DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_22
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФУНКЦИИ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ И ПОЛУЧАТЕЛЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, А ТАКЖЕ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВНОГО АДМИНИСТРАТОРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, АДМИНИСТРАТОРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА On the implementation of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation as the chief administrator and recipient of federal budget funds, as well as the budgetary powers of the Chief administrator of Federal Budget revenues, administrator of sources of financing of the federal budget deficit
ШЕНШИН Виктор Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;
SHENSHIN Viktor Mikhailovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru
Краткая аннотация. В представленном исследовании раскрываются особенности осуществления Росгвардией функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджет. Предлагается авторская интерпретация приказа Росгвардии «Об осуществлении Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета и об осуществлении войсками национальной гвардии Российской Федерации полномочий администраторов доходов федерального бюджета».
Abstract: The presented study reveals the specifics of the implementation by Rosgvardiya of the function of the chief administrator and recipient of federal budget funds, as well as the budgetary powers of the chief administrator of federal budget revenues, administrator of sources of financing of the federal budget deficit. The author's interpretation of the order of the Rosgvardiya "On the exercise by the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation of the budgetary powers of the Chief administrator and the administrator of Federal Budget revenues and on the exercise by the troops of the National Guard of the Russian Federation of the powers of administrators of Federal budget revenues" is proposed.
Ключевые слова: войска национальной гвардии; главный администратор доходов; административный штраф; Росгвардия.
Keywords: National Guard troops; chief revenue administrator; administrative fine; Rosgvardiya.
Для цитирования: Шеншин В.М. Об осуществлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 22-24. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_22.
For citation: Shenshin V.M. On the implementation of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation as the chief administrator and recipient of federal budget funds, as well as the budgetary powers of the Chief administrator of Federal Budget revenues, administrator of sources of financing of the federal budget deficit // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 22-24. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_22.
Статья поступила в редакцию: 16.05.2023
Учитывая особую роль Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту - Росгвардия) в осуществлении административно-юрисдикционной деятельности, а также в применении полномочий, связанных с привлечением виновных лиц (физических, должностных, юридических) к административному штрафу, следует отметить, что указанному властному органу свойственна реализация функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджет.
Анализ научной литературы, правоприменительной практики, развития законодательства показывает, что деятельность Росгвардии как главного администратора доходов федерального бюджета должным образом не исследована, даже каких-то упоминаний не сделано. Следовательно, целью представленного исследования выступает анализ нормативно-правового регулирования осуществления указанным федеральным органом исполнительной власти бюджетных полномочий как главного администратора доходов федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден прилагаемый перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета1. Из указанного распоряжения Правительства Российской Федерации следует, что код главы под номером 180 относится к Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
1 Распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 № 2582-р (ред. от 16.01.2023) «Об утверждении перечня главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» // www.pravo.gov.ru
Теоретико-исторические правовые науки
Указанный акт, при этом, применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Следует обратить внимание на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2023 № 996-р «О внесении изменений в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, утв. распоряжением Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р» в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета внесены изменения, согласно которым в частности, дополнены и скорректированы позиции перечня доходов федерального бюджета, администрируемых Минэкономразвития России, ФНС России, МВД России, а также включены новые позиции в перечень иных доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляется главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции.
А вот распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2023 № 187-р «О внесении изменений в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, утв. распоряжением Правительства РФ от 16.09.2021 № 2591-р» рассматриваемая конструкция главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета претерпела корректировку. Так, в частности, уточнены и дополнены позиции перечня в части доходов федерального бюджета, администрируемых Минпромторгом России, Россельхозом России, Ро-сморречфлотом России, ФТС России, ФНС России, ФСБ России и др.
Таким образом, мы видим, что для Росгвардии характерно осуществление функции главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Посмотрим на письмо Минфина России от 13.04.2023 N 23-01-09/33239«О разъяснении понятий «бюджетные полномочия» и «администраторы доходов федерального бюджета» которым Минфином России даны разъяснения понятий «бюджетные полномочия» и «администраторы доходов федерального бюджета». Понятия «бюджетные полномочия» и «администратор доходов бюджета» установлены статьей 6 БК РФ.
Главный администратор доходов федерального бюджета утверждает перечень подведомственных ему территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений и принимает правовые акты о наделении их бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета. В письме Минфина России от 21 апреля 2023 г. № 23-01-12/36522 «О направлении рекомендаций об установлении в региональных и местных порядках осуществления полномочий главных администраторов доходов бюджетов нормы о необходимости установления администраторами доходов бюджетов регламента реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разработанного в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России» обращается внимание на такой факт, в соответствии с которым исходя из абз. 1 пункта 4 ст. 160 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами) и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные абзацем первым пункта 4 статьи 160 1 Бюджетного кодекса Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами) бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 995.
В соответствии с подпунктом «и 3» пункта 2 Правил правовые акты главных администраторов доходов федерального уровня, указанные в подпунктах «д» и «ж» пункта 1 Правил, должны содержать требование об установлении администраторами доходов бюджетов Регламентов реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разработанных в соответствии с общими требованиями.
В целях реализации положений подпункта «и 3» пункта 2 Правил Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 18 ноября 2022 г. N 172н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним".
Одновременно приказом № 172н всем администраторам доходов, независимо от уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предписано разработать и установить по согласованию с ГлАД соответствующий регламент в двухмесячный срок со дня вступления в силу Приказа № 172н, то есть - до 10 марта 2023 года (Письмо Минфина России от 16 февраля 2023 г. № 23-01-06/12981).
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, пеням и штрафам по ним - одна из основных обязанностей администратора доходов. Инструментом такого контроля является инвентаризация расчетов с должниками, включая сверку данных по доходам на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в ГИС ГМП. Порядок проведения такой инвентаризации определяется регламентом. При этом провести инвентаризацию по правилам, утвержденным соответствующим регламентом, администратором доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ необходимо уже в целях составления бюджетной отчетности за 1 квартал 2023 года.
При проведении инвентаризации также следует руководствоваться положениями Рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 27 декабря 2022 г. № 02-06-07/128426.
Издание приказа 172н направлено на недопущение увеличения и сокращение объемов накопленной дебиторской задолженности по доходам бюджетов, повышение прозрачности и эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам бюджетов.
Отметим, что администрирование доходов бюджета Росгвардией представляет собой деятельность специально уполномоченных подразделений войск национальной гвардии (финансовых и других) по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью упла-
ты, начислением, учету, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, с целью создания условий для исполнения физическими лицами и юридическими лицами обязанностей по формированию доходной части бюджета, в том числе и в принудительном порядке.
Частью 5 статьи 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлена обязанность государственных учреждений по направлению сведений обо всех начисленных доходах в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП).
В.В. Комаров, Т.Е. Комарова пишут: «в настоящее время техническая возможность формирования уникального идентификатора начисления (УИН) и представления сведений в ГИС ГМП обеспечена только в подразделениях ЛРР Росгвардии с использованием СЦУО МВД России и модуля «Административная практика» СООП МВД России и только в рамках оказания государственных услуг и наложения штрафов в сфере оборота оружия»1.
Приказом ФСВНГ РФ от 22 ноября 2019 № 386 федеральным государственным казенным учреждениям Росгвардии предписано осуществлять реализацию отдельных полномочий главных администраторов доходов федерального бюджета в части, касающейся: формирования и утверждения перечня администраторов доходов федерального бюджета, находящихся в их ведении; ... ведения реестра источников доходов бюджета по закрепленным за ними источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Должностные лица Росгвардии, как показывает анализ КоАП РФ, уполномочены привлекать к административному штрафу только в конкретных суммах, которые варьируются в установленных законом размерах.
Назначение административного штрафа указанными лицами должно осуществляться по правилам, установленным статьями 4.1-4.6 КоАП РФ. Анализ сопоставления этих статей со статьями Особенной части КоАП РФ свидетельствует о том, что данные правила, не всегда исполнимы, так как отсутствует единая правоприменительной практика. Правоприменителю всегда необходимо учитывать характер, роль правонарушителя, наличие или отсутствие каких-либо тяжких последствий, существенно нарушающих охраняемые законом общественные отношения2.
Учитывая тот факт, что Росгвардия в соответствии с пунктом 90 Указа Президента РФ от 30.09.2016 № 510 осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета Минфин России в письме от 21.05.2018 № 23-01-06/34205 «По вопросу о правомерности осуществления возвратов администраторами доходов бюджетов излишне или ошибочно уплаченных сумм неналоговых платежей плательщикам - третьим лицам» разъяснил, что администратор доходов не вправе учитывать неналоговые платежи, например административные штрафы по КоАП РФ, поступившие от третьих лиц. На практике у организации может не быть возможности заплатить штраф самостоятельно, например, из-за блокировки счетов. Однако третье лицо не вправе вносить такие платежи. В таких случаях деньги вернут как излишне (ошибочно) уплаченные3.
Возможность уплаты неналоговых платежей, таких как штрафы, иным лицом за лицо, которое обязано уплатить данные платежи, законодательством Российской Федерации не установлена4.
Автор продолжает настаивать на необходимости издания приказа Росгвардии «Об осуществлении Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета и об осуществлении войсками национальной гвардии Российской Федерации полномочий администраторов доходов федерального бюджета», которым предлагается утвердить Порядок осуществления Росгвардией бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета; Порядок осуществления Росгвардией и войсками национальной гвардии Российской Федерации бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета; Перечень источников доходов федерального бюджета, полномочия по администрированию которых осуществляются Росгвардией и войсками национальной гвардии.
Таким образом, в представленном исследовании раскрыты особенности осуществления Росгвардией функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджет.
Библиогра фия:
1. Комаров В.В., Комарова Т.Е. О некоторых вопросах внутриведомственной координации в Федеральной службе войск национальной гвардии в области охраны общественного порядка, применения и исполнения административного законодательства // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. № 3(4).
2. Прохорцев И.А., Административный штраф: вопросы установления, применения, исполнения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 20 марта 2015 года. В 3 частях. Ч. II. / сост. Ю.Е. Автрутин, А.И. Каплунов. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 258 c.
3. Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: монография. Воронеж: изд. Воронежского ун-та, 2011. - 356 с.
References:
1. Komarov V.V., Komarova T.E. On some issues of intradepartmental coordination in the Federal Service of the National Guard Troops in the field of public order protection, application and enforcement of administrative legislation // Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops. 2018. № 3(4).
2. Prokhortsev I.A., Administrative fine: issues of establishment, application, execution // Actual problems of administrative and administrative procedural law: materials of the annual All-Russian Scientific and Practical conference (Sorokin Readings), March 20, 2015. In 3 parts. Part II. / comp. Yu.E. Avrutin, A.I. Kaplunov. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. - 258 p.
3. Rogacheva O.S. Effectiveness of the norms of administrative-tort law: monograph. Voronezh: ed. Voronezh University, 2011. - 356 p.
1 Комаров В.В., Комарова Т.Е. О некоторых вопросах внутриведомственной координации в Федеральной службе войск национальной гвардии в области охраны общественного порядка, применения и исполнения административного законодательства //Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. №3(4). С.99-104
2 Постановление Верховного Суда РФ от 26 сентября 2018 г. № 5-АД18-62.
3 Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: монография. Воронеж: изд. Воронежского ун-та, 2011. - 356 с.
4 Прохорцев И.А., Административный штраф: вопросы установления, применения, исполнения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 20 марта 2015 года. В 3 частях. Ч. II. / сост. Ю.Е. Автрутин, А.И. Каплунов. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 258 c.