У.И. Нехаева
ПРАВОПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ: СООТНОШЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Формирование гражданского общества и правового государства предполагает наличие стабильности, устойчивости, должного общественного и правового порядка во всех важнейших сферах общественной и частной жизни членов общества. Только на такой основе действуют все механизмы, обеспечивающие реализацию прав, свобод, рациональных интересов и потребностей каждой личности.
Правопорядок как составная часть общественного порядка является стержневой основой полноценного функционирования государственных органов и институтов гражданского общества. Проблемы становления реального правопорядка в системе общественных отношений, его соотношения и взаимосвязи с общественным порядком сохраняют свой актуальный характер.
Как состояние упорядоченности в определенной совокупности общественных отношений, общественный порядок обеспечивается регулятивным потенциалом норм общественного поведения, представленных нормами морали, традициями, обычаями, политическими нормами, нормами общественных организаций и другими видами действующих социальных норм.
Однако без опоры на правовой потенциал общественный порядок утрачивает необходимую устойчивость и высокую степень эффективности. Гражданское общество, функционирующее в целом на началах саморегулирования, объективно нуждается в установлении различных форм взаимосвязи с государственными органами и в правовой регламентации определенных типов общественных отношений, то есть испытывает потребность в наличии должного правопорядка в наиболее важных сферах жизни членов общества.
Будучи составной частью общественного порядка, правопорядок представляет собой состояние (режим) правовой упорядоченности (урегулированности и согласованности) определенной части общественных отношений, складывающихся в условиях действия принципа законности, основанного на точном и полном осуществлении предписаний юридических норм всеми субъектами права [1, с. 723724].
С.С. Алексеев понимает под правопорядком состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности. «Правопорядок, - пишет он, - результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок - это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности» [2, с. 164-165].
Правопорядок является результатом и конечным итогом осуществления законности в обществе, самой законностью в действии [3, с. 419]. Неразрывность законности и правопорядка подчеркивают Н.Г. Александров [4, с. 130], В.В. Борисов [5, с. 21], М.И. Байтин [6, с. 416-421] и многие другие исследователи.
Правопорядок, подчеркивает М.И. Байтин, представляет собой «порядок в общественных отношениях, регулируемых правом, при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений, обеспечиваются их правомерное поведение, осуществление законности» [6, с. 420].
А.В. Поляков отмечает, что правопорядок «неотделим от понятия права и можно утверждать, что там, где есть право, есть и правопорядок, и наоборот» [7, с. 631].
Итак, реальное проявление правопорядка в жизнедеятельности членов общества естественно связывается с фактором проявления потенциала права и наличия режима законности. В свою очередь, законность опосредована наличием и функционированием соответствующих законов. Отсюда логически следует вывод, что от содержания и качества действующих законов зависят и режим законности, и состояние складывающегося в обществе правопорядка.
Действующие в обществе законы - та первооснова, которая непосредственно отражает и затрагивает интересы и потребности, социальный и правовой статус большинства членов общества.
Л.С. Явич писал: «Полная и беспрепятственная реализация права может иметь место тогда, когда законы государства верно отражают объективные закономерности общественного развития и когда в стране существует режим законности. Под последним надо понимать такие экономические и политические условия... при которых соблюдение законов государства, неприкосновенность прав граждан и добросовестное исполнение обязанностей являются принципом деятельности всех государственных
органов и негосударственных (общественных) организаций, поведения должностных лиц и граждан» [8, с. 154].
Суждения об адекватности содержания законов закономерностям общественного развития приобретают особую актуальность в условиях формирования основ гражданского общества и правового государства.
Становление подобия законности и определенного правопорядка утверждалось и в условиях антидемократических (тоталитарных) режимов. Устанавливаемые в тех условиях законы, юридические предписания откровенно выражали волю и интересы элитно-властных структур, заинтересованных в поддержании правопорядка, обеспечивающего их господствующее положение и игнорирующего, ограничивающего и подавляющего права и свободы подавляющей части членов общества.
Общественная ситуация начинает меняться только тогда, когда действующие законы начинают в той или иной мере соответствовать определенным социальным, политическим, духовно-нравственным и иным ожиданиям членов общества, когда потенциал законов и юридических предписаний обусловливает должный уровень правопорядка. В таком правопорядке начинает концентрироваться сущность осознанного и целенаправленного регулирования соответствующих общественных отношений, участниками которых становится большинство членов общества со своими жизненно важными устремлениями, притязаниями, интересами, потребностями.
Истинная сущность правопорядка проявляется лишь тогда, когда личность, ее права и свободы признаются высшей ценностью не декларативно, а практически повседневно, буднично. В этом случае можно говорить о весьма высокой стадии реально сложившегося в недрах общественной и частной жизни правового порядка. Такая высокая шкала правопорядка достижима лишь в условиях становления и функционирования гражданского общества и правовой государственности.
Именно в гражданском обществе «право возвышается над властью (политикой), ставит в центр общественной жизни человека, его достоинство, высший статус и неотъемлемые права» [9, с. 692]. Эти ценностные правовые начала пронизывают содержание правовых законов, обусловливают правопорядок в системе общественных отношений.
Правовая основа гражданского общества и правового государства аккумулируется потенциалом правовых законов, которые призваны иметь системный характер, то есть занимать господствующее положение во всей совокупности нормативно-правовых актов. Известно, что верховенство именно правового закона является одним из ведущих признаков правового государства и несомненной ценностью гражданского общества. Интегрированный правовыми законами порядок в системе сущностных общественных отношений становится истинно правовым. На основе такого правопорядка и гражданское общество, и правовое государство в наибольшей степени раскрывают свой многогранный потенциал и обеспечивают должное положение человека в социуме по статусу реальной высшей ценности.
Таким образом, по мере созревания основ гражданского общества и правового государства постепенно усматривается наличие непосредственной взаимосвязи между расширяющейся системой правовых законов и позитивным совершенствованием и развитием правового порядка во всех ведущих областях жизнедеятельности членов общества.
Разумеется, становление правопорядка обусловлено не только потенциалом действующих законов, но и нормами подзаконных нормативных актов. Но идеи, требования, принципы гражданского общества и правового государства ориентируют правовую действительность на достижение высших уровней законности и правопорядка, поскольку в рамках таких правовых параметров личность как высшая социальная ценность реализует свои права, свободы, жизненные интересы. Достижение этого возможно лишь посредством правовых законов, подзаконные акты в этом процессе носят дополнительный, вспомогательный характер, они содействуют реализации предписаний правовых законов. А это позволяет констатировать, что именно правовые законы наполняют ценностным потенциалом содержание законности и правопорядка.
Ценностный характер правовых законов заключается в том, что их правила поведения предназначены личности, каждому члену общества. Нормы и предписания правовых законов исходят в первую очередь из приоритетных предпочтений: служить гражданскому обществу, исходить из интересов и потребностей большинства членов общества, находиться в услужении личности и подводить под эти функциональные параметры деятельность государственных органов (должностных лиц), институтов гражданского общества.
Наличие правовой Конституции страны, насыщенной системы правовых законов, соответствующих правовых принципов и иных правовых ценностей обусловливает своеобразный правовой идеал, лежащий в основе формирования и функционирования гражданского общества и правового государства, он не может не влиять на становление высокого уровня законности и правопорядка в системе значимых
общественных отношений. Правовые законы в конечном счете придают истинно правовой характер не только режиму законности, но и содержанию правопорядка.
В.С. Нерсесянц писал: «Когда речь идет о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются в виду, конечно, не всякий закон и не всякая законность, а именно правовой закон и правовая законность - в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности» [10, с. 529-530]. Говоря о правонарушающем характере закона, В.С. Нерсесянц, видимо, подразумевал закон позитивного права, не адекватный идеям и принципам естественного права и другим правовым ценностям, что характерно для общественной жизни вне правовых параметров гражданского общества и правового государства.
В условиях признания приоритета правовых ценностей удельный вес неправовых законов постепенно уменьшается, уступая место системе правовых законов. Но, как справедливо отмечает М.И. Бай-тин, и в «демократическом правовом государстве могут приниматься отдельные неудачные и даже "плохие" законы, но они составляют исключение, а не правило» [6, с. 422].
Тенденции к установлению и функционированию правовых законов отражают естественную природу гражданского общества и правового государства, исповедующих правовую законность и правовой порядок в системе многогранных общественных отношений. Правовые законы - та регулятивная ценность, которая вносит начала законности и правопорядка во все ведущие сферы жизнедеятельности членов общества, обеспечивая тем самым достижение жизненных устремлений и интересов каждой личностью.
Литература
1. Скакун О Ф. Теория государства и права: Энциклопедический курс. Харьков, 2005.
2. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд. М., 2008.
3. Теория государства и права: Учебник. Харьков, 2006.
4. Александров Н.Г. Социалистическая законность // Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. М., 1973.
5. Борисов В.В. Некоторые актуальные вопросы развития правового порядка // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.И. Байтина. Саратов, 1998. Вып. 1 (10).
6. Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М., 2005.
7. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001.
8. Явич Л.С. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической нормы. Л., 1985.
9. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.
10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1999.