песенном материале. Так, сложность исследования песни заключается в том, что она является знаковой системой, в которой соединены несколько семиотических сфер в одном целом. К примеру, во французском песенном материале, где основными семиотическими составляющими являются текст и музыка (гармония, ритм и интенсивность).1
Во второй пол. ХХ в., благодаря трудам выдающегося компаративиста Кельвина С. Брауна, исследования в области связи литературы и музыки были продолжены: рассматриваемые проблемы сформировавшегося направления науки фокусируются вокруг языковых, музыкологических, искусствоведческих, эстетических и других тем.
В нач. XXI в. продолжаются многочисленные исследования (книги, статьи, диссертации) по теме - «симбиоз музыки и литературы», «слово и музыка», «литература и музыка», «речевая музыка» и т.д., в которых создаются новые теоретические обоснования взаимодействия речевой и музыкальной интонаций, основанных на разнообразных вариантах синтеза поэтического образа, слова и звука.
Список литературы / References
1. Брузгене Рута. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия. Вестник Пермского университета. Вып. 6, 2009. С. 93-99.
2. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. М., 1991. 320 с.
3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 383 с.
4. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993. 252 с.
5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Издание 2-е. Л., 1971. 365 с.
НОВЫЕ АСПЕКТЫ В МЕТОДОЛОГИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО
ЗНАНИЯ
Уметалиева-Баялиева Ч. Email: [email protected]
Уметалиева-Ваялиева Чынар — кандидат культурологических наук, ведущий научный сотрудник,
отдел духовной культуры, Институт философии и политико-правовых исследований, Национальная Академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: наука культурология являет собой обобщающее знание, синтезирующее в единое целое многочисленные сведения о культурных явлениях. Опираясь на другие науки и заимствуя их опыт, культурология сформировала взаимосвязанный комплекс научных представлений о культуре как о целостной системе. В статье делается акцент на интегративный и системный характер культурологического знания. Опираясь на идею интернаучности, междисциплинарности, культурология неуклонно расширяет предметную область своих исследований. Сегодня в научном арсенале этой науки широкий спектр эмпирических данных, которые продолжают увеличиваться и усложняться. Как следствие, обновляется интегративный потенциал культурологической методологии, что создает неограниченные возможности для будущего науки.
Ключевые слова: культурология, системная целостность, естествознание, предметная область, эмпирико-индуктивный, дедуктивный метод, синергетический подход, анализ, синтез, генезис.
1 XX - нач.ХХ1 вв.: С. Венн, Н. Рюве, Луи-Жан Кальве, Жерар Отлен и др.
NEW ASPECTS IN THE METHODOLOGY OF CULTUROLOGICAL
KNOWLEDGE Umetalieva-Bayalieva Ch.
Umetalieva-Bayalieva Chynar - candidate of cultural Sciences, leading researcher, DEPARTMENT OF SPIRITUAL CULTURE, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL-LEGAL RESEARCH, NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THEKYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: science cultural studies is a synthesis of knowledge, synthesizing into a unified whole a lot of information about cultural phenomena. Drawing on other disciplines and borrowing from their experience, cultural studies has formed an interrelated set of scientific ideas about culture as a holistic system. The article focuses on an integrative and systemic nature of cultural knowledge. Based on the idea of internauonal, interdisciplinary, cultural studies is steadily expanding subject area of their research. Today, the Arsenal of this science wide range of empirical data that continues to grow and become more complex. As a result updated the integrative potential of cultural methodology that creates unlimited possibilities for the future of science.
Keywords: cultural studies, system integrity, science, subject area, empirical-inductive, deductive method, synergistic approach, analysis, synthesis, and Genesis.
УДК: 372.87 (575.2) (04)
Культурология как общая наука о культуре опирается на широкий спектр данных различных наук. Однако любое отождествление культурологии с какой-либо наукой неприемлемо, т.к. между разными сферами знания существуют как общее, так и различие, т.е. то оригинальное и своеобразное, что привносится ими в представление о культуре. В общем смысле мы имеем дело с универсальным знанием, которое призвано объяснять базовые характеристики культуры (типы культур, отдельные культуры обществ, наций, этносов и т.д.). Тем не менее, культурология занимается не только общими законами существования культур, а изучением конкретных способов их проявления. Так, каждая простая (примитивная) культура состоит из многообразной, так или иначе развитой системы, представляющей собой различные виды жизнедеятельности (культурные формы деятельности, художественная жизнь, этические нормы, нравы, культовые обряды, и др.).
Значит, культурология изучает культуру как системную целостность, все элементы которой находятся в сложных структурных и функциональных соотношениях. Эти соотношения могут находиться в соподчинении, интеграции, иерархических зависимостях и пр. Как бы ни строилась та или иная область познания культуры, используя системный подход, эволюционный, семиотический, структурно-функциональный, или др., она остается структурной единицей в сложном образовании единой теории культуры, сохраняя все признаки науки.
Из известной библейской метафоры «древо познания» выросла первая парадигма познания, которая привела к пониманию человека как мыслящего существа. «Всякое дерево, как известно, имеет корни, ствол, крону (отростки и листья) и плоды. Согласно этой парадигме, процесс познания определялся как процесс «растекания мыслью по древу», т.е. процесс движения мысли от корней к стволу, от ствола к ветвям, от ветвей к цветам и плодам. Из этого следовало, что любое исследование должно было начинаться с поиска корней («зри в корень!»), выяснения истоков, первоначал, первопричин происходящего, т.е. генезиса» [1].
Во все времена человек познавал окружающий мир, и это стремление было бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Теории происхождения жизни, эволюции органического мира, формы движения материи в природе и т.д., составляло содержание этой науки. Эволюция познавательной деятельности и процессы природных объектов, возможно, начались в древности и продолжаются до сегодняшнего дня. Наука, как одна из основных частей культуры человечества, была издавна разделена на гуманитарное и естественнонаучное знания. Каждая из них обладает своими специфическими чертами и у каждой науки есть свой предмет исследования, т.е. та область окружающего мира, включающая самого человека, общество и природу. Если говорить о связи культурологии с естественнонаучным знанием, то можно сравнить силу воздействия культуры на окружающую среду - как геологическую силу, изменяющую облик планеты (труды В.И. Вернадского о ноосфере). Современная культурологическая мысль рассматривает также изучение самых
обшдх универсальных закономерностей эволюционной динамики живых систем [2], к примеру, в вопросе их социокультурной самоорганизации.
Итак, как всякая наука, имеющая конкретный предмет изучения, она представляет собой эмпирическое знание и опыт о данной области. Это означает, что культурология изучает культуру в конкретных ее формах проявления и в реальных фактах ее существования, т.е. стремится постичь ее такой, какая она есть. Как общая теория культуры она основывается на конкретных данных более частных наук, которые часто бывают организованны в виде самостоятельных теорий, однако эмпирический характер культурологии не противоречит этому.
Из истории науки общеизвестно, что понятие «метод» зависел от философского понимания самого человека и оно менялось в соответствии с меняющимися представлениями о нем. В современной интерпретации проблема методологии культурологического знания к анализу любых формирующихся в современном знании проблем является вполне эффективной в применении к состоявшемуся знанию. Сегодня интегративный потенциал культурологической методологии необычайно широк, это открыло неограниченные возможности для парадигмального сдвига научного поиска в данной науке. Возможности предметной области культурологии необычайно расширились. В круг её научных интересов входят уже не только классические дисциплины, но и весьма далекие знания, как биология, археология, физиология, этология, и др., а также лингвистика, музыкознание, когнитивная психология и т.д. Обновляются методы исследований объектов традиционных социогуманитарных наук. Так, например, что касается исследований самых кризисных явлений современного общества, то они решаются с позиций не только цивилизации, глобализации, модернизации, но и постмодернизма, постнеклассики1, синергетики.
Итак, как эмпирическая наука культурология является обобщающей наукой. Свои выводы конкретных фактов, процессов и реалий культуры она получает в виде индуктивных обобщений2. В этом-то и заключается эмпирико-индуктивный характер культурологии, который обусловливает её методологическое основание.
«... данные культурологии должны опираться на возможно более широкую и полную эмпирическую основу. Научное обобщение тем содержательнее и надежнее, чем больше эмпирических данных лежит в его основании. Поэтому представители культурологических наук так тщательно изучают, описывают культурные процессы прошлого и настоящего; информационная база культурологии неуклонно увеличивается, усложняется и совершенствуется техника ее обработки» [3. с. 42-43]. Однако многочисленные факты, подтверждающие или опровергающие то или иное положение науки, необычайно многообразны как многообразен и безграничен мир человеческой культуры. И чем дальше, тем более раздвигается фактическое поле культурной деятельности. Что касается «методологического горизонта» культурологии, то здесь и безграничные возможности воздействия на пограничные области знания, но одновременно и «демаркация» этих возможностей, т.к. культурология использует также и чужие методы и идеи для расширения горизонтов познания.
Зарождение любой новой науки и расширение поля её исследований связано со многими важными причинами. Различные научные направления и приоритеты тесно связаны между собой, что сказывается на структуре науки в целом. Так, успехи естествознания в кон. XIX -нач. ХХ вв. подготовили в сер. ХХ в. перестройку всего технического базиса общества. А в кон. ХХ в. накопление фундаментальных достижений в области биологии (в частности, механизмы генетической наследственности) подготовило смену научной парадигмы в области «наук о жизни» (наука о природе). Такие смещения акцентов мы наблюдаем не только в гуманитарной области, но и по всему спектру науки постнеклассической реальности.
Каждая наука стремится к наибольшей обоснованности своих положений, а значит её теоретическое знание остаётся вероятностным или гипотетическим. Отсюда, теория культуры, как и другие опытные науки, что бы они ни изучали - общество, природу или
1 Имеется в виду классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность. Понятие «постнеклассика» постепенно укоренилось в философском дискурсе, и сегодня его применяют при характеристике различных форм и видов познавательной деятельности (для освоения объектов сложных, саморазвивающихся систем).
2 Индукцией в науке называют движение мысли и рассуждений от единичного и частного ко всё более общим выводам и заключениям (метод обобщения).
человека, таит в себе эвристическую возможность.1 В результате расширения сфер знания, открытий новых фактов и т.д., возникают новые теории и совершенствуются старые методы изучения предмета и объекта исследования культуры. Появившийся новый технический инструментарий исследования позволяет более точно обработать имеющийся эмпирический материал. Таким образом, происходит непрерывное развитие науки.
Выдающийся российский философ и культуролог М.С. Каган2 видит в культурологии как общей теории культуры «... наличие менее общих наук, развивающих частные теории, относящиеся к отдельным сферам культуры или её аспектам, которые имеют более непосредственную связь с фактами. Упрощённо такое отношение наук и теорий можно представить в виде пирамиды. В этой пирамиде культурологического знания ученые чаще всего имеют дело с соотношением научных теорий, когда надо от одних теоретических положений переходить к другим, одни теоретические положения доказывать или опровергать с помощью других ...» [3, с. 44]. Мыслительный процесс движется не только от факта к теории, но и от общего положения к факту, т.е. в обратном направлении, или от одной теории к другой. Это в науке называют дедуктивным методом.3 Таким образом, культурология это не только индуктивная наука, но и наука, основанная на дедуктивном методе. Именно дедукции принадлежит основная роль в создании общих принципов, выводов и концептуальных схем, вследствие чего выстраиваются стройные научные теории. Не механический набор фактов, а логическая их последовательность, умная сопряженность и систематизированное их обобщение является главной предпосылкой каждой науки. На основании вероятностных научных положений и выводов, полученных из общих принципов, законов и эмпирически обоснованных гипотез, можно отнести культурологию к гипотетико-дедуктивным наукам.
И ещё очень важный момент. Вероятно, что выбор методов познания культуры определяется в первую очередь теми задачами, которые стоят перед исследователем, т.е. когда ученый ясно представляет себе, чего он хочет, какую цель ставит перед собой, то тогда его гипотеза, теория или сверхидея, и т.д., помогают ему разобраться в безграничном море эмпирического материала путем классификации и отбора нужных фактов, описав и объяснив их. Выбор методологических подходов зависит от того, как ученый представляет себе поставленную перед собой макрогипотезу, мегатеорию, и т.д. и как зависят все элементы исследуемого объекта в общей картине культуры.
Мир культуры являет из себя сложную целостность взаимосвязанных компонентов, которые находятся в динамике различных точек зрения на неё. Многообразные вопросы, связанные с развитием и трансформацией форм культуры, выяснением генезиса определенных культурных феноменов, спецификой отдельных элементов культуры и т.д. характеризуют собою интегративную область знания, рожденную в широком многоаспектном диалоге сфер культуры и других наук. Культура представляет собой сложную систему или сверхсистему, элементами которой являются подсистемы, т.е. отдельные культурные феномены, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная единица. Возникновение системного подхода как организации действительности привело к акцентированию внимания на функциональном взаимодействии её элементов. В последнее время стал учитываться динамический аспект этого подхода, который преобразовался в синергетический подход,4 т.е. динамику системы и ее функций, а также перегруппировки ее элементов в новые системные структуры.
Чтобы вычленить в предметном поле культурологии то, что необходимо изучить, необходимо проделать сложную работу по разложению целого на составные части, т.е. отделению одних явлений культуры от других, сравнению, сопоставлению, классификации, и т.д. Этот метод называют аналитическим. «Культурология - аналитическая наука, которая ищет действительные, а не мнимые факты культуры, проверяет их достоверность, обнаруживает адекватные, т.е. соответствующие сущности, формы их существования. Она вырабатывает надежные средства ориентации в мире разнообразных культурных явлений» [3, с. 45]. Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном
1 Эвристика - наука или искусство открывать нечто новое. Эвристическая возможность науки - это её способность открывать новые истины, создавать новые, всё более совершенные теории. (М.С. Каган)
2 Каган М.С. - доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры и культурологии философского факультета СПбГУ.
3 Дедукция - переход от общих и частных утверждений к менее общим и единичным.
4 Синергетика изучает динамичные сложные самоорганизующиеся системы.
явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта [4].
Обобщая рассуждения о культурологии, можно сделать вывод, что она, как и ряд других наук, соответствует тем общим методологическим критериям и подходам к анализу любых формирующихся в современном знании проблем. Данная методология достаточно эффективна и в применении к т.н. «состоявшемуся» знанию: введение проблемы в культурологический контекст, использование технических средств для дешифровки знаков, кодов и алгоритма, с помощью которых выражены результаты человеческой деятельности, углубление и расширение диапазона её интерпретаций. И всем этим требованиям культурология удовлетворяет как наука.
Список литературы / References
1. Сб. «Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества». (Посвящается юбилею Эдуарда Саркисовича Маркаряна). Изд-во СПбКО. Гл. ред. Мосолова Л.М., 2010.
2. Сб. «Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества». «Культурогенез как порождающая сердцевина культуры: Вклад Э.С. Маркаряна в становление отечественной культурогенетики. А.В. Бондарев (г. Санкт-Петербург). Традиции и новации в процессах культурогенеза». Изд-во СПбКО. Гл. ред. Мосолова Л.М., 2010.
3. Культурология: Учебник. Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2005. 566 с
4. Научные методы исследования. Методы, используемые на теоретическом уровне исследований. Анализ и синтез. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.idschool225.narod.ru/metod.htm/ (дата обращения: 12.04.2017).