История
а. н. зырянов о роли ремесел и промыслов в социализации крестьян приисетья
о. с. драгунова ,
старший преподаватель, курганский государственный университет
тел. 89125772107; e-mail: osdragunova@mail.ru
Положительная рецензия представлена Б. А. Куганом, доктором педагогических наук, профессором, ректором Института развития профессионального образования и социальных технологий.
Ключевые слова: промыслы, аграрный характер экономики региона, отраслевая специализация кустарного производства, исторические сведения.
Keywords: crafts, agrarian character of economy of region, branch specialization of handicraft work, historical data.
Шадринский этнограф и краевед Александр Никифорович Зырянов (1830—1884), обладая редким трудолюбием и наблюдательностью, заложил основы зауральского краеведения, и в том числе фольклористики. На протяжении почти 40 лет он изучал духовную и материальную культуру крестьян Приисетья.
А. Н. Зырянов первым в зауральской фольклористике открыл огромный комплекс ремесел и промыслов в крае и показал их роль как социализирующего фактора. В этой связи нельзя не отметить обстоятельное исследование А. Н. Зырянова «Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии» с подробным описанием важнейших кустарных промыслов второй половины XIX века. Первая часть этого труда опубликована в «Трудах Императорского Вольного экономического общества» (СПб., 1867. Т. III. Вып. 1. С. 12-38; Вып. 3. С. 195-201; СПб., 1869. Т. I. Вып. 5. С. 367-384), вторая позднее в виде газетных статей в «Пермских губернских ведомостях» (1980. № 19-25). В 1867 г. за статью «Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии» Вольное экономическое общество присудило зауральскому краеведу
A. Н. Зырянову Большую серебряную медаль, чем подчеркнуло выдающееся значение его работы для своего времени.
Предпринятая в 1997 г. членами Далматовского общества краеведения републикация книги «Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии» — первое в XX в. отдельное издание трудов выдающегося зауральского краеведа А. Н. Зырянова. В приложении помещены статьи А. Дмитриева, Д. Смышляева, И. А. Иванчи и М. С. Кошеварова, посвященные личности и жизнедеятельности А. Н. Зырянова. Эта книга актуальна для наших дней и представляет научный интерес как основа для исследований по экономике, статистике, этнографии, социологии, философии, этике и эстетике.
На первых страницах работы А. Н. Зырянов отметил ярко выраженный аграрный характер экономики Зауралья, который предопределял и отраслевую специализацию кустарного производства края: «Шадринский уезд по преимуществу уезд земледельческий, исстари славившийся богатством почвы и хлебородием» [4, 5]. Справедливость отмеченного А. Н. Зыряновым хозяйствования в дальнейшем не раз будет подтверждена региональными краеведами. Хлебопашество постулировано как основа жизнедеятельности края большинством исследователей Зауралья, сложилась даже ходячая фраза «Шадринский уезд — житница Урала»: «Здесь лучшие климатические условия и лучшие почвы — черноземы той или иной степени супесчаности» [1, с. 59]. Так,
B. П. Бирюков в краткой исторической справке по развитию фарфорово-фаянсового дела в Приисетье в начале XX в. отмечает: «Приисетье — чисто земледельческий
край <...> Земледелие, безусловно, останется в крае, но в широкие полосы его полей будет вкраплена богатая промышленность, и не только по переработке продуктов сельского хозяйства, но и по добыче и обработке различнейших полезных ископаемых» [2, с. 41].
Известно, что главной опорой жизнедеятельности в Зауралье в середине XIX в. являлось земледелие. Но наряду с землепашеством, по наблюдениям А. Н. Зырянова, имели значение и промыслы, которые «давали способы и средства жителям к безбедному существованию и своевременному оплачиванию податей и отправлению повинностей. У иных хозяев промыслы вызывают расширение землепашества, у других, напротив, землепашество служит источником к возрождению и ведению рукоделия во время досуга и работы; но в обоих случаях основным фундаментом жизни служит землепашество как более подручное, обычное и неизменное. Оно сохраняет и спасает от всяких невзгод и неудач ремесленных» [4, с. 6].
В своей работе зауральский краевед дает подробное описание основных ремесленных занятий, характерных для жителей Шадринского уезда Пермской губернии (современного Шадринского района Курганской области).
В очерке А. Н. Зырянов не просто констатирует наличие тех или иных промыслов в крае. Он подвергает осмыслению и анализу деятельность крестьян-ремесленников, делая выводы: «Мелкие же промышленники и мелкие производители, запустив земледелие, мало извлекали пользы из одного ремесла или промысла <...> Зато в руках умного распорядителя ремесло и земледелие шло и велось рядом одно с другим, помогало и доставляло прекрасный способ жить безбедно, даже исправно, беззаботно, без вреда здоровью, с прибылью и наростом капитала. Во всем, как и здесь, нужен труд и усердие» [5, с. 16].
А. Н. Зырянов связывает закрепленность конкретных ремесел и промыслов за тем или иным локусом Шадринского региона с непростой историей заселения края. На страницах своей работы А. Н. Зырянов неоднократно подчеркивает роль «мест исхода» переселенцев в развитии кустарного производства: «Во всех волостях промышленность ведется исстари; но кожевенное производство занесено по началу в село Большеканашенское выходцами из великорусских губерний, бежавшими из владельских и монастырских вотчин в конце XVII столетия» [4, с. 7]; «обработкой сырых овчин в Шадринском уезде занимаются по преимуществу люди приезжие из великороссийских губерний и в особенности из Сарапульского уезда Вятской губернии» [4, с. 59].
Позиция исследователя подтверждается выводом Е. В. Турушева, изучавшего историю заселения
Зауралья: «Выходцы из различных регионов России имели в своем составе достаточно большой процент кустарей, которые и на новом месте продолжали вести промысловое хозяйство» [9, с. 82].
Значение работы А. Н. Зырянова в том, что им впервые в зауральском краеведении раскрыты истоки устойчивости ремесел и промыслов в Приисетье. Они, по А. Н. Зырянову, — в боязни крестьян нарушить традиции, заложенные дедами-прадедами. По наблюдениям А. Н. Зырянова, «обитатели Шадринского уезда мало знакомы с наукою и искусством, в ведении своего хозяйства основываются на опыте и практике рутины, старины и предков» [4, с. 5]. Думается, данная мотивировка, высказанная исследователем, вполне оправданна, поскольку соответствует логике всей традиционной культуры. По архаическим представлениям, лежащим в ее основе, отход от принятого веками уклада всегда чреват неприятностями и наказуем. Вот почему «рутина, старина и предки» становятся важными звеньями в продолжении жизни того или иного ремесла в крае.
Значимость очерка зауральского фольклориста для современных народоведения и фольклористики состоит и в том, что в нем впервые показана роль семьи в становлении и развитии того или иного ремесла, а также функция ремесел в скреплении семьи. Следует отметить, что достаточно подробно и основательно русская семья, традиционные формы поведения и нормы общения крестьян в Зауралье рассмотрены в трудах М. М. Громыко [3], Н. А. Миненко [8], И. С. Менщикова [7]. В качестве одного из доминантных инструментов функционирования семьи указанными исследователями выделяется преемственность, которая «не нарушалась и не разрушалась, выступая стержнем, соединявшим поколения и объединявшим их» [8, с. 134].
Согласимся с И. С. Менщиковым, отмечавшим, что «преемственность осуществлялась в основном через обычай, который и регулировал основные нормы поведения» [7, с. 119]. С раннего возраста дети посредством постоянного общения со старшим поколением получали не только основные навыки трудовой деятельности, но и нормы поведения, общения, проведения досуга. Большая часть крестьянских заведений во второй половине XIX в. «была основана на труде семейных рабочих» [9, с. 85].
Таким образом, ремесла и промыслы в общерусской традиции в целом и в Зауралье в частности носили характер семейного труда, выступая одним из инструментов упрочения семьи.
Мысль о связующей для жизни семьи функции ремесел становится лейтмотивной в работе зауральского исследователя региональных промыслов. Так, в разделе «Шитье шапок и фуражек» А. Н. Зырянов отмечает: «В пригородном к г. Шадринску селе Полевском несколько лет тому назад крестьяне стали заниматься заготовкой и перепродажей шапок и фуражек, делаемых для крестьянского обихода. Это производство сперва было в руках немногих, но ныне охватило домов 15 с 60 рабочими всякого пола и возраста и ведется круглый год рядом с землепашеством, как главной опорой домоводства и хозяйства. Дети и женщины помогают постоянно по мере досуга и возможности» [5, с. 9]. «Кожевенное производство в большинстве случаев наследственное, передается издавна от дедов и отцов к внукам и детям и составляет для некоторых коренное, привычное после земледелия занятие», — сообщает А. Н. Зырянов [4, с. 9].
В разделе «Выделка колес» А. Н. Зырянов особо выделяет занятых одновременно колесничеством и кузнечеством мастеров Коротовских, «заимствовавших рукоделие от предка Коротовского, бывшего выходца из какого-то уральского завода — работника вполне отличного, против которого потомки уже не будут ни в качестве, ни в достоинстве работы и изделия» [4, с. 64].
В этом смысле ремесла, по А. Н. Зырянову, незаменимы как средство утверждения профессиональности семьи, ее «фамильной» неповторимости в какой-либо творческой области.
Работа А. Н. Зырянова «Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии» отмечена печатью добросовестности и наблюдательности. Она может рассматриваться и как своеобразное пособие по разным видам ремесел. Серьезный исследовательский подход обнаруживается при описании выделки глиняной посуды, щетей, колес, выкваски овчин, шитья шапок и фуражек, выделки шерстяной обуви и войлоков, кожевенного производства, выделки кожевенной сыромяти, кузнечества, мыловарения и т. д. Помимо этого, А. Н. Зырянов поднимает вопрос о важности изучения и описания основных кустарных промыслов и ремесел. Так, в главе II «Шитье кожевенной обуви, рукавиц и хомутин» сообщено: «До сего времени производство шерстяной обуви в Шадринском уезде нигде не было описано и оставалось под завесой неизвестности, несмотря на его значительные размеры, которые при том год от года становятся все больше и больше» [4, с. 47].
Первая глава заключается тревожным выводом: «Точных и положительных сведений о кожевенном производстве в Шадринском уезде не ведется ни в одном присутственном месте по небрежности и невниманию к тому» [4, с. 29]. Последнее замечание особенно примечательно. Впервые в зауральском краеведении был брошен упрек чиновничеству за их небрежное отношение к народной культуре, народной талантливости и народной пытливости.
Не понаслышке зная крестьянский труд и быт, А. Н. Зырянов с осознанием необходимости изучать материальную культуру крестьянства в разделе «Выделка глиняной посуды» пишет: «Ремесло это существует здесь исстари и удовлетворяет совершенно все местные потребности. Делаются корчаги, крынки, горшки, разли-вахи, кувшины, ладки и покрышки разных величин и размеров. Все они в домоводстве необходимы» [5, с. 3]. В деталях описан исследователем процесс добывания глины и стадии изготовления глиняной посуды, сбыт готовой продукции, приводятся расчеты среднего количества вырабатываемого товара и определяется его годовой оборот, доход: «Заработок хотя незначительный, зато самый достаточный, судя по тому, что на производство посуды мастер ничем от себя не жертвует, получая материал из недр земли готовый, кроме личного труда, дров и поездок на базары и рынки» [5, с. 8].
Впервые этот вид ремесла введен в комплекс традиционной крестьянской жизни. Так, указано на тесную связь его с семейной обрядностью в Зауралье: «Зато на свадебных весельях и пиршествах у люда сельского и городского, менее достаточного, умильно радуют груды ломи и черепьев посуды, доказывающие целомудрие молодух, и доставляют горшечникам в свою очередь прекрасный случай к большим заработкам, так как за всю массу истребленной изломанной посуды требуется наделать и доставить столько же другой, новой» [5, с. 9].
История
Заслугой краеведа А. Н. Зырянова является то, что он показал пытливость, сметливость практического склада ума зауральских крестьян, их способность увидеть пригодность и значение того или иного природного материала, знать его качество. В разделе «Мыловарение» показана точность соблюдаемой технологии процесса: «Чтобы варить мыло из сырого коровьего сала, потребен щелок, который составляется в подчанках чрез соединение воды с золой и известью» [5, с. 18].
Стержнем развития крестьянского хозяйства утверждается соблюдение традиций, закрепление навыков промыслового труда и простой по своему устройству техники. «Наличие сырья, производственных навыков у населения, нехитрое оборудование и технологический процесс позволяли организовать массовое производство продукции на кустарном уровне» [1, с. 49]. Исследованный и описанный А. Н. Зыряновым технологический процесс ряда производств на территории Шадринского края свидетельствует о высоком уровне работы зауральцев даже на примитивных механизмах. Для производства кожи, например, применялись ручные орудия труда — «струги, тупики и подходки» [4, с. 17]; в кузнечестве «кузницы с обыкновенными горнами и ручными мехами снабжены достаточным количеством клещей, молотов разного веса и т. п.» [5, с. 12]; для производства мыла кроме котла «содержатся в мыловарнях чаны или получанки из дерева, обтянутые железными и деревянными обручами, и деревянные же кади. Затем имеются еще ведра железные или деревянные, лопаты, ковши или черпаки и лубяные коробья» [5, с. 18].
Детально описав процесс шитья, стоимость материала и готовой продукции, виды головных уборов, бытовавших в то время, А. Н. Зырянов пишет и о сбыте произведенного товара: «Овчины и мерлушки охотнее скупаются в выделанном виде на ярмарках у шатровских крестьян (Ялуторовского уезда), которые, приобретая овчины и мерлушки большими партиями на обширную оптовую продажу, продают их по более сходным ценам <...> Продажа шапок и фуражек производится на всех местных торгах и базарах, для чего необходимы мастерам разъезды и путевые расходы» [5, с. 10-11].
А. Н. Зырянов подчеркивает немаловажную роль ремесел в экономической устойчивости зауральских крестьян: «Жизнь ремесленников беззаботна у домашнего очага и является в более ярком достатке, чем у рядовых крестьян, незнакомых с рукоделиями, по значительности заработка, доставляющего важное пособие в быту хозяйском; физические силы ремесленников крепки и тверды и потому на вид они молодцеваты, чему много способствует деятельность и движение, с которыми они неразлучны в работе и посредством которых лучше закаливают свою натуру» [4, с. 48].
В своем очерке А. Н. Зырянов неоднократно высказывает и критические замечания по поводу качества изготавливаемой продукции. Так, в разделе «Выделка шерстяной обуви и войлоков» с неподдельной горечью отмечается, что «привозной товар из губернии Вятской и других мест прочный, красивый и приглядный» [4, с. 44]. А о местных мастерах пишет: «Немудрено было бы достигнуть такой добротности и здешним ремесленникам, если бы в них было меньше равнодушия, а больше любви и охоты к делу» [4, с. 44].
По А. Н.Зырянову, ремесла важны еще и в плане осуществления коммуникации региона. Многочисленные зауральские ярмарки, рождением своим во
многом обязанные местным мастерам-умельцам, в значительной степени связывали округу. Зырянов приводит следующие сведения о ярмарках: «Сбыт обуви и войлоков начинается с Покровской ярмарки в городе Камышлове и продолжается во всю осень и зиму на всех местных торгах и съездах; но особенно замечательны по покупке шерстяных изделий ярмарки: Артемьевская 20 октября в Каменском заводе Камышловского уезда; Михайловская 8 ноября с еженедельными базарами в городе Шадринске; Екатерининская 24 ноября в селе Маслянском, Никольская 6 декабря в заштатном городе Далматове; рождественская 25 декабря в селе Мехонском Шадринского уезда и крещенская 6 января в селе Катайском Камышловского уезда. На Афанасьевской ярмарке 18 января, бывающей в городе Шадринске, заканчивается торговля обувью, и хотя после обувь, оставшаяся на руках, доставляется еще на Ирбитскую ярмарку, но уже в малом количестве.» [4, с. 45]. По сообщениям А. Н. Зырянова, «продажа сыромяти производится на торгах и базарах в городах: Шадринске, Камышлове, Далматове и Кургане, в селах: Катайском Камышловского уезда, Верхтеческом, Бродокалматском, Мехонском, Маслянском Шадринского уезда и во всех других, окрест расположенных» [4, с. 50].
Судя по сведениям, приведенным А. Н. Зыряновым, рынки сбыта продукции Южного Зауралья выходили за рамки территории края, охватывая ближайшие ярмарки и торжки других регионов России: «Есть в среде овчинники и высокого полета, скупающие на уральских торгах и ярмарках овчины большими партиями, которые по выработке, как и шерсть, отправляют потом на своих лошадях или с обозами и особыми транспортами для распродажи и сбыта внутрь России» [4, с. 59].
Следовательно, ремесла выводили зауральцев далеко за пределы региона, позволяя протянуть от него ниточки в широкий мир России.
Ремесла и промыслы в понимании и восприятии А. Н. Зырянова — это значительная часть крестьянской культуры. Промыслы и ремесла входят в тот емкий контекст крестьянской жизни зауральцев, их культуру, которая характеризуется материальными и духовными достижениями, в том числе и фольклором: песнями, сказками, пословицами, поговорками, загадками, семейной обрядностью. Так, при описании розничной продажи кожаных изделий на торгах и ярмарках, А. Н. Зырянов фиксирует и пословицы, бытовавшие в то время в Шадринском уезде: «Маленький барыш лучше большого, по выражению кожевников, или домашняя копейка лучше заезжего рубля» [4, с. 23]. Или: «На брюхе шелк, а в брюхе щёлк» [5, с. 17]; «Время — деньги», «Базар цену строит» [4, с. 48].
В работе А. Н. Зырянова, помимо полного описания технологии каждого рассмотренного ремесла, строений и инструментов, необходимых для кустарного производства, есть масса исторических сведений: названия губерний, уездов и сел, экономические и торговые связи, природные особенности Приисетья, отношения, быт, вкусы и пристрастия зауральских крестьян того времени.
В 1896 г. Пермское губернское земство во введении к книге «Очерк состояния кустарной промышленности в Пермской губернии» отмечало: «Начало исследованиям кустарной промышленности в Пермской губернии положено трудами покойного А. Н. Зырянова» [6, с. 88]. Для нашего времени очерк «Промыслы в Шадринском уезде
_______________________________________История
Пермской губернии» интересен не только как ценный как материал, позволяющий судить о роли промыслов источник, содержащий информацию о профессиональ- и ремесел в жизни зауральского социума, а также об ных пристрастиях зауральцев в середине XIX в., но и общем состоянии традиционной крестьянской культуры
в крае в то время.
Литература
1. Бирюков В. П. Избранные труды / сост. и отв. ред. С. Б. Борисов. Шадринск : Шадринский дом печати, 2008. 624 с.
2. Бирюков В. П. Из истории фарфорово-фаянсового дела в Приисетьи // Исетско-Пышменский край : сборник краеведческих статей. Шадринск, 1930. С. 41-49.
3. Громыко М. М. Традиционные формы поведения и нормы общения крестьян XIX в. М., 1986. С. 74.
4. Зырянов А. Н. Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии / сост. С. Б. Борисов. Шадринск : Исеть, 1997. 88 с.
5. Зырянов А. Н. Промыслы в Шадринском уезде. Шадринск : Изд-во Шадринского пед. ин-та, 1997. Ч. II. 32 с.
6. Иванча И. А., Кошеваров М. С. Александр Никифорович Зырянов // Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии / сост. С. Б. Борисов. Шадринск : Исеть, 1997. С. 79-88.
7. Менщиков И. С., Королев Н. В. Русская семья в Южном Зауралье в XIX — начале XX века // Культура Зауралья: Прошлое и настоящее : сборник научных трудов. Вып. 6. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005.
С. 119-121.
8. Миненко Н. А. Культура русских крестьян Зауралья. М., 1991. С. 125-131.
9. Турушев Е. В. К вопросу о развитии крестьянских промыслов на территории Южного Зауралья в пореформенный период (вторая половина XIX — начало XX в.) // Аграрная наука: Проблемы и перспективы : материалы региональной научно-практической конференции. Курган : Зауралье, 2002. С. 82-85.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА УРАЛЕ* В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1950 гг.)
в. п. мотревич,
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории,
Уральская государственная сельскохозяйственная академия 620062дЕК7оеКв 92УтелЛ8
Положительная рецензия представлена В. В. Запарием, доктором исторических наук, профессором (Уральский федеральный университет).
Ключевые слова: посевные площади, урожайность, колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, индивидуальные хозяйства, колхозный двор, подсобные хозяйства промышленных предприятий, механизация, зерновые культуры, картофель, овощи, заготовки, лесопосадки, электрификация.
Keywords: area under crops, productivity of crops, collective farm (kolkhoz), State farm (sovkhoz), machinery and tractor station, individual holding, collective farm yard, subsidiary holdings of industrial enterprises, mechanization, labor-day, cereals, potatoes, vegetables, harvest, forest plantations, electrification.
После окончания Великой Отечественной войны перед Союзом ССР встала задача достичь такого уровня развития сельского хозяйства, который позволил бы обеспечить население продовольствием, а промышленность — сырьем. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны. В нем предусматривалось не только восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства, но и превзойти его [1]. В первые послевоенные годы наибольшее внимание уделяли укреплению материально-технической базы отрасли путем увеличения капитальных вложений. Значительная часть средств направлялась на пополнение машинно-тракторного парка. Увеличились поставки техники и в сельское хозяйство Урала. После окончания войны машинно-тракторный парк пополнился тракторами ДТ-54 и С-80, а также самоходными комбайнами.
Новые машины были не только более экономичны, но и лучше приспособлены для работы в различных природно-климатических условиях. В результате к концу 1940-х гг. численность и мощность машинно-тракторного парка Урала в аграрном секторе превзошли довоенный уровень.
В послевоенные годы, как и до войны, основная часть техники была сосредоточена в МТС. В 1950 г. в регионе на их долю приходилось 80 % тракторов и комбайнов, занятых в сельском хозяйстве [2]. Остальными владели совхозы, подсобные сельские хозяйства предприятий, организаций и учреждений, а также колхозы, которые не обслуживались МТС. Большое значение для повышения качества тракторных работ имел принятый в 1948 г. новый типовой договор МТС с колхозами. Он содержал обоюдные обязательства по получению запланированной урожайности основных культур.
* В 1950-е гг. в состав Уральского региона входили Удмуртская АССР, Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская и Челябинская области.