УДК 340.132 ББК 67.0
Працко Геннадий Святославович Pratsko Gennady Svyatoslavovich
профессор кафедры коммерческого и предпринимательского права Донского государственного технического университета, профессор кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия доктор философский наук, доктор юридических наук, профессор.
Professor at the Department of the Commercial and Entrepreneurial Law of the Don State Technical University, Professor of the Department of Theory and History of Law and State University of Justice, Doctor of Philosophy, Doctor of Law, Professor. E-mail: [email protected]
ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Social and legal order in the vital activity of a civil society
В статье анализируются некоторые теоретические аспекты становления и взаимосвязи общественного и правового порядка в условиях формирования и развития гражданского общества и правовой государственности. Автор акцентирует внимание на особенностях и общественного, и правового порядка - тех взаимосвязанных составных частях, которые обусловливают позитивное функционирование гражданского общества.
Ключевые слова: гражданское общество, общественный порядок, правовой порядок, система права, правовые законы, принцип законности, социальные нормы, права и свободы личности.
The article analyzes some theoretical aspects of the formation and interrelation of social and legal order in the conditions offormation and development of civil society and legal statehood. Attention is focused on the peculiarities of both the social and legal order - those interrelated components that determine the positive functioning of civil society.
Keywords: civil society, public order, legal order, system of law, legal laws, principle of legality, social norms, rights and freedoms of the individual.
Постановка вопроса о взаимосвязи общественного и правового порядка вытекает из проблемы форм связи гражданского общества и правового государства, сотрудничества между ними. При этом следует учитывать то обстоятельство, что формирование и развитие указанных феноменов находятся в современной России лишь у начала этих процессов и рассматриваются в качестве основополагающих целей. Поэтому проблема выявления точек соприкосновения общественного и правового порядка в условиях функционирования гражданского общества в целом носит сугубо теоретический характер.
Приложение потенциала складывающегося гражданского общества к процессам становления правовой государственности усиливает научный интерес к проблеме соотношения общественного и правового порядка. Гражданское общество должно быть заинтересовано в том, чтобы не допускать серьезного вмешательства государства в свои сугубо обществен-
ные формы функционирования, самоуправляемые и автономные институты и учреждения.
Обоснованным и целесообразным представляется своевременное и пристальное внимание со стороны структур гражданского общества к процессам становления и функционирования правовой государственности, что способно свести к разумному минимуму чрезмерное и неоправданное влияние механизма государства на сферы жизнедеятельности объединений граждан и частную жизнь личности. Такой подход гражданского общества к сотрудничеству с государством обусловлен тем, что данное общество по своей природе и сущности не может безоговорочно подстраиваться под государственные стандарты, осуществлять функции государства. Такая бдительность со стороны структур гражданского общества становится гарантией того, что общественный порядок не будет поглощен правовым порядком, не утратит свое целевое предназначение, а останется основой, фундаментом становле-
ния необходимого государству и обществу правового порядка.
Гражданское общество строится «на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов множества социальных групп и слоев, их представителей. Причем это многообразие объективно стремится к постоянным изменениям, находится в динамике, образуя и прерывая вертикальные и горизонтальные связи» [4, с. 701]. Поэтому такая динамика гражданского общества не может протекать вне рамок общественного и правового порядка.
Природа и сущность гражданского общества объективно обусловлены интересами и потребностями автономных и свободных личностей, многогранной деятельностью граждан и их многочисленных объединений. Личность, ее права и свободы воспринимаются гражданским обществом в качестве высшей социальной ценности. Достижение конкретной личностью своих жизненных устремлений возможно лишь на основе тех благоприятных условий, которые инициирует гражданское общество, и в соответствии с теми правовыми предписаниями и установками, которые исходят от правовых законов, то есть на базе и общественного, и правового порядка.
Гражданское общество - такое состояние общественных отношений, которое характеризуется активным соотношением и взаимодействием правовых и неюридических средств воздействия на поведение членов общества адекватно сложившимся жизненным обстоятельствам. В практическом соотношении юридических и неправовых социальных норм в сферах гражданского общества следует усматривать природу зарождения и общественного порядка, и правового порядка, а также особенности их взаимосвязи и единства. В свете сказанного возникает вопрос: с какими сферами функционирования (общественными или государственными структурами) связаны соответственно общественный порядок и правовой порядок?
В плане поиска ответа на данный вопрос интерес представляют некоторые взгляды, касающиеся состояния и видов правового порядка в системе общественных отношений. В частности, по мнению Д. М. Грачева, необходимо различать гражданский правовой порядок и государственный правовой порядок [3]. Гражданский правопорядок он рассматривает в
широком и узком смысле слова. В широком смысле указанный правопорядок представляет собой упорядоченное состояние системы общественных отношений, которое проявляет себя хотя и в связи с государственным воздействием, но является автономным, отграниченным от государственного правопорядка [3]. Гражданский правопорядок в узком смысле слова рассматривается как правовое состояние гражданского общества - самостоятельного и функционально первичного явления по отношению к государству.
Представленная научная позиция не может быть признана логичной, целесообразной и обоснованной. Она только вносит элементы путаницы в понимание особенностей и характера соотношения общественного и правового порядка как тех правовых состояний, которые, с одной стороны, являются относительно самостоятельными, а с другой - тесно взаимосвя-занны составными частями единого целого.
Если рассматривать общественный порядок исключительно достоянием гражданского общества, а правовой порядок в качестве монополии государства, тогда необходимо признать наличие между ними жесткой границы, не допускающей какой-либо связи между данными правовыми состояниями. Однако реальная действительность свидетельствует о необходимости тесной взаимосвязи между гражданским обществом и правовым государством. А это ведет к тому, что естественно устанавливается взаимосвязь между общественным порядком и правовым порядком.
Следует констатировать, что нет никакой необходимости приписывать гражданскому обществу творение гражданского правопорядка. Гражданское общество в состоянии моделировать и поддерживать наличие общественного порядка, но не правопорядка, это не его сфера действия. Наличие правопорядка, качество его содержания целиком и полностью зависят от государства, его компетентных структур. Что же касается взаимосвязи общественного и правового порядка, то это процесс объективный и в нем должны быть кровно заинтересованы и гражданское общество, и правовое государство.
Несомненным достижением юридической науки является положение о том, что правовой порядок является составной частью общественного порядка. Это созвучно тому положению, что гражданское общество является
условием и предпосылкой становления и развития правового государства. В этом и состоит единая основа взаимосвязи и сотрудничества гражданского общества и правового государства и одновременно тесной взаимосвязи общественного и правового порядка как естественных составных частей единого целого. В качестве такого единого целого выступает та правовая (юридическая) основа, которая вносит необходимые элементы гармонии и упорядоченности в функционирование и гражданского общества, и правового государства.
Становление должного общественного порядка обусловлено тем обстоятельством, что гражданское общество и его институты являются ареной, где проявляется потенциал неюридических социальных норм (норм нравственности, норм общественных, политических, религиозных объединений). Указанные виды социальных норм образуют ту нормативно-регулятивную систему, которая направляет в нужное русло разнообразные общественные отношения развивающегося гражданского общества. В итоге и образуется должный общественный порядок, который позитивно влияет на все многообразие общественных отношений, сознание членов общества, их гражданское поведение. В итоге общественный порядок инициирует тот социально-общественный микроклимат, который активно проникает и в правовую действительность.
В условиях быстротекущих, не всегда предсказуемых жизненных обстоятельств упорядоченность отношений и связей между членами общества достигается во многом именно благодаря оперативному приложению потенциала соответствующих видов социальных норм. В итоге складывается надежный общественный порядок, требования которого усваивают члены общества и обретают готовность с уже сформированными позитивными задатками входить и в соответствующие области правовой действительности. Тем самым компоненты общественного порядка привносятся в правовую жизнь общества, что ведет к установлению требуемых контактов между общественным и правовым порядком, соприкосновение которых кладет начало активному взаимодействию между юридическими нормами и неюридическими социальными нормами. Таким образом создается общая нормативно-ре-
гулятивная база для нормального и полноценного функционирования и гражданского общества, и правового государства.
И общественный порядок, и правовой порядок являются теми равнодействующими инструментами, посредством которых достигается необходимая гармония всей системы общественных отношений. В демократическом обществе, где пальма первенства отводится правовым дозволениям (а не запретам), правам и свободам человека и гражданина первостепенная, даже глобальная роль отводится общественному порядку, который воздействует на свободную, активную, целеустремленную личность.
Общественный порядок - это такое состояние общественных отношений, которое позволяет большинству членов общества достигать значительной части жизненных притязаний и устремлений на сугубо общественных началах, не прибегая к силе и потенциалу права. Сущность гражданского общества состоит в том, чтобы обслуживать насущные интересы и потребности каждой личности. Для достижения этой цели гражданское общество обладает достаточными ресурсами и механизмами и в значительной степени опирается лишь на регулятивные возможности неюридических социальных норм. В итоге усилиями гражданского общества и его институтов конструируется должный общественный порядок, отражающий интересы как самого общества, так и большинства его членов.
Общественный порядок представляет собой «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их общественных интересов, общественное и личное спокойствие» [5, с. 475].
Общественный порядок - это соответствующая интересам и потребностям гражданского общества и личности социально-нормативная согласованность, организованность, упорядоченность всей системы общественных отношений, основанная на потенциале неюридических социальных норм. Являясь следствием успешного и эффективного приложения
потенциала всех разновидностей неюридических нормативных регуляторов, общественный порядок олицетворяет и представляет позитивную жизнедеятельность гражданского общества и его членов. Устойчивый, надежный, отрегулированный, адаптированный сложными жизненными обстоятельствами общественный порядок представляет собой благодатную почву для подключения к нему потенциала правового порядка.
Объединение потенциалов общественного и правового порядка вводит в действие взаимосвязь различных видов социальных норм и соответствующих правовых норм, что обеспечивает целенаправленное и эффективное упорядочение значимых общественных отношений. Нормы морали (нравственности), традиции, обычаи, политические, корпоративные, эстетические, религиозные и иные виды социальных норм, аккумулирующие общественный порядок, активно и естественно начинают взаимодействовать с юридическими нормами и на этой основе контактировать с правовым порядком, опираться на его устойчивый и эффективный потенциал.
Взаимодействие гражданского общества и правового государства, неюридических социальных норм и норм права, общественного и правового порядка ведет к упорядоченности всех общественных отношений, прямо или косвенно затрагивающих интересы и потребности общественных и государственных структур и каждой личности, усматривающей в этом жизненные выгоды. Соотношение между общественным и правовым порядком становится взаимно выгодным.
Подключение общественного порядка к потенциалу правового порядка вводит значительную часть членов гражданского общества в ведущие сферы правовой действительности, где субъекты права как члены гражданского общества проявляют свою готовность вести себя правомерно, уважать действующие правовые законы и в порядке обратной связи усиливать потенциал и возможности правового порядка.
В процессе развития гражданского общества юридические нормы становятся надежным связующим звеном, основой приложения регулятивного потенциала неюридических социальных норм, что позитивно сказывается на укреплении общественного порядка, уси-
лении политического, социального, правового статуса личности. На этой основе усиливается и потенциал правового порядка.
Правопорядок - результат действия режима законности, он состоит в воплощении предписаний законов, соответствующих юридических норм в правомерном поведении субъектов права, в должном, позитивном состоянии регламентируемых общественных отношений. С. С. Алексеев отмечает, что «правопорядок -это состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности» [1, с. 194].
Правопорядок характеризуется как «состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права» [6, с. 759-760].
Правопорядок - это «объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированно-стью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права» [2, с. 563].
Подлинный правовой порядок есть реализованная в обществе правовая законность, практическим следствием чего становится легитимное и четко отлаженное функционирование органов государственной власти и управления всех уровней, системы органов местного самоуправления, общественных объединений; реальное обеспечение прав и свобод каждой личности; успешное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в общественной жизни; обстоятельный контроль состояния правонарушений (преступности) в обществе и оперативное и эффективное реагирование на факты противоправного поведения. Правовой порядок в соотношении с режимом правовой законности - та
надежная правовая основа общественной жизни, которая обусловливает, усиливает, стимулирует, ориентирует развитие общественных отношений в направлении процессов формирования гражданского общества и правового государства.
Обусловленный правовой законностью стабильный правопорядок является той юридической базой, на которой осуществляется все многообразие позитивных форм жизнедеятельности людей, достигаются основополагающие жизненные цели, задачи, интересы подавляющей части членов общества. Чем выше уровень и содержание правового порядка, тем более четко и зримо проявляется практическое действие режима правовой законности, присущей гражданскому обществу и правовому государству.
Именно гражданское общество в наибольшей степени испытывает объективную потребность в укреплении правопорядка посредством правовых норм, норм морали, политических и иных норм общественного поведения. Гражданское общество заинтересовано в стабильном правопорядке, поскольку на его основе продуктивно формируется цивилизованная рыночная экономика, полноценно функционируют все ветви государственной власти, активно осуществляется многогранная деятельность общественных организаций, различных объединений граждан, удовлетворяются материальные, интеллектуальные, духовные интересы и потребности членов общества. Гражданское общество заинтересовано в наращивании регулятивного и охранительного потенциала системы нормативных регуляторов при особой роли правовых средств.
Будучи жизненно необходимым государственно-правовым явлением, правопорядок вносит необходимые элементы баланса и гармонии в общественные отношения, приводит к общему знаменателю интересы сторон в конкретных жизненных обстоятельствах, устраняет противостояние и состояние социальной напряженности во взаимоотношениях между людьми.
Итак, правопорядок - это должное, обусловленное правом состояние упорядоченности и организованности общественной жизни; эффективный результат функционирования
права, правовых законов, правовой законности в условиях становления и развития гражданского общества; основа реального обеспечения и реализации прав и свобод человека и гражданина; результат своевременного и полного исполнения всеми субъектами права своих юридических обязанностей; ставка значительной части членов общества на осуществление в соответствующих ситуациях правомерного поведения; реальное воплощение принципа неотвратимости юридической ответственности за каждое осуществленное правонарушение (преступление); целенаправленная деятельность государства, опирающегося на значительный потенциал гражданского общества.
Правопорядок как реализованная правовая законность в полной степени проявляет свои ценностные качества лишь в условиях зрелой демократии, на базе формирующегося гражданского общества. Вне демократии правовой порядок не может в полной степени учитывать и отражать интересы и потребности значительной части членов общества. В условиях антидемократического режима определенный порядок общественных отношений есть следствие произвола и беззакония, игнорирования и посягательства на естественные права, свободы, интересы членов общества.
С помощью норм права регулируются и охраняются наиболее важные общественные отношения, что и является основой формирования должного правопорядка - составной и притом главной части общественного порядка. От особенностей, содержания, состояния правопорядка в решающей степени зависит и функционирование общественного порядка в целом. При обратной связи устойчивый, качественный общественный порядок закладывает благоприятные условия для становления должного правопорядка.
Соотношение общественного и правового порядка в практическом плане поощряет уважительное отношение членов гражданского общества как к нормам права, правовым законам, так и к системе всех социальных норм, правил общественного поведения. Следовательно, природу правового и общественного порядка необходимо усматривать во взаимодействии норм права и неюридических социальных норм.
Литература
1. Алексеев С. С. Теория права. М., 1994.
2. Борисов В. В. Правопорядок // Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001.
3. Грачев Д. М. Механизмы воплощения правовой культуры в гражданском правопорядке // Административное и муниципальное право. 2008. № 2.
4. Гулиев В. Е. Государство и гражданское общество // Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права. М., 2005.
5. Лазарев В. В. Законность и правопорядок // Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999.
6. Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А. Я. Сухарев. М., 2001.
7. Працко Г. С. Порядок общества: теоретико-правовые основания: монография. Ростов н/Д, 2006.
8. Працко Г. С. Политический плюрализм: правовое измерение и субъекты порядка: монография. Ростов н/Д, 2009.
Bibliography
1. Alekseev S. S. Theory of law. Moscow, 1994.
2. Borisov V. V. Legal order // Theory of state and law. Course of lectures / ed. N. I. Matuzov, A. V. Malko. Moscow, 2001.
3. Grachev D. M. Mechanisms for translating legal culture in civil law and order // Administrative and municipal law. 2008. № 2.
4. Guliyev V. E. The State and civil society // Golovistikova A. N., Dmitriev Yu. A Problems of State and law theory. Moscow, 2005.
5. Lazarev V. V. Law and order // Problems of the general theory of law and State / ed. V. S. Nersesjanc. Moscow, 1999.
6. Russian law encyclopedia / chief editor A. Sukharev. Moscow, 2001.
7. Pratsko G. S. Order society: theoretical and legal grounds: monograph. Rostov-on-Don, 2006.
8. Pratsko G. S. Political pluralism: legal dimension and order entities: monograph. Rostov-on-Don, 2009.