Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 7 (389). Филологическиенауки. Вып. 101. С. 81-88.
УДК 659.37.007
НОВОСТНОЙ МЕНЕДЖМЕНТ В МЕДИАКОММУНИКАЦИЯХ
А. Д. Кривоносое
Санкт-Петербургский государственный экономическийуниверситет, Санкт-Петербург, Россия
Рассматривается феноменология медиакоммуникаций. На основе имеющихся в современной коммуникативистике и теории РЯ теоретических положений, касающихся дефиниции новости и ее признаков, предлагается авторское видение особенностей управления новостями в медиаком-муникциях. Постулируется авторское видение понятия медиакоммуникация.
Ключевые слова: медиакоммуникации, медиасистема, медиасфера, медиалогия, новость, новостной менеджмент, сторителлинг, нарративная коммуникация, инфотейнмент, ньюс-джеркинг.
Коммуникационная структура современного общества, активизированная рядом факторов: экономических, политических, социальных - порождает и особый вид коммуникаций - медиакоммуникации. И хотя не существует «легитимной» дефиниции данного феномена (при том, что с 2016 г. уже в трех российских вузах будут реализовываться программы подготовки бакалавров по данному направлению), предлагается под медиакоммуникациями понимать процесс создания, обработки и трансляции, а также обмена информацией в индивидуальном, групповом, массовом формате по различным каналам с помощью различных коммуникативных средств: вербальных/невербальных; аудиальных, аудиовизуальных, визуальных. Сегодня исследователи разделяют медиакоммуникацию по целям и задачам, аудиториям (внешним, внутренним, смешанным) [16]. Это исходное для нашего исследования определение.
Предпосылки появления медиакоммуникаций прозрачны: прежде всего, технологические, поскольку современные коммуникационные технологии могут открыть доступ к информации всем желающим, а также и социальные: так новые медиа позволяют пользователям Интернета активно участвовать в коммуникациях и избирательно относиться к получаемым сообщениям. Ясно, что изменения в публичной среде затрагивают не только представителей традиционных массмедиа, но и самих потребителей медийного продукта. Интенсификация информационных обменов влияет на те публичные медийные практики, которые обеспечивают восприятие и распределение информации, на характер социальных
взаимоотношений и взаимодействий участников данных обменов.
В XXI в. изменяется характер функционирования системы массовых коммуникаций, которые, по мнению Г. Г. Почепцова, «являются лишь одним из способов порождения информационных обменов, используемых человечеством. Наряду с ними на этом поле работают литература, кино, наука» [11. С. 21].
Как указывает Е. Л. Вартанова, «по мере развития СМИ, появления новых для своего времени технологических платформ - радио, телевидения, - вещательные СМИ начали интегрировать и нежурналистский контент - музыкальные произведения, театральные спектакли, кинофильмы и так далее. В медиасистему интегрировались и те области, которые раньше входили в сферу культурного (зачастую и мас-скультурного) производства. И со второй половины XX века многие исследователи стали рассматривать как новые следующие сегменты медиасистемы:
- систему популярной музыки и звукозапись; кинематограф;
- производящие радио- и телекомпании, или продакшн компании.
Наравне с развитием основных сегментов, производящих новостное и развлекательное содержание СМИ, развивались и предприятия, обеспечивавшие взаимные интересы рынка и массмедиа, - рекламные и коммуникационные агентства. Приобрела самостоятельный статус в рамках стратегических коммуникаций бизнеса и общества и система связей с общественностью, которая также начала сближаться со средствами массовой информации. В конце XX в. начинается ин-
теграция медиа- и книгоиздательского биз-несов» [9. С. 10-11].
Естественно, что система формируется и функционирует в рамках определенной сферы, среды, каковой для медиасистемы является медиасреда. Характеристики медиасреды Н. Н. Кириллова определяет так: «Сегодняшняя медиасреда - это интенсивность информационного потока (прежде всего аудиовизуального: ТВ, кино, видео, компьютерная графика, Интернет), это система комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах» [3. С. 19]. Вполне логично предположить, что медиасистема, функционирующая в медиасре-де, должна обладать своими особенными коммуникациями, в нашем случае это будут меди-акоммуникации.
Вернемся к определению медиакоммуни-каций. Оно оказывается очень схоже с дефиницией журналистики, что дало возможность Г. Г. Почепцову выразить мысль о том, что медиакоммуникация приходит на смену современной журналистике - и это уже «смена парадигмы» [12]. Медиакоммуникации сегодня рассматриваются как «организатор» современной системы СМИ либо как иная форма деятельности, противопоставленная журналистике.
Однако медиакоммуникации как особый информационно-коммуникационный феномен обязаны не только появлению, распространению и доминированию новых электронных медиа, но и других, кроме СМИ, активных акторов информационного пространства - рекламы и связей с общественностью. Сравните мнение М. Г. Шилиной, считающей, что «появление новых конвергентных моделей медиа, например, контентной модели на основе коммуникации журналистики, связей с общественностью, рекламы, определяет новую типологию создающегося нового объекта медиасферы и классификационные рамки для каждого подобъекта, а также иные параметры систематизации масс-медиа» [16].
Ряд ученых считают медиакоммуникации как особую парадигму СМК. Подчеркнем: последние включают в себя кроме традиционных и новых СМИ также и наличие художественной литературы и художественного кинематографа, продукты которых, естественно, сейчас стали доступны и посредством веб-коммуникации. Важно отметить, что художе-
ственная литература и кинематограф связаны с художественным вымыслом, а отсюда и с возможно пропагандистскими задачами, что может решаться в рамках определенной целе-установки субъектов медийного рынка, рекламодателями и субъектами паблик рилейшнз.
Если говорить о новых источниках в медиа вообще, то в начале XXI в. активно представлены новые медиаисточники. Во-первых, как считают эксперты, присутствует переход к системе «журналистика без журналиста»: в России, Европе и США 60-80 % информации, которую получают СМИ, исходит не по инициативе редакций, а от информационных агентств и пресс- и РЯ-структур. Во-вторых, существование электронных медийных систем (таких как «Медиалогия», «Интегрум» и др.) позволяет иметь не только готовый событийный контент, но и готовые аналитические решения, возникает безбумажный контент. Немаловажными оказываются функции и у потребителя информационного продукта: он, по мнению Г. Г. Почепцова, «получает не первичную, а обработанную информацию, в которой вычленяются характеристики, значимые на данный момент. В следующий момент времени не может получить новый набор характеристик. Более того, потребитель информации теперь должен оценивать не только саму информацию по степени ее достоверности, но и тех, кто поставляет ему эту информацию» [13].
Веб-коммуникация, будучи для большинства медиакоммуникационных технологий и процессов основной, делает, как считает М. Г. Шилина, уникальными все характеристики такой коммуникационной модели: «участники - виртуальны, информация - мультимедийна, могут быть реализованы все форматы коммуникации от «одного-к-одному» до «от многих-до-многих» и так далее.
Новая коммуникационная деятельность сегодня получает и свою научную базу, научное направление - медиалогию, основателем которой в 1990-х гг. считают американца. Медиалогия получает сегодня основательную теоретическую рефлексию [3] и рассматривается как синтетическая гуманитарная наука, «которая опирается на основы культурологии и семиотики, философии и политики, педагогики и менеджмента» [3. С. 6]. Однако в качестве базовых Н. Б. Кириллова не упоминает ни теорию журналистики, ни теорию коммуникаций, что закономерно приводит к выходу за рамки предметно-объектной области данной дисци-
плины - в понимании данной исследовательницы - теорий СМК, пиарологии и рекламо-ведения в том числе. Вполне понятно, что, как каждая новая научная дисциплина, медиалогия в России страдает «детскими» болезнями отсутствия межпредметности своего базиса.
Теперь дадим наше определение медиа-коммуникаций. В этой связи определим, что в медиакоммуникациях есть центральные компоненты - традиционно журналистские, рекламные и относящиеся к РЯ, и периферийные, которые менее активно участвуют в формировании новостной повестки дня и являются ее «отражателями» - кинематограф и художественная литература.
Медиакоммуникации - это процесс создания, обработки и трансляции, а также обмена информацией в индивидуальном, групповом, массовом формате по различным каналам массовых коммуникаций с помощью различных коммуникативных средств: вербальных/невербальных; аудиальных, аудиовизуальных, визуальных, средствами web-коммуникаций. Медиакоммуникации обеспечивают функционирование конкретной (территориальной) ме-диасистемы в определенной медиасреде.
Основные характеристики медиакомму-никаций мы уже рассмотрели отдельно [6], сегодня нас будет интересовать новостной менеджмент в медиакоммуникациях. Для это оттолкнемся от традиционных в науке о коммуникациях и РЯ-понятий.
Новостной менеджмент предполагает определенные инструменты формирования и внедрения в медийное пространство собственно новостной информации. Напомним, что в журналистике для «новости» основным признается такое значение: «только что, недавно полученное сообщение». Для новостной журналистики приоритетно отражение значимых событий, отвечающих критериям актуальности, свежести, общественной значимости, оригинальности. «На уровне общества, - указывает Д. Мак-Куэл, - журналистика вовлечена во все крупнейшие общественные события посредством контактов с социальными, культурными и политическими элитами и действует в интересах своих аудиторий» [8. С. 15]. С другой стороны, журналистика должна в подборе ориентироваться и на определенные взгляды аудитории на новости, к характеристикам которых Д. МакКуэл относит следующие: «Новости воспринимаются избирательно и часто неосознанно. Осознанное использование новостей
и удовлетворенность их содержанием очень разнообразны. Содержание новостей может быть занимательным, а их потребление - развлекающим. Социальные и культурные различия оказывают больше влияние на внимание к новостям и их восприятие. Доверие к новостям и восприятие их правдоподобными очень изменчивы. Мнения аудитории о правах и обязанностях журналистов часто отклоняются от установленных норм» [8. С. 20].
В РЯ для новости концептуальным становится значение «что-либо новое, ранее неизвестное; новость в РЯ - это социальная информация, неизвестная целевой общественности». Как писала И. В. Алешина, «предмет новости не обязательно составляет текущие события. Новость может быть о чем-либо, интересующем читателей... Новость не обязательно должна быть недавней. Если информация не была никогда опубликована, она-новость» [2. С. 158].
Новость в паблик рилейшнз мы определяем как новую и по возможности релевантную для целевой общественности РЯ-информацию, способную формировать паблисити и привлечь внимания СМИ к субъекту РЯ. Объектом новости в РЯ выступает знание и/или событие; а субъектом новости - контекстная, оценочная, сиюминутная значимость, перспективный прогноз. Для медиакоммуникаций данное определение может быть операционализировано, поскольку комплекс основных медиакомму-никационных практик предполагает быструю интеракцию ее участников, релевантность для реципиента информации, разнообразие форм и доступность всех потенциальных источников; относительную делокализацию. На наш взгляд, предмет и объект новости РЯ можно также транспонировать на новостной менеджмент в медиакоммуникациях.
Теперь обратимся к традиционным технологиям ньюсмейкинга, чтобы дать наше видение технологий ньюсмейкинга в медиакоммуникациях. Традиционные технологии ньюсмейкинга в российской специальной литературе уже представлены, в целом это основные положения производства новости и управления информацией, изложенные в 1990-х гг. А. Н. Чу-миковым [14].
Несомненно, технологии менеджмента новостей в медиакоммуникациях базируются на традиционных подходах к поиску и трансляции новостного контента, который существовал и существует в журналистике. Как правило, журналисты склонны искать информацию,
которая: является новой и интересной; имеет отношение к конфликту или скандалу; касается странных и необычных случаев; сообщает об известных и знаменитых людях; пригодна для превращения в драматичную и лично затрагивающую аудиторию; проста для изложения в короткий отрезок времени и в небольшом объеме; содержит визуальные элементы; соответствует теме, привлекающей в настоящий момент внимание в обществе.
В науке о паблик рилейшнз, в одной из основных его парадигм - в информационной, большое внимание отводится технологиям ньюсмейкинга, поскольку, как указывают американские исследователи, «некоторые новостные события случаются. Другие надо создавать» [1. С. 292].
Обычно выделяют новости «первого порядка» и рядовые новости. Основной вес новости формируется за счет ее содержания. Но новости можно придать, как это стандартно считается, дополнительную весомость с помощью специальных приемов: привязка новости к круглой дате или создание даты/события; демонстрация разных взглядов, подходов к одной проблеме; превращение корпоративной проблемы или события в общественно важную; селебритиз плюс значимая проблема.
Вспомним здесь высказывание М. Кошелю-ка, которое может быть актуально не только для ньюсмейкинга в РЯ, но и для менеджмента информации в медиакоммуникациях: «Информационный повод не состоится, если упущен хотя бы один из трех компонентов: нет наглядности - непонятен его смысл; нет значимости -нет шансов получить социальный отклик; нет эмоции - не будет резонанса, распространения, вовлечения целевой аудитории» [4. С. 77].
РЯ-информация по своей природе является сегментированной. Одним из способов управления информацией является сегментирование информационного потока, предполагающее селекцию информации; перестановку фактов. Существует ряд приемов сегментирования информации. К ним относятся: умолчание - непредоставление неоптимизированной информации; подгонка опросов и рейтингов - подбираются только такие данные, которые отражают оптимизированные данные; привлечение авторитетного источника - для СМИ, журналиста или целевой аудитории, демонстрирующей негативное отношение к субъекту РЯ, привлекается авторитетный для них источник информации (лидер обществен-
ного мнения, эксперт, политический или общественный деятель) [7].
Оптимизированный характер PR-информа-ции выражается в оптимизации опросов, цитат, иконического материала, расстановке информационных акцентов. Управлять информацией возможно и оптимизируя форму и стиль передаваемых СМИ новостных материалов.
Все эти характеристики являются релевантными для формирования новости в медиаком-муникации.
Какие же технологии менеджмента новостей в медиакоммуникациях можно обозначить? Условно их разделим на две группы: собственно информационные и визуализированные.
К первым отнесем:
- сторителлинг (или нарративную коммуникацию);
- «тейнментные»: инфотейнмент; сайен-сейнмент; политейнмент; бизнестейнмент;
- медиаджекинг (ньюсджекинг).
К визуализированным:
- инфографику;
- инстаграмминг;
- меминг.
Остановимся кратко на характеристиках указанных технологий.
В США еще в середине 1990 гг. в США актуализируется, затем становится востребованной технология сторителлинга ("storytelling", или «искусство рассказа историй»). Один из американских специалистов по маркетингу Лоуренс Венсент в книге «Легендарные бренды» в 2002 г. признается: «Секрет успеха бренда покоится на рассказе, который он несет» [19. С. 21]. К концу 2000-х гг. теория и практика сторителлинга прочно занимает свое место в инструментарии американских маркетологов и специалистов по коммуникациям.
В рамках романской теории PR технологии сторителлинга получают наименование «нарративная коммуникация», согласно которой сегодня общественное мнение «больше реагирует не на имидж как таковой, а на «рассказ», который строится и развивается вокруг компании, кандидата на выборах, политика, бренда, продукта» [17. С. 176]. Как указывает Г. Г. По-чепцов, «нарратив представляет собой оформление смыслов с помощью трансформации их в структуру из героев, злодеев (антигероев) и препятствий, затрудняющих движение к цели. Как нарратив выступают не только литературные произведения, но и новости или события
мировой истории» [11. С. 23]. Сторителлинг, выскажем предположение, порождает другие технологии ньюсмейкинга в медиакоммуникациях, о которых мы скажем ниже. Однако по отношению к корпоративным нарративам важным представляется следующее суждение: формирование корпоративной идентичности компании невозможно без формулировки основных постулатов ее философии, миссии и построения «читабельной» и достаточно увлекательной корпоративной легенды. Многие специфические жанры PR-текста есть не что иное, как вместилище продуктов корпоративного сторителлинга [6]. Многие корпоративные нарративы транслируются и инструментами массовой культуры - в демассифицирован-ных продуктах художественной литературы и кинематографа. Здесь приведем еще одно суждение Г. Г. Почепцова, рассматривающего нарративы как технологии: «Нарратив не рассматривается обычно как медиа, поскольку медиа привязывают к возникновению того или иного технологического коммуникационного средства. Медиа по сути своей представляет собой новый способ организации смыслов» [11. С. 23].
Если обратиться к особенностям подачи информации в медиакоммуникациях, то здесь имеются свои глобальные тенденции. Так, Д. МакКуэл пишет о том, что «особенности презентации новостей в первую очередь связаны с приемами, используемыми для привлечения внимания. Для телевизионных новостей и документальных фильмов подбираются ха-ризматичные и опытные ведущие и комментаторы, чтобы с их помощью захватывать и удерживать внимание аудитории. В профессиональной среде и вне ее давно существует традиционное убеждение, что аудиторию больше заинтересовывают картинка и кино, экстремальный язык, персонификация, драматические события, часто с эпизодами насилия, скандалы и секс. Термины, которые чаще всего используются, чтобы обозначить все это, -«сенсационность», «таблоизация» или «инфо-тейнтмент» [8. С. 205].
Однако в классической теории медиа существует понятие спин-докторинга, что является представлением событий для целевой аудитории в оптимизированном или «полезном», выгодном для инициатора коммуникации виде, а также коррекция информационных поводов в кризисных ситуациях. Можно высказать мнение, что современные техноло-
гии информационного менеджмента в медиакоммуникациях могут иметь черты, схожие со спин-докторингом, поскольку задействуют не только «упрощенные», популяризующие информационный повод факты, но и важные, «мейнстримовые», по мнению источников и отправителей информации: редакций СМИ, блогеров, трендсетторов и френдов в социальных сетях.
Г. С. Мельник и А. Н. Тепляшина пишут о некоторых устойчивых тенденциях сетевой журналистики, однако такие «тенденции» являются технологиями ньюсмейкинга в медиакоммуникациях. Это «инфотейнмент (infotainment; information + enretainment - информация + развлечение), политэнмент - politainment; politics + enretainment - политика и развлечение); бизнестейнмент - businesstainment; business + enretainment - бизнес + развлечение). Стремление к «инфоразвлечению» отражает склонность массмедиа к сенсационным событиям и криминальным происшествиям, «развлекающим» посетителей [10]. К указанным выше добавим и сайенстейнтмент - популяризацию научных знаний и достижений в легкой форме.
Еще одна технология, активно функционирующая в медиакоммуникациях, это «mediajacking» - «медийный перехват», который признается стратегией продвижения прежде всего в социальных сетях.
Как указывает А. Н. Чумиков, термин «newsjacking» («ньюсджекинг») стал популярным благодаря книге Дэвида Мирмана Скотта «Ньюсджекинг: как внедрить ваши идеи в новости и спровоцировать массовое освещение в СМИ» [18]. Позднее термин «newsjaking» видоизменяется в «mediajaking» и активно употребляется в среде маркетологов, рекламистов и PR-специалистов. «Mediajacking, процесс создания паблисити для актуальной повестки за счет использования своей, чужой или нейтральной популярной площадки в Сети либо злободневной темы момента... Если совсем коротко, то это стратегия продвижения на чужих новостях; вбрасывания актуального контента, к которому притянутся пользователи» [15].
Технологии «тейнтмента» затронули сегодня и визуальную сферу восприятия информации, которая также доносится до потребителя как медиакоммуникациями - в виде постов в инстаграмме, мемами, так и в традиционных СМИ - через инфографику.
Итак, любая медиасистема как неотъемлемая часть современного государства пред-
полагает функционирование в своей специфической медиасреде. Медиакоммуникации обеспечивают связи между субъектами конкретной медиасреды. В этом ключе детальная и системная прорисовка особенностей техно-
логий ньюсмейкинга в медиакоммуникациях становится актуальной, требует дальнейших исследований, причем междисциплинарного характера.
Список литературы
1. Аги, У. Самое главное в PR / У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс. - СПб., 2004. - 560 с.
2. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И. В. Алешина. - M., 2002. - 480 с.
3. Кириллова, H. H. Meдиaлoгия / H. H. Кириллова. - M., 20l5. - 424 с.
4. Кошелюк, M. Эффективное PR-мышление. Macтep-клacc для начинающих и профессионалов / M. Кошелюк. - M., 2008. - 2l6 c.
5. Кривоносов, А. Д. Сторителлинг как технология мифотворчества в паблик риелшйнз / А. Д. Кривоносов // Mиф и мифотворчество к междисциплинарной научной парадигме : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием. - СПб., 20l2. - С. 75-77.
6. Кривоносов, А. Д. Meдиaкoммуниaции: сущностные характеристики и специфика преподавания магистрантам / А. Д. Кривоносов // Петербургская школа PR: от теории к практике. -СПб., 20l5. - Вып. 9. - С. ll2-ll8.
7. Кривоносов, А. Д. Основы теории связей с общественностью / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, M. А. Шишкина. - СПб., 20l0. - З84 с.
8. MaкKуэл, Д. Журналистика и общество / Д. MaкKуэл. - M., 20l4. - 268 с.
9. Meдиacиcтeмa России : учеб. пособие. - M., 20l5. - З64 с.
Ю^ельник, Г. С. Актуальные проблемы современности и журналистика : учеб. пособие / Г. С. Meльник, А. H. Тепляшина. - СПб., 2009. - 246 с.
П.Почепцов, Г. Г. Meдиa: теория массовых коммуникаций / Г. Г. Почепцов. - Киев, 2008. -40З с.
12.Почепцов, Г. Г. Meдиaкoммуникaция или журналистики: смена парадигмы / Г. Г. Почепцов. -URL: http://psyfactor.org/lib/media-communication-5.htm.
13.Почепцов, Г. Г. Стратегические коммуникации в политике, бизнесе и государственном управлении / Г. Г. Почепцов. - Киев, 2008. - 216 с.
14.Чумиков, А. H. Связи с общественностью / А. H. Чумиков. - M., 2000. - 272 с.
15.Чумиков, А. H. Mediajacking - современная стратегия продвижения в социальных сетях / А. H. Чумиков // Российская пиарология - 2: тренды и драйверы : сб. науч. тр. - СПб., 2016. -С. 168-176.
16.Шилина, M. Г. Meдиaкoммуникaция: тенденции трансформации. Швые парадигмы массовой коммуникации / M. Г. Шилина // Meдиacкoп : электр. журн. - M., 2009. - Вып. З.
17.Энциклопедия паблик рилейшнз / под ред. Т. Ю. Лебедевой. - M., 2009. - З26 с.
18.Meerman, S. vid Newsjacking: How to inject your ideas into a breaking news story and generate tons of media coverage / S. vid Meerman. - Mobipocket, 2011. - 1З6 p.
19. Salmon, Ch. Storytelling. La machine à fabriquer des histories et à formater les ésprits / Ch. Salmon. - Paris, 2008. - 251 p.
Сведения об авторе
Кривоносов Алексей Дмитриевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 7 (389). Philology Sciences. Issue 101. Pp. 81-88.
NEWS MANAGEMENT IN MEDIA COMMUNICATIONS
A. D. Krivonosov
St. PetersburgState UniversityofEconomics. St. Petersburg, Russia. [email protected]
The article deals with the original view on the notion of media communications understood as the process of producing, processing, broadcasting and exchanging the information in personal, group or mass formats via different mass-communication channels and through a number of communication means, i.e. verbal/non-verbal, audio/audiovisual/visual; and different web-communication tools. Media communications maintain a certain (spacial) media system in a selected media environment.
Concerning the current theoretical ideas in communication and PR sciences, touching upon the definition of news and its features, the author suggests the following classification of news management in the context of media communications: (a) informationalper se; and (b) visualized. The first fold contains storytelling (narrative communication), infotainment, sciencetainment, politainment, businesstainment, mediajacking (newsjacking); whilst the second one - infographics, instagraming, meming.
Keywords : media communications, media system, media sphere, medialogy, news, news management, storytelling, narrative communication, infotainment, newsjacking.
References
1. Agi W., Cameroon G., Olt D., Wilkox F. Samoye glavnoye v PR [The most important in PR]. Saint Petersburg, 2004. 560 p. (In Russ.).
2. Alyoshina I.V. Public Relations dlya menedzherov [Public Relations for managers]. Moscow, 2003. 480 p. (InRuss.).
3. Kirillova N.N. Medialogiya [Medialogy]. Moscow, 2015. 424 p. (In Russ.).
4. Koshelyuk M. Effektivnoye PR-myshleniye [The efficace PR-thinging]. Moscow, 2008. 216 p. (In Russ.).
5. Krivonosov A.D. Storytelling kak technologiya mifotvorchestva v public relations [Storytelling as a technologie of the mith-creation in public relations]. Mif I mifotvorchestvo v mezhdisciplinarnoy nauchnoyparadigme [Mith and mithcreation in the interdisciplinare sciense paradigm]. Saint Petersburg, 2012. Pp. 75-77. (InRuss.).
6. Krivonosov A.D. Mediakommunikaciya: suschnostnye charakteristiki I specifika prepodavaniya magistrantam [Media communicacion: essentianal characteristics and specifity of teaching to magister's programm students]. Peterburgskaya shkola PR: ot teorii k praktike [St. Petersburg PR school: from theory to practics]. Saint Petersburg, 2015. Pp. 112-119. (In Russ.).
7. Krivonosov A.D., Filatova O.G., Shishkina M.A. Osnovy teorii svyazey s obschestvennostyu [The base ofPR theory]. Saint Petersburg, 2012. 384 p. (In Russ.).
8. McKuel D. Zhurnalistikalobschestvo [Jurnalism & Society]. Moscow, 2014. 268 p. (In Russ.).
9. Mediasistema v Rossii [Media system in Russia]. Moscow, 2015. 384 p. (In Russ.).
10.Melnik G.S., Teplyashina A.N. Aktualnye problemy sovremennosti i zhurnalistika [Actual problems of modern time andjournalism]. Saint Petersburg, 2009. 246 p. (In Russ.).
11. Pocheptsov G.G. Media: teoriya massovych kommunikaciy [Media: the theory of mass communications]. Kiev, 2008. 403 p. (In Russ.).
12. Pocheptsov G.G. Mediakommunikaciya ilizhurnalistika: smenaparadigmy [Mediacommunication orjournalism: the change of paradigm]. Available at: http://psyfactor.org/lib/media-communication-5. htm. (In Russ.).
13.Pocheptsov G.G. Strategicheskiye kommunikacii vpolitike, bizneseIgosudarstvennom upravlenii [Strategic communications in politics, business and government]. Kiev, 2008. 216 p. (In Russ.).
14.Chumikov A.N. Svyazi s obschestvennostyu [Public relations]. Moscow, 2000. 272 p. (In Russ.).
15.Chumikov A.N. Mediajacking - sovremennaya strategiya prodvizheniya v socialnych setyach [Mediajacking as a modern strategie of promotion in SMM]. Rossiyskaya piarologiya - 2: trendy i draivery [Russian PR science - 2: trends & drivers]. Saint Petersburg, 2016. Pp. 168-176. (In Russ.).
16.Shilina M.G. Mediakommunikaciya: tendencii transformacii [Mediakommunicacion: tendences of transformation]. Mediaskop [Mediascope], 2009, vol. 3. (In Russ.).
17. Enciklopedia public relations [Encilopedy of public relations]. Moscow, 2015. 326 p. (In Russ.).
18.Meerman S. vid Newsjacking. How to inject your ideas into a breaking news story and generate tons of media coverage. N. J., 2011. 136 p.
19. Salmon Ch. Storytelling. La machine à fabriquer des histories et à formater les ésprits. Paris, 2008.251 p. (InFrench).