Научная статья на тему 'НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ'

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / современное образование / критическое мышление / гибкие навыки / цифровая трансформация / трансляция знаний / дистанционные технологии / digitalization / modern education / critical thinking / soft skills / digital transformation / knowledge transfer / distance technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронзина Анна Олеговна

Целью статьи является осмысление проблем содержания образования в условиях новой культурно-информационной среды и поиск путей решения этих проблем. Описаны новые теоретические представления о качестве образовательного процесса в текущих условиях общественного развития. К тому же, пандемия COVID-19 вынудила образовательные системы на всех уровнях перейти на дистанционные форматы. Это кардинально изменило дальнейшую траекторию развития. Цифровизация оказала негативное влияние на качество образования, и на сегодняшний день наиболее остро стоит проблема компенсации этих «пробелов» за счет наполнения образовательного процесса недостающими компонентами. Обозначена взаимосвязь содержания образования с социально-экономическими тенденциями. Понятие инновационного потенциала и развития становится неотделимым от понятия обучения, чтобы подготовить индивида к полноценной жизни, профессиональной и личностной реализации. Акцентируется внимание на объектно-субъектных отношениях между обществом и образовательными процессами. Проведен анализ литературы по вопросам недостающих компонентов в содержании образования, последствий, к которым это может привести. Приведено теоретическое обоснование необходимости включения недостающих составляющих в учебные программы. Также рассмотрены условия, в которых формируется содержание образования. Рассмотрены вызовы и требования, которые выдвигает современная культурно-информационная среда к содержанию образования в контексте развития общества и государства. Основным требованием является развитие у учащихся навыков критического мышления как основы для полноценной реализации. Сделаны выводы о значении раскрытия инновационного человеческого потенциала посредством обучения гибким навыкам, как необходимого условия для развития регионов и страны, повышения конкурентоспособности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CONTENT OF EDUCATION IN THE MODERN CULTURAL AND INFORMATION ENVIRONMENT

The purpose of the article is to discuss the problems of the content of education in a new cultural and information environment, and to find ways to solve them. New theoretical ideas about the quality of the educational process in the current conditions of social development are described. The COVID-19 pandemic has forced educational systems at all levels to switch to distance learning modes. This radically changed the further development trajectory. Digitalization has had a negative impact on the quality of education, and today the most acute problem is to compensate for these “gaps” by filling the educational process with the missing components. The relationship between the content of education and socio-economic trends is indicated. The concept of innovative potential and development becomes inseparable from the concept of training in order to prepare the individual for a fulfilling life, professional and personal realization. Attention is focused on the object–subject relationship between society and educational processes. Our analysis of the literature on the missing components in the content of education and associated consequences are offered. A theoretical justification for the need to include the missing components in curricula is given. The conditions under which the content of education is formed are also considered. The author considers the challenges and requirements of the content of education that the modern cultural and information environment involves in the context of the development of society and the state. The main requirement is the need to develop students' critical thinking skills as the basis for better performance. Conclusions are drawn about the importance of unlocking innovative human potential through teaching flexible skills as a necessary condition for the development of regions and the country, increasing the competitiveness of the state.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.3.10 УДК 316.733; 37.011.33

А.О. Ронзина

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Целью статьи является осмысление проблем содержания образования в условиях новой культурно-информационной среды и поиск путей решения этих проблем.

Описаны новые теоретические представления о качестве образовательного процесса в текущих условиях общественного развития. К тому же, пандемия СОУЮ-19 вынудила образовательные системы на всех уровнях перейти на дистанционные форматы. Это кардинально изменило дальнейшую траекторию развития. Цифровизация оказала негативное влияние на качество образования, и на сегодняшний день наиболее остро стоит проблема компенсации этих «пробелов» за счет наполнения образовательного процесса недостающими компонентами. Обозначена взаимосвязь содержания образования с социально-экономическими тенденциями. Понятие инновационного потенциала и развития становится неотделимым от понятия обучения, чтобы подготовить индивида к полноценной жизни, профессиональной и личностной реализации. Акцентируется внимание на объектно-субъектных отношениях между обществом и образовательными процессами. Проведен анализ литературы по вопросам недостающих компонентов в содержании образования, последствий, к которым это может привести. Приведено теоретическое обоснование необходимости включения недостающих составляющих в учебные программы. Также рассмотрены условия, в которых формируется содержание образования.

Рассмотрены вызовы и требования, которые выдвигает современная культурно-информационная среда к содержанию образования в контексте развития общества и государства. Основным требованием является развитие у учащихся навыков критического мышления как основы для полноценной реализации. Сделаны выводы о значении раскрытия инновационного человеческого потенциала посредством обучения гибким навыкам, как необходимого условия для развития регионов и страны, повышения конкурентоспособности государства.

Ключевые слова: цифровизация, современное образование, критическое мышление, гибкие навыки, цифровая трансформация, трансляция знаний, дистанционные технологии.

Возможности образования уже давно позволяют осваивать новые профессии в короткий срок, зачастую полностью меняя специализацию, но, как правило, в одной и той же направленности (гуманитарий не переучится за год на физика, а для того чтобы стать врачом, понадобится еще больший срок), т.е. если дело касается высококвалифицированного труда, то для переподготовки нужна устойчивая база. В системе образования это выражено в требовании к наличию у человека высшего образования как такового. Это не просто бюрократическое звено. Индивид должен быть готов к усвоению новой информации и навыков, т.е. уже обладать фундаментальным набором знаний и умений.

© Ронзина А.О., 2023

Ронзина Анна Олеговна - соискатель ученой степени кандидата социологических наук кафедры социологии и политологии ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, е-таИ; annavaleeva@yandex.ru.

Качество фундаментального образования - это и есть возможности для профессиональной гибкости, необходимой современному обществу для того, чтобы эффективно подстраиваться под быстро меняющиеся условия, сохраняя и повышая конкурентоспособность [1, с. 147-208].

Качественное внедрение инноваций в производство зависит от человеческого потенциала. Чтобы его полноценно реализовать, необходимо максимально точно определять и раскрывать склонности и способности людей на стадии профориентации. Это означает, что подросткам с 8-го по 11-й класс необходимо уделять особое внимание. Инновационный потенциал личности начинает формироваться вместе с активным формированием ее в подростковом возрасте. Поэтому очень важно широкое использование инновационных методов образования для раскрытия инновационного потенциала личности. И именно в этом возрасте, на этапе выбора направления или даже специализации, требуется широкий охват в изучении фундаментальных дисциплин [2, с. 95-113].

Современный мир все больше отдаляет нас от привычных стереотипов и установок в образовании, требует отказаться от прежних методов донесения информации. А.С. Седова в процессе анализа значимости развития критического мышления в процессе образования выделяет следующие педагогические стереотипы, которым больше нет места в системе обучения:

• недопустимость ошибок со стороны ученика;

• знание преподавателем ответов на все вопросы;

• ограничение роли преподавателя и ученика однонаправленностью знания от учителя к обучающемуся.

Возможность формирования критического мышления у обучающихся предполагает наличие этих необходимых новых условий образования, выражающихся в новых образовательных программах.

А.С. Седова выделяет следующие принципы обучения в новых условиях:

1. Обучение видению всех вариантов решения проблемы и умению выбрать лучший из них.

2. Умение правильно ставить вопрос.

3. Обеспечение достаточным количеством упражнений для отработки и закрепления этих навыков.

4. Ценность креативных, необычных идей.

5. Нестандартные ситуации как условия для решения проблемы.

Человек, способный к критическому мышлению, умеет слушать и слышать, легче овладевает другими гибкими навыками, способен своевременно признавать свои ошибки (и не бояться их совершать), уважать чужое мнение, несмотря на противоречия [3, с. 81-83].

Дефицит гибких навыков стал очевиден у учащихся в период пандемии, а также возник вопрос возможности их формирования в условиях группового, классно-урочного дистанционного обучения.

Еще до пандемии начала формироваться новая информационная реальность, а ограничения в связи с эпидемиологической обстановкой буквально «втолкнули» в эту реальность даже тех, кто не был готов. Практически каждому специалисту образовательной сферы пришлось осваивать цифровые технологии в том или ином объеме. И это радикально изменило условия взаимодействия и жизнедеятельности в современном обществе [4, с. 147-150].

Современный выпускник должен уметь практически применять в жизни полученные знания. Уметь рефлексировать, определять цели, ставить задачи, моделировать ситуации для принятия наиболее эффективных решений. И, конечно же, анализировать и систематизировать информацию, при этом используя все возможности современных цифровых технологий [5, с. 395-396].

Цикл смены знаний составляет уже менее 3 лет и стремительно сокращается. Не устаревают только фундаментальные научные знания, составляющие ту самую необходимую базу, «поверх» которой возможно освоение новой профессии в рамках широкой специализации за короткие сроки. Помимо прочего, сокращение сроков обучения новой профессии - необходимость, продиктованная условиями информационного общества. Как осуществить это без ущерба для качества образования? [6, с. 216-220].

Все инновационные подходы к обучению должны быть направлены на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, формирование у ученика собственной индивидуальности, стремления и умения саморазвиваться и самообучаться. Речь идет о совершенно ином интеллектуальном уровне учащегося. Это не просто информация и отработка навыков, а способность к самоосмыслению и критическому мышлению, умение определять цели, предвидеть результат, ставить и корректировать задачи, учитывая при этом собственные интересы и пристрастия.

Именно поэтому в учебном процессе акцент должен стоять не на информационно-коммуникационной составляющей, а на личности и роли преподавателя, который наряду с новыми технологиями передачи информации (суть инновационности дистанционного образования) является неотъемлемым звеном процесса обучения. Проблема дистанционного образовательного процесса заключается в том, что цифровизация информационно-коммуникационной составляющей - это уже само собой разумеющееся. Тогда как уровень инновационности преподавателей отстает от инструментария [7, с. 535-640].

Проблема человека является основной проблемой большинства научных дисциплин. Задача образования - ставить вопросы о смыслах и целях существования как отдельного индивида, так и всего общества. Формирование личности, способной осознать ценности и смысл, - вот основная задача современного общества. В этом заключается идея инновационности образовательного процесса. Образование должно нести в себе воспитание, позволяю-

щее осознавать собственную человечность. Образование подразумевает формирование личности, осознающей ценность не только окружающего мира, но и своего внутреннего духовного мира, свои морально-нравственные ориентиры и их основу. Как отмечает С.К. Булдаков, происходит смена образовательной парадигмы, в которой образованный человек - это именно человек, а не только специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни. Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к сменам образа жизни, к изменениям [8, с. 7-8].

В.Н. Стегний в книге «Осознание личностью своего социального будущего» отмечает: проблема человека и его будущего - центральная в системе глобальных противоречий современного мира, так как у человечества есть величайшие созидательные силы и одновременно гигантские средства разрушения. Сегодня угроза миру очень велика. В случае ядерной катастрофы человеческая жизнь на планете если не угаснет сразу, то утратит всякий смысл в ближайшем же будущем [9, с. 7-11].

Поэтому в системе современного знания, в том числе и социологического, проблема человека и личности наиболее актуальна. В первую очередь, проблема человека объединяет социальную философию, антропологию, психологию (социальную и общую), педагогику и прочие общественные и гуманитарные науки. Каждая из них рассматривает личность со своего ракурса. Философия - наиболее широко подходит к изучению сущности человека, исследует смысл жизни в том числе и в историческом плане, наряду с антропологией. Социальная психология изучает становление личности, возможности реализации личностных качеств, проблемы взаимодействия. Социологический подход объединяет в себе и историко-философский аспект, и психологический, рассматривая в том числе бессознательное в поведении человека, при этом без преувеличения его значения [10, с. 36-52].

Современное образование все меньше внимания уделяет возможностям для формирования и развития личности - страдает воспитательный аспект. Образование должно быть выстроено с максимальным вовлечением ученика в самостоятельную деятельность, раскрывающую творческий потенциал, мотивировать на осознанное освоение новых знаний с пониманием их практического применения. Результатом инновационного образовательного процесса становятся осознанные знания, представленные системой, основанной на самоопределении. В этом случае инновационные формы обучения должны стать источником развития, позволяющим совершенствовать методологические подходы. Наличие в процессе образования инновационных форм обучения - это еще не залог качества, это инструмент и средство повышения эффективности процесса, но никак не суть процесса образования [11].

А.Д. Король в статье «Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века», анализируя изменения и проблемы цифровой трансформации образования, дает обоснование необходимости ухода от традиционной модели. Действительно, традиционная модель образовательного процесса в новых условиях сводится к «передаче» информации в строгом соответствии с предметом, который изучает конкретная дисциплина. Подобный монолог не учитывает самого ученика как личность в процессе образования, его особенности и жизненные ориентиры, цели, смыслы, культурно-исторические особенности. Информация и студент отчуждаются друг от друга, студент не участвует в процессе формирования этой информации, так как она передается ему в готовом, унифицированном виде. По этой причине многие теряют мотивацию к обучению, так как не осознают себя в этом процессе. А.Д. Король считает, что трансляция информации - это путь к «закрытию» личности, утрачивание диа-логичности, целеполагания, рефлексивности, креативности, когнитивности и т.д. Система образования при таком подходе производит стереотипы мышления, общения и поведения [12, с. 50-56].

Полноценная личность же формируется в процессе осмысления социокультурных ценностей и смыслов.

Когда в процесс образования включается личностная и социальная значимость как основа для рефлексии, формируется подлинное осознание значимости того или иного предмета [13].

Таким образом, в содержание образования необходимо включать эвристическую, открытую составляющую, при которой нет однозначно верных или неверных ответов и суждений. Это позволит ученику раскрыть свою уникальность, даст возможность самовыражения, творчества.

В таком процессе ученик осознает приобретение знаний как свою внутреннюю цель. Это неизбежно систематизирует и углубляет знания.

Оптимально, если инициатива получения знания исходит от ученика [14, с. 96-120].

Характеризуя информационное общество, следует заметить, что в нем происходит сдвиг человеческого бытия в сторону культуры, которая все больше и больше пронизывает все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.

Информационное общество - это общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают перспективы экономического развития и экономических изменений, а также качество жизни, в результате чего формируется новое информационное сознание.

Новые ценности информационного общества заставляют задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментали-

зации ориентирует содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование - это та база, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию.

В центре внимания современного образования находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько формирование самого себя. Таким образом, приоритетным в современном образовании является формирование «личностного знания», не утрачивающегося с возрастом, а только непрерывно возрастающего. Знание лишь тогда становится достоянием субъекта, когда оно представляет собой содержание и продукт его собственной мыслительной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «самодвижение по пути познания». Относительно педагогических процессов понятие инновации несет в себе идею применения нововведений в различных составляющих процесса обучения: от постановки целей до анализа эффективности учебного процесса. На что должны быть направлены инновации в образовании? Согласно тенденциям модернизации и доступности образования, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основой современного образования на всех уровнях должны стать не просто знания, а сформированные способы мышления и виды деятельности, умения эффективно действовать в нестандартных ситуациях, ориентироваться в динамично развивающейся информационно-коммуникационной среде [15].

Таким образом, инновации в обучении должны быть направлены на раскрытие инновационного потенциала личности. Вопросы инновационности в последнее десятилетие находятся в фокусе всеобщего внимания и являются необходимым атрибутом при планировании и реализации стратегий социально-экономического развития на уровне государства, регионов, а также отдельных предприятий. Любой процесс модернизации подразумевает внедрение инноваций различной специфики. Глобальные вызовы требуют от стран постоянного совершенствования всех государственных систем [16].

Согласно докладу «Глобальный инновационный индекс», Россия занимает определенное место среди других стран по уровню инновационности. По мнению Л. Гохберга, директора Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, члена Международного консультативного совета Глобального инновационного индекса, «отставание от стран-лидеров определяет низкая эффективность институтов, формирующих условия для предпринимательской и творческой деятельности». Таким образом, необходимость развития деятельности инновационных предприятий является важной и акту-

альной проблемой, от которой зависит социально-экономическое развитие страны в эпоху глобализации [17].

Решение данной проблемы должно осуществляться как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий [18, с. 83-84].

Человеческий ресурс, в свою очередь, как ничто иное способен стимулировать инновационность отдельного предприятия, тем самым повышая инно-вационность страны [19, с. 231-233].

В информационном обществе знания являются не только основным фактором производства, но и стратегически важным ресурсом. В России 53 % населения от 23 до 35 лет имеют высшее образование [20, с. 78]. Это очень высокий интеллектуальный потенциал страны, который можно реализовать в рамках инновационного развития, если обеспечить населению доступность непрерывного образования, которое даст им дополнительные знания, необходимые для раскрытия и реализации инновационного потенциала. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными в рамках предприятия, региона, страны, необходимо непрерывное образование. Оно в свою очередь обеспечивается за счет инновационного потенциала личности, который включает в себя умение постоянно учиться и систематизировать знания. Необходимо освоение учащимся таких навыков, как рефлексия, определение целей, постановка проблем, формулировка задач и пр. Современный инновационный человек должен уметь находить применение знаниям в своей жизни и деятельности; уметь моделировать ситуации для принятия наиболее эффективных решений; быть способным к самообучению, самоорганизации и дисциплине [21, с. 40-48].

Интеллектуальный ресурс страны - это люди, которым нужно дать правильные возможности реализации, тогда они будут способны «свернуть горы». Государство должно заниматься развитием и реализацией интеллектуального потенциала страны [22, с. 155-157].

Реализация инновационного потенциала в Российской Федерации относится к одним из первостепенных задач. Об этом свидетельствует ряд документов стратегического планирования, в том числе указы Президента Российской Федерации: «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (5 декабря 2016 г. № 646); «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (9 мая 2017 г. № 203) и другие документы стратегического планирования [23].

Меняется парадигма факторов производства: человеческий потенциал становится главным экономическим ресурсом [24, с. 10-15].

По мнению Е.В. Борисовой, в условиях кризиса, вызванного пандемией СОУГО-19, и ожидаемого сокращения источников финансирования, дальнейшая государственная поддержка исследований и разработок, инновационной

деятельности (особенно в секторе малых предприятий и стартапов) должна стать приоритетом для ведущих стран. Реализация национальных проектов с очевидностью требует профильной подготовки специалистов, готовых разрабатывать, применять, поддерживать и сопровождать цифровые технологии в различных областях социально-экономических отношений. Анализ перечня национальных проектов показывает, что образовательная составляющая должна найти свое естественное место во всех его направлениях. Выделение в национальной программе проекта «кадры для цифровой экономики» обусловливает особую актуальность вопросов совершенствования образовательной системы с целью подготовки соответствующих специалистов [25, с. 72-73].

Список литературы

1. Цифровая трансформация высшего образования - вызов времени: аннотированный библиографический указатель / сост. Т.В. Блинова; под ред. С.А. Беляевой, С.В. Мусиной; науч. библ. Челяб. гос. ун-та. - Челябинск: [б. и.], 2021. - 281 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

3. Седова А.С., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. -№ 2.- С. 79-85.

4. Другова Е.А. Передовые технологии, трансформирующие образование: обзор международной конференции EDCRUNCH. - Томск, 2020. - С. 146-151.

5. Предеина В.С. Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте // Молодой ученый. - 2013. - № 2 (49). -С. 395-397.

6. Чукин С.Г. Фундаментальные знания в перспективе компетентностного образования // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 7 (173). - С. 215-223.

7. Инновации в современной системе образования: подходы и решения: моногр. / отв. ред. А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 494 с.

8. Булдаков С.К. Содержание образования как дискурс философско-педа-гогических идей // Вестник КГУ. - 2016. - Т. 22. - С. 7-10.

9. Стегний В.Н. Осознание личностью своего социального будущего: моногр. - Изд. 3-е, стер. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - 152 с.

10. Личность в информационно-инновационном обществе: моногр. / под ред. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. -448 с.

11. Смирнова Д.Н. Инновационные формы и методы обучения как средство формирования и развития личности обучающихся всех уровней образования // Материалы 27-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 19-20 апреля 2022 г.). - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2022. - С. 453-455.

12. Король А.Д. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31, № 6. - С. 48-58.

13. Волочков А.А., Митрофанова Е.Н., Активность индивидуальности. Понятие и структура // Вестник Пермского университета. - 2016. - Вып. № 4 (24). DOI: 10.17072/2078-7898/2016-4-64-75

14. Попова А.Ю., Волочков А.А. Структура и психологическая диагностика активности студента: моногр. // Перм. гос. гум.-пед. ун-т. - Пермь, 2015. - 152 с.

15. Кукьян В.Н., Швецова Н.А. Новые ценности образования в условиях информационного общества, противоречия их формирования // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 18 (233). - Сер. Философия. Социология. Культурология. Вып. 21. - С. 31-37.

16. Социокультурный аспект исследования инновационной педагогической деятельности / А.И. Капичников, С.В. Булгаков, А.А. Поздникин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 137-140.

17. Глобальный инновационный индекс - 2020 / Ин-т статист. исслед. экон. и знаний; НИУ «Высшая школа экономики». - URL: https://issek.hse.ru/ news/396120793.html (дата обращения: 21.03.2023).

18. Вереникина А.О. Управление интеллектуальным капиталом - основа развития инновационных предприятий // Проблемы современной экономики. -2021. - № 2 (78). - С. 82-84.

19. Шумпетеровские чтения: материалы 1-й Междунар. науч.-практ. конф. -Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи. ун-та, 2011. - С. 231-245.

20. Образование в цифрах: крат. статист. сб. 2020 / НИУ «Высшая школа экономики». - М., 2020. - 118 с.

21. Шевченко В.Н. Инновационная личность как социальный тип // Научные ведомости. Философия. Социология. Право. - 2010. - № 2 (73). - С. 37-51.

22. Сафронова Е.С. Особенности формирования интеллектуального потенциала государства // Образование. Наука. Научные кадры. Экономические науки. - 2020. - № 3. - С. 155-159. DOI 10.24411/2073-3305-2020-10165

23. Государственная программа «Информационное общество» / М-во цифр. развития, связи и мас. коммуникаций РФ. - URL: https://digital. gov.ru/ru/activity/programs/1/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения: 28.01.2023).

24. Образование после пандемии: падение, или подготовка к прыжку? / В.В. Болгова, М.А. Гаранин, Е.А. Краснова, Л.В. Христофорова // Высшее об-

разование в России. - 2021. - Т. 30, № 7. - С. 9-30. DOI: 10.31992/0869-36172021-30-7-9-30

25. Борисова Е.В. Проблемы трансформации образования в информационном обществе // Международный научно-исследовательский журнал. Педагогические науки. - 2020. - № 05 (95) - С. 71-74.

References

1. Cifrovaia transformatsiia vysshego obrazovaniia - vyzov vremeni: annotiro-vannyi bibliograficheskii ukazatel' [Digital transformation of higher education -a challenge of the times: An annotated bibliographic index]. Eds. S.A. Beliaeva, S.V. Musina, Chelyabinsk, Chelyabinsk State University, 2021, 281 p.

2. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, Piter, 2008, 398 p.

3. Sedova A.S., Vaganova O.I., Kutepov M.M. Razvitie kriticheskogo myshleniia kak odna iz osnovnykh tselei sovremennogo obrazovaniia [Development of critical thinking as one of the main goals of modern education]. Innovat-sionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia, 2019, no. 2, pp. 79-85.

4. Drugova E.A. Peredovye tekhnologii, transformiruiushchie obrazovanie: ob-zor mezhdunarodnoi konferentsii EDCRUNCH [Advanced technologies transforming modern education: Review of the conference EDCRUNCH Tomsk 2020]. Tomsk, 2020, pp. 146-151.

5. Predeina V.S. Osobennosti razvitiia tvorcheskoi aktivnosti uchashchikhsia v psikhologo-pedagogicheskom aspekte [Features of students' creative activity development in the psychological and pedagogical aspect]. Molodoi uchenyi, 2013, no. 2 (49), pp. 395-397.

6. Chukin S.G. Fundamental'nye znaniia v perspektive kompetentnostnogo obrazovaniia [Fundamental knowledge in term of competence-based education]. Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2019, no. 7 (173), pp. 215-223.

7. Innovatsii v sovremennoi sisteme obrazovaniia: podkhody i resheniia [Innovations in the modern education system: Approaches and solutions]. Ed. A.Iu. Na-gornova. Ulyanovsk, Zebra, 2016, 494 p.

8. Buldakov S.K. Soderzhanie obrazovaniia kak diskurs filosofsko-pedagogicheskikh idei [The content of education as the discourse of philosophical-pedagogic ideas]. VestnikKGU, 2016, vol. 22, pp. 7-10.

9. Stegnii V.N. Osoznanie lichnost'iu svoego sotsial'nogo budushchego [A person's awareness of his social future]. Perm, PNRPU, 2013, 152 p.

10. Lichnost' v informatsionno-innovatsionnom obshchestve [Personality in information and innovation societies]. Ed. V.N. Stegnii. Perm, PNRPU, 2015, 448 p.

11. Smirnova D.N. Innovatsionnye formy i metody obucheniia kak sredstvo formirovaniia i razvitiia lichnosti obuchaiushchikhsia vsekh urovnei obrazovaniia [Innovative forms and methods of learning as a means of forming and developing the personality of students of all educational levels]. Proc. of 27th Int. Acad. Conf. (Yekaterinburg, April 19-20, 2022). Yekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University, 2022, pp. 453-455.

12. Korol' A.D. Tsifrovaia transformatsiia obrazovaniia i vyzovy XXI veka [Digital transformation of education and challenges of the 21st century]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2022, vol. 31, no. 6, pp. 48-58.

13. Volochkov A.A., Mitrofanova E.N., Aktivnost' individual'nosti. Poniatie i struktura [Individuality activity: Concept and structure]. Vestnik Permskogo univer-siteta, 2016, iss. 4 (24). DOI: 10.17072/2078-7898/2016-4-64-75.

14. Popova A.Iu., Volochkov A.A. Struktura i psikhologicheskaia diagnostika aktivnosti studenta [Structure and psychological diagnostics of student activity]. Perm, PSHPU, 2015, 152 p.

15. Kuk'ian V.N., Shvetsova N.A. Novye tsennosti obrazovaniia v usloviiakh informatsionnogo obshchestva, protivorechiia ikh formirovaniia [New values of education in the information society, contradictions in their formation]. Vestnik Che-liabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filosofiia, Sotsiologiia. Kul'tur-ologiia, 2011, no. 18 (233), iss. 21, pp. 31-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kapichnikov A.I., Bulgakov S.V., Pozdnikin A.A. et al. Sotsiokul'turnyi aspekt issledovaniia innovatsionnoi pedagogicheskoi deiatel'nosti [Socio-cultural aspect of the study of innovative pedagogical activities]. Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, 2019, no. 1 (167), pp. 137-140.

17. Global'nyi innovatsionnyi indeks - 2020 [Global innovation index 2020]. Available at: https://issek.hse.ru/news/396120793.html (accessed 21.03.2023).

18. Verenikina A.O. Upravlenie intellektual'nym kapitalom - osnova razvitiia innovatsionnykh predpriiatii [Intellectual capital management is the basis for the development of innovative enterprises]. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2021, no. 2 (78), pp. 82-84.

19. Shumpeterovskie chteniia [Schumpeterian readings]. Proc. of 1st Int. Acad. Conf. Perm, PNRPU, 2011, pp. 231-245.

20. Obrazovanie v tsifrakh: krat. statist. sb. 2020 [Education in numbers: Brief statistical collection 2020]. Moscow, HSE, 2020, 118 p.

21. Shevchenko V.N. Innovatsionnaia lichnost' kak sotsial'nyi tip [Innovation personality as a social type]. Nauchnye vedomosti. Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo, 2010, no. 2 (73), pp. 37-51.

22. Safronova E.S. Osobennosti formirovaniia intellektual'nogo potentsiala go-sudarstva [Features of formation of intellectual potential of the state]. Obrazovanie.

Nauka. Nauchnye kadry. Ekonomicheskie nauki, 2020, no. 3, pp. 155-159. DOI 10.24411/2073-3305-2020-10165.

23. Gosudarstvennaia programma "Informatsionnoe obshchestvo" [State program "Information Society"]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/ programs/1/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (accessed 28.01.2023).

24. Bolgova V.V., Garanin M.A., Krasnova E.A., Khristoforova L.V. Obra-zovanie posle pandemii: padenie, ili podgotovka k pryzhku? [Post-pandemic education: Falling or preparing for a jump?]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 7, pp. 9-30. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30.

25. Borisova E.V. Problemy transformatsii obrazovaniia v informatsionnom obshchestve [Problems of transformation in education in information-oriented society]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. Pedagogicheskie nauki, 2020, no. 05 (95), pp. 71-74.

Оригинальность 76 %

Поступила 28.04.2023 Одобрена 15.05.2023 Принята к публикации 02.09.2023

A.O. Ronzina

NEW CONTENT OF EDUCATION IN THE MODERN CULTURAL AND INFORMATION ENVIRONMENT

The purpose of the article is to discuss the problems of the content of education in a new cultural and information environment, and to find ways to solve them.

New theoretical ideas about the quality of the educational process in the current conditions of social development are described. The COVID-19 pandemic has forced educational systems at all levels to switch to distance learning modes. This radically changed the further development trajectory. Digitaliza-tion has had a negative impact on the quality of education, and today the most acute problem is to compensate for these "gaps" by filling the educational process with the missing components. The relationship between the content of education and socio-economic trends is indicated. The concept of innovative potential and development becomes inseparable from the concept of training in order to prepare the individual for a fulfilling life, professional and personal realization. Attention is focused on the object-subject relationship between society and educational processes. Our analysis of the literature on the missing components in the content of education and associated consequences are offered. A theoretical justification for the need to include the missing components in curricula is given. The conditions under which the content of education is formed are also considered.

The author considers the challenges and requirements of the content of education that the modern cultural and information environment involves in the context of the development of society and the state. The main requirement is the need to develop students' critical thinking skills as the basis for better performance. Conclusions are drawn about the importance of unlocking innovative human potential through teaching flexible skills as a necessary condition for the development of regions and the country, increasing the competitiveness of the state.

Keywords: digitalization, modern education, critical thinking, soft skills, digital transformation, knowledge transfer, distance technologies.

Anna O. Ronzina - PhD student (Sociology), Department of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, Perm, e-mail: annavaleeva@yandex.ru.

Received 28.04.2023 Approved 15.05.2023 Accepted for publication 02.09.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Ронзина, А.О. Новое содержание образования в современной культурно-информационной среде / А.О. Ронзина // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -2023. - № 3. - С. 143-155.

Please cite this article in English as:

Ronzina A.O. New content of education in the modern cultural and information environment. PNRPUSociology and Economics Bulletin, 2023, no. 3, pp. 143-155 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.