Научная статья на тему 'Новые учебные материалы по русскому языку для иностранных студентов-журналистов'

Новые учебные материалы по русскому языку для иностранных студентов-журналистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гынин В. И.

Статья является фрагментом урока из Раздела III Учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов-журналистов В.Д.Котовой, В.И.Гынина «Средства массовой информации: рыночная экономика, право, мораль» (Научный и газетно-публицистический стили речи) М.: Изд. РУДН, 2006. Пособие предназначено для студентов-журналистов и соответствует продвинутому этапу обучения иностранных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW TEXTBOOK OF RUSSIAN FOR STUDENTS, STUDING JOURNALISM

The author present a new textbook of Russian for foreign students, studing journalism.

Текст научной работы на тему «Новые учебные материалы по русскому языку для иностранных студентов-журналистов»

НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ

В.И. ГЫНИН

Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая 6, 117198 Москва, Россия

Статья является фрагментом урока из Раздела III Учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов-журналистов В.Д.Котовой, В.И.Гынина «Средства массовой информации: рыночная экономика, право, мораль» (Научный и газетно-публицистический стили речи) - М.: Изд. РУДН, 2006. Пособие предназначено для студентов-журналистов и соответствует продвинутому этапу обучения иностранных учащихся.

Журналистика - часть социальной системы и особый социальный институт общества. На журналистов возлагается особая роль, которая наиболее ярко проявляется в периоды обострения политической или экономической ситуации, во время участившихся природных катаклизмов или террористических актов. И хотя работа журналиста остается одной из опасных и рискованных, число студентов, в том числе и иностранных, желающих посвятить себя этой профессии, неуклонно возрастает.

Целью данного пособия является формирование навыков и умений владения языком специальности «Журналистика», а также углубление и расширение знаний студентов-журналистов в области лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса русского языка.

Пособие позволяет подготовить иностранных студентов к чтению, говорению и письму на материалах научного и газетно-публицистического стилей речи, что является языком специальности «Журналистика».

Пособие состоит из трех разделов, каждый из которых включает в себя три урока. Так, например, в Разделе I говорится о правах и обязанностях журналистов. В Разделе II речь идет о российских СМИ в условиях рыночной экономики. В Разделе III представлены темы, отражающие проблемы современной зарубежной журналистики. Каждая предложенная тема интересна студентам-журналистам с точки зрения их будущей профессии.

Урок состоит из базового текста, теста, предтекстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые задания представляют собой упражнения по лексике и словообразованию на основе базового текста. Задания по лексике не только формируют определенный лексический минимум по темам уроков,

но и расширяют словарный запас учащихся, помогают снять трудности понятийного характера при чтении текста. Задания по словообразованию направлены на активизацию наиболее употребительных словообразовательных моделей, а также на снятие грамматических трудностей при работе над текстом.

Текст имеет установку на изучающее чтение. Он в объемном отношении соответствует требованиям, предъявляемым текстам для изучающего чтения (Профессиональный модуль «Журналистика». Второй сертификационный уровень).

Обязательным компонентом послетекстовых заданий являются речевые задания, призванные подготовить учащихся к беседе по теме. Студенты учатся аргументировать свою точку зрения по проблемам текста, составляют интервью и готовят сообщения, необходимые для работы будущим журналистам.

В конце каждого урока для проверки пройденного материала осуществляется устный контроль, когда студент готовит сообщения по предложенным темам, и письменный контроль, когда учащийся пишет сочинение творческого характера.

С целью ознакомления со структурой урока предлагаются следующие материалы Раздела III.

Речевая тема\ «Рыночные отношения и конкуренция журналистов». Предтекстовые задания

Задание 1. а) Прочитайте глаголы и проанализируйте их лексическую сочетаемость; б) Определите, какие из словосочетаний употребляются в переносном значении; в) Составьте с некоторыми словосочетаниями предложения и напишите их.

1. снимать - снять

что? пальто, шляпу, обувь; картину, копию, фильм, бой; кого? артиста, солдат; с чего? с учёта, с работы, с экрана, с эфира.

2. терять - потерять кого? друзей, брата; что? ключи, деньги, время; голову, совесть, надежду.

Задание 2. Замените выделенные слова и словосочетания синонимическими вариантами, используя материал задания 1.

1. Стрингеры делают реальные фильмы о войне.

2. Корреспондент уже не надеялся взять интервью у известного политика.

Задание 3. Вставьте в предложения необходимые по смыслу прилагательные или существительные. Помните о глагольном и именном управлении, а также о согласовании имён.

1. объективный - объективность; реальный - реальность Все надеялись на ... (решение) суда.

Стрингеры снимают не «спектакли» - они снимают ... (бои).

2. смелый - смелость; храбрый - храбрость

У русских есть такая поговорка: «.....города берёт».

Вы совершили........(поступок).

Задание 4. Прочитайте толкование выделенных слов, обращая внимание на проставленное ударение.

авантюризм - склонность к авантюрам, к рискованным и сомнительным делам, рассчитанным на случайный успех.

пацифизм - мировоззрение, осуждающее всякие войны и требующее мира на земле.

Задание 5. Закончите предложения, используя материал задания 4.

1. Авантюрист - это человек, который имеет ...

2. Пацифистами называют тех людей, которые имеют ...

Задание 6. Оформите предложения, последовательно используя материал задания 4.

1. В работе стрингера нет никакого..... так как его действия точны,

продуманы и хорошо спланированы.

2. Стрингер не был сторонником......... но он ненавидел войну.

Задание 7. а) Прочитайте сложные слова, определите их состав и

объясните значение; б) Составьте словосочетания, используя слова правой колонки; напишите их. Помните об именном управлении и согласовании имён.

Правозащитники известный, российский, весь;

международная организация, деятельность;

телекомпании международный, британский,

канадский;

мир, Египет, Россия;

Задание 8. а) Образуйте прилагательные при помощи суффиксов 1) -н-; 2) -ическ-; 3) -ов-, -ев-;

б) Составьте с образованными прилагательными именные словосочетания, используя слова правой колонки. Помните о согласовании имён.

1) -н- авантюра -.........отвага, предприятие, характер, подход

2) -ическ- террорист -.........акт, группировка, группы, действия

3) -ов-, -ев- масса -..........героизм, беспорядки, сцены в кино,

спрос

воля -..........человек, характер, натура, решение

Задание 9. Определите, какой частью речи являются выделенные слова и как они образованы.

1. То, чем занимаются стрингеры, выглядит романтично и героически.

2. Снятые стрингером репортажи обошли все крупнейшие телекомпании мира.

Задание 10. Прочитайте текст и дайте свой вариант его названия. Текст 1

«Люди, которых нет»

В тексте речь идет о стрингерстве как особом явлении современной журналистики. Известный российский стрингер Э.Джафаров в интервью раскрывает роль стрингеров о освещении событий, разбирает их поведение в быту и в «горячих точках», подчеркивает рискованный характер профессии, рассматривает конкуренцию между стрингерами. Он выделяет отличия между стрингерами и штатными корреспондентами, показывает отношение стрингеров к войне. Не забывает Э.Джафаров сказать и об издержках данной профессии.

Послетекстовые задания

Задание 11. Выберите правильный и наиболее полный вариант продолжения предложения.

1. С точки зрения журналистки Людмилы Столяренко, стрингеры -это люди, которые ...

A. ... охраняются законом и государством.

Б. ... находятся вне закона.

B. ... соблюдают все законы.

2. Джафаров утверждает, что во время работы в «горячих точках» стрингер должен ...

A. ... показать позицию одной стороны.

Б. ... помочь телезрителям разобраться, кто прав и кто виноват.

B. ... показать позиции обеих сторон конфликта бесстрастно, чтобы телезрители сами разобрались, кто прав и кто виноват.

Задание 12.. Составьте словосочетания, используя нужную падежную форму числительных и существительных.

1, 2, 4, 15, 18, 34 (человек, «горячая точка»);

11 (сентябрь, 2001 год);

Задание 13. Определите падежные формы выделенных числительных. Напишите предложения, заменив цифры прописью.

1. В России профессиональных стрингеров не больше 15 человек, а в мире - около 70.

2. За спиной этого журналиста - 34 «горячие точки».

Задание 14. Напишите предложения, используя нужные падежные и предложно-падежные формы существительных.

1. Стрингеров обвиняют ... (продажность и цинизм).

2. На войне стрингеры живут ... (палатки), вместе ... (солдаты).

Задание 15. Замените выделенные слова и словосочетания

синонимическими вариантами, используя материал текста 1. Помните о глагольном и именном управлении.

1. Законы не защищают тех людей, профессия которых - «стрингер».

2. Когда стрингер приезжает в «горячую точку», его задача -установить рабочие отношения с руководителем пресс-службы или каким-нибудь командиром.

Задание 16. Напишите предложения, используя нужную видовременную форму глагола.

1. Стрингеров ... (называть - назвать) глазами и ушами общества.

2. Во вчерашнем номере газеты штатный журналист ... (обвинять -обвинить) стрингеров в цинизме.

Задание 17. Напишите предложения, используя глаголы движения нужного вида и значения.

1. Репортажи, снятые Э. Джафаровым, ... (обойти - обходить) все крупнейшие телекомпании мира.

2. Когда штатные корреспонденты ... (уехать - уезжать), на их место ... (приехать - приезжать) стрингеры.

Задание 18. Замените прямую речь косвенной, используя союзы сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.

1. Э. Джафаров заявил корреспонденту: «Я не пацифист, но я ненавижу войну и делаю больше, чем все правозащитники».

2. Руководитель пресс-службы сказал стрингеру: «Возьмите ваше удостоверение».

Задание 19. Оформите сложноподчинённые предложения, используя необходимые союзы и союзные слова.

1. Стрингер - это глаза и уши общества, ... благодаря стрингерам всё тайное становится явным.

2. Быть стрингером очень опасно, ... со стороны профессия выглядит романтично.

Задание 20. Ответьте на вопросы, используя материал текста 1.

1. Каким образом стрингеры вызывают у людей отвращение к войне?

2. С какой целью стрингер показывает позиции обеих сторон конфликта?

Задание 21. Расскажите о поведении стрингера в «горячих точках».

Задание 22. Расскажите, как Эдуард Джафаров объясняет отношения конкуренции между стрингерами.

Задание 23. Расскажите о том, почему в понятие «цена отснятого материала» входит понятие «цена риска».

Задание 24. Расскажите об отношении стрингера Э.Джафарова к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

войне.

Задание 25. Расскажите о стрингерстве как особом явлении современной журналистики.

При подготовке сообщений заданий 21-25 студенты используют именные и глагольные словосочетания, которые даны после каждого задания.

Задание 26. Выразите согласие или несогласие с данными утверждениями стрингера Э. Джафарова, используя материал текста 1.

1. «Стрингер - это глаза и уши общества».

2. «Стрингер, показывая войну, делает больше, чем все правозащитники».

Задание 27. Прокомментируйте следующие высказывания стрингера

Э.Джафарова. Выразите свою точку зрения по поводу этих утверждений.

1. «За правду нас никто не любит: ни штатные журналисты, ни их руководители, ни военные».

2. «Когда начинается работа, стрингеры друг другу не товарищи».

Задание 28. Напишите не менее 10 вопросов, которые вы бы задали стрингеру после его пребывания в одной из «горячих точек» мира.

Задание 29. Подготовьте сообщения по следующим темам:

1. «Моральные нормы стрингеров».

2. «Стрингерство как род занятий и образ жизни».

Задание 30. Напишите сочинение, выбрав одну из следующих тем:

1. «Стригнгер - авантюрист или герой-одиночка?».

2. «Стрингерами не рождаются - стрингерами становятся».

Учебное пособие, фрагменты которого представлены в данной статье, должно помочь иностранным студентам-журналистам в овладении языком будущей специальности.

A NEW TEXTBOOK OF RUSSIAN FOR STUDENTS,

STUDING JOURNALISM

V.I.GYNIN

Department of Russian Language and Methods of its Teaching People’s Friendship University of Russia Miklukho-Maklaja str., 6, 117198 Moscow, Russia

The author present a new textbook of Russian for foreign students, studing journalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.