УДК 908. ББК 26.891
Новые аспекты научного наследия А.Н. Зырянова
Д.В. Князева
Курганский государственный университет (Курган, Россия)
New Aspects of the Scientific Heritage of A.N. Zyryanov
D. V. Knyazeva
Kurgan State University (Kurgan, Russia)
Исследуются новые, ранее не известные и не анализированные аспекты научной деятельности зауральского историка и этнографа второй половины XIX в. А.Н. Зырянова. Он публиковал свои исследования как в крупных научных журналах того времени, так и в газетах, таких как «Пермские губернские ведомости». Речь в этих публикациях шла и об истории края ХУШ-Х1Х вв. и о повседневности города Далматова, где А.Н. Зырянов жил и работал. Он выступает как историк-хронист, публикующий найденные в архиве документы ХУП-ХУШ вв. Краевед рассматривает состояние климата, медицины, вопросов нравственности в родном городе. Волнует его также проблема грамотности своих соотечественников, особенно крестьян, для чего он в 1859 г. жертвует Шадринскому земству книги и газеты. А.Н. Зырянов пытался решить проблему пьянства в крестьянской среде, для чего писал на эту тему и пытался не без успеха отвлечь крестьян от «зеленого змия» с помощью чтения книг и газет. Кроме этого, он собирал зауральский фольклор: народные песни, загадки, а также писал стихи. После смерти о А.Н. Зырянове забыли и вспомнили лишь в 30-е гг. XX в., а памятник первому археологу и краеведу Зауралья поставили в Далматове лишь в 2000 г. Ключевые слова: крестьянские волнения, Пугачев, климат, нравственное воспитание, грамотность.
DOI 10.14258/izvasu(2017)2-28
In this article the author examines the new aspects of the scientific activities of A.N. Zyryanov from Zauralje that previously were not analyzed and considered. A.N. Zyryanov was a historian and ethnographer of the second half of the 19th century. He published his research in the newspaper Perm Gubernsky Gazette and also in several famous scientific magazines of that time. These publications were about the history of region in the 17th-19th centuries. They described the daily life of Dalmatovo, the town where A. N.Zyryanov lived and worked. He was a chronicler who published documents of the 17th-18th centuries. They were found by A.N. Zyryanov in the archive. The ethnographer researched the situations with the climate and medicine in his hometown he also investigated. The issues of morality. He was concerned with the problem of countrymen's literacy. So in 1859 he donated books and newspapers to the district Council of Shadrinsk. A.N. Zyryanov was trying to solve the alcoholism problem among the peasants. So he wrote articles about this subject and tried to interest the peasants by reading books and newspapers to distract them from the so called "green serpent". A.N. Zyryanov had some success in this intention. Additionally, he wrote poetry and was interested in folklore: folk songs, riddles. People forgot about outstanding historian after his death. However, they remembered about him in the 1930s. Now there is a monument to the first archaeologist and ethnographer of Zauralje, that was established in Dalmatovo only in 2000. Key words: peasant unrest, Pugachev, climate, moral education, literacy.
Имя Александра Никифоровича Зырянова известно в кругах зауральских историков-краеведов. И это не удивительно, ведь именно он, будучи историком-самоучкой, стоял у истоков краеведческой и исторической науки в Зауралье. Родившись в крестьянской семье в 1830 г., он уже в 16 лет (а по некоторым источникам — в 13) начал зарабатывать себе на хлеб самостоятельно в качестве писаря и одновременно вести
записи фольклора зауральских деревень. Его деятельность, во многом альтруистическая, стала предметом исследований сначала его соратников — Смышляева и Дмитриева, а в XX в. — Иванчи, Кашеварова и др. Практически утраченный в течение XIX — начале XX в. интерес к его исследованиям был возрожден в 60-90-е гг. XX в. такими учеными, как филологи М.Д. Янко, В.П. Федорова, историки Н.А. Миненко,
краеведы М.М. Мозин, М. Ефимов. Сведения из публикаций А.Н. Зырянова использовали такие крупные ученые, как А.А. Кондрашенков, Р.Г. Пихойя, П.Г. Свешников, В.В. Пундани, А.М. Бритвин и др.
В 1989 г. в издательстве «Наука» вышло капитальное издание «История Урала с древнейших времен до конца 1861 года». В главе IX «Культура и быт населения Урала в ХУШ — первой половине XIX в.» в параграфе «Просвещение» был отмечен вклад Зырянова в создание первой в Зауралье сельской библиотеки, читателями которой были крестьяне села Иванищевского Шадринского уезда. В параграфе, посвященном развитию науки и техники на Урале в указанное время, отмечен выход в свет в 1859-1860 гг. в Москве двухтомного «Пермского сборника», на страницах которого работы А.Н. Зырянова публиковались наряду с трудами профессоров Казанского и Московского университетов. Отмечена также большая ценность этих работ, отражающих историю, географию, этнографию, статистику, экономику региона.
Поскольку большинство публикаций о А.Н. Зырянове посвящено его биографии, то задачей данной статьи является, на наш взгляд, более подробное рассмотрение нового материала, обнаруженного и проанализированного за последнее время. Две наиболее известные и значимые, по мнению научного сообщества, работы А. Н. Зырянова — это его статьи «Крестьянские волнения в Зауральском крае Пермской губернии в 1842-1843 годах» (была опубликована в 1883 г. в журнале «Русская старина») и «Пугачевский бунт в Шадринском уезде и окрестностях его» (Пермский сборник 1859 г.) были подвергнуты анализу лишь в 2000-е гг. автором этих строк [1, 2].
Свои исследования, кроме крупных журналов, Александр Никифорович публиковал в Пермских губернских ведомостях с 1860 по 1876 г. Большинство из них озаглавлено «Из Далматова и о Далматове» и описывает повседневную жизнь родного города (пожары и крестные ходы, климат, болезни скота). Одновременно он выступает как историк-хронист, публикующий найденные в архивах документы XVП-XVШ вв. Зырянова беспокоит состояние медицины на селе, которое как в отношении людей, так и скота оставляет желать лучшего, так как дипломированных врачей практически нет, да и обращаться к ним крестьяне не любят — дорого. В то же время сам исследователь предлагает свою помощь в процессе наблюдения [3, с. 231; 4, с. 272].
Результатом его наблюдений за климатом стала крупная статья «О климате села Иванищевского Шадринского уезда Пермской губернии», опубликованная сначала в Пермских губернских ведомостях (далее ПГВ) № 52-54 за 1871 г., а затем напечатанная в Екатеринбурге в 1876 г. отдельной книжкой, а также в «Записках Уральского общества любителей естествознания». В своих данных автор очень точен, опи-
сывает все: от почвы до температуры в разное время года (самый жаркий месяц — июль, до +37 °С, самый холодный месяц — январь, до -30-36 °С). Активно использует А.Н. Зырянов народные приметы: «снежные покровы деревьев, называемые куржаками... служат туземцам мерилом определения степени урожая хлебов в будущее лето. если много их, то урожай должен быть обильным, а если мало — наоборот» [5, с. 10]. Неоднократно в своих заметках Зырянов говорит о Далматове как о центре торговли, ведь именно здесь проходит « ежегодная мясная Никольская зимняя ярмарка, известная всему Зауралью» [6, с. 259]. Далматов — место, по словам А.Н. Зырянова, где торгуют разными сортами мяса: говядиной, свининой, салом, а также рыбой — стерлядью, осетром, нельмой, окунем. Кроме того, хлебом, обувью, холстами. И общий денежный ее оборот «... в полмиллиона не уложить» [6, с. 259]. Не отрицает он наличия на ярмарке карманников, а что мало было в рассматриваемое время преступлений, то это потому, что «.норма преступления измеряется не фоном или значением ярмарки, а степенью нравственности народа, на какой он стоит, живет и движется» [6, с. 259].
Вообще проблема нравственного воспитания народа для Зырянова весьма актуальна. Она пронизывает все его творчество — от небольших заметок в ПГВ до крупных статей. Так, описывая крестный ход в Далматове в 1864 г. по случаю пожаров, он отмечает, что по ходу движения участников крестного хода «.сплошь и рядом кабаки, против девичьего училища, как нарочно вблизи приходской церкви, кабак какого-то бывшего писаря Красильникова, который лично назидает всякого рода беспорядки преподавательниц и учениц. Жаль бедных их! Поэтому собственно и улица эта прозвана и называется «поганой» [7, с. 191].
К нравственным проблемам в российской истории практически всегда очень плотно присоединяется проблема чрезмерного винопития русского человека, которая считается подчас национальной чертой. А.Н. Зырянов прекрасно понимал, как портит нравы и губит людей водка, и стремился с этим бороться. В бумагах краеведа сохранился написанный им «Проект обета трезвости жителей села Иванищевское от 21 июня 1860 г.», в котором говорится о том, что нижеподписавшиеся дают обет вовсе не пить водки и горячительных напитков: «.пить или не пить в известные сроки, кому как угодно, не пить на некоторое время — минуту, час, день, неделю» [8, с. 49]. К сожалению, сведений о введении в жизнь этого проекта не сохранилось, однако само его наличие свидетельствует о стремлении Зырянова разрешить эту проблему. Он стремился отвлечь крестьян от водки с помощью чтения — в 1859 г. его стараниями в селе Иванищевском была открыта народная библиотека, позднее переведенная в Далматово. Он же фактически
стал основателем Шадринской публичной библиотеки, передав Шадринскому земству более 1000 книг и брошюр, множество газет. Библиотека, открытая, по разным данным, в 1874 или 1876 гг., существует и по сей день. Д. Смышляев в своей статье о А.Н. Зырянове отмечал, что библиотека в 1891 г. насчитывала 8000 томов, и саму библиотеку современники характеризовали как очень хорошую, сделавшую честь городу [9, с. 283, 287]. Среди читателей было 116 крестьян и 65 мещан [10, с. 13]. Сам факт наличия библиотеки и ее развития, а также то, что ее посещали крестьяне, традиционно считавшиеся в советской историографии людьми необразованными, говорит о том, что грамотные среди них все-таки были, и приведенные выше цифры и их соотношение это подтверждают.
Тот же А.Н. Зырянов прилагал огромные усилия для распространения элементарной грамотности среди крестьянства, чему посвящен его не опубликованный, но написанный вариант журнала «Голос заураль-ца» от 1856 г. Он пишет о том, что грамотность — огонь, который помогает развиваться человеку. «... без грамотности живой — мертвец, грамотность — как луч озарения ума и души его. Грамотный человек с безграмотным — как день и ночь. Грамотность посте -пенно преобразовывает и смягчает учащегося дитя-тю. Неграмотный человек подобен слепцу», который ничего не видит [11, с. 3]. А.Н. Зырянов не рассуждает о нравственных проблемах отвлеченно, он все воспитательные моменты показывает на конкретных примерах, суть которых часто актуальна и сейчас. Так, например, может быть интересен и важен для нас рассказ «В сберегательной кассе» [11, с. 9-14], эпиграфом к которому можно взять строку из этого же рассказа «Вот что значит касса, и теперь ты ее знаешь» [11, с. 14]. Наши современники — и подростки, и молодежь, часто сталкиваются с нехваткой материальных средств, однако не все умеют их зарабатывать, а затем в руках удержать. Для этого и создана сберегательная (вспомогательная) касса. А.Н. Зырянов объясняет, как сделать так, что и «.деньги не потеряются, все сохранны, умрешь, так наследникам выдадут и прибыль-таки есть» [11, с. 14]. Рассматривая данную проблему, отмечает факты, актуальные не только в XIX в., но и в XXI в.: пьянство, неумение распоряжаться деньгами, предлагает и объясняет выгодность вложения денег в кассу: «.ведь деньги через руки всегда как-то больше вырываются, то на пирушку, то на прихоть, то на потеху, а если вложить их в кассу, так и пирушек может быть меньше. и денег больше». Как и тогда, объясняя эти и другие проблемы, хочется воскликнуть вслед за автором рассматриваемой рукописи: «Вот что значит касса. поняли ли вы, что она полезна и благодетельна!» [11, с. 14].
Отсутствие образования и как следствие — безграмотность влечет за собой множество отрицательных последствий, о чем неоднократно писал на протяжении своего творчества А.Н. Зырянов. Стремился
он воспитать молодое поколение не просто образованным, но патриотично настроенным, о чем говорит в своей статье «Слава Скобелева» следующее: «Что же при настоящем порядке входит в обязанность патриотизма? Угадать потребность времени, обеспечить быт необразованных соотечественников, созывая полезное чтение для солдат и мужиков. сообщать примеры благочестия, преданности ко престолу, самоотвержении, великодушии, описывать подвиги предков, знакомить с отечеством как. им чуждым; со свойствами его, с выгодами. указывать на господствующие пороки, изображать вред, от них происходящий, и в чистом человеке, и во смеси людей. Искоренять же любые и часто пагубные предрассудки; во случаях же важных, как-то: во время войны, повальных болезней, голода и пр. и пр., утешать, успокаивать, направлять их самих к общему благу, внушать любовь и. (доступность?) правительству» [12, с. 39].
Еще одна интересная грань таланта А.Н. Зырянова— это его поэтические опыты. Данная сторона его деятельности была рассмотрена автором этих строк в 2013 г. в статье, опубликованной в IX Зыряновских чтениях [13]. Как мы уже говорили, ранее о ней не упоминалось, поэтому мы считаем необходимым остановиться здесь более подробно. Стихи А.Н. Зырянова собраны в деле № 2 Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и представляют собой 61 лист текста. Само их наличие говорит о том, что Зырянов при всей своей внешней жесткости мог откликнуться на чужое горе, был любящим сыном, автором философских рассуждений в стихах и даже писал любовную лирику: Молю тебя, скажи: ты, любишь ли меня? Мое ли, трепеща, ты имя произносишь? Во тьме немых ночей мучительно стеная, Во сне моих ты поцелуев просишь? Когда в объятия мои заключена Меня ты медленно и пламенно лобзаешь, Любовью чистою твоя душа полна? Ты не глядишь, ты хоть не отвечаешь! [14, с. 37] Наряду с любовной лирикой можно найти на страницах дела также и стихи-размышления, иногда граничащие с удивлением:
... Ученые — общее удивление Вперед продвигая просвещение И развивая свет и пламень, Несут за пазухою камень [14, с. 55]. В таких своих стихах, как «Становой», «Власти и сплетни», он беспощадно показывает отрицательные стороны жизни общества того времени. Но здесь же он предлагает свой рецепт борьбы с отрицательными последствиями — это чтение, деятельность по самообразованию:
Но чтоб избежать Что щепки летят — Вы бросьте топор. А возьмите книгу Да пишите в углу [14, с. 55].
Сожаление о том, что власти часто не понимают прогрессивные идеи, которые часто не доходят до «добрых царей», а чаще всего в России страдают без вины виноватые, мы находим в стихотворении «Гнет» [14, с. 55]. И тем не менее надежда на лучший исход не покидает автора, о чем он пишет следующие строки: Меж тем средь людей Надежда живет, Что царь изберет Начальство, судей — Умнейших людей. И даст он закон, Чтоб вышел тот вон, Кто отстал от идей, Глух ко гласу людей, Кои просят закону [14, с. 55].
Данные строки показывают нам А.Н. Зырянова как человека просвещенного, но монархиста по убеждению. Это он демонстрировал и ранее в других своих работах.
Современники А.Н. Зырянова, люди, изучавшие его творчество, давали его личности следующие опре-
деления: «наш достойный земляк», «известный пермский фольклорист», «первый заводчик деревенской библиотеки», «писатель-краевед», «лучший знаток Зауралья» и т.д. [15, с. 8].
Присоединяясь к этим эпитетам, мы можем добавить и те, которые сформировались в свете исследований последних лет: «первый археолог, историк и исследователь повседневной жизни Зауралья», «политолог-публицист» и даже «самодеятельный поэт Зауралья». Неслучайно имя А.Н. Зырянова носит краеведческий музей города Далматова и Шадринская городская публичная библиотека. 9 сентября 2000 г. А.Н. Зырянову был поставлен надгробный памятник возле алтаря Успенского собора Далматовского монастыря [16, с. 124].
Подводя итог данной статьи, можно отметить, что А. Н. Зырянов был не просто современником многих выдающихся людей XIX в., но и сам достоин соответствующего изучения и уважения как один из выдающихся примеров самоотверженного служения науке.
Библиографический список
1. Князева Д. В. Сравнительный анализ крестьянских выступлений в 1842-1843 гг. в Шадринском уезде (по материалам очерков А. Н. Зырянова). // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». — 2011. — № 9 (63).
2. Князева Д.В. Пугачевщина в Зауралье глазами краеведа А. Н. Зырянова // Академический журнал Западной Сибири. — 2011. — № 6.
3. Зырянов А. Н. Известия из Долматова // Пермские губернские ведомости. — 1866. — № 58
4. Зырянов А. Н. Из Долматова // Пермские губернские ведомости. — 1877. — № 58.
5. Зырянов А. Н. Статья о климате села Иванищевско-го Шадринского уезда Пермской губернии. — Екатеринбург, 1876.
6. Зырянов А. Н. Заметка по поводу корреспонденции из села Долматовского, помещенной в № 11 Пермских губернских ведомостей за 1868 год // Пермские губернские ведомости. — 1868. — № 59.
7. Зырянов А. Н. Заметка о крестном ходе в Долматове // Пермские губернские ведомости. — 1864. — № 28.
8. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). — Ф. 135. — Оп. 1. — Д. 10.
9. Смышляев Д. Сборник статей о Пермской губернии. — Пермь, 1891.
10. Государственный архив Курганской области (ГАКО). — Ф. 91. — Оп. 1. — Д. 1.
11. ГАСО. — Ф. 135. — Мп. 1. — Д. 7.
12. ГАСО. — Ф. 135. — Вп. 1. — Д. 5.
13. Князева Д. В. Поэтическое наследие А. Н. Зырянова. // XI Зыряновские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курган, 5-6 декабря 2013 г.). — Курган, 2013.
14. ГАСО. — Ф. 135. — Оп. 1. — Д. 2.
15. Пундани В. В. С веком наравне и не только! // Зыряновские чтения XI : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Курган, 18-19 декабря 2003 г.). — Курган, 2003.
16. Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский монастырь. — Шадринск, 2000.