Научная статья на тему 'Культовое пещерное сооружение в урочище Бор-кая'

Культовое пещерное сооружение в урочище Бор-кая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЙ КРЫМ / БОР-КАЯ / ПЕЩЕРНАЯ ЦЕРКОВЬ / EASTERN CRIMEA / BOR-KAYA / CAVE CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байбуртский А. М., Джанов А. В., Днепровский Н. В., Фарбей А. М.

Скальный памятник, которому посвящена данная статья, часто рассматривается как «пещерная церковь», хотя в настоящее время в нем не сохранилось выраженных литургических устройств. Несмотря на то, что впервые он был упомянут в литературе еще в XIX в., его изучение далеко от завершения. В статье приводятся результаты исследований, выполнявшихся авторами в течение почти 20 лет. Представлены полученные в ходе этих исследований планы и разрезы пещерного сооружения. Мы полагаем, что данный памятник входил в состав поселения (возможно, монашеского). Он имеет полупещерный характер и представляет собою расположенную под скальным обломком полость с частично обработанными стенами и потолком. Скальный фасад его декорирован карнизом и тимпаном над дверным проемом. На поверхности стен пещеры обнаружены вырезанные кресты, а также надпись, не поддающаяся расшифровке. Кроме того, на потолке, над большим камнем, который часто именуется «алтарным», выявлены остатки росписи. В средней части пещеры имеется прямоугольный участок, вымощенный каменными плитами. Вокруг памятника сохранилось несколько древних крепид, выложенных для предотвращения оползания склона, а сам этот участок склона хорошо террасирован. На этих террасах местным жителем было обнаружено 14 погребений. В связи с тем, что искуcственные пещеры в Восточном Крыму чрезвычайно редки, авторы считают необходимым полномасштабное исследование этого пещерного сооружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A rock monument this article deals with is often considered as a «cave church», although it has no liturgical devices now. It was mentioned firstly as early as in XIX century, but its investigation is far from end. This article describes some results of the studies carried out by the authors along the period of about twelve years. The plans and the sections of the cave obtained during the process of its exploration are presented. We consider the monument as a part of a settlement (may be, monastic). It looks like a semicave (i.e. a cavern under the huge rock fragment), with partly finished wall and ceiling. The facade of the rock is decorated with a pediment and a tympanum over the door. Several crosses and the inscription (which can not be deciphered) are carved on the wall surface. Also there are remains of the mural painting on the ceiling of the cave over a big stone which is often called «the altar stone». In the middle of the cave there is a rectangular area paved with stone slabs. Several ancient supporting walls surround the monument to prevent landslide, and the slope of the mountain nearby is well terraced. Fourteen entombments were found by local inhabitants on this terrace. The authors proclaim the necessity of the full-scale exploration of this cave structure because there are only a few artificial caves in the Eastern Crimea.

Текст научной работы на тему «Культовое пещерное сооружение в урочище Бор-кая»

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

А.М. Байбуртский, А.В. Джанов, Н.В. Днепровский, А.М. Фарбей КУЛЬТОВОЕ ПЕЩЕРНОЕ СООРУЖЕНИЕ В УРОЧИЩЕ БОР-КАЯ

Памятник, известный под названием «пещерной церкви»1 у подножия горы Бор-кая, находится на ее западном склоне, под скальной стеной, примерно в 200 м к северу от русла реки Мокрый Индол и в 1,5 км к северо-западу от северной окраины села Курское (бывшее Кишлав), Белогорского района АР Крым (рис. 1, 2).

Парадоксальность ситуации состоит в том, что памятник известен с XIX столетия, но до сих пор не взят на государственный учет, детально не исследован и никем не охраняется, что, как мы увидим, приводит к его быстрому и катастрофическому разрушению.

Епископ Гавриил в середине XIX в. описал его следующим образом: «Против Болгарской колонии Кишлавы, на запад, у подошвы высокой горы, называемой Буркое, в одном из обрушившихся с вершины ее огромнейших камней, находится высеченная руками человеческими пещера вышиною 1 саж. 1% арш., шириной 2 саж. арш. и длиною 5 сажень. Посредине ее лежит дикий, обсеченный наподобие жертвенника камень, без надписей. Вход в пещеру с запада. Вблизи протекает извивистый ручей и орошает плодоносную долину, с юга и севера заключенную горами. Неподалеку лес, наполненный плодовитыми деревьями. Все это позволяет думать, что пещера сия служила жилищем какому-нибудь отшельнику»1 2 3.

В картотеке А.И. Маркевича читаем: «Кишлав, дер. Феод. у. В урочище Бор-кая, в 2 верстах от Кишлава, две пещеры, Бор-коба. Одна естественная, другая долбленая, по-видимому, древняя церковь. 4 саж. дл., 3'А шир., 2'А арш. высоты» .

Повторный осмотр храма был произведен экспедицией О.Н. Бадера в 1936 г. В 1940 г. он писал о памятнике: «В 16 км от Старого Крыма обследована пещерная церковь горы Бор-Кая. Снят план пещеры, сделан ее разрез. На полу найдены 2 фрагмента толстостенной глиняной посуды. В шурфе, заложенном у северовосточного входа, были обнаружены угли и зуб свиньи»4. В опубликованном им отчете был помещен схематический план (рис. 3) и фотография юго-западного фасада. Как видно из приведенных материалов, обследование О. Н. Бадера носило достаточно поверхностный характер.

По сообщению А. В. Гаврилова, на территории ныне заброшенного сада, расположенного на пойменной террасе р. Индол, примыкающей к юго-западному склону г. Бор-Кая, в 1990-х годах после плантажной вспашки им на значительной площади был собран керамический материал. Исследователь на основании археологического материала (керамика и монеты золотоордынской чеканки) датировал селище Кишлав XIII-XV вв.5 Вблизи «пещерной

1 Как мы увидим далее, литургическое устройство пещерного сооружения на сегодня установить невозможно, поэтому здесь и далее мы берем в кавычки слова «церковь», «алтарь», «престол» и т.д. или ставим после них в скобках знак вопроса.

2 Гавриил, архиепископ. Остатки христианских древностей в Крыму. Уезд Феодосийский // ЗООИД. Одесса, 1844. Т.1. C. 325.

3 Маркевич А.И. Материалы к легенде историко-археологической карты Крыма. «Д»-«К». Архив ИИМК. Ф. 32. № 52. Л. 211.

4 Бадер О. Материалы к археологической карте восточной части горного Крыма // Труды научноисследовательского института краеведческой и музейной работы. Т.1. М., 1940. С. 157.

5 Гаврилов А.В. Средневековые памятники Юго-Восточного Крыма (материалы к археологической карте) // Сугдейский сборник. Киев-Судак, 2008. Вып. III. С. 366. Рис.1.

207

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

церкви» (по А. В. Гаврилову - церкви монастыря) шел сбор как античной, так и средневековой керамики, при этом первая количественно преобладала.

Внутри самого пещерного сооружения в конце 1990 годов был найден хачкар без надписей6. Данная находка дает основание предполагать, что на определенном этапе своего существования объект мог быть армянской церковью.

По словам местных жителей, вплоть до 1920-х гг. здесь находился скит Топловского монастыря, хотя документальных подтверждений этого факта мы пока не отыскали.

В 2010 г. достаточно подробное описание памятника привел Ю.М. Могаричев, давший на основе материалов краеведа А. М. Капралова план и разрезы пещеры с указанием предположительных границ пещерной церкви, основываясь на расположении подрубок для деревянных конструкций в стенах помещения. Эти подрубки на тот момент находились на высоте около 1 м7. Однако археологических разведок он не проводил, архитектурные обмеры экстерьера сооружения отсутствуют, а на момент описания интерьера пещерного помещения оно было загромождено обвалившимися со свода камнями и затекшим грунтом.

В этой связи комплексное изучение объекта по-прежнему представляется актуальным.

В данной работе обобщены результаты исследований, проводившихся в 2000 г. А.В. Джановым, А.М. Фарбеем8, в 2006 г. А.М. Байбуртским9, в 2008г. Н.В. Днепровским и Е.М. Ситниковой, в 2009г. А.М. Байбуртским, Н.В. Днепровским, Е.М. Ситниковой и в 2011г. Н.

В. Днепровским.

Исследованиями установлено, что памятник входил в состав поселенческого комплекса (возможно, монастыря), площадь которого составляет, ориентировочно, 100 x 100 м. Рельеф местности представляет собой довольно крутой склон с перепадом высот до 10 м. Вся площадь комплекса завалена огромными глыбами нуммуллитового известняка, в древности отколовшимися (очевидно, во время землетрясения) от основного массива скалистого обрыва г. Бор-Кая (рис. 4). Выше него существует большой естественный грот с источником пресной воды, под которым были собраны фрагменты лепной, в том числе лощеной и гончарной позднеантичной посуды II-III вв. и фрагменты позднесредневековых гончарных кувшинов (рис. 5).

Сам культовый объект представляет собой полупещерное помещение под глыбой известняка, неправильной четырехугольной формы (рис. 6). К юго-западной стене в древности был пристроен притвор, стены которого были, вероятно, были сложены из камня насухо. По этой причине наибольшей искусственной обработке подвергся именно этот фасад, который тщательно выровнен. Перед входом в основное помещение сооружения с целью обнаружения внешней кладки притвора в 2000 г. был заложен шурф размерами 4 x 2 м. Шурф был доведен до глубины 0,35 м. После того как был обнаружен слой, содержащий керамику позднеантичного времени, раскопки были прекращены. В районе южной стенки шурфа были обнаружена кладка фундамента притвора, сложенная без применения известкового раствора. Таким образом, длина притвора должна была составлять не менее 5,75 м, а ширина его, судя по выступам, на которые крепилась кровля, составляла 5,50 м. План и разрезы сооружения, составленные по результатам обследования 2000 г., приведены на рис. 7,8. В 2008 г. перед входом в храм нами был обнаружен продольный раскоп, выполненный неизвестными лицам, идущий по оси сооружения (рис. 9). В стенках раскопа

6 Там же. С. 366.

7 Могаричев Ю.М. Крым. «Пещерные города». Киев, 2010. С. 275-278.

8 Фарбей А.М. Отчет об археологических разведках на южных склонах горы Бор-кая Судакского горсовета АР Крым в 2000 г. Киевский Национальный Университет им. Тараса Шевченко, исторический факультет. Киев, 2000.

9 Байбуртский А.М. Новые данные по истории средневековой армянской общины в Кишлавской котловине. Поселения Бор-кая и Сала // МАИАСК. Симферополь, 2008. Вып. I. С. 79-80. [Электронное издание] // Режим доступа: http://www.msusevastopol.net/downloads/MAIASK1.pdf

208

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

просматривались крупные плоские камни, очевидно, также из кладки стен притвора (рис. 10, 11). Самый крупный из таких камней лежал в середине раскопа, длина его достигала 1,5 м (рис. 12). В настоящее время камни перемещены внутрь пещеры, а самый крупный из них расколот на части.

На юго-западном фасаде пещерного сооружения (рис. 13), под козырьком, зафиксированы фрагменты известковой штукатурки со следами красочного слоя красного и синего цвета, т.е. он в средние века был украшен монументальной росписью. С внешней стороны западная стена подтесана, в ней устроен дверной проем, оформленный сверху тимпаном. Тимпан представляет собой полукруглую нишу-аркосолий шириной 1,25 м и высотой 0,75 м соответственно (рис. 14, 15). Глубина ниши составляет примерно 0,07 м. В 2010 г., когда помещение было расчищено бесконтрольными самодеятельными раскопками, высота входа над уровнем пола, выложенного плитами, составляла 1,36 м. Однако следует учесть, что после того, как скала раскололась, южная часть глыбы значительно (предположительно, до полуметра) просела. Следовательно, первоначальная высота входа составляла порядка 1,8—1,9 м. На сегодняшний день в проеме сделан новый каменный порог, что еще более уменьшило высоту входного отверстия, а боковая левая часть проема заложена камнем.

Над тимпаном расположен небольшой карниз, повторяющий верхнюю линию фронтона (рис. 16). Карниз высотой 0,38 м выступает за линию фасада на 0,23 м. Он предназначался для укладки досок кровли притвора. Концы досок заводились в горизонтальный паз глубиной 0,15 м и высотой 0,20 м. По краю карниза имеются три вертикальных паза для установки трех продольных кровельных балок притвора. Для надежного крепления коньковой балки она закреплялась брусом, который вставлялся в поперечный паз. Расстояние между пазами составляет 2,75 м. С целью отвода дождевой воды от места примыкания кровли притвора к скальной поверхности в 40-50 см от карниза на всю ширину камня была вырублена водоотводная канавка (рис. 17), которая

продолжается наклонным пазом в северо-западном фасаде. Такой же наклонный паз отводил воду с кровли и опорного козырька. На вершине глыбы имелось углубление для установки креста (рис. 18). В настоящее время в нем установлен современный крест.

Фасад в новейшее время был дважды изуродован самодеятельными «ваятелями». В 1980-е годы поклонниками восточных культов на нем была вырублена коленопреклоненная женщина, которая недавно была стесана, а на фасаде вместо нее появились три больших креста непонятной конфессиональной принадлежности.

Интерьер пещерного помещения прост, с запада от входа на 4 м протянулся свод неправильной треугольной формы, переходящий в природную залу. В 2000 г. основные внутренние размеры объекта составляли 11,50x6,20 м при высоте помещения в западной части до 2,4 м, т.е. меньшей, чем указывал архиепископ Гавриил. Следов обработки потолка храма с целью архитектурного оформления помещения обнаружено не было. Строителями была использована естественная нижняя поверхность камня (рис. 19). Вся северо-восточная половина помещения была завалена крупными глыбами известняка, отколовшимися от потолка храма, в момент разрушения постройки. В северном углу сооружения, как указывалось еще в заметке архиепископа Гавриила, расположен крупный камень, по его мнению, служивший в древности алтарем. Его диаметр составляет 1,75 м( рис. 20). Левее этого камня в стене помещения вырублены три ниши.

Как видим, пещера вовсе не была «долбленой» или «высеченной руками человеческими».

Необходимо отметить значительное количество граффити, прочерченных на потолке привходовой части храма. Основным сюжетом являются изображения крестов, в большей

209

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

части упрощенные - из двух перекрещенных линий. Изредка встречаются экземпляры, окончания лучей которых отмечены круглыми просверленными в камне точками.

Выделяются два граффити крестов более сложного начертания. Один с отмеченными точками окончаниями лучей и дополнительным перекрестием в верхней части, покоящийся на треугольном основании (Голгофе) которая, в свою очередь, завершается кругом. Другой -с перекрестиями на концах лучей. Особо следует отметить граффити в виде композиции, состоящей из двух соединяющихся одной линией спиралей (рис. 21). Все эти граффити не вырублены, а выцарапаны. Единственные обнаруженные нами два вырубленных креста расположены в дальнем конце правой (восточной) стены и носят следы преднамеренного уничтожения (рис. 22). На стенах храма зафиксировано также двухстрочное граффити (рис. 21, 23). Примерно в трех метрах от входа на основании свода сохранилась в две строки надпись, выполненная в небрежной манере, возможно, неумелой рукой. Она вырезана в камне тонкими линиями на участке стены 120 х 130 мм. Прочтению не поддается. Левая часть надписи, предположительно, зашифрована (нельзя исключать и графические изображения), в правой части читаются отдельные буквы. По А. М. Байбуртскому, буквы армянские, схожие по манере написания с буквами из надписей XVII-XVIII вв. из монастыря Сурб Хач. По А.В. Джанову, надпись греческая.

Интерьер сильно пострадал от бесконтрольных самодеятельных раскопок, однако нами в разное время производилась его фотофиксация и выполнен ряд планов и разрезов, позволяющий реконструировать изменение его состояния. В 2008 г. в результате раскопок высота помещения в южной части достигала 2,5 м, в северной («алтарной») - 3,2 м. В 2008 г. поперек пещеры проходила (вероятно, позднейшая) каменная стенка, сложенная насухо (рис. 19) явно из вторичного материала. В настоящее время она отсутствует, к 2009 г. помещение было почти полностью расчищено неизвестным лицом, причем обнаружилась вымостка пола хорошо отесанными каменными плитами, а по периметру имеются остатки кладки прямоугольного сооружения, окаймляющие примыкающую ко входу (южную) часть пещеры (рис. 24-26). Кладка выполнена насухо с явным использованием вторичного материала (рис. 27-29) - хорошо отесанных прямоугольных блоков известняка. Внутренние размеры периметра: длина - 6,135 м, ширина - 3,12 м. «Престольный» камень был расчищен на высоту до 1,8 м. На сегодняшний день (сентябрь 2011 г.) помещение расчищено практически полностью, вымостка плитами пола оказалась сплошной (несколько плит раздавлены, возможно, обвалом скалы) (рис. 30). Однако в помещение перенесены камни извне пещеры, в нем устроены нары, что снова не позволяет увидеть весь периметр каменной кладки. Два камня из северо-восточного угла периметра (рис. 31) бесследно пропали, а оказавшаяся под ними каменная плита пола расколота. Возможно, на нижней стороне исчезнувших камней были какие-то надписи или изображения. Часть принесенных извне или извлеченных из раскопов камней сложена в виде прямоугольной ограды вокруг предполагаемого алтаря, что крайне затрудняет обмеры и исследование данного участка помещения. Вблизи «алтарного» камня выкопана яма, закрытая досками. По периметру пещеры из принесенных камней выведены подпорные стены для предотвращения затекания грунта (рис. 32), выложен новый порог, в результате чего высота входного проема существенно уменьшилась. Все это делает невозможным снятие первоначального плана пещерного помещения, несмотря на его полную расчистку. Мы приводим сводный план и разрез помещения вдоль продольной оси (рис. 33, 34), выполненные на основе обмеров по состоянию на сентябрь 2011 г. (с включением ныне отсутствующих или недоступных для обозрения элементов на основе обмеров 2009г). Современные размеры помещения: максимальная длина - 13,5 м, максимальная ширина - 6,7 м (без учета расселин). Максимальная высота относительно вымостки пола составляет внутри прямоугольного периметра (южная часть) - 3,78 м, «алтарной» части - 3,45 м. Последняя, ввиду загроможденности этой части помещения камнями, измерялась косвенным способом - при

210

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

помощи лазерного дальномера BOSH GLM80, имеющего встроенный датчик угла. Общая высота «престольного» камня оказалась равной 2,23 м (рис. 35), что делает невозможным использование в литургических целях его верхней плоской поверхности. Подтески на нем, расположенные на высоте 1,75м и 0,94м, были дополнительно растесаны в последние годы. До этого они имели покатую форму, поэтому их применение в качестве престола также вызывает сомнение. Ниши в левой стене (рис. 36,37) оказались на высоте: первая - 2,06 м, вторая - 2,25 м и третья - 2,48 м соответственно. Их размеры следующие. Южная ниша имеет ширину 0,63 м, высоту 0,65 м и глубину 0,15 м, средняя - 0,25х0,3х0,15 м и северная -0,7х0,17х0,17 м соответственно.

Таким образом, анализ интерьера не позволяет однозначно выделить литургические устройства, свойственные храму, и определить его литургическую планировку, хотя культовый характер пещеры не вызывает сомнений. «Алтарный» камень в самое недавнее время был подтесан при «возобновлении церкви». Собственно предполагаемая алтарная часть пещеры большей частью раскопана до скалы, а камни, среди которых могли быть и остатки настоящего престола, перемещены. Ниши в левой стене после раскопок оказались слишком высоко, чтобы выполнять функции протесиса - скорее всего, они предназначались под образа и светильники. Впрочем, не следует забывать, что в армянских церквах солея обычно высокая, наподобие эстрады. Поэтому, если помещение действительно использовалось в качестве армянского храма, все указанные высоты в это время могли быть значительно меньше, и данные элементы убранства храма действительно могли использоваться в литургических целях.

По словам местных жителей, еще после войны в алтарной части были хорошо видны следы росписи. В настоящее время над «алтарным» камнем, с правой его стороны, имеется небольшой участок свода, носящий следы обработки - вначале инструментом с широким плоским лезвием, а затем зубаткой. На этом участке сохранились фрагменты фрески с явными следами намеренного уничтожения: вся центральная часть изображения сбита (рис. 38). Периферийные участки позволяют отчетливо реконструировать обводку круглого медальона, выполненную красной краской. С левой стороны на сохранившемся фрагменте обводки имеется тонкий темный крест. Внутри медальона сохранились остатки желтой охры (нимб?), поверх которой имеются мазки коричневой краски, а также фрагмент темнозеленого цвета, возможно, облачения. Реконструировать композицию непосредственно по этим остаткам невозможно, однако характер мазков и колорит аналогичны росписям пещерных церквей Юго-Западного Крыма (в частности, «Успения» и «Донаторов» на городище Эски-Кермен), что позволяет предварительно датировать фреску XIII-XIV вв. По нашему мнению, основное значение данного фрагмента состоит в том, что он подтверждает церковный характер помещения, ибо на сегодняшний день применительно к скальным сооружениям Крыма фресковые росписи известны лишь для пещерных церквей. Следовательно, если пещера и была когда-либо «жилищем отшельника», то это было на этапе, предшествовавшем устроению церкви.

Помимо этого, в пещере или возле нее, был найден тесаный камень, который можно интерпретировать как фрагмент каменного креста (рис. 39).

К юго-востоку от храма расположена еще одна массивная глыба размерами 6,25 x 7,10 м (рис. 40). В южной части глыбы высечены три углубления, напоминающие очертания могильной ямы, глубиной от 0,20 до 0,15 м (рис. 41, 42). Все углубления ориентированы по оси запад-восток. Возможно, что в данном случае речь идет о прихрамовом некрополе. Однако рядом с углублениями видны и следы ломки камня, а сами углубления неглубоки, поэтому нельзя исключить, что здесь просто добывали каменные плиты или блоки.

Археологический материал, обнаруженный при осмотре объекта, датируется весьма широко - ХТУ-ХУ! вв. Он представлен отдельными невыразительными

211

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

фрагментами керамических сосудов: амфор константинопольского производства с дуговидными ручками, оранжевоглиняных тарных кувшинов местного производства и коричневоглиняных пифосов небольших размеров. Кроме того, обнаружены фрагменты поливных кувшинов и мисок, не предоставляющие возможности реконструировать их форму. Материал позднеантичного времени II—III вв. представлен мелкими фрагментами стенок красноглиняных амфор и кухонных лепных горшков.

На сегодняшний день культурный слой вокруг пещерного сооружения уничтожен практически полностью, поверхность расчищена до материковой скалы. Собранный на территории керамический материал собран в общую кучу (рис. 43). В траншее, обведенной вокруг скалы с пещерой, открылись остатки ступенчатых крепид (рис. 44), а на восточной стене глыбы зафиксирована ниша для светильника, аналогичная той, которая в 2000 г. была обнаружена в стене глыбы, расположенной южнее «пещерной церкви» (рис. 45).

Как выяснилось, скальное основание, на котором расположена глыба с пещерой, было еще в древности террасировано (рис. 46). На грунтовой террасе перед входом и на уступах скального основания местным жителем, производящим здесь несанкционированные раскопки, по его словам, на сегодняшний день вскрыто 14 могил (в числе которых две детских) без погребального инвентаря, костяки в которых ориентированы головой на юг. Все они расположены ниже слоя пылевидного суглинка, в котором отсутствует культурный слой, и который, в свою очередь, залегает ниже слоя делювиально-пролювиальных отложений, богатых керамическим материалом. По его утверждению, погребениям сопутствуют следы костра и кости животных. Могилы в грунте накрыты каменными плитами, могилы, вырубленные в скале были перекрыты истлевшими досками. С учетом этого можно предположить, что на данной территории некогда располагалось древнее святилище (возможно, доантичной эпохи), а памятник носит многослойный характер. Не исключено, что святилище занимало всю площадь огромного естественного «кромлеха», сформированного обвалившимися в долину глыбами, в центре которого оказалась глыба с культовой пещерой (рис. 4).

Представляет интерес тот факт, что сплошная скальная терраса точно под глыбой с культовой пещерой имеет углубление в размер этой глыбы. Было ли углубление вырублено искусственно, или же глыба уже катилась по естественной ложбине, сказать пока сложно.

Учитывая редкость пещерных сооружений в Восточном Крыму и выявленный комплексный характер памятника, представляется насущным обеспечить его срочную постановку на государственный учет и организовать как его охрану в соответствии с законодательством, прекратив самодеятельные раскопки, так и незамедлительное доскональное археологическое исследование с последующим полноценным введением в научный оборот.

212

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Резюме

Скальный памятник, которому посвящена данная статья, часто рассматривается как «пещерная церковь», хотя в настоящее время в нем не сохранилось выраженных литургических устройств. Несмотря на то, что впервые он был упомянут в литературе еще в XIX в., его изучение далеко от завершения. В статье приводятся результаты исследований, выполнявшихся авторами в течение почти 20 лет. Представлены полученные в ходе этих исследований планы и разрезы пещерного сооружения.

Мы полагаем, что данный памятник входил в состав поселения (возможно, монашеского). Он имеет полупещерный характер и представляет собою расположенную под скальным обломком полость с частично обработанными стенами и потолком. Скальный фасад его декорирован карнизом и тимпаном над дверным проемом. На поверхности стен пещеры обнаружены вырезанные кресты, а также надпись, не поддающаяся расшифровке. Кроме того, на потолке, над большим камнем, который часто именуется «алтарным», выявлены остатки росписи. В средней части пещеры имеется прямоугольный участок, вымощенный каменными плитами.

Вокруг памятника сохранилось несколько древних крепид, выложенных для предотвращения оползания склона, а сам этот участок склона хорошо террасирован. На этих террасах местным жителем было обнаружено 14 погребений.

В связи с тем, что искуственные пещеры в Восточном Крыму чрезвычайно редки, авторы считают необходимым полномасштабное исследование этого пещерного сооружения.

Ключевые слова: Восточный Крым, Бор-Кая, пещерная церковь.

Summary

A rock monument this article deals with is often considered as a «cave church», although it has no liturgical devices now. It was mentioned firstly as early as in XIX century, but its investigation is far from end. This article describes some results of the studies carried out by the authors along the period of about twelve years. The plans and the sections of the cave obtained during the process of its exploration are presented.

We consider the monument as a part of a settlement (may be, monastic). It looks like a semicave (i.e. a cavern under the huge rock fragment), with partly finished wall and ceiling.

The facade of the rock is decorated with a pediment and a tympanum over the door.

Several crosses and the inscription (which can not be deciphered) are carved on the wall surface. Also there are remains of the mural painting on the ceiling of the cave over a big stone which is often called «the altar stone».

In the middle of the cave there is a rectangular area paved with stone slabs.

Several ancient supporting walls surround the monument to prevent landslide, and the slope of the mountain nearby is well terraced. Fourteen entombments were found by local inhabitants on this terrace.

The authors proclaim the necessity of the full-scale exploration of this cave structure because there are only a few artificial caves in the Eastern Crimea.

Key words: Eastern Crimea, Bor-Kaya, cave church.

213

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 1. Ситуационный план местности: Кишлав-Мурза-Кой-Топлы.

Крестом обозначено культовое пещерное сооружение в урочище Бор-кая. Топографическая карта масштаба 1: 42000 (1 верста в дм), Корпус военных топографов, 1896 г.

Рис. 2. Культовое пещерное сооружение в урочище Бор-кая.

214

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 3. План и разрез культовой пещеры в урочище Бор-кая по О. Бадеру (См.: Бадер О. Материалы к археологической карте восточной части горного Крыма. С. 157).

Рис.4. Урочище Бор-кая (фото Е.М. Ситниковой, 2008 г.).

215

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 5. Фрагменты керамики, собранные под гротом с источником (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

Рис. 6. Общий вид глыбы с пещерой (фото А.В. Джанова, А.М. Фарбея, 2000 г.)

216

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 7. План культового пещерного сооружения в урочище Бор-кая (обмеры А.В. Джанова и А.М. Фарбея, 2000 г.).

Рис. 8. Разрез культового пещерного сооружения в урочище Бор-кая (обмеры А.В. Джанова и А.М. Фарбея, 2000 г.).

217

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 9. Несанкционированный раскоп перед пещерным сооружением (фото Н.В. Днепровского, 2008 г.)

218

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 10. Тесаный камень в стене несанкционированного раскопа перед входом в пещеру

(фото Н.В. Днепровского, 2008 г.).

Рис. 11. Тесаные камни в стене и на дне несанкционированного раскопа перед входом в пещеру (фото Н.В. Днепровского, 2008 г.).

219

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 12. Тесаный камень со дна несанкционированного раскопа перед входом в пещеру

(фото Н.В. Днепровского, 2008 г.).

Рис. 13. Юго-западный фасад культового пещерного сооружения в урочище Бор-кая (обмеры А.В. Джанова и А.М. Фарбея, 2000 г.).

220

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 14. Вход в пещеру (фото А.В. Джанова, А.М. Фарбея, 2000 г.).

221

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 15. Вход в пещеру (фото Н.В. Днепровского, 2008 г.).

222

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 16. Пазы для установки продольных кровельных балок притвора (фото А.В. Джанова, А.М. Фарбея, 2000 г.).

Рис. 17. Водоотводная канавка над местом примыкания притвора к юго-западному фасаду

(фото А.В. Джанова, А.М. Фарбея, 2000 г.).

223

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 18. Углубление для установки креста (фото А.В. Джанова, А.М. Фарбея, 2000 г.).

Рис.19. Привходовая часть пещеры. Вид с юга (фото Н.В. Днепровского, 2008 г.).

224

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 20. «Алтарная» часть пещеры и «алтарный» камень (фото Н.В. Днепровского, 2008 г.).

225

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 21. Граффити на потолке привходовой части культового пещерного сооружения (прорисовка А.В. Джанова и А.М. Фарбея, 2000 г.).

226

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 22. Кресты со следами намеренного уничтожения на восточной стене пещеры

(фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

Рис. 23. Граффити на потолке привходовой части пещеры (фото Н.В. Днепровского, 2009 г.).

227

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 24, 25. Интерьер пещеры. Вид с севера (вверху) и с юга (внизу) (фото Н.В. Днепровского, 2009 г.).

228

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 26. Интерьер пещеры. Западная стена (фото Н.В. Днепровского, 2009 г.).

Рис. 27. Камень кладки с двусторонними изображениями (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

229

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 28. Камень кладки с двусторонними изображениями (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

Рис. 29. Камень кладки периметра вторичного использования с рельефным изображением (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

230

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 30. Вымостка пола пещеры. Вид с севера (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.)

Рис. 31. Камни северо-восточного угла периметра, ныне исчезнувшие (фото Н.В. Днепровского, 2009 г.).

231

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 32. «Алтарная» часть пещеры и «алтарный» камень (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

232

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 33. План пещерного помещения

(обмеры А.М. Байбуртского, Н.В. Днепровского и Е.М. Ситниковой, 2009г.;

Н.В. Днепровского, 2011 г.).

233

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 34. Разрез пещерного помещения (обмеры А.М. Байбуртского, Н.В. Днепровского и Е.М. Ситниковой, 2009г.; Н.В. Днепровского, 2011 г.).

234

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 35. «Алтарный» камень и следы росписи над ним (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

235

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 36. Ниши в западной стене (фото Н.В. Днепровского, 2009 г.).

Рис. 37. Ниши в западной стене (фото Н.В. Днепровского, 2009 г.).

236

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 38. Остатки росписи над «алтарным» камнем (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

237

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 39. Фрагмент каменного креста (?) (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

Рис. 40. Глыба с предполагаемым храмовым некрополем (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

238

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 41. План предполагаемого прихрамового некрополя (обмеры А.В. Джанова и А.М. Фарбея, 2000 г.).

239

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 42. Предполагаемый храмовый некрополь (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

Рис. 43. Фрагменты керамики из раскопа вокруг пещерного сооружения (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

240

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV

Рис. 44. Древние крепиды с восточной стороны культового сооружения (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

241

Байбуртский А.М., Джанов А.В., Днепровский Н.В., Фарбей А.М. Культовое пещерное...

Рис. 45. Ниша для светильника в глыбе, расположенной к югу от «пещерной церкви» (фото А.В. Джанова, А.М. Фарбея, 2000 г.).

242

Рис. 46. Древнее террасирование склона вокруг пещерного сооружения (фото Н.В. Днепровского, 2011 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.