Научная статья на тему '«Новое славянское движение» в СССР и Всеславянский комитет в Москве в годы войны'

«Новое славянское движение» в СССР и Всеславянский комитет в Москве в годы войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
647
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Новое славянское движение» в СССР и Всеславянский комитет в Москве в годы войны»

М. Ю.Досталь (Москва)

«Новое славянское движение» в СССР и Всеславянский комитет в Москве в годы войны

Деятельность Всеславянского комитета (ВСК) в Москве в годы войны — это лишь небольшая надводная часть громадного айсберга, который в документах тех лет назывался «новое славянское движение» (НСД). В настоящий момент еще не все его части достаточно выявлены и обозримы, потому обозначим его основные контуры.

Прежде всего это одна из составляющих большой политики СССР в годы Великой Отечественной войны-дипломатических, военных и идеологических усилий страны по поиску стратегических союзников в борьбе против фашистской Германии не только в Западной, но и в Восточной Европе. Эти усилия были тем более важны, что союзные державы не торопились с открытием второго фронта и, кроме того, необходимо было подумать о послевоенном устройстве мира. Данные вопросы как раз и были составной частью так называемой «славянской политики» И. В. Сталина, о существовании которой свидетельствуют документы, постепенно вводимые в оборот трудами сотрудников Института славяноведения РАН

Для полного и всестороннего освещения «нового славянского движения» в СССР, на наш взгляд, необходимо было бы проанализировать документы архивов ЦК ВКП(б), архивов военных и КГБ (внешней разведки), так как организация радиопрослушивания и радиоперехвата, диверсионной и разведывательной деятельности, развертывание партизанского движения в оккупированных славянских странах и военных корпусов на территории СССР (о последних двух направлениях деятельности известно более всего) несомненно входила в задачи этого движения. К такому заключению нас привела находка некоторых документов, свидетельствующих о существовании секретных институтов при ЦК ВКП(б)2.

В последнее время было проведено исследование, приоткрывающее завесу над этой стороной НСД. В нем рассмотрены некоторые структуры, сформированные на базе учреждений упраздненного летом 1943 г. Коминтерна, которые вошли в подчинение созданному тогда же Отделу международной информации ЦК ВКП(б). Речь идет о номерных секретных институтах № 100 и N° 205, также основанных летом 1943 г.3.

Так, в задачи НИИ № 205 входила радиопропаганда «посредством национальных радиостанций», организация ежедневных передач, выпуск ежедневного информационного бюллетеня, предназначенного для сотрудников Института, Загранбюро компартий, для центральной печати и журналистов,

создание архива и базы данных (с упором на рабочее движение), радиопрослушивание «в качестве источников информации для обслуживания радиоредакций, Информбюллетеня и Загранбюро». В состав этого НИИ соответственно входило несколько редакций: национальных радиостанций, информационного бюллетеня, по подготовке материалов и справок, а также сектор радиопрослушивания и пр.4.

С июля 1941 до ноября 1944 г. в СССР действовали 17 радиостанций, многие из которых вели вещание на славянские страны. Среди них: «Хри-сто Ботев» (на Болгарию), «Им. Костюшко» (на Польшу), «Свободная Югославия» (на Югославию), «За национальное освобождение» (на Чехию), «За словацкую свободу» (на Словакию). Христианское радио вещало также на польском и словацком языках. По данным Г. М. Адибекова, «передачи транслировались из здания НИИ-205, в котором имелось четыре студии и собственные кабели, которые вели непосредственно в здание Наркомата связи»5.

Этот специнститут занимался также радиопрослушиванием (радиоперехватом) радиостанций большинства европейских и ряда других стран, в том числе Белграда, Братиславы, Варшавы, Загреба, Праги, Софии. Передачи записывались, и эта информация в форме Информационного бюллетеня передавалась в пользование сотрудникам ЦК ВКП(б), Загранбюро компартий, НКВД, ТАСС, ПУКА, ВОКСА, Всесоюзного радиокомитета и прочих ведомств6.

НИИ-100 был создан на базе первого отдела Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала (ИККИ), занимавшегося «вопросами специальной связи с коммунистическими партиями». Его основными задачами было «осуществление курьерской связи с компартиями, подготовка документов для „нелегалов", направляемых за границу, отправка „специальных грузов" (оружия, боеприпасов, медикаментов, литературы, шрифтов, матриц, кино- и радиоимущества) для ЦК зарубежных компартий, обеспечение и руководство радиосвязью с этими компартиями, техническое снабжение радиоточек и подготовка кадров радистов для компартий»7. Известно, что в августе 1944г. руководство Института готовилось к переброске группы партийных работников вместе с радистами в разные страны, в том числе в партизанские отряды, действовавшие на территории Силезии, Словакии, Моравии, а также в Болгарию8.

Работу этих специнститутов контролировал и на ее результаты опирался в своей деятельности в 1944-1945 гг. сектор Славяно-балканских стран упомянутого Отдела международной информации ЦК ВКП(б) (во главе сВ.Мошетовыми Н. Пухловым), целью которого было создание базы данных и информационных справок о политических настроениях в профсоюзах, различных партиях, среди интеллигенции и прочих слоев населения славянских стран и особенно в эмиграции9.

Детальное изучение этой важной закрытой стороны деятельности «нового славянского движения» — задача будущих исследований, начало которым положено Г. М. Адибековым. Мы же ограничимся его легальной, идеологической стороной, организационным и представительским центром которой и был ВСК.

О работе этого Комитета в свое время обстоятельно писали Й. Копейка, Й. Грозиенчик, М. В. Куян, Б. М. Руколь, Л. Б. Валев, В. В. Марьина, Г. М. Славин, В.И.Беляева, А.В.Кириллов10 и др. Все они опирались на документы фонда ВСК, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ). В наше распоряжение попали материалы сравнительно недавно открытого фонда А. С. Гундорова в ГА РФ, а также документы Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) и др. Материалы фонда Гундорова и особенно РЦХИДНИ представляют деятельность ВСК в несколько ином свете, не совсем такой, какая была известна советской общественности. Это позволяет развеять ряд мифов, сложившихся вокруг деятельности ВСК.

Из архивных документов Отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) особенно ясно видно, что славянское движение рассматривалось руководством страны как один из рычагов антифашистской пропаганды. (В одной архивной папке РЦХИДНИ, в одно время собраны материалы об организации наряду со славянским, молодежного и религиозного движения, движения солдатских жен, вдов и матерей, о деятельности Антифашистского комитета, Еврейского антифашистского комитета и пр.) Короче, использовалось все, что работало на объединение людей в борьбе против фашистских захватчиков1

Со славянским движением, однако, у идеологов ЦК ВКП(б) возникали некоторые трудности. В 20-30-е годы было много сделано для полной дискредитации «славянской идеи», отождествляемой с «царским панславизмом», и славянской филологии, «льющей воду на мельницу фашистской идеологии» 12. В связи с этим постепенно была ликвидирована и наука о славянстве — славяноведение. Но близость войны и настойчивые апелляции ведущих славистов заставили советские власти повернуться лицом к славянской проблеме. Были открыты славистические центры13. И здесь ЦК был вынужден в определенной мере «поступиться принципами», так как славянская идея — идея национальная по своей природе (выступающая за единение на этнической основе), приходила в неизбежное столкновение с господствующей, сугубо классовой, доктриной пролетарского интернационализма (единение на классовой основе). Выход был найден в отречении от старого «царского панславизма» (по сути, его исключили из понятия «славянская идея») и в поисках «демократических» (в основном радикальных) элементов в истории славянского движения. Социальный заказ был выполнен трудами советских славяноведов м.

Со вступлением СССР в войну с Германией стала ощущаться необходимость создания организационного центра, аккумулирующего в себе славянское движение. В советской литературе это было представлено как инициатива славянской общественности, т.е. советских культурных и общественных деятелей и представителей славянской коммунистической эмиграции в СССР. Так сложился один из мифов. В Отчете о деятельности ВСК, поданном А. С. Гундоровым и В.В.Мочаловым в ЦК, в качестве официального организатора называлось Совинформбюро 15. В докладе о ВСК в мае 1997 г. мы высказали предположение, что состав Оргкомитета по проведению первого Всеславянского митинга в Москве, преобразованного впоследствии во Всеславянский комитет, был тщательно продуман и согласован в кабинетах ЦК ВКП(б) и, возможно, НКВД. Мы основывались на том, что слишком правильно и «идеологически выверено» было представительство всех славянских народов, отобранных по принципу авторитетности и патриотической настроенности, лояльности к идеологической системе СССР, принадлежности к левой коммунистической эмиграции. Новейшая литература конкретизирует это предположение.

Выясняется, что инициатива созыва Всеславянского, как и других антифашистских митингов, действительно родилась в недрах Советского информационного бюро. Это был главный информационный центр в СССР, образованный, ввиду его важности, уже в первые дни войны — 24 июня 1941 г. В военное время этот орган монополизировал контроль за всеми средствами массовой информации Советского Союза. В его задачи входило руководство освещением международных событий и внутренней жизни страны в печати и по радио, организация контрпропаганды против фашистской Германии и ее союзников, освещение военных действий на фронтах, составление военных сводок по материалам Главного командования и пр.16. Начальником Совинформбюро был назначен кандидат в члены Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б) А.С.Щербаков (1901-1945), его заместителем стал бывший генеральный секретарь Профинтерна и директор Гослитиздата, тогда замнаркома НКИД С. А. Лозовский (1878-1952).

История создания ВСК на основе найденных к настоящему моменту документов представляется следующим образом. Активный член Совинформбюро, писатель А. А.Фадеев (1901-1956), в записке от 18 июля 1941 г. на имя А. С. Щербакова предложил «в интересах использования... литературных сил более целесообразно... вызвать в Москву наиболее крупных и политически проверенных писателей, которые могут принести нам большую пользу, выступая по радио и работая в центральной газете»11. В приложенном списке было только трое деятелей славянского происхождения: писатели Ванда Василевская и Павло Тычина и кинорежиссер Александр Довженко, которые впоследствии принимали то или иное участие в деятельности ВСК.

Позже родилась идея проведения Всеславянского радиомитинга в Москве. 7 августа 1941 г. Фадеев представил на утверждение в ЦК (Щербакову) новый, согласованный с Лозовским, список из 20 писателей и деятелей уже исключительно из славянских стран, чьи выступления намечались на славянском митинге. Каждая фамилия списка сопровождалась «рекомендацией советской общественности» и краткой характеристикой. В заключение Фадеев писал: «Прошу, если можно, утвердить этот список сегодня, чтобы мы могли готовить их к выступлению» 18. Представленный список был «ужат» в высших инстанциях до 13 человек. В него был включен дополнительно сербский профессор Божидар Масларич. После этого каждый «оратор» был проинструктирован в ЦК каждая речь рецензировалась С. А. Лозовским и начальником Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александровым (1908-1961). Их читал и правил также Фадеев, отвечавший за проведение митинга

В Оргкомитет радиомитинга, таким образом, вошли: русский писатель, академик, «красный граф» Алексей Толстой, украинский писатель, академик Александр Корнейчук, белорусский народный поэт Янко Купала, видный чешский ученый и общественный деятель Зденек Неедлы, слрвацкий общественный деятель, депутат парламента Марек Чулен, польская писательница Ванда Василевская, сербский профессор и общественный деятель Божидар Масларич, хорватский общественный деятель Джуро Салай, словенский журналист Иван Регент, болгарский общественный деятель Александр Стоянов и др. Все они темпераментно выступили на радиомитинге 10-11 августа 1941 г. в Москве, в роковое для нее время, когда германские войска были уже на близких подступах к советской столице. Митинг имел широкий общественный резонанс в СССР и за рубежом. (Достаточно сказать, что тираж брошюры с материалами радиомитинга на русском и английском языках составлял 25 тыс. экземпляров. Они были отправлены в США и страны Европы20.) Настроения его участников совпали с чаяниями большинства зарубежных славянских народов, ставших первыми жертвами фашистской агрессии. В резолюции митинга были сформулированы как цели славянского движения и его ближайшие задачи, так и принципы славянского содружества: «Мы объединяемся как равные среди равных. Среди нас не должно быть больших и меньших. У нас одна задача и одна цель — разгром гитлеровских армий и уничтожение всей военно-агрессивной системы национал-социализма... Мы не посягаем ни на какое главенство, ни на какую руководящую роль для иных народов. Мы решительно и твердо отвергаем самую идею панславизма как насквозь реакционного течения, глубоко враждебного равенству народов и высоким задачам национального развития государств и народов»21. (Как всегда в нашей советской пропаганде, слова не во всем сходились с делами. Об этом свидетельствуют результаты сталинской «славянской политики».)

Закономерно встает вопрос, когда же был создан Всеславянский комитет? Здесь также многое мифологизировано. В литературе неопределенно указывалось, что его основы заложены на митинге, а сам он был организационно оформлен в октябре 1941 г. в Москве. В той обстановке, которая царила в столице: немцы на ее окраинах, в городе паника, проходит срочная эвакуация большинства промышленных предприятий и госучреждений, — это представляется маловероятным. Некоторое разъяснение дает «Отчет о работе отдела международной жизни Совинформбюро с 25 июня 1941 по 25 января 1942 г.», подписанный его начальником Г. Ф. Саксиным. В нем говорилось, что «в результате митинга уже в Куйбышеве (выделено мной. — М.Д.) была оформлена организация Всеславянского комитета»22. Отчет ВСК, представленный в ЦК, отчасти подтверждает эту информацию. Здесь указывалось: «Комитету не удалось сразу после митинга развернуть свою работу. Члены Комитета были эвакуированы в разные районы СССР»23.

Закономерен вопрос, мог ли быть организован и тем более работать ВСК без официально «избранного» руководителя? (Официально, конечно, нет, но фактически работа, вероятно, велась в рамках Совинформбюро.) С руководителем, однако, было не все так просто. Идея создания ряда антифашистских комитетов, в том числе и всеславянского, родилась в «высших инстанциях» скорее всего после успешного проведения в Москве в августе 1941 г. ряда подобных радиомитингов24. Естественно было бы назначить на пост председателя ВСК писателя А. А. Фадеева, инициатора всего дела. Но почему-то А. С. Щербаков отверг его кандидатуру, считая, что лучше с этой функцией справится не писатель, а военный.

В середине августа того же года в ЦК на прием к Щербакову был вызван начальник Военно-инженерной академии, генерал-лейтенант А. С. Гундоров (1895-1973). Осведомившись, известно ли ему о проведении всеславянского радиомитинга, и получив утвердительный ответ, хозяин кабинета сказал: «Так вот, поступило предложение создать Всеславянский комитет, а вам стать его председателем». Гундоров вспоминал, что «был ошеломлен таким предложением и растерян». Попытка отказа успеха не имела. Должность тогда предлагалась в виде партийного поручения, на общественных началах, без освобождения от обязанностей начальника Академии. Ему и присутствовавшему на приеме писателю, бывшему послу в Болгарии, А.Лаврентьеву был вручен список Комитета, включавший 4 советских и 14 эмигрантов-славян. На этом аудиенция была закончена25.

Военный сапер с большим стажем, старый партиец (с 1915 г.), участник Октябрьской революции и Гражданской войны, А. С. Гундоров был очень далек от славянских дел. Кто и почему рекомендовал его на пост председателя ВСК, пока выяснить не удалось. Но за его кандидатуру Щербакову, видимо, пришлось бороться. Против Гундорова и Лаврентьева вы-

ступил Г. Ф.Саксин, курирующий в ЦК деятельность Антифашистских комитетов в СССР. В Отчете отдела международной жизни Совинформ-бюро по январь 1942 г. он в общем справедливо писал о «неудачности» выбора этих кандидатур: «...их имена мало известны за границей, по характеру своей деятельности они не могут уделять большое количество времени в работе славянского комитета. Кроме того, они не знакомы со славянскими организациями в США и с движением славян в оккупированных странах. Между тем, чрезвычайно важно всемерно развернуть работу этого Комитета, значение которого с каждым годом возрастает»26.

Так или иначе, но уже в конце сентября 1941г. Гундорову было сообщено, что решение о его включении в состав ВСК согласовано в верхах. Однако он не был отозван из армии и потому продолжал исполнение своих обязанностей: провел эвакуацию своей Академии в тыл, руководил одним из секторов обороны Москвы, командовал частями 8-й саперной армии, возглавлял саперную службу Московского фронта ПВО27. Только в декабре 1941 г., по воспоминаниям дочери Гундорова, он был отозван с фронта в Москву и включился в подготовку второго Всеславянского митинга28.

Другие члены ВСК были вызваны в столицу только после разгрома немцев под Москвой. Первое заседание ВСК прошло 30 марта 1942 г. Видимо, именно в это время и состоялась его настоящая конституционализация. Туда вошли названные выше (и некоторые другие) представители общественности славянских народов СССР, Польши, Чехословакии, Югославии и Болгарии. В Отчете это было представлено так: «В состав образованного ВСК вошли намеченные руководящими органами (выделено мной. — М.Д.) товарищи (генерал Гундоров, Лаврентьев, писатель Фадеев, академик Державин, общественные деятели Козовский и Благоев и др., которые приняли активное участие в организации митинга)». Целью ВСК было провозглашено сплочение всех славян для активной (вплоть до вооруженной) борьбы с фашизмом29. Председателем ВСК тогда же был «избран» А. С. Гундоров. Для полноты характеристики этого видного деятеля НСД приведем мемуарное свидетельство очевидца, известного слависта С. Б. Бернштейна: «Со времени войны он [Гундоров] возглавлял СК, который во время войны и первые десять лет после ее завершения играл большую положительную роль в славянских делах. Нам, славистам, приходилось с ним иметь дело. Этот генерал был мало культурным человеком, но к своему поручению (выделено мной. — М.Д.) относился серьезно и с душой. Любил по любому поводу вспоминать свои встречи с Лениным»30.

Ответственным секретарем ВСК в первое время был назначен писатель, журналист Анатолий Лаврентьев. Вице-председателями ВСК стали Зденек Неедлы, Божидар Масларич, Александр Стоянов, Александр Корнейчук. Все они составили Президиум ВСК Кроме того, в состав ВСК вошли русский писатель Александр Фадеев, словацкий поэт Ондра Лы-

согорский, закарпатский общественный деятель Иван Локота, черногорский поэт Радуле Стиенский, македонский общественный деятель, историк Дмитрий Влахов и др.32

В «Положении» о задачах ВСК указывалось, что целями ВСК являются:

«1) Сплочение всех славян для борьбы против гитлеризма, имея целью полное искоренение его и восстановление независимости славянских народов и государств, угнетенных фашизмом.

2) Разоблачение через радио, газеты, митинги, собрания и путем издания брошюр гитлеровских планов по уничтожению славянских наций и вековой славянской культуры.

3)Сбор документов и их распространение о зверствах фашистов над славянами, о варварском глумлении над мирным населением.

4) Установление связи с заграничными общественными славянскими организациями, славянской печатью и общественными деятелями. (Именно последнее направление, если верить Отчету, было ведущим в деятельности ВСК, а не культурные мероприятия, содействие партизанскому движению и созданию воинских частей на территории СССР, как это было представлено в литературе. — М. Д.)

5) Издание периодического органа, публикуя в нем материалы о работе Комитета и о национально-освободительной борьбе против гитлеризма»32.

Деятельность ВСК даже в рамках указанного «Положения», в годы войны была обширна и многообразна. Нет смысла здесь, в короткой статье, перечислять все его мероприятия, которые описаны в литературе и в общем составляли парадный фасад НСД. Определим только главные направления. Все они, без исключения, имели определенную идеологическую нагрузку. Напомним, что ВСК был прежде всего представительским органом славянского движения. Потому в помещении ВСК проводились торжественные заседания, вечера, концерты, связанные с памятными датами в истории славянства и его ведущих представителей. К концу войны участились встречи делегаций славянских стран, в том числе правительственных, приезжавших для подписания договоров о дружбе с СССР. (В Отчете упомянуты встречи с Э. Бенешем, Б.Берутом, М. Спыхальским, Э.Осуб-кой-Моравским, Й. Броз Тито, М. Джиласом и В. Терзичем и др.33.)

Но за парадным фасадом проводилась напряженная повседневная работа. ВСК постепенно установил связи не только со всеми славянскими организациями в «соплеменных» странах, но и с большинством соответствующих эмигрантских организаций в Европе и Америке, Австралии и Новой Зеландии. Он обменивался с ними письмами и изданиями. (А это было непросто в виду того, что многие славянские эмигрантские организации, прежде всего польские и украинские, до войны были враждебно настроены к СССР34.) К концу войны поддерживалась связь более чем с 200 славянскими организациями мира и 60 славянскими газетами, была

организована посылка статей и материалов пропагандистского характера (всего за пять лет — 16 159 материалов), которые поступили в зарубежную печать (Лондон, США, Канада, Латинская Америка, Египет), распространялись за рубеж и 1 500 экземпляров журнала «Славяне» (США, Китай, Палестина, Африка, Англия, Канада, Египет). Большинство этих материалов поступало в распоряжение радиостанций («Христо Ботев» и др.), ведущих вещание на славянские страны35. Все они работали на идеологическое поражение Германии и возвышение авторитета СССР. Это было сформулировано как задача морально-политического разгрома фашизма и его агентуры во всех странах и в первую очередь — в освобожденных славянских государствах. Кроме того, ВСК выполнял важную миссию восстановления прерванных связей с российской эмиграцией, завоевания ее симпатий в пользу СССР и поддержки патриотических чувств к воюющей исторической родине36.

С июля 1942 г. ВСК стал выпускать журнал «Славяне», имевший ту же, прежде всего пропагандистскую, направленность. Перед ним ставилась задача «мобилизации славянских народов на борьбу против гитлеризма, сплочение их вокруг СССР, разоблачение реакции в славянских и др. зарубежных странах». Сегодня он интересен как своеобразная хроника событий движения сопротивления, партизанской борьбы в славянских странах, организации военных славянских формирований на территории СССР, экспертных расследований (Катынское дело), акций благотворительной помощи славянской эмиграции, как летопись культурных мероприятий ВСК и своеобразная энциклопедия портретов ведущих ученых и общест-венно-культурных деятелей, важных исторических событий в славянских землях. Здесь же помещалась интересная информация о выходе новых книг, научных конференциях, о создании в СССР новых славистических центров (например, Славянской комиссии АН СССР, кафедры славянской филологии в МГУ и пр.)37.

Направленность идеологической пропаганды ВСК, естественно, менялась в зависимости от хода военных действий и указаний ЦК по этому поводу. Более всего это отражали наиболее крупные акции ВСК — организованные им антифашистские митинги и пленумы. Так, на заседании ВСК 30 марта 1942 г. ставилась задача разоблачения через все доступные средства массовой информации гитлеровских планов уничтожения славянских наций и вековой славянской культуры38.

4-5 апргля 1942 г. был созван второй Всеславянский митинг в Москве. Он проходил в период широко распропагандированного немцами «весеннего наступления» гитлеровских армий (сопровождавшегося давлением на болгарских сателлитов, проведением насильственной мобилизации в Югославии, Польше и Чехословакии). Его участники призывали славян сорвать «весеннее наступление», превратив партизанскую войну во всенародную

борьбу против оккупантов. Участники приняли «обращение» к славянским народам, указывавшее, что их освобождение зависит от собственной активной борьбы против гитлеровских захватчиков39. Состоявшийся после митинга 6 апреля Пленум ВСК принял «Положение» о его работе и организации журнала, наметил план деятельности, образовал национальные секции и создал аппарат для текущей работы40.

Пленумы в августе 1942 г. и январе-феврале 1943 г. продолжали пропагандистскую работу. (Последний проходил в дни завершения победоносного Сталинградского сражения с особым воодушевлением.) Активизировалась деятельность национальных секций. В докладе ответственного секретаря ВСК А. Лаврентьева анализировались итоги всенародной вооруженной борьбы в Югославии, партизанского движения в Польше, антифашистского сопротивления в Чехословакии и отчасти в Болгарии. Представитель Югославии Божидар Масларич сообщил о создании в освобожденных районах органов народной власти Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ) и его программе41. Именно в это время и не без успеха началась напряженная работа по привлечению к сотрудничеству с ВСК «прогрессивных» славянских организаций США и Канады, против которого выступали польские и украинские эмигранты42.

3 мая 1943 г. в Москве состоялся третий Всеславянский митинг. Выступление А.Фадеева обозначило новый поворот в пропагандистской деятельности ВСК. Писатель сказал, что русский народ борется не только за свою свободу, но и за свободное развитие всех народов, угнетенных фашизмом, но при этом ему чужд панславизм. А генерал-майор А. Дьяконов выразил уверенность, что славянские народы помогут Красной Армии в ее справедливой борьбе «против врага всего прогрессивного человечества»43. Выступавшие на митинге призывали к обмену опытом подпольной борьбы славянских народов, срыву планов тотальной мобилизации. Впервые говорилось о создании военных славянских формирований на территории СССР. От имени чехословацкой части, уже отправленной на фронт, выступил ее командир, полковник Людвик Свобода. Ванда Василевская сообщила о начале формирования в Советском Союзе польской дивизии имени Тадеуша Костюшко, которую возглавил полковник Зигмунд Берлинг. Митинг транслировался на девяти языках, а его «Обращение» передавалось на 32 языках мира. Он имел широкий отклик в европейской и мировой печати, сопровождался активизацией партизанского и антифашистского движения в оккупированных странах44.

Далее в работе ВСК большее значение стало приобретать содействие организации и всесторонней подготовке чехословацких, польских, югославских воинских частей на территории СССР. Об этом говорилось на 6-м Пленуме ВСК, состоявшемся 16-17 октября 1943 г. Члены ВСК неоднократно бывали в местах дислокации этих формирований, помогали мно-

гим славянам-добровольцам вступить в эти части. Журнал «Славяне» освещал их боевой путь'45.

23-24 февраля 1944 г. в Москве проходил созванный ВСК митинг славян-воинов, в котором приняли участие представители всех родов войск Красной Армии и славянских военных частей. Председатель ВСК А. С.Гун-доров выразил уверенность в том, что наступление Красной Армии на фронте сольется с вооруженной борьбой славянских народов в тылу гитлеровских армий46. А командиры славянских дивизий JI.Свобода, 3. Берлинг и др. говорили уже не только о боевом союзе славян, их совместных военных действиях с Красной Армией, первых успехах на фронте, но и о воссоздании в недалеком будущем своих свободных и независимых государств47.

И эта работа стала основной для деятелей ВСК в следующий, послевоенный, период, задачи которого определил тогдашний партийный идеолог А.С.Щербаков в конце 1944г.: «Славянские народы сыграли огромную роль в этой войне. Война подходит к концу. Фашистская Германия в ближайшие месяцы будет разбита. Надо подумать о новом славянском движении в послевоенный период, и все эти вопросы практики (то есть идеологическую подготовку создания блока будущих стран „народной демократии") перенести на обсуждение славянского съезда»4S. Съезд был подготовлен и проведен усилиями ВСК и национальных Славянских комитетов в Белграде, в декабре 1946 г.49 Конгресс реализовывал задачи нового этапа НСД в СССР и славянских странах, прерванного из-за разрыва партийно-государственных отношений СССР и Югославии летом 1948 г.

Итак, можно констатировать, что ВСК во время войны в меру своих сил и возможностей выполнил задачу идеологической пропаганды СССР по подъему славянских народов на борьбу против фашистской агрессии, организации боевого содружества славян и в определенной мере сплочения их вокруг СССР. Выполнил ее в разнообразных, доступных в тогдашних условиях и согласованных с ЦК ВКП(б), формах, которые и составляли одну из видимых частей айсберга «нового славянского движения» в СССР.

Можно также сказать, что в годы войны ВСК стал идеологическим средством воплощения (впервые в истории!) мечты идеологов славянского возрождения XIX в. о создании содружества славянских народов. В то время речь шла о формировании боевого союза славянских народов во главе с СССР, направленного на разгром германского фашизма. И потому он имел несомненно прогрессивное значение. Однако послевоенный передел мира великими державами создал предпосылки для создания блока славянских (и неславянских) государств под эгидой СССР с одинаковыми коммунистическими тоталитарными режимами. Таким образом, из многих вариантов объединения (австрославистского, панславистского, югославист-ского, идей демократической федерации свободных славянских народов идр.) был избран один. Борьба против германской агрессии и фашистского пора-

бощения волей обстоятельств и целенаправленной государственной политики постепенно привела к реализации идей панславизма в «коммунистическом» варианте. Однако в то время это воспринималось значительной частью населения славянских стран положительно50, как фактор прогресса, в чем немалую роль сыграли симпатии к освободительнице от фашистского ига России и сохранившиеся традиции славянской взаимности.

Примечания

1 См.: Славянские народы и вторая мировая война [Круглый стол] Ц Славяноведение. 1996. № 3. С. 3-54; Марьина В. В. Славянская идея в годы второй мировой войны (К вопросу о политической функции) / Славянский вопрос: вехи истории. М., 1997. С. 169-181; Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. Москва; Новосибирск, 1997. Т. 1. 1944-1948. С. 985.

2 РЦХИДНИ. Ф. 17. On. 128. Д. 780. Л. 2, 9-18, 21 -22 и др.

5 АдибековГ.М. Коминтерн после формального роспуска (1943-1944) / Вопросы истории. 1977. № 8. С. 28-41.

4 Там же. С. 34.

5 Там же.

6 Там же. С. 37.

7 Там же. С. 36.

8 Там же. С. 37.

9 РЦХИДНИ. Ф. 17. On. 128. Д. 780. Л. 2, 9-18, 21 -22 и др.

10 См.: Копейка Й. Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX и XX веках. Praha, 1961. С. 162-219; HroziencikJ. VSeslovansky vybor v Moskvë / Slo-vansky prehled. 1967. №6; КуянМ.В. Дялънють Всеслов'янського комггету по згуртованню антифашистських сил (1941-1945) Ц Укралнський ic-горичний журнал. 1970. № 7; Беляева В. И. Деятельность А. А. Вознесенского во Всеславянском комитете и Славянском комитете СССР Ц Сов. славяноведение. 1973. № 3; Ва-левЛ.Б., Марьина В. В., Славин Г. M. Всеславянский комитет и освободительное движение зарубежных славянских народов в период второй мировой войны / История, культура, этнография и фольклор славянских народов. Варшава, август 1973. Доклады сов. делегации. М., 1973. С. 73-91; Кириллов А. В. Всеславянский комитет / Вопросы истории. 1977. №7\ ДостальМ.Ю. Славянский конгресс в Белграде в 1946г. / Славянские съезды Х1Х-ХХвв. М., 1994. С. 128-142; Она же. Идея славянской солидарности и несостоявшийся в Москве в 1948 г. Первый общеславянский конгресс ученых-славистов / Славянский вопрос... С. 182-203; РукольБ. М. Идея общности славян в материалах Всеславянского комитета в Москве Ц Славянский вопрос... С. 204-210 и др.

11 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 158.

12 Бернштейн С. Б. Трагическая страница из истории славянской филологии (3fre годы XX века) // Сов. славяноведение. 1989.№ 1.С. 77-82.

13 Литература по этой теме указана в нашей публикации: ДостальМ. Ю. Неизвестные документы по истории создания Института славяноведения АН СССР / Славяноведение. 1996. № 6. С. 3-6 и др.

14 В этом отношении показательна проблематика запланированных и опубликованных работ Сектора славяноведения Института истории АН СССР. См.: Документы к истории отечественного славяноведения 40-х годов XX в. / Славистика СССР и русского зарубежья 20-40-х годов XX века. [Публикация А.Н. Горя-иноваи М. Ю. Досталь]. М., 1992. С. 97-144.

15 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 733. Л. 252.

16 ПетроваН. К. Антифашистские комитеты в СССР: 1941 -1945 гг. М., 1999. С. 19.

17 Там же. С. 70-71.

18 Там же. С. 71.

19 Там же.

20 Там же. С. 72.

21 Всеславянский митинг в Москве. Выступления представителей славянских народов на Всеславянском митинге, состоявшиеся 10-11 августа 1941 г. М., 1941. С.9.

22 Петрова Н. К. Антифашистские комитеты в СССР... С. 73.

23 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 128. Ф. 733. Л. 254.

24 Петрова Н. К. Антифашистские комитеты в СССР... С. 77.

25 Там же. С. 73-74.

24 Там же. С. 74.

27 Там же.

28 Гундорова Р. А. Всеславянский комитет в борьбе с фашизмом II Всеславянский собор. Альманах. М., 1998. С. 38.

29 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 128. Ф. 733. Л. 252.

30 Центральный архив личных коллекций г. Москвы. Ф. С. Б. Бернштейна. [В обработке]. Мемуары «Зигзаги памяти». Часть 2. 8 декабря 1973 г.

31 Полный список членов ВСК в период войны см.: РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 242. Л. 1-11.

32 Там же. Д. 733. Л. 253.

33 Там же. Л. 263-264; ГА РФ. Ф. 6646. Оп. 1. Д. 32. Л. 9-13.

34 Подробнее см.: ПетроваН. К. Указ. соч. С. 122; ДостальМ. Ю. Украинская тематика на страницах журнала «Славяне» в годы Великой Отечественной войны Ц Славянский альманах. 1998. М„ 1999. С. 149-156.

35 Там же. Л. 272-286.

36 Там же. Л. 256-257, 274.

37 О проблематике журнала «Славяне» говорилось в неопубликованных докладах М.Ю. Досталь. См., например: ДостальМ. Ю. IV Пичетовские чтения Ц Сов. славяноведение. 1990. № 2. С. 110.

38 ГА РФ. Ф. 6646. Оп. 1. Д. 1. Л. 18, 34.

39 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 733. Л. 254-255; Второй Всеславянский митинг в Москве 4 апреля 1942 г. М., 1942. С. 11.

40 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 733. Л. 254-255.

41 ВалевЛ. Б., Марьина В. В., Славин Г. М. Всеславянский комитет... С. 83-84.

42 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 733. Л. 256.

43 Там же. Л. 258; Третий Всеславянский митинг в Москве. М., 1943. С. 19, 57.

44 ВалевЛ.Б., Марьина В. В., СлавинГ.М. Всеславянский комитет... С. 85-86.

45 Там же. С. 89; РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 733. Л. 260.

46 «Напред, ка победисловени-ратници!»(Митингславян воинов). М., 1944. С. 16.

47 Там же. С. 23, 42.

48 ГА РФ. Ф. Р-9564. Оп. 1. Д. 95. Л. 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49 Подробнее см.: Досталь М. Ю. Славянский конгресс в Белграде... С. 128 -142.

50 Подробнее см.: МарьинаВ.В. 1944-1945 годы: ждали ли русских в Восточной Европе Ц Славяноведение. 1999. № 1. С. 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.