Научная статья на тему 'Происхождение речевого языка в свете эволюции человека: культурологический аспект'

Происхождение речевого языка в свете эволюции человека: культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1002
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА / ORIGIN OF LANGUAGE / ИСКОПАЕМЫЕ ГОМИНИДЫ / FOSSIL HOMINIDS / ПРИМАТЫ / PRIMATES / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MULTIDISCIPLINARY RESEARCH / ЭВОЛЮЦИОННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / EVOLUTIONARY ANTHROPOLOGY / ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN EVOLUTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уметалиева-баялиева Чынар

Мир культуры являет из себя сложную целостность взаимосвязанных компонентов. Представляя собой эмпирическое знание о конкретной области, культурология изучает культуру в реальных фактах её существования. В статье сформулированы некоторые положения по новому взгляду на феномен речевого языка как неотъемлемой части Homo sapiensa человека разумного. Новые изыскания опираются на данные разных наук: эволюционной антропологии, нейрофизиологии, генетики, психолингвистики, исследования коммуникаций высших приматов и др., что позволяет воссоздать общую картину становления человеческого языка с высокой степенью обоснованности. Научные поиски опираются на знания об ископаемых гоминидах, которые теснейшим образом связаны с проблемой эволюции человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Происхождение речевого языка в свете эволюции человека: культурологический аспект»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

The origin of speech and language in the light of human evolution: cultural aspects

Umetalieva-Bayalieva Ch. Происхождение речевого языка в свете эволюции человека: культурологический аспект Уметалиева-Баялиева Ч.

Уметалиева-Баялиева Чынар / Umetalieva-Bayalieva Chynar - кандидат культурологических наук,

ведущий научный сотрудник, отдел духовной культуры, Институт философии и политико-правовых исследований Национальная Академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: мир культуры являет из себя сложную целостность взаимосвязанных компонентов. Представляя собой эмпирическое знание о конкретной области, культурология изучает культуру в реальных фактах её существования. В статье сформулированы некоторые положения по новому взгляду на феномен речевого языка как неотъемлемой части Homo sapiensa - человека разумного. Новые изыскания опираются на данные разных наук: эволюционной антропологии, нейрофизиологии, генетики, психолингвистики, исследования коммуникаций высших приматов и др., что позволяет воссоздать общую картину становления человеческого языка с высокой степенью обоснованности. Научные поиски опираются на знания об ископаемых гоминидах, которые теснейшим образом связаны с проблемой эволюции человека.

Abstract: the world of culture is a complex integrity of the interconnected components. Representing empirical knowledge about a particular field, cultural studies examines culture in a real evidence of its existence. The article sets out some provisions on a new view of the phenomenon of speech and language as an integral part of Homo sapiensa - Homo sapiens. New research based on the data of different Sciences: evolutionary anthropology, neurophysiology, genetics, psycholinguistics, research communications in higher primates, etc. that allows you to recreate a General picture of the formation of human language with a high degree of validity. The pursuit of science are based on knowledge of fossil hominids that are closely connected with the problem of human evolution.

Ключевые слова: происхождение языка, ископаемые гоминиды, приматы, мультидисциплинарные исследования, эволюционная антропология, эволюция человека.

Keywords: origin of language, fossil hominids, primates, a multidisciplinary research, evolutionary anthropology, human evolution.

УДК: 316. 101: 811. 11 (575.2)(04)

Зарождение любой новой науки и расширение поля её исследований связано со многими важными причинами. Различные научные направления и приоритеты тесно связаны между собой, что сказывается на структуре науки в целом. Так, успехи естествознания в кон. XIX - нач. ХХ вв. подготовили в сер. ХХ в. перестройку всего технического базиса общества. А в кон. ХХ в. накопление фундаментальных достижений в области биологии (в частности, механизмы генетической наследственности) подготовило смену научной парадигмы в области «наук о жизни» (наука о природе).

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. коренным образом меняются принципы организации научного знания и правила исследования окружающего мира. Возникшая в ХХ в. культурология претендует на форму интегративного и междисциплинарного знания в силу специфики предмета исследования, так как культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающая все её разновидности. Предметом и объектом изучения культурологии становится фактическое многообразие культуры в её конкретных способах бытования. Эволюция познавательной деятельности и процессы природных объектов начались в древности и продолжаются до сегодняшнего дня. Однако многочисленные факты, подтверждающие или опровергающие то или иное положение науки, необычайно многообразны, как многообразен и безграничен мир человеческой культуры. И чем дальше, тем более раздвигается фактическое поле культурной деятельности. Если говорить о связи культурологии с естественнонаучным знанием, то можно сравнить силу воздействия культуры на окружающую среду -как геологическую силу, изменяющую облик планеты (труды В. И. Вернадского о ноосфере).

Так как возможности предметной области культурологии необычайно расширились, в круг её научных интересов входят уже не только классические дисциплины (философия, социология,

этнография, и т.д.), но и весьма далекие знания, как биология, археология, физиология, эволюционная антропология, и др., а также лингвистика, музыкознание, когнитивная психология и т. д. Отсюда, информационная база культурологии неуклонно увеличивается и усложняется.

К примеру, такой конкретный предмет изучения как язык, становится знаковой системой и классифицируется наукой по многим направлениям, а обсуждение проблемы происхождения человеческого языка выходит на новый научный уровень.

Происхождение человеческого языка - это многоаспектная и междисциплинарная проблема, которой занимаются не только языкознание и лингвистика, но и антропология, биология, генетика, археология, физиология, психология и другие науки. Сложность данного вопроса заключается в том, что в настоящее время отсутствуют реальные подтверждения и факты, доказывающие истинное происхождение языка. О причинах его возникновения и факторах его развития строятся многочисленные гипотезы и теории. Безусловно, сегодня достижения некоторых наук, как генетика, биология, эволюционная антропология, нейрофизиология и другие, могут пролить свет на эти животрепещущие вопросы, так как долгое время человечество ограничивалось только лишь догадками и фантастическими домыслами. Сегодня проблема происхождения речи не ограничивается характеристикой возможностей речевого аппарата человека, рассмотрением условий и причин его возникновения, структуры и функций древнейших единиц языка, но тесно связывает их с вопросами самой эволюции человека как вида, старается ответить на новые вопросы - действительно ли образное мышление и язык присущи только человеку, является ли синтаксис языка врожденным, существует ли взаимная связь между увеличением размера мозга и развитием языка или это результат уникальной поведенческой программы гоминидов и т. д.

Вопрос о происхождении языка интересовал людей с глубокой древности. Эта проблема занимает человечество с того времени, как человек осознал себя в качестве единственного на Земле существа, обладающего даром речи. Нам известно, что общение между особями - предками человека, в той или иной форме возникло в доисторические времена. Наиболее сложной и развитой формой общения у гоминидов,1 безусловно, являлись вокативные, или голосовые сигналы, необходимость которых была обусловлена рядом физических изменений в организме человека. К примеру, вокативная речь имеет большое преимущество по сравнению с простым языком жестов. Благодаря речи мы можем общаться в абсолютной темноте, даже не видя человека, с которым говорим. Переходя на чужой язык, нам проще скрыть свои истинные намерения, и возможно, слукавить. Современные люди отделяют себя от всех прочих видов ближайших сородичей в животном мире - приматов, живущих сегодня на Земле, благодаря умению говорить. Проблема возникновения языка остается одной из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании. Существующие сегодня языки находятся на высоком уровне развития. Происхождение же языка относится к эпохе архаических форм взаимоотношений между людьми. Образование человеческой речи происходило, по мнению одних ученых 1,5 млн., по мнению других - 2,5 млн. лет тому назад.

Итак, проблема глоттогенеза (происхождение человеческого языка) издревле занимала умы человечества. Ещё у Платона в диалоге «Кратил, или о правильности имен» шел спор об установлении имён в согласии с природой вещей, или в соответствии с общественным договором. В мифах же и сказках разных народов бог даровал людям язык и грамматику, расчленив речь на отдельные звуки.

К концу 1970-х гг. насчитывалось более 20 теорий происхождения языка: звукоподражательная и междометная теории, трудовая теория и теория общественного договора, теория диффузных выкриков («знаки» первобытного языка: призыв к действию, указание на орудие, и т.д.) и др. Сегодня существует более 500 различных теорий происхождения языка. Однако и поныне эта проблема считается не до конца разрешённой. Ещё в 1866 г. Парижское лингвистическое общество наложило запрет на рассмотрение работ в этой области, так как к этому времени языкознание было еще не готово к серьёзному научному рассмотрению данного вопроса2. Тем не менее, в последние десятилетия (кон. ХХ - нач. XXI вв.) вновь оживляется научный интерес к проблеме происхождения человеческого языка, а глоттогенетическая проблематика стала необычайно популярна и даже вошла в моду [1, ^ 1].

Утверждение о том, что проблема происхождения языка находится на стыке многих наук стало уже общепринятым. Так, некоторые ученые изображают ее в виде «пазла»3, в котором отдельные

1 Гоминиды (лат. Hominidae) - семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян.

2 Например, во Французской академии ещё в 1775 г. был запрет на разработку «вечного двигателя» (perpetuum mobile) из-за бесплодности попыток изобрести безостановочный механизм.

3 Пазл - складная картинка, мозаика (англ. jigsaw puzzle) - игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы. По мнению психологов, собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности,

фрагменты соответствуют разным научным дисциплинам. В любом научном исследовании, независимо от его направления, присутствует анализ результатов смежных дисциплин по данной проблеме. Сегодня собираются представители разных наук, которые осуществляют мультидисциплинарные исследования, ставящие своей целью обрисовать: общую картину изысканий, осмыслить и расквалифицировать различные теории [2, c. 1-2].

В начале XXI века становится непопулярной креационистская гипотеза1 о том, что язык был создан или привнесен некими высшими силами. Например, в англоязычной литературе эти теории получили название just so stories - «вот такие истории». На смену философским размышлениям пришел глубокий научный анализ данных разных наук: этологии, нейрофизиологии, эволюционной антропологии, генетики, психолингвистики, археологии, исследования коммуникаций высших приматов и др., что позволяет реконструировать общую картину становления человеческого языка с достаточно высокой степенью обоснованности [3, c. 2]. Поэтому сегодня уже невозможно построить абстрактную или сказочную теорию, так как «такая гипотеза неминуемо разобьется о какие-то факты» [4, c. 1].

Значительный интерес к происхождению языка однозначно связан с достижениями в области разных научных дисциплин. В последние годы существенно пополнились знания об ископаемых гоминидах2, которые теснейшим образом связаны с проблемой эволюции человека. Так, переход от обезьяны к человеку не произошел за короткий период. Эволюционные линии, ведущие к человеку и шимпанзе, разделились (по молекулярным данным) примерно 5,5-6,5 млн. лет назад (возможно, несколько раньше - до 7-8 млн. лет). Во время появления обезьян великое дерево эволюции ответвлялось во все стороны, затем из-за этих ветвей появились люди, которые, образно говоря, стояли на самом конце этой длинной голой ветки.

Таким образом, «эволюция языка является частью эволюции человека и имеет смысл только тогда, когда рассматривается как часть эволюции человека» [5, c. 4]. Австралопитеки3 превратились в человека умелого - Homo habilis4, а умелый - в прямоходящего - Erectus5, прямоходящий - в примитивного Sapiens6, тот - в Неандертальцев7 (Homo neanderthalensis), а

различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и т.д.; учит правильно воспринимать связь между частью и целым.

1 Креационизм (от лат. Creationis - творение) - теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. Креационистские концепции варьируют от чисто религиозных до претендующих на научность.

2 Ископаемые гоминиды - раздел «Антропология». Первой Находкой Австралопитека является детский череп из пещеры Таунг в Южной Африке, описанный Р. Дартом в 1924 г. Находку отнесли к роду австралопитек (Australopithecus, «австрало» - южная, «питекос» - обезьяна). В 1950 г. известный антрополог Ле Гро Кларк, тщательно изучив останки австралопитеков, делает вывод о том, что австралопитек ближе к человеку, чем к человекообразным обезьянам.

3 Австралопитеки (от лат. Australis - южный и др.-греч. ШОтрот^ - обезьяна) - род ископаемых высших приматов, кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной и Центральной Африке. Являются либо предками рода «люди», либо представляют собой «сестринскую» по отношению к людям группу.

4 Человек умелый (лат. Homo habilis) - высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo. Обнаружен археологами Лики (Мэри и Луисом) в 1960 году и описан в 1964 году по сенсационной находке из ущелья Олдувай в Танзании.

5 Эректус (лат. Homo erectus - человек прямоходящий; устар. архантропы) - ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей. Исследование ДНК X-хромосомы в 2008 году привело к выводу, что азиатский вид Homo erectus вполне мог скрещиваться с Homo sapiens и быть предком современных людей по смешанным линиям (не прямой мужской и не прямой женской).

6 Человек разумный (лат. Homo sapiens; также встречаются транслитные варианты Хомо Сапиенс и Гомо Сапиенс) - вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии. Природа и сущность человека являются предметом как философского, так и религиозного диспутов.

7 Неандерталец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis; в советской литературе также именовался палеоантропом) - ископаемые древние люди (палеоантропы). Первые люди с чертами прото-неандертальца существовали в Европе ещё 600-350 тысяч лет назад. Неандертальцы создали археологические культуры раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования 200-28 тыс. лет назад. Как установили исследования генетического материала неандертальцев, они, видимо, не являются прямыми предками современного человека. Рассматриваются как самостоятельный вид «человек неандертальский» (Homo neanderthalensis), но чаще как подвид человека разумного (Homo sapiens neanderthalensis). Название дано по ранней находке (1856) ископаемого человека в долине Неандерталь, близ

Неандертальцы - уже в Homo sapiens sapiens, то есть в нас. В генеалогическом древе человека через четыре или пять видов (предки гориллы, шимпанзе и орангутанов ответвились в отдельную ветвь) протянулась длинная прямая ветвь, которая отделилась и внезапно окончилась на человеке. Возможно, мы и произошли от обезьян, но судя по описанной картине, между ними и нами - приличное расстояние. Потом появилось все больше и больше квази1 человеческих видов, которые со временем вымерли, оставив после себя лишь ископаемые останки. В то время, как непрерывная линия развития человека победоносно росла вперед и вверх [6, c. 162].

В последнее время найдено большое количество ископаемых находок переходного характера, которые позволяют проследить трансформацию архантропов в палеоантропов, а последних в неоантропов. Именно в Африке обнаружен целый ряд древних (миоценовых) гоминид, которые жили примерно в то самое время, когда произошло разделение эволюционных линий, ведущих к шимпанзе и человеку. «Сейчас, можно сказать, уже не существует некогда столь волновавшей сторонников Дарвина и их оппонентов проблемы «недостающего звена» между обезьяной и человеком, ибо «палеонтологическая летопись», каждый год пополняемая новыми находками, слишком красноречива» [7, c. 4].

В науке эволюционная антропология за последнее время были открыты новые виды, как Sahelanthropus tchadensis (6-7 млн. лет назад; 2002), Orrorin tugenensis (ок. 6 млн. лет; 2001), Ardipitheсus kadabba (5,2-5,8 млн. лет; 2001), Ardipithecus ramidus (4,4 млн. лет), Australopithecus anamensis (ок. 4,2 млн. лет), Kenianthropus platyops (3,5 млн. лет; 2001), Homo georgicus (1,8 млн. лет; 2002), Homo antecessor (ок. 0,8 млн. лет), Homo floresiensis (ок. 18-38 тыс. лет; 2004) и пересмотрена классификация уже известных видов. Несомненно, одно, что эволюция человека не может быть описана как простая однолинейная история - разные виды Homo сосуществовали и даже, возможно, конкурировали друг с другом. Например, современниками Homo sapiens, появившегося более 100 тыс. лет назад, были Неандертальцы (последние находки датируются временем 28 тыс. лет назад), Homo erectus (находки с о. Ява имеют возраст 50 тыс. лет), Homo floresiensis2 (живший 38-18 тыс. лет назад) [3, с. 2]. «Главное же - весь пройденный путь, еще недавно представлявшийся довольно простым, кажется теперь проложенным в сложнейшем лабиринте, запутанном и таящем множество неизведанных возможностей. Именно таким лабиринтом, со своими тупиками и выходами, бесчисленными поворотами и развилками, является развитие органического мира на нашей планете. Эволюция человека и его предков - одна из составляющих этого процесса, она - тоже лабиринт. ... Наш многомиллионолетний путь устлан поистине неисчислимым множеством отвергнутых альтернатив - незамеченных и, разумеется, не осознанных в качестве таковых. Лишь сейчас, когда с непрерывно растущей горы фактов, открывается всё более широкая панорама человеческого прошлого, начинаем мы понимать, что наша эволюционная история - это движение в лабиринте, что пройденный путь отнюдь не был единственно возможным ...» [8, с. 2-3].

И всё же, что из себя, представляют естественные человеческие языки, является для науки все ещё не закрытой темой. Это довольно парадоксально, что в лингвистике нет общепринятого определения языка. По мнению авторитетных ученых-лингвистов, для этого необходимо установить границы и пределы объекта «... невозможно сделать без четкого знания того, что соседствует с определяемым понятием. Язык - это коммуникативная система, следовательно, для того, чтобы определить его, необходимо хорошо представлять другие коммуникативные системы, прежде всего возникшие и эволюционирующие естественным путем (как и человеческий язык) коммуникативные системы животных» [9, с. 15-16]. Но, это уже другой аспект проблемы.

До недавнего времени многочисленные теории по поводу возникновения языка, строились на полуфантастических версиях и догадках, которые пересказывались друг другу3.

Однако к началу нового тысячелетия (XXI в.) обсуждение проблемы происхождения человеческого языка вышло на новый уровень. Теперь уже нельзя сказать, что «язык возник из подражания звукам

Дюссельдорфа (Германия). Основная масса останков неандертальцев и их предшественников «пренеандертальцев» (примерно 200 индивидов) обнаружена в Европе, главным образом во Франции, и относится к периоду 70-35 тыс. лет назад.

1 Квази (лат. quasi как будто, будто бы) - приставка, соответствующая по значению словам «мнимый», «ненастоящий», напр.: квазинаучный, квазиученый.

2 Человек флоресский (лат. Homo floresiensis) - возможно, карликовый ископаемый вид людей. Именуются также «хоббитами» по аналогии с существами, придуманными Дж. Р. Р. Толкином. Останки Homo floresiensis обнаружены в 2003 в Индонезии (остров Флорес, пещера Лианг Буа), где найдены несколько скелетов, разной степени сохранности возрастом приблизительно в 17-95 тысяч лет.

3 Эти теории систематизированы в книге Б. В. Якушина «Гипотезы о происхождении языка» (1984). В англоязычной литературе такие теории получили наименование just so stories - «просто сказки», как у Редьярда Киплинга (в Африке знаменитый английский писатель начинает подбирать материал для новой детской книги, которая выходит в 1902 году под названием «Сказки просто так» (Just So Stories).

природы» или «эмоциональные выкрики от радости, страха, и т.д. привели к созданию языка». Сегодня работы основываются не на философские размышления, а на известные факты и научные данные. Исследования опираются на углубленный анализ результатов многих наук: археологии, генетики, психолингвистики, этологии, нейрофизиологии, популяционной биологии, эволюционной антропологии, и т.д. Издаются книги, появляются многочисленные сборники, где собраны работы из разных областей знания, проводятся симпозиумы, осуществляются мультидисциплинарные исследования. Несмотря на достижения современных научных знаний, заниматься вопросами возникновения языка и сегодня представляет собой достаточную сложность в силу многозначности самой проблемы, а также непроверяемости всех гипотез на 100 %.

Литература

1. Бурлак С. А. «Происхождение языка: новые материалы и исследования». М., 2007, С. 1.

2. Бурлак С. А. «Происхождение языка: новые материалы и исследования». М., 2007, С. 1-2.

3. Бурлак С. А. «Происхождение языка: новые материалы и исследования». М., 2007, С. 2.

4. Бурлак С. А. «О неизбежности происхождения человеческого языка»; лекция, 2008, С. 1.

5. ДерекБикертон. «Язык Адама». Введение, 2009, Нью-Йорк, с. 4.

6. Дерек Бикертон. «Язык Адама». Большой взрыв, 2009, Нью-Йорк, с. 162.

7. Вишняцкий Л. Б. Человек в лабиринте эволюции. 2004 г. с. 4. [Электронный ресурс]. URL: http://fb2.booksgid.eom/content/D4/leonid-vishnyackiy-chelovek-v-labirinte-evolyucii/1.html.

8. Вишняцкий Л. Б. Человек в лабиринте эволюции. 2004 г. С. 2-3. [Электронный ресурс]. URL: http://fb2.booksgid.eom/eontent/D4/leonid-vishnyaekiy-ehelovek-v-labirinte-evolyueii/1.html.

9. Бурлак С. А. книга «Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы», 2011. С. 15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.