Anikeeva Olesya Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Kursk, Southwest State University,
Ivakhnenko Alexander Gennadievich, doctor of technical sciences, professor, [email protected], Russia, Kursk, Southwest State University
УДК 378
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-4-391-395
НОВЫЕ АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Э. Аверьянова, М.А. Анисимова
Рассмотрены вопросы, посвященные изменения, вступившим в силу ввиду принятия Приказа Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2021 г. N 1094 "Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования".
Ключевые слова: аккредитация, аккредитационные показатели, мониторинг, государственный контроль (надзор).
Для реализации новых норм федерального закона «Об образовании» Постановлением Правительства от 14 января 2022 года №3 утверждено новое Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности. Основные изменения, вступившие в силу с 1 марта 2022 года, представлены на рисунке.
Федеральный закон от 11.06.2021. .№ 170-ФЗ
Срок ГА - 6 и 12 лет
Федеральные государственные образовательные стандарты
Цель - подтверждение соответствия образовательной деятельности по ООП в части содержания и качества требованиям ФГОС ВО
Положение о государственной
аккредитации (Постановление Правительства от _14 января 2022 года №3)_
Бессрочная ГА
Аккреднташюнные показатели
Цель государственной аккредитации- подтверждение
соответствия качества образования в организации по
ООП установленным аккредитационным показателям
Основные изменения в сфере государственной аккредитации
С 1 марта 2022 года вступил в силу (и действует по 1 сентября 2024 года) Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2021 г. N 1094 "Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования".
Документ устанавливает аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования, которые будут использоваться для:
- государственной аккредитации образовательной деятельности;
- осуществления аккредитационного мониторинга;
- осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
При проведении процедуры аккредитации будут учитываться определенные качественные и количественные показатели, каждый из которых имеет свой вес и градацию начисления баллов (табл. 1).
Таблица 1
Качественные и количественные показатели при проведении процедуры _аккредитации_
Значение показателей
Для государственной аккредитации Для целей мониторинга Для целей государственного контроля (надзора)
Минимальное значение баллов -90 Показателей - 6+1 Минимальное значение баллов - 70 Показателей - 8+1 Минимальное значение баллов - 60 Показателей - 2
Для целей государственной аккредитации образовательной деятельности предусмотрены следующие показатели:
- средний балл ЕГЭ студентов, принятых на бюджет очных отделений бакалавриата и специалитета - АП 1 (макс. - 10 баллов);
- средний балл вступительных испытаний (ЕГЭ и дополнительные испытания вуза) студентов принятых на бюджет очных отделений бакалавриата и специалитета -АП 1.1 (макс. - 10 баллов);
- наличие электронной информационно-образовательной среды - АП 2 (макс. -10 баллов);
- доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень или ученое звание, пр. - АП 3 (макс. - 20 баллов);
- доля научно-педагогических работников, из числа руководителей и работников организации, деятельность которых связана с направленностью образовательной программы - АП 4 (макс. - 20 баллов);
- доля студентов, успешно выполнивших задания диагностической работы АП 5 (макс. - 75 баллов);
- наличие внутренней системы оценки качества образования - АП 6 (макс. - 10
баллов).
Для осуществления аккредитационного мониторинга предусмотрен следующий ряд показателей:
- средний балл ЕГЭ студентов, принятых на бюджет очных отделений бакалавриата и специалитета - АП 1 (макс. - 10 баллов);
- средний балл вступительных испытаний (ЕГЭ и дополнительные испытания вуза) студентов принятых на бюджет очных отделений бакалавриата и специалитета -АП 1.1(макс. - 10 баллов);
- наличие электронной информационно-образовательной среды - АП 2 (макс. -10 баллов);
- доля обучающихся успешно завершивших обучение - АП 3 (макс. - 10 баллов);
- доля выпускников, выполнивших обязательства по договорам целевого обучения - АП 4 (макс. - 10 баллов);
- доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень или ученое звание, пр. - АП 5 (макс. - 20 баллов);
- доля научно-педагогических работников, из числа руководителей и работников организации, деятельность которых связана с направленностью образовательной программы - АП 6 (макс. - 20 баллов);
- наличие внутренней системы оценки качества образования - АП 7 (макс. - 10
баллов);
- доля выпускников, успешно трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска - АП 8 (макс. - 20 баллов).
392
Для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования установлено всего два показателя:
- доля студентов, успешно выполнивших задания диагностической работы АП 2 (макс. - 75 баллов);
- наличие внутренней системы оценки качества образования - АП 2 (макс. - 10
баллов).
Особое внимание целесообразно обратить на показатели аккредитационного мониторинга, поскольку их невыполнение влечёт за собой процедуры государственного надзора и контроля. Минимальное количество баллов при аккредитационном мониторинг должно быть не менее 70.
Показатели «Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание...» и «Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы.) позволяют получить по 20 баллов, что является значительной составляющей в общем числе баллов (табл. 2).
Таблица 2
Аккредитационный показатель АП 3(5), А П 4(6)
Наименование показателя (аккредитация, мониторинг) Значение показателя Кол-во баллов Источники данных для расчета АП3
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, награды, международные почетные звания или премии, в том числе полученные в иностранном государстве и признанные в РФ, и (или) государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, и (или) являющихся лауреатами государственных премий в соответствующей профессиональной сфере и приравненными к ним членами творческих союзов, лауреатами, победителями и призерами творческих конкурсов, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации соответствующей ОП ВО (АП 3 или АП 5) 60 % и более 20 Документы, к заявлению о проведении гос. аккредитации (в рамках процедуры аккредитации) Информация на официальном сайте ОО.
от 50% до 59% баллов 5
менее 50% 0
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области), в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования (АП 4 или АП 6) соответствует ФГОС, ОС 20 Информация на официальном сайте ОО.
НЕ соответствует ФГОС, ОС 0
Показатель наличие электронной информационно-образовательной среды - АП 2 может максимально дать 10 баллов (табл. 3). Таблица 3 Аккредитационный показатель АП 2
Наименование показателя (аккредитация, мониторинг) Значение показателя Кол-во баллов Источники данных для расчета АП3
Наличие электронной информационно-образовательной среды (АП 2) имеется 10 Информация на офи-
не имеется 0 циальном сайте ОО.
Показатель наличие внутренней системы оценки качества образования - АП 7 также максимально дает 10 баллов (табл. 4).
Таблица 4
Аккредитационный показатель А П 7
Наименование показателя (аккредитация, мониторинг) Значение показателя Кол-во баллов Источники данных для расчета АП3
Наличие внутренней системы оценки качества образования (АП 7) имеется 10 Информация на официальном сайте ОО.
не имеется 0
Значение показателя «имеется» устанавливается если к проведению регулярной внутренней оценке качества образовательной программы и подготовки обучающихся привлечены работодатели и (или) их объединения, иные юридические и (или) физические лица, включая педагогических работников образовательной организации, а также в рамках внутренней оценки качества образовательной деятельности обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин, (модулей) и практик.
Источником данных по этим показателям является информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации. Таким образом, для безрисковой работы вуза при аккредитационном мониторинге необходимо поддерживать максимальные значения четырех перечисленных показателей, которые в сумме позволяют набрать 60 баллов. Остальные показатели могут иметь средние значения
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года].
2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2021 г. N 1094 "Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования".
3. Министерство науки и высшего образования российской федерации. Письмо от 28 февраля 2022 г. N мн-5/339, «О направлении методических рекомендаций».
Аверьянова Инна Эдуардовна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Анисимова Марина Александровна канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
NEW ACCREDITATION INDICATORS FOR EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER
EDUCATION
I.E. Averyanova, M.A. Anicimova
The issues related to the changes that came into force due to the adoption of the Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1094 dated November 25, 2021 "On approval of accreditation indicators for educational programs of higher education" were considered.
Key words: accreditation, accreditation indicators, monitoring, state control (supervision).
Averyanova Inna Eduardovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula state University,
Anisimova Marina Aleksandrovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula state University
УДК 621.9.08
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-4-395-399
КОНТРОЛЬ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ
СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ
С.М. Никольский
В настоящей статье рассмотрена нормативная документация, содержащая требования к основным параметрам зубчатых колес. Рассмотрены способы контроля параметров зубчатых колес с применением различных средств измерений.
Ключевые слова: ГОСТ, требования, допуск, контроль параметров, КИМ.
На сегодняшний день одними из самых массовых и распространенных деталей в машиностроении являются зубчатые колеса. Внушительная гамма их разновидностей и широкий диапазон применения в таких отраслях промышленности как машиностроение, судостроение, пищевая и горнодобывающая промышленность и т.д. демонстрируют достаточно высокую востребованность и как следствие их не менее востребованный контроль. Учитывая принадлежность данных деталей к сложным криволинейным поверхностям, контроль их основных геометрических параметров осложнен ввиду непростой формы. Актуальность данной проблемы подпитывается большим числом стремительно развивающегося соответствующего программного обеспечения, работа которого в первую очередь направлена на удовлетворение требований нормативных документов, регламентирующих ту или иную техническую составляющую.
Основополагающим отечественным документом, содержащим в себе полный перечень всех требований к зубчатым колесам, является ГОСТ 1643-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски». Данный стандарт устанавливает нормативные требования к таким основным параметрам как: степень точности и вид сопряжения; показатели и нормы кинематической точности; показатели и нормы плавности работы; показатели и нормы контакта зубьев; нормы бокового зазора.
Согласно данному документу для зубчатых колес устанавливаются двенадцать степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых в порядке убывания точности цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12,а также шесть видов сопряжений зубчатых колес в передаче А, В, С, D, Е, Н и восемь видов допуска Гуп на боковой зазор х, у, z, а, Ь, с, d, к
Показатели и нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев определяются в соответствии с табличными значениями с использованием степеней точности, модуля, частоты циклической погрешности за оборот зубчатого колеса.