Научная статья на тему 'Новое пособие по научной речи для иностранных студентов-психологов'

Новое пособие по научной речи для иностранных студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
316
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барышникова Е. Н., Завьялова О. С.

Статья посвящена описанию учебного пособия по научному стилю речи для иностранных студентов I курса, обучающихся по специальности «Психология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Барышникова Е. Н., Завьялова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW TEXTBOOK OF RUSSIN SCIENTIFIC STYLE OF SPEECH FOR FOREIGN STUDENTS, STUDING PSYCHOLOGY

The authors present a new textbook of Russian for foreign students, studying psychology.

Текст научной работы на тему «Новое пособие по научной речи для иностранных студентов-психологов»

НОВОЕ ПОСОБИЕ ПО НАУЧНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Е.Н. БАРЫШНИКОВА, О.С. ЗАВЬЯЛОВА

Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая б, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена описанию учебного пособия по научному стилю речи для иностранных студентов I курса, обучающихся по специальности «Психология».

«Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью» /1/. Количество областей практики, нуждающихся в психологии, постоянно увеличивается. Как следствие в обществе возрастает потребность в психологическом образовании. В вузах России увеличивается число студентов, в том числе и иностранных, желающих обучаться по специальности «Психология».

Перед преподавателями РКИ, таким образом, встает задача создания учебных пособий для этой категории учащихся, прежде всего, пособий по научной речи, главной целью которых является обучение общению в учебно-профессиональной сфере.

Обучение общению в учебно-профессиональной сфере предполагает формирование речевой и языковой компетенции с учетом

профессиональной ориентации учащихся. В соответствии с этим главной целью созданного на кафедре русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов (РУДН) пособия О.С. Завьялова, Е.Н Барышникова «Научная речь. Учебное пособие по русскому языку на материале текстов по общей психологии» - М.- Изд. РУДН, 2004, было:

1) формирование умений реализовать различные коммуникативные интенции в различных ситуациях общения в учебно-профессиональной сфере;

2) введение и активизация лексических и грамматических единиц как средств для реализации соответствующих коммуникативных интенций.

Пособие адресовано иностранным студентам, обучающимся по специальности «Психология», и соответствует программе I курса продвинутого этапа обучения. В качестве методического материала авторы предлагают 7 тем, структурно соответствующих разделам пособия (Например: Тема 1 - «Психология как наука»). Каждый раздел включает в себя несколько уроков. Каждая тема соответствует профессиональным

интересам студентов, изучающих психологию в качестве будущей профессии.

Урок имеет следующую структуру:

I. Предтекстовые задания. Цель этих заданий - снять трудности лексикограмматического и понятийного характера, которые могут возникнуть при чтении текста.

Блок предтекстовых заданий включает в себя:

- задания, направленные на отработку продуктивных словообразовательных моделей, встречающихся в тексте;

- задания, направленные на установление парадигматических отношений между лексическими единицами (задания построены на лексике текста);

- задания, направленные на определение различий между семантически близкими словами, на отработку их употребления в тексте - в качестве материла для заданий используются, в первую очередь, предложения из текста;

- задания, направленные на семантизацию новых лексических единиц -психологических терминов, необходимых для понимания текста;

- задания, направленные на отработку синтаксических конструкций, значимых для понимания текста.

Приведем примеры предтекстовых заданий (задание к тексту Урока 1 из Темы 4 «Сознание»).

Задание 1. Прочитайте сложные слова, в состав которых входит корень сам. Объясните значение этих слов. Придумайте словосочетания с этими словами.

Самосознание, самонаблюдение, саморегуляция, самооценка, самоуважение, самоконтроль, самокритичность.

Задание 2. Проверьте себя. Знаете ли вы следующие отглагольные существительные? От каких глаголов они образованы? Образуйте словосочетания с этими глаголами. Помните о падеже существительного после глагола.

Образец: мысленное построение действий —► мысленно построить действия. предвидение последствий действий —» обогащение знания —►

дифференциация психических образов по степени значимости для субъекта

оценка чувств, потребностей, мотивов поведения —» сознание отличия себя от остального мира —»

Задание 3. а) Вспомните синонимичные конструкции, которые используются при характеристике свойств предмета или явления: что? характеризуется чем?

Простейшие живые организмы характеризуются чувствительностью только к механическим прикосновениям, чему? присуще (присущ, -а, -о, -и) что?

Раздражимость присуща всем живым организмам на всех этапах эволюции.

б) Предложите синонимичный вариант предложений, данных ниже. Сообщите о свойствах сознания, используя конструкцию что? характеризуется чем?. Запишите эти предложения в тетради.

Сознанию присуща активность.

Сознанию присуща интенциональность.

Сознанию присуща способность к самонаблюдению.

Сознанию присущи периодические состояния (бодрствование, сон).

Задание 4. Предложите синонимичный вариант предложений, данных ниже. Выразите значение причины с помощью простого предложения с союзом благодаря (чему?).

Модель: Человек способен отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире, потому что он обладает сознанием

Человек способен отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире благодаря сознанию.

1) Человек способен к мысленному построению действий и предвидению их последствий, потому что он обладает сознанием.

2) Контроль и управление поведением личности осуществляются, потому что человек обладает сознанием.

3) Человек может наблюдать за собой, за своим ощущением, своим состоянием, потому что он обладает способностью к рефлексии.

4) Человек способен самостоятельно, т.е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение, потому что он обладает сознанием.

II. Основной текст, предназначенный для развития навыков изучающего чтения. Тексты, включенные в пособие, расположены по принципу нарастающей трудности, - их объем и сложность возрастают по мере обучения.

III. Послетекстовые задания, направленные на активное усвоение предложенного материала. Послетекстовые задания нацелены на проверку понимания текста, на формирование навыков анализа смысловой и грамматической структуры текста; письменной речи (написание различных видов планов, конспектирование, аннотирование); а также говорения (воспроизведение прочитанного текста, построение собственного высказывания; участие в диалоге, полилоге на материале прочитанного текста).

Поскольку задача пособия - подготовить учащихся к различным формам учебной деятельности, формулировка заданий, прежде всего направленных на продукцию, максимально приближена к той, с которой студенты сталкиваются в реальной учебной ситуации. Все задания построены исключительно на материале изучаемого текста, что обеспечивает многократное повторение коммуникативно значимых лексических единиц и синтаксических конструкций.

Приведем примеры послетекстовых заданий к тексту Урока 1 из Темы 4 «Сознание»:

Задание 6. Замените выделенные слова и словосочетания синонимичными, взяв их из текста.

1) Сознание свойственно только человеку как общественно-историческому существу.

2) Структура сознания включает в себя важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно пополняет свои знания.

3) Сознание человека имеет не пассивный характер, в результате чего все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость.

4) Наоборот, происходит различение по степени значимости для субъекта психических образов.

5) Благодаря способности к рефлексии человек может наблюдать за самим собой, за своим ощущением, своим состоянием.

6) Особое место в структуре сознания принадлежит самосознанию.

Задание 7. Найдите в тексте определения:

- сознания;

- самосознания.

Дайте синонимичные варианты этих определений, используя конструкции:

что? представляет собой что?

что? является чем?

что? рассматривают (-ется) как что?

под чем? понимают (-ется) что?

Задание 8. Ответьте на вопросы.

Как рассматривается сознание в отечественной психологии?

Что считают важнейшими функциями сознания?

Что входит в структуру сознания?

Какие свойства присущи сознанию?

В чем состоит активность сознания?

В чем состоит интенциональность сознания?

Что подразумевается под способностью к рефлексии?

Что понимается под самосознанием?

Какие компоненты самосознания были выделены B.C. Мерлиным?

Задание 9. Моделируем возможную ситуацию на экзамене. Ответьте на вопросы преподавателя, выполните его задание.

1. Преподаватель: Назовите функции сознания, выделяемые в

отечественной психологии.

Студент: ...

2. Преподаватель: Я попрошу Вас перечислить свойства сознания и коротко раскрыть, в чем они заключаются. Приведите свои примеры.

Студент: ...

3. Преподаватель: Что понимают под самосознанием? Это что-то, что существует отдельно от сознания?

Студент: ...

4. Преподаватель: Обобщите, пожалуйста, все, о чем Вы говорили.

Скажите, что входит в структуру сознания........и т.д.

Задание 10. Напишите вопросный и номинативный план текста.

Задание 11. Напишите конспект текста.

Задание 12. Используя ваш план и конспект, расскажите о современном понимании сознания в психологии.

IV. Каждая тема завершается заданием, предполагающим продуцирование обобщающих докладов-сообщений по всем урокам, составляющим тему.

Ряд тем завершаются обобщающим заданием, которое предполагает участие студентов в полилоге, построенном на материале прочитанных текстов. В качестве примера приведем задание, завершающее Тему 4 «Сознание».

Задание 16. а) Примите участие в семинаре по теме «Сознание» (Уроки 1-3). Ваша задача:

1) ответить на вопросы, отреагировать на реплики преподавателя, выполнить его задания;

2) внимательно слушать своих товарищей, для того чтобы добавить, дополнить;

уточнить;

возразить;

привести свой пример;

высказать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме. Используйте выражения:

Я бы хотел добавить; Можно мне дополнить? Разрешите мне добавить?

Я хочу уточнить;

По-моему, это неверно; Я не (совсем) согласен с тем, что...; Мне кажется, что правильнее будет сказать, что...

Я хочу привести пример; Разрешите, я приведу пример?

На мой взгляд, ...; С моей точки зрения,...; По моему мнению,...

Я считаю, что...; Я думаю, что...; Мне кажется, что...

б) Перед вами план семинарского занятия. Отвечайте на вопросы преподавателя. Будьте активны! Добавляйте, уточняйте, возражайте, спорьте, приводите примеры, высказываете свое мнение. Преподаватель: Начать наш разговор о сознании я хотел бы со слов С.Л. Рубинштейна, который писал, что «начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ». Что имел в виду ученый? Кто попробует объяснить?

Студенты: ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватель: Хорошо. Итак, сознание понимается как наивысшая в эволюционном ряду форма психического отражения. Скажите, можно ли говорить о том, что сознание присуще всем живым существам?

Студенты:...

Преподаватель: Действительно, сознательное отражение свойственно только человеку. Сознательная деятельность человека отличается от психической деятельности животных. А в чем состоит это отличие? и т. д.

V. Большинство тем включает в себя задание Для самостоятельной работы, направленное на развитие навыков письменной речи, на активизацию лексики по специальности, предполагающее опору, во-первых,

на творческие способности студентов, а во-вторых, на языковой материал (лексические единицы, синтаксические конструкции) встретившийся (знакомый или изученный) в данном разделе текстов. Это задание может быть выполнено учащимися самостоятельно дома.

В качестве примера приведем задание, которым завершается урок 3 Темы 5 «Мозг и психика».

Задание 20. Для самостоятельной работы.

Прочитайте последнее предложение из зад. 18: «В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему» (С. Л. Рубинштейн).

Согласны вы с утверждением известного ученого? Аргументируйте вашу точку зрения. Приведите примеры из вашей жизни (ваших друзей, родственников), чтобы проиллюстрировать вашу точку зрения.

Как можно использовать это наблюдение С.Л. Рубинштейна в работе психолога, педагога? Напишите сочинение (объем сочинения должен быть не менее 1 страницы).

VI. Наконец, в структуру каждого урока введены задания на активизацию лексико-грамматического материала. Для активизации отобран такой языковой материал (лексические единицы, синтаксические структуры и под.), который:

1) является значимым и частотным для данной темы;

2) является актуальным с точки зрения возможностей его использования в научной речи вообще;

Грамматические комментарии и задания на активизацию лексикограмматического материала помещены в конце урока. Приведем примеры подобных заданий из уроков 1,2 Темы 4 «Сознание».

Задание 13. Прочитайте предложения. Обратите внимание на то, как в них выражается значение одновременности двух действий, двух процессов, двух фактов:

Когда психика человека развивается, она изменяется не только количественно, но и качественно.

По мере того как психика человека развивается, она изменяется не только количественно, но и качественно.

Развиваясь, психика человека изменяется не только количественно, но и качественно.

В ходе развития, психика человека изменяется не только количественно, но и качественно.

В процессе развития психика человека изменяется не только количественно, но и качественно.

Обратите внимание! Выразить значение одновременности в форме простого предложения с деепричастным оборотом можно только в том случае, если субъект обоих действий, процессов один и тот же. Сравните:

1. Развиваясь (1 процесс), психика человека изменяется (2 процесс) не только количественно, но и качественно: психика развивается // психика изменяется

2. В ходе развития (1 процесс) науки происходило развитие (2 процесс) научного мышления: наука - 1 субъект; научное мышление - 2 субъект. В данном случае выразить значение одновременности в форме простого предложения с деепричастным оборотом невозможно, так как субъекты двух процессов не совпадают.

Вспомните, что деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я {-а только после звуков ч, ш, ж) \

читать —* чита-ют —> чита-я нести —► нес-ут —> нес-я кричать —> крич-ат —* крич-а

Исключение: от глаголов с суффиксом -ва- после корней да-, зна- ста-деепричастия образуются от основы прошедшего времени: давать —► дава-л —* дава-я; узнавать —> узнава-л —* узнава-я; вставать —*■ встава-л —>■ встава-я.

Сравните с другим корнем: волноваться —* волну-ет-ся —*■ волну-я-сь

Задание 14. Предложите синонимичный вариант предложений, данных ниже. 1) Выразите значение одновременности в форме простого предложения с деепричастным оборотом - там, где это возможно. Будьте внимательны с падежными формами: деепричастие - это форма глагола, следовательно, требует после себя такого же падежа, что и глагол.

2) Когда человек изменяет в своей деятельности мир, он начинает по-другому видеть, воспринимать этот мир.

3) В процессе исследования психики животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей.

4) По мере того как человек создает материальные продукты своей деятельности, он вместе с тем формирует и свои способности.

5) В ходе обучения способности ребенка не только проявляются, но и формируются.

6) Когда Бюлер стремится подчеркнуть качественные особенности различных ступеней развития психики, он в результате противопоставляет их друг другу.

7) В ходе изучения пищеварения Павлов заметил, что при одном только виде тарелки с едой у собаки начинает выделяться слюна.

8) Когда З.Фрейд разрушал прежние объяснительные схемы, он предлагал вместо них новые (так, например, Фрейд стал рассматривать ассоциации как симптомы мотивационных установок личности).

9) По мере того как человек овладевает содержанием культуры и затем изменяет в своей трудовой деятельности действительность, он изменяется сам.

10) Когда A.A. Потебня выявляет качественные различия форм мышления, он вместе с тем внешне не противопоставляет их друг другу.

Задание 19. Прочитайте предложения. Сформулируйте вопросы, на которые эти предложения являются ответом.

1. Главное отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. 2. Развитие сознания у человека связывают с началом общественно-трудовой деятельности. 3. Сознание служит для регуляции поведения. 4. В качестве главной задачи современная когнитивная

психология рассматривает объяснение причин и механизмов сознания......

Задание 20. Прочитайте два небольших текста. Выберите из них тот, в котором порядок слов соответствует нормам построения текста в русском языке. Объясните свой выбор.

Обратите внимание! В русском языке свободный порядок слов, который подчиняется коммуникативной задаче говорящего. Текст строится таким образом, что новая информация располагается в конце предложения. В следующем же предложении будет уже другая новая для адресата информация, и то, что было в конце предыдущего предложения, начинает следующее:

Вчера я был в театре. —> В театре я был с Машей. —» Маша - моя старая школьная подруга., и т.д.

1. Главное, что определяет поведение животных, - это подчиненность поведения животных биологическим целям, задачам и ситуациям. Вся активность животных определяется биологическими мотивами. Стремление выжить является наиболее важным из биологических мотивов.

2. Главное, что определяет поведение животных, - это подчиненность поведения животных биологическим целям, задачам и ситуациям. Биологическими мотивами определяется вся активность животных. Наиболее важным из биологических мотивов является стремление выжить.

Навыки и умения, формируемые в процессе работы над материалами пособия, являются основой для решения различных коммуникативных задач, возникающих у учащихся в различных ситуациях общения в учебнопрофессиональной сфере.

A NEW TEXTBOOK OF RUSSIN SCIENTIFIC STYLE OF SPEECH FOR FOREIGN STUDENTS, STUDING PSYCHOLOGY

O.S. ZAVJALOVA, E.N. BARYSHNIKOVA

Department of Russian Language and Methods of its Teaching People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklaja, 6, 117198 Moscow, Russia

The authors present a new textbook of Russian for foreign students, studying psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.