Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИИ. ЧАСТЬ I'

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИИ. ЧАСТЬ I Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ БАЗЫ ПРОМПЕРЕРАБОТКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФЛОТ / ОБНОВЛЕНИЕ / РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ / СОВРЕМЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

Состояние основных производственных фондов рыбопромыслового флота, портовой инфраструктуры и перерабатывающих заводов характеризуется высокой степенью морального и физического износа, что сдерживает дальнейшее развитие всего рыбохозяйственного комплекса, не позволяя вести добычу водных биоресурсов всех видов в акваториях внутренних морей, не говоря уже об открытых конвенционных акваториях Мирового океана. Изменение сложившейся ситуации требует кардинального изменения инвестиционной политики строительства новых современных траулеров, судов для ведения научно-исследовательских работ в различных открытых частях Мирового океана, обновления объектов инфраструктуры и логистики, создания современных перерабатывающих береговых производств с высокой степенью диверсификации производства. Изменение сложившейся ситуации государство будет решать в контексте применения норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. №349 «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», который предусматривает введение инвестиционных квот. Законом пересматривается система квот вылова водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели для осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства. Во исполнение данного закона государство применяет инструмент инвестиционных квот, по которому российской компанией и верфью заключается транзакция, предусматривающая выделение государством определенного объема вылова водных биологических ресурсов, а рыбодобывающая компания за счет собственных средств берет на себя обязательство строительства судна на российской верфи. Перечень видов водных биоресурсов в определенных районах вылова, требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам, порядок расчета обеспечения утверждает Правительство РФ, оно же устанавливает порядок подачи заявлений, порядок отбора инвестиционных проектов и порядок распределения «инвестиционной квоты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state, problems and prospects of development of the fishing fleet of Russia. Part I

The state of the main production assets of the fishing fleet, port infrastructure and processing plants is characterized by a high degree of moral and physical wear, which constrains the further development of the entire fisheries complex, preventing the extraction of water biological resources of all types in the inland seas, not to mention the open Convention areas of the world 's oceans. The change in the current situation requires a fundamental change in the investment policy of the construction of new modern trawlers, scientific vessels and research works in various open parts of the World Ocean, the renewal of infrastructure and logistics facilities, the creation of modern processing onshore industries with a high degree of product diversification. The State will decide to change the situation in the context of the provisions application in the Federal Law No. 349 of 3 July 2016 «On Amendments to the Federal Law» On Fisheries and Conservation of Aquatic Biological Resources», which provides for the introduction of investment quotas. The Law revises the system of quotas for the catch of aquatic biological resources for industrial and coastal fisheries. Pursuant to this law, the State applies an instrument of investment quotas, under which a Russian company and a shipyard enter into a transaction involving the allocation by the State of a certain amount of water biological resources, and the fishing company, at its own expense, undertakes to build a ship at the Russian shipyard. The list of types of water biological resources in certain catch areas, requirements to investment objects and investment projects, the procedure for security’s calculation is approved by the Government of the Russian Federation, it also establishes the procedure for submission of applications, for selection of investment projects and for allocation of the «investment quota».

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИИ. ЧАСТЬ I»

УДК: 638.2.06(047)(045) DOI: 10.24411/0235-2486-2019-10174

состояние, проблемы и перспективы развития рыбопромыслового флота россии

Часть I

К.В. Колончин*, канд. экон. наук

внии рыбного хозяйства и океанографии, москва

Дата поступления в редакцию 19.07.2019 * [email protected]

Дата принятия в печать 29.11.2019 © К.В. Колончин, 2019

Реферат

Состояние основных производственных фондов рыбопромыслового флота, портовой инфраструктуры и перерабатывающих заводов характеризуется высокой степенью морального и физического износа, что сдерживает дальнейшее развитие всего рыбохозяйственного комплекса, не позволяя вести добычу водных биоресурсов всех видов в акваториях внутренних морей, не говоря уже об открытых конвенционных акваториях Мирового океана. Изменение сложившейся ситуации требует кардинального изменения инвестиционной политики строительства новых современных траулеров, судов для ведения научно-исследовательских работ в различных открытых частях Мирового океана, обновления объектов инфраструктуры и логистики, создания современных перерабатывающих береговых производств с высокой степенью диверсификации производства. Изменение сложившейся ситуации государство будет решать в контексте применения норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 349 «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», который предусматривает введение инвестиционных квот. Законом пересматривается система квот вылова водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели для осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства. Во исполнение данного закона государство применяет инструмент инвестиционных квот, по которому российской компанией и верфью заключается транзакция, предусматривающая выделение государством определенного объема вылова водных биологических ресурсов, а рыбодобывающая компания за счет собственных средств берет на себя обязательство строительства судна на российской верфи. Перечень видов водных биоресурсов в определенных районах вылова, требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам, порядок расчета обеспечения утверждает Правительство РФ, оно же устанавливает порядок подачи заявлений, порядок отбора инвестиционных проектов и порядок распределения «инвестиционной квоты».

Ключевые слова

государственно-частное партнерство, инвестиционная политика, модернизация базы промпереработки, научно-исследовательский флот, обновление, рыбопромысловый флот, современная инфраструктура

Для цитирования

Колончин К.В. (2019) Состояние, проблемы и перспективы развития рыбопромыслового флота России. Часть I // Пищевая промышленность. 2019. № 11. С. 35-39.

The state, problems and prospects of development of the fishing fleet of Russia

Part I

K. V. Kolonchin*, Candidate of Economic Sciences

All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Received: July 19, 2019 * [email protected]

Accepted:November 29, 2019 © Kolonchin K.V., 2019

Abstract

The state of the main production assets of the fishing fleet, port infrastructure and processing plants is characterized by a high degree of moral and physical wear, which constrains the further development of the entire fisheries complex, preventing the extraction of water biological resources of all types in the inland seas, not to mention the open Convention areas of the world 's oceans. The change in the current situation requires a fundamental change in the investment policy of the construction of new modern trawlers, scientific vessels and research works in various open parts of the World Ocean, the renewal of infrastructure and logistics facilities, the creation of modern processing onshore industries with a high degree of product diversification. The State will decide to change the situation in the context of the provisions application in the Federal Law No. 349 of 3 July 2016 «On Amendments to the Federal Law» On Fisheries and Conservation of Aquatic Biological Resources», which provides for the introduction of investment quotas. The Law revises the system of quotas for the catch of aquatic biological resources for industrial and coastal fisheries. Pursuant to this law, the State applies an instrument of investment quotas, under which a Russian company and a shipyard enter into a transaction involving the allocation by the State of a certain amount of water biological resources, and the fishing company, at its own expense, undertakes to build a ship at the Russian shipyard. The list of types of water biological resources in certain catch areas, requirements to investment objects and investment projects, the procedure for security's calculation is approved by the Government of the Russian Federation, it also establishes the procedure for submission of applications, for selection of investment projects and for allocation of the «investment quota».

Key words

public-private partnership, investment policy, modernization of the industrial processing base, research fleet, renewal, fishing fleet, modern infrastructure

For citation

Kolonchin K.V. (2019) The state, problems and prospects of development of the fishing fleet of Russia. Part I // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. 2019. No. 11. P. 35-39.

issn 0235-2486 пищевая промышленность 11/2019

35

Введение. Организация и управление производственным капиталом, которым располагает рыбохозяйственный комплекс, состоит в том, чтобы на основе рационального соединения всех его социально-экономических и производственных факторов добиваться максимальной эффективности работы всех его звеньев. Экономика хозяйственной деятельности организаций рыбохозяй-ственного комплекса во многом зависит от структуры и состояния производственного капитала и его составной части -основных производственных фондов.

Современное состояние основных производственных фондов (рыбопромысловый флот, портовая инфраструктура, перерабатывающие производства) характеризуется высокой степенью морального и физического износа, что сдерживает дальнейшее развитие всего рыбохозяй-ственного комплекса. Устаревший рыбопромысловый флот не обеспечивает добычу водных биологических ресурсов всех видов в акваториях внутренних морей, не говоря уже об открытых конвенционных зонах и акватории Мирового океана.

Поставленная Президентом России задача по увеличению экспорта рыбной продукции к 2024 г. до уровня 8471 млн долл. США при существующем состоянии основных производственных фондов вряд ли может быть выполнена.

основой экономического роста, повышения конкурентоспособности отраслей рыбохозяйственного комплекса является расширение каналов привлечения инвестиций для внедрения инноваций в сферу промышленного производства и современную инфраструктуру, подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в условиях технически сложных производств. Дефицит инвестиционных ресурсов сдерживает не только строительство рыбопромысловых судов, в совокупности он отражается на всех аспектах работы рыбной отрасли, создании новых рабочих мест и закреплении кадров на производстве.

Необходимо кардинальным образом изменить ситуацию с инвестиционной политикой строительства новых современных траулеров, судов для ведения научно-исследовательских работ в различных открытых частях мирового океана, обновления объектов инфраструктуры и логистики, создания современных перерабатывающих береговых производств с высокой степенью диверсификации производства.

Ключевые направления инвестирования капвложений для обновления рыбопромыслового флота различного назначения обусловлены тем, что рыбопромысловый флот является основой производствен-

ного капитала рыбохозяйственного комплекса. В структуре стоимости основных производственных фондов на его долю приходится примерно 70%, он обеспечивает более 90% добычи водных биологических ресурсов. На судах производится более 92 % общего объема мороженой рыбы, более 96% рыбной муки и около 15% консервной продукции.

опыт решения важных государственных задач в различных отраслях народного хозяйства накоплен за годы трансформирования экономики, достигнуты определенные структурные сдвиги промышленного производства для насыщения продовольственного рынка отечественной продукцией, обеспечена продовольственная безопасность по основным видам продовольственной продукции. К числу основных инструментов участия государства в регулировании деятельности хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики относится программно-целевой принцип, обеспечивающий создание необходимых стимулов для представителей бизнеса вкладывать собственные средства в развитие конкретных отраслей промышленности, в том числе и рыбной отрасли.

Но прежде чем приступать к разработке программного документа дальнейшего развития с охватом всех необходимых звеньев рыбохозяйственного комплекса, следует провести оценку имеющейся промышленной и технологической базы, представить стоимость основных производственных фондов, чтобы с учетом достижений научно-технического прогресса предварительно оценить объем необходимых инвестиций и каналы их поступления. Всесторонний анализ даст возможность органам государственной власти принимать правильные решения и разрабатывать программные документы для их реализации.

Без инвентаризации имеющихся производственных фондов, компаний, работающих во всех рыбохозяйственных бассейнах страны, кадрового состава работников отрасли представить общую картину для разработки модели развития на долгосрочную перспективу не представляется возможным.

И в этой связи на основе данных российской статистики и эмпирических данных, экспертных оценок ведущих специалистов отрасли постараемся описать реальную ситуацию, сложившуюся в сфере развития рыбопромыслового флота.

Для начала представим общую картину размещения имеющихся рыбопромысловых судов в семи рыбохозяйственных бассейнах.

Так, по состоянию на начало 2019 г. отрасль насчитывала около 2000 различных судов, из которых 1600 добывающих и перерабатывающих.

Средний возраст судов в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственных бассейнах составляет 30 лет, в Западном -36 лет, в Азово-Черноморском - 34 года. Количество судов рыбопромыслового флота, используемых сверх нормативного срока службы, - более 90%, что свидетельствует об их высоком уровне физического и морального износа.

Сверхнормативные сроки эксплуатации и техническое состояние отечественного рыбопромыслового флота могут приводить к росту аварийных случаев при рыбном промысле и тем самым препятствовать осваивать в полной мере установленные объемы добычи водных биологических ресурсов, а также повышает опасность для специалистов, работающих на этих судах.

Анализ состояния рыбопромыслового судостроения в России и зарубежных странах показывает разнонаправленные тенденции и имеет специфические особенности по отдельным странам.

Если мы рассматриваем состояние данной проблемы в России, то следует подчеркнуть, что в настоящее время специализированных верфей, строящих исключительно рыболовные суда, не существует. Подобная ситуация наблюдалась и в бывшем СССР и характерна для всего мирового судостроения. Но как показывает мировая практика, в судостроительной промышленности сформировалась группа верфей, для которых строительство рыболовных судов различного типа является профильным направлением работы.

За последние 30 лет строительство новых рыболовных судов длиной более 35 м, как за рубежом, так и на российских верфях, является единичными случаями. Серийное производство средне- и крупнотоннажного рыболовного флота в России планируется начать в 2019 г.

Следует отметить, что рыболовное судно является технически сложным типом судов гражданского назначения: сложнее только газовозы и круизные суда. Современные рыболовные суда имеют длину до 120 м. Рыболовное судно не является универсальным, существует значительное число его типоразмеров, которые отвечают требованиям для добычи конкретных видов водных биологических ресурсов и технологий их переработки. В силу высокой технической сложности, малого размера большинства рыболовных судов и выраженной цикличности рыночного спроса данный тип судна не является доминирующим на мировом судостроительном рынке и относительно непривлекателен для крупнейших судостроительных предприятий мира из Юго-Восточной Азии.

основными потенциальными конкурентами российского судостроения на рынке

рыболовных судов являются средние и малые верфи таких стран, как Турция, Норвегия, Испания и Хорватия. Верфи Юго-Восточной Азии имеют значительно меньшую привлекательность, несмотря на более низкую цену нового судна.

Практически все специализированное судовое оборудование при постройке рыболовного судна в России - рыбоперерабатывающий цех, морозильная установка, промысловое оборудование траловой палубы, рыбопоисковое оборудование и другие технические средства - является импортным, преимущественно западноевропейского производства. Основные проектные решения при разработке рыболовного судна для российского заказчика разрабатываются скандинавскими конструкторскими бюро.

Сегодня российские верфи, ведущие строительство новых рыболовных судов в сотрудничестве с рядом отечественных КБ, проходят этап приобретения необходимых компетенций и навыков на базе новейших мировых достижений в данной области. В дальнейшем на основе использования передового зарубежного опыта российские верфи смогут обеспечить строительство рыбопромысловых судов с расширением серийности и применения отечественного судового оборудования. В то же время определенные компоненты специализированного рыболовного оборудования будут закупаться за рубежом.

Следует подчеркнуть, что суда, которые закладываются на российских верфях, строятся по конструкторской документации Норвегии, Исландии и других стран, адаптированных к российскому законодательству. Но нужно учитывать тот факт, что требования к строительству рыбопромысловых судов у России и иностранных государств сильно различаются -это связано со спецификой российских акваторий (глубиной добычи водных биоресурсов, характеристикой морских волн и др.). И поэтому подгонка иностранной конструкторской документации под российские стандарты отнимает у корабелов много времени и финансовых средств, а в конечном счете это приводит к снижению качества произведенной промышленной продукции. Как правило, локализация промышленного производства на российских верфях низка, многие комплектующие поставляются иностранными поставщиками, в том числе силовые агрегаты, оборудование для навигации и другие технические средства.

Недостаточный объем инвестиций и слабая координация применения механизмов государственной поддержки, предусмотренной правительственными постановлениями № 383 и № 502, приводят к тому, что заказы со стороны российских рыбаков не отвечают потребностям рыбопромысло-

вого флота и российские верфи остаются незагруженными. Сегодня все верфи приватизированы, и государство в рамках принятых нормативно-правовых актов не может оказывать необходимое регулирующее воздействие на их работу. Многие верфи, в том числе и на Дальнем Востоке, находятся в таком состоянии, что они не способны обеспечить ни качество, ни сроки выполнения заказов рыбаков.

Институциональное обеспечение ускорения процессов модернизации и обновления основных производственных фондов требует корректировки принятых постановлений правительства, в том числе:

• корректировку Постановлений Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 632 и № 633, а также от 29 мая 2017 г. № 648 в части уточнения механизма внесения изменений в инвестиционные контакты в случае корректировки графиков строительства и объема инвестиций;

• внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. № 502 (об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов, сданных на утилизацию) в части уточнения формулы расчета утилизационного гранта, как одной из основных мер государственной поддержки предприятий-судостроителей;

• комплексную проработку условий реализации Постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» в части необходимых и достаточных условий локализации производства на территории Российской Федерации;

• комплексную проработку и согласование на уровне профильных министерств и ведомств системы государственной поддержки российских научно-исследовательских и проектных институтов.

Чтобы изменить сложившуюся практику в решении вопросов модернизации рыбопромыслового флота, государство, хоть и с большим опозданием, приступает к разработке мер стимулирования строительства на отечественных верфях судов рыбопромыслового флота и создания в стране современных предприятий по производству рыбной и другой продукции. Эти меры нашли свое отражение в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 349 «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», который предусматривает возможность введения инвестиционных квот.

В статье 29.3. Федерального Закона о добыче (вылове) водных биоресурсов

в инвестиционных целях в пункте 1 устанавливается:

- добыча (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых выделена квота, предусмотренная настоящим федеральным законом, осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которым принадлежат на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) суда рыбопромыслового флота, построенные на российских судостроительных верфях, предназначенные для производства рыбной и иной продукции и построенные на территории Российской Федерации, в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству объектов инвестиций, отобранных в установленном порядке, при условии введения в эксплуатацию и регистрации имущественных прав на такие объекты инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом пересматривается система квот вылова водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели, для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства.

Распределение квот добычи на инвестиционные цели возложено на федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства по итогам отбора инвестиционных проектов. В результате будет заключаться договор о закреплении и предоставлении квоты на инвестиционные цели. Право на добычу закрепляется за лицом на период реализации инвестиционного проекта и предоставляется сроком на 15 лет лицу, с которым заключен соответствующий договор и которому «принадлежит на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) введенный в эксплуатацию объект инвестиций, имущественные права на который зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ». В договоре будет указано особое условие о соблюдении графика строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций.

Несоблюдение одного из особых условий будет служить основанием для досрочного расторжения договора. Еще одной причиной может стать переход права на объект инвестиций к другому лицу путем отчуждения. При этом будут теряться и права на добычу, заявленные в качестве обеспечения. Правительство установит, какой федеральный орган государственной власти будет осуществлять контроль за реализацией инвестиционных проектов.

Для получения лимитов потребуется финансовое обеспечение или обеспечение правами на добычу в объеме не менее 50% «уловов водных биоресурсов, добы-

ваемых при осуществлении промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и необходимых для обеспечения объектов инвестиций». При этом объем прав на добычу, в отношении которых выделена квота на инвестиционные цели, в расчете на один объект инвестиций не может превышать 50% общего объема прав на вылов, необходимого для полного обеспечения такого объекта инвестиций уловами промышленного и (или) прибрежного рыболовства.

Что касается порога для обязательного освоения квот, то ситуация в этом вопросе складывается следующим образом. Для того чтобы лицо, осуществляющее промышленное и (или) прибрежное рыболовство, могло сохранить за собой право на вылов, оно должно выбирать за два года не менее 70% квоты. Уважительной причиной для невыполнения данного положения может быть чрезвычайная ситуация и закрытие или запрет рыболовства. В настоящее время установлен порог для обязательного освоения в 50%.

Предусматривается обязательство по освоению в течение двух лет подряд не менее 70% квот на судах, принадлежащих лицу по праву собственности или используемых им на основании договора лизинга. также допускается выбирать этот лимит на судах, используемых на основании договоров бербоут-чартера или тайм-чартера, если речь идет об одной группе лиц.

Данный федеральный закон включает и многие другие изменения. Поправки вносятся не только в ФЗ о рыболовстве, но и в законы «О животном мире», «о континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ», в Земельный кодекс, КоАП, в закон «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Значительный блок изменений вносится в закон об аквакультуре.

Перечень видов водных биоресурсов в определенных районах вылова, требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам, порядок расчета обеспечения утверждает Правительство РФ, оно же устанавливает порядок подачи заявлений, порядок отбора инвестиционных проектов и порядок распределения «инвестиционной квоты».

Строительство рыбопромысловых судов на российских верфях поддерживается государством в рамках Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 383, от 25 мая 2017 г. № 632 и № 633, от 29 мая 2017 г. № 648, от 27 апреля 2017 г. № 502.

Перечисленные постановления правительства базируются на отраслевом законе № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

и принятом в его развитие федеральном законе № 349-Ф3, который ввел понятие «инвестиционные квоты».

В 2017 г. инструмент инвестиционных квот в виде предоставления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов предусматривает выделение 20% долей квот добычи отдельных видов водных биоресурсов под строительство рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих предприятий с их инфраструктурой.

во исполнение данного закона государство начало применять инструмент инвестиционных квот, по которому российской компанией и верфью заключается транзакция, предусматривающая выделение государством определенного объема вылова водных биологических ресурсов, а рыбодобывающая компания за счет собственных средств берет на себя обязательство строительства судна на российской верфи.

Приведем один из примеров такого государственно-частного сотрудничества между государством и бизнесом. Так, между АО «Мурманский губернский флот» и Росрыболовством 24.05.2018 был заключен договор о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства.

Предметом указанного договора является закрепление и предоставление обществу на 15 лет доли квоты добычи (вылова) трески и пикши с даты введения инвестором в эксплуатацию объекта инвестиций - траулера-процессора длиной свыше 80 м для Северного рыбохозяйственного бассейна. Проектирование и строительство траулера-процессора в рамках инвестиционного проекта осуществляется ПАО СЗ «Северная верфь» на основании контракта от 16.11.2017, заключенного с АО «Мурманский губернский флот». Общий срок реализации инвестиционного проекта не превысит 5 лет с момента заключения договора, а итоговая сумма инвестиций может поменяться как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от стоимости закупаемого судового оборудования.

При этом необходимо отметить, что в постановлениях Правительства РФ № 632, № 633 от 25.05.2017 и № 648 от 29.05.2018 вопрос внесения изменений в контракты в случае изменения сроков строительства объекта и объемов вложений инвестора пока не разрешен. В этой связи Минпромторг России и Рос-рыболовство прорабатывают механизмы внесения изменений в инвестиционные проекты в части корректировки графиков строительства и инвестиций, а также договоры о закреплении и предоставлении

доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства.

Следует отметить, что заключенные транзакции между хозяйствующими субъектами рыбного промысла и судостроительными компаниями на постройку новых судов до конца не проработаны, процедуры согласования относительно сроков исполнения контрактов и их стоимости сложны, и до настоящего времени возникает много трудностей при проведении окончательных согласований по всем имеющимся вопросам.

Не до конца проработанные вопросы транзакций внутри страны вынуждают российские компании заказывать суда у иностранных поставщиков, находя для этого различные причины, в основном высказываются претензии к качеству российских судов. Отраслевые союзы, работающие в рыбодобывающей отрасли, в качестве основных причин такого положения дел называют отсутствие у государства комплексного решения данной проблемы, что приводит к срыву сроков строительства рыбопромысловых судов не по вине заказчиков. И поэтому крупнотоннажные суда ввиду морального и физического износа выводятся из эксплуатации, а на их место ставятся суда небольшой мощности. Такая постановка вопроса не может считаться сбалансированной с государственной точки зрения - сегодня для повышения конкурентоспособности рыбопромыслового флота России необходимо строить современные траулеры-процессоры с полным циклом производства: от улова до комплексной безотходной системы производства.

Способствовать решению данного вопроса будет корректировка Постановления Правительства РФ № 525, которая касается изменения подхода к утилизационному сбору. Данную позицию поддерживает и Минпромторг России, и Минсельхоз России.

Пока складывающаяся ситуация со строительством судов различного назначения не совсем понятна. Нет государственной программы, в рамках которой были бы определены потребность в судах, объемы необходимых инвестиций, ориентировочные сроки строительства с указанием российских верфей, где будут размещены заказы для сооружения судов различного назначения.

К чему приводит отсутствие специализированных судов для добычи водных биоресурсов, можно показать на примере сайровой путины.

В 2018 г. российские компании добыли всего 7,5 тыс. т сайры в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, эти объ-

емы даже не приблизились к освоению половины рекомендованного объема добычи в исключительной экономической зоне России, которые составляют примерно 130 тыс. т. В советский период российские рыболовы вылавливали от 60 до 120 тыс. т этой ценной рыбы. В настоящее время японские, китайские и тайваньские рыболовы вылавливают от 90 до 175 тыс. т сайры. Низкие объемы добычи связаны с рядом факторов, но главное - это отсутствие достаточного количества специализированных судов, и если в 2007 г. на путине работало 60 российских судов, то в прошлом году только 5 судов. А чтобы вылавливать 50-70 тыс. т сайры, необходимо иметь 20 специализированных рыбопромысловых судов.

Несмотря на имеющиеся трудности, совместная работа рыбохозяйственных организаций и российских судостроителей при создании государством стимулирующих мер начинает набирать обороты.

По информации Росрыболовства в 2019 г. по итогам прошедших двух этапов заявочных кампаний по распределению долей инвестиционных квот заключены 33 контракта на закрепление инвестиционных квот под строительство рыбопромысловых судов, в том числе для Дальневосточного рыбохозяйственно-го бассейна - 9 судов, для Северного - 24 судна.

также подписаны 22 договора по строительству 8 рыбоперерабатывающих заводов в Северном рыбохозяйственном бассейне и 14 заводов на Дальнем Востоке.

Подписанные контракты показывают, что стоимость строительства одного судна составляет 3,3-3,5 млрд руб., а стоимость строительства предприятия по рыбопереработке оценивается в 1,1-1,5 млрд руб.

Строительство 28 предприятий по переработке рыбной продукции, из которых 15 заводов на Дальнем Востоке и 13 заводов в Северном бассейне, потребует инвестиционных ресурсов в объеме 28-30 млрд руб. На последующий период 2025-2030 гг. предполагается построить еще 21 завод в разных рыбохозяйственных бассейнах страны.

Также для хранения и продвижения готовой продукции необходима современная инфраструктура, стоимость которой находится в интервале 12-15 млрд руб.

С учетом морального и физического износа материально-технической базы предприятий по переработке рыбной продукции и сокращения производственных потерь, диверсификации производства и расширения ассортимента выпускаемой продукции осуществлять строительство этих предприятий необходимо до 2025 г.

Общий объем инвестиций по заключенным договорам на строительство рыбопромыслового флота составил 132 млрд руб., в том числе на строительство рыбопромысловых судов - 110 млрд руб., на строительство перерабатывающих предприятий - 22 млрд руб.

В марте 2019 г. были завершены рассмотрение и отбор инвестиционных проектов в рамках третьего этапа приема заявлений на закрепление инвестиционных квот. В ходе работы отобраны 11 проектов по строительству 9 рыбопромысловых судов для Дальнего Востока и 2 судов для Северного бассейна, а также 6 инвестиционных проектов по строительству 5 рыбоперерабатывающих заводов на Севере и 1 завода на Дальнем Востоке. Этот этап оценивается в 58 млрд руб.

Заключение. Итогом реализации схемы «инвестиционных квот» станет обновление производственных мощностей российского рыбопромыслового флота в Северном бассейне на 65%, на Дальнем Востоке, Камчатке и Сахалине - на 25%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Справочник «Россия в цифрах. 2018»: краткий статистический сборник

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

3. Информационные материалы Россрыбо-ловства, fishnews.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Информационные материалы Объединенной судостроительной корпорации, aoosk.ru

5. Информационные материалы парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам от 23.05.2018.

6. Информационные материалы Временной комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению развития технико-технологической базы агропромышленного комплекса Российской Федерации по вопросам «Современное судостроение в ры-

бохозяйственном комплексе Российской Федерации: проблемы и перспективы» от 18 апреля 2019 г.

7. Яснов, Ю. Сайра нас еще любит, но может и уплыть. Fishnews № 1 (54). 2019.

REFERENCES

1. Spravochnik «Rossiya v zifrakh». 2018: kratkyi statisticheskyi sbornik. [Handbook «Russia in Number». 2018: short statistical collection, cited 2018 Dec].

2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie rybokhoziaystvennogo complexa» [State programme of the Russian Federation «Development of fisheries complex»]. Available from http://fish.gov.ru/otras1evaya-deyatelnost/ekonomika-otrasli/gosprogramma-razvitiya-rybokhozyajstvennogo-kompleksa

3. Informatsionnie materialy Rossrybolovstva [Information materials of Federal Fisheries Agency]. Available from http://fish.gov.ru

4. Informatsionnie materialy Ob'edinennoy sudostroitelnoy korporazii [Information materials of the United Shipbuilding Corporation]. Available from http://aoosk.ru

5. Informatsionnie materialy parlamentskikh slushaniy Komiteta Gosudarstvennoy Dumy po agrarnym voprosam [Information materials of the the State Duma Committee on Agrarian Issues parliamentary hearings dated 23.05.

2018, cited 2018 Dec 12]. Available from http://komitet2-20. km. duma. gov.ru/ Parlamentskie-slushaniya/item/17785898/

6. Informatsionnie mater i a 1 y Vremennoy komissii Soveta Federatzsii po zakonodatelnomu obespecheniyrazvitiya tekhniko-teknologicheskoy bazy agropromyshlennogo komplexa Rossiyskoy Federatsii po voprosam «Sovremennoe sudostroenie v rybokhoziaystvennom complexe Rossiyskoy Federatsii: problemy i perspektivy» [Information materials of the the Federation Council Provisional Commission on legislative support for the technical and technological base development at the Agro-Industrial Complex of the Russian Federation on issues «Modern shipbuilding in the fisheries complex of the Russian Federation: problems and prospects», cited 2019 Apr 18]. Available from http://counci1.gov.ru/ structure/ commissions/iccf_deveng/

7. Yasnov U. Saira nas yescho 1'ubit, no mozhet I upl'yt [Saira still loves us, but can also swim]. Novosti rybolovstva [Fishnews].

2019. No. 1 (54) (In Russ.).

Автор Author

Колончин Кирилл Викторович, канд. экон. наук Kirill V. Kolonchin, Candidate of Economic Sciences

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, 107140, Москва, ул. Верх- Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, няя Красносельская, д. 17, [email protected] 17, Verkhnaya Krasnoselskaya str., Moscow, 107140,

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.