БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ШИНДИН И МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕДИЕВИСТИКА (к 80-летию со дня рождения)
© Светлова, О.А., 2022 УДК 78.072
Б01: 10.24412/2308-1031-2022-2-53-65
БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ШИНДИН. ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
О.А. Светлова1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена обзору научных направлений исследований выдающегося музыковеда, выпускника и педагога Новосибирской консерватории, доктора искусствоведения, профессора Бориса Александровича Шиндина и приурочена к 80-летию со дня его рождения. Изучив и систематизировав его обширное наследие, автор ставит задачу выявить и рассмотреть главные темы его научного творчества для воссоздания многогранного облика ученого, внесшего существенный вклад в музыкальную медиевистику и музыкальное сиби-реведение. Отмечается значительное влияние на становление профессиональных интересов Б.А. Шиндина тенденций периода «Археографического открытия Сибири» и знаменитых его учителей - новосибирского фольклориста и историка А.М. Айзенштадта и основоположника русской школы медиевистики М.В. Бражникова. В период конца 1960-х - 1970-е гг. исследования музыковеда посвящены теории демественного роспева, его кандидатская диссертация стала первым специальным трудом по данной теме. Другой фундаментальной темой является жанровая типология древнерусского певческого искусства, разрабатываемая с середины 1980-х гг. и в полной мере реализованная в докторской диссертации 2004 г. В рамках направления музыкальной медиевистики Б.А. Шиндин становится первым музыковедом-древником, кто с 1980-х гг. совместно с новосибирскими специалистами технических наук развивает тему электронно-вычислительных технологий применительно к памятникам древнерусской музыкальной письменности, что в итоге приводит к созданию электронной азбуки для нотолинейной реконструкции знаменного роспева. В работах профессора формируется особое направление по изучению певческих традиций сибирского старообрядчества, которое получает активное развитие в научной деятельности его учеников в 1990-2000-х гг., что способствует становлению новосибирской медиевистической школы Б.А. Шиндина. Наконец, как ученый-сибиряк, Борис Александрович сыграл важную роль в развитии комплексной темы Новосибирской консерватории «Музыкальная культура Сибири» в качестве исследователя, инициатора и организатора крупных региональных научных и издательских проектов, в том числе информационной системы «Музыкальная культура Сибири». В заключении подчеркивается, что круг научных интересов Б.А. Шиндина всегда был связан с историей отечественной музыкальной культуры, и сам он является примером служения русской музыкальной науке.
Ключевые слова: Шиндин Борис Александрович, М.В. Бражников, музыкальная медиевистика, старообрядчество, музыкальная культура Сибири, Новосибирская консерватория Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Светлова О.А. Борис Александрович Шиндин. Главные темы научного творчества // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 53-65. Б01: 10.24412/23081031-2022-2-53-65.
BORIS ALEXANDROVICH SHINDIN. THE MAIN TOPICS OF SCIENTIFIC CREATIVITY
O.A. Svetlova1
1 M.I. Glinka State Novosibirsk Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the review of scientific research directions of the outstanding musicologist, graduate and teacher of the Novosibirsk Conservatory, Doctor of Art History, Professor Boris Alexandrovich Shindin and is timed to the 80th anniversary of his birth. Having studied and systematized his extensive legacy, the author sets the task to identify and consider the main themes of his scientific work in order to recreate the multifaceted appearance of the scientist who made a significant contribution to musical medieval studies and musical study of Siberia. The author notes the significant influence of the trends of the period of the "Archeographic Discovery of Siberia" and his famous teachers - Novosibirsk folklorist and historian A.M. Aisenshtadt and the founder of the Russian school of medieval studies M.V. Brazhnikov on the formation of professional interests of B.A. Shindin. In the period of the late 1960s - 1970s, the musicologist's research was devoted to the theory of natural rospev, his Cand. Sc. Thesis was the first special work on this topic. Another fundamental topic is the genre typology of the Old Russian singing art, developed since the mid-1980s and fully implemented in the doctoral dissertation of 2004. As part of the direction of musical medieval studies, B.A. Shindin becomes the first ancient musicologist who, since the 1980s, together with Novosibirsk specialists of technical sciences, has been developing the topic of electronic computing technologies in relation to the monuments of ancient Russian musical writing, which eventually leads to the creation of an electronic alphabet for the notolinear reconstruction of the znamenny rospev. In the works of the professor, a special direction is formed for the study of the singing traditions of the Siberian Old Believers, which is actively developed in the scientific activities of his students in the 1990s-2000s, which contributes to the formation of the Novosibirsk medieval school of B.A. Shindin. Finally, as a Siberian scientist, Boris Alexandrovich played an important role in the development of the complex theme of the Novosibirsk Conservatory "Musical Culture of Siberia" as a researcher, initiator and organizer of major regional scientific and publishing projects, including the information system "Musical Culture of Siberia". In conclusion, it is emphasized that the range of scientific interests of B.A. Shindin has always been connected with the history of Russian musical culture, and he himself is an example of service to Russian musical science.
Keywords: Shindin Boris Alexandrovich, M.V. Brazhnikov, musical medieval studies, Old Believers, musical culture of Siberia, Novosibirsk Conservatory Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Svetlova, O.A. (2022), "Boris Alexandrovich Shindin. The main topics of scientific creativity", Journal of Musical Science, vol. 10, no. 2, pp. 53-65. DOI: 10.24412/2308-10312022-2-53-65.
Вся научно-творческая жизнь музыковеда Бориса Александровича Шиндина (1942-2018) была связана с Новосибирском и Новосибирской консерваторией. Окончив вуз 50 лет назад, он был принят преподавателем на родную кафедру истории музыки и остался верен ей, пройдя долгий, интенсивный профессиональный путь, став авторитетным
ученым-медиевистом, профессором, доктором искусствоведения (рис. 1).
Выдающееся значение фигуры Б.А. Шиндина для сибирской музыкальной науки неоспоримо. Мнение о масштабе его личности можно сформировать уже на основе справочно-энциклопедических статей, например, в издании «Новосибирская консерватория - 50 лет»1,
Рис. 1. Борис Александрович Шиндин.
1990-е гг.
в информационной системе «Музыкальная культура Сибири»2 и на персональной странице сайта НГК3, где приведены краткие сведения о Борисе Александровиче как о ведущем педагоге вуза, ученом - представителе бражниковской школы, заведующем кафедрой истории музыки (1996-2018), проректоре по научной работе (1984-2012), директоре Научно-исследовательского института музыкальной культуры Сибири (2010-2016), председателе диссертационного совета, главном редакторе «Сибирского музыкального альманаха» и журнала «Вестник музыкальной науки», члене-корреспонденте Сибирской академии наук высшей школы и др.
Некоторые аспекты его профессиональной деятельности получили отражение в наших статьях (Светлова О., 2017; 2020). Сам Учитель при жизни пресекал всяческие попытки учеников подготовить о нем какой-либо материал, сделать док-
лад на конференции. В последние 10-15 лет он опубликовал несколько работ историко-мемуарного характера, из них следует выделить статью «Формирование музыкальной медиевистики в Новосибирской консерватории» (Шиндин Б., 2017а), чрезвычайно ценную с точки зрения осмысления тенденций в гуманитарной науке в период 1960-1980-х гг. Нельзя обойти вниманием трогательные воспоминания коллег и учеников Бориса Александровича, изданные спустя год после его ухода из жизни4. Поэтому сейчас, в год 80-летия со дня рождения ученого, еще более актуальной становится работа по воссозданию его научного портрета. В 2022 г. увидел свет первый том его избранных трудов, датируемых с 1975 по 1992 г., со вступительной статьей о научно-творческом пути, краткой хронологией жизни и деятельности, списками трудов и выпускников (Шиндин Б., 2022). Настоящая статья призвана осветить круг основных исследовательских интересов Б.А. Шиндина с целью формирования более полного и многогранного облика ученого, сыгравшего важнейшую роль в развитии сибирского музыкознания.
Период профессионального становления Бориса Александровича пришелся на 1960-е гг., когда обширный восточный регион страны обратил на себя внимание историков, археографов и литературоведов своим рукописным наследием, сохранившимся в старообрядческой среде. Это явление вошло в историю как «Археографическое открытие Сибири» (определение академиков Д.С. Лихачева и А.М. Панченко). Тогда же произошло знаковое для
региональной гуманитарной науки событие, а именно передача академиком М.Н. Тихомировым Сибирскому отделению Академии наук СССР принадлежавшей ему огромной, уникальной книжной коллекции, в том числе 648 рукописей и рукописных книг Х1У-Х1Х вв. (Рогов А., 1966).
Как позднее отмечал Б. А. Шин-дин, «перемещение Тихомировского собрания в Новосибирск выполнило роль еще одного мощного импульса в деле изучения истории книжной культуры и прежде всего культуры (в том числе и певческой) сибирского старообрядчества, активизировало процессы научной и собирательской деятельности сибирских ученых» (Шиндин Б., 2017а, с. 58). Складывающаяся в то время система коллегиальных отношений между ленинградскими и новосибирскими научными организациями дала возможность вхождения в нее музыковедов, увлеченных данной проблематикой. Первыми студентами Новосибирской консерватории, избравшими направление музыкальной медиевистики, стали Альбина Кручинина5 и Борис Шиндин.
Студенческие годы явились для Бориса Александровича поворотными в плане определения всей исследовательской судьбы, на которую повлияли два его научных руководителя. Импульсом послужило общение с музыковедом-историком и фольклористом, кандидатом искусствоведения, заведующим кафедрой истории музыки А.М. Ай-зенштадтом (1922-2009): «Именно он рассказал мне о работах М.В. Бражникова и подвел к идее изучения певческих традиций русского средневековья» (Шиндин Б., 2012,
Рис. 2. Максим Викторович Бражников. Фото в дар Б.А. Шиндину, 1969 г.
с. 211). Встреча с основоположн ком научной школы русской музыкальной медиевистики, профессором, доктором искусствоведения М.В. Бражниковым (1902-1973) состоялась летом 1969 г., когда студент выбрал путь музыковеда-древ-ника (рис. 2).
Так, в особом сибирско-ленин-градском содружестве сформировалась главная тема научного творчества молодого ученого, связанная с теорией демественного роспева. Период работы над ней охватывает чуть более 10 лет - с конца 1960-х и 1970-е гг. - с момента первых изысканий в рамках дипломного проекта (руководитель А.М. Айзенштадт, консультант М.В. Бражников), затем в кандидатской диссертации «Демественный роспев. Нотация, попевки, принципы композиции», которая выполнялась уже педагогом Новосибирской консерватории в заочной аспирантуре Ленинградской консерватории под руководством М.В. Бражникова6 и, после его смерти, доктора филологических наук, профессора А.М. Панченко (19372002), до защиты в 1980 г. (рис. 3).
Развитие диссертационной темы сопровождалось появлением внушительных публикаций в сборниках
Рис. 3. Б.А. Шиндин. Фото из личного листка. Архив НГК, 1972 г.
научных трудов Москвы, Ленинграда, Новосибирска. В качестве материала исследования Борис Александрович привлек рядовые певческие рукописи ХУ1-ХХ вв. и теоретические руководства ХУШ-ХХ вв. де-мественного роспева, находящиеся в книгохранилищах этих трех городов, в том числе рукописи, собранные в археографических экспедициях Сибирского отделения АН СССР. В научный обиход были введены многие памятники, а также ранее неизвестные сведения по истории демества из Московского летописного свода ХУ в., Тверской летописи.
Впервые автором были выявлены закономерности организации демественной нотации и принципы графического оформления, рассмотрены певческие значения знамен и их семейств, структурные и интонационные особенности демествен-ных попевок, предложена их классификация, определены принципы и типы демественного роспева, доказано отсутствие в деместве принципов осмогласия, составлены каталог знамен и словарь попевок демества.
Исследование Б.А. Шиндина стало первым специальным, фундаментальным трудом по данной теме, за ним последовали диссертации московского медиевиста Г.А. Пожи-
даевой «Демественное пение в рукописной традиции конца ХУ-Х1Х веков» (1982) и выпускницы Ленинградской аспирантуры по классу А.Н. Кручининой, красноярского ученого И.В. Ефимовой «Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве ХУ11 - начала ХУ111 века» (1984). Два сибирских музыковеда, представителя ленинградской школы, объединили свои научные силы и в 1991 г. издали совместную монографию «Демественный роспев. Монодия и многоголосие», посвятив ее «светлой памяти Максима Викторовича Бражникова».
Музыкальная медиевистика была центральным научным направлением Б.А. Шиндина. В рамках этого обширного исследовательского поля он работал не только над «де-мественной» темой. Его жизнь как ученого представляет собой колоссальный, непрерывный научный поиск воплощения идей и концепций с сохранением преемственности лучших традиций школы глубоко почитаемого им М.В. Бражникова. Эти традиции продемонстрированы в работах, выполненных на материале певческих книг в духе классической отечественной медиевистики таких, как, например, «Нотация певческой рукописи Соловецкого собрания № 752/690» (1977), совместная с А.Н. Кручининой статья «Первое русское пособие по музыкальной композиции» (1979), «Певческая рукопись Тихомировского собрания № 448» (1992), «Разныя стихи и псальмы. Рукопись собрания М.Н. Тихомирова Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук» (2015).
Постепенно в русле этого направления у Бориса Александровича складывалась тема жанровой типологии древнерусского певческого искусства, в которой ученый увидел наиболее перспективный, объективный способ фиксации признаков русской средневековой церковной культуры, поскольку «совокупность жанров составляет информационный массив (структурный и содержательный) музыкального искусства эпохи в его наиболее полном объеме» (Шиндин Б., 1989а, с. 97). Концепция «прорастала» в течение нескольких лет и уже к концу 1980-х гг. у медиевиста сложилась полнообъемная устойчивая модель древнепевческой профессиональной культуры в виде жанровой системы.
В статье «Об изучении жанров древнерусского певческого искусства» Б.А. Шиндин обосновал актуальность «жанровой идеи» и обозначил ракурс будущего фундаментального исследования. Он рассматривает предпосылки становления «жанрового направления» в дореволюционной и советской медиевистике, отмечая труды М.В. Бражникова как «важнейшее завоевание» с точки зрения доказательства историко-эволюционно-го характера русской музыкальной культуры X-XVII вв., и заявляет два исходных взаимосвязанных момента «формирования жанрового подхода к древнерусскому искусству. Один из них связан с наблюдениями над материалом сквозь призму значимых закономерностей жизнедеятельности профессиональной музыки средневековья. Это и есть интерпретация "изнутри". Другой обусловлен анализом материала с позиции методологии, вы-
работанной современной наукой (интерпретация "извне")» (Шиндин Б., 1989а, с. 96)7. Этот методологический подход станет основополагающим, принципиальным для научных изысканий Б.А. Шиндина.
«Жанровая идея» развивалась в работах медиевиста 1990-х - начала 2000-х гг. Путь жанрового изучения церковно-певческого массива был непростым, поскольку сам объект исследования чрезвычайно широк и многомерен, и представлялся ученым в совокупности содержательного, функционального, конструктивного и стилистического ракурсов, в историко-эволюци-онном, диахроническом, и в пространственном, синхроническом срезе, в теоретическом и практическом аспектах. Кроме того, одновременно в те годы под руководством Б.А. Шиндина или с его участием активно разрабатывались другие тематические направления сибирского музыкознания, готовились и осуществлялись новые научные и издательские проекты, требующие сил и временных ресурсов. В целом, для него это был этап насыщенной, сложной работы над фундаментальной темой, которая завершилась в 2004 г. выпуском монографии «Жанровая типология древнерусского певческого искусства» и блестящей защитой докторской диссертации в диссертационном совете Новосибирской консерватории. Труд, посвященный «Александру Михайловичу Панченко - Учителю и Другу», реализовал главную цель многолетних изысканий, связанную с раскрытием принципов организации древнерусского певческого искусства как целостной, многоуровневой жанровой системы в ее
архитектоническом, книжно-фиксированном виде и в пространственно-временных, обрядовых связях.
Помимо следования классическим традициям отечественной музыкальной медиевистики Борис Александрович как истинно пытливый ученый стремился расширить методы познания церковно-певческой культуры, подойти к «реконструкции методов работы самих древнерусских роспевщиков» (Шиндин Б., 1989б, с. 127), тем самым глубже проникнуть в суть процесса средневекового творчества. Ранее разработанный методологический подход, основанный на синтезе интерпретаций «извне» и «изнутри», был применен в новом ракурсе. Так, в русле актуальных тенденций компьютеризации во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. возникла тема электронно-вычислительных технологий в музыкальной медиевистике, и Б.А. Шиндин стал первым музыковедом-древни-ком, кто продолжил развитие идей М.В. Бражникова по статистическому анализу древнерусских песнопений уже с использованием современных цифровых методов.
Данная тема объективно потребовала сближения ученого-гуманитария с представителями технических наук. В те годы Новосибирской «-» 8
консерваторией8 в сотрудничестве с Научным советом по комплексной проблеме «Кибернетика» Академии наук СССР были изданы два межвузовских сборника научных трудов «ЭВМ и проблемы музыкальной науки» (1988) и «ЭВМ и проблемы музыкального образования» (1989), над ними Б.А. Шиндин работал вместе с доктором философских наук, создателем концепции интеллекти-ки (варианта теории интеллектуаль-
ных систем) И.С. Ладенко и кандидатом физико-математических наук В.В. Мазепусом, впоследствии руководителем Лаборатории системных исследований этномузыкальных культур НГК.
В первом сборнике в сотрудничестве с представителем Института биологии СО АН СССР Ю.Ю. Лес-невским опубликована статья «Информационная технология в музыкальной медиевистике», ставшая в определенной степени программным документом, обосновавшим важность и перспективность данного направления, изложившим универсальную систему кодирования элементов невменной нотации, а также обозначившим предполагаемый итог исследований, а именно создание «модели древнерусского певческого искусства, описывающей и воспроизводящей структуру и свойства этой музыкальной системы: количественные и логические взаимоотношения элементов внутри каждого иерархического уровня (от знака до службы) и между ними» (Лесневский Ю., 1988, с. 71-72).
За этим последовал длительный путь решения частных задач по автоматизированному анализу структур песнопений, применению дешифровочного подхода, количественно-статистическому исследованию отдельных певческих книг и др. С 1994 г. Б.А. Шиндин работал в составе группы специалистов Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН И.В. Бахмутовой, В.Д. Гусева и Т.Н. Титковой. Многолетняя коллективная работа, поддерживаемая грантами РГНФ и РФФИ, увенчалась весомым результатом - созданием авторской электронной азбуки
для нотолинейной реконструкции знаменного распева. Ее научная презентация с описанием структуры, системы обозначений, исходного материала (двознаменные певческие книги) и возможностей использования представлена в специальной статье (Бахмутова И., 2017).
Борис Александрович всегда оставался ученым-сибиряком, преданным своей Alma Mater, своему родному краю. Поэтому закономерно, что в его научном творчестве музыкальная медиевистика и музыкальное сибиреведение были неразрывно соединены. В первую очередь, с именем Б.А. Шиндина связано открытие в Новосибирской консерватории так называемого нового направления медиевистики, определенного изучением певческих традиций сибирского старообрядчества. Начиная с публикации 1985 г. «Бытование певческих традиций Древней Руси в Сибири», где была сформулирована основополагающая проблема поиска «явлений, свидетельствующих о возможности формирования в Сибири певческой традиции, обладающей оригинальными стилистическими особенностями» (Шиндин Б., 1985, с. 13), тема старообрядчества постепенно оформилась в самостоятельную область научных изысканий благодаря четкой стратегии ее развития в специальном классе Бориса Александровича.
В целом, вопрос истории ее формирования в той или иной мере подробности освещен в публикациях новосибирских музыковедов-медиевистов. Поэтому здесь мы лишь отметим следующее. Период 1990-х - начала 2000-х гг. стал самым активным в истории данно-
го направления, когда учениками Б.А. Шиндина организовывались самостоятельные экспедиции в районы традиционного проживания староверов, проходившие с 1996 г. по грантам РГНФ и РФФИ, а добытые в полевых условиях ценнейшие материалы становились источником для исследований в рамках дипломных работ, а затем и кандидатских диссертаций (Т.Г. Федоренко, И.В. Полозовой, Н.С. Мурашовой, О.А. Светловой).
Результаты поэтапного освоения различных локальных традиций сибирского старообрядчества отражались в многочисленных докладах на конференциях и публикациях профессора и его воспитанников, среди них следует выделить развернутые статьи «Об изучении книжных и певческих традиций старообрядцев Сибири (на материале рукописей ГПНТБ)» (1996), «К проблеме изучения устных традиций богослужебного пения старообрядцев Сибири» (1999), главу «Певческая культура старообрядцев Сибири» в книге 2 первого тома трехтомного издания «Музыкальная культура Сибири» (1997), коллективную монографию 2002 г. «Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая». Кроме того, это направление с 2000 г. получило развитие в классе Т.Г. Казанцевой (Федоренко). Таким образом сложилась новосибирская медиевистическая школа Б.А. Шиндина, а его ученики продолжают фундаментальные исследования региональной старообрядческой культуры в ее различных локальных, субконфессиональных, жанрово-видовых аспектах9.
Наконец, еще одним главным делом всей исследовательской жизни
Б.А. Шиндина следует назвать развитие комплексной темы «Музыкальная культура Сибири», которая является приоритетным направлением Новосибирской консерватории. Со студенческой скамьи, с первых своих фольклорных экспедиций под руководством А.М. Айзенштадта и работы заведующим кабинетом музыкознания и фольклора10, затем в ходе многолетнего труда в качестве педагога и проректора по научной работе, Борис Александрович всегда был погружен в эту широкую, поистине неисчерпаемую научную сферу, в разные годы придавая импульс ее движению, генерируя новые идеи не только для собственной научной деятельности, но, главным образом, для вузовского музыковедческого сообщества и своих последователей.
В 1980-е гг. вместе с музыковедами В.М. Калужским, Я.Н. Фай-ном, С.В. Серебренниковой, А. А. Аси-новской, С.С. Гончаренко и др. он активно вовлечен в процесс изучения творчества сибирских композиторов Г.Н. Иванова, А.Ф. Мурова, Ю.И. Шибанова, Ю.Е. Ащепко-ва, Ю.П. Юкечева и др., поднимая в своих докладах и публикациях вопросы специфики молодой композиторской школы в контексте развития региона, образно-тематического содержания создаваемых произведений, жанровых приоритетов, музыкальной стилистики (рис. 4).
Ряд его статей освещает проблемы региональной музыкальной культуры как системы неразрывно связанных компонентов - профессионального музыкального образования, музыкально-театральной жизни в различных ее любительских и профессиональных формах, слушательской аудитории, музыкальной
Рис. 4. Выступление на конференции в НГК, 1986 г.
критики, состояния материальной базы и в целом социального бытия композиторов и композиторских организаций и др. Впоследствии в одной из поздних статей, рассматривая тенденции новосибирской музыкальной жизни и подводя итог деятельности Сибирского отделения Союза композиторов самого яркого, по его убеждению, творчески результативного периода 1960-1980-х гг., ученый подчеркнет, что «обозначенные элементы системы11 выстраиваются в иерархическую последовательность значений, в которой самая существенная роль принадлежит композиторскому сообществу, обладающему высоким потенциалом, способствующему созданию художественной продукции высокого, безусловно, непериферийного уровня» (Шиндин Б., 2017б, с. 35).
В 1990-е гг. под руководством Б.А. Шиндина развернулась масштабная работа по подготовке коллективного исследования «Музыкальная культура Сибири» в трех томах (шести книгах), увидевшего свет в 1997 г. На основании данного труда и с учетом новых научных результатов были разработаны одноименные учебники для всех уровней
Рис. 5. Фото к 50-летию НГК, 2006 г.
музыкального образования. В начале 2000-х гг. к полувековому юбилею Новосибирской консерватории Борис Александрович возглавил подготовку (и сам принимал активное участие как автор) двух фундаментальных проектов - коллективного труда «Музыкальная культура Новосибирска» и двухтомника «Новосибирская консерватория - 50 лет», с историческими материалами и документами в первом томе и энциклопедическим словарем во втором (рис. 5).
Настоящей кульминацией в развитии данного направления стало создание онлайн-проекта «Информационная система "Музыкальная культура Сибири"» media-nsglinka.ru/) при поддержке РГНФ, позволяющего не только зафиксировать колоссальный объем сведений, источников, материалов и научных результатов по сибирской комплексной теме, но и посто-
янно пополнять и расширять электронную базу данных.
Безусловно, исследовательское поле Б.А. Шиндина не ограничивалось только вышеобозначенны-ми научными темами. Ярчайший представитель музыкальной медиевистики и музыкального сибире-ведения, в сущности, он охватил в своем многогранном научном творчестве значительный массив явлений, которые так или иначе связаны с историей русской музыки. Какой бы объект изучения не был избран им - древнерусские церковные песнопения и традиции сибирского старообрядчества, стихи и псальмы, традиционное и академическое искусство, музыка русского Пред-возрождения и Барокко, произведения М. Березовского и А. Кастальского, деятельность А.М. Каца и А.М. Айзенштадта, музыкознание Новосибирской консерватории и творчество сибирских композиторов - все они формируют внушительный портрет историка отечественной музыкальной куль-туры12. Труды ученого отличаются концепционным, проблемно-историческим ракурсом, сочетают локально-дифференцированный и обобщающе-синтезирующий вектор исследовательской мысли, фокусируют лучшие традиции российской научной школы и открывают новые горизонты. Все его наследие в совокупности репрезентирует масштабную картину развития сибирского музыкознания в общероссийском контексте.
Для своих учеников и коллег Борис Александрович Шиндин всегда останется образцом подлинного служения русской музыкальной науке.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Шиндин Борис Александрович // Новосибирская консерватория - 50 лет. Энциклопедический словарь. Новосибирск, 2006. С. 302-303.
2 Борис Александрович Шиндин // Музыкальная культура Сибири: Информационная система. URL: https://www.media-nsgli.nka. ru/index.php?r = Mcspersona/view&id = 35 (дата обращения: 09.04.2022).
3 Шиндин Борис Александрович // Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки: Официальный сайт. URL: https://www.nsglinka.ru/shindin-boris-aleksandrovich/ (дата обращения: 09.04.2022).
4 Борис Александрович Шиндин / Н.П. Коляденко, И.В. Полозова, Э.В. Вы-быванец [и др.] // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. С. 8-16.
5 А.Н. Кручинина в 1970 г. приняла участие в археографической экспедиции, организованной НГК и Отделом редких книг и рукописей ГПНТБ СО АН СССР.
6 Вместе с Б.А. Шиндиным в классе М.В. Бражникова занимались Н.С. Серегина, А.Н. Кручинина, С.В. Фролов, К.Ю. Кораблева, Г.А. Никишов, С.П. Кравченко, А.М. Ратькова, А.С. Белоненко, Б.Г. Смоляков - впоследствии крупные ученые и педагоги. Группа учеников М.В. Бражникова вошла в историю отечественной музыкальной медиевистики как бражниковская школа.
7 В разработке этого методологического подхода медиевист опирался на труды выдающихся ученых Г.К. Вагнера, Д.С. Лихаче-
ва, Б.А. Успенского, справедливо считая его наиболее результативным для построения музыкально-жанровой типологии.
8 В Новосибирской консерватории в 1985 г. была создана первая и единственная в академической системе музыкального образования кафедра компьютеризации музыкальной деятельности, которой заведовал кандидат психологических наук В.М. Це-ханский.
9 Например, И.В. Полозова (Саратов) в 2009 г. защитила докторскую диссертацию и издала монографию «Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев: формы бытования в исторической перспективе», Н.С. Мурашова (Новосибирск) в 2020 г. защитила докторскую диссертацию «Старообрядческий духовный стих в контексте культурно-исторической эволюции внебого-служебного духовного пения».
10 Согласно приказу ректора консерватории Л.Н. Шевчука № 218 от 22 октября 1969 г. студент Б.А. Шиндин как заведующий кабинетом музыкознания и фольклора вошел в состав Комиссии, вместе с педагогами А.М. Айзенштадтом, Т.А. Роменской и М.М. Берлянчиком, по упорядочиванию материалов по истории музыкальной культуры Сибири и Новосибирска.
11 Тенденции описываются Б.А. Шин-диным на основе трехэлементной системы «композитор - исполнитель - слушатель».
12 Сказанное подтверждают темы подготовленных под его руководством выпускных работ, кандидатских и докторских диссертаций (см.: (Шиндин Б., 2022, с. 46-50)).
ЛИТЕРАТУРА
Бахмутова И.В., Гусев В.Д., Титкова Т.Н., Шиндин Б.А. Электронные азбуки для нотолинейной реконструкции знаменного распева // Проблемы музыкальной науки. 2017. Вып. 2. С. 14-21.
Лесневский Ю.Ю., Шиндин Б.А. Информационная технология в музыкальной медиевистике // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1988. С. 66-82.
Рогов А.И., Покровский Н.Н. Собрание рукописей академика М.Н. Тихомирова, переданное Сибирскому отделению АН СССР // Археографический ежегодник за 1965 г. М., 1966. С. 162-172.
REFERENCES
Bakhmutova, I.V., Gusev, V.D., Titkova, T.N., Shindin, B.A. (2017), "Electronic abcs for notolinear reconstruction of the znamenny chant", Problemy muzykal 'noi nauki [Problems of music science], Issue 2, pp. 14-21. (in Russ.)
Lesnevskii, Yu.Yu., Shindin, B.A. (1988), "Information technology in music media studies", EVM i problemy muzykal'noi nauki [Computers and problems of music science], NGK im. M.I. Glinki, Novosibirsk, pp. 66-82. (in Russ.)
Rogov, A.I., Pokrovskii, N.N. (1966), "Collection of manuscripts of Academician M.N. Tikhomirov, transferred to the Siberian
Светлова О.А. О новом направлении в музыкальной медиевистике Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. 2017. № 1. С. 65-72.
Светлова О.А. Борис Александрович Шиндин. Размышления о пути Учителя // 60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории: Сб. материалов науч. конф. (18 сент. 2019 г.). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2020. С. 178-192.
Шиндин Б.А. Бытование певческих традиций Древней Руси на территории Сибири // Социально-культурные процессы в Советской Сибири: Тез. докл. обл. науч. конф. Омск, 1985. С. 11-13.
Шиндин Б.А. Об изучении жанров древнерусского певческого искусства (к постановке проблемы) // Традиции музыкальной науки: Сб. исслед. ст. / ред.-сост. Л.Г. Ковнацкая. Л.: Сов. композитор, 1989а. С. 89-103.
Шиндин Б.А. Полифункциональные аспекты представления невменных текстов в интеллектуальных системах // Формы представления знаний и творческое мышление: Тез. докл. и сообщ. к Всесоюз. семинару 3-5 окт. 1989 г. Ч. 1: Интеллектуальные системы и формы представления знаний. Новосибирск, 1989б. С. 126-127.
Шиндин Б.А. Александр Миронович Айзенштадт: Lamento на отъезд возлюбленного педагога // Александр Миронович Ай-зенштадт: К 90-летию со дня рождения. Исследования. Исторические материалы и воспоминания. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012. С. 210-213. (Деятели музыкальной культуры Сибири).
Шиндин Б.А. Формирование музыкальной медиевистики в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. 2017а. № 1. С. 57-64.
Шиндин Б.А. 60-80-е годы XX столетия как кульминационный этап деятельности СО СК России // Вестник музыкальной науки. 2017б. № 3. С. 30-36.
Шиндин Б.А. Избранные труды: К 80-летию со дня рождения: В 3 т. Т. 1 / сост., науч. ред. О.А. Светлова. Новосибирск: Но-восиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2022. 332 с.
Branch of the USSR Academy of Sciences", Arkheograficheskii ezhegodnik za 1965 g. [Archaeographic Yearbook for 1965], Moscow, pp. 162-172. (in Russ.)
Shindin, B.A. (1985), "The existence of the singing traditions of Ancient Russia on the territory of Siberia", Sotsial'no-kul'turnye protsessy v Sovetskoi Sibiri [Socio-cultural processes in Soviet Siberia], Omsk, pp. 11-13. (in Russ.)
Shindin, B.A. (1989a), "On the study of genres of Ancient Russian singing art (to the problem statement)", Traditsii muzykal'noi nauki [Traditions of musical science], in L.G. Kovnatskaya (ed.), Sov. kompozitor, Leningrad, pp. 89-103. (in Russ.)
Shindin, B.A. (1989b), "Multifunctional aspects of the representation of nonfunctional texts in intelligent systems", Formy predstavleniya znanii i tvorcheskoe myshlenie [Forms of knowledge representation and creative thinking], part 1, Novosibirsk, pp. 126-127. (in Russ.)
Shindin, B.A. (2012), "Alexander Mironovich Aisenhstadt: Lamento on the departure of the beloved teacher", Aleksandr Mironovich Aizenshtadt: K 90-letiyu so dnya rozhdeniya. Issledovaniya. Istoricheskie materialy i vospominaniya [Alexander Mironovich Aisenshtadt: On the 90th anniversary of his birth. Researches. Historical materials and memories], Novosib. gos. konservatoriya im. M.I. Glinki, Novosibirsk, pp. 210-213. (in Russ.)
Shindin, B.A. (2017a), "Formation of musical medieval studies at the Novosibirsk Conservatory", Journal of Musical Science, no. 3, pp. 57-64. (in Russ.)
Shindin, B.A. (2017b), "60-80-ies of the XX century as the culminating stage of the Siberian Branch of the Union of Composers of Russia", Journal of Musical Science, no. 3, pp. 30-36. (in Russ.)
Shindin, B.A. (2022), Izbrannye trudy: K 80-letiyu so dnya rozhdeniya: V 3 t. [Selected works: On the 80th anniversary of his birth: In 3 vols.], in O.A. Svetlova (ed., comp.), vol. 1, Novosib. gos. konservatoriya im. M.I. Glinki, Novosibirsk, 332 p. (in Russ.)
Svetlova, O.A. (2017), "About a new direction in the musical medieval studies of the Novosibirsk Conservatory", Journal of Musical Science, no. 1, pp. 65-72. (in Russ.)
Svetlova, O.A. (2020), "Boris Alexandrovich Shindin. Reflections on the path of the Teacher", 60 let kafedram teorii i istorii muzyki Novosibirskoi konservatorii
[60 years of the Department of Theory and History of Music of the Novosibirsk Conservatory], Novosib. gos. konservatoriya im. M.I. Glinki, Novosibirsk, pp. 178-192. (in Russ.)
Сведения об авторе
Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Author information
Olga A. Svetlova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Head of the Department of Music History at the Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 12.04.2022 После доработки 04.05.2022 Принята к публикации 17.05.2022
Received 12.04.2022 Revised 04.05.2022 Accepted for publication 17.05.2022