Научная статья на тему 'Администрирование бюджетных средств МВД России'

Администрирование бюджетных средств МВД России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3811
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЮДЖЕТ / МВД РОССИИ / КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / REVENUE ADMINISTRATOR / PROVISION / BUDGET / MIA OF RUSSIA / GOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воинова Лариса Евгеньевна

Источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ являются доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, иных обязательных платежей, других поступлений в соответствии со ст. 41 БК РФ. Поэтому, администрирование доходов является важной частью исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. В целях регулирования бюджетного процесса многие учреждения МВД России имеют статус главного администратора и администраторов доходов бюджета. Полномочия администраторов доходов, их взаимодействие с органами Федерального казначейства, а также особенности операций по администрированию доходов казенными учреждениями МВД России рассматриваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воинова Лариса Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administration of budget means of MIA of Russia

Sources for formation of budget revenues of budget system of RF include revenues from Federal, regional and local taxes and fees, other dues and returns in accordance with art.41 of Budget Code of RF. That's why administration of revenues is an important part of execution of budgets of budget system of RF. With the aim of regulation of the budget process many institutions of MIA of Russia are arranged as chief administrators and administrators of budget revenues. The authority of chief administrators and administrators of revenues, their interaction with the bodies of Federal Treasury, as well as special features of revenue administrating operations by the government bodies of MIA of Russia are examined in this article.

Текст научной работы на тему «Администрирование бюджетных средств МВД России»

Экономика, финансы, менеджмент

УДК 354.31; 336.12; 336.121 Л.Е. Воинова*

Администрирование бюджетных средств МВД России

Источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ являются доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, иных обязательных платежей, других поступлений в соответствии со ст. 41 БК РФ. Поэтому, администрирование доходов является важной частью исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. В целях регулирования бюджетного процесса многие учреждения МВД России имеют статус главного администратора и администраторов доходов бюджета. Полномочия администраторов доходов, их взаимодействие с органами Федерального казначейства, а также особенности операций по администрированию доходов казенными учреждениями МВД России рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: администратор доходов, обеспечение, бюджет, МВД России, казенные учреждения.

L. E. Voinova*. Administration of budget means of MIA of Russia. Sources for formation of budget revenues of budget system of RF include revenues from Federal, regional and local taxes and fees, other dues and returns in accordance with art. 41 of Budget Code of RF That’s why administration of revenues is an important part of execution of budgets of budget system of RF. With the aim of regulation of the budget process many institutions of MIA of Russia are arranged as chief administrators and administrators of budget revenues. The authority of chief administrators and administrators of revenues, their interaction with the bodies of Federal Treasury, as well as special features of revenue administrating operations by the government bodies of MIA of Russia are examined in this article.

Keywords: revenue administrator, provision, budget, MIA of Russia, government bodies.

Актуальность темы обусловлена возрастающей ролью администраторов доходов в бюджетном процессе, поскольку они ответственны за организацию оптимальной системы сбора и представление финансовым органам информации, необходимой для составления проектов бюджетов по доходам на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Развитие института администрирования доходов обусловлено изменениями в бюджетном процессе страны. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»1 ввел новые понятия главного администратора доходов бюджета и определил его основные полномочия (статья 160.1 БК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»2 уточнено понятие «администратор доходов бюджета». Данные изменения, вступили в силу с 1 января 2011 г.

Синонимы латинского слова administratio — «администрация» — «управление», «руководство». Под администрацией понимаются: «1) государственные органы, осуществляющие управление; 2)... руководящий персонал какого-либо учреждения, предприятия...». А «администрировать» означает «управлять, заведовать»3 .

Администрирование — это то, что делает администрация, администраторы, т.е. управление, руководство объектом или процессом. Власть есть специфическое средство, обеспечивающее

* Воинова Лариса Евгеньевна, кандидат экономических наук, докторант кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-921-690-48-66, e-mail: [email protected].

* Voinova, Larisa Evgenyevna. Cand. Sc. (Econ.), Lieutenant Colonel of Police. Doctoral candidate of Administrative Law Department of St. Petersburg University of MIA of Russia. Tel. +7 921 690 48 66, e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 23 марта 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

следование воли управляемых воле управляющих. В этом смысле администрирование бюджетных средств — это организующая деятельность государства, которая, конечно же, подвержена правовой регламентации, т.е. правовому регулированию движения централизованных финансовых ресурсов4.

Администраторы доходов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса. Ведь от их работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, а следовательно, и состояние основных источников финансирования, что напрямую влияет на функционирование и бюджетное обеспечение казенных учреждений.

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф35 уточнил состав участников бюджетного процесса. В п. 1 ст. 152 БК РФ содержится исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса по сравнению с ранее действующей редакцией ст. 152 БК РФ. В состав участников бюджетного процесса были включены: высшие должностные лица субъекта Российской Федерации; главы муниципальных образований; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

В соответствии с Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»6 и от 20 мая 2004 г. № 649 (в редакции от 25 августа 2010 н.) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»7 установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В ст. 6 БК РФ дается определение главного администратора доходов, под которым понимается, определенный законом о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и являющиеся администраторами доходов бюджета8.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-Ф39 уточнено понятие «администратор доходов бюджета», и в ст. 6 БК РФ внесены изменения.

Теперь, согласно ст. 6 БК РФ, администратор доходов бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом10 .

Отличительной чертой администраторов доходов является то, что они вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Начиная с 2008 г., введена в действие ст. 160.1 БК РФ, которая регламентирует бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета. В п. 4 ст. 160.1 БК РФ Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 внесены изменения, касающиеся казенных предприятий.

На наш взгляд, изменения, внесенные в БК РФ Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3, породили некоторый правовой пробел в регулировании деятельности автономных и бюджетных организаций нового типа, практически полностью исключив их из БК РФ.

Бюджетные полномочия главного администратора и администратора доходов бюджета сильно различаются. Если бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов в основном носят информативный характер (формирует перечень, представляет сведения, бюджетную отчетность и т.п.), то бюджетные полномочия администратора доходов бюджета более разнообразны.

Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

— формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

— представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

— представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

— формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

— осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения11.

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

— осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

— осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

— принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

— принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

— в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

— осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения12.

Введение института администрирования поступлений в бюджет есть естественная мера по упорядочению учета принятых плательщиками обязательств по уплате платежей в бюджет и соответствующих кассовых поступлений.

В рамках рассматриваемой концепции бюджетного обеспечения администраторы доходов бюджетов являются связующим звеном между плательщиками и органами, организующими планирование и исполнение бюджетов. Для плательщиков администраторы доходов являются органами, контролирующими исполнение обязательств плательщиков по уплате платежей в бюджет, размеры и сроки уплаты которых устанавливаются в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами и гражданско-правовыми отношениями между плательщиками и администраторами доходов. Для органов, организующих планирование и исполнение бюджетов, администраторы доходов бюджетов предоставляют официальную статистическую информацию о ходе исполнения бюджетов в части доходов.

Назначение федеральных органов государственной власти, иных администраторов доходов федерального бюджета, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации администраторами поступлений в бюджеты устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Полномочия по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации федеральными органами государственной власти устанавливаются исключительно федеральными нормативными правовыми актами. Таким образом, при возникновении новых доходных источников бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, полномочия по взиманию (взысканию) которых находятся в ведении федеральных органов государственной власти, необходимо информировать Минфин России в целях последующего внесения изменений в указанные нормативные правовые акты.

Бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов могут осуществляться полностью или частично через подведомственные ему территориальные органы и (или) казенные учреждения.

В настоящее время внутриведомственное разграничение бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов устанавливается нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти с указанием перечня доходных источников, администрируемых центральным аппаратом, территориальными органами, подведомственными организациями (учреждениями), иными структурными подразделениями. Органы государственной власти закрепляют соответствующие полномочия администраторов доходов бюджетов Российской Федерации за территориальными органами, а при их отсутствии — за подведомственными организациями (учреждениями), иными структурными подразделениями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования и обладающими соответствующими организационно-техническими возможностями. К ним относятся: возможность осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В случае отсутствия указанных организационно-технических возможностей администрирование доходов осуществляется непосредственно соответствующим органом государственной власти.

При этом в соответствующем нормативном правовом акте администратора по каждому доходному источнику указываются полномочия администратора доходов бюджета, выполняемые подразделениями (учреждениями) территориального органа администратора, а также полномочия администратора доходов бюджета, выполняемые территориальными органами администратора и непосредственно администратором — федеральным органом государственной власти13. Следует обратить внимание на то, что указанный нормативный правовой акт имеет принципиально важное значение не только с точки зрения наделения соответствующими полномочиями определенных структурных подразделений администратора доходов бюджетов, но и с точки зрения минимизации издержек по осуществлению функций администратора доходов бюджетов (именно издержек, связанных с увеличением численности аппарата, закупкой дополнительного имущества и т. д.). Регламент исполнения функций администратора доходов бюджетов, установленный корректно составленным внутриведомственным нормативным правовым актом, должен исключить возникновение указанных издержек. С этой точки зрения регламент является главным инструментом для достижения с «нулевыми» затратами результата повышения собираемости доходов, а также увеличения прозрачности бюджетной отчетности о поступлениях.

Функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выполняются органами государственной власти, органами местного самоуправления вне зависимости от уровня бюджетной системы, в который зачисляются доходы, возникающие в процессе осуществления полномочий и функций, закрепленных положением о соответствующем органе или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с п. 2 ст. 20 БК РФ перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 314-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»»14, данный пункт ст.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011

20 БК РФ был дополнен абзацем, который регламентирует случаи изменения состава, функций, принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов, перечня главных администраторов доходов бюджета и т.д. Все перечисленные изменения вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. В частности, Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»15, а также прил. 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»16. Иные нормативно-правовые акты, подтверждающие полномочия федеральных органов государственной власти (их территориальных органов) по осуществлению функций администратора, не требуются.

Мероприятия по администрированию поступлений в бюджеты можно условно разделить на несколько этапов. Первым этапом администрирования поступлений в бюджет является принятие закона о бюджете на соответствующий период, а также постановлений органов исполнительной власти по реализации данного закона. В отношении федерального бюджета на 2011 г. такими документами являются Федеральный закон № 357-Ф3, а также Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2010 г. № 1171 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»»17. На втором этапе согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 117118 соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета — администратор доходов обязан утвердить нормативный правовой акт, который должен содержать положения, в соответствии с которыми территориальные органы администратора поступлений в федеральный бюджет (распорядители средств федерального бюджета), федеральные казенные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, наделяются полномочиями по администрированию конкретных поступлений в федеральный бюджет.

Органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями администратора доходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов в соответствии с законодательными актами субъекта РФ. При этом источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов закрепляются за администраторами поступлений в бюджет при условии, что администрирование данных источников доходов не закреплено законодательством РФ как за органами государственной власти РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, так и за органами государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления наделяются полномочиями администратора доходов местных бюджетов в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Источники доходов бюджетов муниципальных образований закрепляются за администраторами соответствующего уровня при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, органами государственной власти субъектов РФ, так и органами местного самоуправления).

Полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджета определены ст. 160.1 БК РФ и детализированы Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, а также Правилами осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 (в редакции от 17 декабря 2010 г.)19.

3акрепление доходов бюджетов РФ за главными администраторами доходов осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственными внебюджетными фондами, Центрального банка РФ главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством РФ и приложением 6 к Приказу Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»20 .

Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за главными администраторами доходов — органами государственной власти субъектов РФ и созданными ими бюджетными учреждениями при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и прил. 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, так и органами государственной власти субъектов РФ).

В соответствии с закреплением доходов бюджета за теми или иными главными администраторами последними согласно требованиям Указаний о порядке применения бюджетной классификации определяются для подведомственных им администраторов доходов соответствующие коды администраторов доходов бюджета, а также порядок администрирования конкретных видов доходов соответствующих бюджетов.

Приложениями к Постановлению Правительства РФ № 995 (в редакции от 17 декабря 2010 г.)21 определен также Перечень источников доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами

исполнительной власти, исполняющих в отношении указанных в нем доходов функции главных администраторов. Таким образом, финансовые органы соответствующих субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений), в части доходов, перечисленных в данном Перечне, могут быть только администраторами доходов и выполнять соответствующие функции только в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти. При этом указанные в Перечне федеральные органы исполнительной власти выполняют функции главных распорядителей доходов соответствующих бюджетов более низкого уровня:

— либо в обязательном порядке, что подразумевает полное и всестороннее регламентирование деятельности подведомственных администраторов доходов (поступлений);

— либо в инициативном — в пределах своей компетенции, что допускает регламентирование отдельных вопросов сбора и использования соответствующих доходов на уровне финансовых органов субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений), но в рамках общих требований, установленных соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

На третьем этапе администраторы доходов бюджетов в двухнедельный срок после доведения до них главным администратором доходов бюджетов, в ведении которого они находятся, порядка осуществления полномочий администратора доходов заключают с управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ соглашение об информационном взаимодействии по форме, утвержденной Федеральным казначейством, а также обеспечивают заключение соглашений (договоров) об обмене информацией в электронном виде. Указанное соглашение определяет формат передачи территориальным Органам федерального казначейства (ОФК) информации о поступлениях в бюджеты бюджетной системы администратором поступлений (территориальным органом администратора поступлений), а также передачи информации об уточнении вида принадлежности платежа, принятых решениях о возврате плательщикам излишне уплаченных сумм. Первичные документы, включаемые в состав формата передачи, оформляются в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина РФ от 5 сентября 2008 г. № 92н (в редакции от 17 августа 2010 г.) «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»22. Сроки и формы передачи информации (в электронном или бумажном виде) также устанавливаются соглашением.

Следующим этапом администрирования доходов бюджета можно считать организацию и ведение бюджетного учета соответствующих финансово-хозяйственных операций, осуществляемых администраторами этих доходов. На основании указанных первичных документов в отражают соответствующие операции по поступлениям бюджетном учете, который ведут финансовые органы, ОФК и администраторы поступлений в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»23 .

И, наконец, завершающим этапом администрирования является формирование и представление администраторами доходов в соответствующие финансовые и контролирующие органы бюджетной отчетности по результатам своей деятельности. Основные показатели и формы бюджетной отчетности в данной сфере определены Приказом Минфина РФ 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2006 г. № 413 (в редакции от 3 сентября 2008 г.) «Об утверждении форм документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации»24 определены формы документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату РФ. Как правило, указанные формы финансовой отчетности представляют органы исполнительной власти, являющиеся главными администраторами соответствующих доходов федерального бюджета. Однако для формирования данной финансовой отчетности указанные органы могут регламентировать для подведомственных им администраторов доходов формирование и представление в их адрес аналогичных форм отчетности. Кроме того, соответствующими законодательными актами представление указанных форм финансовой отчетности может быть установлено в отношении контрольных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

В настоящее время администрирование поступлений в бюджеты сводится к ведению органами власти бюджетного учета поступлений. С этой точки зрения администрирование (речь идет, прежде всего, о неналоговых доходах) есть естественно вытекающий набор функций. И связано это с тем, что при проведении указанными органами операций сектора государственного управления в рамках их функциональной деятельности возникают обязательства, приводящие как к появлению дебиторской задолженности, так и кредиторской задолженности, которые должны быть кем-то учтены. Если орган власти или созданное им казенные учреждение оказывает платные услуги, за которые предусмотрена уплата денежных средств в бюджет, то у него возникает дебиторская задолженность, соответственно, с целью закрытия этой задолженности осуществлять контроль за своевременностью уплаты соответствующих сумм, а также принимать корректное решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм в бюджет может только этот орган власти или созданное им казенное учреждение.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Следует заметить, что администрирование доходов в силовых министерствах и ведомствах имеет множество нюансов, связанных со спецификой их деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ (в редакции от 26 апреля 2007 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации»25 МВД России является администратором доходов бюджетов Российской Федерации. В системе Министерства, основными администраторами поступлений в бюджеты разных уровней являются: Министерство внутренних дел; Управление вневедомственной охраны (доходы федерального бюджета); Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения. Между Управлением федерального казначейства РФ и всеми администраторами доходов системы МВД России подписаны соглашения по информационному взаимодействию.

Ключевая роль при реализации положений законодательства, регулирующего исполнение функций администраторов поступлений в системе МВД России, была отведена ФЭД МВД России. В связи с этим сотрудниками данного департамента был подготовлен приказ МВД России от 29 ноября 2005 г. № 975 «О наделении подразделений системы МВД России и ФМС России полномочиями администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации»26. Согласно приказу, полномочиями администраторов поступлений наделены подразделения системы МВД России как из числа распорядителей, так и из числа получателей бюджетных средств. Данным приказом утверждено Положение, определяющее порядок исполнения вновь вводимых для подразделений системы МВД России функций администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации.

С учетом этого определились новые функции, возложенные на МВД России: а) контроль за правильностью исчисления платежей в бюджет; б) контроль за полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет; в) начисление и учет платежей в бюджет; г) взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

В ходе их исполнения МВД России осуществляет администрирование доходов федерального бюджета, законодательно закрепленных за Министерством. Среди таких доходов: государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием; плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел по охране имущества юридических и физических лиц; денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу; средства федерального бюджета от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества; прочие доходы федерального бюджета от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства.

Являясь администратором доходов бюджетов всех уровней, МВД России отразило в доходной части баланса исполнения бюджета за 2009 г. свыше 38,3 млрд. рублей. При этом, значительный вклад в общую сумму данных поступлений внесли финансово-экономические подразделения ГУВД г. Москвы, ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВД Ханты-Мансийского АО, УВД Томской области, ГУВД Свердловской области и ГУВД Красноярского края27.

В 2011 г. Министерство внутренних дел России осуществляет администрирование доходов федерального бюджета, закрепленных в Приложении 1 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Данным Федеральным законом МВД России доведен план по сбору доходов за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел по охране имущества юридических и физических лиц и иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан. Кроме того, за МВД России закреплены другие виды администрируемых доходов.

До подведомственных подразделений Финансово-экономическим департаментом МВД России доводятся соответствующие перечни доходов, разъяснения по применению бюджетной классификации и заполнению платежных документов, а также систематически проводится анализ проблемных вопросов, возникающих в процессе реализации функций администрирования. С учетом этого в рамках действующей нормативной базы, разъяснений Минфина и Федерального казначейства разрабатываются указания, которые затем направляются в подведомственные подразделения.

В целях упорядочения работы по администрированию доходов подразделениями центрального аппарата МВД России в структуре Расчетно-кассового центра ФЭД МВД России создан отдел по учету доходов и казначейскому исполнению федерального бюджета. В системе МВД России функции администраторов поступлений выполняют подразделения — распорядители и получатели бюджетных средств, которые осуществляют администрирование доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации, законодательно закрепленным за Министерством. Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы за МВД России было закреплено в 2005 г. — 5 кодов доходов, в 2006 г. — 8 кодов доходов, в 2007 г. — 14 кодов доходов, а в 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. — 16 кодов доходов федерального бюджета. Закрепление за МВД России конкретных видов доходов федерального бюджета не ограничивает право администраторов поступлений системы МВД России применять коды доходов бюджетной классификации, закрепленные за всеми администраторами поступлений федерального бюджета. Аналогичный порядок применения кодов доходов бюджетной классификации, закрепленных за всеми администраторами поступлений, распространяется и на доходы других бюджетов Российской Федерации, администрируемых подразделениями системы МВД России.

Учитывая, что главным итогом деятельности подразделений системы МВД России по администрированию доходов бюджетов являются фактически поступившие в соответствующий бюджет денежные средства, обратимся к итоговым результатам данной деятельности.

В таблице 1 отражены итоговые результаты подразделений системы МВД России при осуществлении деятельности по администрированию денежных средств в доход федерального бюджета за период 2006 г. — 9 месяцев 2008 г., а также количество применяемых кодов бюджетной классификации по администрируемым доходам федерального бюджета.

Таблица 1

Администрирование денежных средств в доходы федерального бюджета МВД России28

Год Сумма Процент Сумма доходов за Количество

доходов годового услуги КБК по

федерального плана подразделений доходам

бюджета вневедомственной федерального

(млрд .руб.) охраны (млрд.руб.) бюджета

2006 38,3 112% 37,9 19

2007 38,4 104% 37,8 31

9 мес. 2008 31,1 80,6% 30,7 39

Перевыполнение плановых показателей обусловлено увеличением объемов оказываемых услуг, предоставляемых на договорной основе по охране имущества юридических и физических лиц, иных услуг, связанных с обеспечением безопасности граждан.

Показательными выглядят доходы федерального бюджета в сравнении с доходами бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, администрируемых подразделениями МВД России (без учета доходов подразделений вневедомственной охраны). С каждым годом становятся все более актуальными вопросы администрирования доходов федерального бюджета от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого имущества подразделениями МВД России. Вместе с тем порядок исполнения данных функций в рамках приказа МВД России от 5 декабря 2006 г. № 9 9229 требует дополнительного методологического и организационного регулирования.

В Письме от 24 марта 2009 г. № 02-04-02.1/132030 Минфин дал разъяснения по вопросу администрирования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение равного с МВД повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат. Они заключаются в следующем. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ администрирование доходов от межбюджетных трансфертов и по возврату межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, полученных из федерального бюджета, осуществляется органами, уполномоченными на использование указанных средств. На основании положений п. 9 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2010 г.)31 финансовое обеспечение деятельности учреждений МВД до вступления в силу федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, производится из соответствующих бюджетов.

При этом расходы бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), в т.ч. по обеспечению равного с МВД повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальны7х выплат, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (местному бюджету), производятся учреждениями МВД с отражением их на лицевых счетах получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), открытых в ОФК.

Следовательно, администраторами доходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) от указанных межбюджетных трансфертов и по их возврату являются подразделения МВД. Такая ситуация сохраняется до 2012 г., поскольку Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»32 обеспечение всех подразделений органов внутренних дел, включая милицию общественной безопасности, переводится на финансирование из федерального бюджета.

Необходимо отметить, что сокращение как источников финансирования деятельности структурных подразделений системы МВД России, так и перечня администрируемых доходов, а в данном случае, трансфертов, является признаком централизации бюджетного обеспечения МВД.

До 2012 г. при администрировании доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг, требованиями законодательства (в частности, Приказом Минфина РФ от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности»33 ) не предусматривается обязательная сдача данных доходов на единый счет соответствующего бюджета, как неналоговых поступлений (ст. 41 БК РФ). Более того, остатки этих поступлений могли в конце года не подлежать сдаче в доход бюджета и использоваться для финансирования потребности учреждений МВД РФ в следующем году в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»34 внесены изменения в ст. 41 БК РФ. Теперь к неналоговым доходам относятся доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Отметим, что в соответствии с внесенными изменениями, данные доходы не облагаются налогами. Начиная с 2012 г., все казенные учреждения МВД России, обязаны перечислять все доходы от платных услуг в бюджет государства. Такая ситуация определяет еще один признак федеральной централизации бюджетного обеспечения МВД России, поскольку доходы от внебюджетной деятельности, находившиеся в распоряжении подразделений МВД России, явно относились к децентрализованным финансам. Ст. 51 БК РФ содержит исчерпывающий перечень соответствующих неналоговых доходов федерального бюджета, однако внесенные изменения не коснулись самого понятия «доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями». Изменения внесены в статью 6 БК РФ, в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3, государственные (муниципальные) услуги (работы) -услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами35 .

Если под платными услугами понимается внебюджетная деятельность учреждений МВД России, то тут все более-менее понятно, хотя по нашему мнению, отожествлять внебюджетную деятельность с платными услугами нельзя. Поясним на примере, Вневедомственная охрана МВД России оказывает платные услуги при этом финансируется из федерального бюджета36, поэтому отнести данную деятельность к внебюджетной нельзя. Действующее законодательство, в частности, Еражданский кодекс России, выделило понятие «предпринимательская и иная приносящая доход деятельность», но не дало определения «внебюджетная деятельность», а ведь, исходя из существа вопроса, характеризовать ее можно именно так37.

По нашему мнению, внебюджетную деятельность можно определить как деятельность бюджетных организаций, направленную на привлечение дополнительных источников финансирования, осуществляемую в соответствии с действующим законодательством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку, начиная с 1 января 2012 г., внебюджетная деятельность направлена на пополнение государственного бюджета, а не на привлечение дополнительных источников финансирования казенных учреждений МВД России, применение терминов «внебюджетная деятельность» или «доходы от внебюджетной деятельности» становится неправомерным. В данном контексте нельзя не согласиться с мнением Ю.Е. Аврутина, заметившего, что к понятию «государственная услуга» в сфере обеспечения правопорядка следует подходить весьма осторожно, государственные услуги должны быть ограничены сферой «обеспечительного» публичного управления и им нет места в процессах правоохранительной деятельности38 .

В заключение, в порядке обобщающего вывода, подчеркнем следующее.

1. Одним из основных результатов бюджетной реформы является создание системы администраторов бюджетных средств и четкое разграничение между ними полномочий, которые в следующем году сохраняются только за казенными учреждениями.

2. Начиная с 2012 г., бюджетное обеспечение МВД России приобретает крайнюю форму централизации, поскольку происходит как сокращение источников финансирование, так и сокращение администрируемых доходов.

3. Для финансово-правового статуса подразделений системы МВД России характерна многоплановость, зависящая от направления их бюджетной деятельности. В бюджетной сфере финансово-правовой статус органов внутренних дел реализуется через правовой статус главных администраторов и администраторов доходов бюджета.

4. Финансово-правовой статус администратора бюджетных доходов должен быть присвоен всем казенным учреждениям в части их поступлений от приносящей доход деятельности, а также от использования закрепленного за ними государственного имущества.

5. В целях повышения эффективности использования доходов от платных услуг законодательными актами должно быть предусмотрено не только их зачисление на единые счета соответствующих бюджетов, но и последующий возврат на счета казенных учреждений-получателей (в виде средств дополнительного бюджетного финансирования).

6. Порядок администрирования доходов от платных услуг следует более детально прописать в методических документах МВД России.

7. Требуется разработать и законодательно оформить ведомственный Перечень платных услуг системы МВД России и их тарификацию, рассчитываемую по единой методике на всей территории Российской Федерации.

8. Внести изменения в ведомственные нормативно-правовые акты, исключив коды

бюджетной классификации РФ, введенные для администрирования доходов бюджетов субъектов РФ

(местных бюджетов) от межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам на обеспечение равного с МВД России повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности.

9. МВД России как главному администратору доходов бюджетов РФ следует издать соответствующий нормативно-правовой акт о закреплении за находящимися в его ведении администраторами доходов федерального бюджета кодов бюджетной классификации, соответствующих изменениям современного законодательства и переводу подразделений МВД России в статус казенных учреждений.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998. № 145-Ф3

2. С3 РФ. 1996. № 34. Ст. 4030.

3. С3 РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

4. СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

5. СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

6. СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 2). Ст. 5278.

7. СЗ РФ. 2006. № 28. Ст. 3080.

8. СЗ РФ. 2007. № 18. Ст. 2117.

9. СЗ РФ. 2008. № 2. Ст. 116.

10. СЗ РФ. 2009. № 51. Ст. 6151.

11. СЗ РФ.2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.

12. СЗ РФ. 2010. № 2. Ст. 215.

13. СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291

14. СЗ РФ. 2010. № 51 (1 ч.). Ст. 6809

15. СЗ РФ. 2011. № 3. Ст. 545.

16. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 8. Ст. 507 / Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 (в редакции от 4 августа 2005 г.) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»

17. Финансовая газета (Региональный выпуск). — 2010. — 13 мая. — № 20.

18. Финансовая газета (Региональный выпуск). — 2010. — 27 мая. — № 22.

19. Российская газета. — 2004. — 21 декабря. — № 282.

20. Российская газета. — 2011. — 19 января. — № 8.

21. Российская газета. — 2010. — 28 января. — № 17.

22. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 41. 13.10.2008. Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ от 17 августа 2010 г. № 92н, вступают в силу с 1 января 2011 г.

23. Приказ МВД России от 29 ноября 2005 г. № 975 «О наделении подразделений системы МВД России и ФМС России полномочиями администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации» // КонсультантПлюс. [email protected].

24. Приказ МВД РФ от 5 декабря 2006 г. № 992 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России» / / КонсультантПлюс. [email protected].

25. Письмо Минфина РФ от 11 февраля 2009 г. № 02-04-09/284. Номер в ИБ 66914 // Вопрос: О порядке администрирования штрафов, налагаемых должностными лицами Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН России) и ее территориальными органами / / КонсультантПлюс. [email protected].

26. Письмо Казначейства РФ от 7 апреля 2009 г. № 42-7.4-05/5.4-195 «О направлении письма Минфина России от 24.03.2009 N 02-04-02.1/1320» // КонсультантПлюс. [email protected].

27. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2008 г. № 144н «О признании утратившими силу Приказов Министерства финансов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.03.2009 № 13452) / / Российская газета. — 2009. — 13 марта. — № 43.

28. Аврутин, Ю. Е. Модернизация российской милиции: понятие, содержание, политикоправовые и социальные детерминанты // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (5 марта 2010 г.). — В 2 ч. — Ч. 2. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010.

29. Тапоненко, В. Ф., Докучаев, В. А. Нормативно-правовое обеспечение ведения внебюджетной деятельности в образовательных учреждениях МВД России // Труды академии управления МВД России. — 2008. — № 3.

30. Торбунова, О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. — М., 2003.

31. Заболонкова, О. А. Силовые министерства и ведомства — администраторы доходов //

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2009. — № 6.

32. Зенин, А. Л. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации в 2008 году //

Экономический вестник МВД России. — 2008. — № 2.

33. Ожегов, С. М., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1995. — С. 17.

Literature

1. Budget Code of Russian Federation (BC of RF) as of 31th July 1998, No 145-ФЗ.

2. NW of RF. 1996, No34, p.4030

3. NW of RF. 2004, No11, p.945

4. NW of RF. 2004, No21, p.2023

5. NW of RF. 2004, No35, p.3607

6. NW of RF. 2004, No52 (part 2), p.5278.

7. NW of RF. 2006, No28, p.3080

8. NW of RF. 2007, No18, p.2117

9. NW of RF. 2008, No2, p.116

10. NW of RF. 2009, No51, p.6151

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

11. NW of RF. 2009, No52 (part 1), p.6536

12. NW of RF. 2010, No2, p.215

13. NW of RF. 2010, No19, p.2291

14. NW of RF. 2010, No51(part 1), p.6809

15. NW of RF. 2011, No3, p.545

16. Collection of enactments of President and Government of RF. 24th August 1992. No8. Art.507 / Enactment of Government of RF as of 14th August 1992 No 589 (edition of 4th August 2005) “On approval of Regulations of non-departmental guarding organized by the bodies of internal affairs of RF”.

17. Finansovaya gazeta (Regional edition). 13th May 2010. No20

18. Finansovaya gazeta (Regional edition). 27th May 2010. No22

19. Rossiyskaya gazeta No 282. 21st December 2004.

20. Rossiyskaya gazeta No 8. 19th January 2011.

21. Rossiyskaya gazeta No 17. 28th January 2011.

22. Bulletin of regulatory enactments of Federal bodies of executive power. No 41. 13th October 2008.

Amendments by Ministry of Finance Decree as of 17th August 2010 No92n, came into force 1st January 2011.

23. Order by MIA of Russia as of 29th November 2005 No 975 “On delegation to subdivisions of MIA of RF system and Federal Migration Service with authority of administrators of revenues to budgets of Russian Federation / / CosultantPlus. [email protected].

24. Order by MIA of RF as of 5th December 2006 No 992 “On making available and realization of movable property in operational administration of bodies of internal affairs, institutions and government establishments within the system of MIA of Russia. / / CosultantPlus. [email protected].

25. Letter by the ministry of Finance of RF as of 11 February 2009 No 02-04-09/284. Number in Informational Base 66914 // Question: On the order of administration of fines, imposed by officials of Federal system of execution of penalties and its territorial bodies. // CosultantPlus. [email protected].

26. Letter by Treasury of RF as of 7th April 2009 No 42-7.4-05/5.4-195 “On dispatch of the Letter by Ministry of Finance as of 24th March 2009 No 02-04-02.1/1320 // CosultantPlus. [email protected].

27. Order by Ministry of Finance of RF as of 23d of December 2008 No 144n “On recognition as invalid of Orders by Ministry of Finance of Russian Federation” (Registered in MJ of RF on 2nd of March 2009 No 13452) / / Rossiyskaya gazeta No 43 13th March 2009.

28. Avrutin Y. E. Modernization of Russian Militia: conception, content, political, legal and social determinations // Actual problems of administrative and administrative-procedural Law: Materials of annual all Russian theoretical and practical conference devoted to the memory of Doctor of Law, professor, distinguished person of science of Russian Federation V.D. Sorokin (5th of March 2010. In 2 parts: P.2 — St. Petersburg, 2010

29. Gaponenko, V. F, Dokuchaev, V. A. Normative-legal provision of execution of non-budget activities in educational institutions of MIA of Russia // Works of Academy of management of MIA of Russia No3. 2008

30. Gorbunova, O. N. Financial law and financial monitoring in modern Russia. — Moscow, 2003.

31. Zabolonkova, O. A. Defense and law enforcement ministries and departments — administrators of revenues / / Budget organizations: accounting and tax administration. — 2009. — No 6.

32. Zenin, A. L. Qualification of revenues of budgets of Russian Federation in 2008. // Economic bulletin of MIA of Russia - 2008. - No 2.

33. Ozhegov S. I., Shvedova N. Y. Explanatory dictionary of Russian language. — Moscow, 1995. — P17.

1 С3 РФ. 30.04.2007. № 18. Ст. 2117.

2 С3 РФ. 10.05.2010. № 19. Ст. 2291

3 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 17; Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 22.

4 Еорбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 128.

5 С3 РФ..2007. № 18. Ст. 2117.

6 С3 РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

7 С3 РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

8 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998. № 145-Ф3

9 С3 РФ. 10.05.2010. № 19. Ст. 2291

10 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998. № 145-Ф3

11 П.1. Ст.160.1 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998. № 145-Ф3

12 П.2. Ст.160.1 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998. № 145-Ф3

13 3аболонкова О.А. Силовые министерства и ведомства - администраторы доходов / / Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009 г. № 6.

14С3 РФ. 21.12.2009. № 51. Ст. 6151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 С3 РФ. 20.12.2010. № 51 (1 ч.). Ст. 6809

16 Финансовая газета. 17.02.2011. № 7.

17 С3 РФ. 17.01.2011. № 3. Ст. 545.

18 С3 РФ. 11.01.2010. № 2. Ст. 215.

19 С3 РФ. 14.01.2008. № 2. Ст. 116.

20 Финансовая газета. 17.02.2011. № 7.

21 С3 РФ. 14.01.2008. № 2. Ст. 116.

22 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 41. 13.10.2008 Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ от 17.08.2010 № 92н, вступают в силу с 1 января 2011 года.

23 Российская газета. № 8. 19.01.2011.

24 С3 РФ. 10.07.2006, N 28, ст. 3080.

25 С3 РФ. 27.12.2004. № 52 (часть 2). Ст. 5278.

26 О наделении подразделений системы МВД России и ФМС России полномочиями администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации: Приказ МВД России от 29 ноября 2005 № 975 / / КонсультантПлюс. [email protected]

27 3енин А.Л. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации в 2008 году // Экономический вестник МВД России. № 2. 2008. С.12.

28 Зенин A.A. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации в 2008 году / / Экономический вестник МВД России. 2008. № 2. С. 13.

29 Приказ МВД РФ от 5.12.2006. № 992 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России» / / КонсультантПлюс. [email protected]

30 Письмо Казначейства РФ от 07.04.2009. № 42-7.4-05/5.4-195 «О направлении письма Минфина России от 24.03.2009 N 0204-02.1/1320» // КонсультантПлюс. [email protected]

31 СЗ РФ. 30.08.2004. № 35. Ст. 3607.

32 СЗ РФ.2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.

33 Российская газета. 08.10.2008. № 210.

34 СЗ РФ. 10.05.2010. № 19. Ст. 2291

35 Ст.6. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998. № 145-ФЗ

36 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 24.08.1992. № 8. Ст. 507 / Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 589 (ред. от 04.08.2005) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»

37 Гапоненко В. Ф., Докучаев В. A. Нормативно-правовое обеспечение ведения внебюджетной деятельности в образовательных учреждениях МВД России / / Труда академии управления МВД России. № 3. 2008.

38 Аврутин Ю.Е. Модернизация российской милиции: понятие, содержание, политико-правовые и социальные детерминанты / / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (5 марта) 2010 года). В 2 ч.: Ч. 2. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России. 2010. С. 12.

УДК 338.07

В. А. Демин*, А. В. Лабутин**

Рейдерство - серьезная угроза экономической безопасности России

Статья посвящена одной из приоритетных проблем современной России — рейдерству. Авторами приведена статистика величины ущерба, наносимого рейдерством всем секторам экономики и экономическому росту России. Разграничиваются также понятия «рейдерство» и «недружественное поглощение» на основе критерия законности действий. Проанализирован состав преступлений, по которым возможно привлечение к уголовной ответственности в связи с рейдерством. Раскрыта специфика противодействия системы правоохранительных органов рейдерству в Российской Федерации. Кроме того, авторами проанализированы критерии подверженности предприятий риску рейдерского захвата.

Ключевые слова: рейдерство, недружественные поглощения, захват

V A. Demin*, A. V Labutin**. Corporate raid — the serious threat of economic safety of Russia. Article is devoted to describing one of priority problems of modern Russia — corporate raid. Authors give the analysis of generalized statistic of the damage to all sectors of economy and economic growth of Russia. Authors differentiate the terms «corporate raid» and «unfriendly absorption» on the basis of criterion of legality of actions. In the article the authors analyze the structure of crimes where calling to account for corporate raid is possible. Special attention is paid to the specificity of counteraction of law enforcement bodies of the Russian Federation to corporate raid. Besides authors analyzed criteria of susceptibility of the enterprises to the risk of corporate raid capture.

Keywords: corporate raid, unfriendly absorption, capture.

В условиях реформирования современной России особое значение приобретают вопросы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности и, в первую очередь, экономической безопасности, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роста и надежной защищенности от экономических угроз.

Одной из важнейших угроз экономической безопасности России является рейдерство (подробнее см. табл. 1), которое в последние годы получило широкое распространение в нашей стране. В настоящее время рейдерство стало одним из видов криминального высокодоходного бизнеса, рентабельность которого доходит до 1000-2000%.

Криминальный бизнес рейдеров измеряется миллиардами долларов, нанося огромный ущерб всем секторам экономики (объектам ОПК, ТЭК, АПК, НИИ, среднему и малому бизнесу) и

* Демин, Владимир Андреевич, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.

** Лабутин, Анатолий Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.

* Demin, Vladimir Andreevich, doctor of economic sciences, professor, the Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg,

Pilyutov-street, 1. Ph.: 744-70-93.

** Labutin, Anatoly Vasilievich, candidate of economic sciences, assistant professor, assistant professor of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: 744-70-93.

Статья поступила в редакцию 15 марта 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.