Научная статья на тему 'НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ'

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫБОЛОВСТВО / FISHERIES / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ / AQUATIC BIORESOURCES / ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CONTRACTUAL RELATIONS / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КВОТЫ / INVESTMENT QUOTAS / ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ / PROTECTION AND USE OF AQUATIC BIORESOURCES / ОБЪЕКТ ИНВЕСТИЦИЙ / ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА / SUBJECT OF THE CONTRACT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / РЫБНАЯ ПРОДУКЦИЯ / FISH PRODUCTS / ГРАФИК СТРОИТЕЛЬСТВА И ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТА ИНВЕСТИЦИЙ / THE SCHEDULE OF CONSTRUCTION AND COMMISSIONING OF THE INVESTMENT OBJECT / OBJECT OF INVESTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются законодательные изменения в системе оснований использования и охраны водных биоресурсов, новый вид договора в области использования и охраны водных биоресурсов - договор о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, приводятся положения новых подзаконных актов, регулирующих процедуру получения инвестиционных квот. Также приведены сведения о начавшейся практике применения обозначенной новеллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New aspects in the legislation on fisheries and conservation of aquatic biological resources

The article deals with the legislative changes in the system of grounds for the use and protection of aquatic bioresources, a new type of contract in the field of use and protection of aquatic bioresources - a contract on the consolidation and provision of the share of quotas of extraction (catch) of aquatic bioresources for investment purposes, the provisions of new by-laws regulating the procedure for obtaining investment quotas. Also provides information about the beginning of the practice of using the marked novel.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ»

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ

ФЕДОРОВА Наталья Сергеевна,

аспирант отдела экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). E-mail: natalia_feodora@bk.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются законодательные изменения в системе оснований использования и охраны водных биоресурсов, новый вид договора в области использования и охраны водных биоресурсов - договор о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, приводятся положения новых подзаконных актов, регулирующих процедуру получения инвестиционных квот. Также приведены сведения о начавшейся практике применения обозначенной новеллы.

Abstract: The article deals with the legislative changes in the system of grounds for the use and protection of aquatic bioresources, a new type of contract in the field of use and protection of aquatic bioresources - a contract on the consolidation and provision of the share of quotas of extraction (catch) of aquatic bioresources for investment purposes, the provisions of new by-laws regulating the procedure for obtaining investment quotas. Also provides information about the beginning of the practice of using the marked novel.

Ключевые слова: рыболовство, законодательство, водные биоресурсы, договорные отношения, инвестиционные квоты, охрана и использование водных биоресурсов, объект инвестиций, предмет договора, инвестиционный проект, рыбная продукция, график строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций.

Keywords: fisheries, legislation, aquatic bioresources, contractual relations, investment quotas, protection and use of aquatic bioresources, the object of investment, the subject of the contract, the investment project, fish products, the schedule of construction and commissioning of the investment object.

В России вот уже второе десятилетие действует законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. Ядром его является Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве).

Согласно Закону о рыболовстве водные биоресурсы предоставляются в пользование частным лицам в силу различных оснований (ч. 1 ст. 11 Закона о рыболовстве). Регламентация имущественных отношений, связанных с оборотом водных биологических ресурсов, заключа-

ется в установлении договорного порядка возникновения права рыболовства.1 Система договорных механизмов сложилась еще в советский период, а затем тенденция их развития нашла отражение в Законе о рыболовстве.2

Принятый в 2004 году Закон о рыбо-

1 «Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный) (под ред. О.Л. Дубовик) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) // СПС «Консультант плюс».

2 «Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный) (под ред. М.В. Пономарева) ("Юстицинформ", 2005) // СПС «Консультант плюс».

ловстве направлен на укрепление договорных начал в области рыбного хозяйства с учетом публичных интересов1. В условиях развития рыночных отношений и с учетом правоприменительной практики законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов неоднократно изменялось.

Еще в 2009-2010 гг. был намечен и начал претворяться в жизнь комплекс мероприятий по модернизации рыбопромыслового флота, однако не был реализован2.

В Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2003 № 1265-р, отмечается снижение отечественного производства рыбной продукции и неутешительные показатели рыбопромыслового флота - основное количество (около 90 процентов) судов составляют малоэффективные физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60 - 80-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. Кроме того, снизился приток капиталовложений в развитие отечественного рыбного хозяйства.

Для решения назревших проблем Правительством РФ намечена стратегическая цель - достижение уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции. Достижение указанной цели требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием отрасли и предусматривает решение соответствующих задач. К таким задачам в частности относятся:

- развитие рыбоперерабатывающих мощностей и укрепление позиций России

1 Институты экологического права / С.А. Боголюбов и др. М.: Эксмо, 2010, с. 358.

2 Мониторинг законодательства о лесах и животном мире: Научно-практическое пособие / Институт законодательства и сравни-

тельного правоведения при Правительстве РФ. - М.: ИД «Юриспруденция», 2011, с. 272.

на мировом рынке рыбной продукции на основе повышения степени ее переработки;

- обеспечение строительства и модернизации отечественного рыбопромыслового флота;

- строительство на отечественных судостроительных предприятиях новых судов рыбопромыслового флота, включая траулеры-заводы и приемоперерабаты-вающие суда.

Решению перечисленных выше задач способствует внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства.

Так, в частности, Федеральным законом от 03.07.2016 № 349-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ре-сурсов»3 система оснований использования и охраны водных биоресурсов дополнилась новым видом договора - договором о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели.

Новый вид договора заключается для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается и распределяется применительно к квотам добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства в определенных районах вылова водных биоресурсов в морских водах и районах действия международных договоров.

Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов направлен прежде всего на приток инвестиций в развитие отечественного рыбохозяй-ственного комплекса со стороны россий-

3 СЗ РФ, 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4282.

ских предпринимателей.

Согласно рассматриваемому договору одна сторона - орган государственной власти обязуется закрепить и предоставить право на вылов водных биоресурсов другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на период реализации инвестиционного проекта.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в силу ст. 16, 29.3 Закона о рыболовстве должны обладать рядом признаков.

Во-первых, они должны быть зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Во-вторых, такие лица должны иметь на праве собственности или на основании договора лизинга суда рыбопромыслового флота, построенные на российских судостроительных верфях, и (или) предприятия как имущественные комплексы, предназначенные для производства рыбной и иной продукции и построенные на территории Российской Федерации.

В-третьих, хозяйствующим субъектом должен быть обеспечен инвестиционный проект финансовым обеспечением или правами на вылов водных биоресурсов в объеме, составляющем не менее пятидесяти процентов уловов водных биоресурсов, вылавливаемых при осуществлении промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и необходимых для обеспечения объектов инвестиций.

Только при наличии этих признаков в совокупности предприниматель имеет право на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели.

Порядок подготовки и заключения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и

(или) прибрежного рыболовства, а также Примерная форма договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 6321.

К существенным условиям договора Закон о рыболовстве относит предмет договора, срок его действия, объект инвестиций, виды водных биоресурсов, районы вылова, виды рыболовства, размер доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, сроки предоставления права на добычу вылов водных биоресурсов, сведения об условиях обеспечения реализации инвестиционных проектов, предусмотренные ч. 6 ст. 29.3 Закона о рыболовстве, положения инвестиционного проекта, а также особое условие, предусматривающее соблюдение графика строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций или соблюдение графика инвестиций и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций.

Наличие такого большого числа существенных условий обуславливается тем, что инвестиционная деятельность является сложной и долгосрочной.

Рассмотрим каждое из условий по-отдельности.

1. Предмет договора - представляет собой закрепление и предоставление органом государственной власти субъекту предпринимательской деятельности права на вылов водных биоресурсов на инвестиционные цели. Предмет данного договора заметно отличается от всех других договоров ввиду наличия специфической цели -инвестиционной.

2. Срок действия договора. Закон о рыболовстве и Примерная форма договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели не устанавливают предельный срок заключения догово-

1 СЗ РФ, N 23, 05.06.2017, ст.3324.

ра. Предполагается, что договор должен заключаться на длительный срок, поскольку вложение инвестиций носит долгосрочный характер. Между тем, срок действия договора должен быть соразмерен со сроком предоставления права на вылов водных биоресурсов на инвестиционные цели.

3. Объект инвестиций. В ст. 29.3 Закона о рыболовстве под объектами инвестиций понимается принадлежащее юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) суда рыбопромыслового флота, построенные на российских судостроительных верфях, и (или) предприятия как имущественные комплексы, предусмотренные ст. 132 ГК РФ, предназначенные для производства рыбной и иной продукции и построенные на территории Российской Федерации.

4. Виды водных биоресурсов, районы добычи (вылова), виды рыболовства, размер доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов. Все эти условия можно объединить в одну группу, так как они характеризуют непосредственно водные биоресурсы, добыча которых осуществляется по этому договору.

Виды водных биоресурсов и районы их добычи должны быть четко определены в договоре. Общий допустимый улов определенных видов водных биоресурсов в определенных районах вылова водных биоресурсов, распределяемый применительно к инвестиционной квоте, не должен превышать двадцать процентов общих допустимых уловов таких водных биоресурсов в соответствующих районах добычи, распределяемых применительно к иным квотам, предусмотренным п. 1 и п. 8 ч. 1 ст. 30 Закона о рыболовстве, в зависимости от видов водных биоресурсов в определенных районах добычи водных биоресурсов, определяемых в перечне Правительством РФ.

Максимальный объем части общего допустимого улова определенных видов водных биоресурсов в определенных рай-

онах вылова водных биоресурсов, утвержденный применительно к инвестиционной квоте, и распределяемый между лицами, которым принадлежат объекты инвестиций, не должен превышать двадцать пять процентов общего допустимого улова водных биоресурсов в определенных районах добычи водных биоресурсов, распределяемого применительно к инвестиционной квоте вылова водных биоресурсов.

5. Срок предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов - составляет пятнадцать лет.

6. Сведения об условиях обеспечения реализации инвестиционных проектов, предусмотренные ч. 6 ст. 29.3 Закона о рыболовстве. В качестве обеспечения реализации инвестиционного проекта может выступать финансовое обеспечение1 или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов2. Отбор инвестиционных проектов осуществляется на основании заявлений о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и предоставлении им доли такой квоты на инвестиционные цели в области рыболовства.

7. Положения инвестиционного проекта. Инвестиционный проект является неотъемлемой частью данного договора. Его положения должны соответствовать инвестиционному проекту.

8. Особое условие, предусматривающее соблюдение двух графиков: строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций или инвестиций и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций. Под соблюдением графика строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций понимается соблюдение предельного (предельных) срока (сроков) выполнения этапов работ, указанного (указанных) в графике. Под соблюдением графика инве-

1 В заявлении предпринимателем указывается сумма банковской гарантии и ее реквизиты.

2 Виды водных биологических ресурсов и размер доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов по каждому договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов с указанием его реквизитов.

стиций и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций понимается соблюдение предельного (предельных) срока (сроков) выполнения этапов обязательств, указанного (указанных) в графике.

Процедура заключения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели имеет сложную структуру, регулируется Положением о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 6481.

Согласно этому Положению сначала происходит подача заявок на заключение договора с приложением большого перечня документов, в том числе инвестиционного проекта.

Затем происходит этап отбора инвестиционных проектов, для участия в котором заявители должны внести финансовое обеспечение. Отбор проводится специальной комиссией, создаваемой Росры-боловством.

В состав комиссии входят по одному представителю от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Федеральной антимонопольной службы и Росрыболовства. Для обеспечения деятельности комиссии создается рабочая группа, в которую входят не менее 2-х представителей от тех же самых органов исполнительной власти.

После рассмотрения всех заявлений и документов на соответствие требованиям законодательства, комиссия составляет

1 СЗ РФ, N 23, 05.06.2017, ст.3348.

протокол об отборе инвестиционных проектов либо об отклонении заявления.

Положением предусмотрено два варианта отбора инвестиционных проектов:

1) Комиссия отбирает инвестиционный проект при условии непревышения совокупным количеством долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, указанных в отобранных заявлениях, 100 процентов долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели;

2) В случае если совокупное количество долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, указанных в отобранных заявлениях, превышает 100 процентов долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, отбор инвестиционных проектов осуществляется на конкурентной основе путем проведения аукциона, предполагающего снижение долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, предусмотренных в приложении, то есть посредством аукциона на понижение.

То есть, процедура заключения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели также, как и при заключении других договоров, заключается в проведении торгов в форме аукциона.

После отбора инвестиционных проектов происходит этап заключения договора.

Основаниями для досрочного расторжения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели являются:

1) несоблюдение одного из особых условий договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели;

2) переход права на объект инвестиций от лица, с которым заключен договор о закреплении и предоставлении доли квоты вылова водных биоресурсов на ин-

вестиционные цели, к другому лицу путем отчуждения;

3) прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов или досрочное расторжение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора о предоставлении рыбопромыслового участка и договора пользования водными биоресурсами.

В случае досрочного расторжения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели принудительному прекращению подлежат объемы прав на вылов водных биоресурсов, заявленные лицом, с которым заключен указанный договор, в качестве обеспечения реализации инвестиционных проектов.

На данный момент трудно с уверенностью сказать о том, какие результаты будут по итогам реализации договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели. С момента внесения в Закон о рыболовстве изменений прошло менее 2-х лет, а срок действия указанного договора довольно продолжительный.

Между тем, в настоящее время активно проводятся мероприятия, направленные на заключение договора.

В частности, в начале 2018 года специальная межведомственная комиссия отобрала для получения долей квот вылова 10 инвестиционных проектов рыбопромышленных компаний, в числе которых «Минтай первый», «Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина», «Гранис» и др. К участию в аукционе на понижение допущены такие компании, как Рыбоконсервный завод «Командор», «Русский минтай», «Карельские морепродукты» и др. (всего допущено 46 проектов)1.

С 1 марта по 30 июня 2018 года проводится второй этап заявочной кампании. Дополнительные ресурсы выделяются под строительство средне- и малотоннаж-

1 https://fishnews.ru/news/33168

ных судов на Дальнем Востоке, а также заводов малой мощности.2

2 и 3 апреля 2018 года прошли аукционы на понижение для распределения квот на инвестиционные цели. На Северном бассейне победителями стали инвестиционные проекты таких рыбопромышленных компаний как Архангельский траловый флот, «Карельские морепродукты», «Атлантрыбфлот» и др. (всего 17 инвестиционных проектов). На Дальнем Востоке квоты распределили между 7 инвестиционными проектами типа «М»3, которые планируют к постройке «РК им. В.И. Ленина», «Рыбоконсервный завод «Командор», «Камчаттралфлот», «Курильский рыбак» и др. Доли квот на добычу трески, камбал, терпуга, кальмара, макруруса, наваги и бе-локорого палтуса в Карагинской и Петро-павловско-Командорской подзонах поделили «Укинский лиман» и «КЗБ-Донка».4

На наш взгляд, новеллы в Законе о рыболовстве выражают положительную тенденцию. Рыбопромышленные предприятия заинтересованы в заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели. Однако не все предприниматели в области рыболовства намерены получить инвестиционные квоты. Скорее всего, такая осторожность вызвана рисковым характером инвестиционной деятельности в области рыбного хозяйства, а также сложной процедурой заключения договора. В частности, имеется ввиду двухступенчатая процедура отбора претендентов на заключение договора.

Кроме того, хозяйствующему субъекту в обязательном порядке необходимо предоставить финансовое обеспечение, что может позволить себе далеко не каждая рыбопромышленная компания

Хочется надеяться, что со временем цели Росрыболовства - модернизация рыбопромыслового флота и развитие перера-

2 https://fishnews.ru/news/33050

3 строительство рыбоперерабатывающих заводов большой мощности

4 https://fishnews.ru/news/33516

ботки рыбной продукции - будут достигну- боловства будут востребованы среди рыты, а инвестиционные квоты в области ры- бопромышленных предприятий.

Библиография:

1. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // СЗ РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 1), ст. 5270.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» // СЗ РФ, 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4282.

3. Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 632 «О подготовке и заключении договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства» // СЗ РФ, N 23, 05.06.2017, ст.3324.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 648 «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» // СЗ РФ, N 23, 05.06.2017, ст.3348.

5. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2003 N 1265-р «О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ 08.09.2003, N 36, ст. 3557.

6. Институты экологического права / С.А. Боголюбов и др. М.: Эксмо, 2010.

7. «Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный) (под ред. О.Л. Дубовик) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) // СПС «Консультант плюс».

8. «Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный) (под ред. М.В. Пономарева) ("Юстицинформ", 2005) // СПС «Консультант плюс».

9. Мониторинг законодательства о лесах и животном мире: Научно-практическое пособие / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М.: ИД «Юриспруденция», 2011.

10. МПр8://А81те\м8. ги/пе\мз/33168.

11. https://fishnews.ru/news/33050.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. https://fishnews.ru/news/33516.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.