Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита воинских частей (организаций) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации'

Оценка экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита воинских частей (организаций) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM OF ECONOMIC ENTITIES / CONTROL OF THE ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS UNDER THE JURISDICTION OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION / INTERNAL FINANCIAL AUDIT / EVALUATION OF ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонов Алексей Геннадьевич

В научной статье рассмотрены проблемы оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита воинских частей (организаций) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В качестве теоретической базы были рассмотрены методики анализа эффективности систем внутреннего контроля хозяйствующих субъектов, разработанные учеными страны. Приведенный обзор методик наглядно отражает современное состояние исследованности рассматриваемой проблемы. Автор разделяет выводы разработчиков обзора об отсутствии в профессиональном сообществе единого подхода к оценке эффективности системы внутреннего контроля. Более того, свои выводы он подкрепляет положениями нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.Основное содержание исследования составляет анализ существующих методов оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита (на примере Министерства обороны Российской Федерации). Автором статьи выявлены недостатки действующей в Министерстве обороны Российской Федерации методики оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита. В статье предпринята попытка усовершенствования рассмотренной методики. Результатом исследования стало введение ряда новых показателей, а вместе с ними и методов оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита, по мнению автора возможных к применению в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самсонов Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of economic efficiency of financial controland audit units of military units (organizations) of the Federal service of the national guard of the Russian Federation

The article deals with the problems of assessing the economic efficiency of financial control and audit units of military units (organizations) of the Federal service of the national guard of the Russian Federation. As a theoretical basis, the methods of analyzing the effectiveness of internal control systems of economic entities developed by scientists of the country were considered. This review of the methods clearly reflects the current state of research of the problem under consideration. The author shares the conclusions of the review developers about the lack of a unified approach to the assessment of the effectiveness of the internal control system in the professional community. Moreover, he supports his conclusions with the provisions of normative legal acts of the Russian Federation and normative legal acts of the Federal service of the national guard of the Russian Federation.The main content of the study is the analysis of existing methods for assessing the economic efficiency of financial control and audit units (on the example of the Ministry of defense of the Russian Federation). The author of the article reveals the shortcomings of the methodology of assessing the economic efficiency of financial control and audit units operating in the Ministry of defense of the Russian Federation. The article attempts to improve the considered methodology. The result of the study was the introduction of a number of new indicators, and with them the methods of assessing the economic efficiency of financial control and audit units, according to the author, suitable for use in the Federal service of the national guard of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита воинских частей (организаций) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №4, Том 11 / 2019, No 4, Vol 11 https://esj.todav/issue-4-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/62ECVN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Самсонов А.Г. Оценка экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита воинских частей (организаций) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj.today/PDF/62ECVN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Samsonov A.G. (2019). Assessment of economic efficiency of financial control and audit units of military units (organizations) of the Federal service of the national guard of the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(11). Available at: https://esj.today/PDF/62ECVN419.pdf (in Russian)

Оценка экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита воинских частей (организаций) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. В научной статье рассмотрены проблемы оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита воинских частей (организаций) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В качестве теоретической базы были рассмотрены методики анализа эффективности систем внутреннего контроля хозяйствующих субъектов, разработанные учеными страны. Приведенный обзор методик наглядно отражает современное состояние исследованности рассматриваемой проблемы. Автор разделяет выводы разработчиков обзора об отсутствии в профессиональном сообществе единого подхода к оценке эффективности системы внутреннего контроля. Более того, свои выводы он подкрепляет положениями нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Основное содержание исследования составляет анализ существующих методов оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита (на примере Министерства обороны Российской Федерации). Автором статьи выявлены недостатки действующей в Министерстве обороны Российской Федерации методики оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита. В статье предпринята попытка усовершенствования рассмотренной методики. Результатом исследования стало введение ряда новых показателей, а вместе с ними и методов оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита, по мнению автора возможных к применению в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

For citation:

УДК 33

Самсонов Алексей Геннадьевич

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации

Войсковая часть 6771, Балашиха, Россия Помощник командира части по финансово-экономической работе -главный бухгалтер объединенной бухгалтерии войсковой части 6771

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: анализ эффективности системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов; контроль деятельности организаций; находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; внутренний финансовый аудит; оценка экономической эффективности

Проблемы оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита были и остаются объектом исследования ведущих ученых страны. Так, Свинарев В.В. подчеркивал, что оценка эффективности самого финансового контроля является одним из проблемных вопросов. А одним из показателей эффективности контроля считал не количество выявленных нарушений, а соотношение возмещенного ущерба, т. е. достигнутого результата, к затратам на его проведение [1].

По сути подразделения финансового контроля и аудита, подчиненные командирам (начальникам) воинских частей (организаций) являются элементами системы внутреннего контроля в ФСВНГ РФ. Более того, воинские части (организации), имеющие в своем составе подразделения финансового контроля и аудита являются юридическими лицами. Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, воинские части (организации) ФСВНГ РФ, имеющие в своем составе подразделения финансового контроля и аудита с полным правом можно считать хозяйствующими субъектами, а проблемы оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита воинских частей (организаций) схожими с проблемами оценки экономической эффективности воинских частей (организаций) ФСВНГ РФ.

Наиболее удачная систематизация работ отечественных экономистов, рассматривающих методики анализа эффективности системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов, проведена Панковой С.В., Саталкиной Е.В. (таблица 1) [2].

Таблица 1

Обзор методик анализа эффективности системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов

Автор методики Критерии оценки Формализованное выражение оценки

Ю.А. Соколов, А.А. Оськина [3] Качественная эффективность Эффективность деятельности организации (характеризуется показателями чистой прибыли и рентабельности активов)

Надежность, полнота и своевременность финансовой информации (своевременность подготовки различных видов отчетности и отсутствие существенных ошибок, а также штрафов со стороны контролирующих органов)

Соблюдение нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета

Отсутствие недобросовестных действий со стороны персонала организации

Количественная эффективность КЭ = (Д - З) / З, где КЭ - количественный показатель эффективности системы внутреннего контроля; Д - доходы, полученные от функционирования системы внутреннего контроля (определяются как не уплаченные в результате контрольных мер штрафы, пени, а также возможный ущерб от хищений); З - затраты на создание и функционирование системы внутреннего контроля

Автор методики Критерии оценки Формализованное выражение оценки

В.В. Белая [4] Качественный аспект Оценка эффективности проводится с помощью тестов, сгруппированных по элементам системы; ответам на вопросы присваиваются определенные баллы, что позволяет оценивать процент эффективности системы внутреннего контроля

Количественный аспект Соотношение количества нарушений, выявленных системой внутреннего контроля организации и внешними проверяющими (аудиторами, налоговыми органами)

Экономия от выявленных системой внутреннего контроля нарушений (хищений, штрафов, пени)

Затраты на функционирование системы внутреннего контроля, и доля таких затрат в общей сумме затрат экономического субъекта

Соотношение количества проведенных и запланированных процедур внутреннего контроля

Динамика эффективности системы внутреннего контроля (темпы роста выше перечисленных показателей)

Н.Н. Шульга, И.Г. Михайлова [5] Действенность Действенность - соблюдение базовых принципов внутреннего контроля и выполнение плана проверок субъектами внутреннего контроля

Результативность Результативность - отсутствие нарушений, выявленных контролирующими органами, и фактов повторения ранее выявленных ошибок и искажений

И.Н. Федоренко [6] Абсолютный показатель Р = У1 х Н1 - У2 х Н2, где Р - результат от внедрения системы внутреннего контроля эмитента ценных бумаг; У1,2 - размер возможных убытков в результате размещения акций (до и после внедрения системы внутреннего контроля соответственно); Н1,2 - вероятность возникновения неблагоприятных событий, которые могут вызвать убытки (до и после внедрения системы внутреннего контроля соответственно)

Относительный показатель Отношение результата от внедрения системы внутреннего контроля эмитента ценных бумаг к затратам на создание такой системы

О.Г. Вандина [7] Тестовые процедуры -

Математические модели, основанные на сравнении затрат и результатов

Количественная и качественная оценка результатов деятельности организации

Е.В. Худякова [8] Прямые Способ основан на корреляционной модели и позволяет выявить пропорцию изменения прибыли организации в зависимости от изменения затрат на внутренний аудит

Косвенные ККО = (К1 + К2 + ... + Кп) х Зп/о, где ККО - коэффициент качественной оценки деятельности специализированного контрольного подразделения; К1, К2... Кп - корректирующие коэффициенты качества внутреннего контроля (отражают достижение целей контроля; принимают значение от 0 до 1); Зп - количество выполненных процедур внутреннего контроля в интервале от 0 до п; Зо - общее количество запланированных процедур внутреннего контроля

Кадровый состав Оценка профессиональных навыков сотрудников, уровня образования

Автор методики Критерии оценки Формализованное выражение оценки

Е.Л. Менчикова [9] сотрудников службы внутреннего контроля Укомплектованность штата службы внутреннего контроля

Эффективность контрольных процедур Уровень охвата контролем различных бизнес-процессов

Уровень выявления нарушений системой внутреннего контроля, их предупреждение

Степень внедрения новых методик и технологий Степень автоматизации работы СВК

Оценка разработанности методик и положений, применяемых службой внутреннего контроля

Оценка степени внедрения новых методик, средств автоматизации

Результативность деятельности внутреннего контроля Уровень выполнения плана проверки

Обзор значимости выявленных рисков

Экономический эффект от выполнения рекомендаций службы внутреннего контроля

Б.Н. Соколов, В.В. Рукин [10] Показатели объема контроля Количество проведенных мероприятий внутреннего контроля, средние затраты времени на одну проверку, среднее число проверок на одного сотрудника

Показатели результатов контроля Сумма выявленных недостач, хищений

Показатели эффективности контрольных процедур Взыскание материального ущерба, выработка оптимальной учетной политики, сокращение штрафных санкций налоговых органов, сокращение отдельных видов расходов, наказание виновных лиц и другие

Авторы таблицы делают выводы:

• о том, что проблема оценки, идентификации и выбора конкретных критериев эффективности внутреннего контроля хозяйствующего субъекта является актуальной;

• об отсутствие в профессиональном сообществе единого подхода к оценке эффективности системы внутреннего контроля;

• о наличии законодательной нормы о необходимости организации внутреннего контроля, но отсутствии ее практической реализации на методологическом и методическом уровнях нормативного регулирования.

С приведенными выводами нельзя не согласиться.

Правительство РФ в своем постановлении от 17 марта 2014 г. № 193 утвердило правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.1

1 Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета

Правительство РФ в своем распоряжении от 17 мая 2016 г. N 934-р требует осуществления контрольно-надзорной деятельности с учетом объема задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Вместе с тем конкретных методик оценки экономической эффективности контрольно-ревизионных подразделений Правительством РФ не разработано.2

В наиболее близкой по смыслу методике «Методика внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемой органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» оценку деятельности контрольно-ревизионных подразделений предлагается проводить по следующим направлениям: качество нормативно-правового обеспечения, подготовки к проведению и качество организации осуществления внутреннего финансового аудита. То есть в предложенной методике отсутствует связь между достигнутым эффектом от осуществления внутреннего финансового аудита и затратами на его проведение.3

Более того, в этом же распоряжении Правительство РФ требует от Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль, самостоятельно определить перечень показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности для каждого вида контрольно-надзорной деятельности.

Таким образом, это требование целиком и полностью относится и к Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ФСВНГ РФ).

Основными документами, определяющими организацию контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ и внутреннего финансового аудита являются:

1. Приказ Росгвардии от 06 февраля 2019 № 36 «Об утверждении Порядка осуществления контроля деятельности организаций, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

2. Приказ Росгвардии от 30 октября 2018 № 484 «Об утверждении положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».

Однако целостной, комплексной и единой методики оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита в ФСВНГ РФ - главном распорядителе и получателе бюджетных средств - нет.

Определенные наработки оценки эффективности проведенных контрольных мероприятий были претворены в жизнь некоторыми органами исполнительной власти.

Например, Межрегиональными управлениями ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (далее - Управление) составляются и представляются по подчиненности Сведения о результатах деятельности этих управлений за отчетный год.

В этих сведениях в разрезе проведенных контрольных мероприятий приводится информация о:

государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".

2 Распоряжение Правительства России от 17 мая 2016 г. № 934-р.

3 Письмо Минфина России от 29.12.2015 № 02-11-05/77284 «О направлении Методики внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

• суммах выявленных нарушений, в том числе выявленного ущерба;

• количестве инспекторов, принимавших участие в контрольном мероприятии;

• суммах командировочных расходов;

• суммах устраненных нарушений в ходе контрольного мероприятия;

• суммах возмещенного ущерба в ходе контрольного мероприятия.

Далее Управление в разрезе каждого отдела (структурное подразделение Управления) рассчитывает показатели:

• сумма выявленных нарушений в расчете на одного инспектора - как отношение суммы выявленных нарушений к общему количеству инспекторов, принимавших участие в контрольном мероприятии;

• сумма выявленного ущерба в расчете на одного инспектора - как отношение суммы выявленного ущерба к общему количеству инспекторов, принимавших участие в контрольном мероприятии;

• сумма командировочных расходов на одного инспектора - как отношение общей суммы командировочных расходов к количеству инспекторов, принимавших участие в контрольном мероприятии;

• сумма выявленного ущерба в расчете на 1 рубль командировочных расходов -как отношение сумм выявленного ущерба к сумме командировочных расходов.

Кроме того, рассчитываются показатели, характеризующие действенность контрольного мероприятия в части устранения (возмещения) выявленных нарушений (ущерба):

• доля устранения нарушений от выявленных нарушений - как отношение суммы устраненных нарушений в ходе контрольного мероприятия к общей сумме нарушений, выявленных контрольным мероприятием, выраженная в процентах;

• доля возмещения ущерба от общей суммы выявленного ущерба - как отношение суммы возмещенного ущерба в ходе контрольного мероприятия к общей сумме выявленного ущерба, выявленных контрольным мероприятием, выраженная в процентах;

• сумма устраненных нарушений в расчете на 1 инспектора - как отношение суммы устраненных нарушений в ходе контрольного мероприятия к количеству инспекторов, принимавших участие в контрольном мероприятии;

• сумма возмещенного ущерба в расчете на 1 инспектора - как отношение суммы возмещенного ущерба в ходе контрольного мероприятия к количеству инспекторов, принимавших участие в контрольном мероприятии.

В конце рассчитываются показатели отдела, характеризующие его результативность в рамках всего Управления:

• доля выявленных отделом нарушений - как отношение суммы нарушений, выявленных отделом к общей сумме нарушений, выявленных Управлением, выраженная в процентах;

• доля выявленного отделом ущерба - как отношение суммы ущерба, выявленного отделом к общей сумме ущерба, выявленного Управлением выраженная в процентах.

Приведенная методика не лишена недостатков. Основными, из которых, по нашему мнению, являются:

1. Недостаточная выборка статей расходов, характеризующих затраты на проведение контрольных мероприятий. По сути, разработчики программы ограничились лишь исключительно расходами на командировку.

Вместе с тем, п. 37 Порядка осуществления контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ (утвержден приказом Росгвардии от 06 февраля 2019 № 36) прямо обязывает командира (начальника) проверяемых воинских частей (организаций):

• выделять служебное помещение для работы и хранения материалов проверки;

• обеспечивать техникой телефонной связи и автоматизации;

• организует обеспечение служебных поездок.4

Таким образом, для полной и всесторонней оценки эффективности подразделений финансового контроля и аудита в общей сумме расходов на проведение контрольного мероприятия необходимо учитывать расходы на:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• использование транспорта, средств связи, почты в месте проведения проверки;

• оплату труда независимых экспертов, привлеченных к проверке;

• техническое обслуживание и содержание отдельного помещения, выделенного для работы проверяющим;

• стоимость сырья (материала), использованного для запуска его в производство (в организациях осуществляющих производственную деятельность), стоимость ГСМ при определении их нормативных расходов по определенным маршрутам;

• расходы на выполнение работ по делопроизводству.

2. Использование для расчета множества оценочных показателей такого показателя «как количество инспекторов, принимавших участие в контрольном мероприятии».

Как показывает практика осуществления контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ, основной ее формой является проверка, проводимая группой проверяющих. До 50 процентов членов группы являются привлеченными специалистами не на весь период ревизии, а только на определенное, зачастую краткосрочное время.

Следовательно, для более точного определения трудозатрат и более объективного расчета показателей следует использовать показатель трудозатрат в человеко-днях.

3. Не выглядит информативным и очевидным для анализа и сравнения такой показатель как «сумма командировочных расходов на одного инспектора», рассчитываемого как отношение общей суммы командировочных расходов к количеству инспекторов, принимавших участие в контрольном мероприятии.

По нашему мнению, сумма командировочных расходов для каждого участника контрольного мероприятия достаточно четко и подробно регламентирована нормативными

4 Приказ Росгвардии от 06 февраля 2019 № 36 «Об утверждении Порядка осуществления контроля деятельности организаций, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

Страница 7 из 14

62ECVN419

документами. Затраты определяются из норм возмещения расходов на проживание, проезд и суточных и не может быть больше или меньше установленных норм.

4. В используемой Управлением методике расчета результативности деятельности контрольно-ревизионных подразделений не учтены такие показатели как:

• объем материальных и денежных средств, подлежащих проверке в ходе контрольного мероприятия;

• укомплектованность подразделений финансового контроля и аудита штатными работниками;

• отвлеченность работников подразделений финансового контроля и аудита на выполнение задач командования, не предусмотренных годовым планом проверок деятельности воинских частей (организаций) и планом внутреннего финансового аудита;

• интенсивность работы штатных работников подразделений финансового контроля и аудита.

5. Расчет множества коэффициентов по предложенной методике не позволяют ответить на вопросы:

• каким образом определяются агрегированное место, занимаемое отделом в Управлении, если по показателю доли выявленных отделом нарушений и по доли выявленного отделом ущерба у него различные места;

• каким образом определяется лучший отдел при равенстве упомянутых двух показателях в двух и более отделах;

• каким образом для определения оценки работы подразделения финансового контроля и аудита участвуют другие рассчитываемые, предложенной методикой показатели.

Бесспорным положительным качеством рассмотренной методики является расчет ключевых показателей экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита:

• сумма выявленных нарушений в расчете на одного инспектора;

• сумма выявленного ущерба в расчете на одного инспектора;

• сумма выявленного ущерба в расчете на 1 рубль командировочных расходов и др.

Вследствие чего, приведенная методика может быть использована для разработки методики оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита ФСВНГ РФ.

Вместе с тем, проведенный анализ методики оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита на примере осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности и внутреннего финансового аудита в Министерстве обороны РФ позволил выявить некоторые ее недостатки.

Кроме уже изложенных предложений по совершенствованию рассмотренной методики: расширения перечня расходов на проведение контрольных мероприятий, использование в качестве показателя трудозатрат в человеко-днях, считали бы целесообразным производить расчет других коэффициентов.

Для оценки масштабности контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ оценивается доля, которую составляет величина равная разности между суммой выявленных нарушений и затратами на его осуществление, от объемов, использованных в проверенном периоде материальных и денежных средств. Для расчета используется зависимость:

Э - З мк = —

Источник: авторская разработка.

где МК - показатель масштабности контроля в рассматриваемом периоде (году), ед.;

Э - величина выявленных нарушений в рассматриваемом периоде (году), руб.;

З - затраты на осуществление контроля в рассматриваемом периоде (году), руб.;

В - общий объемом использованных объектом проверки материальных и денежных средств в рассматриваемом периоде (году), руб.

Чем выше показатель масштабности контроля, тем лучше работало то или иное подразделений финансового контроля и аудита.

Этот показатель можно обосновано отнести к ключевым, так как он наряду с другими характеризует эффективность контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ и внутреннего финансового аудита.

В своих обзорных письмах о результатах контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ и внутреннего финансового аудита Директор ФСВНГ РФ неоднократно указывал на не укомплектованность подразделений финансового контроля и аудита всех структурных звеньев ФСВНГ РФ. Показатель укомплектованности контрольно-ревизионных подразделений может рассчитываться по формуле:

ФУ

УКП=ПУ

Источник: авторская разработка.

где УКП - показатель укомплектованности подразделений финансового контроля и аудита в рассматриваемом периоде (году), ед.;

ФУ - фактическая укомплектованность подразделений финансового контроля и аудита в среднем в рассматриваемом периоде (году), чел.;

ПУ - плановая укомплектованность подразделений финансового контроля и аудита в рассматриваемом периоде (году), чел.

Укомплектованность подразделений финансового контроля и аудита показывает, в каких условиях достигнуты результаты финансового контроля и аудита (сумма выявленных недостатков и нарушений, ущерба, утрат и недостач материальных ценностей и пр.).

Действующая практика осуществления финансового контроля свидетельствует о том, что должностные лица подразделений финансового контроля и аудита ФСВНГ РФ постоянно привлекаются к выполнению контрольных функций по распоряжению органов военной прокуратуры, вышестоящих командиров и начальников и пр. Отвлечение должностных лиц подразделений финансового контроля и аудита от исполнения прямых обязанностей не способствует выполнению ими годового плана проверок деятельности воинских частей (организаций) и плана внутреннего финансового аудита.

Вестник Евразийской науки 2019, №4, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 4, Vol 11 https://esj.today

Показатель отвлеченности сотрудников подразделений финансового контроля и аудита от плановой работы может рассчитываться по формуле:

ФО

ОКП = „„ ПП

Источник: авторская разработка.

где ОКП - показатель отвлеченности сотрудников подразделений финансового контроля и аудита от плановой работы в рассматриваемом периоде (году), ед.;

ФО - фактическое количество внеплановых проверок (количество человеко-дней, затраченных на них), проведенных подразделениями финансового контроля и аудита в рассматриваемом периоде (году), ед. (человеко-дни);

ПП - плановое количество проверок (количество человеко-дней, предусмотренных бюджетом рабочего времени), предусмотренных годовым планом проверок деятельности воинских частей (организаций) и планом внутреннего финансового аудита в рассматриваемом периоде (году), руб.

Отвлеченность сотрудников подразделений финансового контроля и аудита от плановой работы также показывает, в каких условиях достигнуты результаты финансового контроля и внутреннего финансового аудита (сумма выявленных недостатков и нарушений, ущерба, утрат и недостач материальных ценностей и пр.).

Директор ФСВНГ РФ в своих обзорах неоднократно отмечал работу подразделений финансового контроля и аудита в напряженном и интенсивном режиме. Для расчета этого показателя используется зависимость:

РВ

ИКП =—-КП

Источник: авторская разработка.

где ИКП - показатель интенсивности работы сотрудников подразделений финансового контроля и аудита в рассматриваемом периоде (году), ед.;

РВ - общий бюджет рабочего времени подразделения финансового контроля и аудита, использованного на проведение проверок в рассматриваемом периоде (году), человеко-дни;

КП - фактическое количество проведенных проверок в рассматриваемом периоде (году),

ед.

Коэффициент интенсивности показывает средние затраты времени на одну проверку.

Необходимые для проведения расчетов исходные данные могут быть определены из плановых, учетных и отчетных документов подразделений финансового контроля и аудита всех структурных звеньев ФСВНГ РФ.

Оценка экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита производится посредством сравнения по ключевым показателям и реализуется в следующей последовательности.

На первом этапе для каждого подразделения финансового контроля и аудита рассчитывается значение показателя его эффективности с использованием соотношения выявленных недостатков и нарушений в ходе контрольных мероприятий к затратам на их проведение.

Затем производится сравнение численной величины показателя эффективности финансового контроля с единицей. Если его значение превышает единицу, то деятельность

подразделения финансового контроля и аудита в оцениваемом периоде признается удовлетворительной. В противном случае - неудовлетворительной.

Таким образом, данный показатель является допусковым, так как на основании анализа его численного значения принимается решение о том, необходима ли дальнейшая оценка результатов деятельности подразделения финансового контроля и аудита ФСВНГ РФ.

На очередном этапе, для подразделения финансового контроля и аудита, деятельность которых признана удовлетворительной, последовательно производится расчет ключевых показателей:

1. эффективности контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ относительно выявленного контрольно-ревизионным подразделением действительного ущерба и затрат;

2. эффективности контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ относительно устраненных в ходе ревизий (проверок) нарушений и недостатков и общей их суммой, выявленной в ходе ревизии (проверки);

3. эффективности контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ относительно возмещенного ущерба, причиненному государству и выявленного в ходе ревизий (проверок) ущерба;

4. эффективности контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ относительно выявленных в ходе ревизий (проверок) нарушений и общим объемом использованных объектом проверки в проверенном периоде материальных и денежных средств;

5. эффективности контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ относительно:

Оценка экономической эффективности подразделения финансового контроля и аудита по этим ключевым показателям производится посредством их сравнения.

Все ключевые показатели являются оценочными, то есть на основании анализа их численных значений составляются рейтинги рассматриваемых подразделений финансового контроля и аудита ФСВНГ РФ, которые служат для определения лучших и худших подразделений в смысле результативности контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ в оцениваемом периоде.

Затем, методом попарных сравнений, составляются частные рейтинги подразделений финансового контроля и аудита ФСВНГ РФ по оценочным показателям.

Например, по эффективности контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ относительно выявленного подразделением финансового контроля и аудита действительного ущерба и затрат подразделения финансового контроля и аудита упорядочиваются в порядке убывания численного значения этого показателя. Подразделениям финансового контроля и аудита присваиваются рейтинги - 1, 2, 3 и т. д. в соответствии с их местом в упорядоченной совокупности. При равенстве численных значений показателя эффективности контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ

а) выявленных в ходе проверок нарушений и трудозатрат;

б) устраненных в ходе проверок нарушений и трудозатрат;

в) выявленного в ходе проверок ущерба и трудозатрат;

г) возмещенного в ходе проверок ущерба и трудозатрат.

нескольким подразделениям финансового контроля и аудита может быть присвоен одинаковый рейтинг.

Аналогично присваиваются рейтинги по остальным ключевым показателям.

Изучение полученных частных рейтингов подразделений финансового контроля и аудита позволяет выявить лучшие и худшие подразделения по отдельным оценочным показателям. На основе анализа этих данных вырабатываются рекомендации по обобщению положительного опыта организации контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ, преодолению негативных моментов и тенденций и повышению качества контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ в целом.

Для окончательной оценки экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита ФСВНГ РФ в отчетном (оцениваемом) периоде производится расчет обобщенного рейтинга подразделений финансового контроля и аудита, деятельность которых признана удовлетворительной.

Данный расчет выполняется посредством суммирования частных рейтингов подразделений финансового контроля и аудита по ключевым показателям. Оцениваемые подразделения финансового контроля и аудита упорядочиваются в порядке возрастания рассчитанного суммарного показателя.

Если два или более подразделений финансового контроля и аудита имеют одинаковое численное значение суммарного показателя, производится уточнение их взаимного положения в упорядоченной совокупности путем сравнения количества набранных первых частных рейтингов. Подразделения финансового контроля и аудита с одинаковым суммарным показателем упорядочиваются в порядке убывания количества набранных первых рейтингов. Если данная процедура не приводит к однозначному упорядочиванию подразделений финансового контроля и аудита, она проводится в отношении вторых, третьих и т. д. рейтингов до достижения однозначной упорядоченности подразделений финансового контроля и аудита по суммарному показателю.

Подразделениям финансового контроля и аудита присваиваются обобщенные рейтинги - 1, 2, 3 и т. д. в соответствии с их местом в упорядоченной совокупности.

Лучшим в смысле результатов контроля деятельности организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ за оцениваемый период признается подразделение финансового контроля и аудита ФСВНГ РФ, имеющее самый высокий обобщенный рейтинг.

Аналогичным образом может быть проведен сопоставительный анализ показателей и оценка экономической эффективности одного подразделения финансового контроля и аудита ФСВНГ РФ в течение нескольких календарных периодов (лет). В этом случае оцениваются и сравниваются не различные подразделения финансового контроля и аудита, а одно и то же подразделение, для которого рассматриваются показатели различных периодов. Посредством такого рода оценки выявляются тенденции в изменении экономической эффективности подразделений финансового контроля и аудита ФСВНГ РФ и формулируются рекомендации по ее повышению и преодолению имеющихся негативных явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Свинарев В.В. Финансовый контроль в России: системность в основе? // Право и экономика. 2011. N 6. С. 4-9.

2. Панкова С.В., Саталкина Е.В. Области применения профессионального суждения при осуществлении внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2016. N 8. С. 2-14.

3. Соколов Ю.А., Оськина А.А. Методика оценки эффективности системы внутреннего контроля кредитной организации на основе затратно-целевого подхода // Известия высших учебных заведений. Серия "Экономика, финансы и управление производством". 2013. N 1. С. 34-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Белая В.В. Подходы к оценке эффективности системы внутреннего контроля малых предприятий // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. N 3. С. 207-214.

5. Шульга Н.Н., Михайлова И.Г. Неотъемлемые ограничения эффективности внутреннего контроля // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. N 2 (46). С. 202-207.

6. Федоренко И.Н. Эффективность внутреннего контроля эмитентов как условие экономической безопасности торгов на фондовых биржах // Вестник УрФУ. Серия "Экономика и управление". 2012. N 6. С. 102-107.

7. Вандина О.Г. Методы анализа при оценке качественных характеристик системы внутреннего контроля // Управленческий учет. 2012. N 6. С. 102-107.

8. Худякова Е.В. Об эффективности специализированного внутреннего контроля в коммерческих банках // Деньги и кредит. 2008. N 6. С. 58-60.

9. Менчикова Е.Л. О роли внутреннего контроля при минимизации рисков экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. 2013. N 6. С. 35-38.

10. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика). М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2007. 442 с.

Samsonov Alexey Gennadevich

Federal service of national guard troops of the Russian Federation

Military unit 6771, Balashikha, Russia E-mail: [email protected]

Assessment of economic efficiency of financial control and audit units of military units (organizations) of the Federal service of the national guard of the Russian Federation

Abstract. The article deals with the problems of assessing the economic efficiency of financial control and audit units of military units (organizations) of the Federal service of the national guard of the Russian Federation. As a theoretical basis, the methods of analyzing the effectiveness of internal control systems of economic entities developed by scientists of the country were considered. This review of the methods clearly reflects the current state of research of the problem under consideration. The author shares the conclusions of the review developers about the lack of a unified approach to the assessment of the effectiveness of the internal control system in the professional community. Moreover, he supports his conclusions with the provisions of normative legal acts of the Russian Federation and normative legal acts of the Federal service of the national guard of the Russian Federation.

The main content of the study is the analysis of existing methods for assessing the economic efficiency of financial control and audit units (on the example of the Ministry of defense of the Russian Federation). The author of the article reveals the shortcomings of the methodology of assessing the economic efficiency of financial control and audit units operating in the Ministry of defense of the Russian Federation. The article attempts to improve the considered methodology. The result of the study was the introduction of a number of new indicators, and with them the methods of assessing the economic efficiency of financial control and audit units, according to the author, suitable for use in the Federal service of the national guard of the Russian Federation.

Keywords: analysis of the effectiveness of the internal control system of economic entities; control of the activities of organizations under the jurisdiction of the Federal service of the national guard of the Russian Federation; internal financial audit; evaluation of economic efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.