СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья
DOI: 10.15593/2224-9354/2023.1.1 УДК 378.091.212.5:004.8
В.Н. Стегний
ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ЦЕННОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БУДУЩЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Анализируются ориентации студентов инженерного вуза на ценность высшего образования исходя из тенденций развития российского общества в начале XXI в. Выделяется ряд новых факторов, оказывающих существенное влияние на развитие высшего образования в современных условиях, среди которых определяющая роль принадлежит цифровизации как общества, так и образования, а также СОУЮ-19, санкции Запада с марта 2022 г., что отразилось не только на ориентации студенческой молодежи, но и на понимании в будущем российском обществе места, роли, содержания образования, особенно значения в нем не только обучения, но и воспитания.
Между состоянием общества, его социально-экономическим, культурным, политическим развитием и высшим образованием прослеживается конкретная взаимосвязь. Постиндустриальное, цифровое, информационное, сетевое, рыночное, инновационное общество формирует новое содержание высшего образования, понимание у будущих специалистов его места и роли в их будущей трудовой жизни.
На основе результатов эмпирических исследований 2002 и 2022 гг. фиксируются определенные изменения в ориентациях студентов, понимании ими ценности высшего образования как в настоящем, так и будущем. У студентов выделяется несколько типов ориентации на будущее высшего образования, среди которых наиболее очевидными являются не только профессиональный, но и общекультурный.
В основе ориентации на будущее высшего образования у студентов фиксируется мотивация их выбора, которая, с одной стороны, совпадает с цифровизацией общества и образованием, с другой - не вписывается только в границы настоящего. В ряде аспектов их ориентации на будущее высшего образования преобладают над их пониманием его в настоящем.
Ключевые слова: ориентации студентов на ценность высшего образования в будущем, цифровизация высшего образования, его содержание в будущем постиндустриальном обществе, мотивация получения высшего образования.
Процесс отношения студентов инженерных специальностей к высшему образованию зафиксирован нами в 70-80-е, 90-е гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в. [1, с. 131-159, 260-261, 357-370], где отмечается определенная взаимосвязь между состоянием общества и системой высшего образования. Наступил XXI в. и в этой взаимосвязи появились новые тенденции, связанные
© Стегний В.Н., 2023
Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», е-mail: socio@pstu.ru.
с изменениями российского общества. В нем вполне явно начали фиксироваться новые качественные свойства, и его стали характеризовать как постиндустриальное, инновационное, информационное, технотронное, сетевое, цифровое, рыночное, демократическое и т.д., опирающееся в своем развитии на культуру, нравственность, науку. Тем более, что в структуре культуры на этом этапе произошли принципиальные изменения. Среди ее основных форм центральное место заняла наука во взаимосвязи с техникой.
Наука развивается сегодня с опорой на технику, которая не может прогрессировать без опоры на науку. Создаваемую в мире технику в настоящее время не успевает быстро освоить современное массовое сознание. Это стало одним из основных противоречий инновационного общества XXI в. Чтобы общество прогрессировало у современной личности, необходимо формировать социальную прогностическую ориентацию, основанную на научном осознании своего социального будущего [2, с. 17-145]. Высшее образование по отношению к обществу должно развиваться в опережающем темпе. Гносеологической основой жизнедеятельности личности современного общества стала научность и образованность. Уровень этой образованности в XXI в. резко пошел вверх. Так, по данным экспертов международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), дипломы вузов в возрасте от 25 до 64 лет в России имеют 54 % населения, в Канаде - 51 %, в Израиле - 46 %, в Японии -45 %, в США - 42 %, в Новой Зеландии - 41 %, в Южной Корее - 40 %, в Великобритании, Финляндии, Австралии - 38 % [3, с. 5].
В 10-20-е гг. XXI в. появились новые факторы, которые стали оказывать существенное влияние на высшее образование. Четко обозначились новые тенденции глобальной научно-технической революции [4, с. 83-85]. В систему высшего образования пришел искусственный интеллект [5, с. 29-35]. Цифро-визация становится нормой жизни высшей школы, вместе с ней обозначились ее проблемы [6, с. 24-25], которые не остались без внимания ученых, ведущих их социологический анализ [7, с. 18-20], которому сегодня требуются новые методологические подходы.
Среди появившихся проблем в высшем образовании и науке следует обратить внимание на то, что в 20-е гг. XXI в. почти треть сибирских вузов снизили эффективность по ряду показателей [9, с. 11-12], в публикационной активности преподавателей начали расходиться количественные и качественные показатели [10, с. 60-65], доля российских изобретений в мире рухнула [11, с. 9-10], количество молодых ученых в России за 10 лет снизилось [12, с. 5]. В 2020 г. по сравнению с 2010 г. количество зачисленных в аспирантуру сократилось в два раза, что остро ставит вопрос об обновлении кадрового состава как в высшей школе, так и в науке в целом.
Фиксируемые тенденции развития науки и высшей школы ставят вопрос о том, что такое цифровизация: фобия, иллюзия или прогресс [13, с. 19-21].
Конечно, наличие диаметрально противоположных явлений в трансформации высшего образования в условиях глобализации свидетельствует о том, что данный процесс идет не прямолинейно, противоречиво, но главное, что в нем появляются новые форматы и альтернативные модели [14, с. 8-16]. В ряде ведущих университетов России появились цифровые инфраструктурные сетевые пространства [15, с. 32-35]. В высшей школе заговорили о формировании в ней «инновационного пространства» [16, с. 83-88], выделяя концептуальные проблемы инновационной политики в сфере образования [17, с. 17-107].
Процесс цифровизации образования в 10-20 гг. XXI в. в России шел планово, постепенно и внедрялся по мере подготовки соответствующей, не только материально-технической, но и кадровой, учебно-методической базы. В 2020-2021 гг. не только вузы, но и общеобразовательные школы вынуждены были из-за пандемии коронавируса СОУГО-19 перейти от традиционных форм обучения на дистанционные. Вузы оказались в положении, когда необходимо было взаимоувязать вынужденный и плановый переход на удаленный формат в период пандемии [18, с. 123-131]. Сам процесс шел неравномерно, показывая коронавирусные зигзаги электронно-дистанционного обучения [19, с. 62-66].
СОУГО-19 еще не закончился и неизвестно, когда закончится, но он уже оказал и дальше будет оказывать существенное влияние на будущее высшего образования [20, с. 100-103]. В настоящее время в образовательной деятельности используют модель смешанного обучения в рамках организационно-дидактической типологии [21, с. 48-60]. Конечно, в центре этого процесса стоит вопрос, куда пойдет образование: его качество пойдет вниз или оно претерпит большие позитивные изменения, связанные с его качеством. То что идет процесс обновления не только форм, но и содержания высшего образования, в контексте современных социокультурных трендов является одной из главных его тенденций.
Поскольку в современном социальном пространстве вопрос коснулся прежде всего содержания образования, то начался процесс поиска его ценностных приоритетов в условиях цифровизации дистанционного обучения, связанного с пандемией [22, с. 207-210]. Исходя из этих приоритетов, систему образования потребуется перестроить [23, с. 3-4], чтобы эту проблему решить, необходимы новые образовательные стандарты [24, с. 14-18].
В образовательных стандартах, принимаемых на 10-15 лет вперед, обязательно должно быть взаимосвязано социальное будущее и настоящее, а также учитывающее опыт прошлого. Такой стандарт дает в идеальной форме модель и технологию развития образования на 10-15 лет вперед, взаимосвязаны начальное, неполное общее (9 кл.), полное общее (11 кл.), начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее как ступени. То, что написано в стандарте, такого образования еще нет. Это прогноз его развития на социальное будущее в конкретном социальном пространстве и социальном времени.
Поскольку любой прогноз носит вероятностный характер, то этот стандарт может быть как реализован, так и не реализован. Между стандартом-прогнозом образования и реальной образовательной практикой всегда есть как соответствие, так и несоответствие. Противоречие между идеальным представлением об образовании (стандартом) и реальным образованием, его практическим воплощением в течение 10-15 лет полностью никогда не будет совпадать. Отсюда принятый стандарт на определенный интервал времени должен постоянно корректироваться на основе образовательной практики и трендов развития общества, так как они в первую очередь являются критериями истины качества и эффективности образования.
При разработке стандарта его исходная база, настоящее состояние образования должно быть определено очень четко и конкретно. Здесь предметно следует определить настоящее состояние как образования, так и общества в целом. Поскольку основным детерминантом развития образования является состояние социальной среды, общества, то в стандарте должны найти отражение его основные закономерности, тенденции развития во всех сферах (технико-экономической, социальной, политической, культурной, управленческой, духовной и т.д.), которые являются основными носителями социального будущего. Опираясь на эти тренды, можно прогнозировать тенденции развития образования, его содержание, место, роль, функции, уровни, структуру и т.д. Когда тенденции развития образования детерминированы тенденциями развития общества, тогда образование развивается и функционирует на основе потребностей развития общества, личности, обеспечивая их поступательное эволюционное развитие.
Фиксируя исходную базу образовательного стандарта, необходимо определить не только состояние общества, но и социальную зрелость личности, как она будет функционировать в дошкольной, школьной, профессиональной системе образования в течение 20-25 лет в последующий период жизни. Сможет ли молодой человек освоить предложенную ему систему образования и с каким качеством, а также сколько не смогут ее освоить.
Абитуриент, поступающий в вуз, должен иметь не только знания для обучения в нем, но еще и понимание места, роли высшего образования как для своего жизненного пути, так и для общества, его ценности, что меняется в зависимости от динамики социальной среды.
В ориентациях студентов на ценности высшего образования в условиях цифровизации и пандемии СОУГО-19 произошли определенные изменения. Во-первых, возросла роль таких его ценностей: готовит к квалифицированной профессиональной деятельности; формирует научное мировоззрение; повышает конкурентоспособность на рынке труда; готовит к научной исследовательской деятельности; формирует необходимые культурные навыки общения дома, в быту, семье, коллективе, обществе; дает возможность приносить необходимую пользу обществу (таблица).
Ориентации студентов на ценности высшего образования в условиях цифровизации, пандемии СОУГО-19 и в дистанционном обучении (% ответивших)1 [1, с. 357-363]
В чем Вы видите ценность высшего образования? Годы опросов
2021 2002
Готовит к квалифицированной профессиональной деятельности 74,0 58,0
Всесторонне развивает способности личности 66 64,0
Готовит специалистов, соответствующих рынку труда 58 56
Формирует научное мировоззрение 53 36
Повышает конкурентоспособность на рынке труда 50 27
Обеспечивает широкие материальные перспективы 39 52
Готовит к научной исследовательской деятельности 36 20
Формирует необходимые культурные навыки общения дома, в быту семье, обществе, коллективе 34 22
Дает возможность приносить наибольшую пользу обществу 33 16
Во-вторых, в представлениях студентов опроса 2022 и 2002 гг. не изменилась роль таких ценностей высшего образования, как всестороннее развитие способностей личности и подготовка специалистов, соответствующих рынку труда (см. таблицу). Они, как и ранее оцениваются студентами значимо и высоко.
Изменился ранжированный ряд показателей, характеризующих у студентов ценности высшего образования. Большинство (около 3/4 респондентов) указали на то, что оно готовит к квалифицированной профессиональной деятельности; всесторонне развивает способности личности. Двадцать лет назад роль этих ценностей оценивалась значительно ниже (см. таблицу).
Хотя несколько меньшую оценку, чем указанные ценности выше, но достаточно высокую студенты дали роли таких ценностей высшего образования, как «готовит специалистов, соответствующих рынку труда», «формирует научное мировоззрение», «повышает конкурентоспособность на рынке труда» (см. таблицу).
Менее значимую роль, по мнению студентов, чем указанные выше ценности, но достаточно значимую, указал каждый третий среди респондентов: обеспечивает широкие материальные перспективы; готовит к научной исследовательской деятельности; формирует необходимые культурные навыки общения дома, в семье, коллективе, обществе; дает возможность приносить наибольшую пользу обществу.
Характеризуя значимость высшего образования в современном обществе, студенты значительно меньше оценили то, что оно может обеспечить широкие материальные перспективы. В 2002 г. эту ценность отметили 52 %
1 Опрос проводился среди студентов инженерных специальностей Пермского национального исследовательского политехнического университета в 2002 г. (938 чел.); в 2022 г. (279 чел.).
респондентов, тогда как в 2022 г. только 39 %. Конечно, это связано с теми стратификационными процессами, которые происходят в современном российском обществе.
Социальная группа, имеющая высшее образование и выполняющая самое сложное содержание труда, занятая высококвалифицированным умственным трудом, по оплате труда находится не на высшей ступени, а располагается посредине всех социальных групп или еще ниже. В цифровом обществе, где такие формы культуры, как наука и техника, стали определяющими в эффективности его функционирования, такого не должно быть. В соответствии с их статусом, содержанием труда должно быть и их материальное вознаграждение. Конечно, это не механический процесс, но материальное положение основной группы, как настоящего, так и будущего общества, должно быть другим.
Итак, в основе понимания студентами ценности высшего образования лежит не одна ценность, а целая система. Доминирование у студентов системного подхода к будущему высшего образования - очень важное свойство в условиях цифровизации образования.
В основе понимания ценности высшего образования в социальном будущем у студентов четко фиксируется мотивация данного выбора. На вопрос: «Почему Вы решили получить высшее образование?». По значимости мотивов получился следующий ранжированный ряд:
I - без высшего образования нельзя сделать карьеру (50 %);
II - без высшего образования нельзя заняться интересной содержательной работой (40 %);
III - высшее образование открывает путь к высокой культуре, всестороннему развитию личности (35 %);
IV - высшее образование гарантирует хорошее материальное положение (30 %);
V - люди с высшим образованием пользуются большим уважением в обществе (25 %);
VI - высшее образование - это гарантия от безработицы (15 %) [1, с. 357-358].
Мотивация получения высшего образования и понимание его ценности в
современном цифровом обществе, даже в условиях удаленного обучения у студентов совпадают. Их основные мотивы получения высшего образования связаны прежде всего с тем, что без него нельзя сделать карьеру, нельзя заняться интересной содержательной работой; оно открывает путь к высокой культуре, всестороннему развитию личности; с ним связано уважение в обществе. Эти мотивы у студентов главные, раскрывающие понимание его сущности, значимости места и роли в современном обществе. Мотивы получения высшего образования и ценностные ориентации на него показывают, что ключевая компетенция у них - это ответственность, что подтверждают и другие исследователи [25, с. 108-114].
Вместе с тем у студентов такой мотив, как хорошее материальное положение, не стоит ни на первом месте, ни на последнем. Он наравне с другими мотивами, которые играют большую роль в будущей жизнедеятельности студента.
Если характеризовать понимание студентами роли и места высшего образования в будущем информационном, цифровом, постковидном обществе, то видно, что оно в основном совпадает с трендами развития высшего образования в современной России [26, с. 27-29], но есть и определенное их несоответствие, касающееся содержания образования и будущего развития российского общества. Здесь нас ждут очень большие качественные изменения, как со стороны общества, так и всей системы образования, в том числе и высшего.
Как у нас в стране, так и в ЕС приняты политические решения, о выходе РФ из Болонского соглашения. В современной ситуации РФ необходимо принимать не просто новую форму высшего образования, а новую систему образования. В мире, прежде всего в Европе и Азии, фиксируются несколько систем образования: англосаксонская, французская, итальянская, немецко-германская, российско-советская; китайская, японская, южно-корейская, сингапурская, индийская и т.д.
Какую систему образования выберут для нашей страны, свою или зарубежную, вопрос открытый. Сегодня для нас главный вопрос не в форме образования, а в его содержании. Оно должно опираться на настоящее его состояние и четко ориентироваться на ее социальное будущее. В его основе должны быть потребности, интересы, ценности нашего общества, его техническое, социально-экономическое, политическое, культурное развитие. В обновлении нуждается вся система образования, начиная с дошкольного, школьного и заканчивая всеми уровнями профессионального образования. Новую систему образования в обществе за 2-3 года не создать, ее цикл охватывает период около 15-20 лет.
Список литературы
1. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества: моногр. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - 384 с.
2. Стегний В.Н. Осознание личностью своего социального будущего: мо-ногр. - Изд. 3-е, стер. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - 152 с.
3. Личность в информационно-инновационном обществе: моногр. / под ред. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. - 448 с.
4. Бондаренко С.Б. Новые тенденции глобальной научно-технической революции // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2021. - № 9. - С. 82-87.
5. Звягинцева Е.П. Искусственный интеллект в образовании: SWOT -анализ в действии // Инновации в образовании. - 2021. - № 8. - С. 29-36.
6. Лукащук В.И. Проблемы цифровизации высшего образования // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2021. - № 7. - С. 24-25.
7. Алешковский И.А., Гаспиришвилли А.Г., Крухмалева О.В. Цифровиза-ция в системе высшего образования: социологический анализ // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2021. - № 8. - С. 18-23.
8. Зборовский Г.Е. Методологические подходы к исследованию социального благополучия молодежи // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -
2021. - №4. - С. 8-19.
9. Непроходной балл. Почти треть сибирских вузов снизили эффективность работы по ряду показателей // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2021. -№ 4. - С. 11-12.
10. Халадов А.С. Публикационная активность педагогических вузов: количественные и качественные показатели // Высшее образование в России. -
2022. - № 2. - С. 58-67.
11. Доля российских изобретений в мире рухнула // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2021. - № 7. - С. 9-10.
12. Индикаторы науки: стат. сб. / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич [и др.]. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2021. - 352 с.
13. Костюкевич С.В. Цифровизация образования: фобия, иллюзия, прогресс // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2021. - № 9. - С. 18-22.
14. Абакумова И.В., Финько М.В., Князева Ю.С. Трансформация высшего образования в условиях глобализации: новые форматы и альтернативные модели // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2021. - № 9. - С. 7-17.
15. Азаров А. А. Цифровые инфраструктуры сетевого пространства ведущих университетов России в области Social Sciences & Management // Власть. - 2021. - № 5. - С. 31-36.
16. Воейкова О.Б. Категория «инновационное пространство» в инновационной парадигме высшей школы: концептуальные положения расширения инновационного пространства вуза // Инновации. - 2021. - № 4 (270). - С. 81-90.
17. Концептуальные проблемы инновационной политика в сфере образования: моногр. / М.В. Савина, А.А. Степанов, И.А. Степанов, Е.В. Потехина. -М.: Дашков и К, 2020. - 130 с.
18. Высшая школа России: вынужденный и плановый переход на удаленный формат в период пандемии (опыт социологического анализа) / И.А. Алешковский, А.Г. Гаспаришвилли, О.В. Крухмалева, Н.П. Нарбут, Н.Е. Савина // Высшее образование в России. - 2021. - № 5. - С. 120-138.
19. Соловьев А.В., Меньшикова А.А. Короновирусные зигзаги электронного дистанционного обучения // Высшее образование в России. - 2021. -№ 6. - С. 60-69.
20. Измайлова М.А. Влияние COVID-19 на будущее высшего образования // Стандарты и качество. - 2021. - № 5. - С. 100-104.
21. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модель смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. - 2021. - № 5. - С. 44-63.
22. Артемов В.М. Поиски ценностных приоритетов в условиях цифрови-зации и дистанционного обучения, связанных с пандемией (обзор научной литературы // Вопросы философии. - 2021. - № 7. - С. 207-210.
23. Фурсенко: систему образования потребуется значительно перестроить // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2021. - № 9. - С. 3-4.
24. Соловьев В.П. Образовательные стандарты: новые вызовы // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2021. - № 5. - С. 13-19.
25. Мартынов В.Г. Ответственность - ключевая компетенция инженера XXI века // Высшее образование в России. - 2022. - № 2. - С. 107-118.
26. Алиева Э.С. Тренды развития высшего образования в современной России // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2021. - № 11. - С. 26-30.
References
1. Stegnii V.N., Kurbatova L.N. Sotsial'nyi portret studenchestva v usloviiakh transformatsii rossiiskogo obshchestva [Social portrait of students in the transformation of Russian society]. Perm, PNRPU, 2009, 384 p.
2. Stegnii V.N. Osoznanie lichnost'iu svoego sotsial'nogo budushchego [Awareness by the individuals of their social future]. 3rd ed. Perm, PNRPU, 2013, 152 p.
3. Lichnost' v informatsionno-innovatsionnom obshchestve [Personality in the information and innovation society]. Ed. V.N. Stegnii. Perm, PNRPU, 2015, 448 p.
4. Bondarenko S.B. Novye tendentsii global'noi nauchno-tekhnicheskoi revoliutsii [New trends in global technological revolution]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, 2021, no. 9, pp. 82-87.
5. Zviagintseva E.P. Iskusstvennyi intellekt v obrazovanii: SWOT - analiz v deistvii [Artificial intelligence in education. SWOT-analysis in operation]. Innovatsii v obrazovanii, 2021, no. 8, pp. 29-36.
6. Lukashchuk V.I. Problemy tsifrovizatsii vysshego obrazovaniia [Problems of digitalization of higher education in Russia]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, 2021, no. 7, pp. 24-25.
7. Aleshkovskii I.A., Gaspirishvilli A.G., Krukhmaleva O.V. Tsifrovizatsiia v sisteme vysshego obrazovaniia: sotsiologicheskii analiz [Digitalization in the higher education system: Sociological analysis]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, 2021, no. 8, pp. 18-23.
8. Zborovskii G.E. Metodologicheskie podkhody k issledovaniiu sotsial'nogo blagopoluchiia molodezhi [Methodological approaches to the study of the social well-being of young people]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2021, no. 4, pp. 8-19.
9. Neprokhodnoi ball. Pochti tret' sibirskikh vuzov snizili effektivnost' raboty po riadu pokazatelei [Failed score. Almost a third of Siberian universities have reduced work efficiency by a number of indicators]. Biulleten' Vysshei attestatsionnoi komissii Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii, 2021, no. 4, pp. 11-12.
10. Khaladov A.S. Publikatsionnaia aktivnost' pedagogicheskikh vuzov: kolichestvennye i kachestvennye pokazateli [Publication activities of pedagogical universities: Quantitative and qualitative indicators]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2022, no. 2, pp. 58-67.
11. Dolia rossiiskikh izobretenii v mire rukhnula [The share of Russian inventions in the world has collapsed]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, 2021, no. 7, pp. 9-10.
12. Gokhberg L.M., Ditkovskii K.A., Evnevich E.I. et al. Indikatory nauki [Science indicators]. Moscow, HSE, 2021, 352 p.
13. Kostiukevich S.V. Tsifrovizatsiia obrazovaniia: fobiia, illiuziia, progress [Using digital means in education: Phobia, illusions, progress]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, 2021, no. 9, pp. 18-22.
14. Abakumova I.V., Fin'ko M.V., Kniazeva Iu.S. Transformatsiia vysshego obrazovaniia v usloviiakh globalizatsii: novye formaty i al'ternativnye modeli [Transformation of higher education in the context of globalization: New formats and alternative models]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, 2021, no. 9, pp. 7-17.
15. Azarov A.A. Tsifrovye infrastruktury setevogo prostranstva vedushchikh universitetov Rossii v oblasti Social Sciences & Management [Digital infrastructures of the network space of the leading Russian universities in the field of social sciences & management]. Vlast, 2021, no. 5, pp. 31-36.
16. Voeikova O.B. Kategoriia "innovatsionnoe prostranstvo" v innovatsionnoi paradigme vysshei shkoly: kontseptual'nye polozheniia rasshireniia innovatsionnogo prostranstva vuza [Category "innovation space" in the innovation paradigm of higher education: ^nceptual provisions for expanding innovation space in the university]. Innovatsii, 2021, no. 4 (270), pp. 81-90.
17. Savina M.V., Stepanov A.A., Stepanov I.A., Potekhina E.V. Kontsep-tual'nye problemy innovatsionnoi politika v sfere obrazovaniia [Conceptual problems of innovative policy in education]. Moscow, Dashkov i K, 2020, 130 p.
18. Aleshkovskii I.A., Gasparishvilli A.G., Krukhmaleva O.V., Narbut N.P., Savina N.E. Vysshaia shkola Rossii: vynuzhdennyi i planovyi perekhod na udalennyi format v period pandemii (opyt sotsiologicheskogo analiza) [Russian higher school: Forced distance learning and planned switch to distance learning during pandemic (experience of sociological analysis)]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, no. 5, pp. 120-138.
19. Solov'ev A.V., Men'shikova A.A. Koronovirusnye zigzagi elektronnogo distantsionnogo obucheniia [Coronavirus zigzags of electronic distance learning]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, no. 6, pp. 60-69.
20. Izmailova M.A. Vliianie COVID-19 na budushchee vysshego obrazovaniia [The impact of COVID-19 on the future of higher education]. Standarty i kachestvo, 2021, no.5, pp. 100-104.
21. Blinov V.I., Esenina E.Iu., Sergeev I.S. Model' smeshannogo obucheniia: organizatsionno-didakticheskaia tipologiia [Models of blended learning: Organizational and didactic typology]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, no. 5, pp. 44-63.
22. Artemov V.M., Zarochintsev S.V. Poiski tsennostnykh prioritetov v usloviiakh tsifrovizatsii i distantsionnogo obucheniia, sviazannykh s pandemiei (obzor nauchnoi konferentsii) [The search of value priorities in situation of digitization and distant learning as a result of pandemic. Scientific conference review]. Voprosy filosofi, 2021, no. 7, pp. 207-210.
23. Fursenko: sistemu obrazovaniia potrebuetsia znachitel'no perestroit' [Fursenko: Education system needs major redesign]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, 2021, no. 9, pp. 3-4.
24. Solov'ev V.P. Obrazovatel'nye standarty: novye vyzovy [Educational standards: New challenges]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, 2021, no. 5, pp. 13-19.
25. Martynov V.G., Sheinbaum V.S. Otvetstvennost' - kliuchevaia kompe-tentsiia inzhenera XXI veka [Responsibility as a key competence of the 21st century engineer]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2022, no. 2, pp. 107-118.
26. Alieva E.S. Trendy razvitiia vysshego obrazovaniia v sovremennoi Rossii [Trends in development of higher education in modern Russia]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, 2021, no. 11, pp. 26-30.
Оригинальность 79 %
Поступила 12.10.2022 Одобрена 10.11.2022 Принята к публикации 15.03.2023
V.N. Stegniy
ORIENTATIONS OF ENGINEERING UNIVERSITY STUDENTS AT THE VALUE OF HIGHER EDUCATION IN FUTURE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
The orientations of engineering university students at the value of higher education are analyzed, based on the trends in the development of Russian society at the beginning of the XXI century. There are a number of new factors that have a significant impact on the development of higher education in modern conditions, among which the digitalization of both society and education plays a decisive role, as well as COVID-19, Western sanctions since March 2022, which affected not only the orientations of students but also the perception, in the future Russian society, of the places, roles, content of education, especially the importance not only of teaching, but also of personal development.
There is a concrete relationship between the state of society, its socio-economic, cultural, political development and higher education. Post-industrial, digital, informational, network, market, innovative society forms a new content of higher education, understanding of its place and role in their future working life among future specialists.
Based on the results of empirical studies in 2002 and 2022, certain changes in the orientations of students are recorded, their understanding of the value of higher education both at present and in future. Students have several types of orientation towards the future of higher education, among which the most obvious are not only professional, but also general cultural ones.
At the heart of the orientation towards the future of higher education, students have a fixed motivation for their choice, which on the one hand coincides with the digitalization of society and education, on the other - does not fit only into the boundaries of the present. In a number of aspects, their orientation towards the future of higher education prevails over their understanding of it at present.
Keywords: orientation of students at the value of higher education in future, digitalization of higher education, its content in the future post-industrial society, motivation for higher education.
Received 12.10.2022 Approved 10.11.2022 Accepted for publication 15.03.2023
Vasily N. Stegniy - Doctor of Sociology, Professor of the Department of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@pstu.ru.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Вклад автора 100 %.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Стегний, В.Н. Ориентации студентов технического вуза на ценность высшего образования в будущем в условиях цифровизации / В.Н. Стегний // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 1. - С. 8-19.
Please cite this article in English as:
Stegniy V.N. Orientations of engineering university students at the value of higher education in future in the context of digitalization. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 1 pp. 8-19 (In Russ).