Формирование модели финансово-экономического обеспечения войск национальной гвардии
Российской Федерации в среднесрочной перспективе на 2019-2024 годы
сч сч
£
Б
а
2 ©
Малашенко Сергей Николаевич,
адъюнкт, Военный университет Минобороны России, [email protected]
Гарин Алексей Владимирович,
офицер, Войска национальной гвардии Российской Федерации, [email protected]
Обеспечение государственной и общественной безопасности является неотъемлемой функцией государства, для реализации которой созданы войска национальной гвардии Российской Федерации. В настоящее время экономное и рациональное использование имеющихся ресурсов является основой для строительства и развития войск национальной гвардии Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Данное направление находит отражение в системе финансово-экономического обеспечения силовых структур Российской Федерации. Анализируются показатели деятельности войск национальной гвардии и их увязка с расходами и структурой бюджета. Делается вывод о необходимости новых подходов к формированию модели бюджета войск на основе анализа экономических связей в сфере экономики и финансов страны.
Автор приходит к выводу, что необходимо совершенствование механизма финансово-экономического обеспечения на основе бюджетного планирования.
Ключевые слова: войска национальной гвардии Российской Федерации, финансово-экономическое обеспечение, бюджетное планирование.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росг-вардия) создана указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157. Основу войскам национальной гвардии РФ составили внутренние войска, представляющее собой на тот момент серьезную компоненту «силового блока» и являющее составной часть МВД России.
Войска национальной гвардии Российской Федерации предназначены для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Формирование войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии, войска) проводится в три этапа в период с 2016 по 2018 года. На завершающем этапе - в 2018 году будет окончательно определена структура и оперативное построение войск. С «войсковой» основой будут объединены подразделения МВД России: по контролю (надзору) в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности, спецназ, вневедомственная охрана, авиация. Также к ведению федеральной службы отнесено федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана».
Реализация плана первоочередных мероприятий строительства и развития войск национальной гвардии РФ к окончанию 2018 года позволяет перейти к планам строительства и развития в средне- и долгосрочной перспективе на период до 2030 года.
При осуществлении финансово-экономического обеспечения военного строительства войск национальной гвардии РФ необходимо решить ряд важных задач: во-первых, концентрация финансовых, материальных и людских ресурсов; во-вторых, покрытие значительно увеличившихся потребностей в товарах, работах и услугах военного потребления; в-третьих, обеспечение личных потребностей состава войск, а также повышение их социального статуса в обществе.
По мнению большинства ученых, выделяют два вида источников содержания вооруженных сил, разграничение которых так же можно отнести к содержанию войск национальной гвардии: экономические и финансовые.
Экономические источники - это источники обеспечения материальных потребностей войск, то есть потребность в вооружении, военной технике, продовольствии, обмундировании и т.д. Экономическими источниками могут быть: валовой внутренний продукт, национальное богатство, внешние экономические ресурсы внутренние резервы, фонды экономии, образовавшиеся в результате экономической работы.
Вместе с ними различают финансовые источники расходов на содержание Вооружённых Сил, в том числе и войск национальной гвардии, являющимися производными от экономических источников. К финансовым источникам относятся: федеральный бюджет, внебюджетные средства, трофейная и иностранная валюта, военные деньги и добровольные взносы населения - центральное звено финансовой системы [5].
Одним из экономических источников наполнения валового внутреннего продукта государства является служебная деятельность войск, доходы от которой непосредственно перечисляются в бюджеты различных уровней. Основную доходную часть федерального бюджета в войсках национальной гвардии формируют подразделения вневедомственной охраны при выполнении задач по охране имущества физических и юридических лиц по договорам и иным услугам, подразделения лицензионно-разре-шительной системы по оказанию услуг в сфере оборота оружия, частной охранной и детективной деятельности и другие подразделения войск. Например, в 2017 году подразделениями вневедомственной охраны войск перечислено доходную часть федерального бюджета почти 31 млрд. рублей. [3]. Всего в войсках имеется 99 источников пополнения доходов бюджетов бюджетной системы. Кроме того, к Росгвардии
относится федеральное унитарное предприятие «Охрана», деятельность которого направлена на оказание платных услуг по поддержанию и развитию экономического потенциала субъектов рыночных отношений в сегменте рынка, обеспечивающего физическую и техническую охрану объектов всех форм собственности, независимо от ведомственной принадлежности. Это не только услуги по обеспечению охраны, но и почти 70 тыс. рабочих мест, замещаемых гражданским персоналом в 83 субъектах страны, налоговые и другие платежи в бюджеты различного уровня. В 2017 году предприятием перечислено только в федеральный бюджет более 300 млн. рублей в виде части прибыли, остающегося после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Основным финансовым источником для удовлетворения потребностей войск, при выполнении поставленных перед войсками выступает федеральный бюджет.
Финансово-экономическое обеспечение войск национальной гвардии организуется через финансово-экономический механизм, включающий систему финансово-экономических органов, регламентацию их нормативно правовой работы с учетом принципов деятельности в сфере военного законодательства и государственных финансов.
С точки зрения определения понятия, механизмом чего-либо является система правил, законов и т.п., которые позволяют ему функционировать [9]. Более узкое его значение, хозяйственный механизм -совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуется действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства [7]. Определяя место финансово-экономического механизма обеспечения войск, следует отметить, что данный механизм является структурным элементом более широкого понятия «финансовый механизм», как составной части хозяйственной механизма, представляющего собой совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений [7].
Таким образом, под финансово-экономическим механизмом войск национальной гвардии будем понимать систему финансово-экономических органов включенных в структуру войск национальной гвардии, регламентацию их нормативно правовой работы, представляющих собой совокупность форм, методов и
инструментов ресурсного обеспечения на основе принципов деятельности в сфере военного законодательства и государственных финансов.
Основными методами управления финансово-экономическим механизмом войск будут организационно-распорядительные, нормативно-правовые, экономические и социально-психологические.
Инструментами для достижения целей функционирования финансово-экономического механизма выступают организационно-штатная структура органов ресурсного обеспечения, федеральной законодательство, правовые акты Росг-вардии, количественные параметры и оптимальные пропорции бюджета войск, бюджетное планирование и прогнозирование, федеральные целевые программы, финансирование, учет и контроль.
Финансово-экономические органы войск национальной гвардии иерархич-ны и соответствуют организационному построению войск национальной гвардии РФ. Главнокомандующий войсками национальной гвардии РФ как главный распорядитель бюджетных средств на стратегическом уровне реализует полномочия через Финансово-экономический департамент. Главные управления и департаменты Росгвардии обеспечивают планирование и распределение бюджетных ассигнований по закрепленным расходам. На оперативном уровне функция распорядителей бюджетных средств 2 уровня возложена на командующих округами войск через финансовые отделы округов, тактический уровень - это начальники территориальных органов Рос-гвардии, командиры соединений и их финансовые подразделения, выполняют полномочия распорядителей 3 уровня. Получатели бюджетных средств - финансовые органы управлений (отделов) вневедомственной охраны и их филиалов, воинских частей, образовательных и иных организаций войск национальной гвардии (далее - военные учреждения). Военные учреждения войск созданы в организационно-правовой форме государственных учреждений в виде федеральных казённых учреждений.
Существенные изменения комплекса как внешних, так и внутренних факторов в политической, социальной и экономической сферах, таких как внезапное падение или рост цен на нефть, западные санкции, геополитические конфликты, торговые войны требуют изменения подходов к обеспечению потребностей строительства и развития войск национальной гвардии, принятию оптимальных ре-
шений для управления военной экономикой и финансами войск.
Одной из важных функций управления войсками на наш взгляд, становиться функция анализа экономических связей существующих в сфере экономики и финансов страны.
Анализ основных показателей деятельности войск национальной гвардии показал, что существенным образом изменились их параметры, сложившиеся во внутренних войсках [12]: число задач, поставленных перед войсками, увеличилось в 1,8 раза (с 5 до 9), в том числе выполняемых самостоятельно в 4 раза (с 1 до 4); при выполнении задач в войсках применяются как «войсковые», так «полицейские» методы, вследствие этого требуются изменения в оперативном построении и организационно-штатной структуре войск;- численность личного состава войск увеличилась более чем в 1,9 раза; возникла необходимость создания федеральной целевой программы перевода войск на контрактный способ комплектования, в первую очередь сотрудников отрядов мобильных особого назначения и специальных отрядов быстрого реагирования; требуется самостоятельная система финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения; надлежит разработать государственную программу, в рамках которой необходимо предусмотреть бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности войск национальной гвардии, в том числе на дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту военнослужащих и решение других задач; при создании новой федеральной структуры одновременно с увеличением абсолютных расходов на ее на содержание изменилась модель формирования бюджета войск.
Примечательно, что при увеличении численности войск почти в 2 раза размер выделяемых ассигнований из федерального бюджета в 2016 году, увеличился со 146,2 до 223,2 млрд. рублей, или на 53 %, что не в полном объеме соответствует динамике и взаимоувязке показателей деятельности войск национальной гвардии. При сопоставлении этих показателей мы ярко видим диспропорцию. В дальнейшем в среднесрочной перспективе существенных изменений бюджет войск абсолютных показателях не претерпел (табл 1).
Поэтому можно согласится с мнением, ведущих военных экономистов, что
© £
Я
3
9 2
сч cJ
£
Б
а
2 ©
«в области военно-бюджетной и в целом военно-финансовой политики России сейчас к числу главных следует отнести задачи разработки методологии оценки результативности бюджетных расходов в рамках текущего, среднесрочного и перспективного планирования, прогнозирования целевой потребности в ассигнованиях на строительство военной организации, обеспечивая её функционирование, создание системы военно-экономических индикаторов по отраслям деятельности» [8].
На существующем этапе развития современного общества происходит существенная трансформация бюджетного планирования. Во-первых, изменяются методы бюджетного планирования, что обусловлено удлинением временного «горизонта» планирования. В ответ на это расширяется инструментарий бюджетного планирования - активно внедряются методы программного и сценарного планирования, имитационного моделирования, экспертных оценок и др., активно используемые при бюджетном прогнозировании. Во-вторых, растет систематизация финансовых прогнозов и планов, формируемых в ходе бюджетного процесса. Фактически, граница между составляемыми в ходе бюджетного процесса планами и финансовыми прогнозами достаточно условна и размыта. В-третьих, бюджетное планирование целенаправленно интегрируется и инкорпорируется в систему государственного стратегического планирования, формируемого в соответствии с нормами Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». При осуществлении долгосрочного бюджетного планирования органы государственной власти должны применять предусмотренные инструменты стратегического планирования в зависимости от сферы компетенции, обеспечивая их согласованность и субординацию [4].
По нашему мнению, бюджетное планирование должно обеспечивать основу для реализации планов строительства и развития войск национальной гвардии как на период до 2025 года, так и в долгосрочной перспективе с учетом реализации Концепции развития и строительства войск национальной гвардии до 2030 года и далее не менее чем на 10-15 лет.
Важными на наш взгляд инструментами формирования модели бюджета войск могут быть:
Во-первых, определение размера планируемого бюджета. Объем расходов
Таблица 1
Динамика расходов федерального бюджета на содержание войск национальной гвардии в 2017-2021 гг. с учетом инфляции и прогнозируемого дефицита бюджета [6,11,12].
№ п/п 1 Наименование показателя 2017г. 2018г. (темп роста к 2017т.) 2019т. (темп роста к 2018г.) 2020т. (темп роста к 2019г.) 2021 г. (темп роста к 2020i:)
1 Выделено средств из федерального бюджета, аесго, млрд. рублен 242,0 млрд. руб. 230,3 млрд. руб. (95%) 239,7 млрд. руб. (104,1%) 247,9 млрд. руб. (103,4%) 256,1 млрд. руб. (103,3%)
2 в процентах к 2017 г.: 100% 95,2 % 99,0 % 102.4% 105.8 %
3 Инфляция (И11Ц),% к декабрю пред. года - 4% 4,3 % 3,8 % 4%
4 Размер выделенных бюджетных средств е учетом инфляции - 221,1 млрд. руб 219,8 млрд. руб. 217,9 млрд. руб. 214,9 млрд. руб.
5 r процентах к 2017 г. с уютом инфляции: - 91,4 % 92,8 % 88,5 % 92,1 %
6 Динамика расходов в сопоставимых ценах - -8,6% -9,2% -10,0% -11,2%
7 Преду смотре нн ый дефицит федерально] о бюджета 2008,1 млрд руб. 1271.4 млрд. руб. 819,1 млрд. руб. 869,9 млрд. руб. -
8 в % от BBI1 2,2% 1,3 % 0,8 % 0,8 % -
бюджета определяется в основном на базе информации за прошедшие периоды, что не позволяет точно и оптимально определить размер финансовых ресурсов необходимых для удовлетворения потребностей войск, для гарантированного выполнения поставленных задач перед войсками.
По этой причине планирование расходов бюджета войск будет более реальным с учетом основных курсов влияния на его формирование:
а) при формировании бюджет на плановый период учитывать и его прогнозные значения в средне- и долгосрочной перспективе с учетом параметров социально-экономического развития Российской Федерации в условиях прогнозируемого повышения инфляции;
б) производить увязку индикаторов периодов бюджетного планирования и прогнозирования с перспективными планами строительства и развития войск;
в) использовать макроэкономические показатели, закрепленные в прогнозе социально-экономического развития на долгосрочный период при планировании и прогнозировании расходов на содержание войск с целью безусловной реализации стратегических планов строительства и развития войск.
Неточности при планировании бюджета войск, в том числе без учета задач по обеспечению безопасности планируемых мероприятий в 2017 году потребовали выделения дополнительных ресурсов. Это может негативно отразится на боевой готовности и боеспособности войск, а также финансово-экономическом обеспечении возрастающих потребнос-
тей в будущем. В результате для выполнения поставленных задач в 2017 году потребовалось дополнительно выделить более 17 млрд. рублей, в числе которых расходы на обеспечение продовольствием, приобретение горючего и смазочных материалов, оплату коммунальных услуг, жилищного обеспечения и другие расходы. Кроме того, до конца 2018 года Правительство РФ планирует выделить 2 млрд. рублей из резервного фонда для закупки у единственного поставщика 20 бронированных автомобилей «Урал-ВВ», 598 грузовиков повышенной проходимости «Урал-4320», а также 15 бронеавтомобилей «Тигр» [14].
Из таблицы 1 видно, что в относительных показателях динамика выделенных ассигнований с учетом прогнозируемого уровня инфляции составила: в 2018 году 91,4 %, 2019 - 92,8 %, 2020 - 88,5 %, 2021- 92,1 %.
В течение пятилетия нормы, предусмотренные бюджетным законодательством, целей обеспечения стабильности и прогнозируемости индикаторов проектов федерального бюджета не достигают, что несет в себе риски снижения качества разработки бюджета. В среднесрочной перспективе федеральный бюджет сверстан исходя из подходов определения базовых объемов бюджетных ассигнований. Вследствие этого жесткая политика экономии, проводимая Минфином России как видно из таблицы 1, продолжится. Общая сумма расходов в сопоставимых ценах в 2021 году сократится на 11,2 %.
Дополнительные объемы бюджетных ассигнований к базовому сценарию в
Рис. 1. Структура и объем бюджета по приоритетным направлениям расходов внутренних войск и войск национальной гвардии РФ в 2015-2021 годах (в процентах, млрд. руб.) [8,11,12].
проекте федерального бюджета на 20192021 годы по подразделу «Войска национальной гвардии» направлены на выплату денежного довольствия в сумме 8,4 млрд. рублей.
Кроме этого, не включены в проект бюджета на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов ассигнования необходимые для обеспечения потребностей жилищного обеспечения войск в общей сумме 8 млрд. рублей, включая: выплаты по накопительно-ипотечной системе - 3,2 млрд. и жилищных субсидий 4,8 млрд., что несет в себе риски увеличения роста очереди на жилье и срока ожидания его получения [6].
При внедрении порядка финансирования войск с учетом уровня инфляции в модели формирования бюджета войск наметится положительная динамика, достигнув позитивных значений в 2021 году, что приведет стабильности и равномерности обеспечения потребностей войск и как следствие благоприятно скажется на боевой готовности и боеспособности войск. Сократится риск недофинансирования в текущих бюджетных периодах и необходимости выделения не запланированных дополнительных средств из федерального бюджета, как это произошло в 2017-2018 годы.
Во-вторых, немаловажно при создании модели формирования бюджета войск обеспечить оптимальные управленческие решения при перераспределении фондов денежных средств с учетом объема, структуры и пропорций потребностей войск в бюджетных средствах, с целью выполнения поставленных перед войсками задач, а также поддержания их боеготовности и боеспособности.
Изменения размера бюджета войск национальной гвардии в абсолютных раз-
мерах не коснулись его структуры. Основная доля расходов в 2016 году по-прежнему, как и во внутренних войсках, идет на выплату денежного довольствия и покрытие текущих расходов. Так, при относительно стабильном уровне финансирования приходящегося на выплату денежного довольствия и социальные выплаты, расходы на них в абсолютных показателях в 2016 году составили более 180 млрд. рублей, что составляет порядка 79 % от всех выделенных денежных ассигнований. Расходы на боевую подготовку, закупку вооружения и военной техники, а также материально-техническое обеспечение составили соответственно почти 39 млрд. рублей или 17 % от бюджета войск. При этом уровень обеспечения финансовыми ресурсами по материально-техническим статьям расходов составлял от 30 % до 70 % от заявленной потребности войск [3].
Анализ структуры бюджета войск на среднесрочную перспективу проведенный в динамике показал, что значительных изменений при распределении расходов не произошло. На диаграмме хорошо видно, процентная структура распределения бюджетных расходов на приоритетные направления во внутренних войсках и в войсках национальной гвардии (рис. 1).
Опыт Минобороны России, показывает, что для поддержания высокой боевой готовности и боеспособности удельный вес затрат на оснащение современными видами вооружения и военной техники должен составить не менее 60 процентов оборонного бюджета, а 40 процентов расходов следует направлять на содержание Вооруженных Сил [13].
Процентное соотношение роста выделяемых средств из бюджета на нужды войск национальной гвардии и их даль-
нейшее распределения с учетом увеличения их численности идет не в пользу вновь формируемой структуры.
В соответствии утвержденными параметрами федерального бюджета войск национальной гвардии в ближайшие три года значительного увеличения размера денежных средств на оснащение войск современными образцами вооружения, военной и специальной техники не планируется.
Следовательно, достижение целевых показателей переоснащения и развития оснащенности войск с доведением наличия доли современной техники до 70 процентов определенные в «майских» указах Президента РФ 2012 года в ближайшие годы, (в соответствии уже утвержденным и планируемым бюджетом), к 2020 году может быть не достигнуто.
Для решения возникших проблем, а также совершенствование качества бюджетного планирования по нашему мнению необходимо:
- рассматривать функцию прогнозирования бюджетных расходов войск как элемент механизма повышения эффективности использования финансовых и материальных ресурсов в рамках программно-целевого метода планирования на основе принципа определения приоритетности;
- предусмотреть возможность внедрения функции прогнозирования бюджетных расходов, при формировании планов строительства и развития войск и государственных программ на средне-и долгосрочную перспективу. Оценка вероятностных тенденций развития бюджетной системы будет способствовать сбалансированности бюджета войск для достижения стратегических целей строительства и развития войск.
- результаты прогнозов расходов бюджета войск должны обеспечить исполнение реализации планов строительства и развития войск, а также государственных программ, поэтому могут быть использованы на предварительном этапе как звено механизма внутреннего финансового контроля;
- определение системы оценки показателей финансового менеджмента при распределении фондов денежных средств внутри войск национальной гвардии, т.е. финансового планирования бюджетных средств на оперативном и войсковом уровне, как важной составляющей механизма финансово-экономического обеспечения войск;
- мониторинг участников финансового планирования денежных средств
© 3
В
3
9 2
сч сч
£
Б
а
2 ©
подразделений войск, объединяющий критерии оценки бюджетного планирования и финансового планирования на оперативном и войсковом уровне;
- одним из методических инструмен-тариев обоснования решений при формировании бюджета войск должны стать методы военно-экономического анализа, как способ решения проблем организационно-мониторингового характера для полного использования потенциала механизма финансово-экономического обеспечения потребностей войск.
Рост расходов на содержание войск зависит от многих факторов и показателей, существующие между ними связи очень разнообразны. Например, по своей классификации существуют функциональные и стохастические связи.
В нашем исследовании возможно, использование совокупности методов экстраполяции временного ряда и корреляционно-регрессионного анализа для нахождения взаимосвязи, установления между ними причинно-следственной зависимости и влиянии факторов на размер бюджета войск в будущий момент времени. Построение системы экономических показателей (факторов) влияющих на рост бюджета войск национальной гвардии с применением корреляционно-регрессионного анализа будет рассмотрен в работе «Экономическое моделирование объема бюджета войск национальной гвардии».
Размер расходов бюджета войск имеет четкую выраженную тенденцию к возрастанию во времени. Временной ряд -это набор чисел, который привязан обычно к равноотстоящим моментам времени. Основная цель статистического анализа временных рядов - изучение закономерностей между закономерностью и случайностью в формировании значений уровня ряда, оценка количественной меры их влияния. Прогнозируемое значение переменной Y получается при подстановке в уравнение регрессии ожидаемой величины фактора X. Прогнозные значения независимых переменных X могут быть заданы с помощью методов экспертных оценок или вычислены на основе экстраполяции временных рядов. Данный прогноз называется точечным. Вероятность реализации точечного прогноза теоретически равна нулю. Поэтому рассчитывается средняя ошибка прогноза или доверительный интервал прогноза с достаточно большой надежностью. Доверительные интервалы зависят от следующих параметров: стандартной ошибки, удаления Хпрогн от своего сред-
Таблица 2
Анализ экономических показателей расходов бюджета войск национальной гвардии и их прогнозные значения в 2017-2024 годы. [6,11,12].
У1 X (млрд. руб.) Хпрогн (млрд. руб.) привязка низкой вероятности 95% (млрд. руб.) привязка высокой вероятности 95% (млрд. руб.)
2017 224,3
2018 247,3
2019 256,4
2020 263,2
202] 27
2022 283,7 271,7 295,7
2023 294,4 281,0 307.8
2024 305,2 290,5 319,9
Рис.3. Экстраполяция временного ряда расходов войск национальной гвардии РФ в 2017-2024 годы (в млрд. руб.) [6,11,12].
него значения х, количества наблюдений п и уровня значимости прогноза б. Для получения точеного прогноза используется уравнение линейной модели ^ используется уравнение типа у=аа+а^, где аа и а( статистические коэффициенты[1]. С помощью функции Ехсе1 - «Линия тренда линейный прогноз» построим модель с заданным уровнем вероятности 95 %.
Для прогнозирования расходов бюджета войск в будущем можно использовать статистические показатели за период 2017-2021 годы (табл 2). Базой для расчета будут данные 2021 года. После чего статистические данные экстраполируются по 2024 год в соответствии со сложившимися тенденциями для дальнейшего анализа и планирования расходов.
На рисунке 3 приведен пример экстраполяции временного ряда.
Метод экстраполирования это распространение выводов полученных из наблюдения на значение показателей в будущий момент времени.
Опираясь на полученные данные можно сделать прогноз, о размерах бюджета войск национальной гвардии со степенью доверия 95 % в 2022 году составит в интервале от 271,7 млрд. рублей до 295,7 млрд. рублей, в 2023 году в интервале от 281 млрд. рублей до 307,8 млрд. рублей, в 2024 году в интервале от 290,5 млрд. рублей до 319,9 млрд. рублей.
Использованные методы позволят оптимально планировать распределение бюджета войск и обоснованно отстаивать точку зрения при защите бюджета войск на уровне исполнительной и законодательной власти.
Диспропорция при определении необходимого объема бюджета войск и его внутренней структуры, привела к финансовым потерям, как прямым, так и к косвенным. Точные подсчеты сделать трудно, но некоторые сделать уже можно. Необходимо наметить методику расчета потерь бюджета войск. На базе этой методики сделать предварительные подсчеты.
Таблица 3
Динамика ресурсообеспеченности внутренних войск и войск национальной гвардии в 2016-2021 гг. [6,11,12].
Наименование показателя 2015г. 201 бг. 20171. 2018г. 2019г. 2020г. 2(121 г. (прогноз)
Объем средств, выделенных из федерального бюджета (млрд. руб.) 146,2 228,7 242,0 230,3 232,3 233,7 256,2
Численноотьвойск (тыс. чел.) 180,0 340,0 340,0 340,0 340,0 340,0 350,0
Рееуреообе спеченное ть на 1 единицу личного состава (тыс. руб.) 812,0 670,0 710,0 680,0 680,0 690,0 730,0
К - коэффициент ресурсообеспеченное тн (в процента;;) 1,0 (100 %) 0,8.4 (83 %) 0,88 (88 %) 0,83 (83 %) 0,84 (84 %) 0,85 (85 %) 0,93 (93 %)
Введём дополнительно коэффициент уровня ресурсообеспеченности как процентное соотношение роста выделяемых денежных средств из федерального бюджета и штатной численности войск, обозначив его через R. Установим значение уровня ресурсообеспеченности, достигнутого во внутренних войсках, равным единице.
На наш взгляд, подсчет можно выразить следующей формулой:
R= (ДС ВВ х Р ВВ)/(Р ВНГ х ДС ВНГ),
где: R - накопительный коэффициент уровня ресурсообеспеченности на одну единицу личного состава войск; ДС ВВ - размер денежных средства, выделяемые внутренним войскам на год из федерального бюджета; Р ВВ - штатная численность внутренних войск; Р ВНГ - штатная численность войск национальной гвардии; ДС ВНГ - размер денежных средств, выделяемых войскам национальной гвардии на год из федерального бюджета.
R = (ДС ВНГ*Р ВВ)/(ДС ВВ* Р ВНГ), например показатель в 2016 году составил:
R = (228700 * 180000)/(340000 * 146200) = 41166000000 /49708000000 = 0,83 (или 82,8 %).
Динамика ресурсообеспеченности войск национальной гвардии в период с 2016 по 2021 год показана в таблице 3.
При формировании войск национальной гвардии уровень ресурсообеспеченности приходящийся на одну единицу личного состава составил 0,83 или 83 % от уровня внутренних войск МВД России. Когда его размер станет, равен «1», то уровень ресурсообеспеченность войск национальной гвардии достигнет степени удовлетворения потребностей внутренних войск МВД России. Однако, положительная динамика его изменения
в ближайшие годы продолжает оставаться на низком уровне.
Причем необходимо учесть, что раннее все необходимые расходы по обеспечению эксплуатации складов и баз хранения, использованию большей части транспортных услуг, медицинскому обеспечению и других видов обеспечения осуществляли органы и подразделения МВД России. То теперь эта финансовая нагрузка будет дополнительным бременем для бюджета войск национальной гвардии.
Выводы: выполнение задач, поставленных перед новой федеральной структурой, требует качественного финансово-экономического обеспечения. Это,в первую очередь, гарантированное удовлетворение потребностей в финансовых и материальных средствах всех мероприятий по обеспечению безопасности личности и государства, выполняемых Росгвардией, а также поддержание высокой боевой готовности и боеспособности войск.
В ходе проведанного анализа четко прослеживается диспропорция при определении необходимого объема бюджета войск и его внутренней структуры, что приводит к финансовым потерям, как прямым, так и косвенным. Процентное соотношение роста выделяемых средств из федерального бюджета на нужды войск национальной гвардии и их дальнейшее распределение с учетом увеличения их численности идет не в пользу вновь формируемой структуры.
При изменении фактической численности войск почти в 2 раза, размер выделяемых ассигнований из федерального бюджета в 2016 году, увеличился в 1,5 раза. Выделение средств из федерального бюджета с учетом прогнозируемого уровня инфляции, составит к 2021 году - 92,1 % от показателей 2017 года. На
выплату денежного довольствия и социальные выплаты в 2016 году выделено более 180 млрд. рублей, что составляет порядка 79 % от всех выделенных денежных средств, на материально-техническое переоснащение и боевую подготовку направлено не более 21 %. При этом уровень обеспечения потребностей по материально-техническим статьям расходов составлял от 30 % до 70 %.
Анализ структуры бюджета войск на среднесрочную перспективу проведенный в динамике до 2021 года показал, что значительных изменений в распределении расходов не произошло, процент выделения средств на боевую подготовку и закупку новых видов вооружения остается низким. В 2017 году в результате не полного планирования потребовалось дополнительное выделение денежных средств.
При прогнозировании расходов на будущие периоды можно предположить с вероятностью 95 % размер бюджета в 2022-2024 годы находится в интервале от 271-290,5 млрд. рублей до 295-319,9 млрд. рублей.
Но как такового сокращения расходов на содержание войск национальной гвардии в связи с предусмотренным дефицитом федерального бюджета не произойдет, в ряде направлений они даже увеличится, источниками финансирования дефицита бюджета послужат, средства фонда национального благосостояния, резервный фонд и ряд других.
Приложенные усилия и выделенное финансирование привело к созданию серьезной силовой структуры, аналогов которой не было ни истории России и ни в одной стране мира, которая по своей мощи и социальному статусу сотрудников превысила все имеющиеся мировые службы. Используемые показатели применены как наиболее оптимальные для построения более точной модели.
При формировании войск национальной гвардии ресурсообеспеченность, т.е. количество выделяемых денежных средств из федерального бюджета приходящейся на 1 на одну единицу личного состава составила 83 % от уровня, достигнутого во внутренних войсках МВД России. В последующем наметилась положительная тенденция к прогнозу 2021 года в абсолютных показателях.
Увеличение внимания финансовому планированию как части распределительной функции даст возможность избежать диспропорции в расходах и появлению незапланированных выплат. Позволит довести доли расходов в бюдже-
© £
Я
3
9 2
сч cJ
£
те войск на денежное довольствие и социальные выплаты, и техническое переоснащение до 35-40 и 60-65 процентов соответственно. При этом контрольная функция количественно отобразит процесс достижения заданных пропорций, при распределении фондов денежных средств обеспечивая рациональное и целевое их использование, потребует разработки методики расчета потерь бюджета войск в различных ситуациях.
Формирование модели бюджета войск национальной гвардии с учетом прогнозируемого уровня инфляции положительно скажется на боевой готовности, стабильности обеспечения, приведет к экономии бюджетных средств. Сократит риск недофинансирования потребностей войск в текущих бюджетных периодах и потребности (необходимости) выделения не запланированных дополнительных средств из федерального бюджета в будущем, как это произошло в 2017-2018 годы.
Литература
1. Военно-экономический анализ: Учеб./ под общ. ред. С.Ф. Викулов. -Ярославль: ВФЭИ, 2010.
2. Официальный сайт МВД России. Доступ ИНрз://мвд.рф/.
3. Официальный сайт Росгвардии. Доступ ЬНрзУ/гоздуа^/
4. Понкратов В.В. Бюджетное планирование и стратегическое прогнозирование в России: повышение качества и координации // Финансовая жизнь, 2017, № 4.
5.Пожаров А.И. Военная экономика России: история и теория. М.: ВФЭУ, 2005.
6. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов № 226-ФЗ». Официальный сайт Государственной думы РФ. Доступ Мра:// duma.gov.ru/ по состоянию на 15 ноября 2018 г.
7. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Б.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФА-М, 2006.
8. Реформы по кругу или деньги на ветер: Монография/Под общ. Ред. Воробьева В.В.. - Смоленск: Маджента, 2012.
9. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.В. Дмитриева. - Издательство: Астрель, 2003.
10. Федеральный закон «О войсках национальной гвардии от 3.07.2016 г. № 226-ФЗ. Доступ из базы данных «Гарант». Правовая система приводится по состоянию на 15 ноября 2018 г.
11. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов № 226-ФЗ». Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-Ф3. Доступ из базы данных «Гарант». Правовая система приводится по состоянию на 15 ноября 2018 г.
12. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов № 384-Ф3». Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ. Доступ из базы данных «Гарант». Правовая система приводится по состоянию на 15 ноября 2018 г.
13. https://vpk.name/news/ 203233_rublem_po_terroristam.html.
14. https://regulation.gov.ru/projects/
Formation of a model of financial and economic support for the troops of the National Guard of the Russian Federation in the medium term for 2019-2024 Malashenko S.N., Garin A.V. Military University of the Ministry of Defense of Russia
Ensuring state and public security is an integral function of the state, for the implementation of which the national guard troops of the Russian Federation were created. Currently, the economical and rational use of available resources is the basis for the construction and development of the national guard troops of the Russian Federation in the medium term. This direction is reflected in the system of
financial and economic support of power structures of the Russian Federation. The performance indicators of the national guard troops and their correlation with expenditures and budget structure are analyzed. It is concluded that there is a need for new approaches to the formation of the model of the budget of troops based on the analysis of economic relations in the field of economy and Finance. The author comes to the conclusion that it is necessary to improve the mechanism of financial and economic support on the basis of budget planning. Keywords: troops of the national guard of the Russian Federation, financial and economic support, budget planning. References
1. Military-economic analysis: Textbook / under
total. ed. S.F. Vikulov. - Yaroslavl: VFEI, 2010.
2. Official site of the Ministry of Internal Affairs of
Russia. Access https: //mvd.rf/.
3. Official site of the Rosguards. Access https: //
rosgvard /
4. Ponkratov V.V. Budget Planning and Strategic
Forecasting in Russia: Improving Quality and Coordination // Financial Life, 2017, No. 4.
5.Pozharov A.I. The military economy of Russia: history and theory. M .: WFEU, 2005.
6. The draft federal law "On the federal budget for
2019 and the planned period of 2020 and 2021 No. 226-4>3". Official site of the State Duma of the Russian Federation. Access https:/ /duma.gov.ru/ as of November 15, 2018
7. Raisberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva
B.B. Modern economic dictionary. - 5th ed. reclaiming and add. - M .: INFA-M, 2006.
8. Reforms in a Circle or Money for the Wind:
Monograph / Ed. Ed. Vorobyova V.V. -Smolensk: Magenta, 2012.
9. Explanatory dictionary of the Russian language.
Edited by D.V. Dmitriev. - Publisher: Astrel, 2003.
10. Federal Law "On the National Guard Troops of July 3, 2016 No. 226-FZ. Access from the database «Guarantor». The legal system is as of November 15, 2018
11. Federal Law "On the Federal Budget for 2018 and the Planning Period of 2019 and 2020 No. 226-4G". Federal law of 05.12.2017 No. 362-4>3. Access from the database «Guarantor». The legal system is as of November 15, 2018
12. Federal Law "On the federal budget for 2015 and the planning period of 2016 and 2017 No. 384-4>3". Federal Law of 01.12.2014 No. 384-^3. Access from the database «Guarantor». The legal system is as of November 15, 2018
13. https://vpk.name/news/ 203233_rublem_po_terroristam.html.
14. https://regulation.gov.ru/projects/
Б
a
2 ©