Научная статья на тему 'Влияние изменений Порядка осуществления полномочий и применения бюджетной классификации доходов администраторами доходов бюджетов'

Влияние изменений Порядка осуществления полномочий и применения бюджетной классификации доходов администраторами доходов бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / АДМИНИСТРАТОРЫ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ / КОНТРОЛЬ НАЧИСЛЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ / FEDERAL PUBLIC AUTHORITIES / ADMINISTRATORS OF BUDGET REVENUE / CONTROL OVER THE CALCULATION OF BUDGET REVENUE / BUDGET CLASSIfi CATION OF REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коблова Галина Ивановна, Ваганова Ольга Евгеньевна

В целях исполнения возложенных на казенные учреждения задач существует необходимость учета администрируемых доходов. Федеральные органы государственной власти обязаны осуществлять полномочия по учету и контролю начисления доходов бюджета. В статье рассмотрены изменения порядка осуществления полномочий и применения бюджетной классификации доходов администраторами доходов бюджетов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 266. Статья посвящена вопросам понятия и обязанностей главных администраторов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Обобщены основные положения правовых актов о наделении полномочиями главных администраторов и администраторов доходов бюджетов. Рассмотрен порядок формирования кода классификации доходов бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article states that state institutions should have a system of accounting budget revenue in order to fulfi ll the tasks assigned to them by the state. Federal authorities are obliged to record and control the calcula-tion of budget revenue. The article considers the changes in the procedure for exercising and implementing of the budget revenue classifi cation by budget administrators in accordance with the Government Decree of the Russian Federation No. 266. The article studies the concept and duties of chief administrators and administra-tors of budget revenues of the budget system of the Russian Federation. The main provisions of the legislation on expanding the authority of chief administrators and administrators of budget revenues are summarized. The procedure for assigning classifi cation code for budget revenue is considered.

Текст научной работы на тему «Влияние изменений Порядка осуществления полномочий и применения бюджетной классификации доходов администраторами доходов бюджетов»

ISSN 1994-5094 ♦-

121 -♦

Galina Ivanovna Koblova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, operating analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Olga Yevgenyevna Vaganova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, operating analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Галина Ивановна Коблова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

^яа!» galal21261@mail.ru

Ольга Евгеньевна Ваганова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

olga552005552005@mail.ru

УДК 657.0/.5

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ДОХОДОВ АДМИНИСТРАТОРАМИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

В целях исполнения возложенных на казенные учреждения задач существует необходимость учета администрируемых доходов. Федеральные органы государственной власти обязаны осуществлять полномочия по учету и контролю начисления доходов бюджета. В статье рассмотрены изменения порядка осуществления полномочий и применения бюджетной классификации доходов администраторами доходов бюджетов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 266. Статья посвящена вопросам понятия и обязанностей главных администраторов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Обобщены основные положения правовых актов о наделении полномочиями главных администраторов и администраторов доходов бюджетов. Рассмотрен порядок формирования кода классификации доходов бюджетов.

Ключевые слова: федеральные органы государственной власти, администраторы доходов бюджетов, контроль начисления доходов бюджета, бюджетная классификация доходов.

IMPACT OF THE CHANGES TO THE PROCEDURE AND APPLICATION OF BUDGETARY CLASSIFICATION OF REVENUE BY ADMINISTRATORS OF BUDGET REVENUE

The article states that state institutions should have a system of accounting budget revenue in order to fulfill the tasks assigned to them by the state. Federal authorities are obliged to record and control the calculation of budget revenue. The article considers the changes in the procedure for exercising and implementing of the budget revenue classification by budget administrators in accordance with the Government Decree of the Russian Federation No. 266. The article studies the concept and duties of chief administrators and administrators of budget revenues of the budget system of the Russian Federation. The main provisions of the legislation on expanding the authority of chief administrators and administrators of budget revenues are summarized. The procedure for assigning classification code for budget revenue is considered.

Keywords: federal public authorities, administrators of budget revenue, control over the calculation of budget revenue, budget classification of revenue.

В утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных ад-

министраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 995 и Порядок). В марте 2012 г. в указанный Порядок Постановлением Правительства РФ № 266 внесены изменения, которые начали действовать с 17 апреля 2012 г. В данной статье рассмотрено об этих изменениях, а также о формировании кода классификации доходов бюджетов [11, с. 113].

122 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 266 федеральные органы государственной власти в двухмесячный срок должны:

- утвердить перечень территориальных органов (подразделений), осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов для каждого субъекта РФ, территориального государственного внебюджетного фонда и муниципального образования, с указанием закрепляемых за ними соответствующих источников доходов бюджетов, предусмотренных Приложением к Постановлению Правительства РФ № 995. Данный перечень доводится до финансовых органов субъектов РФ, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами и финансовых органов муниципальных образований в течение 2 рабочих дней после утверждения (п. п. 3 и 4);

- разработать и утвердить порядок осуществления территориальными органами (подразделениями) полномочий главного администратора доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов. Указанный порядок доводится до соответствующих территориальных органов (подразделений) в течение 3 рабочих дней (п. 5).

Понятия главных администраторов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ приведены в ст. 6 БК РФ.

Главный администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета [8, с. 99].

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ [5, с. 36].

В обязанности главных администраторов доходов согласно п. 1 Порядка до внесения в него изменений Постановлением Правительства РФ № 266 входило: формирование и утверждение перечня подведомственных администраторов доходов бюджетов; формирование и представление в финансовый орган прогноза поступления доходов, аналитических материалов по исполнению бюджета в части доходов соответствующего бюджета, сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта со-

ответствующего бюджета, а также сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана; формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов; исполнение в случае необходимости полномочий администратора доходов бюджетов [5, с. 12].

Постановлением Правительства РФ № 266 полномочия и обязанности главных администраторов доходов расширены. Пункт 1 Порядка дополнен следующими подпунктами, в соответствии с которыми главные администраторы доходов принимают по согласованию с Минфином: правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов федерального бюджета (акты доводятся до соответствующих администраторов доходов не позднее 5 рабочих дней после их принятия); правовые акты, устанавливающие перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, и закрепляющие за ними источники доходов соответствующих бюджетов (акты доводятся до соответствующих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений не позднее 5 рабочих дней после их принятия); правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и об установлении порядка доведения территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями указанных правовых актов до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) (акты доводятся до соответствующих администраторов доходов бюджетов не позднее 5 рабочих дней после их принятия) [6, с. 917].

Также Порядок дополнен п. 2, который определяет дополнительные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов [7, с. 74]. В соответствии с данным пунктом указанные главные администраторы:

а) осуществляют бюджетные полномочия, установленные пп. «а» - «в» и «ж» п. 1 Порядка;

б) исполняют в случае необходимости полномочия администратора доходов бюджетов в соответствии с принятыми ими правовыми актами об осуществлении полномочий администратора доходов;

в) доводят правовые акты, указанные в пп. «е» п. 1 Порядка, до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), не позднее 8 рабочих дней после их принятия.

В новой редакции изложен пункт 3 Порядка, обязывающий администраторов доходов бюдже-

НБЫ1994-5094 ♦-

123 -♦

тов, находящихся в ведении главных администраторов, обеспечить заключение с управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ соглашения об обмене электронными документами [3, с. 140].

В соответствии с вновь введенным п. 3 Порядка орган государственной власти субъекта РФ, реализующий переданные полномочия Российской Федерации, осуществляет администрирование доходов в соответствии с правовым актом, предусмотренным пп. «з» п. 1 Порядка. Перечень главных администраторов доходов бюджетов определяется законом (решением) о федеральном бюджете. В 2012 г. такой Перечень утвержден Приложением 4 к Федеральному закону от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов». Аналогичный Перечень главных администраторов доходов приведен в Приложении 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ [10, с. 96]. Согласно этим двум документам указанный Перечень содержит наименование и код главного администратора доходов, а также код классификации доходов бюджетов (КДБ), адми-нистрируемых соответствующим главным администратором. Например, главному администратору доходов федерального бюджета «Государственная фельдъегерская служба РФ» присвоен код 089. При этом к числу доходов, администрируемых данным главным администратором, отнесены доходы от оказания им платных услуг с кодом 089 1 13 01090 01 0000 130.

Доходам бюджета муниципального района, администрируемым органами местного самоуправления поселения (созданными ими казенными учреждениями) в части переданных полномочий муниципального района, присваиваются коды КДБ, содержащие код главного администратора доходов бюджета муниципального образования, являющегося органом местного самоуправления, уполномоченным на передачу полномочий муниципального района [2, с. 38].

Код вида дохода состоит из 10 разрядов и включает (подразд. 3 разд. II Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ):

- группу доходов - 4-й разряд;

- подгруппу доходов - 5-й и 6-й разряды;

- статью доходов - 7-й и 8-й разряды;

- подстатью доходов - с 9-го по 11-й разряды;

- элемент доходов - 12-й и 13-й разряды.

Группа доходов имеет следующие значения:

- 100 «Налоговые и неналоговые доходы»;

- 200 «Безвозмездные поступления»;

- 300 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».

Каждая группа, в свою очередь, включает несколько подгрупп. Так, группа 100 содержит 17 подгрупп доходов (в частности, подгруппу 113 «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства»), группа 200 включает 9 подгрупп (одна из них - подгруппа 202 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной

системы Российской Федерации»); в состав группы 300 входят всего 3 подгруппы (в частности, подгруппа 301 «Доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»).

Код КДБ формируется с соответствующим кодом элемента доходов в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям [1, с. 152]. Так, для неналоговых доходов коды элементов доходов 01 и 02 применяются в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. При этом для неналоговых доходов коды элементов доходов 03, 04, 05 и 10 применяются в особом порядке, установленном подразд. 3 разд. II Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ.

В зависимости от вида казенного учреждения перечень кодов подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов утверждает финансовый орган субъекта РФ или, соответственно, финансовый орган муниципального образования.

Так, администрирование поступлений от сдачи в аренду имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными органами и созданными ими учреждениями (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), осуществляется по коду КДБ 000 1 11 05031 01 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений)» по категориям участников бюджетного процесса с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

- 0100 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, имеющим государственный статус;

- 0300 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям, имеющим государственный статус;

- 0400 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения, имеющим государственный статус;

- 0600 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление государственным учреждениям культуры и искусства, имеющим государственный статус;

124 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦

- 0700 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус;

- 0900 - прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных казенных учреждений;

- 6000 - федеральные государственные органы, ЦБ РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ.

На основании Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ Приказом Минфина России от 20.03.2012 г. № 39н главные администраторы доходов бюджета закрепляют коды подвида доходов бюджетов исходя из осуществляемых администратором полномочий по начислению поступлений, а также доводят до плательщиков доходов полный код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов.

С учетом приложения к Письму Минфина России от 16.01.2012 г. № 02-04-10/82 администрирование доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, полномочия по администрированию которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), а также подведомственные им федеральные казенные учреждения, должно осуществляться по полным кодам бюджетной классификации доходов, содержащим соответствующие коды подвида доходов бюджетов, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ.

Особые положения о применении полных кодов подвидов доходов по видам доходов федерального бюджета, полномочия по администрированию которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), подведомственные им федеральные казенные учреждения, а также органы государственной власти субъектов РФ в части переданных полномочий Российской Федерации указаны в Письмах Минфина России от 10.01.2012 г. № 02-04-08/5, от 12.01.2012 г. № 02-04-09/23.

Согласно Приложению 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ Код КОСГУ, относящийся к доходам бюджетов, включает коды статей и подстатей операций сектора государственного управления:

- 110 «Налоговые доходы»;

- 120 «Доходы от собственности»;

- 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;

- 140 «Суммы принудительного изъятия»;

- 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов»;

- 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»;

- 152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

- 153 «Поступления от международных финансовых организаций»;

- 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;

- 170 «Доходы от операций с активами»;

- 180 «Прочие доходы»;

- 410 «Уменьшение стоимости основных средств»;

- 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»;

- 430 «Уменьшение стоимости непроизведен-ных активов»;

- 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов».

Таким образом, можно сделать вывод, что правильно организованный оперативный и достоверный учет доходов администраторами доходов бюджетов оказывает влияние на управление распределением финансовых средств различного вида бюджетных организаций.

1. АукинаА.И. Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях // Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли: сб. науч. ст. Саратов, 2006. С. 152-157.

2. Аукина А.И. Списание движимого имущества в казенных учреждениях, подведомственных МВД России // Бухгалтерский учет, управление и финансы: перспективы развития в условиях экономической нестабильности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.В. Плотниковой. Саратов, 2016. С. 38-41.

3. Ваганова О.Е. Аудит бюджетных организаций: международная и российская практика // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 5. С. 140-143.

4. Ваганова О.Е. Необходимость и результативность аудита эффективности использования государственных бюджетных средств // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI Междунар. науч. конф. Саратов, 2016. С. 499-502.

5. Ваганова О.Е. Правила проведения аудита эффективности деятельности бюджетных учреждений // В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 36-38.

6. Ваганова О.Е. Проблемы осуществления выбора критериев оценки эффективности использования государственных бюджетных средств // В мире научных открытий. 2011. № 10-2. С. 917.

7. Коблова Г.И. Налогообложение казенных учреждений // Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 74-79.

8. Коблова Г.И. Организация бухгалтерского учета затрат в государственных (муниципальных) учреждениях // Наука и общество. 2012. № 5. С. 99-103.

9. Коблова Г.И. Организация и методика учета затрат в учреждениях здравоохранения: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 1999.

10. Коблова Г.И. Организация учета доходов и расходов // Наука и общество. 2012. № 2. С. 96-102.

11. Садыкова Т.М. Центры ответственности как объекты системы управленческого контроля // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 8. С. 113-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.