Научная статья на тему 'Новые данные по истории средневековой армянской общины в Кишлавской котловине. Поселения Бор-Кая и Сала'

Новые данные по истории средневековой армянской общины в Кишлавской котловине. Поселения Бор-Кая и Сала Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
159
61
Поделиться

Текст научной работы на тему «Новые данные по истории средневековой армянской общины в Кишлавской котловине. Поселения Бор-Кая и Сала»

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. I

А.М. Байбуртский

НОВЫЕ ДАННЫЕ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В КИШЛАВСКОЙ КОТЛОВИНЕ. ПОСЕЛЕНИЯ БОР-КАЯ и САЛА

Кишлавская котловина (по названию с. Кишлав (совр. с. Курское) расположена в ЮгоВосточном Крыму в межгорье между Главной и Второй грядами Крымских гор (рис. 1). Ее размеры невелики: 10 на 5 км. Котловину орошает река Индол (Мокрый Индол) и два ее правых притока - речки Курт и Суук-Сала. С запада и северо-запада котловина ограничена массивом горы Кубалач (738 м) и вершинами Куляба и Кизил-Таш, с севера - лесистым макросклоном Главной гряды с наивысшей точкой на вершине Таушан-Тепе (771 м). Север котловины замыкает скалистый массив г. Бор-Кая (361 м), а с востока протяженные отроги г. Агармыш (722 м). В рельефе котловины чередуются невысокие холмистые гряды с широкими приречными долинами. Традиционно со времен средневековья сельхозугодия в регионе используются для выращивания садовых и зерновых культур, выпаса скота и под покосы.

Удобных проходов в котловину, через которые в средневековье были проложены дороги для гужевого транспорта, автор статьи насчитал пять (рис. 2). С севера-запада и запада дороги шли из долины реки Кучук-Карасу и города Карасу-Базара, минуя селения Бурундук-Отар и Орталан через ущелья реки Индол. С юга, из долины реки Суук-Су и побережья, попадали в котловину через перевалы Главной гряды и селение Эль-Бузлы [1]. С востока из Старого Крыма горный проход вел через долину и селение Шах-Мурза, а с северо-востока дорога проходила, минуя селение Османчик [2], из армянского селения Нахичеван, стоявшего на крупном торговом пути на равнине под г. Агармыш [3].

С первой трети XIV в., т.е. с начала массовой миграции армян из Аксарая в Крым [4], до переселения христиан российским правительством в 1778 г. [5], в котловине постоянно проживало многочисленное армянское население. По мнению Е. А. Айбабиной «сельская часть Юго-Восточного Крыма с середины XIII в. была заселена армянским и греческим населением...» [6]. Автору статьи не известно ни одного памятника в Кишлавской котловине (нарративного, эпиграфического, археологического и т. д.), который без сомнения был бы в этно-культурном плане атрибутирован

армянским, и соответственно датирован XIII в.

Схожая ситуация наблюдается и на средневековых памятниках соседней Старокрымской долины.

По переписи 1778 г. из трех армянских сел Кишлавской котловины - Сала, Топлы и Камышлык (рис. 2) было выселено 558 человек [7]. С учетом жителей-армян из сел Орталан, Бурундук-Отар и Мелик, общее количество переселенцев достигло 1087 человек., что составило основную массу сельского армянского населения в Крыму [8]. По переселении в 1780 г. на Нижний Дон армяне основали села Чалтырь, Топти (Крым), Мец Сала, Султан Сала, Несвита [9]. В дальнейшем в XIX - нач. XX вв. потомки переселенцев сохраняли свой языковой диалект и народные традиции [10].

До настоящего времени из армянских древностей в Кишлавской котловине детально изучались только церкви Сурб Саргис и Сурб Урпат в Тополевке [11]. Находки последних лет вблизи с. Курское и в с. Грушевка позволяют расширить географию средневековых армянских памятников в регионе.

Краткое описание памятников

СРЕДНЕВЕКОВОГО ПОСЕЛЕНИЯ САЛА

Средневековое поселение Сала (Сале, Суук-Сала, Салы,) (на диал. донских армян «сала» - камень, плита [12]; тюр. «сала» -приток реки, межгорная ложбина, лощина; деревня, село, стоянка, усадьба; азерб. «сал» - большой камень, целый камень [13]) автор статьи, основываясь на двухлетних исследованиях, локализует на правобережье речки Суук-Сала в восточной части современного населенного пункта Грушевка, Грушевского сельсовета, Судакской административной зоны (рис. 1,1) [14].

Армянские переселенцы 1778 г. из селения Сала в количестве 224 «душ обоего пола», объединившись с выходцами из мелких сел, в 1790 г. основали в 20 км от г. Новый Нахичевань село Мец Сала [15]. В «Камеральном описании Крыма 1784 года» деревня с таким названием не указана. В «Списке населенных мест Российской империи. Таврической губернии. 1865 г.» значится под № 1681 «Салы (Суук-Салы), село, казенное, русское, при ручье Салы» [16]. Епископ Гермоген в 1887 г. писал о Сале:

77

Байбуртский А.М. Новые данные по истории средневековой армянской общины...

«Салы - селение между двумя почтовыми трактами из Симферополя и Феодосии и в Судак: оно окружено горами со всех сторон, кроме северной. Вдоль села - речка Суук-Сала, а в окрестностях - горные ручьи... Салы - слово армянское: в русском переводе -дубняк... По выходу армян, в Салы переселены были отставные солдаты из великорусских губерний: они-то и были

родоначальниками нынешних сальских жителей.

Церковь каменная, с такою же оградою, построена в 1792 г. из армяно-католического храма и освящена в честь Знамения иконы Божией Матери, а в 1864 г. расширена постройкой двух боковых приделов» [17].

О.Н. Бадер в 1940 г. сообщил о средневековых древностях в с. Грушевка следующее: «Близ дер. Салы по указанию членов школьного краеведческого кружка было обследовано место старого турецкого (?) керамического завода, к востоку от деревни, на северо-западном склоне горы Каламбутка. Здесь обнажается слой с массой обломков глиняных сосудов, среди которых встречаются довольно значительные части кувшинов и т. п.» [18].

На улице Садовой в с. Грушевке сохранилась церковь, значительно перестроенная в кон. XVIII - XIX вв. Она - однонефная, прямоугольная (12.3 на 8.4 м), типа базилики, с пристроенными в 1864 г. с юга и севера прямоугольными (9 на 5 м) приделами (рис. 3). Алтарная часть выступает из общего объема здания значительно опущенным от подкровельного карниза прямоугольным выступом (рис. 4). Внутреннее пространство алтарной части, судя по технике кладки стен и составу раствора, сохранилось с позднего средневековья. Данное предположение подтверждают и особенности конструктивнопланировочного решения, примененные строителями в оформлении интерьера центральной алтарной апсиды с конхой и боковыми приделами. Два боковых алтарных придела (хорана) расположены к северу и югу от центральной апсиды и не связаны с нею проходами. Северный придел, квадратный в плане, со скошенными углами, перекрыт сферическим куполом, выполненным из бутового камня. Южный придел, прямоугольный в плане, представляет двухъярусную конструкцию. Конструктивно близкое решение было использовано зодчим в церкви армянского монастыря Аменапркич в с. Богатое (быв. Бахчи-Эли), при строительстве северного придела обходного восточного помещения [19].

Нижний ярус значительно опущен от уровня пола центральной апсиды и перекрыт плоскими плитами, которые одновременно

являются полом верхнего яруса. В него, вероятно, попадали по деревянной лестнице. При входе в верхний ярус заметен вмонтированный в северную стену

керамический сосуд (горловиной наружу) -голосник. Алтарная часть освещалось тремя узкими оконцами, расположенными по одному в каждом из алтарных сооружений. Размеры алтарной части по внешнему контуру: южная стена - 318 см; восточная стена - 839 см; северная стена - 314 см. Внутренние обмеры и фотофиксация алтаря не проводились, в этом автору статьи (христианину по обряду Армянской Апостольской Церкви) было отказано местным православным духовенством.

Свод церкви лежит на продольных стенах здания, подпертый двумя полуциркульными арками, которые опираются на пилоны, выдвинутые из западной и восточной стен. В октябре 2004 г. при проведении внутри храма строительных работ в основании юговосточного пилона был найден фрагмент хачкара (600 Х 280 мм) (рис. 5). На фрагменте сохранилась выполненная в рельефе часть нижней ветви основного креста, с орнаментом. С обеих сторон от ветви креста просматриваются фрагменты полупальмет с малыми крестами. Исходя из сохранившихся размеров памятника, плита с хачкаром достигала высоты одного метра. По стилистическим особенностям декора памятник предварительно датирован XV-XVI вв. [20].

Земляные и строительные работы, проведенные православной общиной на территории, прилегающей к храму в августе 2004 г., открыли ряд средневековых археологических объектов: грунтовое

погребение (рис. 6), строительные остатки (трехрядная бутовая кладка и вымостка к западу от церкви) (рис. 7, 1-2), хозяйственные ямы. Указанные памятники датируются по керамическому материалу и данным стратиграфии разновременно с сер. XV в. до XVIII в.

Интересна находка примерно в 200 м к юго-западу от церкви на приречной террасе мельничного жернова (диаметр 890-900 мм, толщина 190-200 мм) (рис. 8). Жернов

выполнен из местного кварцевого песчаника, его рабочая сторона по центру имеет глубокую вырубку в форме креста, замкнутого на внутреннее отверстие(0 160 мм). Жернов с берега речки в 2004 г. был перевезен местными жителями за ограду церкви, там он сейчас и находится.

Наличие водяных мельниц в регионе в позднее средневековье подтверждает факт и поныне действующей мельничной канавы в с. Земляничное (быв. Орталан). Армянские кварталы в Орталане занимали восточную

78

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. I

часть селения. Базиликального типа здание церкви не сохранилось, вблизи него находилось здание водяной мельницы. Вода к мельнице поступала за 2 км из скалистого урочища в балке Абдарма по действующему и поныне каналу с акведуками и бассейнами [21]. В Старом Крыму, к юго-востоку от источника св. Пантелеимона, сохранилась вырубленная в скальном наклонном пласте заготовка под мельничный жернов. Ущелье Монастырской речки, берущее начало от родников монастыря Сурб Степанос, после слияния с балкой Биюк-Узень, еще в XIX в. называлось «овраг Шабан-Дегерман» [22] (дэгирмэн с тюр. мельница [23]). В ущелье вдоль русла речки на припойменных террасах видны остатки оросительных и мельничных канав и отдельно стоящих строений [24].

Н. В. Рухлов в 1915 г., описывая водные источники в окрестностях села Салы, отметил: «Правый берег речки около села Салы носит название «Фонтальная гора... Со склонов Фонтальной горы обнажаются выходы родниковых вод; так при сел. Салы находится один водоразборный бассейн, построенный еще в старину греками [армянами - А. Б.] ...»[25]. В 300 м к востоку от церкви, на окраине села расположены три действующих родника и водонасосная станция, предположительно, в этом районе и находился, упомянутый Н. В. Рухловым водоразборный бассейн. От него вода по керамическим трубам подавалась и в

построенный в 80 м к югу от церкви сельский фонтан (рис. 9). Сооружение фонтана,

прямоугольное в плане с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем -

цистерной. К основанию фасада (западная стена фонтана) примыкает каменное корыто, предназначенное для забора воды и водопоя домашних животных [26]. Описанный тип фонтана в нескольких вариантах был характерен для Крыма в XV-XIX вв. [27]. Судя по надписи на фасаде, фонтан последний раз перестраивался в 1890 г.

В музее средней школы с. Грушевка хранится хачкар с надписью и датой (рис. 10). Точное место находки памятника учителем истории В. П. Реутенко не установлено. Хачкар выполнен на мраморной плите подтрехугольной формы (340х285х80 мм). Рельеф слабопрофильный, горизонтальные ветви креста короче вертикальных, окончание ветвей креста декорированы двумя шишечками. Основанием креста является простой плетеный узел из двойной рельефной полосы переходящий в полупальметы. Верхнее поле рельефа в средокрестье оформлено двумя простыми крестами. Изображение креста заключено в прямоугольную нишу с треугольным навершием. Датирующая надпись вырезана тонкой линией на уровне основания главного креста с двух сторон от него, вне рельефного поля. Посвятительная надпись выполнена в нижней части плиты в два ряда:

- датирующая надпись: В году 932 (1483)

- посвятительная надпись: Святое Знамение Христа в добрый (Барекандан?)

праздник от Авака и его сыновей

Очевидно, хачкар сохранил свою первоначальную форму, будучи выполнен на фрагменте привезенной издалека мраморной плиты, он предназначался для вставки в бутовую кладку стены культового здания. Мотивы декора, использованные мастером в оформление рельефа памятника, имеют общие стилистические черты с декором на хачкарах XIV-XV вв. из Каффы [28] и монастыря Сурб Хач.

Пещерная церковь на горе Бор-Кая

Памятник находится в 1,5 км к северозападу от северной окраины с. Курское (быв. Кишлав) на западном склоне г. Бор-Кая, под скальной стеной (рис. 1,2). Епископ Гавриил в сер. XIX в. описал церковь следующим образом: «Против Болгарской колонии

Кишлавы, на запад, у подошвы высокой горы,

называемой Буркое, в одном из обрушившихся с вершины ея огромнейших камней, находится высеченная руками человеческими пещера вышиною 1 саж. 1. 3 /4 арш., шириной 2саж. 1. 1 1/2 арш. и длиною 5 сажень. Посредине ея лежит дикий, обсеченный наподобие жертвенника камень, без надписей. Вход в пещеру с запада» [29].

О. Н. Бадер в 1940 г. писал о памятнике: «В 16 км от Старого Крыма обследована пещерная церковь горы Бор-Кая. Снят план пещеры, сделан ее разрез. На полу найдены 2 фрагмента толстостенной глиняной посуды. В шурфе, заложенном у северовосточного входа, были обнаружены угли и зуб свиньи» [30].

Церковь высечена в скальном блоке, сползшем по склону горы после обвала навеса скальной стены. Скальный блок рассечен примерно по центру трещиной по направлению

79

Байбуртский А.М. Новые данные по истории средневековой армянской общины...

с севера-востока на юго-запад, западная часть памятника смещена и просела по отношению к остальному массиву. С внешней стороны следы подтески имеет только западная стена скалы (рис. 11), в ней устроен дверной проем, оформленный сверху тимпаном и пазы предназначенные для вставки балок кровельной конструкции примыкавшего к церкви с запада притвора. На верхней плоскости скалы сохранились вырубленные в камне водоотводные желоба. Вблизи церкви на отдельно стоящих скалах также сохранились следы подрубок, но их функциональное назначение в силу плохой сохранности и частичной задернованости, неясно.

Интерьер церкви прост, с запада от входа на 4 м протянулся подтесанный в монолите свод неправильной треугольной формы, переходящий в природную залу (рис. 12). В ней в восточной части сохранились алтарный (?) камень и вырубленные в северной стене ниши. Внутренние размеры храма: длина по длинной оси памятника с запада на восток, от входа до престольного (?) камня - 10 м, ширина по поперечной оси с севера на юг колеблется от 220 до 500 см., высота в западной части церкви достигает 240 см.

По сведениям А. В. Гаврилова, внутри церкви в 1990 годы местными жителями был найден хачкар без надписей (Современное местонахождение памятника неизвестно). На южном откосе свода церкви, слева от входа зафиксированы процарапанные на камне простейшие изображения крестов, магендои-дов и кругов. Примерно в трех метрах от входа на основании свода сохранилась в две строки надпись, выполненная в небрежной манере (рис. 13). Надпись вырезана в камне тонкими линиями на участке стены 120х130 мм. Левая часть надписи зашифрована (нельзя исключать и графические изображения), в правой части читаются отдельные армянские буквы, схожие по манере написания с буквами из надписей XVII-XVIII вв. из монастыря Сурб Хач [31]. Датировать надпись без расшифровки и прочтения затруднительно, исходя из стилистически выделенных особенностей написания прочитанных букв, предварительно памятник можно отнести к позднему средневековью.

По устному сообщению А. В. Гаврилова, на территории ныне заброшенного сада, расположенного на пойменной террасе р. Индол, примыкающей к юго-западному склону г. Бор-Кая, в 1990-х годах после плантажной вспашки им на значительной площади был собран керамический материал (рис. 1,3). Исследователь датировал керамику XIV-XV вв. Вблизи самой церкви идет сбор как античной, так и средневековой керамики, при этом первая количественно преобладает.

Собранный средневековый материал маловыразителен, и хронологически соотносится с керамикой с поселения на пойменной террасе.

Примечания

1 Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.) / Перевод и комментарий Е. В. Бахревского. Симферополь, 1999. С. 75; Административно - территориальные преобразования в Крыму. 1783-1998 гг./ Справочник. Симферополь, 1999. С. 112, 114, 195.

2 Жители деревни Османчик в средневековье поставляли ко двору османского султана белый мед, собранный из ульев диких пчел на луговинах г. Бор-Кая. Пчелиные семьи и поныне сохранились на этой скалистой с запада и юга горе. Они лепят свои белые соты на скалах, иногда на высоте 20 и более метров.

3 Административно-территориальные... С. 112, 114.

4 Айвазовский Г. Заметка о происхождении Новороссийских армян // ЗООИД. Одесса, 1867. Т.УІ. Отд. 3. С.552; Микаелян В. А. История крымских армян. Киев, 2004. С. 17-18.

5 Бархударян В. Б. История армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917). Ереван, 1996. С. 14-31; Микаелян В.А. Указ. соч. С. 137-147.

6' Айбабина Е.А. Рельефы и архитектурные орнаменты средневековых армянских храмов Крыма // Историческое наследие Крыма. Симферополь, 2004. №5. С. 6-16.

7 Дубровин. Н. Присоединение Крыма к России. Рескрипты, письма, реляции и донесения. СПб., 1885. Т.ІІ. С. 713.

8 Там же. Общее количество армян-переселенцев, выходцев из сельской местности, включая Старый Крым, составило 1354 ч. (См.: Там же. С. 711, 713).

9. Бархударян В.Б. Указ. соч. С. 33-35.

111 Тер-Саркисянц А.Е. Армяне. История и

этнокультурные традиции. М., 1998. С. 311, 318343; Малхасян А . Г. Армяно-русский словарь донских (нахичеванских) армян. Корни слов и фамилий. Ростов-на-Дону, 2001. С. 3-5. и'Якобсон А.Л., Таманян Ю.А. Армянская

архитектура в Крыму. Ереван, 1992. С. 44-45; Воронин Ю.С. Армянские памятники Крыма. Архитектура. Симферополь, 2000. С. 8-9;

Айбабина Е.А. Указ. соч. С. 6-16. иМалхасян А.Г. Указ. соч. С. 151.

13Суперанская А.В., Исаева З.Г., Исхакова Х.Ф. Топонимия Крыма. Часть I. Введение в топонимию Крыма. М., 1995. С. 172.

14 Административно-территориальные... - С. 72.

15'Дубровин Н. Указ. соч. С.713.; Бархударян В.Б. Указ. соч. С. 34.

16 Административно-территориальные... С.195.

80

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. I

11'Епископ Гермоген. Таврическая епархия. Псков, 1887. С. 396-391.

18Бадер О. Материалы к археологической карте восточной части горного Крыма // Труды научноисследовательского института краеведческой и музейной работы. М., 1940. Т.1. С. 157. Рис. 1:26.

19Воронин Ю.С. Указ. соч. С. 7.

20Айбабина Е.А. Декоративная каменная резьба Каффы XIV- XVIII веков. Симферополь, 2001. С. 70-71, 149-150. Рис. 12.

21Рухлов Н.В. Обзор речных долин горной части Крыма. Петроград, 1915. С. 187; Белинский И.Л., Лезина И.Н., Суперанская А.В. Крым. Географические названия: Краткий словарь. Симферополь, 1998. С. 17.

22. «Старокрымского Армяно -Георгиевского

монастыря, всемилостивейше пожалованная

земля этому монастырю (1793-1875)» // ГА АРК, ф. № 377, оп. 11, д. 817.

22 Суперанская А.В. и др. Указ. соч. С. 158.

24. Байбуртский А.М. Средневековые поселения на горе Святого Креста // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. Материалы III Судакской международной конференции. Киев-Судак, 2006. Т.П. С. 31.

25. Рухлов Н.В. Указ. соч. С. 189.

26Халпахчьян О.Х. Гражданское зодчество

Армении. М., 1971. С. 232.

22 Воронин Ю.С. Указ. соч. С. 12, 21, 29; Пештмалджян М.Г. Памятники армянских поселений. Ереван, 1987. С. 49. - Рис. 65 и др.

2ЯАйбабина Е.А. Декоративная каменная резьба... С. 62-76, 148-149.

29.Гавриил. Остатки христианских древностей в Крыму. Уезд Феодосийский // ЗООИД. Одесса, 1846. Т.1. С. 325.

30Бадер О. Указ. соч. С. 156-157, Рис.1, 24; 2-3.

31 Петросян М.В., Саргсян Т.Э. Сурб Хач. -Симферополь, 1998. С. 94-102.

81

Байбуртский А.М. Новые данные по истории средневековой армянской общины...

I

Рис. 1. Карта-схема Кишлавской котловины со средневековыми памятниками,

описанными в статье:

1 -поселение Сала;

2 - пещерная церковь на западном склоне г. Бор-Кая;

3 - средневековое поселение на припойменной террасе р. Мокрого Индола. М 1:500 м.

Рис. 2. Топографическая карта Кишлавской котловины XIX в. Съемка полковника Бетева и подполковника Оберга. М 1дюйм - 1 верста.

82

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. I

Рис.3. Храм в с. Грушевка. Вид с юго-запада.

Рис. 4. Храм в с. Грушевка. Вид на алтарную часть с юго-востока.

83

Байбуртский А.М. Новые данные по истории средневековой армянской общины...

Рис. 5. Храм в с. Грушевка.

Фрагмент хачкара из фундамента юго-восточного пилона церкви.

Рис. 6. Храм в с. Грушевка. Позднесредневековое грунтовое погребение, открытое на уровне фундамента стены южного придела церкви.

84

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. I

Рис.7. Храм в с. Грушевка. Строительные остатки XVI-XVIII вв. и архитектурные детали, открытые к западу от церкви: 1 - вымостка пола помещения; 2 - бутовая кладка; 3 - база под колонну; 4. - фр-

т корыта; 5 - западная стена церкви.

Рис. 8. Грушевка. Мельничный жернов.

85

Байбуртский А.М. Новые данные по истории средневековой армянской общины...

Рис. 9. Грушевка. Сельский фонтан.

Рис.10. Хачкар 1483 г. из экспозиции музея средней школы в с. Грушевка.

86

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. I

Рис.11. Пещерная церковь на западном склоне г. Бор-Кая.

Вид с запада: 1 -тимпанная ниша; 2 - пазы под балки кровельной конструкции; 3 - водоотводные канавы; 4 - разлом в скальном блоке.

Рис. 12. Интерьер пещерной церкви на г. Бор-Кая. Вид с запада.

87

Байбуртский А.М. Новые данные по истории средневековой армянской общины...

Рис. 13. Пещерная церковь на западном склоне г. Бор-Кая. Надпись на скальном своде храма.

88