Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ И ЛИЦЕЯ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ)'

УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ И ЛИЦЕЯ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ / УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШКОЛЫ И ЛИЦЕЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS / QUALITY OF EDUCATION / CONTENT OF EDUCATION / TEACHER OF THE HIGHEST CATEGORY / TEACHER OF THE FIRST CATEGORY OF SECONDARY SCHOOL AND VOCATIONAL SCHOOL / TEACHER'S SATISFACTION WITH THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стегний В.Н., Курбатова Л.Н.

Рассматривается взаимосвязь типа общества и образования в современном российском обществе. Исходя из цивилизованного подхода к анализу социальных процессов характеризуется взаимодействие между постиндустриальным типом общества, культуры и соответствующим им содержанием образования. Сегодняшнее обновление системы образования детерминировано становлением информационно-инновационного общества, новыми его свойствами, новыми технологиями, новым технологическим укладом, культурой постиндустриального общества. Переход к новому содержанию образования требует нового теоретико-методологического обновления. Выделяются объективные и субъективные факторы макрои микросреды, обусловливающие содержание образования в общей образовательной школе. На основе социологического подхода анализируются эмпирические социологические данные, характеризующие отношение учителей школы к качеству образовательного процесса по десяти показателям. Зафиксирована удовлетворенность учителей высшей категории и первой категории по этим показателям. Выявлены различия в степени их удовлетворенности данными показателями. Определены проблемы и инновационные тенденции в содержании образования общеобразовательной школы. Обозначены не только риски учителей, но и риски в системе общего образования современной школы. Среди факторов, которые усиливают риски у учителей, единый госэкзамен, подушевое финансирование, коммерциализация образования, оптимизация системы образования, изъятие из системы образования воспитания, показатели оценки работы преподавателя и т.д. Выявлено, что уровень удовлетворенности у учителей высшей категории, как в школе, так и в лицее выше, чем у учителей первой категории. Вместе с тем принципиальных различий у учителей обеих категорий, работающих в школе и лицее, не фиксируется, но по ряду показателей она выше у учителей школы и по ряду показателей она выше у учителей лицея. Хотя в целом по всем показателям учителя школы смотрятся несколько лучше, чем учителя лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стегний В.Н., Курбатова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS OF SECONDARY SCHOOLS AND VOCATIONAL SCHOOLS ON THE QUALITY

The paper considers the interrelation between the type of society and education in modern Russian society. Based on the civilization approach to the analysis of social processes, the authors describe interaction between the post-industrial type of society, culture, and the corresponding content of education. Current modernization of the education system is determined by the forming information and innovation society, its new properties, new technologies, new technological order, culture of post-industrial society. The transition to a new content of education requires a new theoretical and methodological foundation. Both objective and subjective factors of macroand microenvironment that determine the content of education at secondary school are distinguished. From the sociological perspective, empirical sociological data are analyzed that characterize an attitude of schoolteachers towards the quality of the educational process, applying ten indicators. The latter allowed to discover satisfaction of teachers of the highest and first categories in accordance with the indicators suggested. The differences in the degree of their satisfaction with these indicators are revealed. The problems and innovative trends in the content of secondary school education are found. Not only the risks of teachers, but also the risks in the system of general education of the modern school are indicated. Among the factors that increase the risks for teachers are the unified state examination, per capita funding, commercialization of education, optimization of the education system, reduction of moral education, teacher performance indices, etc. The level of satisfaction of teachers of the highest category has proved to exceed that of the first category teachers at both secondary schools and vocational schools. At the same time, there are no sharp differences between teachers of both categories, some indicators being higher in one group while some others in another group. In general, all indicators of the secondary school teachers look somewhat better than of vocational school teachers.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ И ЛИЦЕЯ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ)»

DOI: 10.15593/2224-9354/2020.1.2 УДК 373.014.6

В.Н. Стегний, Л.Н. Курбатова

УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ И ЛИЦЕЯ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ)

Рассматривается взаимосвязь типа общества и образования в современном российском обществе. Исходя из цивилизованного подхода к анализу социальных процессов характеризуется взаимодействие между постиндустриальным типом общества, культуры и соответствующим им содержанием образования. Сегодняшнее обновление системы образования детерминировано становлением информационно-инновационного общества, новыми его свойствами, новыми технологиями, новым технологическим укладом, культурой постиндустриального общества. Переход к новому содержанию образования требует нового теоретико-методологического обновления.

Выделяются объективные и субъективные факторы макро- и микросреды, обусловливающие содержание образования в общей образовательной школе.

На основе социологического подхода анализируются эмпирические социологические данные, характеризующие отношение учителей школы к качеству образовательного процесса по десяти показателям. Зафиксирована удовлетворенность учителей высшей категории и первой категории по этим показателям. Выявлены различия в степени их удовлетворенности данными показателями. Определены проблемы и инновационные тенденции в содержании образования общеобразовательной школы. Обозначены не только риски учителей, но и риски в системе общего образования современной школы. Среди факторов, которые усиливают риски у учителей, единый госэкзамен, подушевое финансирование, коммерциализация образования, оптимизация системы образования, изъятие из системы образования воспитания, показатели оценки работы преподавателя и т.д.

Выявлено, что уровень удовлетворенности у учителей высшей категории, как в школе, так и в лицее выше, чем у учителей первой категории. Вместе с тем принципиальных различий у учителей обеих категорий, работающих в школе и лицее, не фиксируется, но по ряду показателей она выше у учителей школы и по ряду показателей она выше у учителей лицея. Хотя в целом по всем показателям учителя школы смотрятся несколько лучше, чем учителя лицея.

Ключевые слова: качество образовательного процесса, качество образования, содержание образования, учитель высшей категории, учитель первой категории школы и лицея, удовлетворенность учителя качеством образовательного процесса.

Система образования является объектом и субъектом конкретной социальной среды и социального времени. В основе ее развития лежит тип цивилизации. Если классифицировать их по географическому критерию, то на его основе выделяют западную и восточную цивилизации, а внутри их фиксируют следующие системы образования: в западной - англо-саксонская, французская, итальянская, немецко-германская, российско-советская; в восточ-

© Стегний В.Н., Курбатова Л.Н., 2020

Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: socio@pstu.ru.

Курбатова Людмила Николаевна - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: socio@pstu.ru.

ной - китайская, индийская, японская, сингапурская, южно-корейская. Страны, развивающиеся на основе данных типов цивилизации, пользуются какой-то одной из этих систем образования, так как других среди них нет.

На указанные типы цивилизации налагаются типы цивилизации, выделенные на основе такого критерия, как технологический уклад, научно-технический прогресс, фиксируя следующие типы цивилизации: доиндустри-альная, индустриальная и постиндустриальная. Самая развитая из них в настоящее время - постиндустриальная, определяющая социальное будущее человечества. Она находится на вершине социального прогресса, ее потребностями определяется новая система образования [1, с. 584-589].

Содержание и направленность постиндустриального общества детерминирует и формирует новую будущую систему образования. Будущее общество прогнозируется как технотронное, цифровое, информационное, инновационное, знаниевое, общество риска [2, с. 76-163], снижение роли которых становится одной из острых проблем не только в экономике, но и в образовании [3, с. 14-19]. Становление такого общества связывают с новым технологическим укладом, основанным на кибер, цифре, информации, научном знании. Основу данного общества составляет информативность, при которой деятельность человека основывается и на информационных технологиях [4, с. 10-13].

Постиндустриальное общество не только цифровое, но и рыночное, что ставит определенные проблемы в развитии и функционировании образования [5, с. 65-70]. В таком обществе образование и бизнес взаимодействуют между собой [6, с. 23-29].

Формирование нового типа общества обусловливает потребность в новом типе личности, работника, соединяющего в себе знания, труд, капитал, культуру, квалификацию, нравственность, умение ориентироваться в информации. Речь идет о гармонично развитой личности, человеке-творце, а не о разумном потребителе. Основу такой личности составляет интеллект человека, опирающийся на его научность, образованность, широкую эрудицию, профессионализм [7, с. 53-73]. Из этих потребностей формируется сегодня система образования, ее содержание. В этой связи в РФ принят национальный проект «Образование» [8], весьма активно обсуждается его инновационный путь [9, с. 242-252], выделяются ключевые драйверы этих преобразований [10, с. 25-31]. Мечта о хорошем образовании столкнулась в современном обществе с очень острой системой противоречий [11, с. 101-112].

Произошедшие в современном обществе и культуре изменения поставили в центр образования проблему его содержания: а) чему учить; б) как учить; в) для чего учить; г) кто будет учить. Для ответа на данные вопросы в информационно-инновационном обществе необходима новая теоретико-методологическая основа [12, с. 39-50; 119-121], позволяющая сделать не только анализ, синтез, но и прогноз настоящей системы образования, найти

в ней ростки нового, передового будущего содержания. В этом поиске должен доминировать прогностический подход к образованию [13, с. 7-9]. Поскольку прогноз носит вероятностный характер, то определенные элементы будущего содержания могут реализоваться, а могут не реализоваться.

Исследованием содержания образования в современном российском обществе занимаются все отрасли социального научного знания: педагогика, социальная психология, социология, философия, история, культурология и т.д. Среди них выберем социологию, которая исследует эту проблему на двух уровнях научного анализа: теоретическом и эмпирическом, учитывая при этом как объективные, так и субъективные показатели данного процесса. Особенностью социологического анализа является и то, что он позволяет определить качество образовательного процесса, удовлетворенность им у разных социальных групп. Нами зафиксирована удовлетворенность образовательным процессом у преподавателей высшей школы [14, с. 8-12], у студентов [15, с. 40-253], у учеников 9-11-х классов общеобразовательной школы [16, с. 188-195].

Исходя из этих исследований, в данном случае предпринимается попытка зафиксировать не состояние знаний у респондентов [17, с. 54-58], а удовлетворенность у учителей разных категорий1 качеством образовательного процесса [18, с. 8-14] по следующим показателям:

1) политика и философия управления;

2) организация учебного процесса;

3) учебно-методическое обеспечение;

4) информационное обеспечение, внедрение информационных технологий;

5) научно-исследовательская работа;

6) материально-техническое обеспечение;

7) профессионально-деловые, производственно-трудовые отношения;

8) социально-психологический климат;

9) стимулирование труда;

10) охрана труда, безопасность жизнедеятельности.

Отношение учителей высшей категории и первой категории школы и лицея к данным направлениям образовательного процесса отражено в табл. 1 и 2.

Сравнивая удовлетворенность качеством образовательного процесса у учителей высшей категории и первой категории школы (см. табл. 1, 2), фиксируем, что у первых она составляет 35,4 %, а у вторых - 40,7 %, частичная удовлетворенность у них одинакова - 46 %, но неудовлетворенность у первых несколько выше.

1 Опрос учителей первой и высшей категорий, работающих с учениками 9-11-х классов в школах и лицее проводился в 2019 г. в г. Лысьва Пермского края, исследованием было охвачено 230 чел.

Таблица 1

Удовлетворенность учителей высшей категории качеством образовательного процесса (% от числа опрошенных)

Показатель Учителя школы Учителя лицея

удовлетворены частично удовлетворены не удов-летворе-ны удовлетворены частично удовлетворены не удов-летворе-ны

Политика и философия управления 51,3 44,4 4,3 32,5 37,5 30,0

Организация учебного процесса 51,6 43,7 4,7 31,5 52,9 14,8

Учебно-методическое обеспечение 40,9 47,8 10,3 45,7 37,7 11,1

Информационное обеспечение 30,7 46,4 12,9 39,8 43,5 16,5

Научно-исследовательская работа 16,8 54,4 28,8 23,6 42,8 23,6

Материально-техническое обеспечение 15,3 50,8 33,9 19,0 48,4 32,6

Профессионально-деловые, производственно-трудовые отношения 43,7 51,8 4,5 59,1 31,9 9,0

Социально-психологический климат 70,7 26,2 3,1 54,4 42,4 3,2

Стимулирование труда 52,7 16,3 31,0 17,5 36,5 46,0

Охрана труда, безопасность жизнедеятельности 51,7 38,8 9,5 52,4 33,3 14,3

И т о г о 40,7 46,9 13,4 38,9 39,9 11,2

Таблица 2

Удовлетворенность учителей первой категории качеством образовательного процесса (% от числа опрошенных)

Показатель Учителя школы Учителя лицея

удовлетворены частично удовлетворены не удов-летворе-ны удовлетворены частично удовлетворены не удов-летворе-ны

Политика и философия управления 37,9 44,6 17,5 31,9 38,2 20,9

Организация учебного процесса 33,9 48,1 18,0 37,0 48,3 14,7

Учебно-методическое обеспечение 34,9 46,1 19,0 32,9 40,8 24,3

Информационное обеспечение 32,9 49,9 17,2 46,9 35,5 18,6

Научно-исследовательская работа 35,1 47,8 17,1 30,2 51,0 18,8

Окончание табл. 2

Показатель Учителя школы Учителя лицея

удовлетворены частично удовлетворены не удов-летворе-ны удовлетворены частично удовлетворены не удов-летворе-ны

Материально-техническое обеспечение 23,3 30,0 46,7 19,0 42,4 38,6

Профессионально-деловые, производственно-трудовые отношения 49,8 38,2 12,0 39,6 44,1 26,3

Социально-психологический климат 57,8 32,2 10,0 40,2 42,5 16,3

Стимулирование труда 17,6 35,5 46.9 21.9 22,1 56,0

Охрана труда, безопасность жизнедеятельности 30,9 48,3 20,8 30,4 39,6 30,0

И т о г о 35,4 46,6 18,0 31,2 39,0 29,8

Что же касается удовлетворенности этих групп учителей данным показателем в лицее, то в целом ими удовлетворены 31,2 % учителей первой категории, и 38,9 % учителей высшей категории. Частичная удовлетворенность этими показателями в обеих группах одинаковая - 39,0 %, а вот неудовлетворенность у учителей первой категории - 29,8 %, что почти в три раза выше, чем у учителей высшей категории (11,2 %). Следовательно, удовлетворенность качеством образовательного процесса у учителей школы как первой, так и высшей категории, несколько выше, чем в аналогичных группах учителей лицея.

Сравнивая уровень удовлетворенности учителей школы первой категории и высшей, отмечаем, что у второй группы она в целом выше, чем у первой (см. табл. 1, 2). Такая же ситуация фиксируется у учителей обеих категорий лицея. У учителей высшей категории она выше, чем у учителей первой категории. Следовательно, уровень квалификации учителя четко взаимосвязан с качеством образования в данных учебных заведениях. Нас как раз это интересует в первую очередь.

Рассмотрим теперь удовлетворенность учителей первой и высшей категории отдельными сторонами образовательного процесса. Наибольшее неудовлетворение у учителей обеих категорий и форм учебных заведений вызывает стимулирование труда. Больше половины среди опрошенных респондентов им не удовлетворены, и особенно это очевидно у учителей лицея.

Материально-техническим обеспечением учебных заведений не удовлетворены около 50 % среди опрошенных. Как следствие, неудовлетворенность организацией социальной защиты, охраной и безопасностью труда и здоровья, организацией досуга и отдыха, охраной учебного заведения.

Если по указанным выше показателям образовательного процесса неудовлетворенность ими у респондентов доминирует над удовлетворенностью, то удовлетворенность по всем другим показателям доминирует над не-удоветворенностью.

Профессионально-деловые, производственно-трудовые отношения, социально-психологический климат - это самые высокооцениваемые сегменты образовательного процесса в обеих группах учителей, как в школе, так и в лицее. Большинство опрошенных удовлетворены тем, как к ним относятся их коллеги, отношениями с учащимися, проведением классных и школьных мероприятий. Педагоги удовлетворены своим участием в жизни учебного заведения.

Политикой и философией управления основная группа опрошенных (около 80 %) удовлетворены и в школе, и в лицее. Всех участников исследования удовлетворяет внутриорганизационное управление в педагогическом коллективе: структура и содержание коллективного договора, правила внутреннего распорядка, структура и содержание трудового договора, информированность о целях, политике и жизнедеятельности учебного заведения. В то же самое время учителей не удовлетворяет система управления образованием как на государственном, так и региональном уровне: закон «Об образовании», деятельность и федерального, и регионального министерства, переход школьного образования на «цифровое обучение».

Респонденты школы и лицея высоко оценили учебно-методическую работу и организацию учебного процесса в своих учебных заведениях: организацию и проведение заседаний педагогического коллектива, методических семинаров, деятельность педагогического и методического советов, организацию и проведение открытых уроков, расписание занятий и т.д.

Вместе с тем у респондентов фиксируется неудовлетворенность многими сторонами учебно-методического обеспечения: в первую очередь - Государственным образовательным стандартом. Остается проблемой экзаменационная система контроля знаний учащихся (ЕГЭ). Вызывают неудовлетворенность требования минпросвещения к структуре и содержанию учебно-методического комплекса (УМК) и, как следствие, к учебно-методическим пособиям; временем, отведенным на разработку учебно-методических материалов; качеством содержания методического уголка или методического кабинета в учебном заведении.

Респонденты отмечают как слабое звено организационно-образовательные и профессиональные связи школы с предприятиями и другими учебными заведениями.

Характер и содержание информационного процесса оказывает существенное влияние на учебную, методическую, научную работу педагогов. Как показало исследование, отмечается низкий уровень удовлетворенности системой цифровизации образовательного процесса, как в условиях школы, так и

лицея. Среди учителей первой и высшей категории только 1/3 удовлетворены, 1/2 частично удовлетворены и 1/5 не удовлетворены тем как внедряются и используются информационные технологии. Причем все субъекты образовательных отношений достаточно критично относятся к данным средствам управления образованием. Такое отношение связано как с обеспечением техническими средствами, так и с организацией уже имеющихся методических практик. Наиболее неудовлетворительными отмечаются в первую очередь электронные библиотеки и учебники, информация, имеющаяся в методических кабинетах учебного заведения, формирование и содержание портфолио и электронных карт учащихся.

Учителя весьма не удовлетворены организацией и проведением мероприятий в рамках проекта «цифровое обучение», «цифровая школа». Они отмечают не только организационно-методическую слабость со стороны администрации учебного заведения, своих коллег, но и себя как участника этого процесса.

Аргументы, которые приводятся сторонниками «цифрового образования», полностью отрицаются преподавательским коллективом. Мнение педагогического коллектива о «цифровизации» образования противоположно мнению идеологов и разработчиков этого проекта.

Учителя разных категорий и форм обучения солидарны в том, что «циф-ровизация» - это только одно из технических средств, которое можно использовать в образовании. Сама постановка вопроса о переходе на «цифровую школу», по мнению большинства опрошенных учителей, это не просто структурное изменение учебного процесса, это радикальная смена парадигмы обучения и воспитания, перевод системы качества образования с социально-культурного, социально-нравственного содержания в плоскость механического обучения, лишенного «человеческого облика и интеллекта». В таких условиях теряет свое природное предназначение воспитание личности ученика, что является самым главным в образовании и обучении в школе. Данные противоречия отмечают и другие исследователи [19, с. 51-52].

Научно-исследовательская работа - это особая форма организации педагогической деятельности в условиях общего среднего образования. Насыщенность учебно-образовательного процесса, его интенсивность, социально-психологическая напряженность создают дополнительные проблемы в этой сфере. Основные проблемы, на которые обращают внимание респонденты, связаны с участием учителей в таких формах научной работы: грантах, возможность получения ученой степени, научных публикаций в журналах ВАК, БЦ, Web of Science, Scopus, участие в международных (зарубежных) научных конференциях, симпозиумах, конгрессах, внедрения научных результатов. Многие респонденты не понимают, в чем суть их научной работы и каков должен быть результат [20, с. 17-18].

Проведенное социологическое исследование показало, что учителя школы и лицея высоко оценили качество образовательного процесса. При этом оценки учителей высшей категории оказались выше, чем у учителей первой категории, как в школе, так и в лицее (см. табл. 1, 2). Группа удовлетворенных качеством образовательного процесса в первой группе учителей составила около 90 %, а во второй - около 80 %, что свидетельствует о высокой удовлетворенности всех групп опрошенных учителей своим учебным заведением.

Различия между группами учителей высшей и первой категории в пользу первой группы лишний раз подтверждают гипотезу, что качество образовательного процесса, в первую очередь, определяется качественным подбором преподавателей. Все другие показатели, если их выстроить в ранжированный ряд, идут после этого показателя.

Фиксируя удовлетворенность качеством образовательного процесса у учителей школы и лицея, можно заметить, что в первой группе она несколько выше, чем во второй - новой форме организации учебного процесса. Внедрение новых форм в образовательный процесс далеко не всегда ведет к повышению качества образовательного процесса. Они, безусловно, уступают показателю качественного подбора преподавателей в решении проблемы качества образования.

Что же касается удовлетворенности учителей отдельными сторонами образовательного процесса, то она достаточно дифференцирована и по большинству показателей оценивается положительно. Однако есть и очень острые проблемы, среди которых наибольшее беспокойство вызывают следующие: во-первых, статус учителя; во-вторых, низкая заработная плата учителя в большинстве регионов России; в-третьих, закрытие школ. Например, только в сельской местности за период с 1990 по 2015 г. количество школ сократилось с 48,6 тыс. до 26,1 тыс. [21, с. 92-93]. В РФ за 15 лет с 2004 г. закрылось 23 тыс. школ, тогда как на 2019 г. запланировано построить только 52 школы, несмотря на увеличение количества учеников в школах. Есть школы, где еще до сих пор занятия идут не только в две, но и в три смены. Полагаем, что национальный проект «Образование» направлен на решение проблем современной российской школы.

Список литературы

1. Бетелин В. Б. Проблемы и перспективы образования в постиндустриальном информационном обществе // Вестник Российской академии наук. -2019. - Т. 89, № 6. - С. 582-592.

2. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. - М.: Прогресс -традиции, 2000. - 280 с.

3. Пути снижения рисков при построении цифровой экономики. Образовательный аспект / А.И. Рудской [и др.] // Высшее образование в России. 2019. - № 2. - С. 9-22.

4. Ермаков М.А. Социальные ориентации и представления студенческой молодежи об информационном обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Нижний Новгород, 2018. - 17 с.

5. Осипов А.М. Рыночные механизмы, социальный тупик российского общества // Высшее образование в России. - 2019. - № 5. - С. 63-72.

6. Горнякова М.В. Образование и бизнес взаимодействуют между собой // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. - 2018. - № 3 (45). - С. 20-36.

7. Курбатова Л.Н. Жизненные ценности личности как выбор социального вектора в институциональном пространстве общества // Личность в информационно-инновационном общество: моногр. / под ред. В.Н. Стегния. -Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. - 448 с.

8. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратег. развитию и нац. проектам от 24 дек. 2018 г. № 16. - URL: http://static. government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 25.04.2019).

9. Инновационные процессы в системе образования: моногр. / Н.А. Ар-килян [и др.]; Урал. гос. пед ун-т, Ин-т обществ. наук. - Екатеринбург,

2018. - 198 с.

10. Измайлова М.А. Ключевые драйверы инновационных преобразований в системе Российского образования // Инновации в образовании. -

2019. - № 3. - С. 23-36.

11. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах // Мир России. Социология, этнология. - 2019. - Т. 28, № 2. - С. 98-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Рысакова П.Н. Система образования в китайском обществе. Социологический анализ социокультурной эволюции. - СПб.: Алтея, 2010.- 212 с.

13. Стегний В.Н. Прогностический подход к образованию // Вестник Пермского государственного технического университета. Социально-экономические науки. - 2011. - № 10(33). - С. 5-10.

14. Стегний В.Н. Удовлетворенность преподавателей системой управления в вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2015. - № 3. - С. 6-15.

15. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества: моногр. - 2-е изд., стер. -Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2018. - 384 с.

16. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Степень удовлетворенности учеников 9-11-х классов качеством образовательного процесса // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: материалы XVIII Всерос. науч. конф., посвященной памяти проф. З.И. Файнбур-га. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2019. - 223 с.

17. Независимая оценка знаний обучающихся / М.С. Тимофеев [и др.] // Инновации в образовании. - 2018. - № 11. - C. 52-59.

18. Азарова В.В., Звездова А.Б. Независимая оценка качества образования: проблемы и перспективы // Качество образования в Евразии. - 2018. -№ 6. - C. 5-17.

19. Костина И.Б., Гладких Ю.П. Информатизация образования средствами дистанционных возможностей и информационных технологий // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2019. - № 6. - C. 50-53.

20. Кулагин А.С. Что такое научный результат, как его регистрировать и оценивать // Инновации. - 2018. - № 12(242). - C. 15-20.

21. Тощенко Ж.Т. Что представляет собой современное российское село // Социологические исследования. - 2017. - № 12. - C. 89-96.

References

1. Betelin V.B. Problemy i perspektivy obrazovaniia v postindustrial'nom informatsionnom obshchestve [Problems and prospects of education in the postindustrial information society]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2019, vol. 89, no. 6, pp. 582-592.

2. Beck U. Risikogesellschaft - Auf dem Weg in eine andere Moderne (Risk Society) (Russ. ed.: Bek U. Obshchestvo riska: na puti k drugomu modernu. Moscow, Progress-Traditsii, 2000, 280 p.).

3. Rudskoi A.I. [et al.]. Puti snizheniia riskov pri postroenii tsifrovoi ekonomiki. Obrazovatel'nyi aspekt [Ways to reduce risks when building the digital economy in Russia. Educational aspect]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, no. 2, pp. 9-22.

4. Ermakov M.A. Sotsial'nye orientatsii i predstavleniia studencheskoi molo-dezhi ob informatsionnom obshchestve [Social orientations and students' ideas about the information society]. Abstract of Ph.D. thesis. Nizhny Novgorod, 2018, 17 p.

5. Osipov A.M. Rynochnye mekhanizmy, sotsial'nyi tupik rossiiskogo obshchestva [Market mechanisms as a social deadlock for Russian education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, no. 5, pp. 63-72.

6. Gorniakova M.V. Obrazovanie i biznes vzaimodeistvuiut mezhdu soboi [Education and business interact with each other]. Vestnik Krasnoiarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P.Astafeva, 2018, no. 3(45), pp. 20-36.

7. Kurbatova L.N. Zhiznennye tsennosti lichnosti kak vybor sotsial'nogo vektora v institutsional'nom prostranstve obshchestva [Life values of individuals as a choice of social vector in institutional space of a society]. Lichnost' v informatsionno-innovatsionnom obshchestve. Ed. V.N. Stegnii. Perm, Perm National Research Polytechnic University, 2015, 448 p.

8. Pasport natsional'nogo proekta "Obrazovanie" [Description of the national project "Education"]. Approved by the Presidium of the Presidential Council for strategic development and national projects of Dec. 24, 2018, no. 16, available at: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmB B.pdf (accessed 25 April 2019).

9. Arkilian N.A. [et al.]. Innovatsionnye protsessy v sisteme obrazovaniia [Innovative processes in the education system]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Ural State Pedagogical University, Institute of Social Sciences. Yekaterinburg, 2018, 198 p.

10. Izmailova M.A. Kliuchevye draivery innovatsionnykh preobrazovanii v sisteme Rossiiskogo obrazovaniia [Key drivers of innovative change in the system of the Russian education]. Innovatsii v obrazovanii, 2019, no. 3, pp. 23-36.

11. Zborovskii G.E., Ambarova P.A. Mechta o khoroshem obrazovanii: protivorechiia razvitiia obrazovatel'nykh obshchnostei v Rossiiskikh universitetakh [The dream of quality education: Contradictions in the development of educational communities in Russian universities]. Mir Rossii: Sotsiologiia, etnologiia, 2019, vol. 28, no. 2, pp. 98-124.

12. Rysakova P.N. Sistema obrazovaniia v kitaiskom obshchestve: Sotsiologi-cheskii analiz sotsiokul'turnoi evoliutsii [Education system in Chinese society: Sociological analysis of socio-cultural evolution]. St. Petersburg, Alteia, 2010, 212 p.

13. Stegnii V.N. Prognosticheskii podkhod k obrazovaniiu [A predictive approach to education]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2011, no. 10(33), pp. 5-10.

14. Stegnii V.N. Udovletvorennost' prepodavatelei sistemoi upravleniia v vuze [Satisfaction of teachers with management in higher education institution]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2015, no. 3, pp. 6-15.

15. Stegnii V.N., Kurbatova L.N. Sotsial'nyi portret studenchestva v uslovi-iakh transformatsii rossiiskogo obshchestva [Social profile of students' life in the conditions of transformation of Russian society]. 2nd ed. Perm, Perm National Research Polytechnic University, 2018, 384 p.

16. Stegnii V.N., Kurbatova L.N. Stepen' udovletvorennosti uchenikov 9-11 klassov kachestvom obrazovatel'nogo protsessa [The level of satisfaction of pupils of grades 9-11 with the quality of the educational process]. Proceedings of XVIII All-Russ. Sci. Conf. in memoriam of Professor Z.I. Feinburg. Sovremennoe obshchestvo: voprosy teorii, metodologii, metody sotsial'nykh issledovanii. Perm, Perm National Research Polytechnic University, 2019, 223 p.

17. Timofeev M.S. [et al.]. Nezavisimaia otsenka znanii obuchaiushchikhsia [Independent evaluation of students knowledge]. Innovatsii v obrazovanii, 2018, no. 11, pp. 52-59.

18. Azarova V.V., Zvezdova A.B. Nezavisimaia otsenka kachestva obrazova-niia: problemy i perspektivy [Independent education quality assessment: Problems and prospects]. Kachestvo obrazovaniia v Evrazii, 2018, no. 6, pp. 5-17.

19. Kostina I.B., Gladkikh Iu.P. Informatizatsiia obrazovaniia sredstvami distantsionnykh vozmozhnostei i informatsionnykh tekhnologii [Informatization of

education by means of remote possibilities and information technologies]. Alma mater. Vestnik vysshei shkoly, 2019, no. 6, pp. 50-53.

20. Kulagin A.S. Chto takoe nauchnyi rezul'tat, kak ego registrirovat' i otsenivat' [What is a scientific result, as its registration options and evaluate]. Innovatsii, 2018, no. 12(242), pp. 15-20.

21. Toshchenko Zh.T. Chto predstavliaet soboi sovremennoe rossiiskoe selo [What is a modern Russian village]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2017, no. 12, pp. 89-96.

Оригинальность 94 %

Получено 14.11.2019 Принято 20.12.2020 Опубликовано 27.03.2020 V.N. Stegniy, L.N. Kurbatova

TEACHERS OF SECONDARY SCHOOLS AND VOCATIONAL SCHOOLS ON THE QUALITY

The paper considers the interrelation between the type of society and education in modern Russian society. Based on the civilization approach to the analysis of social processes, the authors describe interaction between the post-industrial type of society, culture, and the corresponding content of education. Current modernization of the education system is determined by the forming information and innovation society, its new properties, new technologies, new technological order, culture of post-industrial society. The transition to a new content of education requires a new theoretical and methodological foundation.

Both objective and subjective factors of macro- and microenvironment that determine the content of education at secondary school are distinguished.

From the sociological perspective, empirical sociological data are analyzed that characterize an attitude of schoolteachers towards the quality of the educational process, applying ten indicators. The latter allowed to discover satisfaction of teachers of the highest and first categories in accordance with the indicators suggested. The differences in the degree of their satisfaction with these indicators are revealed. The problems and innovative trends in the content of secondary school education are found. Not only the risks of teachers, but also the risks in the system of general education of the modern school are indicated. Among the factors that increase the risks for teachers are the unified state examination, per capita funding, commercialization of education, optimization of the education system, reduction of moral education, teacher performance indices, etc.

The level of satisfaction of teachers of the highest category has proved to exceed that of the first category teachers at both secondary schools and vocational schools. At the same time, there are no sharp differences between teachers of both categories, some indicators being higher in one group while some others in another group. In general, all indicators of the secondary school teachers look somewhat better than of vocational school teachers.

Keywords: quality of educational process, quality of education, content of education, teacher of the highest category, teacher of the first category of secondary school and vocational school, teacher's satisfaction with the quality of educational process.

Vasiliy N. Stegniy - Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@pstu.ru.

Lyudmila N. Kurbatova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@pstu.ru.

Received 14.11.2019 Accepted 20.12.2020 Published 27.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.