Научная статья на тему 'Администраторы поступлений в бюджет: функции, организация работы, особенности бюджетного учета'

Администраторы поступлений в бюджет: функции, организация работы, особенности бюджетного учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1862
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов И. Ю.

Администраторы доходов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса. От их работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, следовательно, и состояние основных источников финансирования всех остальных субъектов бюджетной системы. Этот материал об особенностях организации бюджетного учета данных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Администраторы поступлений в бюджет: функции, организация работы, особенности бюджетного учета»

Всё для бухгалтера

АДМИНИСТРАТОРЫ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ: ФУНКЦИИ,

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

И. Ю. ГАРНОВ, генеральный директор ОООЛудиторская компания «Интера»

Администраторы доходов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса. Ведь от их работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, а следовательно, и состояние основных источников финансирования всех остальных субъектов бюджетной системы. Об особенностях организации бюджетного учета данных учреждений и пойдет речь в настоящем материале.

1.Порядок администрирования доходов бюджета

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса

РФ (БК РФ) администраторами доходов бюджета (далее — Администратор доходов) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Банка России, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Если перечисленные выше организации в соответствии с законодательством РФ имеют в своем

ведении других администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, то такие органы называются главными администраторами доходов бюджета.

В соответствии с п. 2 ст. 20 БК РФ перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. В частности, Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ, а также приложением № 6 к приказу Минфина России от 25.12.2008 № 145н (далее — Указания № 145н). Иные нормативно-правовые акты, подтверждающие полномочия федеральных органов государственной власти (их территориальных органов) по осуществлению функций администратора, не требуются.

Мероприятия по администрированию поступлений в бюджеты можно условно разделить на несколько этапов.

Первым этапом по администрированию поступлений в бюджет является принятие закона о бюджете на соответствующий период, а также постановлений органов исполнительной власти по реализации данного закона. В отношении федерального бюджета на 2009 г. такими документами являются Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», а также

постановление Правительства РФ от 24.12.2006

№ 987 о мерах по его реализации. Аналогичные нормативно-правовые акты приняты в отношении своих бюджетов в соответствующих субъектах РФ и муниципальных образованиях. Кроме того, в целях проведения единой бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетов всех уровней Минфин России в соответствии со ст. 7 БК РФ:

• устанавливает, детализирует и определяет порядок применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам РФ, путем регулярной разработки Указаний о применении бюджетной классификации (действующие в настоящее время Указания утверждены приказом Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н;

• устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов (порядок организации бюджетного учета определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее — Инструкция № 148н), а порядок формирования и представления бюджетной отчетности — приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н (далее — Инструкция № 128н).

На втором этапе в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 24.12.2008 № 987 соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета — администратор поступлений обязан утвердить нормативный правовой акт, который должен содержать положения, в соответствии с которыми территориальные органы администратора поступлений в федеральный бюджет (распорядители средств федерального бюджета), федеральные бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, наделяются полномочиями по администрированию конкретных поступлений в федеральный бюджет.

Органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями администратора доходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов в соответствии с законодательными актами субъекта РФ. При этом источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов закрепляются за администраторами поступлений в бюджет при условии, если администрирование данных источников доходов не закреплено законодательством РФ за органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фон-

дов, Банка России, так и органами государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления наделяются полномочиями администратора доходов местных бюджетов в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Источники доходов бюджетов муниципальных образований закрепляются за администраторами соответствующего уровня при условии, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, Банка России, органами государственной власти субъектов РФ, так и органами местного самоуправления).

Полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджета определены ст. 160.1 БК РФ и детализированы Указаниями № 145н, а также Правилами осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (далее — Правила № 995).

Закрепление доходов бюджетов РФ заглавными администраторами доходов бюджета осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством РФ и приложением 6 к Указаниям № 145н.

Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за главными администраторами доходов бюджета — органами государственной власти субъектов РФ и созданными ими бюджетными учреждениями при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и приложением 6 к Указаниям № 145н (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, Банка России, так и органами государственной власти субъектов РФ).

В соответствии с закреплением доходов бюджета за теми или иными главными администрато-

рами последними в соответствии с требованиями Указаний № 145н определяются для подведомственных им администраторов доходов соответствующие коды администраторов доходов бюджета, а также порядок администрирования конкретных видов доходов соответствующих бюджетов.

Приложениями к постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 определен также Перечень источников доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, исполняющих в отношении указанных в нем доходов функции главных администраторов. Таким образом, финансовые органы соответствующих субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений и т. п.) в части доходов, перечисленных в указанном Перечне, могут быть только администраторами доходов и выполнять соответствующие функции только в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти. При этом, указанные в Перечне федеральные органы исполнительной власти выполняют функции главных распорядителей доходов соответствующих бюджетов более низкого уровня:

• либо в обязательном порядке (раздел I Перечня), что подразумевает полное и всестороннее регламентирование деятельности подведомственных администраторов доходов (поступлений);

• либо в инициативном — в пределах своей компетенции (раздел II Перечня), что допускает регламентирование отдельных вопросов сбора и использования соответствующих доходов на уровне финансовых органов субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений и т.п.), но в рамках общих требований, установленных соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Согласно требованиям Указаний № 145н в рамках бюджетного процесса главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

• формирует перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета;

• представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

• представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

• формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

• осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Администратор доходов бюджета обладает

следующими бюджетными полномочиями:

• осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

• осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

• принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, атакже процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ;

• принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

• в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

• осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. На третьем этапе согласно п. 3 Правил № 995

администраторы доходов бюджетов в двухнедельный срок после доведения до них главным администратором доходов бюджетов, в ведении которого они находятся, порядка осуществления полномочий администратора доходов бюджетов заключают с управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ соглашение об информационном взаимодействии по форме, утвержденной Федеральным казначейством, атакже обеспечивают заключение соглашений (договоров) об обмене информацией в электронном виде1.

1 Форма информационного взаимодействия администраторов доходов бюджета, подведомственных Банку России, устанавливаются Федеральным казначейством совместно с Центральным банком РФ.

Указанное соглашение определяет формат передачи территориальным органам Федерального казначейства (ОФК) информации о поступлениях в бюджеты бюджетной системы администратором поступлений (территориальным органом администратора поступлений), а также передачи информации об уточнении вида принадлежности платежа, принятых решениях о возврате плательщикам излишне уплаченных сумм. Первичные документы, включаемые в состав формата передачи, оформляются в соответствии с требованиями, установленными приказами Минфина России от 24.11.2004 № 106н и от 05.09.2008 № 92н2. Сроки и формы передачи информации (в электронном или бумажном виде) также устанавливаются соглашением.

Следующим этапом администрирования доходов бюджета можно считать организацию и ведение бюджетного учета соответствующих финансово-хозяйственных операций, осуществляемых администраторами указанных доходов. На основании указанных первичных документов отражают в бюджетном учете соответствующие операции по поступлениям, который ведут финансовые органы, ОФК и администраторы поступлений в соответствии с Инструкцией № 148н.

И наконец, завершающим этапом администрирования являются формирование и представление администраторами доходов в соответствующие финансовые и контролирующие органы бюджетной отчетности по результатам своей деятельности. Основные показатели и формы бюджетной отчетности в данной сфере определены Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008г. № 128н.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 03.07.2006 № 413 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 03.09.20086 № 656) определены формы документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату РФ. Как правило, указанные формы финансовой отчетности представляют органы исполнительной власти, являющиеся главными администраторами соответствующих доходов фе-

2 Приказом Минфина России от 02.06.2009 № 68н в утвержденный приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ внесены изменения, вступающие в силу с 01.10.2009. Дальнейшее изложение материала будет осуществляться с учетом внесенных изменений.

дерального бюджета. Однако для формирования данной финансовой отчетности указанные органы могут регламентировать для подведомственных им администраторов доходов формирование и представление в их адрес аналогичных форм отчетности. Кроме того, соответствующими законодательными актами предоставление указанных форм финансовой отчетности может быть установлено в отношении контрольных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Систему администрирования доходов бюджета, обязанностей главных администраторов доходов бюджета и порядок их взаимодействия с финансовыми и контрольными органами, органами Федерального казначейства, а также с подведомственными администраторами бюджетных поступлений можно посмотреть на рисунке (см. рисунок).

Порядок ведения бюджетного учета по администрированию доходов бюджета

Администратор доходов бюджета ведет бюджетный учет как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления. Следовательно, администратору поступлений (территориальному органу администратора поступлений) следует определиться, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие — учет поступивших сумм. Целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.

При организации бюджетного учета операций по администрированию доходов бюджета следует учесть:

• наличие у организации, ведущей бюджетный учет получаемых доходов, правового статуса администратора бюджетных доходов;

• структуру администрируемых доходов (отнесение их к налоговым или неналоговым доходам бюджета, что определяется соответственно ст.41БКРФ);

• установленный действующим федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ и/или муниципального образования порядок зачисления соответствующих доходов в бюджет (с использованием или без использования единого счетадоходов в ОФК);

• порядок перераспределения полученных доходов между бюджетами разныхуровней;

Орган Федерального казначейства

Финансовый орган

Минфин России (фин. органы субъектов РФ или муниципальных образований)

Контрольный орган

Счетная палата при Президенте РФ или иные контрольные органы

Т

Т

Перечень Прогноз поступле- Аналити- Сведения, Сведения,

подведом- ния доходов в сро- ческие необходимые необходи-

ственных ки, установленные материа- для составле- мые для

админи- нормативными лы по ния средне- составле-

страторов правовыми актами, исполне- срочного фи- ния и

доходов по форме, согласо- нию бюд- нансового ведения

бюджета ванной с финансо- жета в плана и (или) кассового

вым органом части проекта соотв. плана

доходов бюджета

........ А ▲

т т ГГГГГТП

__±_

Бюджетная отчетность главного администратора доходов бюджетов по формам и в сроки, которые установлены законодательством РФ

На этапе планирования и исполнения бюджета

По результатам исполнения бюджета —

Самостоятельное, в случае необходимости, исполнение полномочий администраторов доходов бюджета

Закрепление за подведомственными администраторами доходов бюджетов, полномочий по администрированию которых они осуществляют, с указанием нормативных правовых актов РФ, являющихся основанием для администрирования данного вида платежа

Наделение администраторов доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ следующими бюджетными полномочиями:

—У

Начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним

Взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов

Принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в ОФК поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России, а для Банка России - в порядке, установленном Банком России по согласованию с Минфином России

Принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление соответствующего уведомления в ОФК

Определение порядка и сроков представления бюджетной отчетности в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, бюджет территориального государственного внебюджетного фонда и местный бюджет

—/

Определение порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов

Определение порядка и сроков сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов бюджетов

Определение порядка действий администраторов доходов бюджетов при уточнении невыясненных поступлений

Определение порядка действий администраторов доходов бюджетов при принудительном взыскании администраторами доходов бюджетов с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов

Установление порядка обмена информацией между структурными подразделениями администратора доходов бюджетов (в том числе обеспечение обмена информацией о принятых финансовых обязательствах и решениях об уточнении (о возврате) платежей в бюджет)

Определение порядка, форм и сроков представления администратором доходов бюджетов главному администратору доходов бюджетов сведений и бюджетной отчетности

Иные положения, необходимые для реализации полномочий администратора доходов бюджетов

Система администрирования доходов бюджета

• приказом Минфина России от 03.07.2009 № 69н3 в Инструкцию № 148н были внесены существенные изменения, регламентирующие порядок организации бюджетного учета администраторов доходов.

Учитывая перечисленные выше факторы, порядок отражения в бюджетном учете администраторов доходов бюджета финансово-хозяйственных операций, связанных с выполнением ими указанных функций, имеет следующие особенности:

• операции по администрированию доходов бюджета осуществляются соответствующими администраторами на основании данных отчетности бюджетных учреждений, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа и органа Федерального казначейства. Администрирование доходов отражается в бюджетном учете администраторов в виде изменения их обязательств по перечислению доходов на единые счета бюджетов, открытые соответствующим финансовым органам. В случаях, если функции администраторадоходов возложены на бюджетные учреждения-получателей (например, налоговые и таможенные органы, а также учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность), последние имеют лицевые счета в ОФК, но только как бюджетные учреждения. Операции по получению на указанные счета (Д-т сч. 1 304 05 ххх /К-тсч. 1 401 01 1хх или Д-т сч. 2 201 01 510/ К-т сч. 2 401 01 1хх) и перечислению с них сумм доходов в бюджет (Д-т сч. 1 210 02 560 / К-т сч. 1 304 05 ххх или Д-т сч. 2 210 02 560 / К-т сч. 2 201 01 610) отражаются в их бюджетном учете параллельно с операциями по администрированию соответствующих доходов и не относятся к категории последних4;

• учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что операции по администрированию доходов бюджета всегда связаны с пополнением единых счетов соответствующих бюджетов (за исключением администрирования доходов от приносящей доход деятельности), все операции по администрированию доходов целесообразно отражать с исполь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 В настоящее время приказ Минфина России от 03.07.2009

№ 69н находится на регистрации в Минюсте РФ, поэтому внесенные им изменения в Инструкцию № 148н могут в процессе данной регистрации измениться.

4 Указанные операции фактически задваивают обороты по задолженности учреждения, являющегося администратором доходов бюджета, что, однако, устраняется путем такого же

«двойного» списания задолженности, как в учете операций по получению-перечислению средств, так и по администрированию соответствующих доходов бюджета.

зованием кода источника финансирования «1», независимо оттого, какой код источника финансирования используется при отражении в учете операций по фактическому получению и перечислению сумм доходов с лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществляющих функции администраторов доходов бюджета;

• полученные и отраженные в бюджетном учете администраторадоходы в ряде случаев подлежат распределению между несколькими бюджетами (едиными счетами бюджетов). Поэтому отражение доходов в бюджетном учете администраторов и соответствующих финансовых органов на одном счете бюджетного учета 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами» приводило к возникновению неувязок между отчетами финансового органа и администраторадоходов5. Поэтомус 01.01.2009 года Инструкцией № 148н в План счетов бюджетного учета для администраторов доходов был введен специальный промежуточный счет О 210 04 ООО «Расчеты по поступлениям с органами казначейства»;

• детализация счетов 0 205 хх 560, 0 210 02 ххх, 0 210 04 ххх по видам администрируемых налогов и сборов осуществляется на основании первых 17 знаков соответствующего счета (код ведомственной и функциональной классификации доходов бюджета);

• начисление доходов в бюджетном учете соответствующего администратора осуществляется на основании данных бюджетной (налоговой) отчетности подведомственных организаций, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа;

• поступление и перечисление доходов на единый счет доходов бюджета отражаются на основании Справок (ф. 0531468), предоставляемых ОФК. Форма Справки (ф. 0531468) определена приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н;

• возврат излишне начисленных доходов может производиться следующими способами:

о путем списания обратной проводкой излишних начислений — если доходы только начислены согласно данным отчетности учреждений или иных документов и фактически не поступили на счета администратора или единый счет бюджета; о путем списания со счетов администратора доходов (Д-т сч. 1 205 00 000 / К-т сч. 1 210 04 000) — если полученные до-

5 Перечисление сроки расчетов с финансовым органом и

с обслуживающим администратором ОФК могут не совпадать

по времени.

ходы еще не были распределены между едиными счетами бюджетов; о путем списания со счетов с соответствующих финансовых органов (Д-т сч. 1 05 00 000/К-тсч. 1 210 02000) - если доходы фактически уже были распределены между едиными счетами бюджетов;

• В соответствии с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 03.07.2009 № 69н в п. 149 Инструкции № 148н все учреждения, использующие бухгалтерский счет 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» названы администраторами доходов бюджета (администраторами источников финансирования дефицита бюджета). Таким образом, правовой статус администратора бюджетных доходов должен быть присвоен всем бюджетным учреждениям в части их поступлений от приносящей доход деятельности, а также от использования закреп -ленного за ними государственного имущества;

• При администрировании доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг требованиями действующего законодательства (в частности, приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н) не предусмотрена обязательная сдача данных доходов на единый счет соответствующего бюджета как неналоговых поступлений (ст. 41БКРФ). Более того, остатки данных поступлений в конце года не подлежат сдаче в доход бюджета и могут использоваться для финансирования потребности учреждений в следующем году в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Вместе с тем в целях повышения эффективности учета и использования таких доходов законодательными актами отдельных регионов предусмотрено зачисление их на единые счета соответствующих бюджетов с последующим возвратом на счета учреждений-получателей (в виде внебюджетных средств или средств дополнительного бюджетного финансирования). В результате порядок бюджетного учета операций по администрированию данных доходов следует более детально прописать в методических документах соответствующего финансового органа субъекта РФ или муниципального образования;

Операции по начислению доходов учреждег

• при отражении в бюджетном учете администратора доходов бюджета операций, связанных с получением и возвратом межбюджетных трансфертов следует учитывать, что полученные в прошлых годах и неиспользованные по целевому назначению трансферты в соответствии с условиями их предоставления могут:

о либо подлежать возврату в бюджет, из которого они были получены (в этом случае задолженность по получению такого дохода трансформируется в бюджетном учете администратора в его задолженность по возврату трансферта); о либо засчитываться в счет получения трансфертов в текущем финансовом году (списание в этом случае не реальной к взысканию суммы возврата трансфертов прошлых лет отражается в бюджетном учете администратора доходов не в корреспонденции счетов 0 205 00 000, а по счету 0 206 12 000).

• пункты 215 и 216 Инструкции № 148н, регламентирующие использование бухгалтерского счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», приказом Минфина России от 03.07.2009 № 69н были дополнены положениями по организации бюджетного учета администраторов доходов бюджета в части операций по администрированию отдельных доходов, полученных подведомственными администратору бюджетными учреждениями (администраторами более низкого уровня, атакже филиалами бюджетных учреждений). К таким доходам относятся, в частности, получаемые указанными организациями поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, от возмещения утрат и недостач имущества и т. п. Поскольку указанные выше доходы бюджета носят несистемный характер либо будут отражены в бюджетном учете администраторов более низкого уровня, операции по их администрированию теперь отражаются в бюджетном учете с использованием счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» вместо счета 1401 01 100 «Доходы учреждения». Учитывая вышеизложенное, операции по начислению доходов учреждениями-получателями и администраторами доходов отражаются следующими бухгалтерскими записями в следующей таблице. 1ми-получателями и администраторами доходов

№ п/п Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

1 Налоговые доходы бюджета

1.1 Начислены доходы 1 205 01 560 1 401 01 110 Начисление — на основании сводных данных налоговой отчетности

1.2 Списаны излишне начисленные доходы 140101 110 1 205 01 660

Продолжение таблицы

№ п/п Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

1.3 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 110 1 205 01 660

1.4 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 110 1 210 04 110

1.5 Перечислено в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства 1 401 01 110 1 210 04 110

1.6 Возвращены излишне полученные доходы 1 205 01 560 1 210 04 110 До распределения между бюджетами

1 205 01 560 1 210 02 110 После распределения между бюджетами

1.7 Списаны доходы, не реальные к получению 1 401 01 273 1 205 01 660

2 Поступления доходов от собственности

2.1 Начислены доходы 1 205 02 560 140101 120 Начисление — на основании положений договоров аренды

2.2 Списаны излишне начисленные доходы 1 401 01 120 1 205 02 660

2.3 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 120 1 205 02 660

2.4 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 120 1 210 04 120

2.5 Перечислено в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства 1 401 01 120 1 210 04 120

2.6 Возвращены излишне полученные доходы 1 205 02 560 1 210 04 120 До распределения между бюджетами

1 205 02 560 1 210 02 120 После распределения между бюджетами

2.7 Списаны доходы, не реальные к получению 1 401 01 273 1 205 02 660

3 Доходы от оказания платных услуг

3.1 В случае, если согласно требованиямрегионалъного законодательства данные доходы не зачисляются на единый счет бюджета и отражаются вразделе III Справки (ф. 0531468)

3.1.1 Начислены доходы 1 205 03 560 140101 130 Начисление — на основании данных отчетности учреждений — получателей доходов от оказания платныхуслуг

3.1.2 Списаны излишне начисленные доходы 1 401 01 130 1 205 03 660

3.1.3 Получение к распределению 1 210 04 130 1 205 03 660

3.1.4 Возвращено 1 401 01 130 1 210 04 130

3.2 В случае, если согласно требованиямрегионалъного законодательства данные доходы подлежат зачислению на единый счет бюджета с последующим возвратом на счета учреждений — получателей данных доходов

3.2.1 Начислены доходы 1 205 03 560 140101 130 Начисление — на основании данных отчетности учреждений — получателей доходов от оказания платныхуслуг

3.2.2 Списаны излишне начисленные доходы 1 401 01 130 1 205 03 660

3.2.3 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 130 1 205 03 660

3.2.4 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 130 1 210 04 130

3.2.5 Возвращено на счета учреждений — получателей доходов 1 401 01 130 1 210 02 130

4 Поступления от принудительного изъятия

4.1 Начислены доходы 1 205 04 560 140101 140 Начисление — на основании данных отчетности учреждений — получателей доходов от принудительного изъятия

4.2 Списаны излишне начисленные доходы 1 401 01 140 1 205 04 660

4.3 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 140 1 205 04 660

4.4 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 140 1 210 04 140

4.5 Перечислено в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства 1 401 01 140 1 210 04 140

4.6 Возвращены излишне полученные доходы 1 205 04 560 1 210 04 140 До распределения между бюджетами

1 205 04 560 1 210 02 140 После распределения между бюджетами

4.7 Списаны доходы, не реальные к получению 1 401 01 273 1 205 04 660

5 Поступления (трансферты) от других бюджетов бюджетной системы РФ

5.1 Начислены доходы по полученным трансфертам 1 205 05 560 140101 151 Начисление — на основании Уведомления о расчетах между бюджетами (ф. 0504817)

5.2 Начислены доходы по не использованным получателями трансфертам прошлых лет, подлежащим возврату 1 206 12 560 140101 151

Продолжение таблицы

№ п/п Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

5.3 Списаны излишне начисленные доходы, а также не реальные к возврату трансферты прошлых лет 140101 151 140101 151 1 205 05 660 1 206 12 660

5.4 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 151 1 205 05 660

5.5 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 151 1 210 04 140

5.6 Суммы неиспользованных трансфертов прошлых лет зачтены в счет уменьшения объемов трансфертов текущего года 140101 151 1 205 05 660

5.7 Возврат неиспользованных сумм трансфертов прошлых лет в бюджет трансфертодателя 1 205 05 560 1 205 05 560 (трансфер-тодатель) 1 206 12 660 1 205 05 660 (трансфер-тодатель) 1 206 12 660 1 401 01 251

5.8 Списаны доходы, не реальные к получению 1 401 01 273 1 206 12 660

6 Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

6.1 Начислены доходы 1 205 05 560 1 401 01 151 Начисление — на основании международных соглашений

6.2 Списаны излишне начисленные доходы 140101 151 1 205 05 660

6.3 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 151 1 205 05 660

6.4 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 151 1 210 04 140

8.5 Списаны доходы, не реальные к получению 1 401 01 273 1 205 05 660

7 Доходы от реализации активов

7.1 Начислены доходы от реализации 1 205 09 560 1 401 01 172 Начисление — на основании решений и договоровнареализацию государственного имущества

7.2 Списаны излишне начисленные доходы от реализации и возмещения от недостач и утрат 140101 172 1 205 09 660

7.3 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 172 1 205 09 660

7.4 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 172 1 210 04 172

7.5 Перечислено в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства 140101 172 1 210 04 172

7.6 Возвращены излишне полученные доходы 1 205 09 560 1 210 04 172 До распределения между бюджетами

1 205 09 560 1 210 02 172 После распределения между бюджетами

7.7 Списаны доходы, не реальные к получению 1 401 01 273 1 205 09 660

8 Доходы от начисления процентов и пеней по выданным бюджетным кредитам, а также от возврата указанных кредитов

8.1 Начислены проценты и пени по бюджетным кредитам, а также доходы от возврата кредитов, выданных в прошлых годах 1 207 хх 540 1 401 01 120 Начисление — на основании решений и договоров на представление бюджетных кредитов и расчетов по ним

8.2 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 120 1 207 хх 640

8.3 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 120 1 210 04 120

9 Прочие доходы бюджета

9.1 Начислены доходы 1 205 10 560 1 401 01 180 Начисление — на основании данных отчетности учреждений — получателей прочих доходов

9.2 Списаны излишне начисленные доходы 140101 180 1 205 10 660

9.3 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 180 1 205 10 660

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.4 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 180 1 210 04 180

9.5 Перечислено в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства 140101 180 1 210 04 180

9.6 Возвращены излишне полученные доходы 1 205 10 560 1 210 04 180 До распределения между бюджетами

1 205 10 560 1 210 02 180 После распределения между бюджетами

Окончание таблицы

№ п/п Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

9.7 Списаны доходы, не реальные к получению 1 401 01 273 1 205 10 660

10 Доходы от возврата подведомственным администратору доходов органам (администраторам) дебиторской задолженности прошлых лет, а также от возмещения им недостач и утрат активов

10.1 Начислены доходы от возмещения недостач и утрат от возврата дебиторской задолженности прошлых лет 1 205 09 560 1 303 05 830 1 304 04 180* 1 304 04 180 Начисление — на основании данных бюджетной отчетности учреждений о наличии и погашении недостач и утрат имущества

10.2 Списаны излишне начисленные доходы 1 304 04 180* 1 205 09 660 По возмещению недостач и утрат имущества

1 304 04 ххх 1 303 05 730 По возврату дебиторской задолженности прошлыхлет

10.3 Получение к зачислению на единый счет бюджета и/или распределению 1 210 04 180* 1 205 09 660 По возмещению недостач и утрат имущества

1 210 04 180 1 303 05 730 По возврату дебиторской задолженности прошлыхлет

10.4 Зачислено на единый счет бюджета в финансовом органе 1 210 02 180* 1 210 04 180* По возмещению недостач и утрат имущества

1 210 02 180 1 210 04 180 По возврату дебиторской задолженности прошлыхлет

10.6 Возвращены излишне полученные доходы 1 205 09 560 1 303 05 830 1 210 04 180* 1 210 04 180 До распределения между бюджетами

1 205 09 560 1 303 05 830 1 210 02 180* 1 210 02 180* После распределения между бюджетами

10.7 Списаны доходы, не реальные к получению 1 401 01 273 1 205 09 660 По возмещению недостач и утрат имущества

1 401 01 273 1 303 05 730 По возврату дебиторской задолженности прошлыхлет

*В связи с тем, что Планом счетов бюджетного учета для данного счета не предусмотрен КОСГУ 172, в данном случае применяется КОСГУ 180. Вместе с тем в целях детализации источников поступлений в бюджет считаю целесообразным введение в План счетов счета 1 304 04 172.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ.

3. О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010и 2011 годов: постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.