 2015. Окт. 29.
бывает и так, что эти обязанности возложены на самих журналистов («Новая газета»).
Есть контент, который СМИ специально «затачивают» под соцсети. Он нужен, чтобы постоянно поддерживать присутствие бренда в социальных сетях. Для соцсетей используют, например, такой формат подачи «горячих» новостей: заранее готовят несколько вариантов фото и сообщений в зависимости от исхода события и сразу публикуют сообщение. Например, Россия выиграла/проиграла матч за выход в полуфинал. Отклик от таких «горячих» новостей обычно очень высок, СМИ получает большой прирост аудитории на сайт. В то же время трудовые затраты на создание такого контента -минимальны.
По мнению опрошенных нами респондентов, высоким «шаринговым» потенциалом пользуются материалы в форме «Вопрос-ответ». В «АиФ», например, последние годы им уделяют особое внимание. В интернет-редакции получают большое количество вопросов от пользователей, систематизируют, редактируют их, а также (в большинстве случаев) формулируют вопросы сами, адаптируя их под пользовательский запрос. «Вступает в силу, например, какой-то новый закон, и журналист его читает и составляет вопросы. Мы отвечаем на них сами, доступно излагая текст закона, или привлекаем экспертов»6 - рассказывает А. Шушкин
Подбороки по принципу «Несколько фактов о .... »
Опрошенные нами эксперты очень перспективной с точки зрения трафика формой предоставления контента назвали подбороки по принципу «несколько фактов о .... »
Как отмечает Юлия Волосатая, заместитель главного редактора газеты «Вечерняя Москва» по электронным СМИ, «пользователи информации сегодня все больше не хотят ничего искать, они хотят, чтобы им все кратко и емко изложили, возможно, визуализировали. Это подтверждает статистика, свидетельствующая о том, что, например, главную страницу Яндекса с 5-ю топовыми новостями посещают десятки миллионов пользователей, а тех, кто ищет эти новости отдельно, интересуется более детальной информацией, в сотни раз меньше. Поэтому на многих сайтах СМИ большим спросом пользуются материалы в форме «несколько фактов о...»; «5 советов для ... » и т. д.»7 Не случайно
6 Интервью автора с Владимиром Шушкиным, шеф-редактором сайта aif.ru. 2015. Июнь. 29.
7 Интервью автора с Юлией Волосатой, заместителем главного редактора газеты «Вечерняя Москва» по электронным СМИ. 2015. Июль. 07.
огромную популярность получил интернет-портал «БаззФид» (Buzzfeed), сделавший акцент как раз на «смешных списках, ... подборках необычных фактов ... многие уважаемые газеты переняли манеру публикации списков и прочих легких материалов, чтобы получить приток свежей аудитории и лучше распространяться в социальных сетях»1.
Отечественные СМИ начали активно развивать материалы-подборки по принципу «несколько фактов о ... » после 2010-х гг. В некоторых редакциях такие материалы уже поставлены на поток. Например, в интернет-редакции «Комсомольской правды» «стали делать материалы в форме "несколько фактов о." в конце 2012-го, сначала просто - от случая к случаю. С 2014-го такие материалы планируются на еженедельной планерке»2.
Как рассказал автору В. Шушкин, материалы- подборки позволяют отрабатывать не только развлекательные, но и серьезные информационные поводы. «Например, приходит журналист на пресс-конференцию, спикер говорит 40 минут о чем-то важном. Раньше, лет 10 назад, корреспондент сделал бы интервью или написал бы статью с цитатами. Сейчас материал можно подать в виде фактов. Например "10 ключевых вещей о пожарах в Сибири". Такие материалы-подборки позволяют в легкой "обертке" донести до пользователя важную и интересную информацию»3.
Активно используют этот форму подачи информации и в редакции «Russia Beyond The Headlines». «Такой, например материал: "Как себя вести с амурским тигром" ("Eyeing the tiger: The dos and don'ts of meeting Russia's big cats") - рассказывает А. Лоссан, заместитель главного редактора дирекции международных проектов "Российской газеты". - Это 8 советов, о том, как вести себя при встречи с амурским тигром. Формат позволяет в интересной форме рассказать о том, что в России есть тигры, ведь многие иностранцы об этом даже не подозрева-
ют»4.
В интернет-версии «Новой газеты» ис-
1 Пуля В. Журналист-дирижер и пять уровней восприятия медиа медиаконвергенции // Медиакон-вергенция, которая изменила мир? /Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М., 2014. - С. 82.
2 Интервью автора с Олесей Носовой, шеф -редактором сайта kp.ru. 2015. Окт. 24.
3 Интервью автора с Владимиром Шушкиным, шеф-редактором сайта aif.ru. 2015. Июнь. 29.
4 Интервью автора с Алексеем Лоссаном, за-
местителем главного редактора дирекции международ-
ных проектов «Российской газеты». 2015. Окт. 29.
пользуют эту форму подачи контента для публикации различных рейтингов. Например, в начале июля 2015 г. собрали рейтинг из «10 самых оторванных от реальности высказываний официальных лиц»5. Как верно замечает Константин Полесков, редактор сайта novayagazeta.ru, «проблема в том, что материалы-подборки по принципу "несколько фактов о ... " - это искусственная модификация контента под трафик генератора. Важно, чтобы такие материалы не сводились к "желтизне"».
Текстовая онлайн-трансляция
Нарду с рассмотренными выше формами предоставления контента, которыми хорошо поделиться в соцсетях, популярность получают и большие по объему материалы, например текстовая онлайн-трансляция. По мнению опрошенных автором респондентов, такие материалы будут набирать все большую популярность. Текстовая онлайн-трансляция - это большая статья на сайте, постоянно обновляемая. Как отмечают респонденты, этот формат очень хорошо удерживает пользователя на интернет -ресурсе. Одним из первых среди российских СМИ текстовую онлайн-трансляцию сделало «РИА-Новости». Агентство использовало этот формат подачи информации для освещения дебатов Алексея Навального и Ярослава Кузьминова в 2011 г.
Текстовая трансляция идеально подходит для освещения масштабных спортивных событий, для отработки новостных поводов, которые развиваются в течение дня или нескольких дней, например Минские переговоры, открытие Олимпиады, Евровидение. Корреспондент не просто пишет о том, что происходит, но и трактует какие-то вещи (поясняет, что может означать чей-то комментарий). Другой журналист параллельно рассказывает о том, как событие комментируется в соцсетях, кто из высокопоставленных лиц написал по данной теме в Твиттере. В подготовке онлайн-трансляции могут быть задействованы более 10 журналистов. Например, на сайте «Вечерней Москвы» «текстовую онлайн-трансля-цию, посвященную празднованию 70-летия Победы, обеспечивали около 15 корреспондентов и фотокорреспондентов»6.
Текстовая трансляция популярна, несмотря на то, что люди смотрят телетрансляции по федеральным каналам. «Так называемая "концепция второго экрана" позволяет донести до поль-
5 Интервью автора с Константином Полесковым, редактором сайта novayagazeta.ru. 2015. Июль. 16.
6 Интервью автора с Юлией Волосатой, заместителем главного редактора газеты «Вечерняя Москва» по электронным СМИ. 2015. Июль. 07.
зователя какие-то вещи, которые он может недопонять, мы ему их разъясняем, к тому же приводим какие-то новые факты»1, - объясняет Шуш-кин. После того, как трансляция заканчивается, на сайте aif.ru ее переименовывают в «Как это было». И, что интересно, текстовую трансляцию большее количество людей читает не во время ее постоянного обновления, когда идет мероприятие, а уже после его завершения. «Люди прочитывают текст еще раз, так как хотят пережить эмоции заново»2, - отмечает Шушкин.
Лонгриды
Все большую популярность на сайтах СМИ набирает и такая сравнительно новая форма подачи контента как лонгрид (от англ. long read - «длинное чтение»). Это масштабные проекты на сайте, сочетающие аналитический текст (от 2 до 4 тыс. слов), качественные фотографии, инфографику и видеоматериалы.
В 2013 г. эксперты из компании News Whip, которая занимается мониторингом и анализом социальных медиа, сравнили показатели популярности новостных материалов на сайтах зарубежных СМИ и пришли к выводу о том, что наибольшей популярностью пользуются статьи (до 500 слов) и объёмные материалы (от 1 200 и более слов).
Читатель переходит от фотографий и в идео к текстам и обратно. Видео в статье удерживает пользователей в «активном состоянии» — это так называемое «движущиеся изображения», которые нужно читать и которые нужно скроллить, чтобы рассказ продолжался. Скроллинг — это форма представления информации, при которой содержимое (текст, изображение) двигается в вертикальном или горизонтальном направлении. Таким образом, скроллинг не изменяет содержимое, но передвигает «камеру»3.
Обычно над созданием лонгридов работает целая группа: журналист, пишущий текст, фотокорреспондент, оператор, монтажер, а также дизайнер.
На сайтах зарубежных изданий лонгриды появились в 2012 г. Спустя два года их стали делать и отечественные СМИ. В 2014 году на сайте газеты «Комсомольская правда» появились лон-грид «Америка заколоченных небоскребов» (о причинах экономического кризиса). В этом же году первый лонгрид сделали на сайте aif.ru к столетию Первой мировой войны («Сто лет Первой мировой»).
1 Интервью автора с Владимиром Шушкиным, шеф-редактором сайта aif.ru. 2015. Июнь. 29.
2 Там же.
3 Почему лонгриды (англ. "longread") нравятся читателям? - URL: http://iesearch.ria.ru/content/ 20140131/918683235.html.
Лонгриды позволяют изданиям выделиться из общего информационного потока, завладеть вниманием читателя. Новости сейчас есть на каждом сайте, поэтому удивить ими кого-то достаточно сложно. К тому же новость можно перепечатать, сделать с нее рерайт. А вот лонгрид уже не перепишешь.
«И практикующие журналисты, и исследователи отмечают, что для привлечения внимания читателей в эпоху информационного изобилия и характерного для Интернета клипового восприятия лонгрид должен содержать уникальную и более яркую, более качественную информацию, чем обычно предлагается в СМИ»4.
Для подготовки лонгрида необходима масштабная тема, которая связана с значительными изменениями в обществе или предполагает системное расследование в той или иной сфере.
Когда в «АиФ» задумались о создании лонгрида, обратили внимание на то, что многие издания, желая привлечь пользователя, жертвуют содержанием ради технологических вещей, мультимедийной составляющей. «Мы решили, что текст - все-таки основное. Поэтому в лон-гриде, который посвящен трагедии в Беслане (он называется «АД Беслана. Взгляд изнутри»), мало фотографий и много текста. Мы сознательно основывались только на воспоминаниях людей. В проекте по Первой мировой больше мультимедиа, но текстовой контент тоже превалирует - его примерно 70%»5.
Как рассказали автору респонденты, при создании лонгридов в редакциях столкнулись с большими финансовыми расходами. Много средств идет на закупку внешнего контента: видео- и фотоматериалов. Увеличивается и зарплата сотрудников, которые заняты в проекте.
Поэтому на сайтах отечественных СМИ появились коммерческие лонгриды. По мнению А. Шушкина, «90% лонгридов должны быть коммерческими»6. Это мнение разделяют и в «Комсомольской правде». Лонгриды получили на сайте кр. ги коммерческое продолжение. «Удачными получились проекты с «РусГидро» «Люди света» и с РЖД - «40 лет БАМ». Такие проекты имеют большой спрос со стороны рекламодателя, это так называемая брендирован-
7
ная журналистика» .
Результаты проведенного исследования
4 Колесниченко А. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп, 2015. - №9 1.
5 Интервью автора с Владимиром Шушкиным, шеф-редактором сайта aif.ru. 2015. Июнь. 29.
6 Там же.
7 Интервью автора с Олесей Носовой, шеф -редактором сайта kp.ru. 2015. Окт. 24.
показывают, что развитие социальных сетей приводит к тому, что в редакциях все больше думают о «шаринговом» потенциале контента. Это относятся как к материалам развлекательного характера, так и к материалам на серьезные темы. Высоким «шаринговом» потенциалом обладают подборки по принципу «Несколько фактов о .... »
Вместе с тем, несмотря на популярность небольших по объему материалов с высоким «шаринговом» потенциалом, на сайтах активно развиваются и материалы, предполагающие длинное чтение - текстовые онлайн-трансляции и лонгриды, они позволяют удержать пользователя на сайте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранова, Е. А Конвергентная журналистика. Теория и практика. - М., 2014. - С. 48.
2. Интервью автора с Алексеем Лоссаном, заместителем главного редактора дирекции международных проектов «Российской газеты». - 2015, 29 октября.
3. Интервью автора с Владимиром Шушкиным, шеф-редактором сайта aif.ru. - 2015, 29 июня.
4. Интервью автора с Константином Полесковым, редактором сайта novayagazeta.ru. - 2015, 16 июля.
5. Интервью автора с Олесей Носовой, шеф-редактором сайта kp.ru. - 2015, 24 октября.
6. Интервью автора с Юлией Волосатой, заместителем главного редактора газеты «Вечерняя Москва» по электронным СМИ. - 2015, 7 июля.
7. Колесниченко, А. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиа-скоп. - 2015. - № 1.
8. Копытов, О.Н. Проблема медиажанров: взгляд со стороны «первичных» жанров и формата // Средства массовой коммуникации в много полярным мире: проблемы и перспективы : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2015. - С. 95.
9. Почему лонгриды (англ. "longread") нравятся читателям? - URL: http ://research.ria. ru/content/20140131/918683235.html.
10. Пуля, В. Журналист-дирижер и пять уровней восприятия медиа медиаконвергенции // Ме-диаконвергенция, которая изменила мир? / Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции; под ред. М.С. Корнева. - М., 2014. - С. 82.
11. Солганик, Г.Я. Формат и жанр как термины // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2010. - №6. - С. 22-24.
12. Тенденции развития новостного сегмента медиаотрасли России // Центр исследований группы РИА Новости. - М., 2013. - С. 9.
13. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000. - 310 с.
14. Audience engagement at BuzzFeed: taking sharing seriously. - URL: http://www.wan-ifra.org/articles/2013/04/23/audience-engagement-at-buzzfeed-taking-sharing-seriously.