Предпринимательское право
АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЫБОЛОВСТВА
БУДНИКОВА Юлия Евгеньевна,
кандидат юридических наук,
старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: yuliya_budnikova@mail.ru
Краткая аннотация: в настоящей статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы в промышленном рыболовстве, как экономические, так и экологические, и главное это правовые. Анализируется правовое обеспечение системы договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также правовые коллизии в регулировании этих договорных отношений. Формулируется вывод о недопустимости гражданско-правового регулирования обязательств в сфере промышленного рыболовства. Уделено внимание вопросам распределения нового вида квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (инвестиционные квоты).
Abstract: this article discusses the most pressing problems in industrial fishery, both economic and environmental, and most importantly it is legal. The legal support of the system of contracts on the basis of which the right to extract (catch) aquatic biological resources arises, as well as legal conflicts in the regulation of these contractual relations are analyzed. The conclusion about the inadmissibility of civil regulation of obligations in the sphere of industrial fishery is formulated. Attention is paid to the distribution of a new type of quotas for the production (catch) of aquatic biological resources provided for investment purposes in the field of fishery for industrial fishery and (or) coastal fishery (investment quotas).
Ключевые слова: рыболовство, рыбное хозяйство, промышленное рыболовство, предпринимательство в сфере рыболовства, договоры в сфере промышленного рыболовства, инвестиционные квоты.
Keywords: fishery, fish industry, industrial fishery, business in the field of fisheries, agreements in the field of industrial fishing, investment quotas.
«Рыболовство с некоторых пор обращает на себя особенное внимание. Самое разностороннее изучение его составляет предмет занятий ученых и забот разных правительственных и общественных учреждений.
Такое отношение к этой отрасли промышленности объясняется тем, что под влиянием широкого развития, которое приняло этот промысел, и особенно тех неблагоприятных условий, которые создаются для жизни рыб во внутренних водах каждой страны, усиленная распашка земель, сопровождаемая истреблением лесов и развитием судоходства, фабричной и заводской промышленности, влекущее за собой засорение рек, всюду замечается сильное обезрыбление водных бассейнов, уменьшение заработков рыболовного населения, по-
вышение цен на рыбные продукты ...»1.
Удивительно, но эти строки были написаны в 1880-х годах. И насколько актуальны они сегодня. Практически все те же проблемы существуют и в настоящее время.
По-прежнему состояние водной среды, как во внутренних водах РФ, так и в морских водах крайне негативное. Угрозу представляют постоянное загрязнение мирового океана сточными водами промышленных предприятий, нефтью и нефтепродуктами при перевозке их по морям и океанам, отходами атомного производства, чужеродными видами, при морском бурении и т.д.2 Все эти факторы также влияют и
1 Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. СПб., 1894. С. 24.
2 Куделькин Н.С. Юридическая ответственность за загрязнение морской среды: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
на воспроизводство водных биологических ресурсов, поэтому с каждым годом все сильнее происходит обезрыбление водных бассейнов.
Но помимо экологических проблем в данной сфере имеется множество экономических брешей. Состояние рыболовецкого флота крайне критическое, суда изношены почти на 90 процентов, их средний возраст достиг 30 лет. Флот нуждается в массовой модернизации и оснащении новейшими технологическими средствами. Если в советское время среднетоннаж-ные и мелкотоннажные рыбопромысловые судна еще строились на территории России, то крупнотоннажные приходили к нам в основном из Украины, Польши, Восточной Германии. Поэтому после распада СССР мы остались без судоремонтных заводов на крупный рыболовецкий флот.
И насколько был прав В.И. Вешняков, который писал еще в XIX веке: «Рыболовство никогда не могло бы достигнуть настоящих успехов, если бы оно не было бы охраняемо, поощряемо и поддерживаемо со стороны правительства. Правительство должно разрабатывать все необходимые меры, дабы устранить все, что препятствует правильному развитию рыболовства и рыбоводства и содействует истощению морских и речных богатств»1.
Однако различные действующие документы стратегического планирования в данной сфере, такие как Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года2, Стратегия развития рыбохозяйст-венного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года3 лишь закрепляют перечень проблем в отрасли и список законов и иных нормативных правовых актов, которые следует принять. При этом, те незначительные поправки в законодательство о рыболовстве, которые принимались в последнее время не дали ожидаемых положительных результатов развития отрасли. Ряд новелл был принят Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 349-Ф3
1 Вешняков В.И. Указ. соч. С. 310.
2 Распоряжение Правительства РФ от 2.09.2003 г. № 1265-р // СЗ РФ. 2003. № 36. Ст. 3557.
3 Приказ Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009г. № 246 «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственно-го комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» // текст приказа размещен на http://www.fishcom.ru
«О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», часть которых касалась совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Впервые был введен новый вид квот - на инвестиционные цели, подробнее которые рассмотрим позже.
На заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, В.В. Путин подчеркнул, что в рыбопромышленном комплексе страны накопилось немало вопросов и проблем. Наша задача - определить меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией. Решения именно этой задачи как раз
4
люди от нас с вами и ждут .
Как отмечают специалисты устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса означает не только «стабильное социально и экономически сбалансированное развитие, не разрушающее окружающую среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества», но и формирование в обществе такой социоприродной системы предпочтений и знаний, которая способна разрешить совокупность противоречий, возникших в конце ХХ в. Это противоречия между природой и обществом, экологией и экономикой, глобальной экономикой и национальными интересами, настоящим и будущим поколениями, богатыми и бедными, существующим уровнем потребления и разумными потребностями человека6.
В связи с чем, развитие отрасли требует формирование комплексного подхода, и прежде всего решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, соответствующей его эффективному развитию;
4 Заседание Президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса
[Электронный ресурс] // Президент России: официал. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/50524 (последнее обращение 15.07.2018г.)
5 Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Цыкано-ва и Е.С. Шапхоева. М.: Экономика, 2002. С.414.
6 См.: Столбов А.Г., Щеголькова А.А. Условия устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. Т. 2. № 53. С. 42-49.
- обеспечение эффективного государственного администрирования в области рыбного хозяйства;
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику рыбного хозяйства;
-обеспечение рационального использования водных биологических ресурсов с учетом промысловой нагрузки на эти ресурсы;
- обеспечение соответствия добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных биологических ресурсов;
- развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
- совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также обеспечение действенного государственного контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;
- расширение проведения научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства;
- создание новых технологий добычи водных биологических ресурсов, глубокой и комплексной переработки сырья, а также совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции;
- развитие рыбоперерабатывающих мощностей; обеспечение строительства и модернизации отечественного рыбопромыслового
1
флота и др .
Как видим, согласно Концепции развития рыбного хозяйства РФ первое место отводится совершенствованию нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства. И такая постановка абсолютно оправдана, поскольку каждая сфера жизнедеятельности общества требует правовой регламентации с учетом экономических, социальных и иных фактов. Развитие соответствующих общественных отношений обеспечивается действенными механиз-
2
мами правового регулирования .
Несомненно, для устойчивого развития
1 Концепция развития рыбного хозяйства РФ.
2 Беляев Д.С. Нормативно-правовое регулирование рыболовства в современных условиях // http://sztufar.ru/files/documents/7637.pdf (дата обращения:
28.06.2018).
рыбного хозяйства необходимо стабильное, научно обоснованное и адекватное правовое регулирование. В настоящее время правовую основу рыболовства составляет Федеральный закон от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»3 (далее - закон о рыболовстве). Действие данного закона распространяется на: внутренние воды РФ, в том числе внутренние морские воды РФ, на территориальное море РФ, континентальный шельф РФ и исключительную экономическую зону РФ; сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также суда, находящиеся в открытом море, плавающие под Государственным флагом РФ и приписанные к портам РФ.
При этом ведение промышленного рыболовства осуществляется в зависимости от общего допустимого улова водных биологических ресурсов. В соответствии со ст. 1 закона о рыболовстве общий допустимый улов водных биоресурсов (ОДУ) - это научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида.
Водные биологические ресурсы подразделяются на виды, в отношении которых устанавливается ОДУ и на которых не устанавливается ОДУ. Общий допустимый улов водных биоресурсов и перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается ОДУ, утверждаются Росрыболовством для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В зависимости от того установлен ли для водных биоресурсов общий допустимый улов или нет определяются основания возникновения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Для целей промышленного рыболовства, в случае если в отношении водных биоресурсов ОДУ устанавливается, они предоставляются в пользование на основании договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов.
Если ОДУ не устанавливается, водные биоресурсы предоставляются в пользование на
3 СЗ РФ. 2004. № 52 (часть I). Ст. 5270.
основании решений органов государственной власти или договора о предоставлении рыбопромыслового участка и договора пользования водными биоресурсами.
Таким образом, закон устанавливает вполне определенный круг оснований осуществления предпринимательской деятельности в сфере рыболовства. Поскольку согласно легальному определению промышленное рыболовство представляет собой предпринимательскую деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов. Также как и прибрежное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов РФ места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Совершенно очевидно, что прибрежное это тоже промышленное рыболовство, только осуществляемое в привязке к какому-либо прибрежному субъекту РФ и юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в этом субъекте. Хотя справедливости ради следует отметить, что различия между промышленным и прибрежным рыболовством, несмотря на внесенное в закон определение остается весьма условным.
Поэтому необходимо отметить, что основания осуществления предпринимательской деятельности в сфере рыболовства устанавливаются законодательством о рыболовстве, т.е. природоресурсным законодательством. Помимо этого, ст. 5 закона о рыболовстве устанавливает, что все договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом водных биоресурсов, регулируются гражданским законодательством. Возникает вопрос, почему за-
кон о рыболовстве отсылает регулировать договорные отношения в сфере рыболовства к гражданскому законодательству? Тогда как, та договорная конструкция, о которой идет речь в ГК РФ (ст. 420) регламентирует исключительно гражданские права и обязанности. Каким же образом предпринимательские отношения в сфере рыболовства могут быть гражданскими?
Как же правильно отмечает М.М. Брин-чук, что природа, ставшая предметом купли-продажи, тенденциозно и часто необоснованно подпадает под действие норм гражданского права. А с какой стати публичные отношения по поводу объекта публичной собственности, оформленные публичным договором, регулируются частным правом?1
Научные дискуссии о регулировании частными нормами публичных отношений длятся уже давно . Эти споры начались еще с экономических реформ в России 1990-х годов прошлого века, т.е. с момента провозглашения частной собственности на землю и иные природные ресурсы. Полагаю, что утихнут они еще не скоро, поскольку до настоящего времени в нормах, регулирующих публичные отношения, остаются положения, необоснованно отсылающие к ГК РФ.
Виду этого, считаем очевидной ошибкой законодателя отсылочную норму закона о рыболовстве к Гражданскому кодексу РФ в части регламентации оборота водных биоресурсов и обязательственных отношений. Такие отношения представляют собой предпринимательские договоры в сфере природопользования, т.к. являются основанием осуществления предпринимательской деятельности, обладают публично-правовым характером и подлежат комплексному регулированию не только нормами природо-ресурсного законодательства, но и предпринимательским, а никак не гражданским.
1 Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями права // Государство и право. 2009. № 7. С. 25.
2 Бринчук М.М. Указ. соч. С. 25-37. Бринчук М.М. Скоро гражданское право поглотит земельное... // Вопросы правоведения. 2010. № 4 (8). С. 111-128. Будникова Ю.Е. Правовое регулирование выкупа земельных участков приватизированными предприятиями: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. Будникова Ю.Е. Выкуп земельных участков под приватизированными предприятиями. М.: Городец, 2009. С. 53-62. Андреев В.К. О сочетании частных и публичных начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2013. №1. С. 2125.
Тем более, что все договорные схемы, которые мы уже рассмотрели выше, регулируются законом о рыболовстве, а в ГК РФ отсутствуют какие-либо обязательства в сфере промышленного рыболовства.
В целом необходимо отметить, что закон о рыболовстве достаточно молодой, но постоянно претерпевает различные изменения. Причем эти поправки носят весьма хаотичный и фрагментарный характер, как правило, после возникших серьезных проблем на практике. Поэтому закон до сих пор остается малоэффективным правовым средством для развития рыбопромышленного комплекса и нуждается в тщательной и системной доработке и обязательно в строгой согласованности с иными нормативными правовыми актами различных уровней, как федерального, так и регионального, как подзаконного, так и ведомственного порядка.
Как уже отмечалось выше, одной из последних законодательных новелл является введение нового вида квот - «квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» - квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели или еще как их называют - инвестиционные квоты.
Данные квоты задуманы как меры государственной поддержки для обновления рыбопромыслового флота и развития рыбоперерабатывающей сферы. Таким способом планируется стимулировать строительство на отечественных верфях судов рыбопромыслового флота и создание в стране предприятий по производству «рыбной и иной продукции».
Однако сам механизм предоставления права на добычу слишком сложен. Сначала за потенциальным инвестором закрепляется право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на период реализации инвестиционного проекта. Инвестиционные проекты представляют собой строительство судов рыбопромыслового флота на российских судостроительных верфях, и (или) строительство предприятий как имущественных комплексов, предназначенных для производства рыбной и иной
продукции на территории РФ (далее - объекты инвестиций), при условии введения в эксплуатацию и регистрации имущественных прав на такие объекты инвестиций в соответствии с законодательством РФ.
И только поле этого инвестору предоставляется право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов согласно условиям, установленным законодательством в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов сроком на 15 лет.
Добыча (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых выделена инвестиционная квота, осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которым принадлежат зарегистрированные права собственности или права финансовой аренды (по договору лизинга) на суда рыбопромыслового флота - объекты инвестиций, в отношении определенных видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах и районах действия международных договоров при осуществлении промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, на основании договора о предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели (ст. 33.7 закона о рыболовстве).
Другими словами, для того, чтобы получить квоту на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и право заключить договор о предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов необходимо вложить колоссальные финансовые средства в строительство судна либо рыбоперерабатывающего завода. И если строительство, по каким-либо причинам не будет завершено, то и право на добычу (вылов) водных биоресурсов теряется.
По оценкам специалистов, инвестиции в крупнотоннажные судна - это сложно, дорого и быстро не окупается. Один новый супертраулер стоит порядка 80 миллионов евро .
Разумеется, не каждая рыбная компания способна вкладываться в долгосрочное развитие отрасли. И так называемая государственная поддержка оборачивается для рыбопромышленных предприятий не помощью, а обузой.
1 От кораблей к потребителям // Эксперт. 2018. №13 (1069). 26 марта - 1 апреля.
Таким образом, несмотря на все предпринимаемые в последние годы меры, направленные на развитие рыболовства, в том числе и законодательные, все же еще предстоит масштабная работа по развитию рыбопромышленного комплекса. Необходимо разрабатывать
Библиография:
новый правовой механизм регулирования предпринимательских отношений в сфере рыболовства. Поскольку действующие законодательные противоречия не могут способствовать устойчивому развитию рыбного хозяйства страны, а только тормозят его.
1. Андреев В.К. О сочетании частных и публичных начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2013. №1. С. 21-25.
2. Беляев Д.С. Нормативно-правовое регулирование рыболовства в современных условиях // http://sztufar.ru/files/documents/7637.pdf (дата обращения: 28.06.2018).
3. Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями права // Государство и право. 2009. № 7. С.
25-37.
4. Бринчук М.М. Скоро гражданское право поглотит земельное... // Вопросы правоведения. 2010. № 4 (8). С. 111-128.
5. Будникова Ю.Е. Правовое регулирование выкупа земельных участков приватизированными предприятиями: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
6. Будникова Ю.Е. Выкуп земельных участков под приватизированными предприятиями. М.: Городец, 2009. С. 53-62.
7. Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. СПб., 1894. С. 24., С. 310.
8. Куделькин Н.С. Юридическая ответственность за загрязнение морской среды: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
9. Столбов А.Г., Щеголькова А.А. Условия устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. Т. 2. № 53. С. 42-49.
10. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Цыканова и Е.С. Шапхоева. М.: Экономика, 2002. С.414.
11. От кораблей к потребителям // Эксперт. 2018. №13 (1069). 26 марта - 1 апреля.