КУЛЬТУРОЛОГИЯ
The method of cultural studies Umetalieva-Bayalieva Ch. О культурологическом методе исследования Уметалиева-Баялиева Ч.
Уметалиева-Баялиева Чынар / Umetalieva-Bayalieva Chynar - кандидат культурологических
наук, ведущий научный сотрудник, отдел «Духовная культура», Институт философии и политико-правовых исследований, Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье обращено внимание на понятия - культура, культурологический метод и подход. Дается обоснование культуре как обобщающего знания, возникшего на пересечении как гуманитарных, так и социальных наук. Систематизировав в одно целое многочисленные сведения о культурных явлениях из различных дисциплин, наука культурология сформировала взаимосвязанный комплекс научных представлений о культуре как о целостной системе. Опираясь на другие науки и заимствуя их опыт, культурология со временем выработала свои методы культурологических исследований.
Abstract: in the article the attention is drawn to the concepts of culture, cultural method and approach. The justification for the culture as a synthesis of knowledge arising at the intersection of humanitarian and social Sciences is given. Having codified in one whole many of information about cultural phenomena from a variety of disciplines, science cultural studies has formed an integrated set of scientific ideas about culture as a holistic system. Drawing on other science and borrowing from their experience, cultural studies have developed its own methods of cultural studies.
Ключевые слова: культурология, культурологический метод, комплекс наук, система, междисциплинарный, культурный феномен, смежные науки. Keywords: cultural studies, cultural method, the complex science, system, interdisciplinary, cultural phenomenon, allied Sciences.
УДК: 130.3 (575.2) (04)
Путь, пройденный человечеством, был наполнен сложными и противоречивыми явлениями. Прогрессивные тенденции сменялись регрессивными, новаторство уступало место традиции и привычным формам жизни. Во всех ситуациях важнейшую роль в жизни людей играла культура, которая способствовала интеграции человека к динамике жизни, сохранению человека в человеке. Появление новой отрасли человеческого знания — культурологии - было подготовлено всем ходом общественной жизни людей и выделилась в особую отрасль знания, определяющую целый класс явлений. «Культурология — это, прежде всего, наука о культуре» или это «...наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке» [1]. Культура - такое же важное для человеческого познания понятие как материя, эволюция, общество, личность, бытие и т. д. Её законы развития отличаются от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяют специфику культуры как самоценной сферы бытия.
Со второй половины XX века идея культурологии начинает привлекать к себе внимание исследователей. В связи со становлением «науки наук» о человеке в культурологическом знании начинают использоваться различные термины: «теория культуры», «культуроведение», «культурологический метод» и т. д.
Сегодня (XXI в.) культурологические исследования представляют собой комплекс научных дисциплин, различных подходов и методологий к культурологическим проблемам, разнообразных научных школ и направлений, и т. д. В структуре культурологического знания выделяются некоторые её значительные составляющие (теория культуры, социология культуры, историко-культурные исследования, культурная антропология, и т. д.). Представляя из себя комплекс наук, культурология вобрала в себя обобщающее знание, систематизировав данные гуманитарных (философия, история, искусствознание, этика, эстетика, теология, и др.) и социальных наук (социология, антропология, этнография, психология, экология, экономика и т. д.), изучающих культурные феномены. Возникнув на пересечении социогуманитарного знания, её синтетический характер соответствует общей тенденции современных наук к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении единого объекта исследования и формирует взаимосвязанный комплекс научных представлений о культуре как о целостной системе.
На стадии формирования культурология не числилась в ряду дисциплин, обладающих собственными методами изучения и исследования. Всё было заимствовано из других областей знания, и в этом была её собирательная и организующая функция. Многочисленный поток сведений о культурных явлениях (из антропологии, философии, искусствознания, языкознания, и т. д.) нужно было упорядочить и систематизировать в одно целое. Никакая иная специализированная область знания не способна выполнить эту сложную методологическую задачу. Выполняя её, культурология становится базовым элементом гуманитарного образования. В свою очередь, спрос на гуманитарное знание влечет за собой трансформацию осмысления и переосмысления основ жизнедеятельности человека в период глобальных изменений его образа жизни, что приводит к переструктурированию области самих гуманитарных наук. «Так, наряду с устоявшимися, классическими дисциплинами (философскими, историческими, филологическими) активно формирует свое поле новая, в сравнении с ними, наука культурология» [2].
Являя собой созданную людьми «вторую природу» (выражение древнегреческого философа Демокрита), наследуемую не биологически, а скорее духовно, она дает представление о динамике мировой культуры, раскрывает её исторические вехи и освещает наиболее яркие страницы человеческой цивилизации: культура Древнего мира - Шумер, Индия, Египет, Китай; культура Античности - Греческая, Римская; культура Европы, Азии, России, и т. д. Наряду с историей культуры в курсе культурологии дается представление о культурных универсалиях и культурном своеобразии обществ, культурном ареале и культурном наследии, о типах и формах культуры и т. д. Наконец, высвечиваются главные действующие лица культурного процесса - авторы, организаторы, меценаты и др.
Сложность самого предмета культурологии, обусловленная тесными контактами с другими науками, объясняет большое разнообразие методов и подходов, используемых для исследования различных явлений феномена культуры. Например, используются общенаучные и философские методы познания (наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов, а также философские принципы всеобщей связи и развития, объективности, детерминизма и др.). Наука о культуре стала восприниматься как сложносоставное явление, включающее сотни элементов, форм, разновидностей. Возникла необходимость в обобщающем знании, в синтезе разрозненных представлений.
Опираясь на другие науки, в том числе и на обществоведческие, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры. Со временем эта молодая дисциплина, наряду с методами, применяемыми другими науками, выработала свои методы культурологических исследований, к которым относятся:
- диахронический: изложение явлений, фактов, событий мировой культуры в хронологической последовательности;
- синхронистический: исследование, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон;
- сравнительный: область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства;
- типологический: изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса;
- семиотический: метод, основанный на учении о знаках, позволяющий изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта;
- психологический: подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств (бессознательные психические процессы). Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур;
- структурно-функциональный: условное разложение изучаемого объекта культуры на составные части с целью выявления внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними;
- метод моделирования: создание символико-описательной модели определенного периода в развитии культуры для выявления наиболее существенных его черт [3] и др.
Со второй половины ХХ столетия преодолевается узкая интерпретация предмета культурологии и ситуация меняется в сторону междисциплинарного сознания. «Это было связано с начавшимися процессами изменения самой науки, с возникновением междисциплинарных исследований, которые стали проводиться после создания кибернетики. Именно кибернетика, явившись первой общенаучной дисциплиной, соответственно, сумела пробить первую брешь в «стене» монодисциплинарного стиля мышления и организации науки. В результате ею, в свою очередь, были созданы теоретические предпосылки для возникновения широкого системного движения в областях науки и управления» [4]. Постепенно формируется принцип системности как общенаучного подхода, в котором любой культурный феномен и культура в целом представляются целостными образованиями, состоящими из множества элементов и подсистем, находящихся во взаимосвязанных отношениях и иерархическом соподчинении.
Культурология может изучать любой предмет, и даже явление природы при условии, что оно воплощает в себе некий сущностный смысл для человека, каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Являясь интегративным научным знанием о культуре, теория культуры или культурология представляет собой систему знаний о закономерностях существования области человеческой деятельности и способах постижения культуры.
Как известно, термин «культурология» был предложен американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) в 1949 году, который в своей неоэволюционистской концепции стремился обосновать характер культуры.1
1 Лесли Уайт в книгах «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. А также в своих следующих работах «Эволюция культуры» (1959),
«Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе», - писал он [5]. Если на Западе (Европа, Америка) культурология была связана с социологией и этнографией (культурная антропология), то в России она была более связана с искусством и просветительством. Парадоксально, что имея неограниченные возможности для развития, в западной культурологии не была создана общая теория этой науки, и дело ограничивалось лишь частными исследованиями. К ученым и философам, в чьих трудах развивалась западная культурологическая проблематика, следует отнести Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Леви-Строса, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и др. Поэтому в области развития культурологической теории достижения западных коллег выглядели менее впечатляюще, чем в российской науке (после распада СССР). «Даже сам термин «культурология», будучи западной инновацией, не привился там» (Маркарян Э. С.).
Что касается культурологии как основы для гуманитарной ориентации сознания и поведения для понимания отечественной и мировой культуры, то здесь важно отметить такое свойство этой науки, как способность выявления «...исторически приобретаемых общих и отличительных (локальных) свойств и черт культур, цивилизаций, законов и механизмов воспроизводства, а также изменений данных систем». «Культурология -это особая наука, которая предназначена системно изучать культуру и цивилизацию как особые классы феноменов и образуемых ими систем» [4].
Итак, культурология возникла на пересечении философии, истории, педагогики, социологии, этики, эстетики, этнографии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Активизация процессов сохранения культурного наследия и этнической самобытности, формирования духовного мира и самосознания человека, взаимовлияния культур стимулируют интерес науки и практики к разработке культурологии как комплекса гуманитарного знания. Её междисциплинарный характер выражает общую тенденцию науки современности к интеграции и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования, а логика научного познания ведет к формированию взаимосвязанных научных представлений о культуре как о целостной и многоуровневой системе. «Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его специфическим компонентом знания, особенными открытиями. Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении. Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира. Этнография способствует освоению национально-этнической уникальности культур народов мира, утверждению роли культуры в межнациональных отношениях. Искусствознание раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека. Смежные науки -не только «питательная» среда, но и необходимый фундамент культурологии» [6, с. 37-38]. Таким образом, характеризуя место, которое она занимает в структуре научного знания, можно определить его как прямое отношение ко всем гуманитарным, опосредованное отношение к общественным наукам и частичное соприкосновение с естественно-научными отраслями знания.
«Понятие культуры» (1973) он обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку.
Литература
1. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. [Электронный ресурс]. Культурология. Ответы на вопросы к экзамену.. rtf. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2100027/ (дата обращения: 16.03.2016).
2. «Культура и культурология в условиях современного социального кризиса» Н. В. Исакова (г. Новосибирск). В кн. «Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества». Посвящается юбилею Эдуарда Саркисовича Маркаряна. 2009-2010.
3. Московский государственный университет печати. [Электронный ресурс]. Морозова С. В. и др. Культурология. Часть 1. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook880/01/part-002.htm (дата обращения: 23.03.2016).
4. «О значении разработки основ общей культурологической теории для формирования идеологии самосохранения человечества. Э. С. Маркарян (г. Ереван). В кн. «Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества». Изд-во СПбКО. Гл. ред. Мосолова Л. М., 2010.
5. Контрольная работа: Культурология как наука. [Электронный ресурс]. Рефераты по культуре и искусству. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-170523.html (дата обращения: 28.03.2016).
6. Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2005. - С. 37-38.