© Леонова, Н.В., 2022 УДК 784 (571)
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-18-25
НОВОСИБИРСКИЙ ПЕРИОД НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.М. АЙЗЕНШТАДТА
Н.В. Леонова1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. Александр Миронович Айзенштадт - музыковед и фольклорист, работал в Новосибирской консерватории с 1957 по 1974 г. На этапе становления научной работы в музыкальном вузе он играл определяющую роль в изучении традиционной музыки Сибири. В Новосибирске он сформировался как исследователь, его труды получили признание у отечественных специалистов. Однако некоторые стороны его фольклористической деятельности до сих пор недостаточно документированы. В частности, это относится к такой важной сфере, как экспедиционная работа. Автор статьи на основе изучения архивных и опубликованных источников устанавливает хронологический перечень фольклорных экспедиций, организованных при участии А.М. Айзенштадта, начиная с конца 1950-х гг. и до его отъезда из Новосибирска. Собраны сведения о территориях, избранных для записи музыкального фольклора как русского населения региона, так и коренных его жителей: эвенков, кетов, селькупов, хакасов. Информация поможет паспортизировать ранние экспедиционные коллекции, хранящиеся в фонде «Архив традиционной музыки». Отдельного внимания заслуживает вопрос о попытках создания на рубеже 1960-1970-х гг. в Новосибирской консерватории структурных подразделений, призванных способствовать развитию деятельности по изучению музыкальной культуры Сибири.
Ключевые слова: этномузыкознание, традиционный фольклор Сибири, полевые исследования, А.М. Айзенштадт, Новосибирская консерватория
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Леонова Н.В. Новосибирский период научной деятельности А.М. Айзен-штадта // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 18-25. DOI: 10.24412/23081031-2022-2-18-25.
NOVOSIBIRSK PERIOD OF A.M. AISENSHTADT'S SCIENTIFIC ACTIVITY
N.V. Leonova1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. Alexander Mironovich Aisenshtadt is a musicologist and folklorist who worked at the Novosibirsk Conservatory from 1957 to 1974. At the stage of the formation of scientific work at a music university, he played a decisive role in the study of traditional music of Siberia. In Novosibirsk, he was formed as a researcher, his works were recognized by domestic specialists. However, some aspects of his folklore activity are still insufficiently documented. In particular, this applies to such an important area as expedition work. The author of the article, based on the study of archival and published sources, establishes a chronological list of folklore expeditions organized with the participation of A.M. Aisenshtadt, starting from the late 1950s and until his departure from Novosibirsk. The information about the territories chosen for recording musical folklore of both the Russian population of the region and its indigenous inhabitants is collected: the Evenks, the Kets, the Selkups, the Khakasses. The collected information will help to certify the early expedition collections stored in the Archive of Traditional Music
foundation. The issue of attempts to create structural units at the Novosibirsk Conservatory at the turn of the 1960s and 1970s, designed to promote the development of activities for the study of the musical culture of Siberia, deserves special attention.
Keywords: ethnomusicology, traditional Siberian folklore, field researches, A.M. Aisenshtadt, Novosibirsk Conservatory
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Leonova, N.V. (2022), "Novosibirsk period of A.M. Aisenshtadt's scientific activity", Journal of Musical Science, vol. 10, no. 2, pp. 18-25. DOI: 10.24412/2308-10312022-2-18-25.
Александр Миронович Айзен-штадт проработал в Новосибирской консерватории 17 лет. Этот период был самым плодотворным в его научной биографии. Первый в истории консерватории фольклорист, А.М. Айзенштадт стоял у истоков изучения музыкального фольклора народов Сибири, коренных и переселенческих, о чем справедливо указывается в ряде публикаций (Шиндин Б., 2006, с. 196; Леонова Н., 2017; Сыченко Г., 2017). Однако следует признать, что эта оценка опирается на очень небольшой круг сведений обобщенного характера и, главным образом, на изучение проблематики опубликованных научных работ, полный список которых был издан десять лет назад1. В настоящей статье представлены собранные материалы о центральном, новосибирском, периоде научной деятельности А.М. Айзенштадта, которые позволяют расширить и конкретизировать сложившиеся представления об основных ее направлениях.
До Новосибирска у будущего ученого был небольшой, но определяющий с точки зрения выбора научной специализации, период работы на Дальнем Востоке. В 1953 г. после завершения обучения в Саратовской консерватории А.М. Айзенштадт получил распределение в Хабаровск и приступил к работе в музыкальном училище. Первая статья, опубли-
кованная уже в 1954 г. в журнале «Советская музыка», была посвящена привычной для академического музыковеда теме - музыкальной жизни Хабаровска. Но далее в поле зрения попала естественная для региона, но неизвестная для уроженца европейской части страны музыкальная цивилизация, определившая резкий поворот в научных интересах. По «заданию Хабаровского Дома народного творчества, а также по собственной инициативе» в 1953-1957 гг. Айзенштадт совершает четыре экспедиции для записи фольклора коренных этносов Дальнего Востока: нанайцев, удэгейцев, ульчей, нивхов. Так было найдено новое научное направление, для освоения которого были сделаны первые, очень трудные шаги. Продолжение этой работы состоялось в другом месте.
Первого сентября 1957 г. началась работа А.М. Айзенштадта в Новосибирской консерватории. Научная деятельность его в Новосибирске развивалась по двум линиям. Первая связана с продолжением и завершением работы по материалам, записанным на Дальнем Востоке. Они легли в основу кандидатской диссертации «Музыкальный фольклор народностей Нижнего Приамурья». Защита этой «пионерской» по материалу работы состоялась в Ленинграде в 1965 г.
Некоторые разделы диссертации и значительная часть собранных материалов в 1966 г. были опубликованы в первом разделе сборника «Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири», подготовленном в издательстве «Музыка». Айзен-штадтом был «открыт» большой ряд носителей музыкальных традиций нанайцев, эвенков, нивхов, с которыми позже будут работать и другие собиратели фольклора: Юрий Шей-кин, Алла Сиськова, Наталья Соломонова.
Вторая линия новосибирского периода научной деятельности Александра Мироновича была связана с собиранием и освоением нового материала, расширением круга изучаемых аспектов. В центре внимания, конечно, находится фольклор и организация регулярной экспедиционной работы с участием студентов. Формы учета и хранения собранных в ходе полевой работы материалов до середины 1970-х гг. в консерватории отсутствовали, поэтому для того чтобы составить первоначальный список фольклорных экспедиций, пришлось обратиться к приказам по консерватории и опубликованным источникам (приложение).
В приказах не всегда указаны точные сроки экспедиции, как правило, нет, да и не может быть полного маршрута экспедиции; названия поселений, в которых велась запись, в ряде случаев удавалось обнаружить в статьях А.М. Айзенштад-та. Отсутствие отчетов не позволяет определить, все ли указанные в приказах студенты, действительно, выехали в экспедицию. Кроме того, обнаружилось, что ряд поездок для записи фольклора мог носить инициативный характер и про-
водиться во время летнего отпуска или каникул без приказа по консерватории, при финансировании других организаций. Несмотря на все проблемные моменты подготовленного Хронографа экспедиций, тем не менее, полагаю, что он позволяет судить об особенностях полевых исследований в период работы А.М. Айзенштадта в Новосибирской консерватории.
Хронограф показывает, что наряду с музыкальным фольклором коренных народов Сибири, записывались песни русского населения Новосибирской, Тюменской, Иркутской областей и Алтайского края. Особо следует выделить экспедиции 1964 и 1965 г. в Змеиногорский и Колыванский районы так называемого Рудного Алтая, в Бодай-бинский район Иркутской области с целью записи старинного и современного рабочего фольклора.
Из коренных народов удалось записать образцы традиционной музыкальной культуры кетов, селькупов (образцы фольклора этих этносов в отечественном музыковедении впервые были опубликованы А.М. Айзенштадтом в 1982 г.), хакасов, «горноалтайцев». Основное внимание собирателя было направлено на полевое исследование музыкальных традиций разных территориальных групп эвенков. Собранная им уникальная по охвату коллекция содержит записи из Красноярского и Хабаровского краев, Иркутской и Читинской областей, из Бурятии. На этом материале ученым было подготовлено исследование в объеме докторской диссертации, которое по независящим от него причинам не удалось довести до защиты. В 1995 г. монографическое исследование «Пе-
сенная культура эвенков» с приложением 185 образцов эвенкийского фольклора в записях 1956-1970 гг. было опубликовано в Красноярске.
На рубеже 1960-1970-х гг. в консерватории предпринимались две попытки создания научно-вспомогательного подразделения, призванного упорядочивать, координировать архивную, полевую и исследовательскую работу по изучению музыкальной культуры региона. Вторая из них - организация в 1971 г. при Новосибирской консерватории Музея музыкальной культуры Сибири под научным руководством А.М. Айзен-штадта - содержательно представлена в статье участника событий, Л.П. Робустовой2. Менее известна первая попытка. Двумя годами ранее, 22 октября 1969 г., ректором консерватории Л.Н. Шевчуком был подписан приказ за № 218, в котором было предписано:
«В целях упорядочивания сбора материалов по истории музыкальной культуры Сибири и Новосибирска назначить комиссию в составе:
1. Айзенштадт А.М., доцент, зав. кафедрой истории музыки.
2. Роменская Т.А., старший преподаватель кафедры истории музыки.
3. Берлянчик М.М. - старший преподаватель.
4. Шиндин Б.А. - зав. кабинетом музыкознания и фольклора.
Все материалы, имеющиеся в консерватории, сосредоточить в кабинете музыкознания и фольклора.
Комиссии подготовить соответствующие документы к 1 марта 1970 года и организовать выставку в фойе концертного зала»3.
В статье, опубликованной двумя годами позже, А.М. Айзенштадт отмечает, что «в кабинете музы-
кознания и фольклора Новосибирской консерватории хранится свыше 500 записей русских народных песен, многие из них расшифрованы» (Айзенштадт А., 1972, с. 392). Вероятно, кабинет некоторое время функционировал и служил местом хранения аудиозаписей и рукописных материалов, во всяком случае именно в этом помещении, уже после отъезда А.М. Айзенштадта, заведующей нового подразделения, созданного при кафедре истории музыки в 1975 г. и получившего название Кабинет музыкальной культуры Сибири, были обнаружены 31 пленка с экспедиционными записями и небольшое число рукописных материалов. Еще шесть пленок с записями 1960-х гг. добавились в коллекцию в 2005 г. благодаря Л.П. Робустовой, обнаружившей их среди материалов кафедры музыкального образования. В настоящее время в фонде «Архив традиционной музыки» Новосибирской консерватории сохранившиеся записи А.М. Айзенштадта и студентов помещены в коллекции А0001/1-4 и А0223.
Написанные на экспедиционных материалах научные статьи сибирского музыкального фольклориста публиковались в авторитетных сборниках, издававшихся в Ленинграде и Москве, в журнале «Советская музыка», в «Музыкальной энциклопедии». Сибирская проблематика не исчерпала себя после отъезда из Новосибирска, а продолжала питать творческую энергию А.М. Айзен-штадта еще на протяжении двух десятилетий.
Деятельность А.М. Айзенштадта в Новосибирске была чрезвычайно насыщенной и разнообразной: наря-
ду с педагогической и научной работой он выступал с лекциями, писал статьи в местные издания, был просветителем и пропагандистом современной отечественной музыки, в том числе музыки сибирских авторов. В 1966 г. он стал членом Союза композиторов РСФСР, возглавлял работу музыковедческой секции Сибирской организации СК.
Новосибирский - самый активный период деятельности Александра Мироновича, много давший ему как ученому и организатору, но и консерватория будет всегда благодарна А.М. Айзенштадту за сделанный им вклад в развитие научной проблематики, связанной с изучением традиционного творчества и музыкальной культуры Сибири.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Хронограф фольклорных экспедиций (конец 1950-х - 1974 г.)
(составлен по приказам НГК и опубликованным источникам)
Конец 1950-х гг. - подпись к фотографии: фольклорная экспедиция со студентами Новосибирской консерватории4.
1962, 20 апреля. Приказ № 34
§ 1. Старшего преподавателя истории музыки Айзенштадта А.М. направить в Ко-лыванский район Новосибирской области в научную командировку.
1963, апрель
Фотография: Композитор А.А. Кенель и студенты Л.В. Александрова, А.П. Курчен-ко записывают хакасского сказителя С.П. Ка-дышева.
1965, 23 сентября. Приказ № 135
§ 1. Направить в фольклорную экспедицию на Алтай группу студентов ТКФ под руководством ст. преподавателя Айзенштад-та А.М.:
Гуляеву Э.М.
Гантовника А.М.
Напреева Б.Д.
В воспоминаниях Б. Напреева есть уточнение маршрута: г. Змеиногорск, село Колы-вань и их округа5.
Не позже 1965 г. (Айзенштадт А.М., 1966).
Экспедиция в Эвенкийский национальный округ, снаряженная Фольклорной комиссией СК РСФСР и Сибирским отделением СК; участники Айзенштадт А.М. и студент Новосибирской консерватории Дм. Шабалин. Цель: запись («Репортер-2») материалов для сборника эвенкийских народных песен. Работали в Туре, Эконде, Ва-наваре, Учами.
1966, 17 июня. Приказ № 92
§ 1. Нижеследующих студентов направить в фольклорные экспедиции:
А) в районы Рудного Алтая (Ленино-горск)
Гуляеву Э.М. - IV курс Гантовника А.М. - III курс
Б) в районы «Ленского расстрела» -г. Бодайбо Якутской АССР (ошибка, на самом деле - это Иркутская область. - Н.Л.) Напреева Б.Д. - IV курс Гоберника Г.Я. - I курс Ходоша В.С. - I курс Близнюка Р.Г. - II курс.
§ 2. Руководителем группы, отъезжающей в районы «Ленского расстрела», назначить кандидата искусствоведения Айзен-штадта А.М.
1967, 21 сентября. Приказ № 146
§ 5. И.о. доцента Айзенштадта А.М. командировать по линии Союза композиторов в Северо-Байкальский район Бурятской АССР для сбора материалов по научной работе сроком с 21.09. - по 28.09-1967 г.
1968, 06 июня. Приказ № 95
§ 8. Направить в фольклорную экспедицию в районы Бур. АССР сроком на 13 дней с 14 июня по 26 июня 1968 г. и.о. доц. Айзенштадта А.М. (руководитель группы студентов):
Дендукова А. 1 курс вок. ф-та Еременко В. 2 курс ТКФ Кравцова Е. 1 курс ТКФ Шергова В. 4 курс.
1968, лето
Из воспоминаний Б. Напреева: летом 1968 г. А.М. Айзенштадт делал записи на протяжении двух недель также в Хабаровском крае6.
1968, лето
Из воспоминаний Б.А. Шиндина: летом после первого курса, т.е. в 1968 г., А.М. отправил его в самостоятельную фольклорную экспедицию7.
1960-е гг. (Айзенштадт А.М., 1968) В статье Александр Миронович опирается на материалы, записанные в нескольких экспедициях - в северных районах Красноярского края (Эвенкийский национальный округ), Иркутской (Катангский район) области, на севере Бурятии (Северо-Байкальский район, село Холодное) и в Читинской области, отсутствующей в приказах о фольклорных экспедициях.
1969, 20 июня. Приказ № 134 Направить фольклорную экспедицию
в г. Сузун Новосибирской области с 23 июня по 28 июня 1969 г. в составе:
Губницкая С.З. - концертмейстер, студ. III курса ТКФ
Шиндин Б. - студ. III курса ТКФ Федорова О. - студ. I курса ТКФ Уварова Е. - студ. I курса ТКФ Бурнашева Н. - студ. I курса ТКФ
1969, 13 октября. Приказ № 211 Командировать в г. Сузун НСО для организации фольклорного концерта сроком с 17.X. по 22.X. - 1969 г.
зав. кафедрой истории музыки, доцента Айзенштадта А.М.
студента III курса ТКФ дневного отделения Еременко В.В.
1970, 10 июня. Приказ № 119 Командировать в фольклорные экспедиции с 20 по 30 июня 1970 г.: в районы Тобольска и Тюмени
1 группа (подчеркивание. - Н.Л.) Шиндина Б.А. - концертмейстер (руководитель группы)
Уварову Е.И. - студ. II курса ТКФ Федорову О.В. - студ. II курса ТКФ Курпатову С.И. - студ. I курса ТКФ Селиванова Б.В. - студ. I курса ТКФ
2 группа
Еременко В.В. - зав. кабинетом звукозаписи (руководитель группы)
Тарабановскую Г.А. - студ. III курса ТКФ Тиндентникову Т.И. - студ. I курса ТКФ Усенко А.Т. - студ. I курса ТКФ Шейхот М.Г. - студ. I курса ТКФ Пешняка В.Г. - студ. I курса ТКФ в районы Хакасии
Асиновскую А.А. - ст. препод. (руководитель группы)
Маркелова Ю.Н. - студ. I курса ТКФ Патюкова О.М. - студ. I курса ТКФ комп.
1970, 17 сентября. Приказ № 188
§ 7. Направить в фольклорную экспедицию в северные районы Томской области с 21/ГХ - по 1/Х - 1970 г.:
студ. III курса ФНИ Василенко В.М. студ. II курса ФНИ Малютина А.Г.
1971, 14 июня. Приказ № 130
§ 2. Направить в фольклорные экспедиции:
Новосибирская область - с 17 по 27 июня с.г.
1) Шиндина Б. (руководитель)
2) Глузман Л. - студ.
3) Федорову О. - студ.
4) Буренкова А. - студ. Новосибирская область - с 25 июня по
2 июля с.г.
1) Новоселову Е. (руководитель)
2) Дубову Л. - студ.
3) Карнаухову В. - студ.
Томская область - с 15 августа по 1 сентября с.г.
1) Пархоменко Н.К. (руководитель)
2) Кузнецову Г. - студ.
3) Третьякову Л. - студ.
1972, 19 июня. Приказ № 136
§ 1. Группу студентов I и II курсов ТКФ направить в фольклорную экспедицию в районы Томской области с 22 по 30 июня 1972 года:
Дубову Л. (руководитель группы) -II курс
Карнаухову В. - II курс Табакову Т. - II курс Новоселову Е. - II курс Лещинскую И. - I курс Альфонцеву Т. - I курс Бальчунас С. - I курс Буракову О. - I курс
Основание: докладная руководителя фольклорного кабинета.
§ 2. Группу студентов IV курса ТКФ направить в фольклорную экспедицию в районы Алтайского края с 26/VI - по 3/VII - 1972 г.: Сумину А. (руководитель группы) Федорову О. Чистякову Н. Протас Е.
Основание: докладная руководителя фольклорного кабинета.
1972, 07 сентября. Приказ № 197 § 4. Направить в фольклорную экспедицию в районы Новосибирской области:
студ. I к. ТКФ Кайгородову Т.А. с 5/IX -по 15/IX - 72 г.
студ. III к. ТКФ Табакову Т.Г. с 15/IX -по 25/IX - 72 г.
студ. III к. ТКФ Гуля С.А. - « - - « -Расходы по командировке за счет Общества охраны памятников культуры.
1972, 18 октября. Приказ № 234 § 2. Командировать в северные районы Красноярского края для сбора материалов к конференции, посвященной 50-летию образования СССР, с 25.10. по 04.11.72: студента I курса ТКФ Мурашкина Б., студента I курса ТКФ Альберта М.
им. Глинки) организовали экспедицию в низовья Оби для изучения музыкально-песенного творчества кетов8.
1972-1973 (Айзенштадт А.М., 1982).
В статье есть информация о фольклорных экспедициях 1972-1973 гг. в Турухан-ский район (села Фарково и Верещагино, и их окрестности).
1973, 12 июня. Приказ № 151
§ 1. Студента III курса ТКФ дневного отделения Патюкова О.М. направить в фольклорную экспедицию в районы севера Красноярского края с 12 по 22 июня 1973 года.
1973, 12 июня. Приказ № 152
§ 1. И.о. профессора Айзенштадту А.М. предоставить отпуск с отдачей учебных часов с 12 по 22 июня 1973 года в связи с выездом в командировку по линии СО СК РСФСР.
1974, 4 июля. Приказ № 153
§ 3. Студентку I курса ТКФ Выжигову В.М. командировать на производственную практику в составе фольклорной экспедиции Новосибирского университета в районы Алтайского края.
1972, 25 октября. Приказ № 238
§ 1. И.о. профессора Айзенштадта А.М. командировать в северные районы Красноярского края для сбора материалов к конференции, посвященной 50-летию образования СССР.
Расходы по командировке за счет СО СК РСФСР.
В декабре 1972 г. А.М. Айзенштадт и Б.М. Мурашкин (оба из консерватории
1974-1976 гг. (Айзенштадт А.М., 1979).
Автором статьи используются материалы трех фольклорных экспедиций 1974-1976 гг., проведенных уже после отъезда из Новосибирска. В ходе анализа жанровой системы угров и особенностей мелодики упоминаются места записи: междуречье Северная Сосьва - Ляпин (манси) и Березовский район (ханты).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Александр Миронович Айзенштадт: К 90-летию со дня рождения. Исследования. Исторические материалы и воспоминания. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012. С. 242-243.
2 Там же. С. 214-226.
3 Новосибирская консерватория - 50 лет. Материалы и документы. Новоси-
бирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2006. С. 373.
4 Александр Миронович Айзенштадт... С. 246.
5 Там же. С. 228.
6 Там же. С. 233.
7 Там же. С. 210.
8 Сибирский фольклор. Вып. 3. Новосибирск, 1976. С. 166.
ЛИТЕРАТУРА REFERENCES
Айзенштадт А.М. В Эвенкию за песнями // Aisenshtadt, A.M. (1966), "To Evenkia for
Сов. музыка. 1966. № 2. С. 104-107. songs", Sovetskaya muzyka [Soviet music],
Айзенштадт А.М. Эвенкийские песенницы // Сов. музыка. 1968. № 12. С. 95-100.
Айзенштадт А.М. Из истории русской советской музыкальной фольклористики Сибири и Дальнего Востока (40-60-е годы) // Славянский музыкальный фольклор. М.: Музыка, 1972. С. 389-396.
Айзенштадт А.М. Музыкально-фольклорные связи обских угров // Сов. музыка. 1979. № 9. С. 104-108.
Айзенштадт А.М. У кетов и селькупов // Музыка Сибири и Дальнего Востока. М., 1982. С. 175-204.
Леонова Н.В. Музыкально-этнографические традиции сибирских переселенцев: из истории изучения в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. 2017. № 1. С. 34-42. БО! 10.24411/23081031-2017-00044.
Сыченко Г.Б. Изучение музыкальных культур коренных народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. 2017. № 1. С. 43-56. БО! 10.24411/2308-10312017-00045.
Шиндин Б.А. Научные направления и результаты их разработки // Новосибирская консерватория - 50 лет. Энциклопедический словарь. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2006. С.195-199.
no. 2, pp. 104-107. (in Russ.)
Aisenshtadt, A.M. (1968), "Evenki Songbooks", Sovetskaya muzyka [Soviet music], no. 12, pp. 95-100. (in Russ.)
Aisenshtadt, A.M. (1972), "From the history of Russian Soviet musical folklore studies of Siberia and the Far East (40-60s)", Slavyanskii muzykal'nyi fol'klor [Slavic musical folklore], Music, Moscow, pp. 389396. (in Russ.)
Aisenshtadt, A.M. (1979), "Musical and folklore relations of the Ob Ugrians", Sovetskaya muzyka [Soviet music], no. 9, pp. 104-108. (in Russ.)
Aisenshtadt, A.M. (1982), "The Kets and Selkups", Muzyka Sibiri i Dal'nego Vostoka [Music of Siberia and the Far East], Moscow, pp. 175-204. (in Russ.)
Leonova, N.V. (2017), "Musical and ethnographic traditions of Siberian immigrants: from the history of studying at the Novosibirsk Conservatory", Journal of Musical Science, no. 1, pp. 34-42. DOI: 10.24411/2308-1031-2017-00044. (in Russ.)
Shindin, B.A. (2006), "Scientific directions and results of their development", Novosibirskaya konservatoriya - 50 let. Enciklopedicheskii slovar' [Novosibirsk Conservatory - 50 years. Encyclopedic dictionary], Novosibirsk, pp. 195-199. (in Russ.)
Sytchenko, G.B. (2017), "The study of musical cultures of indigenous peoples of Siberia and the Far East at the Novosibirsk Conservatoire", Journal of Musical Science, no. 1, pp. 43-56. DOI: 10.24411/2308-10312017-00045. (in Russ.)
Сведения об авторе
Леонова Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Author information
Natalya V. Leonova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Professor of the Department of Ethnomusicology at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 20.04.2022 После доработки 03.05.2022 Принята к публикации 12.05.2022
Received 20.04.2022 Revised 03.05.2022 Accepted for publication 12.05.2022