Научная статья на тему 'Специфика функционирования медиакоммуникаций в сфере ресторанного бизнеса'

Специфика функционирования медиакоммуникаций в сфере ресторанного бизнеса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
977
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Григорьева Карина Владимировна

Актуальность поставленной темы научно-теоретической статьи обуславливается тем, что ресторанное дело, в связи с высокой конкуренцией, для достижения успеха нуждается в использовании современных медиакоммуникаций, которые должны формироваться специалистами с учетом особенностей данной сферы. Медиакоммуникации сегодня инструмент влияния и воздействия на людей, потому, конкуренция между ресторанными проектами за аудиторию развивается все стремительнее и все более и более изощренными способами. Использование медиакоммуникаций в продвижении и рекламе ресторана неотъемлемая часть коммуникационной стратегии сегодня. С этим и связана злободневность данной научной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика функционирования медиакоммуникаций в сфере ресторанного бизнеса»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА Григорьева К.В.

Григорьева Карина Владимировна - студент, направление: реклама и связи с общественностью, программа интегрированные коммуникации в медиасфере, Институт магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: актуальность поставленной темы научно-теоретической статьи обуславливается тем, что ресторанное дело, в связи с высокой конкуренцией, для достижения успеха нуждается в использовании современных медиакоммуникаций, которые должны формироваться специалистами с учетом особенностей данной сферы. Медиакоммуникации сегодня - инструмент влияния и воздействия на людей, потому, конкуренция между ресторанными проектами за аудиторию развивается все стремительнее и все более и более изощренными способами. Использование медиакоммуникаций в продвижении и рекламе ресторана - неотъемлемая часть коммуникационной стратегии сегодня. С этим и связана злободневность данной научной статьи.

Ключевые слова: медиакоммуникации, ресторанный бизнес.

За последние два десятилетия слово «медиа» как в научных обсуждениях, так и в обыденном словоупотреблении звучит все чаще и все настойчивее. Мы сталкиваемся с ним в лексиконе журналистов, PR-менеджеров, программистов, военных, политиков, но также находим его и в академическом языке, в гуманитарном дискурсе, обсуждаемом в различных областях от филологии до социологии, от теории коммуникации до философии. Начался период критического осмысления, как самого понятия, так и обозначаемого им феномена. Медиа перестали рассматривать только в значении посредников между исходным событием и реципиентом этого события, в них признали инструмент манипулирования общественным мнением - медиа не столько транслируют информацию, сколько определяют формы восприятия этой информации. Здесь берет начало аналитика феномена медиа, которая, тем не менее, ограничивается рассмотрением исторических, социальных и политических эффектов медиа в общественной жизни человека.

Наряду с развитием основных сегментов, которые производят развлекательное и новостное наполнение СМИ, развивались и предприятия, обеспечивавшие взаимные интересы рынка и массмедиа, - рекламные и коммуникационные агентства. Система связей с общественностью также приобрела статус самостоятельности в рамках стратегических коммуникаций бизнеса и социума, которая также начала сближаться со средствами массовой информации. В конце XX в. начался процесс интеграции медиа- и книгоиздательского бизнесов».

Очевидно, что формирование и функционирование системы происходит в рамках определенной сферы, среды, какой для медиасистемы выступает медиасреда.

Н.Н. Кирилловой характеристики медиасреды определяются следующим образом: «Сегодняшняя медиасреда - это интенсивность информационного потока (прежде всего аудиовизуального: ТВ, видео, кино, Интернет, компьютерная графика), это система комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, психологических, нравственных, художественных, интеллектуальных аспектах». Вполне

логично предположить, что медиасистеме, функционирующей в медиасреде, должны быть присущи свои особенные коммуникации - медиакоммуникации» [1, с. 424].

Понятие медиакоммуникаций имеет сходство с дефиницией журналистики, что дало возможность Г.Г. Почепцову сделать вывод, что медиакоммуникация приходит на смену современной журналистике - и это уже «смена парадигмы» [3, с. 403]. Медиакоммуникации сегодня рассматриваются в качестве «организатора» современной системы СМИ либо в качестве иной формы деятельности, противопоставленной журналистике.

Однако медиакоммуникации в качестве особого информационно-коммуникационного феномена обязаны не только возникновению, распространению и превосходству новых электронных медиа, но и других, кроме СМИ, активных участников информационного пространства - связей с общественностью и рекламы.

Рядом ученых считается, что медиакоммуникации являются особой парадигмой СМК. При этом последние включают в себя кроме традиционных и новых СМИ также и наличие художественной литературы и художественного кинематографа, продукты которых, неоспоримо, сегодня стали доступны и посредством веб-коммуникации. Важно отметить, что художественная литература и кинематограф связаны с художественным вымыслом, а отсюда и с возможно пропагандистскими задачами, что может решаться в рамках определенной целеустановки субъектов медийного рынка, субъектами РЯ и рекламодателями.

Веб-коммуникация, являясь для большинства медиакоммуникационных технологий и процессов основной, делает, как считает М.Г. Шилина уникальными все характеристики такой коммуникационной модели: «участники-виртуальны, информация-мультимедийна, могут быть реализованы все форматы коммуникации от «одного -к-одному» до «от многих-до-многих» и так далее [4, с. 13].

Для более конкретного понимания ролей и целей различных участников медиакоммуникаций, необходимо рассмотреть модель медиакомманикаций, где у ключевых участников общественных отношений - власти, бизнеса и общества -определены цели деятельности, характер коммуникации и соответствующие этому тексты (в широком смысле, то есть тексты как содержание коммуникационных сообщений).

Таким образом, для общества, которое состоит из граждан, главная цель заключается в саморазвитии, возможном в результате обсуждения объективной информации, рассмотрения различных точек зрения и аспектов проблем, и эту роль призвана выполнять журналистика.

Основной целью бизнеса [2, с. 376] всегда является прибыль. Медиакоммуникациями с целевыми аудиториями должны обеспечиваться продажи товаров и услуг. Данные коммуникации стремятся быть ближе к представлениям человека как потребителя, могут использовать приемы журналистской работы и общественные интересы.

Наиболее дальновидные и долгосрочные коммерческие коммуникационные стратегии работают с потребностями людей и делают из брендов участников общественных процессов. В связи с этим в последние годы успешно развивается так называемая «журналистика брендов», когда сами бренды работают в поле масс-медиа по редакционным принципам и выполняют функции выразителей общественных интересов. Однако базовой мотивацией и конечной целью такой работы всё равно являются продажи и прибыль.

Схожую схему в 2013 году предложил известный теоретик в области медиакоммуникаций Дэнис МакКуэл [5, с. 268]. Он оперирует понятиями «полей»: поля экономики, политики и журналистики накладываются на другие структуры (национальное общество, новостную организацию, медиасистему). Основной недостаток данной объяснительной модели заключается в многозначности и неочевидности интерпретаций элементов схемы.

Ресторанный бизнес [7, с. 133] является достаточно специфической областью предпринимательской деятельности, где успех на высоко конкурентном и изменчивом рынке достигается благодаря непрерывному потоку управленческих решений и грамотных медиакоммуникаций. На сегодняшний день на рынке ресторанных услуг можно наблюдать высокую конкуренцию, а потребители стали более искушенными, что предопределяет целый ряд новых задач перед менеджментом предприятий этой сферы услуг, таких как, необходимость повышения эффективности производства, укрепление конкурентной позиции. В связи с этим, ресторанам необходимо решить задачу по активизации коммуникационной деятельности и внедрении в нее новых элементов, соответствующих уровню развития технологий и общества на современном этапе.

В коммуникационную деятельность включаются все элементы деятельности организации, так или иначе, доносящие информацию о самой компании и о ее услугах до потребителей. Кроме традиционных каналов маркетинговых коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта, PR, прямые продажи), которые традиционно задействованы при продвижении компаний, коммуникационная деятельность состоит из целого ряда других, особенно важных именно в ресторанной сфере.

Немаловажными в таком маркетинге являются медиакоммуникации [8, с.367], тем более в современный век интернет-технологий. В связи с этим, при разработке программы по продвижению ресторанов необходимо уделять внимание каждому элементу коммуникационной деятельности. Пренебрежение хотя бы одним элементом может оказать отрицательное воздействие на все усилия, связанные с продвижением.

В каждом конкретном случае систему продвижения должен формировать специалист в сфере маркетинга и рекламы. Поскольку ресторанный бизнес как никакой другой труден для стандартизации. Можно сформулировать только некоторые общие принципы для некоторых видов заведений. Вот несколько особенностей использования медиакоммуникаций в ресторанном бизнесе.

При использовании медиакоммуникаций 70% успеха может обеспечить Интернет -контент. Социальные сети - интернет-лицо ресторана. Безусловно, сайт тоже должен быть на уровне, необходимо регулярно заниматься обновлением новостей, ведь в наши дни человеку гораздо проще стало следить за любимым рестораном, и искать новые интересные места в Instagram, нежели регулярно вбивать название заведения в поисковую строку браузера и проверять, не появились ли новые позиции в меню, и нет ли выгодных акций, в связи с этим необходима максимальная оперативность.

Необходимо внимательно подходить к процессу сбора контента.

В комплексный подход по продвижению [6, с. 256] контента включается:

- Управление репутацией;

- Аналитика;

- Банерная реклама;

- Контекстно-медийные сети;

- Продвижение в социальных сетях;

- Видео реклама;

- Контекстная реклама;

- Контент;

- 8БО-продвижение.

Контент не обязательно должен вестись профессионалом, гораздо важнее, чтобы он вызывал эмоции и невольно вовлекал в жизнь заведения потенциальных клиентов.

Рекомендуется дружить с лидерами мнений и это должно принести свои плоды. Проведя один мастер-класс по предметной фотографии с участием блогеров с большим количеством подписчиков в социальной сети можно привлечь к активности страницы дополнительное внимание. Бонус к этому послужит качественный контент.

Сотрудничество с журналами и порталами о гастрономии и компаниями-партнерами является неотъемлемой частью медиакоммуникаций. Здесь необходимо помнить, что интерактивная связь с потенциальными клиентами играет важную роль. Современные технологии позволяют в режиме реального времени передавать информацию непосредственно с места событий, что многократно повышает интерес у публики. Интервью в печатных изданиях и съемки на телевидении также повысят узнаваемость ресторана, конечно, если речь идет о медиа-ресурсах, как минимум, внушающих доверие. Иначе это, наоборот, может послужить антирекламой.

Проблемы медиакоммуникации, в целом, характеризуется ростом конкуренции в борьбе за внимание аудитории. Появляются новые каналы коммуникации, новые приложении - участникам медиа-рынка приходится приспосабливаться под быстроменяющиеся условия.

Таким образом, исходя из рассмотрения специфики функционирования медиакоммуницаций в сфере ресторанного бизнеса, можно сделать вывод, что разработка стратегии продвижения организации на рынке ресторанных услуг требует повышенного внимания со стороны медиасферы.

Продвижение различных сфер бизнес-среды путём использования каналов медиакоммуникации становится необходимым элементом. Особенно актуально использование медиакоммуникаций в ресторанном бизнесе, где на сегодняшний день наблюдается высокая конкуренция.

Список литературы

1. Кириллова, H.H. Медиалогия, 2015. С. 424.

2. Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса, 2014. С. 376.

3. Почепцов Г.Г. Медиа: теория массовых коммуникаций, 2013. С. 40З.

4. Шилина М.Г. Интернет-коммуникация и теоретические аспекты исследований масс-медиа, 2013. № 4. (10). С. 13.

5. МакКуэлД. Журналистика и общество, 2014. С. 268.

6. Эгертон-Томас К. Ресторанный бизнес. Как открыть и успешно управлять рестораном, 2010. С. 256.

7. Марвин Б. Маркетинг ресторана. Как привлечь клиента и удержать в вашем ресторане, 2014. С. 133.

8. Черникова В.Е., Молчанова Е.Н., Климова Л.Е. Масс-медиа в культуре информационного общества, 2007. С. 367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.