Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ВЕСОМЫЙ ФАКТОР ПРИ АККРЕДИТАЦИИ ВУЗОВ'

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ВЕСОМЫЙ ФАКТОР ПРИ АККРЕДИТАЦИИ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА / АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МОНИТОРИНГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова Инна Эдуардовна, Анисимова Марина Александровна

Диагностическая работа является обязательным мероприятием при оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации образовательных программ и при государственном контроле (надзоре) и требует проведения эффективной работы образовательных организаций по формированию компетенций у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверьянова Инна Эдуардовна, Анисимова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ACCREDITATION INDICATORS FOR EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION

The issues related to the changes that came into force due to the adoption of the Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1094 dated November 25, 2021 "On approval of accreditation indicators for educational programs of higher education" were considered.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ВЕСОМЫЙ ФАКТОР ПРИ АККРЕДИТАЦИИ ВУЗОВ»

УДК 378

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-4-374-377

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ВЕСОМЫЙ ФАКТОР ПРИ АККРЕДИТАЦИИ ВУЗОВ

И.Э. Аверьянова, М.А. Анисимова

Диагностическая работа является обязательным мероприятием при оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации образовательных программ и при государственном контроле (надзоре) и требует проведения эффективной работы образовательных организаций по формированию компетенций у обучающихся.

Ключевые слова: аккредитация, диагностическая работа, аккредитационные показатели, мониторинг, государственный контроль (надзор).

Вступившие в силу с 1 марта 2022 года Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2021 г. N 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования» и Постановление Правительства РФ от 14 января 2022 г. № 3 «Об утверждения положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения актов Правительства Российской Федерации» существенно изменили порядок прохождения государственной аккредитации.

В настоящее время обратиться с заявлением о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ имеют право организации, осуществляющие образовательную деятельность, только при наличии в организации обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по соответствующим образовательным программам не менее чем за один год обучения по этим образовательным программам.

Для ВУЗов, имеющих аккредитацию, по аккредитованным образовательным программам будет проводиться аккредитационный мониторинг в рамках мониторинга системы образования.

Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям государственный контроль (надзор) в сфере образования будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода. В случае попадания образовательной организации в группы риска в ней будут проводиться плановые проверки Ро-собрнадзора (для категории высокого риска - 1 раз в 3 года; для категории среднего риска - 1 раз в 4 года)

Предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение:

обязательных требований, установленных законодательством об образовании;

лицензионных требований к образовательной деятельности;

требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

требований к выполнению аккредитационных показателей.

Одним из показателей для целей государственной аккредитации образовательной деятельности и для целей осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является показатель - доля студентов, успешно выполнивших задания диагностической работы АП 5 (АП 2), который вносит максимальный вклад в общее количество баллов необходимых образовательной организации для успешного прохождения аккредитации (90) или при проведении контрольных/надзорных мероприятий Рособрнадзора (60).

Таблица показателей

Наименование показателя (аккредитация, надзор) Значение показателя Кол-во баллов Источники данных

Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленной образовательной. программе (АП 5 или АП 2) 65 % и более 75 Документы, прилагаемые к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, в т.ч. оценочные материалы. Протокол диагностической работы.

от 55% до 64% баллов 40

менее 55% 0

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 28.02.2022 №МН

5/339):

Диагностическая работа (ДР) - мероприятие по оценке качества подготовки обучающихся по образовательной программе, в том числе с применением дистанционных технологий.

Диагностическая работа формируется из фонда оценочных средств образовательной организации (ФОС ОО). Целью диагностической работы является определение уровня достижения результатов обучения и (или) освоения образовательной программы.

Диагностическая работа может проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Численность обучающихся, участвующих в диагностической работе, должна составлять не менее 70% обучающихся, осваивающих соответствующую образовательную программу, от списочного состава академических групп.

При проведении диагностической работы образовательная организация должна осуществить видеозапись проведения диагностической работы и обеспечить хранение указанной видеозаписи.

Диагностическая работа проводится в отношении старшего курса (года, периода) обучения по универсальным/общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям.

Общее количество компетенций в совокупности от 3 до 5.

Общее количество заданий, включенных в диагностическую работу, как правило, не более 30.

Продолжительность выполнения диагностической работы составляет не более двух академических часов.

Оценочные материалы предоставляются образовательной организацией в электронном виде, доступном для редактирования.

Оценочные материалы представляют собой совокупность разработанных и утвержденных образовательной организацией оценочных средств, представляющих собой комплекс заданий различного типа с ключами правильных ответов, включая критерии оценки, которые используются при проведении оценочных процедур (текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной итоговой (итоговой) аттестации) с целью оценивания достижения обучающимися результатов освоения образовательной программы и (или) результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам.

Оценочные материалы образовательной организации, в зависимости от профиля (направленности) образовательной программы могут содержать задания в виде расчётных задач, мини-кейсов, ситуационных задач, практико-ориентированных заданий.

Оценочные материалы, разработанные образовательной организацией, должны обеспечивать надежную и интегративную (комплексную) оценку результатов обучения и (или) освоения образовательной программы и отвечать следующим требованиям:

- соответствие целям и задачам образовательной программы, содержанию изучаемых дисциплин (модулей), научно-исследовательской работы, практик;

- наличие полного и достаточного состава оценочных материалов в целях возможного отбора заданий для комплектования диагностической работы;

- соответствие оценочных средств предмету оценки, направленной на определение уровня достижения планируемых результатов обучения и (или) освоения образовательной программы (ее части);

- использование актуальных редакций понятий, терминов, определений, соответствующих действующему законодательству в определенной сфере общественных отношений, отраслевым регламентам, ГОСТу(ам) и т.д.

Показатель «Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленной образовательной программе» (АП 5 или АП 2) дает максимальное количество баллов из всех показателей (75). Как правило, более реальным и оптимальным вариантом для региональных ВУЗов является значение «не ниже 55».

Выполнив все предъявляемые к оценочным материалам требования и используя их для проведения оценочных процедур можно с уверенностью обеспечить выполнение данного показателя. Кроме того, образовательной организации, в рамках внутренней оценки качества образовательной деятельности, целесообразно на постоянной основе проводить оценку уровня достижения результатов обучения и (или) освоения образовательных программ, реализуемых ВУЗом, с помощью фонда оценочных средств образовательной организации, сформированных по аналогии с выше указанными принципами формирования оценочных средств для диагностической работы.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года].

2. Российская Федерация. Законы. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ: [принят государственной думой 22 июля 2020 года. Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года].

3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2021 г. N 1094 "Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования".

4. Постановление Правительства РФ от 14 января 2022 г. № 3 «Об утверждения положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения актов Правительства Российской Федерации». Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2022 г. N 3.

5. Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования».

Аверьянова Инна Эдуардовна, канд. техн. наук, доцент, inna160366@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Анисимова Марина Александровна канд. техн. наук, доцент, ama65@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

NEW ACCREDITATION INDICATORS FOR EDUCATIONAL PROGRAMS

OF HIGHER EDUCATION

I.E. Averyanova, M.A. Anicimova

The issues related to the changes that came into force due to the adoption of the Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1094 dated November 25, 2021 "On approval of accreditation indicators for educational programs of higher education" were considered.

Key words: accreditation, accreditation indicators, monitoring, state control (supervision).

Averyanova Inna Eduardovna, candidate of technical sciences, docent, inna160366@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state University,

Anisimova Marina Aleksandrovna, candidate of technical sciences, docent, ama65@mail.ru, Russia, Tula, Tula state University

УДК 629.113

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-4-377-383

РАЗРАБОТКА ПРОЦЕДУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВТОСБОРОЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОСТАВЩИКА ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ ЗАТРАТ ЗА НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЕ КАЧЕСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ

КОМПОНЕНТОВ

Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров, Т.В. Травина

В статье представлены результаты разработки и реализации процедуры взаимодействия автосборочного предприятия и поставщиков при возмещении затрат за несоответствующее качество автомобильных компонентов

Ключевые слова: машиностроительное (автосборочное) предприятие, конкурентоспособность, качество, автомобильные компоненты, автомобиль.

Автопроизводитель обязан обеспечить эксплуатационное качество продукции в период гарантийной эксплуатации, а также обеспечить эксплуатационную эффективность автотранспортного средства (АТС) в течение всего периода эксплуатации вплоть до утилизации. Автосборочное предприятие формулирует требования по уровню обеспечения эксплуатационного качества продукции для подразделений внутреннего производства, а также для предприятий-поставщиков компонентов. Исходя из того, что доля закупаемых автомобильных компонентов, как было показано ранее, постоянно возрастает, растет и роль качества закупаемой компонентной базы в совокупном показателе качества новых автомобилей [1 - 3]. Исходя из этого, автопроизводитель должен разработать процесс определения ответственности за несоответствующее качество поставляемых автомобильных компонентов и обеспечить деятельность по возмещению затрат за поставку недоброкачественной продукции от поставщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.