НОВОЕ ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО ПРАВОПОРЯДКА в российской юриспруденции
М.Л. Репкин
(старший преподаватель кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Волгоградского института экономики, социологии и права, кандидат юридических наук)
Кардинальные социально-экономические и политические перемены, произошедшие в России, требуют осуществления научно-исследовательской работы по осмыслению и анализу категорий, отражающих новую природу этих изменений. К таким новым категориям современности мы можем отнести правопорядок и местное самоуправление, которые до сих пор рассматривались лишь в отдельности и преимущественно с точки зрения юридической науки, в отрыве от методологической основы, хотя право как составляющая философской категории бытия постоянно находилось в центре внимания философов с древности до новейшего времени. Отсутствие взаимосвязи юриспруденции и философии, в свою очередь, обусловлено тем, что правопорядок (то, что должно организовать право как самополагающую себя сущность) не подвергался изучению в рамках предмета философии права. Поскольку философия права не включает в свой категориальный понятийный аппарат понятие «правопорядок», возникает необходимость восполнить этот пробел, чтобы восстановить диалектическое единство общего, особенного и частного.
Правопорядок - это философско-правовая категория, включающая в себя не только юридический, но и политический, социальный, а также социокультурный и цивилизационный аспекты.
Центром правового порядка является человек, его интересы и стремления, жизненные потребности, которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом.
В основе естественного порядка лежат объективные законы природы, функционирующие независимо от воли и жела-
ний людей. Организация, установление и поддержание социального порядка требует активных человеческих усилий, поэтому на всех этапах развития государственноорганизованного общества к вопросам социального и правового порядка было обращено пристальное внимание людей.
Первые упоминания о необходимости разумного социального порядка мы обнаруживаем в трудах античных философов, таких как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В своей работе «Политика» Аристотель, рассуждая об общественном устройстве, генезисе государства, государственности управлении, отмечает важность поддержания необходимого порядка.
В своем философском учении о праве, законе и государстве Цицерон подчеркивает, что само государство (или «общий правопорядок») с его установлениями и законами является воплощением того, что по природе есть справедливость и право1.
В философской литературе и работах по общей теории права указывается на важность системного исследования общественных явлений, изучения структурных образований целостных систем.
«Как часть социальной действительности и ее продукт правопорядок возникает и существует на определенном этапе исторического развития и не является статической, неизменяемой величиной. В тот или иной период социальной истории его роль, значимость и функции могут весьма существенно разниться, а возможный потенциал воздействия на жизнедеятель-
1 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. -М., 1997. - С. 412-430.
ность общества в целом может как увеличиваться, так и снижаться»1.
С точки зрения философско-правового подхода к категории «правового порядка» философия права выступает в качестве фундаментального основания исследования, т.к. она является универсальным руководством в научном познании и познава-тельским инструментом любого правового исследования. Это объясняется тем, что философия права «выполняет специальные гносеологические функции, являясь теорией познания логикой и диалектикой развивающегося права»2.
Правовой порядок представляет собой не столько управляемую государством, сколько самоорганизующую систему.
В механизм самоорганизации правового порядка входят традиции его духовно-культурной основы, потенциальность, системообразующие связи, «...воспроизведение духовно-культурных традиций правового порядка (прежде всего идеал справедливости, приоритет общесоциальных интересов, коллективизм, тесная связь права с религией, взаимопомощь, уважение к государству) как сущностных норм юридической деятельности...»3, которые могут рассматриваться в качестве воспроизводства самого правопорядка.
Правопорядку как части общественного порядка присуща относительная самостоятельность, которая выражается в том, что он обладает своими специфическими свойствами, отличными от других свойств общественного порядка, и имеет свои подсистемы и составные части.
С одной стороны, это объективные законы развития общества, реальные потребности жизни, национальные тенденции по осуществлению социальных целей общественного развития, с другой - субъективная деятельность людей, интересы государственной власти и групп людей,
1 Казаков В.Н. Правовой порядок в юридической теории и практике: Автореф. ... д-ра юрид. наук. - М. 2003. - С. 24.
2 Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М.,
2000.- С. 72.
3 Казаков В.Н. Указ.соч. - С. 12.
правовое оформление реальной жизни, т.е. государственно-волевое начало.
Материальное содержание правопорядка - это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, объективные потребности в упорядочении общественных отношений и поведении их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой и т.д.
Государственно-волевое содержание правопорядка - это суммированный результат государственной воли и интересов всех участников правопорядка4.
Государственный характер правопорядка характеризуется тем, что он возникает и развивается одновременно и в совокупности с государством и правом, подчиняясь общим для них социальным закономерностям. Он возникает и существует там и тогда, где и когда государственная власть в нем заинтересована, он несет на себе все существенные черты государственности, являясь составной частью государственно-правовой надстройки общества. Свои юридические качества и свойства правовой порядок черпает в законах, в тех правовых идеях, принципах и институтах, что взяты на вооружение государственной властью.Власть определяет его сферы, процедуру осуществления, участников и регламентацию их взаимоотношений, последствия нарушения установленного порядка и многое другое.
Характер общественной жизни в различных сферах неодинаков, однако правопорядок, основанный на единых политических и правовых принципах, которые обеспечены единством государственной воли и законности, един на всей территории российского государства.
Что же касается критерия общественных отношений, мы разделяем мнение К.Х. Можджяна, который предлагает в качестве такого критерия использовать предложенное в социальной философии структурирование общественных связей в социуме на четыре основных типа совместной активности людей, необходимых для самодостаточности существования общественного
4 См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2000. -С. 562-579.
Юридическая наука и правоохранительная практика коллектива: производство определенной информации; создание и оптимизация общественных связей и отношений; производство и воспроизведение непосредственной человеческой жизни; совместное производство вещей1.
Применительно к отраслям права (конституционного, административного, муниципального) один из типов совместной деятельности распространяется на организационную (административно-политическую) сферу общественной жизни. В данном случае мы говорим о сфере местного самоуправления, которая входит в общее пространство правового регулирования. Следовательно, речь может идти только о государственном правопорядке, который регулирует общественные отношения в сфере местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление охватывается государственным правопорядком, т.к. с точки зрения организационно-пространственных координат существует единый правопорядок как в государстве, так и на территории конкретных муниципальных образований, расположенных, в свою очередь, на тождественной территории государства.
Следует уточнить, что здесь речь идет
0 режиме такого правопорядка, который устанавливается на конкретной территории. Соответственно, на территории муниципального образования устанавливается свой режим местного правопорядка, который не нарушает иерархию законодательных актов федерального центра и его субъектов, т.к. издаваемые муниципальные правовые акты не противоречат общему принципу единства законности на всем правовом пространстве Российской Федерации.
Правовой порядок есть реальное состояние правовой жизни общества, поэтому в философском смысле порядок является характеристикой правовой реальности как структуры, устойчивой связанности социальных отношений и действий людей. Следовательно, на местном уровне складывается тот правовой порядок, который
1 См.: Можджян К.Х. Введение в социальную философию. - М., 1997. - С. 84.
2 (5) 2008
отвечает требованиям и нуждам граждан, тот правопорядок, в котором сочетаются различные интересы (общественные и личные, общие и индивидуальные).
Местный правопорядок - это частное понятие, взаимосвязанное по объему с общегосударственным понятием «правопорядок». В силу зависимости от всеобщего местный правопорядок формируется как особый компонент государственного правопорядка. Логично предположить, что при определении понятия «местный правопорядок» необходимо основываться на существенных признаках общего правопорядка, выступающих в качестве родовых по отношению к сумме частных, специальных признаков, определяющих самостоятельную сущность, форму и содержание местного правопорядка.
Понятие общего, государственного правопорядка изучается теорией государства и права. Следовательно, выявление соотношения общего и особенного в научном определении понятия «местный правопорядок» нельзя ограничить философским аспектом - необходимо исследование теоретического понимания правопорядка в науке теории права.
Научные понятия и теории появляются, развиваются, дополняются, отрицаются и исключаются из научного оборота во времени и в пространстве, материальным воплощением которого является публикация
- книга, статья, диссертация. Основываясь на данном историческом свойстве науки, целесообразно рассмотреть процесс понимания феномена социалистического правопорядка в определенные периоды, начиная со второй половины XX в., опираясь на опубликованные работы известных советских и российских ученых-специалистов в области теории правоведения.
Шестидесятые годы XX столетия знаменуются периодом развернутого строительства коммунизма в СССР. В программе КПСС, принятой XXII съездом партии, была определена сущность главного направления деятельности партии, государственных органов и народа в период строительства коммунизма. Были поставлены задачи на всестороннее развертывание и
совершенствование социалистической демократии, достижение активного участия всех граждан в управлении государством, руководстве хозяйственным и культурным строительством, правоохранительной деятельности и усилении народного контроля над работой государственного аппарата.
В аспекте правопорядка программа КПСС ставила задачу обеспечить строгое соблюдение социалистической законности, искоренение нарушений правопорядка, ликвидацию преступности и устранение всех причин, ее порождающих. Прогнозировалось, что эти задачи будут выполнены в течение 20 лет и уже в 1980 г. советский народ будет жить при коммунизме1.
Появление в программных документах партии наряду с охраной законности задачи охраны правопорядка в то время, естественно, привлекало внимание советских ученых к более основательной разработке этого понятия, чем прежде, а главное - к адаптированию правопорядка к условиям гипотетического коммунистического порядка, не нуждающегося с позиций теории марксизма ни в праве, ни в государстве.
В качестве исходных определений правопорядка, предшествующих постановлениям XXII съезда КПСС, обратимся к работам, опубликованным в 1959 и 1960 гг. П.Е. Недбайло, который дал следующее определение правопорядка: «Правопорядок
- это порядок фактических взаимоотношений участников общественной жизни, в которые они вступают как носители прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. Правопорядок представляет собой совокупность конкретных правоотношений в данном обществе. Следовательно, социалистический правопорядок - это результат действия законности, новое качество процесса ее осуществления, приобретенное ею в общественной жизни»2.
В данном тезисе содержится два определения: 1) определение правопорядка в широком смысле как правоотношения, реализуемого субъектами правообязанностей в
1 См.: Материалы XXII съезда КПСС. -М., 1962. - С. 400.
2 Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. - М., 1960. - С. 125.
фактической общественной жизни; 2) определение правопорядка в узком значении, ха-растеризующее социалистический правопорядок как новое качество социалистической законности. Итак, по мнению П.Г. Недбайло, в широком смысле, правопорядок - это правоотношения, в узком - это перевоплощенная социалистическая законность.
Будущий идеал государственного правопорядка изобразил Г.Н. Федькин, утверждая, что правопорядок - это такой порядок общественных отношений, при котором установленные и гарантированные государством демократические права и свободы граждан осуществляются на деле, в жизни, при котором забота о человеке, об удовлетворении его материальных и культурных потребностей является для государства высшим законом3.
Ценность данной характеристики правопорядка заключается в указании на конечную абстрактно-абсолютную цель правопорядка - обеспечение максимальной защиты личности и прав граждан и максимального удовлетворения всех потребностей граждан.
Предтечи понимания правопорядка в соответствии с программой коммунистического строительства подготовили почву для дальнейшего его исследования, начало которому положила монография Н.Г. Александрова о праве и законности в период развернутого строительства коммунизма.
Н.Г. Александров указал, что правопорядок выражается, во-первых, в неуклонном выполнении всеми участниками правоотношений своих юридических обязанностей, а также реально гарантированном осуществлении их субъективных прав; во-вторых, в беспрепятственном осуществлении субъектами права своей правоспособности и соблюдении их правового статуса4.
По Н.Г. Александрову, правопорядок
- это следствие, результат, во-первых, в выполнении субъектами правоотношения прав и обязанностей, т.е. строгом соответс-
3 См.: Теория государства и права. - М., 1955.
- С. 301.
4 Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма.
- М., 1961. - С. 256.
Юридическая наука и правоохранительная практика твии действия субъекта правоотношения норме права, во-вторых, реальной гарантии осуществления субъективных прав, в-третьих, осуществлении субъектами права своей правоспособности и, в-четвертых, соблюдении их правового статуса. По сути, Н.Г. Александров охарактеризовал правопорядок аналогично Г.Н. Федькину, а также обозначил конечные цели правопорядка. Непонятны два момента. Первое, что является правопорядком, чем он отличается от других состояний общества. Второе, каков смысл этих целей, что это дает человеку и гражданину? Понятно то, что Н.Г. Александров недвусмысленно требует введения в юридической форме строгой дисциплины. Логика проста: если все субъекты будут безукоризненно и добровольно исполнять юридические обязанности в соответствии со своей правоспособностью и осуществлять свои субъективные права в соответствии с правовым статусом, то в коммунистическом обществе будет достигнут правопорядок.
В отличие от Н.Г. Александрова, М.Д. Шаргородский дает хотя и краткое, но соответствующее законам логики определение: «Правопорядок - это обеспеченная законностью система регулируемых правом социалистических общественных отношений»1. Во-первых, в качестве родового признака взяты общественные отношения, во-вторых, к специальным признакам отнесены нормативность и обеспеченность законностью, что характеризует данное определение как вполне научное, хотя и спорное с точки зрения современности.
Д.А. Керимов провозглашает: «Советский социалистический правовой порядок как прочный и устойчивый правовой режим в стране достигается в результате законодательного урегулирования соответствующих отношений и соблюдения требований социалистической законности. Он характеризуется ясностью и определенностью правового положения советских общественных и государственных организаций, должностных лиц и граждан, охра-
1 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. - М., 1961. - С. 294.
2 (5) 2008
ной права и обеспечением выполнения их обязанностей, правомерностью их действий»2. Возникает вопрос: насколько точно данное определение характеризовало правопорядок, имевший место в СССР в 1960е гг. Если убрать из приведенного тезиса слова «советский» и «социалистический» и заменить их другим словом, скажем, «китайский» или «российский», то получится панегирик правопорядку любой страны. В этом отношении прав был Г. Кельзен, указывавший, что правопорядком может быть названа любая совокупность норм3.
Оригинальная трактовка понятия «правопорядок» предлагалась С.Ф. Кече-кьяном, который полагал, что правопорядок - это не просто нормы права, а нормы права в их осуществлении вместе с конкретными правами, обязанностями, сетью правоотношений, соответствующих нормам права. Правопорядок предполагает точное и неуклонное соблюдение норм права, их воплощение в правоотношениях. В результате установления и выполнения правовых обязанностей, возникновения прав и образования правоотношений складывается соответствующий нормам советского права порядок общественных отношений4.
Отличительная особенность данного определения проявляется в суждении, что правопорядок - это нормы права, воплотившиеся в правоотношениях. Но реальная сущность такого процесса основана на том, что правовая норма создает, формирует, устанавливает, регулирует, регламентирует правоотношение, следовательно, по мнению С.Ф. Кечекьяна, правопорядок образуется при условии, если творец - норма - воплотится в своем творении - правоотношении.
Краткое и ясное определение дает Ю.А. Соколов: «Правопорядок есть порядок общественных отношений, закрепленный в нормах права, регулируемый ими и основанный на строжайшем соблюдении
2 Керимов Д.А. Свобода, право и законность.
- М., 1960. - С. 61.
3 См.: Керимов Д.А. Указ. соч. - С. 49.
4 См.: Теория государства и права. - М., 1962.
- С. 460.
законности»1, указывая, что гарантией обеспечения правопорядка является следование принципу законности.
Сквозь призму соблюдения требований социалистической законности рассматривали правопорядок С.С. Алексеев и Б.Г. Баланик. По мнению последнего, порядок урегулированных нормами права общественных отношений, установленный при соблюдении требований социалистической законности, есть правопорядок2.
По мнению С.С. Алексеева, правовой порядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований социалистической законности3.
В учебной литературе правопорядок предлагалось понимать как состояние, когда участники регулируемых нормами права общественных отношений сообразуют свое поведение со своими субъективными правами и юридическими обязанностями, претворяя в жизнь выраженную в нормах права государственную волю4.
В данном случае правопорядок рассматривается как полное подчинение субъектов правоотношений публичному праву, исключая из общественной жизни частные интересы граждан.
1966 г. отмечен публикацией серии определений понятия социалистического правопорядка, которые опирались на базовые признаки - общественные отношения, урегулированные нормами права и образующие совокупность правовых отношений, определяющих порядок действия их участников.
Так, Г.С. Котляровский представляет правопорядок как порядок, складывающийся в результате осуществления правовых норм в общественных отношениях,
1 Соколов Ю.А. Участие трудящихся в охране советского общественного порядка. - М., 1962.
- С. 12.
2 См.: Баланик Б.Г. Теория государства и права.
- М., 1963. - С. 173.
3 См.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. - Свердловск, 1963.
- С. 187.
4 Теория государства и права. - М., 1965. -С.433.
выражающийся в определенном, соответствующем нормам права порядке поведения, порядке действий участников этих отношений5.
И.Ф. Рябко отмечает, что «совокупность правовых отношений составляет социалистический правопорядок, который устанавливается в обществе в результате реализации требований правовых норм»6.
И.С. Самощенко полагает, что правопорядок - это соответствующая интересам советского народа система общественных отношений, которая складывается на основе и в соответствии с требованиями общенародного советского социалистического права7.
П.С. Грацианский определяет правопорядок как особое состояние общественных отношений, результат воздействия на них права, специфическое состояние волевых общественных отношений, возникающее в процессе наделения участников общественных отношений субъективными правами и юридическими обязанностями, указанными в нормах права8.
На основе принципа социалистической законности определяют правопорядок
А.И. Денисов, П.Т. Васьков, М.С. Строго-вич, Е.М. Чехарин.
5 См.: Котляровский Г.С. Правопорядок в советском обществе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1966. - С. 5; Он же. Некоторые вопросы советского социалистического правопорядка // Вопросы теории государства и права и истории политических учений: Уч. зап. ВЮЗИ. Вып. II. - М., 1960. - С. 94-100; Теория государства и права. - М., 1965. - С. 433; Теория государства и права. - М., 1970. - С. 505.
6 Габричидзе Б.Н., Рябко И.Ф. Местные Советы и воспитание социалистического правосознания трудящихся. - Ростов, 1966. - С. 7.
7 См.: Самощенко И.С. Понятие правонарушений по советскому законодательству. -М., 1963. - С. 47-51; Общая теория советского права. - М., 1966. - С. 376 и др.; Развитие теории государства и права XXII съездом КПСС.
- М., 1963. - С. 98.
8 См.: Грацианский П.С. Некоторые вопросы теории социалистического правопорядка // Тр. ун-та дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Т. 20. Экономика и право. Вып. 2. Вопросы государства и права. - М., 1967. - С. 8, 11, 14.
А.И. Денисов указывает, что наиболее тесно правопорядок связан с законностью и правоотношениями. Он есть система общественных связей и отношений, складывающихся как результат претворения в жизнь законности, и проявляется в конкретных правовых отношениях1.
П.Т. Васьков пишет, что правопорядок представляет собой определенную систему общественных отношений, складывающихся на основе социалистической законности и осуществления ее требований; он есть система общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. Правопорядок складывается в сфере правовых отношений в результате осуществления субъективных прав, исполнения юридических обязанностей участниками данных отношений2.
М.С. Строгович подчеркивает, что социалистический правопорядок есть основанный на социалистической законности порядок отношений людей в социалистическом обществе, выраженный и закрепленный в правовых нормах. Он представляет собой реализованное и реализуемое право, осуществленное и осуществляемое в отношениях людей, в их поведении, поступках. Правопорядок он понимал как существующий в государстве порядок отношений органов государства, общественных организаций и граждан, основанный на строжайшем соблюдении законов и уважении к ним3.
Е.М. Чехарин писал, что правопорядок есть основанный на социалистическом праве и социалистической законности режим взаимоотношений между всеми субъ-
1 См.: Развитие советской демократии и укрепление правопорядка на современном этапе.
- М., 1967. - С. 9.
2 См.: Васьков П.Т. Государственная дисциплина в СССР. - М., 1967.
3 См.: Строгович М.С. Социалистическая законность - незыблемый принцип нашей общественной жизни. - М., 1969. - С. 5; Он же. Основные вопросы советской социалистической законности. - М., 1966. - С. 19; Он же. Социалистическая законность, правопорядок и применение советского права. - М., 1966.
- С. 27-28.
ектами общественной и государственной жизни4.
В 1970-е гг. просматривается определенная переориентировка определения правопорядка на основе либо во взаимосвязи с социалистической законностью, в сторону нормативного понимания. Н.А. Стручков писал: «Совокупность правоотношений образует правопорядок, то есть тот порядок отношений в обществе, который урегулирован правовыми нормами»5.
Идея о том, что правопорядок образует совокупность правоотношений, нашла отражение и в фундаментальных теоретических монографиях, в которых правопорядок определяется как: «часть общественного порядка, которая охватывает волевые отношения, складывающиеся в результате соблюдения (исполнения, применения) норм права»6, как «упорядоченный, подзаконный порядок в общественной жизни; порядок в общественных отношениях, регулируемых правом, устанавливаемый посредством обеспечения исполнения законов (и основанных на них подзаконных актов)»7 или как «закрепленный в правовых нормах соответствующий государственной воле народа порядок, строй, уклад отношений между людьми и другими участниками социалистических отношений»8.
От приведенных выше формулировок и суждений в аспектах процессуальности и целевого предназначения отличается определение правопорядка, данное Л.С. Яви-чем: «.порядок отношений, складывающийся в результате осуществления норм права (правил поведения, установленных
4 См.: Чехарин Е.М. Теоретические проблемы политической системы советского общества: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1971.
- С. 41.
5 Стручков Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. - Саратов, 1970. - С. 22.
6 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. - М., 1970. - С. 536.
7 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право.
- М., 1973. - С. 130-137.
8 Горный Г.А. Социалистическая законность и воинский правопорядок. - М., 1973. - С. 16.
и охраняемых государством) и предусмотренных ими прав и юридических обязанностей, именуется правопорядком. Этот результат осуществления социалистической законности; порядок, при котором юридически гарантируется правовой статус, осуществление прав и выполнение юридических обязанностей»1.
Приближался срок, запрограммированный решениями XXII съезда КПСС, когда советские люди уже должны были жить в коммунистическом обществе, правда, переименованном к этому времени в общество развитого социализма. Все, кто достаточно хорошо разбирался в политике, экономике и праве, видели, что неясности во многих вопросах, особенно в правовом строительстве, оставались неразъясненными. Причины правонарушений не устранялись, преступность не искоренялась, правосудие и правоохранительные органы были загружены работой сверх меры и постоянно испытывали кадровый голод. Задачи, поставленные перед этими органами по укреплению социалистического правопорядка, не решались, хотя, как показывает наше исследование развития понятия о социалистическом правопорядке, варианты его определения были достаточно многообразны. Суть в том, что реальный правопорядок жизни общества в стране не совпадает с его теоретическими характеристиками и остается «непознаваемой вещью в себе». Желаемое понимание правопорядка, выдаваемое или предлагаемое как действительное, мало что давало для юридической науки и практики. Подчеркнем, что несоответствие теории и практики было замечено современниками и оценено, с нашей точки зрения, совершенно правильно.
Такая оценка исследования проблемы правового порядка была дана В.В. Борисовым в 1977 г.: «Как это и парадоксально, но в теории права трудно найти проблему, которая, будучи столь важна для правоприменительной науки и практики, как проблема правового порядка, вместе с тем была бы недостаточно разработана. В бурном по-
1 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. - С. 536.
токе правовой информации и обилии юридической литературы, появляющейся на книжных прилавках магазинов и стеллажах библиотек, можно назвать лишь единичные произведения, посвященные данным исследованиям. К проблеме правопорядка обращаются эпизодично и мимоходом»2.
Чтобы заполнить данный пробел,
В.В. Борисов разработал определение, которое сформулировал следующим образом: «Правовой порядок - это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулиро-ванностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права»3.
К огорчению практиков, данное определение оказалось далеко не исчерпывающим и, с нашей точки зрения, обоснованно подвергнуто критике профессором М.И. Байтиным, который отмечал, что, действительно, правопорядка не может быть без правовых отношений, справедливо указывал, что вместе с тем во второй, более пространной части данного определения, говорится о том, что правовые отношения основаны на «нормативных требованиях» (хотя не вполне понятно, что под ними имеется в виду), «принципах права и законности», «правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права». Но все эти компоненты так или иначе связаны с развернутой характеристикой, более подробным раскрытием правопорядка в качестве системы правоотношений как взаимосвязи прав и обязанностей, свободы и ответственности их субъектов, вследствие чего их включение в определение правопорядка вряд ли оправданно.
2 Борисов В.В. Правопорядок развитого социализма. Вопросы теории. - Саратов, 1977.
- С. 35.
3 Борисов В.В. Правопорядок // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М., 2000. - С. 563.
Кроме того, в рассматриваемых определениях указывается на то, что правовые отношения основываются «также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях», далее следует обоснованная оценка объекта понятия, предложенного В.В. Борисовым: «Разумеется, в условиях демократического строя правопорядок формируется под непосредственным взаимодействием демократии, ее требований. Но это опять-таки должно быть отражено при раскрытии, более подробной характеристике его понятия, а не в кратком (или относительно кратком) определении»1.
Последующие определения правопорядка не только не приблизились к истине, но, напротив, продолжали демонстрировать несоответствие юридической теории реалиям общественной жизни.
1980-1990 гг. связаны с коренными изменениями политического и социальноэкономического строя России, в тот же период продолжался инерционный процесс объединения юридических категорий с соблюдения исполнения гражданами законов, о чем свидетельствует следующий перечень выработанных в 1980-1990 гг. определений:
1. Правопорядок - это «состояние волевых общественных отношений социализма, урегулированных системой действующего права с целью защиты, охраны и укрепления власти советского народа при руководящей роли КПСС и рабочего класса»2. Автор указанного определения, Т.М. Шамба, аргументирует понимание правопорядка как реального состояния основанных на социалистическом праве и законности общественных отношений. По его мнению, правопорядок есть результат практического претворения в жизнь объективных законов развития права, выраженных прежде всего в юридических нормах, законах государства, а также в правовых
1 Байтин М.И. Сущность права. - Саратов, 2001. - С. 307.
2 Мураметс О.Ф., Шамба Т.М. Правопорядок в развитом социалистическом обществе.
- М., 1979. - С. 43.
принципах, правосознании, научных кон-цепциях3.
2. Н.И. Привезенцев отстаивает взгляд на правопорядок, который не во всем совпадает с традиционными представлениями. Не отрицая полезности рассмотрения правопорядка как результата действия законности, он подчеркивает конструктивные моменты во взглядах тех ученых, которые рассматривают правопорядок как меру (объем) отклонений от требований действующего законодательства. Вторым важным признаком правопорядка, на его взгляд, является тот или иной уровень состояния правоохранительных органов, профессионализм, «боевитость», их сотрудников, т.е. порядок в самой системе права, в том числе в системе правоохранительных органов. Поэтому правопорядок есть мера (объем) отклонений от правомерности (законности) в самом законодательстве, но больше в актах поведения4.
3. Правопорядок - это «совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующихся на законах и их строгом выполнении»5.
4. Правопорядок - это «система общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; состояние урегулированности социальных связей»6.
5. Правопорядок представляет собой основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных от-
3 См.: Шамба Т.М. Демократизм советского правопорядка (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1985.
- С. 19-20.
4 См.: Привезенцев Н.И. Законность и правопорядок в условиях формирования гражданского общества и правового государства в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1997. - С. 8.
5 Общая теория права / Под общ. ред. А.С. Пи-голкина. - М., 1996. - С. 262.
6 См.: Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2001.
ношений на определенном этапе развития общества1.
К заключительному этапу процесса научного исследования социалистического правопорядка можно отнести позицию
В.С. Нерсесянца, обоснованная критика которой дана профессором М.И. Байтиным. Прежде чем перейти к критике, он указывает: «Рассмотрение проблемы правопорядка вне рамок сугубо нормативного, “традиционного” понимания права может привести к неустранимым противоречиям и к невозможности дачи определения правопорядка, соответствующего тем отношениям, которые фактически существуют в нашем обществе. Примером тому может служить трактовка правопорядка представителем широкого правопонима-ния В.С. Нерсесянца с позиций концепции развития права и закона. Он определяет понятие “правопорядок” как порядок “взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции”, то есть системы правовых отношений. Вслед за этим, предлагая деление правопорядка на “абстрактнодолжный” и “реальный”, В.С. Нерсесянц утверждает, что под первым из них “имеется в виду предмет правовой регуляции, то есть статичное состояние права, абстрактно-общие нормы объективного права, предусматривающие юридически должный порядок взаимоотношений людей в той или иной области правовой регуляции”»2. Противоречие заключается в том, что, характеризуя правопорядок сначала как правоотношения, автор затем определяет «абстрактно-должный» правопорядок как право в объективном смысле, т.е. действующее, позитивное право. Поскольку автор декларирует его в качестве предмета правового регулирования (хотя общеизвестно, что в юридической науке под предметом правового регулирования принято понимать отношения между людьми), по В.С. Нерсе-сянцу получается, что право регулирует право. Отмеченные противоречия усугуб-
1 Теория государства и права / Под ред. В.М. Ко-рельского и В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М., 2002. - С. 476.
2 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М., 1999. - С. 529-530.
ляются введением еще одного понятия «реального правопорядка», под которым автор подразумевает «фактически соблюдаемый и реально функционирующий абстрактно должный правопорядок, т.е. надлежащее практическое действие (реализацию) норм объективного права»3.
Очевидно, что попытка определить понятие «реального» правопорядка через соблюдение «абстрактно-должного» правопорядка, смешиваемого с правом и законностью, мало что могут дать для юридической науки и практики4.
Анализируя определения правопорядка, разработанные его предшественниками, профессор М.И. Байтин выделяет следующие наиболее существенные признаки правопорядка, на его взгляд, необходимые для правильного понимания данной категории:
«Во-первых, правопорядок - это порядок в общественных отношениях, регулируемых правом; это внутренне согласованная система правовых отношений.
Во-вторых, это порядок, при котором государством гарантируется осуществление субъективных прав и исполнение юридических обязанностей участников правоотношений.
В-третьих, это упорядоченный посредством права, его применения и иных форм реализации подзаконный порядок в общественной жизни, ее нормальное состояние, основное содержание которого составляет правомерное поведение, практическое осуществление законности»5.
Сообразно этому в связи с множеством определений, данных ранее многочисленными авторами, профессор М.И. Байтин в монографии «Сущность права» конструирует следующую дефиницию: «Правопорядок - это порядок в общественных отношениях, регулируемых правом, при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений, обеспечива-
3 Там же.
4 Байтин М.И. Сущность права. - Саратов,
2001. - С. 310.
5 Там же. - С. 323.
Юридическая наука и правоохранительная практика ются их правомерное поведение, осуществление законности»1.
Дефиниция, сформулированная профессором М.И. Байтиным, выгодно отличается от всех предшествующих тем, что опирается на родовой признак «общественный порядок» и характеризуется системой существенных видовых признаков, которые могут быть положены в основу развития данного понятия с учетом изменяющихся общественно-правовых, социально-экономических и политических отношений, формирующих правопорядок начала XXI в.
1 См.: Байтин М.И. Указ. соч. - С. 323.
На основе определения правопорядка профессора М.И. Байтина и с использованием проанализированных дефиниций его предшественников местный правопорядок можно определить следующим образом:
Местный правопорядок - это государственный правопорядок, сочетающий в себе элементы публичного и частного права, делегированного государством органам местного самоуправления в порядке перераспределения полномочий, и общественные отношения, урегулированные муниципальным правом с учетом местных условий и особенностей конкретного муниципального образования.