Научная статья на тему 'Новое в научно-методических подходах к изучению «Поучения» Мономаха в школе и вузе'

Новое в научно-методических подходах к изучению «Поучения» Мономаха в школе и вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
312
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПОУЧЕНИЕ" МОНОМАХА / ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА / ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / «ПОСЛАНИЯ К НАЦИИ» / ОБРАЩЕННОСТЬ К СОВРЕМЕННИКАМ И ПОТОМКАМ / ЖАНРОВАЯ И СТИЛЕВАЯ АДРЕСНОСТЬ / ХРИСТИАНСКО-НРАВСТВЕННОЕ КРЕДО АВТОРА / MONOMAKH''S «LECTION» / GENRE NATURE / GENRE CHARACTERISTIC / «MESSAGES TO THE NATION» / ADDRESSING TO CONTEMPORARIES AND DESCENDANTS / GENRE AND STYLE TARGET ORIENTATION / CHRISTIAN AND MORAL CREDO OF THE AUTHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филипповский Герман Юрьевич

Статья посвящена новым аспектам вузовской и школьной трактовки «Поучения» Мономаха, выдающегося памятника русской литературы эпохи ее возникновения и первоначального развития конца XI начала XII в. На первый план выдвигается его жанровая характеристика как «послания к нации» с ее христианско-нравственными ведущими мотивами. Автор, князь Владимир Мономах, в своем «Поучении» следовал опыту европейских королевских посланий, в частности «Письму Кнута к народу Англии» XI в., которое стало известно ему через жену Гиту дочь последнего короля англосаксов Гаральда, погибшего в битве при Гастингсе 1066 г. Новые научно-методические подходы к изучению текста Владимира Мономаха в вузе и школе создают более адекватные вохможности его понимания как памятника средневековой европейской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to new aspects of higher school and school interpretation of Monomakh’s «Lection», an outstanding artifact of the Russian literature of the epoch of its emergence and initial development in the end of the XI the beginning of the 12th century. Its genre is put in the forefront and characterised as «messages to the nation» with its Christian and moral leading motives. The author, Prince Vladimir Monomakh, in «Lection» followed experience of the European royal messages, in particular «Cnut's letter to the people of England» in the 11-th century, he learnt about it from his wife, Gita who is a daughter of the last king of Anglo-Saxons Harald who died in the battle of Hastings in 1066. New scientific and methodical approaches to study the text of Vladimir Monomakh in higher education institution and school make more adequate abilities for its understanding as an artifact of medieval European literature.

Текст научной работы на тему «Новое в научно-методических подходах к изучению «Поучения» Мономаха в школе и вузе»

УДК 37

Г. Ю. Филипповский

Новое в научно-методических подходах к изучению «Поучения» Мономаха в школе и вузе

Статья посвящена новым аспектам вузовской и школьной трактовки «Поучения» Мономаха, выдающегося памятника русской литературы эпохи ее возникновения и первоначального развития конца XI - начала XII в. На первый план выдвигается его жанровая характеристика как «послания к нации» с ее христианско-нравственными ведущими мотивами. Автор, князь Владимир Мономах, в своем «Поучении» следовал опыту европейских королевских посланий, в частности «Письму Кнута к народу Англии» XI в., которое стало известно ему через жену Гиту - дочь последнего короля англосаксов Гаральда, погибшего в битве при Гастингсе 1066 г. Новые научно-методические подходы к изучению текста Владимира Мономаха в вузе и школе создают более адекватные вохможности его понимания как памятника средневековой европейской литературы.

Ключевые слова: «Поучение» Мономаха, жанровая природа, жанровая характеристика, «послания к нации», обращенность к современникам и потомкам, жанровая и стилевая адресность, христианско-нравственное кредо автора.

G. Yu. Filippovsky

New in Scientific and Methodical Approaches to Study Monomakh's «Lection» in Higher Education Institution and School

The article is devoted to new aspects of higher school and school interpretation of Monomakh's «Lection», an outstanding artifact of the Russian literature of the epoch of its emergence and initial development in the end of the XI - the beginning of the 12th century. Its genre is put in the forefront and characterised as «messages to the nation» with its Christian and moral leading motives. The author, Prince Vladimir Monomakh, in «Lection» followed experience of the European royal messages, in particular «Cnut's letter to the people of England» in the 11-th century, he learnt about it from his wife, Gita - who is a daughter of the last king of Anglo-Saxons Harald who died in the battle of Hastings in 1066. New scientific and methodical approaches to study the text of Vladimir Monomakh in higher education institution and school make more adequate abilities for its understanding as an artifact of medieval European literature.

Keywords: Monomakh's «lection», genre nature, genre characteristic, «messages to the nation», addressing to contemporaries and descendants, genre and style target orientation, Christian and moral credo of the author.

Знаменитое «Поучение» князя Владимира Мономаха, выдающееся произведение эпохи возникновения и первоначального развития русской литературы, включенное под 1096 год в «Повесть временных лет», литературно-историческую эпопею начальной Руси, занимает видное место в вузовском курсе «Древнерусская литература» и фрагментарно изучается в средней школе [2]. По сути, это первое крупное произведение русской литературы, автор которого, то есть писатель, - не только известен, но является выдающейся фигурой русской истории, где он вошел в средневековые легенды и прославился как полководец - победитель половцев (в конце XI - начале XII в. опасных южных соседей Руси), как великий князь - строитель Руси, ее христианской культуры, поборник единства и могущества Русской земли [4]. Образ Мономаха повлиял в XII в. на формирование образа эпического былинного князя Владимира в дошедших до XX в. циклах русских былин. Несмотря на значимость «Поучения» Мономаха и фигуры его автора, несмотря на

включенность их в вузовское и школьное изучение, научно-методический и учебно-методический материал, с ними связанный, крайне мал. Автор этих строк в 1997 г. посвятил данной теме и проблематике отдельную научно-методическую статью в «Ярославском педагогическом вестнике» (1997, № 4) [6]. В частности, там говорилось «об уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике - списке пергаменной рукописи монаха Лаврентия, датированном 1377 г.» [6], что чрезвычайно важно в плане научно-полноценного статуса текста и, соотвественно, изучения обсуждаемого произведения. Традиционно внимание обращается на автобиографические, даже исповедальные, жанровые черты «Поучения» Мономаха [3], поведенческого и нравственного Урока князьям-современникам, потомкам, который преподает автор в своем «завещании» - «Духовной», как называл его в первом издании данного текста владелец рукописи Лаврентьевской летописи в конце

© Филипповский Г. Ю., 2017

XVIII - начале XIX в. граф А. И. Мусин-Пушкин [1, с. 215-284].

Совершенно правомерно именно аспекты исторического и нравственного опыта автора-писателя Древней Руси - великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха - акцентируются и в вузовском, и в школьном прочтении памятника. В частности, речь идет о высказываниях Мономаха против душевной и духовной лени [1, с. 219, 21-23], что закономерно в обучающем контексте вуза или школы связывают с привлечением, цитированием известных строчек стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться...». Труды княжеские, государственные и военные Владимира Мономаха, о которых он рассказывает на страницах своего «Поучения», неизменно поддерживаются духовно-христианским критерием, противодействием разного рода княжеским преступлениям (по выражению Д. С. Лихачева), интригам, распрям, изменам, убийствам, прежде всего, конечно, в княжеской среде Руси. Положительные же стороны духовно-нравственной программы Мономаха опираются на вечные идеалы мира, любви, согласия, в их политическом контексте единства Русской земли XI-XII вв. и, соответственно, в разного рода положительных морально-этических ценностях - как древнерусских, так и современных, связанных с вузовской и школьной аудиторией.

Совсем не новым является признание общечеловеческих, всевременных аспектов тех проблем, которые манифестированы автором «Поучения» князем Владимиром Мономахом на материале собственного жизненного опыта, проблем общенравственных, общеэтических, вечных. И самое страшное преступление против этих общечеловеческих ценностей, пренебрежение ими, их нарушение -это, конечно, посягательство на жизнь человека. Этому посвящена финальная, доминантная 3-я часть «Поучения» - «Письмо к князю Олегу Святославичу». Видимо, не случайно эта важнейшая часть «Поучения» имеет эпистолярную жанровую природу. В изучении текста Владимира Мономаха почему-то часто упускают из поля зрения или недооценивают многократно автором повторенное жанрово, то есть эпистолярно маркированное название - «грамотиця».

Важно, что это не просто авторская, оригинальная, изначальная жанрово-идентификационная формула, но то, что она намеренно введена, заявлена автором, Владимиром Мономахом, в разных частях его единого, но составного (мозаичного) текста: «Да дети мои, или инь кто, слышавъ сю гра-мотицю, не посмейтеся...» (первая вступительная часть текста «Поучения») [1, с. 19]; «Аще ли кому не люба грамотиця си, а не похритаютъся, но тако се рекуть...» (первая вступительная часть текста

«Поучения») [1, с. 19]; «Да сю грамотицю, прочи-таючи, потъснетеся на вся дела добрая...» (вторая часть текста «Поучения») [1, с. 26]. В третьей части, письме-послании Владимира Мономаха к князю Олегу Святославичу используется слово «грамота» как аналог жанра письма-личного послания: «...сынъ мои ... прислалъ ко мне мужь свои и грамоту.»; «Послушах сына своего, написах ти грамоту.»; «А к Богу бяше покаятися, а ко мне грамоту утешенную.» [1, с. 27-28]. Трижды повторенное в 1 и 2 частях текста «Поучения» слово «грамотиця» не вполне совпадает по своей жанровой семантике с также трижды повторенной в третьей части лексемой «грамота», хотя очевидно, что они в чем-то соотносятся. Слово «грамота», надо полагать, полностью совпадает с семантикой «письмо-послание», в то время как «грамотиця» обладает очевидным жанровым значением «послание», однако, имеющего не личного, а коллективного адресата. Не случайно, в конце почти итоговой второй части «Поучения» автор дает уточнение, обозначение этого самого коллективного адресата: «Да не зазрите дети мои, ни инъ кто, про-четь...» [1, с. 26]. Также и в самом начале текста «Поучения»: «Да дети мои, или инь кто, слышавъ сю грамотицю.» [1, с. 19].

В связи с вышеизложенным последние несколько публикаций автора данной статьи жанр «Поучения» Мономаха определяют как послание к нации [7-1, 2, 3]. Основанием для подобной масштабной, жанровой характеристики является, по данным Д. С. Лихачева [4], В. В. Милькова [5], знакомство автора «Поучения Владимира Мономаха» с европейскими королевскими XI в. посланиями к нации. Эти послания - «Письмо Кнута к народу Англии» (1019 г.) или «Послание Волка к Англам» («Sermo Lupi ad Anglos») [8] (1014 г.) могли стать известны Мономаху через его жену Гиту, дочь последнего короля англосаксов Гаральда, убитого в битве при Гастингсе 1066 г., через свиту Гиты Гаральдовны, «в которую, по мнению исследователей, входили образованные европейцы» [5, с. 340-365].

Тем самым, искомым новым в научно-методических подходах к изучению «Поучения» Мономаха в вузе и школе надо полагать его основную жанровую характеристику как послания к нации [7-1, 2, 3], а не только, как прежде полагали в аудитории обучения, такие жанровые черты обсуждаемого текста, как автобиографичность, испо-ведальность, жанровые черты наставления (поучения), завещания или же риторико-учительные аспекты текста (вроде проповеди или же поучения). Названная основная жанровая характеристика произведения Владимира Мономаха, впрочем, не противоречит и ранее названным жанровым чертам, и жанру «королевских наставлений» как средневеко-

Новое в научно-методических подходах к изучению «Поучения» Мономаха в школе и вузе

87

во-европейских (короля Людовика Святого, короля Альфреда, так и средневеково-византийских (трактат императора Константина Багрянородного X в.; обращенный к сыну) [5].

Библиографический список

1. Владимир Мономах: Завещано потомкам [Текст] / сост. Г. Ю. Филипповский. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 1999.

2. Древнерусская литература. XI-XVII вв. [Текст] : учебное пособие для вузов ; под ред. В. И. Коровина. - М., 2000.

3. Комарович, В. Л. Поучения Владимира Мономаха [Текст] / В. Л. Комарович // История русской литературы. - Т. 1. - Л., 1941. - С. 289-297.

4. Лихачев, Д. С. Владимир Всеволодович Мономах [Текст] / Д. С. Лихачев // Словарь книжников и книжности Древней Руси Т. 1. - Л., 1987. - С. 98-102.

5. Мильков, В. В. Владимир Мономах и его поучение [Текст] / В. В. Мильков // Творения митрополита Никифора. - М., 2006. - С. 340-365.

6. Филипповский, Г. Ю. Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе [Текст] / Г. Ю. Филипповский // Ярославский педагогический вестник. - 1997. - № 4. - С. 146-148.

7. Филипповский, Г. Ю. «Поучение» Владимира Мономаха: поэтика жанра [Текст] / Г. Ю. Филипповский // Верхневолжский филологический вестник. - 2017. - № 2. - С. 8-13.

8. Филипповский, Г. Ю. Жанрово-коммуникативные аспекты «Поучения» Владимира Мономах [Текст] / Г. Ю. Филипповский // Человек в информационном пространстве - 2016. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 378-383.

9. Филипповский, Г. Ю. «Поучение» Владимира Мономаха: проблемы жанра [Текст] / Г. Ю. Филипповский // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2017. - № 3. - С. 148-149.

10. Филипповский, Г. Ю. Эпоха Кнута Великого в Англии: история, политика, культура, тексты [Текст] / Г. Ю. Филипповский // На пересечениях британской истории / On the crossways of British history. Ярославль, 2013. - С. 9-21.

Bibliograficheskij spisok

1. Vladimir Monomah: Zaveshhano potomkam [Tekst] / sost. G. Ju. Filippovskij. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 1999.

2. Drevnerusskaja literatura. XI-XVII vv. [Tekst] : uchebnoe posobie dlja vuzov ; pod red. V I. Korovina. -M., 2000.

3. Komarovich, V L. Pouchenija Vladimira Monoma-ha [Tekst] / V. L. Komarovich // Istorija russkoj litera-tury. - T. 1. - L., 1941. - S. 289-297.

4. Lihachev, D. S. Vladimir Vsevolodovich Monomah [Tekst] / D. S. Lihachev // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi T. 1. - L., 1987. - S. 98-102.

5. Mil'kov, V. V Vladimir Monomah i ego pouchenie [Tekst] / V V Mil'kov // Tvorenija mitropolita Nikifora. -M., 2006. - S. 340-365.

6. Filippovskij, G. Ju. Rabota s tekstom «Pouchenija» Vladimira Monomaha v shkole [Tekst] / G. Ju. Filippovskij // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 1997. -№ 4. - S. 146-148.

7. Filippovskij, G. Ju. «Pouchenie» Vladimira Monomaha: pojetika zhanra [Tekst] / G. Ju. Filippovskij // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. - 2017. - № 2. -S. 8-13.

8. Filippovskij, G. Ju. Zhanrovo-kommunikativnye aspekty «Pouchenija» Vladimira Monomah [Tekst] / G. Ju. Filippovskij // Chelovek v informacionnom pros-transtve - 2016. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. -S. 378-383.

9. Filippovskij, G. Ju. «Pouchenie» Vladimira Monomaha: problemy zhanra [Tekst] / G. Ju. Filippovskij // Drevnjaja Rus'. Voprosy medievistiki. - 2017. - № 3. -S. 148-149.

10. Filippovskij, G. Ju. Jepoha Knuta Velikogo v An-glii: istorija, politika, kul'tura, teksty [Tekst] / G. Ju. Filip-povskij // Na peresechenijah britanskoj istorii / On the crossways of British history. Jaroslavl', 2013. - S. 9-21.

Reference List

1. Vladimir Monomakh: Bequeathed to descendants / author G. Yu. Filippovsky. - Yaroslavl : YSPU Publishing House, 1999.

2. Old Russian literature. 11-17th centuries: manual for higher education institutions; under the editorship of V. I. Korovin. - M., 2000.

3. Komarovich V L. Vladimir Monomakh's lections // History of the Russian literature. - V 1. - L., 1941. -Р. 289-297.

4. Likhachev D. S. Vladimir Vsevolodovich Mono-makh // Dictionary of scribes and booklore of Ancient Russia V 1. - L., 1987. - Р. 98-102.

5. Milkov V. V. Vladimir Monomakh and his lections // Metropolitan Nikifor's Creations. - M., 2006. -Р. 340-365.

6. Filippovsky G. Yu. Work with Vladimir Monomakh's text «Lection» at school // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 1997. - № 4. - Р. 146-148.

7. Filippovsky G. Yu. Vladimir Monomakh's «Lection»: poetics of the genrey // Upper Volga Philological Bulletin. - 2017. - № 2. - Р. 8-13.

8. Filippovsky G. Yu. Genre and communicative aspects of Vladimir Monomakh's «Lection» // the Person in information space - 2016. - Yaroslavl : RIO YSPU, 2016. - Р. 378-383.

9. Filippovsky G. Yu. Vladimir Monomakh's «Lection»: problems of the genre // Ancient Russia. Questions of mediaevalism. - 2017. - № 3. - Р. 148-149.

10. Filippovsky G. Yu. Epoch of Cnut the Great in England: history, policy, culture, texts // On the crossways of British history. Yaroslavl, 2013. - Р. 9-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.