Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 36 (290).
Филология. Искусствоведение. Вып. 72. С. 16-21.
О. С. Драгунова, В. П. Фёдорова А. Н. ЗЫРЯНОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ
Цель данной статьи - исследование истории изучения творчества и жизнедеятельности основоположника зауральского краеведения Александра Никифоровича Зырянова. Нами выделено три периода в истории изучения деятельности собирателя: прижизненная критика, 20-30-е гг. XX в. и современный период, начавшийся с 80-х гг. XX в.
Ключевые слова: биографические материалы, научная и просветительская деятельность, культурная жизнь, публикации, признание, периоды изучения жизнедеятельности, основоположник зауральской фольклористики и краеведения.
Александр Никифорович Зырянов (18301884), зауральский краевед-самородок, получил признание уже среди своих современников, отмечавших широчайший круг его интересов и научный масштаб его трудов. Интерес к личности основателя зауральского краеведения сохраняется и в наше время.
Деятельность государственного крестьянина Шадринского уезда Пермской губернии А. Н. Зырянова поистине энциклопедична. Он вошел в историю края писателем-очеркистом, историком, археологом, этнографом, фольклористом, географом, экономистом, статистиком, метеорологом, климатологом, демократом, гуманистом, просвещенцем, общественным деятелем.
История изучения его личности и деятельности представлена несколькими периодами, которые связаны с развитием общерусской и региональной фольклористики. В России середина XIX в. ознаменовалась расцветом провинциальной культуры, в том числе и фольклористики. Исследователи-краеведы принимали активное участие в земских делах, собирали этнографические сведения, изучали местные экономические отношения. Они, по замечанию А. Н. Пыпина, «...оживили издания местных статистических комитетов, подняли многое из “губернских ведомостей”, в прежнее время влачивших обыкновенно самое жалкое существование, наконец, предпринимали свои личные работы» [23. С. 310]. Осознание необходимости собирания регионального фольклора передовыми умами провинции было характерно и для Зауралья. Подтверждением тому является деятельность Н. А. Зырянова.
Исследование изучения творчества и жизнедеятельности собирателя позволяет выделить три периода в истории изучения деятельности А. Н. Зырянова: прижизненная критика,
20-30-е гг. XX в. и современный период, начавшийся с 80-х гг. XX в.
Первый период в изучении многогранной деятельности А. Н. Зырянова связан с прижизненным признанием и прижизненной публикацией и критикой его трудов. В связи с этим следует отметить, что первые наброски биографии А. Н. Зырянова сделал крупный историк, известный уральский библиограф конца XIX в. А. А. Дмитриев [8]. А. А. Дмитриев называл его «одним из тех русских крестьянских самородков, которые снискивают себе известность исключительно сильным природным талантом помимо влияния школы и других культурных условий», «писателем-самоучкой», «неутомимым собирателем научных богатств», «предприимчивым инициатором», «достойнейшим сыном родного края» [8. С. 68-76]. Позднее, в 1891 г., известный земский деятель, краевед, издатель и библиограф Д. Д. Смышляев посвятил ему статью «Александр Никифорович Зырянов» [24]. Он особо выделил следующие личностные качества собирателя А. Н. Зырянова: «врожденную любознательность», «замечательную способность к собиранию всякого рода сведений», «превосходные исследовательские способности...» [24. С. 65-67]. В этих двух статьях указываются основные вехи жизни зауральского краеведа. При этом А. А. Дмитриев позиционировал крестьянского самоучку не только как краеведа, но и деятеля широкой просветительской направленности.
Первые ссылки на работы А. Н. Зырянова, упоминания о нем обнаружены в «Вестнике Русского Географического Общества» (Т. III. СПб., 1852. Прил. С. 8); в рецензии Н. А. Добролюбова (Пермский сборник : рецензия // Современник. Кн. X. М., 1859. С. 357-372); в статье Д. Д. Смышляева «О библиотеке села Иванищевского за 20 месяцев ее существова-
ния (Пермские губернские ведомости. 1861. № 11, 12); в статье П. Г. Никитина «Об открытии библиотеки для безмездного чтения» (Там же. № 51. С. 786); в «Сборнике статей Пермской губернии» Д. Д. Смышляева [41]; в статье Д. Д. Смышляева «Александр Никифорович Зырянов» в «Сборнике статей о Пермской губернии» (Пермь, 1891. С. 280-284); в «Записках Уральского общества любителей естествознания» (Т. 18, вып. 1. Екатеринбург, 1896; Т. 20, вып. 1, Екатеринбург, 1898); в «Библиографическом указателе памятных деятелей Пермского края» А. А. Дмитриева (Вып. 1. Пермь, 1902) и др.
Жизненный и творческий путь А. Н. Зырянова в целом нашел широкое отражение в публикациях его современников. Среди них М. Малахов, А. Н. Афанасьев, И. А. Худяков, И. М. Первушин, П. Г. Никитин, В. Н. ТТТитттон-ко и другие авторы, чьи материалы о зауральском краеведе появились при жизни А. Н. Зырянова в различных источниках.
Современниками отмечаются разные аспекты деятельности А. Н. Зырянова. Так, писарь села Иванищевского П. Г. Никитин в «Пермских губернских ведомостях» за 1861 г. № 51 [С. 786] высоко оценил создание А. Н. Зыряновым первой в Зауралье «безмездной» сельской библиотеки в селе Иванищевском. Известный уральский краевед В. Н. Шишонко в работе «Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии» (Екатеринбург, 1879. С. 368-371) также отдал должное благородному поступку А. Н. Зырянова, передавшего свою далматовскую библиотеку для основания Шадринской публичной библиотеки» [21. С. 6].
Высоко оценена работа крестьянина-фоль-клориста по собиранию сказок. В комментариях к сказкам А. Н. Афанасьев указал на принадлежность А. Н. Зырянова к крестьянству: «записано в Шадринском районе Курганской области государственным крестьянином А. Зыряновым» [1. С. 486]. Критика Н. А. Добролюбова на сборник А. Н. Афанасьева, который он особо выделил среди прочих подобных, косвенно связана с записями А. Н. Зырянова: «Сборник г. Афанасьева превосходит другие по своей полноте и точности, с какою старался издатель придерживаться народной речи, даже самого выговора» [9. С. 235].
Высокой оценки удостоено исследование А. Н. Зыряновым огромного комплекса ремесел и промыслов в крае, а также их роль как
социализирующего фактора. За статью «Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии» Вольное Экономическое общество присудило зауральскому краеведу А. Н. Зырянову в 1867 г. Большую серебряную медаль, чем подчеркнуло выдающееся значение его работы для своего времени.
В середине 50-х гг. XIX в. широко разворачивается и просветительская деятельность А. Н. Зырянова, также вызвавшая внимание современников. Его книга для народного чтения «Голос зауральца» (ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 7) - свидетельство неутомимой просветительской деятельности писателя-краеведа. То, что А. Н. Зырянова всерьез волновала проблема просвещения народа, доказывает тот факт, что он первым в Зауралье предпринял попытку создать библиотеку. С помощью известного пермского общественного деятеля Д. Д. Смышляева в 1859 г. А. Н. Зыряновым была открыта в селе Иванищевском бесплатная сельская библиотека-читальня.
По инициативе увлеченного просветительскими идеями А. Н. Зырянова была открыта первая в Шадринском крае бесплатная крестьянская школа. Эти аспекты его деятельности также становятся предметом осмысления биографов: «Живя в селе Иванищевском, находясь под влиянием новых идей и великих реформ того времени, он основывает здесь библиотеку для народного чтения и принимает участие в устройстве народной школы» [8. С. 71].
Признание ученых получили наблюдения А. Н. Зырянова по метеорологии. На протяжении более 20 лет он собирал материалы по климатологии Шадринского края, требующие, по словам А. Дмитриева, «особой аккуратности» [8. С. 73]. Начиная с 1857 г., он сообщал свои наблюдения Географическому обществу.
По данным биографов, археологией А. Н. Зырянов начал интересоваться в конце 1850-х гг. Одним из первых А. Н. Зырянов осознал необходимость музейного хранения истории края и тщательно собирал вещевые памятники. 4 сентября 1875 г. в общем собрании он был избран членом-корреспондентом Уральского общества любителей естествознания. Нужно отметить тот факт, что это были первые научные раскопки в Зауралье.
Прижизненное уважение получили статьи
А. Н. Зырянова по археологии. Они напечатаны в «Пермских губернских ведомостях» («Раскопка кургана близ села Замараевского Шадринского уезда»), в «Известиях Импера-
торского Археологического общества» (Т. IV. Вып. 1-6. С. 407-411) («Городище близ деревни Замараевской Шадринского уезда Пермской губернии» и «Курганы у села Замараевского около г. Шадринска» 1863 г.), в «Пермском сборнике» («Заметки о курганах в Шадринском уезде»), в «Записках Уральского общества любителей естествознания» - («Курганы и городища в Шадринском уезде Пермской губернии и находки в них» (Екатеринбург, 1883. Т. VII. Вып. 3. С. 73-86). В 1864 г. краевед опубликовал свою статью «Песня о поселениях около г. Шадринска» в «Этнографическом сборнике» РГО (СПб., 1864. Вып. IV. С. 15).
В 1860-х гг. А. Н. Зырянов основательно занялся изучением экономического быта Ша-дринского уезда. Одновременно он успевал работать по этнографии и археологии, к которым присоединил занятия метеорологией в селе Иванищевском. Известно, что значительная часть его материалов по экономике Шадрин-ского, Ялуторовского, Курганского и Ишим-ского уездов вошла в книгу И. И. Любимова «Записка к проекту Пермско-Уральской железной дороги» (СПб., 1870).
Оценена работа А. Н. Зырянова по историческому краеведению, о чем свидетельствует публикация очерка «Крестьянское движение в Шадринском уезде в 1843 г.» в журнале «Древняя и Новая Россия» (1879. № 11. Ноябрь).
Уже в XIX в. внимание к деятельности
A. Н. Зырянова вышло за пределы Урало-Сибирского региона. Так, Н. А. Добролюбов отметил объективность исторического очерка «Пугачевский бунт в Шадринском уезде и его окрестностях», роль этого произведения в познании истории и взгляда народа на исторические события. В рецензии на «Пермский сборник» Д. Д. Смышляева Н. А. Добролюбов отмечал, что в нем есть несколько статей, имеющих интерес не только для пермяка, но и для всякого образованного читателя, и это может помочь его успеху: «Таковы две статьи, относящиеся ко времени пугачевского бунта: одна (...) г. Планера, другая - «Пугачевский бунт в Шадринском уезде» (...) дополняет многими любопытными документами статью г. Плотникова о том же предмете.» [9. С. 235].
Со времени создания в 1928 г. (11 сентября) Далматовского общества краеведения, инициатором которого был знаток Шадринского края
B. П. Бирюков, прослеживается следующий период в изучении жизни и творческого наследия
А. Н. Зырянова, который связан с общим подъ-
емом краеведения в СССР. В 1930 г., к 100-летию со дня рождения А. Н. Зырянова, этим обществом был издан в Шадринске сборник краеведческих статей «Исетско-Пышминский край» [3], посвященный памяти зауральского самородка Александра Никифоровича. В нем помещены биографические материалы о Зырянове, отражена его научная и просветительская деятельность. Значительное место в сборнике заняли особо ценные статьи В. П. Бирюкова [3. С. 11-41], И. Д. Иванчи и М. С. Кашеварова [13. С. 1-11].
В. П. Бирюков отметил «прекрасный почин в деле собирания рукописных и иных материалов, касающихся научных работ и жизни одного из первых исследователей местного края,
А. Н. Зырянова. При этом задумано издание полного собрания произведений этого краеведа, причем в первую очередь нескольких очерков, касающихся революционных движений в крае» [3. С. 32]. Члены общества краеведения И. А. Иванча и М. С. Кашеваров называли его «дедушкой шадринского краеведения, бытопи-сателем-самоучкой, выдающимся общественным деятелем и краеведом» [13. С. 1-11].
К середине 30-х гг. были ликвидированы краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы. На долгое время забыто было даже само слово «краеведение». Разгром краеведения коснулся и А. Н. Зырянова, его имя попало в ряд забытых и полузабытых.
Период, начавшийся с 80-х гг. XX в., можно считать очередным этапом в изучении личности и деятельности А. Н. Зырянова. Появляется много работ краеведов и ученых самых различных отраслей знания, предметом исследования которых стала жизнь и творчество выдающегося зауральского самородка, получившего всероссийскую известность. В трудах историков, фольклористов, этнографов уточняются, конкретизируются различные биографические факты, изучаются отдельные работы, выявляющие сущность мотивов, образов, зафиксированных А. Н. Зыряновым.
В частности, впервые обращено внимание на своеобразие фольклористических принципов собирателя. Как приоритетный принцип фольклориста отмечен его комплексный подход к народной культуре. По замечанию
Н. А. Подгорбунских, Зырянов не только «передает текст фольклорного произведения, но и фиксирует оценку певца, рассказчика. Особенно интересны записки «местных» песен и ком-
ментарии к ним, в которых дается нравственная характеристика жителям, населяющим села Шадринского уезда» [20. С. 40].
Особого внимания заслуживают исследования филологической направленности. В связи с этим следует назвать статью Н. А. Подгорбун-ских «Народная этика в работах А. Н. Зырянова» [20], С. Б. Борисова «Честь как компонент ментальности сельской интеллигенции» (на примере деятелей Шадринского края А. Н. Зырянова и И. М. Первушина») [4].
Необходимо особо отметить выдающийся вклад шадринцев в дело воздания благодарной памяти своему земляку: А. М. Бритвина [5], В. Н. Бекетовой [2], З. И. Матвеевой [17],
В. П. Тимофеева [26], А. А. Пашкова [19], И. А. Спириной [25] и др.
Роль материалов А. Н. Зырянова как ценного источника подчеркивается при изучении исторических судеб фольклора, в частности, свадьбы. Так, В. Н. Бекетова и В. П. Тимофеев в сборнике «Розан мой, розан» [2] опираются и на записи свадьбы, сделанные собирателем А. Н. Зыряновым в Шадринском уезде Пермской губернии.
В конце ХХ в. проведена републикация наиболее ценных трудов зауральского краеведа: «Пугачевский бунт в Шадринском уезде и окрестностях его» [12. С. 67-92], «Крестьянское движение в Шадринском уезде Пермской губернии в 1843 г.» [12. С. 116-191], «Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии» [8]. В последующие издания вошли статьи шадринского краеведа А. М. Бритвина «Основоположник зауральского краеведения А. Н. Зырянов» [6]; Н. В. Здобнова «Забытый труженик» [11]; И. А. Иванчи, М. С. Каше-варова «Александр Никифорович Зырянов» [14]; библиографическая справка М. Екимова «Александр Никифорович Зырянов» [10] и др. В газете «Шадринский курьер» в 90-е гг. ХХ в. печатаются статьи и аннотации, посвященные неоценимому вкладу А. Н. Зырянова в культурное развитие города [7. С. 23].
Особое направление в изучении жизнедеятельности зауральского самородка - изучение архивов. Наиболее полная библиография трудов А. Н. Зырянова, работ о нем и ссылок на работы краеведа дана А. М. Бритвиным. В статьях, посвященных А. Н. Зырянову, А. М. Бритвин раскрывает различные стороны его просветительской деятельности. Следует отметить, что до настоящего времени огромная часть наследия А. Н. Зырянова, находящаяся в
Государственном архиве Свердловской области и архиве РГО в г. Санкт-Петербурге, еще не опубликована, требует научного осмысления и освоения.
С 2003 г. в Кургане проводятся межрегиональные научно-практические конференции, результатом которых является издание сборника «Зыряновские чтения». Необходимо отметить, что личность А. Н. Зырянова играет в сборнике организующую роль. Углубленно рассматриваются проблемы развития фольклористики Зауралья, более детально изучаются различные аспекты деятельности просветителя, анализируются его труды и вклад в культуру Южного Зауралья. Их материалы вносят значительный вклад в развитие не только местного краеведения, но и в гуманитарном антропологическом знании. О широте проблематики изучения деятельности А. Н. Зырянова свидетельствует тематика докладов. В статьях сборника представлены материалы исследования актуальных, проблем истории, археологии, историографии, источниковедения, музееведения, географии, биологии и филологии Зауралья.
В 2006 г. научно-практическая конференция «Зыряновские чтения» получила статус Всероссийской. Авторы сборника - известные ученые, доктора и кандидаты наук, аспиранты, бакалавры, студенты вузов, краеведы, работники музеев, архивов, библиотек, журналисты из различных регионов России.
О многогранности подходов к наследию зауральского крестьянина-краеведа свидетельствует тематика докладов[21; 22; 5; 17; 15; 16; 28]. Следует назвать ряд статей, касающихся значения открытий А. Н. Зырянова в различных областях знания. Примером тому может служить статья С. Н. Шилова « А. Н. Зырянов -Первый археолог земли Курганской» [29] и работа И. С. Менщикова «Материалы А. Н. Зырянова как источник по этнической культуре русского народа второй половины XIX в.» [18].
Постоянный, неугасаемый интерес ученых-исследователей к А. Н. Зырянову свидетельствует о его незаурядности и значительном вкладе в развитие фольклористики Зауралья во второй половине XIX в. Следует подчеркнуть, что все направления его деятельности связаны воедино гуманной идеей служения народу. Вся широкая деятельность А. Н. Зырянова направлена на репрезентацию крестьянской культуры как характеристики ментальности зауральцев-земледельцев. Задача показать широту гумани-
стической деятельности А. Н. Зырянова становится приоритетной на этом этапе изучения его личной и профессиональной биографий.
Итак, интерес к личности провинциального краеведа и фольклориста А. Н. Зырянова не угасает в отечественной фольклористике вот уже на протяжении двух столетий. Меняются ракурсы исследования многогранной деятельности зауральского ученого, но сама фигура «пионера» региональной фольклористики по-прежнему остается в центре внимания современной науки о фольклоре.
Список литературы
1. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки : в 3 т. Т. 2. М., 1957.
2. Бекетова, В. Н. Розан, мой розан. Свадебный обряд и свадебная поэзия Шадринского края / В. Н. Бекетова, В. П. Тимофеев. Ша-дринск : ШПИ, 1997. 202 с.
3. Бирюков, В. П. Краткая историческая справка по краеведению // Исетско-Пышмен-ский край : сб. краевед. ст. посвящ. памяти местного краеведа А. Н. Зырянова. Шадринск, 1930. С. 11-41.
4. Борисов, С. Б. Честь как компонент ментальности сельской интеллигенции: на примере деятелей Шадринского края А. Н. Зырянова и И. М. Первушина // Шадринская провинция. Шадринск : ШПИ, 1998. С. 89-93.
5. Бритвин, А. М. О наследии А. Н. Зырянова // IV Зырянов. чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Курган, 2006. С. 19-20.
6. Бритвин, А. М. Основоположник зауральского краеведения А. Н. Зырянов // Зыряновские чтения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 14-15 дек. 2004 г. Курган, 2004. С. 25-28.
7. Вахрамеева, М. Первая в России // Ша-дринский курьер (Шадринский район). 1997. 22 мая. С. 8.
8. Дмитриев, А. Писатель-самоучка Александр Никифорович Зырянов // Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии / сост. С. Б. Борисов. Шадринск : Исеть, 1997. С. 68-76.
9. Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений : в 9 т. Т. 3. М. ; Л., 1962. С. 235.
10. Екимов, М. Александр Никифорович Зырянов // Земля Курганская: прошлое и настоящее. Курган, 1990. С. 105-107.
11. Здобнов, Н. В. Забытый труженик // Ша-дринский альманах. Вып. 2 (1998) / сост. и отв. ред. С. Б. Борисов. Шадринск : ШПИ, 1998. С. 56-59.
12. Зырянов, А. Н. Пугачёвский бунт в Ша-дринском уезде и его окрестностях // Шадрин-ская старина : хрестоматия. Шадринск, 1996.
С. 67-92.
13. Иванча, И. А. Александр Никифорович Зырянов / И. А. Иванча, М. С. Кашеваров // Исетско-Пышминский край : сб. краевед. ст. Шадринск, 1930. С. 1-11.
14. Иванча, И. А. Александр Никифорович Зырянов Зырянов / И. А. Иванча, М. С. Кашеваров // Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии / сост. С. Б. Борисов. Шадринск : Исеть, 1997. С. 79-88.
15. Князева, Д. В. А. Н. Зырянов - историк и воспитатель из народа // VIII Зырянов-ские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 10-11 дек. 2009. Курган : КГУ, 2009.
С.31-32.
16. Князева, Д. В. Жизнь и творчество А. Н. Зырянова (по архивным материалам музеев Далматово и Шадринска) / И. А. Астанина, Д. В. Князева // VIII Зыря-новские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 9-10 дек. 2010. Курган : КГУ, 2004. С. 63-65.
17. Матвеева, З. И. По страницам «Пермских губернских ведомостей». А. Зырянов «Из Далматова» // Зыряновские чтения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 1415 дек. 2004. Курган : КГУ 2004. С. 76-81.
18. Менщиков, И. С. Материалы А. Н. Зырянова как источник по этнической культуре русского народа второй половины XIX в. // Зыряновские чтения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 14-15 дек. 2004. Курган : КГУ, 2004. С. 142.
19. Пашков, А. А. Краевед, просветитель, писатель // VIII Зыряновские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 9-10 дек. 2010. Курган : КГУ, 2004. С. 5-6.
20. Подгорбунских, Н. А. Народная этика в работах А. Н. Зырянова // Земля Курганская: прошлое и настоящее : краевед. сб. Вып. 2. Курган, 1991. С. 40-43.
21. Пундани, В. В. С веком наравне, и не только // Зыряновские чтения : материалы меж-регион. науч.-практ. конф., 18-19 дек. 2003. Курган : КГУ, 2003. 198 с.
22. Пундани, В. В. Зауралье и зауральцы на ниве науки и краеведения // Зыряновские чтения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 14-15 дек. 2004. Курган : КГУ, 2004. С. 3-13.
23. Пыпин, А. Н. История русской этнографии. Т. II. СПб., 1891. С. 310.
24. Смышляев, Д. Д. Александр Шкифоро-вич Зырянов // Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии / сост. С. Б. Борисов. Ша-дринск : Исеть, 1997. С. 65-67.
25. Спирина, И. А. Современные судьбы традиционного фольклора на родине А. H. Зырянова // Зыряновские чтения : материалы меж-регион. науч.-практ. конф., 14-15 дек. 2004. Курган : КГУ, 2004. С. 210-211.
26. Тимофеев, В. П. А. H. Зырянов о диалектных фраземах и словах // XI Бирюковские
чтения : тез. докл. Шадринск : ШПИ, 1994.
С.82-84.
28. Федорова, В. П. Фольклорная находка А. H. Зырянова на карте русской культуры // Зыряновские чтения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 14-15 дек. 2004. Курган : КГУ, 2004. С. 13-16 .
29. Шилов, С. H. А. H. Зырянов - первый археолог земли Курганской // Зыряновские чтения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 18-19 дек. 2003. Курган : КГУ, 2003. 198 с.