Научная статья на тему 'НОВШЕСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ РОСГВАРДИИ ПО ВНЕСЕНИЮ СВЕДЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕЕСТР'

НОВШЕСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ РОСГВАРДИИ ПО ВНЕСЕНИЮ СВЕДЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕЕСТР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕГИСТР / РОСГВАРДИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / ФУНКЦИИ / ВЕДОМСТВЕННОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова И. С., Шеншин В. М.

В материалах научной статьи анализируется место и роль Росгвардии в системе ведения нормативной регламентации федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации. Авторы акцентируют внимание на том, что у Росгвардии, с точки зрения, закрепления на уровне федерального нормотворчества, в указанной сфере ведения полномочий не имеется, однако ведомственное правовое регулирование идёт по другому пути. Из анализа проведенного исследователями авторам представляется необходимым внести изменения в Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 168-ФЗ, а также в указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 470. Допущенный законодателем пробел следует оперативно устранить, что позволит Росгвардии более эффективно выполнять возложенные на нее задачи, функции и полномочия. Авторы приходят к выводу, что Росгвардия - это самостоятельный, уникальный, специальный федеральный орган исполнительной власти, обладающий широким спектром полномочий, выполняющий важный объем задач и функций, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина и вместе с тем, не до конца имеющий свое определенное место в механизме российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарова И. С., Шеншин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE LEGISLATIVE REGULATION OF THE POWERS OF THE ROSGVARDIYA TO ENTER INFORMATION INTO THE FEDERAL INFORMATION REGISTER

The materials of the scientific article analyze the place and role of Rosgvardiya in the system of regulatory regulation of the federal information register containing information about the population of the Russian Federation. The authors emphasize that Rosgvardiya, from the point of view, does not have any authority at the level of federal rulemaking in this area of competence, but departmental legal regulation follows a different path. From the analysis conducted by the researchers, it seems necessary for the authors to amend the Federal Law of 08.06.2020. No. 168-FZ, as well as in the Decree of the President of the Russian Federation No. 470 dated 08/16/2021. The gap allowed by the legislator should be promptly eliminated, which will allow the Rosgvardiya to more effectively perform the tasks, functions and powers assigned to it. The authors come to the conclusion that Rosgvardiya is an independent, unique, special federal executive authority with a wide range of powers, performing an important amount of tasks and functions related to the protection of human and civil rights and freedoms, and at the same time, does not fully have its own specific place in the mechanism of the Russian state.

Текст научной работы на тему «НОВШЕСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ РОСГВАРДИИ ПО ВНЕСЕНИЮ СВЕДЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕЕСТР»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_23

НОВШЕСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ РОСГВАРДИИ ПО ВНЕСЕНИЮ СВЕДЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕЕСТР On the issue of giving the Russian Guard the authority to enter information about the population of the Russian Federation in the Federal Information register

НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент,

начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

NAZAROVA Irina Sergeevna,

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru

Краткая аннотация. В материалах научной статьи анализируется место и роль Росгвардии в системе ведения нормативной регламентации федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации. Авторы акцентируют внимание на том, что у Росгвардии, с точки зрения, закрепления на уровне федерального нормотворчества, в указанной сфере ведения полномочий не имеется, однако ведомственное правовое регулирование идёт по другому пути. Из анализа проведенного исследователями авторам представляется необходимым внести изменения в Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 168-ФЗ, а также в указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 470. Допущенный законодателем пробел следует оперативно устранить, что позволит Росгвардии более эффективно выполнять возложенные на нее задачи, функции и полномочия. Авторы приходят к выводу, что Росгвардия - это самостоятельный, уникальный, специальный федеральный орган исполнительной власти, обладающий широким спектром полномочий, выполняющий важный объем задач и функций, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина и вместе с тем, не до конца имеющий свое определенное место в механизме российского государства.

Abstract: The materials of the scientific article analyze the place and role of Rosgvardiya in the system of regulatory regulation of the federal information register containing information about the population of the Russian Federation. The authors emphasize that Rosgvardiya, from the point of view, does not have any authority at the level of federal rulemaking in this area of competence, but departmental legal regulation follows a different path. From the analysis conducted by the researchers, it seems necessary for the authors to amend the Federal Law of 08.06.2020. No. 168-FZ, as well as in the Decree of the President of the Russian Federation No. 470 dated 08/16/2021. The gap allowed by the legislator should be promptly eliminated, which will allow the Rosgvardiya to more effectively perform the tasks, functions and powers assigned to it. The authors come to the conclusion that Rosgvardiya is an independent, unique, special federal executive authority with a wide range of powers, performing an important amount of tasks and functions related to the protection of human and civil rights and freedoms, and at the same time, does not fully have its own specific place in the mechanism of the Russian state.

Ключевые слова: федеральный информационный регистр; Росгвардия; полномочия; функции; ведомственное нормотворчество; население Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти.

Keywords: federal information register; Rosgvardiya; powers; functions; departmental rulemaking; population of the Russian Federation; federal executive authority.

Для цитирования: Назарова И.С., Шеншин В.М. Новшества законодательной регламентации полномочий Росгвардии по внесению сведений в федеральный информационный реестр // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 23-25. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_23.

For citation: Nazarova I.S., Shenshin V.M. On the issue of giving the Russian Guard the authority to enter information about the population of the Russian Federation in the Federal Information register // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 23-25. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_23.

Статья поступила в редакцию: 10.05.2023

Учитывая разносторонний и многоплановый характер выполняемых Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации функций, в рамках настоящего исследования представляется необходимым обозначить и раскрыть проблему, законодательно не регламентированную, но относящуюся непосредственно к деятельности Росгвардии.

Так, статьей 8 Федерального закона от 08.06.2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»1 определено, что федеральный регистр сведений о населении формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

1 Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 5(221)

Пунктом 12 указанной статьи предусматривается, что в целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите отдельных физических лиц, в федеральном регистре сведений о населении предусматриваются формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных физических лицах, обособленно. Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений федерального регистра сведений о населении определяются Президентом Российской Федерации. Из пункта 15 рассматриваемой статьи Федерального закона вытекает, что в федеральный регистр сведений о населении вносят изменения федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, орган внешней разведки Российской Федерации, орган государственной охраны и иные органы, уполномоченные на решение задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 470 установлены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на внесение в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, сведений, ранее не учтенных в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации. К таким органам относятся, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МВД России и Минобороны России1. Получается так, что о Росгвардии или забыли упомянуть в федеральном законе или этот орган не должен участвовать в наполнении указанного регистра сведениями. Хотя, с нашей точки зрения, такими сведениями Росгвардия могла бы наполнить такой регистр.

Посмотрим на правовое регулирование рассматриваемого вопроса с точки зрения принятия Росгвардией приказов в рассматриваемом аспекте. Так, анализ нормативно-правового регулирования деятельности Росгвардии свидетельствует о том, что, например, приказом Росгвардии от 19.11.2018 № 504 «Об утверждении Правил обработки персональных данных и Правил рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в войсках национальной гвардии Российской Федерации» предусмотрено, что обработка персональных данных в войсках национальной гвардии осуществляется для исполнения функций в сфере деятельности войск национальной гвардии, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны2.

Приказом Росгвардии от 19.11.2018 № 505 утверждены Перечень персональных данных, обрабатываемых в войсках национальной гвардии в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций; Перечень должностей лиц, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных; Перечень должностей, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным в войсках национальной гвардии3.

Приказом Росгвардии от 19.11.2018 № 506 утверждены Типовое обязательство должностного лица, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним контракта (служебного контракта или трудового договора) прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей; Типовая форма согласия на обработку персональных данных субъектов персональных данных; Типовая форма разъяснения субъекту персональных

4

данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные .

Приказом Росгвардии от 19.11.2018 № 507 утверждены Правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (Правила работы с обезличенными данными в случае обезличивания персональных данных; Должностной регламент (должностных обязанностей, должностной инструкции) ответственного за организацию обработки персональных данных; Перечень информационных систем персональных данных войск национальной гвардии и Порядок доступа личного состава войск национальной гвардии в помещения, в которых ведется обработка персональных данных)5.

Таким образом, проанализированные акты свидетельствуют о той роли Росгвардии, которую она выполняет в сфере обработки персональных данных россиян и, вместе с тем, не отраженной в Федеральном законе от 08.06.2020 г. № 168-ФЗ, а также в Указе Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 470.

Считаем необходимым внести изменения в пункт 15 статьи 8 Федерального закона от 08.06.2020 г. № 168-ФЗ дополнив его следую-

1 Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 470 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на внесение в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, сведений, ранее не учтенных в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также на обработку записей этого информационного регистра» // www.pravo.gov.ru

2 Приказ Росгвардии от 19.11.2018 № 504 «Об утверждении Правил обработки персональных данных и Правил рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в войсках национальной гвардии Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru

3 Приказ Росгвардии от 19.11.2018 № 505 «Об утверждении Перечня персональных данных, обрабатываемых в войсках национальной гвардии Российской Федерации в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций, Перечня должностей лиц, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных, и Перечня должностей, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным в войсках национальной гвардии Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru

4 Приказ Росгвардии от 19.11.2018 № 506 «Об утверждении Типового обязательства должностного лица, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним контракта (служебного контракта или трудового договора) прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, Типовой формы согласия на обработку персональных данных субъектов персональных данных, а также Типовой формы разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные»// www.pravo.gov.ru

5 Приказ Росгвардии от 19.11.2018 № 507 «Об утверждении Правил осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, Правил работы с обезличенными данными в случае обезличивания персональных данных, Должностного регламента (должностных обязанностей, должностной инструкции) ответственного за организацию обработки персональных данных, Перечня информационных систем персональных данных войск национальной гвардии Российской Федерации и Порядка доступа личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации в помещения, в которых ведется обработка персональных данных»// www.pravo.gov.ru

щим содержанием:

15. После слов «и иными органами, уполномоченными на решение задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации» дополнить «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации».

Авторское видение Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 470 также требует корректировки, где пункт 1 после слов «Министерство внутренних дел Российской Федерации» дополнить словами «Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». Однако в обязательном порядке необходимо помнить о статье 2 Конституции Российской Федерации, предписывающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В свою очередь признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Е.Ю. Бархатова, раскрывая в своем комментарии статью 2 Основного закона, отмечает: «Высший приоритет прав и свобод - главный признак правового государства»1. Россия как мы видим, признает нерушимость таких прав и свобод.

В развитие приведенного конституционного положения в Федеральном законе от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» регламентируется, что войска национальной гвардии предназначены для защиты прав и свобод человека и гражданина2. В русле сказанного и должна происходить деятельность войск национальной гвардии.

Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина накладывает на государство обязанность по созданию специальных учреждений по охране прав и свобод. Одним из таких учреждений выступает Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Специфика деятельности Росгвардии состоит в сборе сведений в сфере оборота оружия, частной охранной деятельности, частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. Законодатель не обходит стороной и такую область, как обработка персональных данных в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций; обезличивание персональных данных; внутренний контроль соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных. Выявленные направления все до единого смело могут быть включены в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации.

Подтверждением сказанному служит положение приказа Росгвардии от 19.11.2018 № 504, в котором отмечается, что в войсках национальной гвардии обрабатываются персональные данные следующих категорий субъектов персональных данных:

военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии;

граждан, претендующих на замещение воинских должностей (должностей) в войсках национальной гвардии;

членов семей, отца, матери, усыновителей, усыновленных, полнородных и неполнородных (имеющие общих отца или мать) братьев и сестер военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии, а также граждан, претендующих на замещение воинских должностей (должностей) в войсках национальной гвардии;

граждан, уволенных из войск национальной гвардии, членов их семей, а также иных лиц, предоставление социальных гарантий которым возложено на войска национальной гвардии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

физических лиц и представителей организаций, обратившихся в войска национальной гвардии за предоставлением (исполнением) государственных услуг (функций);

граждан, обратившихся в войска национальной гвардии в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»3.

Стоит признать, что количество таких лиц измеряется не одним десятком тысяч человек. А допущенный законодателем пробел следует устранить в ближайшее время, что позволит Росгвардии более эффективно выполнять возложенные на нее задачи, функции и полномочия.

Итак, Росгвардия - это уникальный, самостоятельный, специальный федеральный орган исполнительной власти, обладающий широким спектром полномочий, выполняющий важный объем задач и функций, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина и, вместе с тем, по нашему мнению, не до конца имеющий свое определенное место в механизме российского государства. Библиогра фия:

1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 256 с. С. 8.

2. Военное право / А. В. Кудашкин, А. Н. Савенков, М. В. Конохов [и др.]. Том I. - М.: Общество с ограниченной ответственностью "Центр правовых коммуникаций", 2021. - 560 с. - ISBN 978-5-6042565-1-0. - EDN MNGEJM

3. Кудашкин А.В. Есть ли место новой парадигме военного права? // Право в Вооруженных Силах. 2020. № 12. С. 87.

4. Савенков А.Н., Кудашкин А.В. Военное право: постановка проблемы и пути решения // Государство и право. 2021. № 4. C. 7-34; Корякин В.М. Введение в теорию военного права: моногр. // Рос. военно-правовой сб. 2007. № 9. С. 11-118.

References:

1. Barkhatova E.Y. Commentary on the Constitution of the Russian Federation. - M.: TK Velbi, Publishing House Prospect, 2005. 256 p. 8.

2. Military law / A.V. Kudashkin, A. N. Savenkov, M. V. Konyukhov [et al.]. Volume I. - M.: Limited Liability Company "Center for Legal Communications", 2021. - 560 p. - ISBN 978-5-6042565-1-0. - EDN MNGEJM

3. Kudashkin A.V. Is there a place for a new paradigm of military law? // Law in the Armed Forces. 2020. No. 12. p. 87.

4. Savenkov A.N., Kudashkin A.V. Military law: problem statement and solutions // State and law. 2021. No. 4. C. 7-34; Koryakin V.M. Introduction to the theory of military law: monograph. // Russian Military Law Collection 2007. No. 9. pp. 11-118.

1 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 256 с. С. 8.

2 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru

3 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.